Льготный лизинг автомобилей 2021

Лизинг не влез в бюджет. Иссякшая господдержка ставит под угрозу обновление автопарков 09:00, 30 ноября 2020 Версия для печати

Недостаток субсидий сделал приобретение новых машин менее доступным. В 2021 году ситуация может ухудшиться.

Для многих российских перевозчиков лизинг остаётся единственной возможностью купить новую машину. Выгодные условия финансовой аренды обусловлены не только удобной для предпринимателей рассрочкой, но и существенными скидками на коммерческий транспорт. Скидки субсидирует государство: таким образом оно поддерживает бизнес и отечественный автопром.

В 2020 году предприниматели могли рассчитывать на скидку в размере 12,5% на различные модели отечественных грузовиков. Около 50% клиентов лизинговых компаний воспользовались этим предложением.

Но на всех желающих субсидий не хватило. Изначально власти заложили в бюджете на 2020 год 2 млрд рублей на субсидирование лизинга; эти деньги быстро израсходовали, и Минпромторг направил лизинговым компаниям несколько траншей. В результате на поддержку лизинга коммерческого транспорта было потрачено 8 млрд рублей. Однако и эти средства иссякли, поэтому до конца года возможности приобрести новый грузовик со скидкой 12,5% у перевозчиков уже не будет.

В 2021 году из-за растущего дефицита бюджета на лизинг выделят всего 3,8 млрд рублей. Очевидно, что при сохранении размера скидки на всех желающих этих денег не хватит.

Дополнительно стоит подчеркнуть, что в ближайшие три года из-за пандемии правительство увеличит расходы на медицину до 3,3 трлн (!) рублей. Это значит, что дефицит бюджета будет усугубляться, и дополнительных траншей на поддержку лизинга перевозчики могут не дождаться. В таком случае приобрести транспорт на льготных условиях сможет лишь малая часть предпринимателей.

Не стоит забывать и о ежегодном повышении цен, в том числе и на машины отечественного производства. Осеннее падение рубля неизбежно приведёт к удорожанию новых автомобилей, а из-за нестабильности курса национальной валюты спрогнозировать, насколько сильным оно будет, невозможно.

Все эти факторы не позволяют предпринимателям, планирующим расширение автопарка, закладывать в план расходов на будущий год какие-то конкретные суммы. Приобретение новых машин превращается в лотерею: либо компания успеет купить транспорт с существенной скидкой по прошлогодней цене и сэкономить миллионы рублей, частично или полностью отбив «удорожание», либо заплатит его полную (а возможно и возросшую) стоимость.

В нынешней экономической ситуации для многих перевозчиков второй вариант неприемлем: им придётся отказаться от расширения своего бизнеса.

В связи со сложившимися обстоятельствами Газпромбанк Автолизинг запускает собственную программу льготного лизинга транспорта для бизнеса, которая будет действовать до конца года. Воспользовавшиеся ей предприниматели сэкономят до 7% от стоимости транспорта. Выгода складывается из двух составляющих: 5% – безусловная скидка для всех участников программы и еще 2% – бонус для тех, кто будет вносить платежи без задержек, согласно графику.

В рамках программы доступного лизинга предприниматели могут приобрести машины отечественных производителей (Lada, УАЗ, Ford, ГАЗ, КАМАЗ), не откладывая запланированное расширение автопарка на будущее.

Программа распространяется не только на коммерческий транспорт, но и на легковые автомобили. Предпринимателям доступны различные варианты финансирования – с минимальным удорожанием, минимальным первоначальным или минимальным ежемесячным платежом.

Рассмотрим преимущества программы на примере фургона Ford Transit. Его рекомендуемая стоимость у дилера составляет 2 155 тыс. рублей, однако с учетом скидки в 5% она снизится до 1 945 тыс. рублей. При размере аванса в 25% и выкупного платежа в 15%, ежемесячная нагрузка по заключенному на 4 года договору составит 37 783 рубля. Приятный бонус – 4 бесплатных ТО от производителя. Еще 43 тысячи рублей удастся сэкономить предпринимателям, которые будут своевременно вносить платежи согласно графику – эта сумма будет вычтена из выкупного платежа. А экономия по НДС и налогу на прибыль составит 826 тысяч рублей.

Воспользуйтесь специальным калькулятором, чтобы рассчитать условия финансовой аренды интересующего вас автомобиля и узнать подробности о программе доступного лизинга.

Как получить субсидию на лизинг в 2021 году

Общая сумма субсидий от государства

Согласно данным Министерства финансов, в период с 2017 по 2019 год государство выплатило более 10 млрд рублей на лизинговые субсидии.

Государство в лице Министерства промышленности и торговли поддерживает отечественный бизнес в деле обновления и модернизации основных фондов. Важнейшим инструментом реализации этих процессов служит лизинг, называемый также финансовой арендой. Развитие бизнеса – важнейшая задача, стоящая перед российской экономикой. Статья о том, кому и на каких условиях предоставляется субсидия на лизинг в 2021 году.

Источник и суть субсидии на лизинг

Субсидирование лизинга – это частичное возмещение государством из федерального бюджета затрат, связанных с финансовой арендой производственных активов. Государственными программами предусматривается этот вид содействия бизнесу, особенно его приоритетным направлениям. Юридическим основанием служит Постановление Правительства РФ № 958 от 23.09.16, изменения и дополнения к этому акту и другие нормативные документы.

Читайте также:
Налог на смерть могут ввести в России: миф или реальность? Что в других странах?

Льготный лизинг возможен для бизнеса, активность которого проявляется в следующих сферах хозяйствования:

  • сельскохозяйственное производство;
  • спортивные организации;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • легкая промышленность;
  • дорожное строительство;
  • другие виды деятельности, имеющие важное социально-экономическое значение.

О государственной программе льготного лизинга в 2021 году

Лизинг с субсидией от государства означает возможность воспользоваться скидкой на всю сумму платежа. Кроме этого, госпрограмма МПТ подразумевает следующие условия:

  • предмет льготного лизинга – легковые и грузовые автомобили, специальная техника, производственное оборудование и другие основные средства;
  • срок договора – 1–3 года;
  • Величина компенсации не должна превышать 10–12,5% стоимости предмета лизинга и ограничивается предельной суммой, устанавливаемой для каждого случая.

Субсидия Минпромторга РФ может быть сразу израсходована на оплату аванса или использоваться как ежемесячная скидка на лизинговые платежи.

Следует заметить, что субсидирование ставит целью поддержать не только лизингополучателей, но и отечественную машиностроительную промышленность. Она создает благоприятные условия для расширения сбыта.

Для того чтобы получить предмет в лизинг на льготных условиях, претендент должен выполнить ряд следующих последовательных действий:

  1. Выбор оптимальной модели техники из списка, предусмотренного государственной программой. Предмет должен быть произведен или собран в России (если бренд иностранный).
  2. Подача в лизинговую компанию заявления, в котором указано намерение участвовать в программе льготного лизинга.
  3. Если сделка одобрена – подписание лизингового договора.
  4. Получение объекта в пользование.
  5. Оплата стоимости предмета лизинга по льготной цене.

Кто может стать льготным лизингополучателем

Воспользоваться возможностью субсидирования лизинга в Российской Федерации могут юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Требования к юридическим лицам предъявляются следующие:

  • предприятие действует не менее года;
  • отсутствуют просроченные кредитные обязательства;
  • нет задолженностей по налогам и сборам;
  • компания не находится в состоянии банкротства;
  • фирма не оштрафована в административном порядке;
  • текущая прибыль позволяет оплачивать услугу лизинга;
  • наличие всех необходимых лицензий.

Организация, претендующая на получение субсидии, не может быть иностранной или иметь в уставном капитале более половинной доли, принадлежащей иностранному юридическому лицу. Также учитывается факт регистрации акционеров и бенефициаров в офшорных зонах.

Отношение лизинговых компаний к своим клиентам, по сравнению с банками, более лояльно, что обусловлено меньшим уровнем рисков. Тем не менее, каждый из потенциальных лизингополучателей проходит тщательную проверку в БКИ (бюро кредитных историй), налоговой службе и других источниках информации.

Документы, прилагаемые к заявке на льготный лизинг

Пакет документов, нужный для получения субсидии на финансовую аренду, примерно соответствует требованиям кредитных организаций. Некоторые лизинговые компании проявляют особенности подхода, зависящие от специфики характеристик как клиента, так и предмета.

Как правило, в любом случае обязательно понадобятся следующие документы:

  • устав и учредительный пакет;
  • регистрационные свидетельства (выписка ЕГРЮЛ, налогоплательщика и т. д.);
  • приказ или распоряжение о назначении директора;
  • финотчетность и баланс за последние отчетные периоды;
  • банковская выписка;
  • общегражданские паспорта руководителей и учредителей.

Возможно, лизинговая компания потребует также информацию о бенефициарах и другие документально подтвержденные сведения, влияющие на одобрение заявки.

На основе предоставленных бумаг принимается решение о заключении договора лизинга. Его содержание обычное для соглашений финансовой аренды, но с указанием условий субсидии.

Как происходит возмещение субсидий

Процесс субсидирования начинается с конкурса претендентов, оцениваемых по числу набранных баллов, каждый из которых присваивается по определенным критериям. Признаки указываются в программах поддержки, разрабатываемых в каждой из областей РФ.

На практике это означает, что юридическое лицо, подтвердившее свое право на субсидию, получает скидку в размере 10 (или более) процентов на каждый лизинговый платеж или использует сумму льготы для погашения начального взноса.

Следует также учитывать, что нарушение правил договора лизинга по вине лизингополучателя может повлечь отмену субсидии и требование возместить государству ее полученную часть.

Лизинговые компании, участвующие в программе субсидий в 2021 году

В программе государственной поддержки лизинга участвуют десятки компаний. Источником субсидии служит федеральный бюджет, поэтому разница условий обусловлена особенностями работы лизингодателя. Они проявляются в выборе предметов финансовой аренды, проценте начального взноса и сроке действия договора.

Лизингодатель Предмет лизинга Начальный взнос Срок договора Удорожание в год
Европлан Грузовой и коммерческий автотранспорт, спецтехника 10% От 13 мес. 0%
ВТБ Лизинг Грузовой и пассажирский автотранспорт 10–49% От 24 месяцев 5%
Ресо Лизинг Автомобили 0–50% 1–5 лет 6,5%
Сбербанк Лизинг Автомобили от 15% 1–4 года 5%
Элемент Лизинг Автомобили ГАЗ, автобусы, коммерческая техника, спецтехника и оборудование 20–50% 1–3 года Договорное
Газпром Лизинг Спецтехника, ж/д транспорт, морские суда, автомобили, различное оборудование от 10% 3–10 лет Договорное
Эксперт Лизинг Спецтехника, недвижимость, автомобили, оборудование 0–49% От 13 мес. Договорное
Росагролизинг Тракторы, комбайны, транспортные средства, сельхозтехника, племенной скот, оборудование для животноводства от 7% До 10 лет Договорное
Соллерс Финанс Легковые, грузовые, коммерческие автомобили, спецтехника От 20% От 6 мес. до 5 лет. Договорное
КАМАЗ Лизинг Грузовой автотранспорт, спецтехника От 20% 12–42 месяца От 0%
Читайте также:
Недвижимость летом дешевле - миф или реальность?

Указанные в таблице значения могут меняться и зависят от многих факторов.

Льготный лизинг автомобилей в 2021 году

Поддержка российского промышленного производства государством выражается в том, что желающим участвовать в льготной финансовой аренде, Минпромторг предлагает список автомобилей, подпадающих под его условия. При этом помимо отечественных машин, субсидия на лизинг распространяется и на иномарки, если их сборка осуществляется на российских заводах. Пределы скидок – от 10 до 12,5%, но не более определенной суммы в абсолютном денежном выражении.

Льготная программа лизинга автотранспортных средств действует с осени 2017 года и имеет несколько направлений, смысл которых отражен в их названиях.

«Российский тягач». Стимулирование сбыта отечественных автомобилей-тягачей реализуется предоставлением высокой скидочной ставки (12,5%) и увеличенным размером предельной суммы дисконта (625 тыс. рублей).

«Российский фермер». Как ясно из названия, эта программа льготного автокредитования позиционирована на поддержку российских сельскохозяйственных производителей. Субсидия на лизинг предоставляется юридическим лицам, подтверждающим (выпиской из ЕГРЮЛ), что их деловая активность направлена на развитие аграрного сектора экономики. Скидочная ставка – 12,5%. Она распространяется на ежемесячные выплаты и первоначальный взнос, то есть, на всю стоимость автомобиля. По программе «Российский фермер» можно взять в лизинг отечественную технику коммерческого назначения, включая различные модели ГАЗ и САЗ – от микроавтобусов до самосвалов. По поводу легковых автомобилей – они также предлагаются.

Программа «Свое дело». Участвовать могут субъекты, относящиеся к малому и среднему бизнесу. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подтверждает свой статус выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, прилагаемой к заявлению на предоставление льготного лизинга. Условия те же, что и для «Российского фермера» (12,5%, до 625 тыс. руб.) при сроке договора от 1 до 3 лет.

Субсидия на специальную технику

Льготный лизинг спецтехники предусматривает субсидирование по ставке 10% (с учетом действующих ограничений предельных сумм, зависящих от типа машины) при 10% авансовом платеже. Объект должен быть произведен в Российской Федерации в 2017–2018 годах.

Список техники Минпромторга в 2021 году, предусматривающий право на субсидию, включает следующие позиции:

  • бетономешалки на автомобильном шасси;
  • автогрейдеры;
  • топливозаправщики;
  • автоцистерны;
  • гусеничные машины, предназначенные для лесных хозяйств;
  • гусеничные тракторы и бульдозеры;
  • колесные индустриальные перегружатели;
  • трубоукладочные краны;
  • изотермические полуприцепы;
  • контейнеровозы и рефрижераторы-полуприцепы;
  • прицепы и полуприцепы для перевозки скота (бортовые, грузовые, тентованные);
  • полуприцепы-платформы, в том числе низкорамные;
  • прицепы и полуприцепы-самосвалы;
  • сортиментовозы (прицепы и полуприцепы со стальным покрытием дна);
  • цистерны (прицепы, полуприцепы) для транспортировки нефтепродуктов и битума;
  • цементовозы (полуприцепы-цистерны);
  • тракторные бункер-перегрузчики;
  • тракторные прицепы-самосвалы;
  • вилочные автопогрузчики;
  • гусеничные и колесные экскаваторы;
  • гусеничные и колесные экскаваторы-перегружатели;
  • экскаваторы-погрузчики.

Условия льготного лизинга спецтехники стандартные.

Субсидирование лизинга оборудования для легкой промышленности

Развитие лизинговых отношений в легкой промышленности стимулируется Постановлением №2 Правительства РФ, принятым 2 января 2017 года. Реализация положений этого документа поручена Минпромторгу России.

Предприятиям, отвечающим требованиям льготного пользования заемными средствами (в том числе и по лизингу) из госбюджета компенсируется до 70% затрат на уплату процентов (в данном случае лизинговых платежей) в российских и зарубежных денежных единицах (по курсу ЦБ РФ на момент несения издержек).

Критерии предприятий, подпадающих под условия льготного кредитования:

  • Победа в целевом конкурсе, проводящемся дважды в год (или реже).
  • Расчетный рост сбыта продукции в результате реализации субсидируемого проекта (в данном случае приобретения оборудования на условиях лизинга) – свыше 104%.
  • Годовая стоимость произведенной продукции предприятия легпрома – вдвое больше суммы субсидии, указанной в заявке.

Отбор проектов осуществляется на основе списка приоритетных направлений, утвержденного Минпромторгом РФ.

Информация о проведении конкурсов доступна на сайте Министерства промышленности и торговли.

Субсидию не сможет получить предприятие легкой промышленности, допустившее:

  • нарушение сроков погашения ссудных и кредитных задолженностей;
  • пользование овердрафтом;
  • другие формы финансово-кредитной несостоятельности.

Таким образом, условия льготного лизинга для предприятий легкой промышленности отличаются способом начисления скидки (на проценты за пользование, а не общую сумму). Во всем остальном (требования, пакет документов и пр.) они стандартные.

Заключение

Субсидирование лизинга состоит в предоставлении скидок на выплаты по условиям финансовой аренды.

Льготные условия предусмотрены для юридических лиц, приобретающих отечественную технику и оборудование, изготовленное на территории России.

Претендовать на получение лизинговой субсидии может любое предприятие. Преимущества имеют те из них, которые работают в приоритетных хозяйственных направлениях.

Минпромторг предложил ввести скидки на электромобили при кредите и лизинге

Как пояснил глава минпромторга Денис Мантуров, если документ будет принят, покупатели электромобилей смогут получить скидку в 25% от стоимости, но не более 625 тысяч рублей. При этом ограничений по стоимости машин для участия в программе не будет.

Читайте также:
Как вернуть деньги за туристическую путевку?

“Этот шаг – логичное продолжение государственной политики, направленной на стимулирование производства и спроса на транспорт с низким углеродным следом”, – сказал Мантуров.

Кроме того, предлагается расширить категории граждан, которые смогут участвовать в программе, добавив к списку работников учреждений государственной системы образования. Сейчас льготой имеют право воспользоваться россияне, приобретающие свой первый автомобиль, семьи с детьми, сотрудники государственных медучреждений и владельцы, сдающие автомобиль старше шести лет в трейд-ин, при условии, что он был в собственности больше года.

Во втором документе речь идет о расширении программы льготного лизинга. Предлагается дополнить перечень субсидируемой техники электромобилями с предоставлением скидки в 25% от стоимости, но не более 625 тысяч рублей.

Для обеих программ действуют некоторые ограничения, например, электромобили должны быть произведены в России по специальному инвестиционному контракту.

Аналитик рабочей группы “Автонет” Национальной технологической инициативы (НТИ) Денис Пилипишин считает, что предлагаемые минпромторгом меры позитивно отразятся на рынке электромобилей в России. “Цена электромобиля, как правило, значительно выше, чем бензиновой машины того же класса, инструменты, которые помогают сблизить эти две цены, конечно, окажутся весьма полезными и своевременными”, – отмечает эксперт. По его словам, по этому пути идут многие страны – в Германии субсидия покупателю может достигать 9 тысяч евро, а во Франции – 7 тысяч евро.

При этом аналитик считает необходимыми не только ценовые стимулы, но и развитие инфраструктуры для подобного транспорта. “Электромобиль нужно не только купить, но и заряжать, причем регулярно, удобно и быстро. В Европе эта проблема частично разрешается за счет того, что значительная доля населения живет в собственных домах. Две трети всех зарядок происходят частными образом – человек приезжает с работы и ставит автомобиль на зарядку на ночь в гараже, пользуясь самым дешевым тарифом”, – отметил он, подчеркнув, что в России европейский подход может не сработать – в крупных городах основная часть населения живет в многоквартирных домах, где вечером даже парковку найти проблематично.

“Важный момент – зарядная инфраструктура должна строиться не только в городах. Россия – страна большая, и дальние поездки – не редкость. Многие семьи привыкли ездить летом на машине на море. Но захотят ли они покупать электромобиль – пусть даже очень дешевый, – если от привычной поездки на море придется отказаться, так как неизвестно, удастся ли вовремя подзаряжаться по пути?” – подчеркнул Пилипишин.

О необходимости развивать меры поддержки для рынка электромобилей говорит и аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. “У нас на рынке имеется по сути дела всего одна модель внутреннего производства – легкий коммерческий грузовик GAZelle e-NN. Российские проекты по выпуску легковых электромобилей все еще находятся на стадии опытно-промышленных образцов, а иностранные концерны пока не рассматривали Россию в качестве потенциальной локации для сборки электромобилей”, – подчеркивает он.

По мнению эксперта, программа поддержки должна включать в себя не только стимулирование спроса, но и выделение средств на развитие производства автокомпонентов для новой техники. Особый акцент следует сделать как раз на развитии инфраструктуры в виде станций по зарядке и замене батарей. Немалое значение имеют и дополнительные преференции для автовладельцев (льготные условия парковки, уплаты налога и так далее).

До конца года в Тольятти должна быть запущена сборка автомобилей Zetta, стоимость которой в базовой комплектации составит 550 тысяч рублей. Концерн воздушно-космической обороны “Алмаз-Антей” сообщил о работе над гибридным автомобилем с рабочим названием E-NEVA, который будет доступен и для гражданского использования. Как отмечает РБК, автомобиль получит сразу две комплектации топливной системы: газовый автомобиль с электропередачей (запас хода на одной заправке – более тысячи километров) и электрогазомобиль с 52-литровой газовой топливной системой и аккумуляторной батареей емкостью 70 кВт (запас хода – 810 км).

Пока на российском рынке новых электрокаров лидируют премиальные модели – Porsche, Audi и Jaguar, цены на которые составляют 6-7 млн рублей.

По данным аналитического агентства “Автостат”, за пять месяцев 2021 года в России было продано 650 новых электромобилей. За тот же период прошлого года было продано всего 92 устройства, рост составил более 600%.

ВТБ Лизинг начал работу по программе льготного лизинга Минпромторга 2021

Другие новости ВТБ Лизинга

Интересное о лизинге

Экономические, юридические и сервисные преимущества лизинга

Во многих странах малый и средний бизнес являются основой экономики, производя 50-60% ВВП. А что у нас? Согласно имеющимся данным Росстата доля МСБ в России пока только приближается к 25%.

Чем операционный лизинг отличается от аренды?

Еще 10–15 лет назад у нас был ограниченный выбор, где взять автомобили или оборудование для нового дела: или купить сейчас, на оборотные средства, или взять кредит. Сейчас эпоха шеринговой экономики и вариантов появилось множество: вплоть до «попользоваться и вернуть» или «поработать, а потом выкупить».

Читайте также:
Правительством России создан базовый центр по подготовке рабочих кадров
Что за услуга такая – лизинг? Отвечаем на частые вопросы

Если вы пока не определились, подходит ли данный способ приобретения автомобилей или техники именно вам, и в голове больше вопросов, чем ответов, то мы не зря написали эту статью.

Новая философия потребления: шеринг-лизинговая экономика

Несколько веков назад появилось то, что сегодня называется коллективным потреблением. Аренда, лизинг – другие названия этой модели поведения. В начале XXI века совместное пользование товарами и услугами, аренда вместо владения и потребительская мобильность стали, пожалуй, основными трендами, определяющими развитие многих отраслей.

Персональный менеджер ВТБ Лизинг подготовит предложение для Вас

Заполните форму и мы перезвоним вам в ближайшее время

Спасибо, Петр Петрович!

Менеджер ВТБ Лизинг перезвонит вам в ближайшее время

Обработка персональных данных

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я выражаю согласие на обработку АО ВТБ Лизинг (обслуживает сайт http://vtb-leasing.ru, ИНН7709378229, ОГРН 1037700259244, местонахождение: 109147, Москва ул. Воронцовская д. 43, стр. 1) своих персональных данных без оговорок и ограничений, совершение с моими персональными данными действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждаю, что, давая такое согласие, действую свободно, по своей воле и в своих интересах. Согласие на обработку персональных данных дается мной в целях получения услуг, оказываемых АО ВТБ Лизинг.

Перечень персональных данных, на обработку которых предоставляется согласие: фамилия, имя, отчество, место пребывания (город, область), номера телефонов, адреса электронной почты (E-mail), а также иные полученные от меня персональные данные.

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, получение рассылки рекламно-информационного характера, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, передача, в том числе трансграничная передача, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться как с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке). При обработке персональных данных АО ВТБ Лизинг не ограничено в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости АО ВТБ Лизинг вправе предоставлять мои персональные данные третьим лицам исключительно в целях оказания услуг технической поддержки, а также (в обезличенном виде) в статистических, маркетинговых и иных научных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия.

Я подтверждаю согласие на получение рекламы и любой иной информации от АО ВТБ Лизинг, в том числе от партнеров АО ВТБ Лизинг, по любым каналам связи, в том числе посредством использования телефонной и подвижной связи, смс–оповещения, почтового письма, телеграммы, голосового сообщения, сообщение по электронной почте. При осуществлении рассылки АО ВТБ Лизинг разрешается использовать любую контактную информацию, указанную в настоящем электронном письме. Право выбора компаний, осуществляющих рассылку, предоставляется АО ВТБ Лизинг без дополнительного согласования с получателем такой рассылки.

Данное согласие действует до даты его отзыва мною путем направления в АО ВТБ Лизинг подписанного мною соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено мной в адрес АО ВТБ Лизинг по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку надлежаще уполномоченному представителю АО ВТБ Лизинг.

В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, АО ВТБ Лизинг обязано прекратить их обработку и исключить персональные данные из базы данных, в том числе электронной, за исключением сведений о фамилии, имени, отчества.

Программы льготного лизинга и кредитования распространят на электромобили

21 сентября 2021 г. 10:48

Электромобили включат в программы льготного лизинга и автокредитования, сообщает ТАСС. Министерство промышленности и торговли уже подготовило проекты соответствующих документов. Максимальная скидка на электромобиль составит 625 тыс. рублей.

«Первым проектом постановления предлагается расширить действие правил предоставления субсидии на льготное автокредитование: к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания стоимостью до 1,5 млн. рублей (размер скидки составляет 10%; для Дальневосточного федерального округа — 25%) будут добавлены электромобили», — говорится в материалах Министерства промышленности и торговли.

«Согласно нашему предложению, скидка на электромобили составит 25% от цены, но не более 625 тыс. рублей. При этом ограничений по стоимости самого электромобиля для участия в программе не будет», — подчеркнул глава ведомства Денис Мантуров.

Читайте также:
Как правильно оформить завещание на имущество?

Кроме того, документ также расширяет круг лиц, которые могут участвовать в программе льготного автокредитования. Если сейчас скидка доступна семьям с детьми, сотрудникам государственных медицинских учреждений, тем, кто приобретает свой первый автомобиль или сдает свой автомобиль по traid-in (при условии, что автомобиль старше шести лет и был в собственности дольше года), то со следующего года право на льготный автокредит также хотят предоставить работникам системы образования.

В свою очередь, второй проект постановления включает электромобили в программы льготного лизинга и также предусматривает предоставление скидки на такие транспортные средства в размере 25% от их стоимости, но не более 625 тыс. рублей.

При этом для расширения перечня лизинговых организаций министерство предлагает разрешить участвовать в программе льготного лизинга компаниям, не заключавшим специнвестконтракты. Однако сами электромобили, по условиям, все равно должны быть произведены на территории России в рамках специнвестконтракта.

В то же время субсидирование автомобилей, в отношении которых ведомство прежде предоставило субсидию производителям техники, использующей природных газ в качестве топлива, исключается.

Отметим: то, что электромобили включат в программы льготного лизинга и автокредитования, стало понятно после того, как в конце августа премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию развития электрического транспорта в стране. В соответствии с этой концепцией, кстати, предполагаются и другие меры для стимулирования спроса на экологические автомобили, в том числе освобождение владельцев электрокаров от внесения платы за проезд по платным дорогам.

В целом, концепция нацелена на то, чтобы к 2030-му году выпуск электромобилей в России составил как минимум 10% от общего объема производимых транспортных средств в стране.

Что касается программ льготного лизинга и автокредитования, то в следующем году на эти цели из федерального бюджета планируют выделить порядка 10 млрд. рублей с практически равным их распределением (50% на 50%) по обеим программам.

Это, по сути, означает, что поддержка льготного лизинга будет увеличена (в этом году на нее было выделено 3,8 млрд. рублей), а финансирование льготного автокредитования, наоборот, сократят (в текущем году объем поддержки составлял 9,5 млрд. рублей).

При этом, правда, стоит учитывать, что эти средства по обеим программам в нынешнем году были вычерпаны еще в первом полугодии, после чего программы больше не возобновлялись.

Лизинг с господдержкой

Согласно результатам опросов, проведенных Банком России по итогам прошлого года, доля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), удовлетворенных работой финансовых организаций, больше всего выросла в сфере лизинга — на 5,9%. Для сравнения: количество лояльных клиентов у страховых компаний увеличилось на 2,5%, у микрофинансовых организаций — на 0,9%, тогда как у банков оно сократилось на 4,3%.

Рынок лизинга стабильно растет. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в 2017 году он вырос на 40%, в прошлом году — на 20% по сравнению с 2017 годом и превысил отметку 1,3 трлн руб. По прогнозам агентства, рост на уровне 15% будет зафиксирован по итогам этого года. Общий лизинговый портфель участников рынка на начало 2019 года оценивался на уровне 3,9 млрд руб. «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.», — прогнозирует генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. Отсутствие жесткого регуляторного пресса в отношении лизинга позволяет формировать более привлекательную по сравнению с банковским кредитованием кредитную политику, отмечает он.

В сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) динамика лизинговых сделок действительно гораздо лучше, чем в кредитовании, отмечает председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «За прошлый год доля лизинговых сделок в сегменте МСП достигла почти половины всего объема рынка лизинга». Сам малый бизнес, по его словам, в опросах по поводу наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как номер один, как более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.

Однако у этого финансового инструмента есть еще потенциал для наращивания его использования субъектами МСП, считают в Банке России. Согласно дорожной карте ЦБ по развитию финансирования субъектов МСП, «недостаточное использование инструмента лизинга субъектами МСП» — одна из ключевых проблем, сдерживающих развитие бизнеса. Регулятор, в частности, намерен до конца этого года создать дополнительные меры регулирования и надзора за сектором, которые позволят обеспечить надежность и прозрачность этого вида финансовой поддержки.

Повысить доступность и объем использования лизинга стремятся и государственные ведомства. Параллельные программы льготного лизинга для бизнеса реализуют Минэкономразвития и Минпромторг России.

Программа для малых

Объем лизинговой поддержки предпринимателей через Минэкономразвития в период с 2017 года по октябрь текущего года составил 6,04 млрд руб.

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) является оператором лизинговой программы. Проект реализуется через сеть дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК) в четырех субъектах РФ: Татарстане, Башкирии, Республике Саха (Якутия) и Ярославской области. Уставный капитал каждой РЛК — 2 млрд руб. (75% — доля Корпорации, 25% — региональных бюджетов). Причем РЛК работают без привязки к свое локации — за время действия программы поддержку получили около 200 лизинговых проектов из 54 субъектов РФ.

Читайте также:
Новый закон о зимней резине 2021: штраф за летнюю резину не по сезону и когда переобуваемся

Программа от Минэкономразвития предполагает лизинговое финансирование малого и микробизнеса на приобретение промышленного оборудования и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции по льготным ставкам: 6% годовых — для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Предприниматель должен работать на рынке не менее одного года, иметь хорошую кредитную историю и не иметь долгов по налогам. «За финансированием могут обратиться предприниматели, которые заинтересованы в приобретении оборудования стоимостью от 1 млн до 200 млн руб. сроком до семи лет», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.

При этом требования по размеру авансового платежа ниже, чем в коммерческих лизинговых компаниях. Как правило, он составляет 10%, а в случае привлечения поручительства региональной гарантийной организации (РГО действуют во всех субъектах РФ) вообще не требуется. Кроме того, отсутствуют какие-либо комиссии за совершение сделки. «Для субъектов МСП зачастую не столько критичен размер процентной ставки, сколько размер аванса по лизинговой сделке», — комментирует директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова.

Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на текущий квартал наибольшая доля профинансированных лизинговых проектов в портфеле приходится на машиностроение (17,8%), химическую промышленность (16,3%), пищевую промышленность (14,9%), металлургию (12,7%), текстильную промышленность (5,8%), а также сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство (5,6%). «По статистике количество отказов — минимальное. В основном речь идет о случаях, когда потенциальный пользователь программы невнимательно ознакомился с условиями и требованиями», — предупреждают в ведомстве.

В перспективе планируется расширение географии льготной лизинговой поддержки, в частности, увеличение доли проектов из регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа. Также, в случае докапитализации РЛК в рамках нацпроекта по МСП в 2020–2024 годах станет возможным включение в программу субъектов среднего предпринимательства. Активно обсуждается возможность расширения перечня финансируемых видов имущества — например, дополнительно к оборудованию, — для предпринимателей, работающих в туристической индустрии, сообщают представители пресс-службы Минэкономразвития.

На сегодняшний день в реализации данной программы не участвуют коммерческие компании. В корпорации объясняют это тем, что РЛК работают в сегменте лизинга оборудования, где частный бизнес на сегодняшний день не очень активен. РЛК — это структуры с узкой специализацией и компетенцией, которые предлагают предпринимателям возможность заключения сделок с низкими авансами, низкими ставками и длинными сроками. При этом инвестированные однажды средства в капитал РЛК позволяют гарантированно поддерживать реализацию программы на протяжении многих лет, повторно реинвестируя полученные в составе лизинговых платежей деньги в новые лизинговые проекты, говорят операторы программы.

Так, сформированный капитал в размере 8 млрд руб. и плановая докапитализация действующих РЛК в 2020–2024 годах в сумме 9,3 млрд руб. обеспечат оказание лизинговой поддержки предпринимателям по итогам восьми лет (с 2017-го по 2024-й) в размере не менее 29,8 млрд руб. «Подобного мультипликативного эффекта можно добиться только через реализацию механизма возвратного государственного финансирования», — отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.

Кроме того, Минэкономразвития и Корпорация в рамках паспорта нацпроекта по МСП разрабатывают новый механизм субсидирования по договорам лизинга, который может быть запущен уже в следующем году. К работе в числе прочего привлечены профучастники лизингового сообщества, поскольку планируется привлечь в данную программу рыночные лизинговые компании. Оценивать потенциал такого взаимодействия пока сложно, говорит Роман: «Но любая льготная программа — это хорошо, если она будет рабочей».

Деньги вперед

В свою очередь, программа Минпромторга, которая реализуется с мая 2015 года, основана именно на принципе субсидирования льготного лизинга с привлечением частных лизинговых компаний и в целом рассчитана на бизнес разных масштабов. Впрочем, в ее структуре есть отдельные направления, которые подразумевают поддержку и МСП. Названия подпрограмм говорят сами за себя: «Российский тягач» (лизинг магистральных седельных тягачей «КамАЗ»), «Российский фермер» (поддержка сельхозпроизводителей) и «Свое дело» (помощь МСП). Малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на льготный лизинг по всем трем подпрограммам.

Программа предусматривает субсидирование выпадающих доходов лизинговым компаниям (от 10 до 15% цены техники в зависимости от региона передачи), предоставляющим предпринимателям колесную технику, автобусы, строительно-дорожные, коммунальные, лесозаготовительные и снегоболотоходные машины со скидкой 12,5%.

С 2017 по 2018 год Минпромторгом были заключены соглашения о предоставлении субсидий почти с 90 лизинговыми компаниями, сообщают в министерстве. Льготные условия финансовой аренды бизнес может получить непосредственно в этих лизинговых компаниях, в том числе «Европлан», «Сбербанк Лизинг», «Росагролизинг», «ВЭБ-Лизинг» и другие (полный список компаний опубликован на официальном сайте ведомства). Чтобы получить лизинг на льготных условиях, претендент должен выбрать оптимальную модель техники из списка, предусмотренного государственной программой; подать в лизинговую компанию заявление, в котором указано намерение участвовать в программе льготного лизинга; дождаться одобрения сделки и подписать договор. После чего субъект МСП получает выбранное транспортное средство в пользование и оплачивает стоимость предмета лизинга по льготной цене.

Читайте также:
Выплаты и компенсации пострадавшим от метеорита в Челябинской области. Восстановление окон

В прошлом году в рамках программы было реализовано более 2,6 тыс. единиц техники 73 российских производителей на общую сумму порядка 28 млрд руб. В 2017 году на программу было выделено 13,75 млрд руб., в 2018-м — 6,1 млрд руб., в 2019-м — 4,9 млрд руб. В июле 2018 года программа льготного лизинга была продлена до 2020 года.

Как говорит Татьяна Позднякова, за долгую лизинговую практику в случае с программой Минпромторга государство предложило действительно эффективный механизм поддержки внутреннего спроса за счет удобного потребителям механизма лизинга. Важно, например, что субсидии Минпромторга предлагаются на стадии авансового платежа. Как уточняет Татьяна Позднякова, это предпочтительнее и для субъекта МСП — меньше денег приходится отвлекать из оборота, чтобы заплатить аванс лизинговой компании, и для лизинговой компании (улучшается структура лизинговой сделки). «Механизм, когда субсидия конечному потребителю предоставляется в момент заключения договора, без необходимости возмещать уже понесенные затраты и без необходимости собирать дополнительные справки гораздо доступней, надежней и эффективней», — считает эксперт. В целом, по словам Татьяны Поздняковой, многие программы поддержки, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровнях, необходимо оптимизировать — делать их менее запутанными и снижать сопровождающие их высокие издержки. А также повышать информированность бизнеса о возможностях финансовой поддержки, говорит Татьяна Позднякова: «Конечные потребители зачастую не знают о программах для них».

Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий

Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.

Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда

О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.

Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:

  • поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
  • лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
  • лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.

Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.

Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.

То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:

  • поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
  • лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
  • лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.
Читайте также:
Уголовное наказание за недоносительство в связи с пакетом Яровой

С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).

Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.

Почему лизинг так популярен у бизнеса

Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.

И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.

Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:

  • лизинг снижает сумму налога на прибыль . Дело в том, что платежи по лизингу переносятся на себестоимость, тогда как при покупке автомобиля за собственные средства его стоимость будет переноситься на себестоимость в виде амортизации по обычным правилам. Так, если срок полезного использования автомобиля – 5 лет, его стоимость будет списываться в виде амортизации все 5 лет (и в месяц будет выходить совсем небольшая сумма). При лизинге доступна ускоренная амортизация, к тому же всю сумму лизингового платежа, кроме НДС, можно включить в состав расходов по налогу на прибыль;
  • лизинг дает право вычета по НДС . Так, если организация купила автомобиль, она может применить вычет в размере НДС со всей стоимости авто единоразово. В случае с лизингом в вычет по НДС можно включать весь налог на добавленную стоимость – как на сам автомобиль (пропорционально его стоимости), так и на плату за лизинг (которая идет вместо процентов). Соответственно, можно списать с суммы НДС к уплате всю сумму налога, которая включается в платеж лизинговой компании;
  • автомобиль, находящийся в лизинге, не попадает на баланс компании . Это не отменяет необходимости платить транспортный налог (его платит по согласованию или лизинговая компания, или клиент), но используемый компанией автомобиль не будет отображаться ни в активах (как ТС), ни в обязательствах (как долг по кредиту);
  • минимальный первоначальный платеж составляет от 5 %, тогда как по кредиту на транспорт или оборудование первый взнос гораздо выше;
  • большую часть бюрократических обязанностей (постановка на учет, оформление страховки или даже периодическое техобслуживание) берет на себя лизинговая компания. Правда, все ее расходы так или иначе будут включены в лизинговую плату;
  • лизинговая компания – не банк, и может предложить индивидуальные, более гибкие условия . Например, для сфер деятельности с выраженной сезонностью компания может установить график платежей, которые будут снижаться в несезон и вырастать в сезон.

Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).

Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.

Читайте также:
Льготы на паром в Крым 2021 и кого пропускают без очереди

Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.

На каких условиях сейчас оформляют лизинг

В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).

Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.

Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:

  • обязанность по уплате транспортного налога . Уведомление ФНС присылает по адресу регистрации транспортного средства, но кто будет непосредственно платить налог – определяется условиями договора лизинга. Даже если эта обязанность возложена на лизинговую компанию, она просто перенесет эту сумму в платеж по лизингу – но в этом случае клиент хотя бы не получит штрафных санкций за неоплату налога;
  • обязанность по оплате полисов каско и ОСАГО . Скорее всего, страховка будет обязательным условием договора лизинга – потому что это позволит лизинговой компании вернуть все свои деньги, даже если авто попадет в ДТП. Но нужно заранее оценить все условия страхования – кто платит премию по договору и на какой срок оформляется полис;
  • сумма выкупа. Это сумма, по которой лизингополучатель сможет выкупить имущество в конце срока договора. Это может быть как символическая сумма (1000 рублей), так и более существенная – и на это нужно обратить внимание;
  • вид платежа . Погашение стоимости автомобиля может происходить по-разному – аннуитетными или регрессными платежами. В первом случае будет меняться соотношение погашения стоимости ТС и лизинговой платой (в начале проценты всегда больше), во втором – сумма платежа будет уменьшаться за счет снижения суммы лизинговой платы. Второй вариант выгоднее, но не всегда у компании есть возможность платить больше в начале срока;
  • возможность досрочно выкупить автомобиль . Как правило, досрочный выкуп допускается, когда с начала действия договора прошел определенный срок (обычно – 12 месяцев, но может быть и 1 месяц, и 24 месяца). Будет лучше, если прямо в договоре будет указан график изменения выкупной суммы – то есть, стоимость авто для полного выкупа в каждый момент срока договора.

Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).

Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:

Автолизинг

Автокредиты

Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.

Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.

Как работает государственное субсидирование

Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.

Читайте также:
Страховые выплаты в связи с выбросом газа сероводорода в пресненском районе Москвы

Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:

  • предоставляется на покупку коммерческой колесной техники, произведенной в России . Это легковые, грузовые автомобили и автобусы, производство которых до определенного уровня локализовано в России, произведенные в 2021 году;
  • есть ограничение по маркам и моделям транспорта, участвующим в программе;
  • сумма составляет до 10% от стоимости ТС, но не более 500 тысяч рублей;
  • требования к клиенту стандартные – наличие лицензии на осуществляемые виды деятельности, отсутствие претензий со стороны налоговых органов и проблем в кредитной истории.

Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.

Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.

В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.

Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера , вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу ;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: