Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки – что говорит закон

ВС уделил внимание вопросам соцподдержки отдельных категорий граждан

17 июня Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, который включает в себя 23 правовые позиции.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев полагает, что в Обзоре довольно сложно выделить наиболее значимые правовые позиции, поскольку он весь посвящен важной категории правовых отношений, связанных с защитой прав и законных интересов наиболее незащищенных категорий граждан. «Анализируя позиции ВС, изложенные в каждом пункте Обзора, можно хорошо проследить основную идею, заложенную в них, а именно то, что как государство, так и суды при рассмотрении дел граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, должны исходить из принципа максимальной защиты последних, и какие-либо формальные причины не могут служить основанием для препятствия реализации их прав», – подчеркнул он.

Эксперт с сожалением отметил, что отказы уполномоченных органов в реализации прав граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, чаще всего обусловлены именно формальными основаниями и нежеланием оказать их, по всей видимости, исходя из целей экономии бюджетных средств. «По этой же причине, иногда и не скрывая этого, и суды периодически допускают существенные ошибки при рассмотрении данных споров, поскольку с одной стороны этого спора выступает гражданин, а с другой – государственный уполномоченный орган», – считает Илья Прокофьев.

Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев отметил, что малозащищенные слои населения (инвалиды, сироты, пенсионеры) являются наиболее слабой стороной в правоотношениях с государственным органом в плоскости социальной поддержки. «Данный Обзор практики однозначно делает акцент в пользу таких граждан, уравнивая, если можно так сказать, баланс интересов», – убежден он.

Адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов г. Москвы Елизавета Бернштейн считает, что своим Обзором Президиум ВС РФ поддержал социально не защищенные слои населения, которое больше всегда нуждаются в помощи.

Обеспечение лекарствами и медпомощью

В п. 1 документа отмечено, что текущее законодательство предусматривает бесплатное обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей (в том числе лекарствами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения). По жизненным показаниям консилиум врачей федеральной специализированной медорганизации может назначить пациенту лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории РФ.

«В России достаточно много случаев, когда гражданам отказывают в получении лекарств, ссылаясь на отсутствие их в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, но есть исключения, о которых никто не говорит», – отметила Елизавета Бернштейн.

В п. 2 отмечено, что отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную законом бесплатную медпомощь (в том числе диагностику заболеваний).

По мнению Илья Прокофьева, вышеуказанные правовые позиции ВС должны повлиять на судебную практику по рассмотрению таких категорий споров и снизить количество необоснованных отказов уполномоченных органов.

Исходя из п. 3 Обзора, несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном лекарстве по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не могут лишать гражданина права на получение бесплатного медикамента.

Согласно п. 4 в случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарствами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, которое привело к их покупке за счет собственных средств, понесенные гражданином расходы могут быть возмещены за счет такой организации.

Защита детей-инвалидов

В соответствии с п. 5 достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не влечет отказ в выплате одному из его родителей компенсации затрат на его обучение, организованное на дому в связи с невозможностью посещать школу по состоянию здоровья.

В п. 6 разъяснено, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер соцподдержки реализуется по месту жительства их законных представителей. «Ранее Верховный Суд неоднократно излагал аналогичные разъяснения, но рассматриваемое дело иллюстрирует, что нижестоящие суды не учли позицию высшей судебной инстанции при рассмотрении идентичного спора. При этом суды не только не учитывают правовые позиции ВС РФ, но и, видимо, не анализируют даже действующее законодательство при рассмотрении дел, что приводит к грубым правовым ошибкам с их стороны», – отметил Илья Прокофьев.

В п. 7 отмечено, что при необеспечении территориальным органом ФСС России в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к оплате стоимости такого проезда за счет собственных средств гражданина, потраченные им средства могут быть возмещены за счет вышеуказанного органа фонда как убытки.

«Хочется верить, что с учетом выхода Обзора количество таких ошибок в нижестоящих судах и уполномоченных органах все-таки будет сокращаться», – выразил надежду Илья Прокофьев.

Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

В п. 8 указано, что наличие у гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа ему в предоставлении таких мер. Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. В следующем пункте Обзора отмечено, что получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину вышеуказанную компенсацию, информации о наличии у получателя задолженности по этим платежам не является достаточным основанием для приостановления предоставления такой меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

«В большинстве случаев органы социальной поддержки не выясняют причины неоплаты коммунальных услуг, а сразу приостанавливают выплаты», – отметила Елизавета Бернштейн.

Исходя из п. 10, в случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (ее размера, отказа в предоставлении, приостановления, возобновления или прекращения предоставления субсидии) уполномоченный орган обязан доказать в суде правомерность его действий. В п. 11 Обзора поясняется, что сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера такой ежемесячной денежной выплаты, могут быть как представлены самим гражданином при личном обращении в орган соцзащиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.

Читайте также:
Финансовая пирамида: как распознать и уберечь свои деньги?

В п. 12 отмечено, что не допускается удержание органом соцзащиты излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия последнего. При отказе гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания разрешается в суде.

Из п. 13 документа следует, что субъекту РФ, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок предоставления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам меры социальной поддержки (денежные выплаты) и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений. При приостановлении предоставления таких мер из-за недостаточности бюджетных средств необходимо решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем (в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такой приостановки).

Антон Алексеев выразил согласие с этой позицией ВС, поскольку граждане рассчитывают на получение этих мер поддержки на весь соответствующий период, независимо от состояния бюджета. «Ситуация может усугубляться, когда гражданин заключил кредитный договор, рассчитывая в том числе на получение выплат из бюджета», – отметил он.

В п. 14 ВС привел позицию, согласно которой получатель социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, досрочно расторгнувший трудовой договор по уважительным причинам, который является обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату.

Исходя из п. 15, при наличии у медработника, прибывшего на работу в учреждение здравоохранения сельской местности, права на получение единовременной компенсационной выплаты недопустим произвольный отказ от исполнения субъектом РФ публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника.

Права инвалидов

В соответствии с п.16 Обзора не допускается отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника.

«Нельзя отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанным с деловыми качествами работника, а также ссылаться на то, что на квотируемом рабочем месте нет специальных условий труда и рабочего места. В этом случае работодатель должен их создать», – полагает Елизавета Бернштейн.

Согласно п. 17 работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны, исходя из численности работников, не только создавать квотируемые рабочие места (должности) для инвалидов, но и выполнять квоты, то есть обеспечивать их исполнение. Эта обязанность считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов.

В п. 18 разъяснено, что отказ инвалида от получения набора социальных услуг, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Закона о государственной социальной помощи, не лишает его права на обеспечение техническими средствами реабилитации на основании Закона о соцзащите инвалидов за счет средств федерального бюджета.

В п. 19 Обзора отмечено, что поставщики социальных услуг в субъекте РФ, предоставляющие гражданам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания на основании договора в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 г., не вправе увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 г. Они также не могут ухудшать условия предоставления услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 г. нового правового регулирования отношений в сфере соцобслуживания.

Как следует из п. 20 документа, отношения по соцобслуживанию пожилых граждан и инвалидов (в том числе порядок заключения, изменения и расторжения договора о стационарном обслуживании вышеуказанных лиц, существенные условия такого договора, определение размера оплаты по нему) регламентируются специальным законодательством в сфере социального обслуживания.

Судебные споры по излишне выплаченным суммам

Согласно п. 21 Обзора при решении вопроса о возможности взыскания с гражданина излишне полученной им региональной социальной доплаты к пенсии необходимо учитывать материальное и семейное положение последнего. В следующем пункте поясняется, что срок исковой давности по требованию органа соцзащиты к гражданину о взыскании излишне выплаченной вышеуказанной доплаты следует исчислять с момента, когда такой орган узнал или должен был узнать о возможной утрате ответчиком права на нее.

По мнению Антона Алексеева, Верховный Суд применил в соответствующем деле гуманистический подход в отношении ответчика, учитывая его семейное положение, нахождение у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и отсутствие дохода. «Эти обстоятельства дают основание снизить сумму ежемесячных удержаний в рамках взыскания переплаты», – отметил он.

По словам Елизаветы Бернштейн, многие сталкивались с такой ситуацией, когда орган социальной защиты обращался к гражданину о взыскании выплаченных денежных средств и со стороны последнего никогда не шла речь о сроке исковой давности. «Органы социальной защиты в большинстве случаев пропускают срок исковой давности, но суд встает на их сторону и нарушает нормы материального права при вынесении решения. Важно обратить внимание, что граждане не всегда знают о своих правах и надеются на правомерное решение суда. Надеюсь, что такая правовая позиция послужит принятию правомерных решений в аналогических спорах», – подчеркнула адвокат.

Из п. 23 следует, что положения ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами не применяются к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 декабря 2015 года.

Читайте также:
Согласие на выезд ребенка за границу: оформление, стоимость, образец

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 23 октября 2015 года Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости», принят 13 ноября 2015 года в первом чтении, 4 декабря 2015 года во втором чтении и 15 декабря 2015 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу были направлены 37 поправок, 35 поправок были приняты и две отклонены.

Целью Федерального закона является совершенствование предоставления мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости. С этой целью вносятся изменения в федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О государственной социальной помощи», «Об образовании в Российской Федерации», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закон Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“,

Федеральный закон вносит изменения в сфере занятости, распространяя право в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование на граждан, признанных безработными и получающих государственную социальную помощь на основе социального контракта, содержащего условия о прохождении такого обучения.

Федеральный закон предоставляет право субъектам Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости для предоставления пособия на ребенка, а также уточнять периодичность выплаты этого пособия, но не реже одного раза в квартал. Кроме того, субъектам Российской Федерации дается право устанавливать критерии нуждаемости для предоставления компенсации родителям, дети которых посещают детский сад и которые вносят родительскую плату.

Федеральный закон упорядочивает подходы к присвоению звания «Ветеран труда» и совершенствует ведомственную наградную систему в части ужесточения требований, касающихся ведомственных знаков отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда».

С целью перехода к справедливому принципу оказания социальной помощи и обеспечения адресности применения мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на загрязненных территориях, вследствие чернобыльской катастрофы, Федеральный закон вносит изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244- I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – «чернобыльский» закон), согласно которым для предоставления гражданам отдельных мер социальной поддержки вводится единое условие – постоянное проживание на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер: в зоне отселения – не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение – не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Комитет отмечает, что введение данного критерия позволит исключить многочисленные злоупотребления со стороны граждан, регистрирующихся на загрязненных территориях без фактического проживания и безосновательно пользующихся мерами социальной поддержки за риск проживания на загрязненных территориях. Данный критерий не будет применяться к детям, родившимся на территории зон радиоактивного загрязнения, а также к детям первого и последующих поколений граждан, облученных вследствие чернобыльской катастрофы.

Федеральный закон устанавливает, что все женщины, независимо от того работают они или нет, будут получать за риск проживания на загрязненных территориях ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет в фиксированном размере (до достижения ребенком полутора лет – 3 000 рублей, от полутора до трех лет – 6 000 рублей). При этом до достижения возраста полутора лет они будут также получать пособие по уходу за ребенком в тех же размерах и порядке, как и другие граждане.

В настоящее время предусмотрено, что граждане, проживающие на загрязненных территориях имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. Федеральным законом устанавливаются переходные положения, включая то, что за гражданами, которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения возраста трех лет назначено в соответствии с «чернобыльским» законом до 30 июня 2016 года, сохраняется право на его получение в тех же размерах и на тех же условиях, которые действовали ранее.

По мнению Комитета, предлагаемый Федеральным законом переход к фиксированным выплатам за риск проживания на загрязненных территориях в одинаковом размере, как для работающих, так и для неработающих женщин носит более справедливый характер, чем действующий в настоящее время механизм назначения выплат пособия по уходу за ребенком до трех лет. Также Федеральный закон позволит устранить злоупотребления в части бесконтрольной регистрации на загрязненной территории непосредственно перед рождением ребенка или сразу после него без фактического проживания на указанной территории.

Комитет обращает внимание на то, что принятие Государственной Думой Федерального закона вызвало некоторую социальную напряженность в регионах, подвергшихся загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. В связи с этим Комитет полагает целесообразным провести мониторинг реализации Федерального закона, включая его влияние на социально-демографическую ситуацию в регионах с территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и при необходимости подготовить предложения о переносе с 1 июля 2016 года на 1 января 2017 года срока введения фиксированных выплат, установленных статьей 2 Федерального закона.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года были поставлены задачи поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти к справедливому принципу оказания социальной помощи, с тем, чтобы ее получали те, кто в ней действительно нуждается. По мнению Комитета, Федеральный закон направлен на решение вышеназванных задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

Читайте также:
Совместный счет в банке: как и для чего открывать

Федеральный закон создает правовые основы для создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее – информационная система) с целью обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, информацией обо всех видах социальных выплат, пособий, компенсаций и других мерах социальной помощи. Информационная система будет содержать сведения о гарантиях, предоставляемых как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне. Введение информационной системы запланировано на 1 января 2018 года.

Комитет отмечает, что вносимые Федеральным законом изменения, позволят при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом принципа адресности и применением критериев нуждаемости, перераспределять высвободившиеся средства на цели социальной политики субъектов Российской Федерации, включая предоставления мер социальной защиты (поддержки).

Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Реализация Федерального закона не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета. Согласно финансово-экономического обоснования введение Единой государственной информационной системы социального обеспечения планируется осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон, в соответствии с его статьей 9, вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2016 года, а также с 1 января 2018 года.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», принятый Государственной Думой.

Как может измениться механизм поддержки малоимущих граждан

Нуждающихся в господдержке россиян определят с участием налоговой службы и окажут материальную помощь, даже если они за ней не обращались. Как выяснили «Известия», такой законопроект подготовлен Минтрудом. Документ предлагает предоставить полномочия ФНС передавать данные о снижении доходов граждан в Единую государственную информационную систему соцобеспечения, которая определит степень нуждаемости семьи с учетом владения ею движимым и недвижимым имуществом. В Госдуме заявили о готовности изучить инициативу. При этом депутаты убеждены, что «имущественный критерий» не должен отсекать граждан от госпомощи. Эксперты, в свою очередь, считают, что с участием ФНС обмануть государство будет гораздо сложнее.

Помогут автоматом

Оценка состояния: по каким принципам назначат пособия на детей 8–17 лет

Минтруд разработал проект правил с требованиями к имуществу и доходу получателей выплат

По информации «Известий», Минтруд подготовил поправки в закон «О государственной социальной помощи». Документ предлагает усовершенствовать порядок оказания поддержки малоимущим гражданам, которую они смогут получить даже без подачи соответствующего заявления, если подпадут под критерии ее оказания.

«Предполагается реализовать подход, при котором при снижении уровня дохода семьи Федеральная налоговая служба инициативно передает по гражданину и членам его семьи информацию в Единую государственную информационную систему социального обеспечения, где информация дополняется сведениями о получаемых пособиях и пенсиях каждого члена семьи, рассчитывается среднедушевой доход и определяется степень нуждаемости для принятия решения об оказании дальнейшей поддержки», — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту, которая имеется в распоряжении «Известий».

Кроме того, там уточняется: если у гражданина будет выявлена нуждаемость по доходам, то к нему будет применен «имущественный критерий». Получит он пособие или нет, будет зависеть от оценки имущества (движимого и недвижимого), которое принадлежит ему или его семье. До сих пор в законодательстве этого оценочного фактора не было, как и участия в этом процессе ФНС.

В настоящее время, чтобы получить соцпомощь государства, россиянам при подаче заявления достаточно паспортных данных, номера СНИСЛ, контактного телефона, сведений о зарплате, информации о периодах трудовой деятельности, а также для пенсионеров сведений о сумме назначенной пенсии. Помимо этого, необходимо сообщить о фактах лишения родительских прав, ограничении дееспособности или о признании недееспособным.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтруда, планируется, что законопроект «О внесении изменений в статью 6.9 Федерального закона «О государственной социальной помощи» будет внесен в Госдуму до 30 сентября этого года.

— Законопроект подготовлен в рамках работы по созданию социального казначейства. Благодаря его принятию, станет возможным проактивное информирование граждан о доступных мерах поддержки. Это ускорит в том числе их назначение. При принятии федерального закона можно будет через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) получать данные о доходах гражданина и его имуществе, которые уже содержатся в различных информационных системах, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Глава профильного комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в разговоре с «Известиями» отметил, что как только законопроект поступит в Госдуму, он будет внимательно изучен.

— Базовыми принципами социальной сферы являются критерии адресности и нуждаемости. Но ни в ком случае не должны быть созданы условия, чтобы те, кто действительно нуждался, оказались без мер поддержки. Первый шаг в этом направлении правительство уже сделало, когда стало по-новому начислять пособия на детей в возрасте от трех до семи лет. Тогда поначалу это вызвало много критики, — пояснил парламентарий.

Читайте также:
Как выписать человека из квартиры: рассмотрим различные случаи

Он напомнил, что на недавней прямой линии к Владимиру Путину обратилась жительница Астрахани, которой не хотели выплачивать пособие на ребенка. Чиновники требовали подтверждение дохода за каждый из 12 месяцев. Если хотя бы в один из них оба родителя не работали, семье отказывали в пособии, хотя в других регионах такая строгая норма не действует, пожаловалась женщина. Президент сказал, что это незаконно, и пообещал разобраться в ситуации, ведь изначально главой государства ставилась задача упростить получение помощи, пояснил Ярослав Нилов.

— Мое мнение, помощь должна оказываться гражданам, которым она нужна, а не выплачиваться тем, кто утаивает доходы, переписывая свой бизнес на бабушку или других родственников, и таким образом попадает под критерии нуждаемости. Нельзя допустить ни малейших шагов, которые бы позволили лишить помощи тех, кто в ней нуждается, даже если у них есть имущество, которое не приносит им доходов, — подчеркнул депутат.

Он убежден, что этот вопрос недопустимо решать механически, а если получатель попадает в зону, которая вызывает вопросы, работать с ним точечно и индивидуально.

— Лично меня интересуют критерии нуждаемости. Какой у них потолок, в том числе имущественный, после чего начнется начисление и выплата субсидий. На мой взгляд, наличие собственности у граждан — не повод, чтобы им не помогать. Например, если это пенсионеры, которые всю жизнь прожили в большой квартире, — что ж им теперь, на старости лет, ее продавать и где-то ютиться, чтобы получать эти дотации и пособия? — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

В КПРФ к законопроекту отнеслись крайне отрицательно.

— Мы это поддерживать не будем, так как это аморальная инициатива. Никаких гарантий, что ущемления прав населения не произойдет, нет, — пояснил «Известиям» зампред фракции Николай Коломейцев.

В «Единой России» пообещали изучить инициативу после того, как она поступит в Госдуму. В партии считают, что никакого ущемления прав граждан произойти не должно.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев также считает, что ничего плохого в инициативе Минтруда нет.

— Социальная помощь должна быть адресной. А у нас зачастую происходит так, что пособия получают не те, кто их заслуживает, и это сегодня проблема, — пояснил эксперт.

По его словам, «размазывание денег ровным слоем по тарелке» приводит к тому, что средства не доходят до тех, кому они действительно нужны. Эксперт убежден, что с участием ФНС обмануть государство будет гораздо сложнее.

Министерство социальной политики – Правительство Калининградской области

  • Структура
  • Контакты
  • Задачи, функции, полномочия
  • Нормативно-правовые акты
  • Законодательство
  • Публичные консультации в рамках оценки регулирующего воздействия нормативно правовых актов
  • Общественное обсуждение нормативных правовых актов
  • Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов Министерства
  • Административные регламенты
  • Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу Калининградской области
  • Открытые вакансии
  • Результаты конкурсов
  • Квалификационные требования к кандидатам
  • Правовая информация
  • План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства социальной политики Калининградской области на 2018 финансовый год (вместе с обоснованием)
  • План закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства социальной политики Калининградской области на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов (вместе с обоснованием)
  • Акты проверок
  • Нормативно-правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические материалы
  • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
  • Сведения о доходах,расходах ,имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
  • Планы по противодействию коррупции в министерстве и отчеты об их исполнении
  • Противодействие коррупции-портал Правительства
  • Национальный антитеррористический комитет
  • Новостные материалы о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме
  • Список услуг министерства, предоставляемых в электронном виде
  • Опрос об удовлетворенности получением государственных услуг, предоставляемых Министерством социальной политики Калининградской области, через Портал государственных и муниципальных услуг, в электронной форме
  • Технологические карты межведомственного взаимодействия
  • Схема по регистрации и подтверждению личности при регистрации на Едином портале государственных услуг в информационно-коммуникационной сети Интернет с доменным именем gosuslugi.ru и beta.gosuslugi.ru
  • Инфографика
  • Вопрос-ответ
  • Приём граждан
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Социальные выплаты
  • Доклады
  • Программы, стратегии
  • Информация об использовании бюджетных средств
  • Реализация Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” в Калининградской области”
  • Государственные меры поддержки добровольчества и социально ориентировнных некоммерческих организаций
  • Противодействие терроризму, памятки, правила и рекомендации по обеспечению безопасности
  • Приоритетная программа “Реформа контрольной и надзорной деятельности”
  • Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Процедура внесудебного банкротства гражданина
  • Куда обращаться в случае домашнего насилия
  • Документы
  • События
  • КОНЦЕПЦИЯ VISIONZERO
  • Государственная экспертиза условий труда
  • Документы
  • События
  • Стационарные учреждения социального обслуживания
  • Нестационарные учреждения социального обслуживания
  • Специализированные учреждения социального обслуживания семьи и детей
  • Центры помощи детям оставшимся без попечения родителей
  • Реабилитационные центры для инвалидов
  • Учреждения социальной реабилитации лиц без определённого места жительства и занятий
  • Прочие учреждения социального обслуживания
  • Кадровый резерв руководителей учреждений
  • Реестр организаций, осуществляющих отдельные полномочия органа опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
  • Практика внедрения эффективного контракта
  • Отчеты подведомственных учреждений
  • Общая информация
  • Структура
  • Контакты
  • Социальные выплаты
  • Районные отделы службы занятости
  • Сведения о местах нахождения органов государственной службы занятости населения (наименование, режим работы)
  • Сайт департамента труда и занятости министерства социальной политики Калининградской области
  • Департамент семейной политики министерства социальной политики Калининградской области

В соответствии с Законом Калининградской области от 07.10.2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» и Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 № 907 «О регулировании вопросов определения нуждаемости в предоставлении некоторых мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калининградской области от 07 октября 2019 года № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» с 1 января 2020 года предоставление следующих мер социальной поддержки семьям с детьми носит дифференцированный характер, исходя из уровня социальной защищенности, с учетом критериев нуждаемости – имущественной и финансовой обеспеченности семьи.

Читайте также:
Переход на цифровое телевидение в России 2021: график, как подготовиться, что изменится и другие вопросы

Меры социальной поддержки

Единовременное пособие при рождении ребенка

Пособие на ребенка

Ежемесячная денежная выплата многодетной семье

Пособие студенческим семьям, имеющим детей

Областной материнский (семейный) капитал

Дополнительный областной материнский (семейный) капитал

Критерии нуждаемости

1. Размер среднедушевого дохода семьи.

2. Размер суммы денежных средств членов семьи, находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях.

3. Объем движения денежных средств по счетам (вкладам) членов семьи в кредитных организациях за год, предшествующий обращению за получением мер социальной поддержки.

4. Причины, независящие от членов семьи, по которым семья имеет среднедушевой доход ниже установленной предельной величины.

5. Количество и виды движимого и недвижимого имущества.

1. РАЗМЕР СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ

Размер среднедушевого дохода семьи исчисляется исходя из доходов семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Для каждой меры социальной поддержки установлена предельная величина среднедушевого дохода членов семьи. Для предоставления:

– пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, пособия студенческим семьям, имеющим детей – применяется величина прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области;

– дополнительного областного материнского (семейного) капитала – 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области;

– единовременного пособия при рождении ребенка – 2 величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области;

– областного материнского (семейного) капитала – 3,5 величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области.

2. РАЗМЕР СУММЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЧЕТАХ (ВО ВКЛАДАХ) В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Размер суммы денежных средств членов семьи, находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях, на последний день месяца, предшествующего дате обращения, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки, не может превышать 10 величин прожиточного минимума на душу населения.

3. ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО СЧЕТАМ (ВКЛАДАМ) ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗА ГОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОБРАЩЕНИЮ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Объем движения денежных средств по вкладам (счетам) в кредитных организациях членов семьи, исходя из состава семьи на дату подачи заявления, за год, предшествующий обращению, не может превышать двенадцатикратный размер величины прожиточного минимума на душу населения, умноженный на количество членов семьи, или 200 процентов суммы доходов членов семьи за соответствующий период.

Определяется как общая сумма денежных средств членов семьи, которые поступили на счета (вклады) кредитных организаций за год, предшествующий месяцу обращения за мерой социальной поддержки, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки.

Не учитываются объемы средств, предоставленных членам семьи в виде:

– единовременных страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц;

– единовременных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов в связи с чрезвычайными ситуациями, а также в связи с террористическим актом;

– заемных (кредитных) средств, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации по договорам займа (кредита, в том числе ипотечного) и другим долговым обязательствам организациями и индивидуальными предпринимателями;

– средств, поступивших на счета (вклады) члена семьи в кредитных организациях от продажи членом семьи жилого помещения при условии покупки членом семьи (членами семьи) иного жилого помещения либо участия члена семьи (членов семьи) в долевом строительстве многоквартирного дома, но не более чем стоимость приобретенного жилого помещения либо цена договора участия в долевом строительстве соответственно;

– средств, поступивших на счета (вклады) члена семьи в кредитных организациях в возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

– средств, поступивших на счета (вклады) члена семьи в кредитных организациях с других его счетов (вкладов) в кредитных организациях.

При определении размера суммы денежных средств членов семьи (одиноко проживающего гражданина), находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях, и объема движения денежных средств членов семьи (одиноко проживающего гражданина) по счетам (вкладам) в кредитных организациях за год, предшествующий месяцу обращения за предоставлением меры социальной поддержки, в отношении детей, принятых под опеку (попечительство), приемных детей в возрасте до 18 лет учитываются денежные средства на их номинальных счетах, открываемых опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. ПРИЧИНЫ, НЕЗАВИСЯЩИЕ ОТ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ПО КОТОРЫМ СЕМЬЯ ИМЕЕТ СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ

Перечень независящих от членов семьи причин, по которым семья имеет среднедушевой доход ниже предельной величины

1. Занятость, самозанятость членов семьи.

2. Регистрация в качестве безработных граждан либо прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования через органы службы занятости.

3. Осуществление ухода за детьми в возрасте до трех лет, детьми в многодетной семье, членом семьи, являющимся ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, инвалидом с детства I группы, престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

4. Обучение членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

6. Наличие у женщины беременности сроком не менее 30 недель.

7. Нахождение гражданина на амбулаторном или стационарном лечении продолжительностью не менее двух месяцев в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

8. Предпенсионный возраст, получение пенсии по старости или за выслугу лет.

9. Окончание военной службы по призыву (альтернативной гражданской службы) либо освобождение из мест лишения свободы в течение трех месяцев со дня соответственно окончания службы либо освобождения.

5. КОЛИЧЕСТВО И ВИДЫ ДВИЖИМОГО И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Читайте также:
Обзор главных событий 2021 года в России: подводим итоги

Количество и виды

движимого и недвижимого имущества,

наличие которых не исключает возможность предоставления мер социальной поддержки

1. Трактора, самоходные дорожно-строительные машины и другие виды техники, срок эксплуатации которых с года выпуска составляет менее пяти лет, единиц на семью

2. Суда и плавучие объекты, прогулочные суда, маломерные суда, за исключением гребных и моторных лодок, единиц на семью

3 Автотранспортные или мототранспортные средства, срок эксплуатации которых с года выпуска составляет менее пяти лет, единиц на семью

многодетная семья – 2

4. Жилые помещения (ЖП), находящиеся в собственности (долевой собственности) членов семьи, площадью 200 % размеров региональных стандартов нормативной площади жилых помещений, используемых для расчета субсидии на оплату ЖКУ, кв. м.

единиц на семью

Не учитываются жилые помещения, признанные в установленном законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, а также жилые помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

на семью
из 2 человек – 110 кв.м.,

на семью
из 3 и более человек – 42 кв.м. на каждого

1 независимо от площади

Земельные участки, единиц на семью

Не учитываются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также прилегающие к земельному участку смежные земельные участки общей площадью не более 600 кв.м.

многодетная семья – 2

Нежилые здания, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, единиц на семью

Не учитываются нежилые здания вспомогательного использования, хозяйственные постройки, гаражи, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях, не используемые гражданами для осуществления предпринимательской и (или) иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки – что говорит закон

  • Главная
    • Нормативные акты Красноярского края

Закон Красноярского края “О признании граждан нуждающимися в целях предоставления отдельных мер социальной поддержки в Красноярском крае”

24 декабря 2020, четверг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает критерии нуждаемости и порядок признания граждан нуждающимися в целях предоставления отдельных мер социальной поддержки.

Статья 2. Критерии нуждаемости
К критериям нуждаемости, применяемым при оценке нуждаемости гражданина для определения права на получение мер социальной поддержки, относятся:
а) величина среднедушевого дохода гражданина;
б) уровень имущественной обеспеченности гражданина.

Статья 3. Оценка нуждаемости гражданина
1. Для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в целях предоставления отдельных мер социальной поддержки проводится оценка нуждаемости посредством применения в совокупности критериев нуждаемости, установленных статьей 2 настоящего Закона (далее – оценка нуждаемости).
Гражданин не признается нуждающимся при наличии у него и (или) членов его семьи в собственности имущества, указанного в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, и (или) превышении размера месячного среднедушевого дохода двукратной величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, определенного в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.
2. Оценка нуждаемости гражданина, проживающего в составе семьи, осуществляется с учетом имущества и доходов проживающих совместно с ним членов семьи.
К членам семьи относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство граждане, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы).

Статья 4. Определение среднедушевого дохода гражданина для признания его нуждающимся
1. Для признания гражданина нуждающимся расчет его среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее – расчетный период). Гражданин признается нуждающимся, если его месячный среднедушевой доход за расчетный период не превышает двукратную величину прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Величина прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае определяется в соответствии с Законом края от 19 ноября 2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
2. Расчет среднедушевого дохода гражданина осуществляется на основании сведений о составе его семьи, доходах членов семьи и гражданина, указанных в заявлении о признании нуждающимся.
3. Расчет среднедушевого дохода гражданина осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
4. Превышение месячного среднедушевого дохода гражданина двукратной величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, определяемого в соответствии с настоящей статьей, является основанием для отказа в признании гражданина нуждающимся.

Статья 5. Уровень имущественной обеспеченности гражданина
1. Гражданин не признается нуждающимся при наличии в его собственности и (или) собственности членов его семьи следующего имущества:
а) двух и более жилых помещений, суммарная общая площадь которых в расчете на одного члена семьи (гражданина) превышает 36 квадратных метров общей площади жилых помещений.
В расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), и такой член семьи не учитывается при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
Для оценки уровня имущественной обеспеченности в соответствии с настоящим подпунктом расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые учитываются в составе семьи;
б) нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств, зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых земельных участках);
в) зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 60 квадратных метров общей площади (за исключением жилых помещений, указанных в подпункте «а» настоящего пункта);
г) более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств;
д) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства, общая площадь которых превышает 5 тысяч квадратных метров;
е) транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля вместимостью более 5 мест, полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми, транспортного средства, предназначенного для передвижения по снегу, для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему территорий), судна, воздушного судна, самоходных машин и других видов техники;
ж) двух и более легковых автомобилей, с даты выпуска хотя бы одного из которых прошло менее 3 лет на месяц обращения гражданина с заявлением о признании нуждающимся.
Не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль вместимостью более 5 мест, полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2. При уровне имущественной обеспеченности, соответствующем хотя бы одному из подпунктов «а» – «ж» пункта 1 настоящей статьи, гражданин не признается нуждающимся.

Читайте также:
Налог на страховые выплаты ОСАГО и КАСКО: нужно ли платить?

Статья 6. Порядок признания гражданина нуждающимся
1. Для признания нуждающимся гражданин (далее в настоящей статье – заявитель) обращается в краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (его территориальное отделение) (далее – уполномоченное учреждение) по месту жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг» (далее – многофункциональный центр) и представляет следующие документы:
а) заявление о признании нуждающимся с указанием сведений о:
регистрации заявителя в системе обязательного пенсионного страхования;
составе семьи заявителя;
доходах заявителя и членов его семьи (в случае, если заявитель проживает в составе семьи);
имуществе, принадлежащем на праве собственности заявителю и членам его семьи (в случае, если заявитель проживает в составе семьи);
способе направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе);
б) копии паспортов либо иных документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
в) согласие на обработку персональных данных.
2. При поступлении документов от заявителя многофункциональный центр:
осуществляет прием и регистрацию поступившего заявления с прилагаемыми к нему документами в день их поступления;
направляет заявление с прилагаемыми к нему документами в уполномоченное учреждение не позднее первого рабочего дня, следующего за днем их приема многофункциональным центром.
Взаимодействие многофункционального центра с уполномоченным учреждением в целях признания заявителя нуждающимся осуществляется без участия заявителя по соглашению о взаимодействии, заключенному в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Уполномоченное учреждение осуществляет прием и регистрацию поступившего заявления с прилагаемыми к нему документами и принимает решение о признании заявителя нуждающимся (отказе в признании) не позднее 10 рабочих дней с даты приема заявления о признании нуждающимся. Уполномоченное учреждение либо многофункциональный центр не позднее 5 рабочих дней с даты принятия решения направляет заявителю способом, указанным в заявлении, уведомление о признании нуждающимся или об отказе в признании нуждающимся с указанием причин отказа и порядка его обжалования.
4. При рассмотрении заявления о признании нуждающимся уполномоченное учреждение проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивает посредством межведомственных запросов документы (сведения, содержащиеся в документах) в соответствующих органах и организациях, а также сведения, необходимые для внесения в краевой регистр граждан, признанных нуждающимися.
В случае направления уполномоченным учреждением запроса срок принятия решения продлевается не более чем на 5 рабочих дней, о чем уведомляется заявитель.
5. Основания для отказа заявителю в признании его нуждающимся:
а) представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (членам его семьи) имуществе на праве собственности;
б) превышение месячного среднедушевого дохода гражданина двукратной величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, определенного в соответствии со статьей 4 настоящего Закона;
в) наличие у заявителя уровня имущественной обеспеченности, указанного в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.
6. Решение уполномоченного учреждения об отказе в признании нуждающимся может быть обжаловано в установленном действующим законодательством порядке.
7. Срок действия решения о признании заявителя нуждающимся составляет 12 месяцев с даты принятия такого решения.
8. Граждане, которым меры социальной поддержки предоставлены исходя из критериев нуждаемости, установленных статьей 2 настоящего Закона, ежегодно подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности и размере доходов за прошедший год не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, путем представления в уполномоченное учреждение по месту жительства либо многофункциональный центр заявления о подтверждении сведений об уровне имущественной обеспеченности и размере доходов за прошедший год с указанием сведений:
о составе семьи заявителя;
о доходах заявителя и членов его семьи (в случае, если заявитель проживает в составе семьи);
об имуществе, принадлежащем на праве собственности заявителю и членам его семьи (в случае, если заявитель проживает в составе семьи).
9. В случае неподтверждения сведений об уровне имущественной обеспеченности и размере доходов в порядке, установленном пунктом 8 настоящей статьи, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

Статья 7. Краевой регистр граждан, признанных нуждающимися
1. В целях обеспечения учета граждан, признанных нуждающимися, осуществляется ведение краевого регистра граждан, признанных нуждающимися, – поименного и регулярно актуализируемого перечня граждан, проживающих на территории края, признанных нуждающимися в порядке, установленном настоящим Законом (далее – регистр).
Порядок формирования, ведения и использования регистра утверждается Правительством Красноярского края.
2. Внесение данных в регистр осуществляется уполномоченным учреждением при принятии решения о признании гражданина нуждающимся.
3. Регистр содержит следующую информацию о гражданине, признанном нуждающимся:
а) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
б) фамилию, имя, отчество;
в) дату рождения;
г) адрес места жительства;
д) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату их выдачи, наименование выдавшего органа;
е) дату включения в регистр;
ж) сведения о составе семьи;
з) сведения о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности;
и) реквизиты решения о признании гражданина нуждающимся.
4. Информация о гражданине, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
5. Ведение регистра осуществляется уполномоченным учреждением.

Читайте также:
Федеральный закон о детях сиротах № 159 - ФЗ (в том числе о предоставлении жилья сиротам)

Статья 8. Вступление в силу Закона и переходные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете «Наш Красноярский край».
2. Предусмотренный настоящим Законом порядок признания граждан нуждающимися в целях предоставления отдельных мер социальной поддержки применяется, если это предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами края, регулирующими предоставление мер социальной поддержки.
3. Положения законов и иных нормативных правовых актов края, предусматривающих применение порядка признания граждан нуждающимися в целях предоставления отдельных мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, вступают в силу не ранее чем по истечении 100 дней со дня их принятия.
В отношении граждан, право которых на меры социальной поддержки возникло по правилам, действующим до дня вступления в силу решения о применении к указанным мерам социальной поддержки критериев нуждаемости в соответствии с настоящим Законом, сохраняется право на получение указанных мер социальной поддержки в соответствии с ранее действовавшими правилами.

Губернатор
Красноярского края
А.В. Усс

Приложения

Формат Документ Дата публикации
Документ в текстовом формате (242KB) 13.01.2021
Документ в графическом формате (240KB) 13.01.2021

Документ опубликован: 13.01.2021, Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края,

Виды помощи и меры социальной поддержки, предоставляемые, в условиях короновируса, а так же новые меры, объявленные в 2020 году.

Виды помощи и меры социальной поддержки, предоставляемые, в условиях короновируса, а так же новые меры, объявленные в 2020 году.

Меры социальной поддержки бизнеса указаны на сайте Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/#t11 .

В период распространения новой коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки, льгот и пособий для разных категорий граждан. Некоторые из них уже работают, еще часть скоро будет доступна — в том числе для оформления на портале Госуслуг.

Меры, оказываемые Управлением социальной защиты населения.

1. Пособие на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Эта выплата назначается семьям, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает одного прожиточного минимума, установленного в регионе. В этом случае ежемесячно на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет можно получать половину регионального прожиточного минимума на детей. Перечень документов, период за который необходимо предоставить доходы и способ подачи документов на ежемесячную выплату будет известен после 1 июня 2020года. Критерий нуждаемости – менее 13115 руб. на одного человека в месяц. Размер выплаты – 6344 руб. Информация будет размещена на сайте Управления. Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199.

2. Ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка без заявлений. Если семья получает ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка, и ему исполняется один или два года, необходимо подать заявление и подтверждающие документы для продления права на пособие. Но в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года это не понадобится. Право на пособие продлят автоматически, без нового заявления.

3. Разовая адресная социальная помощь гражданам, имеющим место жительства в Московской области, находящимся на самоизоляции, в размере 3000 руб.: либо лицам старше 65 лет либо лицам, страдающим хроническим заболеванием из Перечня (Е10 Инсулинозависимый сахарный диабет; J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь, J45 Астма, J47 Бронхоэктатическая болезнь, I26-I28 Легочное сердце и нарушения легочного кровообращения, Z94 Наличие трансплантированных органов и тканей, N18.0, N18.3-N18.5 Хроническая болезнь почек 3-5 стадии, С00-С80, С97 Злокачественные новообразования любой локализации, в том числе самостоятельных множественных локализаций, С81-С96, D46 Острые лейкозы, высокозлокачественные лимфомы, рецидивы и резистентные формы других лимфопролиферативных заболеваний, хронический миелолейкоз в фазах хронической, акселерации и бластного криза. Первичные хронические лейкозы и лимфомы). Многие получили ее автоматически. Если гражданин считает, что имеет на нее право, но не получил, то можете обратиться за ней в Управление до 30.06.2020г.

4. Ежемесячная денежная компенсация в размере 1 000 рублей гражданам, имеющим место жительства в Московской области, достигшим возраста 65 лет и старше, при условии, что они являются неработающими одиноко проживающими (граждане, не имеющие других лиц, зарегистрированных совместно с ними по месту их жительства). Действует с 01.05.2020г. Порядок еще не принят, возможно, выплаты будут назначены в массовом порядке. Информация появиться позже на сайте Управления.

5. Использование регионального материнского капитала (РМК), неиспользованного ранее, в связи с рождением третьего или последующего детей до 31.12.2020г. у лица, получившего сертификат для получения ежегодной выплаты в размерах: 50 000 руб. в 2020 году и в 50 000 руб. в 2021 годах. Порядок на утверждении. Заявление на реализацию РМК можно будет подать после утверждения порядка через сайт uslugi.mosreg.ru

Меры, оказываемые органами Пенсионного фонда РФ.

5000 рублей на детей до трех лет. Семьи, которые имели или имеют право на материнский капитал, смогут получить дополнительную выплату — 5000 рублей на каждого ребенка в возрасте до трех лет. Это пособие назначается с апреля по июнь 2020 года включительно. Выплату получат даже те семьи, которые уже использовали материнский капитал. Главное, чтобы право на него возникло до 1 июля 2020 года.

Обратиться за назначением выплаты уже можно через портал Госуслуг или сайт ПФР. Заявление можно подать до 1 октября 2020 года. Указ Президента РФ от 07.04.2020 № 249 .

Читайте также:
Льготы сельским учителям в 2021 году: какие положены

Меры, оказываемые Центром занятости.

1. Повышенное пособие для безработных. До конца 2020 года максимальная сумма выплат для безработных граждан величена с 8000 до 12 130 рублей в месяц. Размер пособия в каждом конкретном случае зависит от причины увольнения, стажа, среднего заработка на прежнем месте работы, но если безработному положена максимальная сумма выплаты, теперь она станет больше.

Тем, кто уволился и официально признан безработным с 1 марта 2020 года, пособие будет выплачиваться в максимальном размере независимо от заработка на последнем месте работы. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 485

Чтобы получать пособие при потере работы, нужно встать на учет. Теперь это можно сделать дистанционно — на сайте «Работа в России». Вход — по учетной записи Госуслуг. Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 № 346

2. По 3000 рублей на детей безработных родителей. Родители, которые оказались без работы и обратились в службу занятости с 1 апреля до 30 июня 2020 года, смогут дополнительно к другим выплатам получить по 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Эта выплата будет назначаться дополнительно к основному пособию по безработице. Она положена одному из родителей, который потерял работу и зарегистрировался в центре занятости с 1 марта 2020 года.

3. Региональная компенсация безработным, ее могут получить граждане, имеющие статус безработных. Размер определяется так, чтобы общая сумма всех выплат по безработице составила 15 000 руб. в месяц. Те, кто уже состоит на учете по безработице, получат доплату автоматически.

Также выплату могут оформить люди, потерявшие работу в период самоизоляции или в течение 30 дней после ее прекращения. Таким безработным компенсацию будут рассчитывать со дня увольнения, но не раньше 1 апреля 2020 года.

Выплату назначат при соблюдении следующих условий:

-в 2020 году гражданин работал не менее 60 календарных дней (по трудовой книжке или договору);

-увольнение произошло не по причине дисциплинарного проступка;

-заявитель имеет постоянную регистрацию в Московской области.

-Безработными не признают: пенсионеров (в том числе военных); студентов и учащихся очной формы образования; учредителей ООО; граждан, зарегистрировавших ИП или КФХ.

Увеличение минимальной суммы больничных

При расчете пособия по временной нетрудоспособности в обычном порядке учитывается общий стаж. Но с 1 апреля до 31 декабря 2020 года порядок расчета изменен: пособие за полный месяц составит не менее МРОТ — то есть 12 130 ₽ . Если период нетрудоспособности составил меньше месяца, сумму пособия рассчитывают пропорционально фактическому количеству календарных дней больничного.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не только из-за болезни, но и в период карантина. Больничный лист для таких случаев можно оформить дистанционно и без вызова медработника на дом. Такой порядок действует для тех, кто вернулся из других стран и совместно проживающих с ними.
Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ

Кредитные каникулы

Если заемщик оказался в сложной жизненной ситуации или его доход снизился более чем на 30%, можно использовать льготный период по ипотечному и потребительскому кредиту. Льготный период может составить до полугода — в течение этого времени заемщик может не вносить ежемесячные платежи или уменьшить их размер по своему желанию. Потом накопившиеся суммы необходимо внести с учетом обновленного графика.Для кредитных каникул по новому закону установлены ограничения по сумме кредита.

Максимальная сумма кредита, по которому можно использовать отсрочку платежей

Вид кредита

Максимальная сумма

Ипотека для Москвы

Ипотека для Московской области, Санкт-Петербурга и регионов Дальневосточного федерального округа

Принцип нуждаемости: что это такое и как он отразится на льготниках в Коми

Экономия республиканского бюджета может составить сотни миллионов рублей.

Что такое принцип адресности и нуждаемости

Точного определения ни в российском, ни в республиканском законодательстве нет. Под критериями нуждаемости можно понимать и уровень денежных доходов человека, и его здоровье, и сиротство, и определенный возраст, и статус.

В большинстве стран, где внедряется принцип адресности и нуждаемости, под ним подразумевается определенный уровень доходов. Если у человека доход ниже установленного размера, то он считается нуждающимся в государственной помощи и получает ее, а если выше – то нет.

Сегодня система мер социальной поддержки в России делится на два направления:

– меры, предоставляемые по категориальному принципу (их получают федеральные льготники: инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, пострадавшие от радиационных аварий, инвалиды; региональные льготники: ветераны труда, труженики тыла, граждане пожилого возраста, семьи с детьми, малоимущие граждане, дети-сироты);

– меры, предоставляемые по принципу нуждаемости (их получают семьи с доходами ниже прожиточного минимума, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

Когда будет внедрен принцип нуждаемости

Было поручение президента о переводе социальных выплат с 2016 года на принцип нуждаемости, однако этот вызвало много споров и проблем. На федеральном уровне вопрос до сих пор не решен, тем более неизвестно, когда будет приняты нормативные документы, четко регламентирующие все процедуры и взаимоотношения.

Тем не менее этот принцип все же постепенно внедряется, причем с 2014 года. В некоторых регионах страны уже действуют собственные законы, которые ввели принцип нуждаемости при предоставлении некоторых мер соцподдержки (и Коми – в их числе), в других субъектах законопроекты только разрабатываются.

Зачем государство хочет перейти на новый принцип предоставления мер соцподдержки

Основная причина – перераспределение бюджетных средств в пользу тех, кто действительно нуждается в помощи и поддержке. В первую очередь это семьи с детьми.

Чиновники часто приводят примеры, что некоторые категории граждан получают льготы как из федерального бюджета, так и регионального, при этом их доход настолько велик, что фактически они не являются нуждающимися в государственной поддержке. Принцип нуждаемости как раз и отсекает таких получателей. По сути, оказывать помощь хотят тем, кто действительно в ней нуждается, то есть между работающим пенсионером с хорошей зарплатой и пенсией и малоимущей многодетной семьей государство встанет на защиту именно семьи.

Читайте также:
Что делать, если банкомат выдал фальшивую купюру?

Еще одна причина такого подхода – экономия бюджетных средств. По словам председателя правительства Коми Владимира Тукмакова, «говоря об оптимизации расходов бюджетных средств, внедрение принципа нуждаемости – это именно тот резерв, который нельзя сбрасывать со счетов, но подходить к этому надо предельно осторожно и тщательно».

Скольких человек затронет изменение системы

Точно сказать невозможно. Во-первых, законопроекты пока разрабатываются – какие критерии будут введены и в отношении каких категорий граждан, неизвестно. Плюс существуют законодательные ограничения.

В Коми сегодня по категориальному принципу получает меры социальной поддержки каждый четвертый житель республики, на них тратится основной объем бюджетных средств, предусмотренных для отрасли соцзащиты. «Переход от категориального к принципу нуждаемости может затронуть большой круг получателей мер соцподдержки и привести к социальной напряженности», – считает министр труда и социальной защиты республики Илья Семяшкин.

Почему это может привести к социальной напряженности

Согласно федеральному закону №371, субъекты России могут с 1 января 2014 года устанавливать критерии нуждаемости при решении вопроса социальной поддержки отдельных категорий граждан, однако законодательством вопрос о применении критериев четко не отрегулирован.

Статьей 153-й федерального закона №122 предусмотрено сохранение прав лиц на льготы и гарантии, возникшие до принятия закона о монетизации льгот, то есть до 1 января 2005 года. В республике основной объем мер соцподдержки для льготников как раз был установлен до принятия закона о монетизации, поэтому применение принципа нуждаемости может привести к судебному обжалованию нормативных актов.

В то же время есть разъяснение Минтруда России, в котором говорится, что регионы могут устанавливать различные критерии нуждаемости для вновь вводимых мер соцподдержки.

Какие критерии используются в Коми

По словам И.Семяшкина, все меры соцподдержки, введенные в Коми после 1 января 2005 года, предоставляются:

– с учетом того или иного критерия нуждаемости;

– в зависимости от доходов (например, региональная социальная доплата к пенсии, материальная помощь на приобретения одежды и обуви школьникам);

– гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (выплата одиноким трудоспособным родителям по уходу за детьми-инвалидами, возмещение инвалидов, страдающим заболеваниями почек, расходов на проезд к месту диализа);

– либо направлена на повышение рождаемости в республике (детские пособия на третьих детей и региональный семейный капитал).

Что уже принято в Коми

При разработке предложений республиканское министерство труда и социальной защиты учитывало требования федерального закона №122, то есть не стало отменять ранее предоставленные гарантии или существенно их снижать. В итоге за 2014-2015 годы ведомство подготовило шесть предложений по внедрению критериев нуждаемости при предоставлении мер соцподдежки: два предложения уже утверждены, три согласованы с заинтересованными ведомствами и прокуратурой, но возвращены в министерство, одно будет рассмотрено на заседании Госсовета 17 декабря.

Что поддержано

С 1 июля 2015 года изменена форма предоставления мер соцподдержки лицам, не являющихся инвалидами. По новому порядку гражданам выплачивается компенсация фактических расходов на приобретение средств реабилитации, но не более установленного предельного размера.

С 1 января 2016 года будут внедрены единые условия предоставления ежемесячного пособия на ребенка как на детей, рожденных до 1 января 2005 года, так и после.

Что рассматривается

Предложение по изменению форм предоставления мер соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предлагается установить фиксированную сумму компенсации, введя критерий нуждаемости для ряда федеральных льготников. При этом сумма в муниципалитетах будет отличаться, так как собираются учитывать северный и районный коэффициенты.

Над чем работают

Во-первых, рассматривают возможность ограничить предоставление проезда по социальным проездным билетам для ветеранов труда до достижения ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Во-вторых, хотят ввести требование о наличии стажа трудовой деятельности при присвоении звания «Ветеран труда Республики Коми». Для его получения надо будет проработать в регионе не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Такой же критерий будут применять при награждении государственными наградами Республики Коми.

В-третьих, думают исключить оказание государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорта гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет).

Сколько будет сэкономлено бюджетных средств

По каждому из шести предложений министерство труда и социальной защиты Коми просчитало эффект, но общую сумму экономии министр назвать не смог, уточнив, что размер варьируется от 5 миллионов до 200 миллионов рублей в год. При этом экономия в большинстве случаев достигается за счет упрощения администрирования, оптимизации расходов и сокращении числа работников соцорганов. Например, за счет введения фиксированной суммы на оплату ЖКУ бюджет будет сберегать до 200 миллионов рублей: меньше будет расходов на бухгалтерское сопровождение этих выплат, сократится документооборот с управляющими компаниями, а сотрудники, занятые выплатами, начнут предметно работать с нуждающимися семьями.

Как обстоят дела в других регионах

Каждый регион выбирает свои принципы.

В Кировской области на льготный проезд теперь могут рассчитывать граждане с доходами ниже прожиточного минимума. Прокурор обратился в суд, но суд ему отказал. В Московской сейчас собираются сделать то же самое. В Новгородской, Ярославской, Псковской областях пересматривают меры соцподдержки семей. Псковская область в прошлом году ввела фиксированную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Было несколько обращений, но суд не нашел никаких нарушений прав граждан.

Какие будут сложности

Если привязывать получение мер социальной поддержки к величине прожиточного минимума, что гражданам придется каждый месяц подтверждать уровень своих доходов: собирать справки и отправлять их в органы соцзащиты. В итоге чтобы получить, например, социальный проездной, надо будет готовить документы, что серьезно осложнит весь процесс. Именно поэтому в этой части в Коми предлагают привязать получение социального проездного к возрасту неработающего пенсионера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: