Льготы фермерам-виноделам предлагается ввести в России

Какие льготы будут введены в России для фермеров-виноделов

Сегодня государство старается различными льготами и другими мероприятиями поддержать сельскохозяйственных производителей. Они могут пользоваться своим уникальным и упрощенным налогом, а также могут получать льготные кредиты или вовсе субсидии на открытие или развитие собственного дела. Также некоторые специфические направления сельского хозяйства выделяются Правительством, в результате чего для них предлагаются уникальные варианты для работы. Сюда относятся и льготы фермерам-виноделам, которые являются ограниченными в стране.

Законодательное регулирование отрасли

Фермеры, которые являются виноделами, занимаются производством российского вина и других видов алкогольной продукции. Регулирование данной сферы деятельности в настоящее время является жестким и постоянным. В 2015 году было введено лицензирование для фермеров-виноделов, однако наряду с этим нововведением были предложены специальные льготы для этих производителей.

С помощью лицензирования и льгот государство борется с незаконным производством алкогольной продукции в России, поэтому сегодня многие фермеры, которые занимались производством небольшого количества вина, могут осуществлять свою деятельность легально, а при этом получать определенную поддержку от государства.

Лицензирование деятельности

Однако стоит отметить, что лицензия, которые обязательно должны приобретать виноделы для законной деятельности, является слишком дорогой. Ее стоимость равняется 800 тыс. руб., что считается совершенно невозможным размером для многих предпринимателей. Особенно это относится к начинающим производителям, которые вовсе могут не располагать каким-либо начальным капиталом. В результате практически все фермеры-виноделы вынуждены были прекратить свою деятельность, что могло бы в ближайшем будущем вовсе уничтожить отечественное производство вин. Однако этого удалось избежать только благодаря тому, что были введены льготы фермерам-виноделам.

Льготы на винодельное производство

К этим льготам относится:

  • снижение государственной пошлины, необходимой для получения лицензии на деятельность, причем предполагается, что она будет не 800 тыс. руб., а 65 тыс. руб., а такая цена считается приемлемой и доступной для многих производителей;
  • сокращение акцизов, которые должны уплачиваться мелкими хозяйствами, а для географически защищенных вин вовсе предполагается снижение акцизов в два раза;
  • выдаваемая лицензия на деятельность может быть действительна от пяти до 15 лет;
  • ежегодно производить вино необходимо в размере, не превышающем 5 тыс. декалитров, а это означает, что не должно выпускаться одним производителем больше 65 тыс. бутылок вина, а также нельзя пользоваться землей, превышающей 10 гектаров.

Льготы на винодельное производство выдаются только тем фермерам-виноделам, которые имеют на них право, а они должны отвечать определенным требованиям и условиям. К ним относится:

  1. производиться вино должно только с применением российского винограда, который может быть приобретен у других фермеров или выращен собственными силами;
  2. для хозяйства создание вин должно быть новым видом работы.

Дело в том, что фермеры, которые уже давно функционируют на рынке и для которых производство вина является проверенным и легким делом, не нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, поэтому они смогут легко уплачивать государственную пошлину в полном размере. Если же предприниматель только начинает свою работу в сфере виноделия, то у него еще нет достаточного капитала для уплаты пошлины и покупки лицензии, поэтому для них предусмотрены льготы фермерам в России.

Перспективы

Правительство полагает, что с введением льгот, которые существенно улучшат финансовое положение производителей вин, увеличиться на рынке количество российского вина, а оно будет качественным и доступным по цене. Это уменьшит импорт и позволит эффективно развиваться российским производителям. Поэтому многие производители вин очень хорошо восприняли новые изменения в законодательстве, а также стараются подходить под все требования, чтобы воспользоваться предлагающимися льготами.

Таким образом, льготы фермерам, занимающихся производством вин, считаются хорошим и выгодным предложением для производителей, поэтому они позволяют открываться новым изготовителям.

Поддержка фермеров и кооперативов

На какую поддержку может претендовать фермер или сельскохозяйственный потребительский кооператив, какие критерии необходимо соблюсти и сколько денег можно получить по программам государственной поддержки?

Меры поддержки:

— Грант на поддержку начинающего фермера;

— Грант для семейных животноводческих ферм;

— Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам;

— Грант для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива;

ГРАНТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ФЕРМЕРА

Читайте также:
Телефоны горячей линии для пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке

Предпринимателю, который зарегистрировал КФХ в последние 2 года, подойдёт грант для начинающего фермера.

Чтобы претендовать на грант, фермер должен:

— быть зарегистрирован как глава КФХ в сельской местности не больше 24 месяцев с момента регистрации;

— перед подачей заявки удостовериться, что КФХ подходит под требования микропредприятия;

— предоставить в региональную конкурсную комиссию комплект документов, установленный региональным порядком предоставления грантовой поддержки.

Максимальный размер гранта для начинающего фермера составляет 3 млн рублей для разведения КРС. Для других видов деятельности – не более 1,5 млн рублей.

Правила распоряжения средствами устанавливает Минсельхоз России.

Как аграрий может распорядиться полученными деньгами:

— купить земельный участок;

— разработать проектные документы для строительства или реконструкции производственных помещений;

— купить или отремонтировать складские и производственные здания;

— купить сельхозтехнику или инвентарь;

— купить посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники.

В случае получения средств гранта глава КФХ обязан создать по 1 рабочему месту на каждый полученный миллион рублей.

Средства гранта подлежат использованию в течение 18 месяцев со дня поступления на счёт грантополучателя. При этом в любом из видов приобретаемого имущества/оплачиваемых услуг доля собственных средств КФХ должна составлять не менее 10%.

ГРАНТ ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ

Если у человека уже есть ферма по разведению животных или птицы, ей больше двух лет и хотя бы два члена этого КФХ находятся в родстве друг с другом (включая главу хозяйства), ему подойдёт грант для развития семейных животноводческих ферм.

Чтобы получить деньги по программе для семейных ферм, нужно:

— быть зарегистрированным как глава КФХ в сельской местности более 24 месяцев на дату подачи заявки на участие в конкурсном отборе по предоставлению средств гранта;

— перед подачей заявки удостовериться, что КФХ подходит под требования микропредприятия;

— иметь в членах КФХ хотя бы одного родственника, за исключением самого главы КФХ;

— предоставить в региональную конкурсную комиссию комплект документов, установленный региональным порядком предоставления грантовой поддержки.

Личных вложений фермера в приобретаемое имущество должно быть не менее 40%, из которых до 20% может быть предоставлено из бюджета региона.

Семейная животноводческая ферма может получить до 30 млн рублей на разведение крупного скота мясного или молочного направления. Для других видов деятельности предусмотрено выделение не более 21,6 млн рублей.

Деньги можно потратить по следующим направлениям:

— разработать строительную документацию;

— построить или модернизировать ферму;

— построить или реконструировать объекты по переработке сырья;

В случае получения господдержки глава КФХ обязан создать не менее 3 новых постоянных рабочих мест.

На использование средств гранта предусмотрено 24 месяца.

И в случае грантовой поддержки для начинающих фермеров, и в случае получения грантовой поддержки на развитие семейной животноводческой фермы грантополучатель обязан в течение 5 лет вести предпринимательскую деятельность, на которую получен грант, и сохранить созданные рабочие места. Кроме того, глава хозяйства не может продать, подарить, сдать в аренду или обменять имущество, приобретённое за средства гранта.

Через два года после полного освоения средств, вне зависимости от направления грантовой поддержки, аграрий может претендовать на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы повторно.

В рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

ГРАНТ «АГРОСТАРТАП»

Для тех, кто только начинает бизнес в сельском хозяйстве или ещё не начал, но планирует работать, предусмотрен грант «Агростартап». В отличие от варианта для начинающего фермера, этот вид поддержки может получить владелец ЛПХ, но только при условии, что в течение 15 дней после победы в конкурсе он зарегистрирует КФХ.

Претендент на «Агростартап», как и в случае с поддержкой начинающего фермера, не должен вести предпринимательскую деятельность в последние три года.

Деньги выдаются на условиях софинансирования, где 10% – это собственные средства получателя. Предпочтение при проведении конкурса на стартапы отдают бизнес-планам по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства в регионе.

Грантополучатель «Агростартапа» должен создать как минимум 1 рабочее место при получении поддержки на сумму до 2 млн рублей и как минимум 2 рабочих места – для поддержки на сумму более 2 млн рублей. По «Агростартапу» можно получить до 3 млн рублей, а если фермер планирует стать членом кооператива, то до 4 млн рублей. В последнем случае часть средств в размере не более 50% от суммы гранта должна быть внесена в неделимый фонд кооператива.

Читайте также:
Субсидированные авиабилеты на 2021 год: направления, когда и как можно купить

Грант можно потратить по тем же направлениям, что и деньги по программе для начинающего фермера.

Грант для начинающего фермера и поддержку «Агростартап» можно получить только один раз, освоить деньги нужно в течение 18 месяцев после перевода средств.

СУБСИДИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КООПЕРАТИВАМ

В рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» сельскохозяйственным потребительским кооперативам, вне зависимости от продолжительности регистрации, предоставляются субсидии на возмещение:

— затрат, связанных с приобретением имущества для последующей передачи (реализации) в собственность членов кооператива с 50%-ной скидкой. При этом размер поддержки не должен превышать 3 млн руб. на 1 кооператив;

— затрат, связанных с приобретением техники, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, мобильных торговых объектов для оказания услуг членам кооператива. Кооператив может приобрести технику с 50%-ной скидкой. При этом размер поддержки не должен превышать 10 млн руб. на 1 кооператив.

Указанная мера поддержки создаёт очевидные преимущества для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, позволяя им через СПоК приобретать со скидками технику и иное имущество, а также реализовывать в кооператив свою продукцию по более высокой цене.

ГРАНТ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Более сложный вариант – грант для сельскохозяйственных кооперативов – подойдёт опытным участникам рынка

Кооператив должен действовать не менее 12 месяцев, получать 70% прибыли за счёт сбыта производимой продукции, а также объединять хотя бы 10 сельхозпроизводителей.

В рамках этой меры кооператив может получить 70 млн рублей. При этом стоит учитывать, что средства гранта – это лишь 60% от того объёма, который следует потратить на реализацию проекта, направленного в региональную конкурсную комиссию. То есть в любом из приобретаемых активов доля средств кооператива не должна быть менее 40%.

В свою очередь, с 2018 года 20% из собственных средств кооператив может возместить через бюджет региона.

Основные критерии, предъявляемые к СПоК – претендентам грантовой поддержки:

— не менее 12 месяцев с даты регистрации;

— кооператив объединяет не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства);

— у кооператива есть план по развитию и по расходам средств;

— кооператив осуществляет деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции;

— не менее 70% выручки в СПоК формируется за счёт осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции.

Деньги можно потратить на следующие направления:

— строительство, реконструкция и модернизация производственных объектов;

— приобретение и монтаж оборудования и техники;

— покупка специализированного транспорта.

В случае получения гранта кооператив обязан создать по 1 рабочему месту на каждые 3 млн рублей.

Через год после освоения средств кооператив может снова принять участие в конкурсном отборе на получение гранта.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Получить бесплатную консультацию по этой и другим программам поддержки МСП можно в Центрах «Мой бизнес», в Центрах компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в вашем регионе, а также в региональных органах АПК.

Государственные меры поддержки

Здесь вы найдете материалы о государственных мерах поддержки малого и среднего бизнеса.

Льготный кредит по ставке до 7,75%

Получить кредит можно до 2024 года в любом из отделений уполномоченного банка.

Банки, участвующие в льготной программе

На сегодняшний день в программе задействовано уже 99 кредитных организаций.

Микрозайм для бизнеса

Предоставление МСП микрозаймов до 5 млн рублей по льготной ставке на срок не более 3 лет.

Поддержка инноваций и производства

Одним из способов развития новых промышленных и инновационных проектов является предоставление готовой инфраструктуры и льготного доступа к ней.

Читайте также:
Правительством России создан базовый центр по подготовке рабочих кадров

Поддержка МСП в моногородах

В настоящее время в России официально зарегистрирован 321 моногород. На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в моногородах?

Кредиты под залог ИС и субсидии

На возмещение бизнесу части расходов по таким кредитам государство предоставляет субсидии.

Кредит под госгарантию

Банки не всегда одобряют предпринимательский кредит, если отсутствует имущество для залога. Тут на помощь может прийти государство и стать поручителем.

Оборудование в льготный лизинг

Как выгодно арендовать или приобрести оборудование для своего бизнеса.

Они просят добавить для них в проект федерального закона отдельную статью

Ассоциация фермеров виноградарей и виноделов обратилась к депутатам заксобрания Ростовской области с просьбой помочь внести изменения в проект федерального закона о виноградарстве и виноделии, который сейчас рассматривается Госдумой. Фермеры-виноградари предлагают изменить условия ведения бизнеса для малых предприятий, в частности, упростить лицензирование, обеспечить особые условия субсидирования и льготное кредитование. Донские депутаты обещали доработать предложенные поправки и направить их коллегам в Госдуму. Эксперты положительно оценивают предложения в проект, но сомневаются, что они будут приняты.

Виноделы донского региона предоставили депутатам Законодательного собрания Ростовской области предложения к проекту федерального закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», уже принятому Госдумой РФ в первом чтении (ожидается, что окончательно закон примут до конца года).

Как рассказал один из авторов поправок, глава Ассоциации фермеров виноградарей и виноделов и владелец ростовской винодельни «Кантина» Алексей Скляров, для мелких хозяйств предлагается создать ряд особых условий. В частности, виноделы просят субсидировать конечный продукт, а не расходы. «На сегодняшний день в минсельхозе нет четкой системы распределения субсидий, в этой сфере процветает коррупция. Мы предлагаем очень простую схему: распределение средств за количество собранного винограда»,— отметил он.

Кроме того, виноградари хотят добиться для начинающих фермеров беспроцентного кредитования сроком на 15 лет. «Сейчас основать винодельческое хозяйство стоит около $1 млн. В случае принятия наших поправок в закон объем необходимых инвестиций снизится до 1 млн руб. На эти деньги предприниматель покупает 1 га земли. Идет в банк и под залог этого участка берет в беспроцентный кредит еще 1 млн руб. За счет него покупает саженцы и выращивает виноград. Через пять лет соберет урожай, сделает вино, продаст и, таким образом, за 10–15 лет полностью погасит заем»,— говорит господин Скляров.

Виноделы также просят разрешить им изготавливать любую продукцию из винограда без отдельных разрешений, упростить лицензирование и приравнять рекламу российского вина к рекламе неалкогольной продукции. «Сегодня войти в этот бизнес трудно. Предлагаемая самостоятельная глава в законе позволит создавать предприятия с минимальными вложениями и способствует созданию в стране отрасли, способной производить в ограниченных объемах высококачественные вина, как это делается во всем остальном мире»,— говорит глава Ассоциации фермеров виноградарей и виноделов.

Без отдельной главы в законе, прописывающей особые условия работы для маленьких хозяйств, они не смогут выдерживать конкуренцию с крупными производителями вина, уверен господин Скляров. «Нынешний проект федерального закона о виноградарстве и виноделии ориентирован на крупные и средние предприятия»,— считает он.

Донские депутаты выслушав предложения виноделов согласились с тем, что поправки в законопроект необходимы. «Это очень важно с точки зрения занятости сельского населения, особенно в нашем донском крае, с его давними традициями виноградарства»,— отметил депутат Заксобрания Ростовской области Вячеслав Василенко.

Президент российского Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович положительно оценивает предложения, касающиеся малых виноделен, однако отмечает, что они нуждаются в доработке. «Акты, регулирующие малый бизнес, разбросаны по ряду законодательств. Если смотреть предложения, то получается, что нужно менять налоговый кодекс и другие нормы. Очень сомневаюсь, что все заложат в новый закон, но важно, чтобы он в принципе был наконец принят»,— считает он.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в свою очередь отметил, что предложения виноделов весьма идеализированые. «Виноделие в России сейчас для крупных компаний, это факт. Создать даже маленькое производство может только или очень обеспеченный человек, или тот, у кого есть другой, уже приносящий доход, бизнес. Если нет больших средств, нужно влезать в кредитную кабалу — даже если кредит беспроцентный, чем платить тело кредита, если пять лет виноград растет и никакого дохода быть не может? Получается, для создания маленьких хозяйств государству нужно просто давать фермерам денег. Сомневаюсь, что у государства они на такие цели есть»,— заключил эксперт. Он выразил опасение, что погоня за «идеальным законом» может застопорить работу по принятию проекта, которого виноделы ждут уже 25 лет.

Читайте также:
Штраф за пересечение двойной сплошной линии и иные виды наказания

Минфин объяснил, как поддержит российских виноделов

Минфин предлагает изменить схему поддержки российских виноделов. С 2019 г. он хочет отменить пониженную ставку акциза на вина, включая игристые, с защищенными географическим указанием (ЗГУ) и наименованием места происхождения (ЗНМП). В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и плановый период 2020–2021 гг.» министерство предложило ввести единую ставку как для отечественных, так и для импортных тихих и игристых вин.

Выпуск вин ЗГУ и ЗНМП в России невелик – около 5 млн л, или 1,5% от всего производства, по данным Союза виноградарей и виноделов России. С 2016 г. для них действует пониженный акциз. Для тихого вина обычный акциз составляет 18 руб. за 1 л, а льготный – 5 руб.; для игристых – 36 и 14 руб. соответственно. Сначала льготой пользовались и российские, и импортные вина. Но в мае прошлого года Минфин уточнил: льгота предназначена только для российских вин.

Однако в таком виде льгота стала противоречить правилам ВТО, и чиновникам пришлось снова искать способ поддержать российских виноделов. Минфин нашел выход, следует из Основных направлений бюджетной политики. Ведомство предлагает с 2019 г. относить к подакцизным товарам виноград, из которого отечественные производители делают вино и дистилляты полного цикла производства. И предоставлять налоговый вычет с повышающим коэффициентом тем из них, кто использует виноград собственного производства. Какими будут вычет и повышающий коэффициент, представитель министерства не уточняет: конкретные предложения будут определены позже.

Минфин нашел способ помочь отечественным виноделам, не нарушая принципы ВТО

Такая формулировка делает механизм поддержки бессмысленным, говорил президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович: в России выращиванием винограда и производством вина в 95% случаев занимаются разные юрлица, хотя в большинстве случаев они входят в одну группу. Вычет будет предоставляться отечественным «производителям винодельческой продукции полного цикла производства, использующим в качестве сырья любой виноград», уточнил представитель Минфина. Любой виноград в данном случае – значит российский, поскольку для производства вина виноград в Россию не импортируют, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Но и в таком случае круг получателей помощи непонятен, замечает Попович: в законодательстве нет такого понятия, как «производители винодельческой продукции полного цикла производства». Пока Минфин не определит правила, сроки и порядок получения этой поддержки, обсуждать ее не имеет смысла, настаивает он. Это лишь подходы к формированию проекта бюджета, а конкретные меры будут описаны в законопроектах, объяснял чиновник финансово-экономического блока.

В Минсельхоз, по словам его представителя, такие предложения Минфина официально не поступали. Минфин с Минсельхозом технические подробности поддержки не обсуждали, подтверждает федеральный чиновник, знакомый с ходом переговоров о поддержке виноделов. В ФАС Минфин тоже не предоставлял материалы, передала через представителя заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС Наталия Исаева.

Производство вина в России падает, небольшой подъем был в 2015 г. после девальвации рубля и резкого удорожания импорта. Но уже с середины 2016 г. началось восстановление импортных продаж, и в 2017 г. импорт вина почти достиг докризисных показателей и составил 24,4 млн дал.

Господдержка виноградарства в России невелика – около 1,5 млрд руб. ежегодно. Нужно гораздо больше – около 50 млрд руб. для покупки земли, высадки виноградников, инвестиций в производство и др., указывал в мае в письме президенту Владимиру Путину уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, семье которого принадлежит одно из крупнейших винодельческих предприятий – «Абрау-Дюрсо». Особенно сложно конкурировать по цене с дешевым импортом, отмечал он и предлагал обложить сбором импортный алкоголь и на собранные средства поддержать российских виноделов. Пока ответа по этому обращению нет, сказала представитель Титова.

Читайте также:
Гражданский брак: права мужчины и женщины, последствия, проблемы при расставании

Поддержка отечественных производителей – важная составляющая возрождения виноградарства, комментирует Исаева, но такие меры целесообразны только в одном случае – если стоит задача поставить заслон дешевому импортному виноматериалу. «Любые меры поддержки и протекционистские действия не должны мешать здоровой конкуренции качественных отечественных и импортных вин. Иначе в проигрыше окажется потребитель», – настаивает Исаева.-

Виноделов поддержали новыми налогами

Вступивший в силу закон о виноделии ввёл акцизы на виноградники и пообещал виноделам господдержку, объём которой пока оценить трудно. Крупные игроки закон поддержали, малые разочарованы — их главных проблем закон не решит

Закон о виноградарстве и виноделии (№ 468-ФЗ от 27.12.2019) был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом России в декабре минувшего года. Полгода спустя, 26 июня, закон вступил в силу. Документ нацелен на снижение количества контрафактного вина, продаваемого под видом российского, а также на поддержку российских производителей, уверены авторы закона, среди которых первый зампредседателя думского комитета по образованию и науке, заслуженный врач России Геннадий Онищенко и зампредседателя комитета ГД РФ по финансовому рынку, депутат от Республики Крым Константин Бахарев.

По мнению Геннадия Онищенко, высказанному ИА «ТАСС», закон должен решить две принципиальные задачи. Первая — вернуть производство винограда «хотя бы до объёмов, что были в Советском Союзе». «От тех площадей, которые были тогда, сегодня мы используем примерно одну треть, — уверен депутат. — Это виноградоносные регионы — Кубань, Крым, Дагестан, частично регионы укрывного виноградарства в зонах рискованного земледелия — Ростовская область и Ставропольский край. Вторая задача — восстановить питомниководство винограда, которое утеряно. Мы работаем с лозой, которую завозим из-за рубежа. Такая прямая зависимость очень неправильная»

Что в законе

После 26 июня 2020 года российским считается вино из винограда, выращенного в РФ. А вино из импортных виноматериалов теперь приравнивается к «винным напиткам», о чём должна быть соответствующая надпись на этикетках (предложенный законодателями вариант — «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ» размером «не менее 1/5 от общей площади этикетки и контрэтикетки»). Помимо этого, введена национальная система защиты вина по географическому указанию (ЗГУ) и наименованию места происхождения (ЗНМП), определён порядок госконтроля и надзора за соблюдением законодательства в винодельческой сфере. С 26 июня не только маркировать, но и продавать вино надо по новым правилам. Так, в магазинах винные напитки должны выкладываться так, чтобы их визуально можно было отделить от вина, в том числе игристого и креплёного. На полке также должна быть надпись «ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ». Кроме того, отечественное вино должно быть отделено от импортного. На полках с нашим должна быть надпись «ВИНО РОССИИ».

По данным базы «Консультант Плюс», специальные нормы об ответственности за нарушение нового закона в КоАП РФ не введены. За производство винодельческой продукции с неправильной по смыслу нового закона маркировкой могут грозить конфискация товара и штрафы: 10–15 тысяч рублей для должностных лиц, 100–150 тысяч рублей для компаний. За нарушения Закона о виноградарстве и виноделии розничными продавцами также возможна конфискация продукции и более высокие штрафные санкции: 20–40 тысяч рублей для руководителей и 100–300 тысяч рублей для юрлиц.

«Правовое регулирование отечественного виноградарства и виноделия создаётся с нуля, в будущем это сыграет серьёзную роль в развитии экономики страны, — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин в декабре, когда документ проходил итоговое чтение, — за счёт новых рабочих мест, импортозамещения и дополнительных доходов в бюджеты ряда регионов — Краснодара, Крыма, Севастополя, Ростовской области, Дагестана, Ставрополя, Волгограда и Астрахани».

Крупным игрокам — дополнительные инвестиции

В регионах Юга, о которых говорят авторы закона, вино из своего винограда производят чуть более десяти крупных производителей — и сотни мелких. Средних по объёмам выпускаемой продукции виноделен — единицы. Некоторые из них вошли в структуру холдингов. Так несколько лет назад произошло, например, с донской «Винодельней Ведерниковъ», ставшей частью ГК «Абрау-Дюрсо». Кроме этой группы, к крупным южным виноделам относятся «Кубань-Вино» (челябинской ГК «Ариант»), АПФ «Фанагория», винодельня «Юбилейная» (её приобретает «Абрау-Дюрсо»), АО «Цимлянские вина» (проходит процедуру банкротства), Дагестанский завод игристых вин, ГУП РК «ПАО Массандра», Инкерманский завод марочных вин, завод «Новый Свет» и др. У этих заводов есть свои виноградники. Причём особенно активно они начали наращивать сырьевую базу в последние годы.

Читайте также:
Сколько денег нужно для счастья россиянам?

«Для нас важно и ценно, что этот закон защитит производителей, которые ведут свою деятельность “от лозы до бутылки”, что государство будет принципиально поддерживать тех, кто производит вино из российского винограда, — говорит управляющий акционер винной группы “Ариант” Александр Кретов. — Закон даст возможность получать бюджетные субсидии и налоговые вычеты российским производителям вина и виноматериалов. Снижение налоговой нагрузки на бутылку вина, выпущенного из отечественного винограда — это реальная инвестиция в виноградники и заводы по переработке винограда. Мы, как самая крупная компания в отрасли, можем реализовать большую часть инновационных проектов в области виноградарства и виноделия, но отрасль для этого должна быть эффективна, чтобы была возможность финансировать эти направления».

«В связи с принятием закона “О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации” наша группа приняла решение о переходе на производство всех линеек продукции из российского винограда, — поясняет директор по связям с общественностью ГК “Абрау-Дюрсо” Ольга Фирстова. — Для достижения этой цели необходимо было увеличить площади собственных плодоносящих виноградников, тем самым закрыв потребность в качественном отечественном сырье. Так что такие шаги, как, например, покупка виноградарских и винодельческих активов “Юбилейной”, закономерны для нашей компании. Это открывает для “Абрау-Дюрсо”, как крупного производителя игристых и тихих вин, новые возможности для развития».

С тем, что новый закон направлен на поддержку крупных производителей, имеющих собственные виноградники, соглашается и гендиректор «Фанагории» Пётр Романишин. «Для нас очень важно вступление в силу нового федерального закона, в котором российским признаётся вино только из отечественного винограда. У нас виноматериал только из собственного сырья. Так что к работе в новых условиях мы готовы лучше многих российских виноделов», — считает топ-менеджер.

Малые производители ожидали большего

Новый закон не стимулирует развитие малого виноделия. К такому выводу пришёл, например, донской винодел Игорь Губин, учредитель «Усадьбы Саркел». «Ко мне часто обращаются фермеры, желающие выращивать виноград на небольших участках, до 10 гектаров, и выпускать вина малыми партиями, несколько тысяч бутылок, — уточняет г-н Губин. — Винодельни такого типа есть во Франции, Италии, других странах Европы. Так что неподдельный интерес наших фермеров к такому формату вполне логичен. Но как только люди начинают вникать в механизм получения фермерской лицензии, который пока слишком сложен, создаёт много бюрократических барьеров, то интерес новичков резко остывает. Нам обещали, что в новом законе о виноделии будет отдельная статья, посвящённая развития КФХ, с упрощённым механизмом получения лицензии, прописанными льготами, но такой статьи не появилось. Именно поэтому у нас сейчас лицензии получают единицы, а могли бы десятки будущих виноделов».

Губин добавляет, что малым виноделам сложно пробиться на полки крупных сетей. «Для этого неплохо было бы фермерам кооперироваться — строить складские мощности, формировать более-менее крупные партии и уже от лица такого объединения взаимодействовать с сетями. Но развитие логистики — дело дорогое, будет не по силам фермерам без поддержки государства, хотя бы без возврата части инвестиций (CAPEX) за построенные склады. Законодательно такая поддержка не закреплена. Почему бы в законе и этот момент не учесть?», — полагает винодел.

«С одной стороны, в законе зафиксировано, что российским признаётся теперь только то вино, которое делается из отечественного сырья, и это действительно важный момент: продукция из импортного виноматериала переведена в другую, более низкую категорию винных напитков, — отмечает коммерческий директор винодельни “Вилла Звезда” Дмитрий Радаев. — С другой стороны, мы видим, что закон “сырой”, многие его положения требуют разъяснений. Например, непонятно, какими именно по размеру должны быть надписи на полках “Вино России” или “Не является вином”, или какие санкции будут в отношении сетей, которые эти требования не выполняют, как вообще должны вести себя проверяющие органы. Я лично проехал по сетевым гипермаркетам и увидел, что далеко не все из них выполняют требования нового закона. При этом небольшие винные магазины уже подвергались штрафным санкциям».

Читайте также:
Награда Почетный гражданин России: список, льготы и выплаты

«В новом законе действительно указано, что выпущенные в России вина из импортного материала не являются вином, но это сказано одной строкой во всём многостраничном документе, где, на мой взгляд, много общих мест и мало конкретики, — считает Юрий Малик, собственник студии вина “Галина” (бренд “Вина Арпачина” в Ростовской области). — Например, перечислены технологии, которые можно использовать при изготовлении отечественного вина. Список решений, мягко говоря, неполный. Нет, например, метода яблочно-молочного брожения (процесс биологического кислотопонижения молодых вин) или добавления концентрированного виноградного сусла. Такие технологии на винодельнях применяются. Но раз их нет в новом законе, то они, выходит, вне закона».

Ещё один момент, на который обратил внимание донской винодел, это введение в рамках нового закона акциза на виноград, который идёт на производство российского вина. «Нам говорят: заплатите акциз с нового урожая этого года, а в следующем вы получите налоговый вычет или субсидии, которые будут даже выше, мол, это такая форма поддержки виноделия, — говорит г-н Малик. — Однако самого механизма получения такого вычета нам никто не представлял. Пока, по факту, перспектива получения вычета весьма призрачна. Напомню, что с 1 января 2020 года все винзаводы платят повышенные акцизы (34 рубля за литр сухого вина и 44 рубля за литр игристого, против 5 рублей и 14 рублей соответственно). Пока, после вступления в силу нового закона, могу констатировать только усиление налоговой нагрузки на виноделов».

Председатель ассоциации «Кубаньвиноградалко» Наталья Чибинёва тоже считает, что закон принимался «на скорую руку» и является документом, который надо серьёзно дорабатывать. «Именно сейчас в Госдуме совместно с Минсельхозом, Минфином, Росалкогольрегулированием и другими ведомствами идёт работа над поправками в новый ФЗ, — отмечает эксперт. — Например, 21 июля первое чтение прошли поправки Константина Бахарева, согласно которым нормы федерального закона распространят на всю винодельческую продукцию из российского винограда, в том числе коньяк. Обсуждение новых поправок назначено на 19 августа. И, думаю, этой датой работа не ограничится. Так что выводы о том, насколько хорош закон, можно будет делать после внесения всех изменений, принятия необходимых подзаконных актов. То есть не ранее четвёртого квартала нынешнего года».

Льготы фермерам-виноделам предлагается ввести в России

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2021 г. № СД-4-3/1527@ “О налогообложении глав КФХ”

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу применения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее – КФХ) специальных налоговых режимов и льгот, предусмотренных действующим законодательством, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 346.1 Кодекса, правила, предусмотренные данной главой, распространяются на КФХ.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, согласно которому один из членов этого хозяйства признается главой фермерского хозяйства (пункт 3 статьи 1, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).

На основании пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с законом о КФХ. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Читайте также:
Налог на малодетность в России: суть и прогнозы

Согласно пункта 1 статьи 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктами 2, 2.1 указанной статьи Кодекса, и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Наличие статуса главы КФХ не является обязательным условием для применения единого сельскохозяйственного налога.

При этом, положениями главы 26.1 Кодекса специальных налоговых преференций, равно как и дополнительных требований для КФХ не предусмотрено.

В этой связи плательщиками ЕСХН признаются любые организации и ИП, соответствующие условиям, установленным главой 26.1 Кодекса, вне зависимости от наличия записи в ЕГРИП о наличии у них статуса КФХ.

По вопросу налогообложения глав КФХ налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

При осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица глава КФХ должен будет самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, а также представлять налоговую декларацию по НДФЛ по форме 3-НДФЛ (статья 227 Кодекса).

При исчислении налоговой базы в части расходов глава КФХ вправе получить профессиональные вычеты (пункт 1 статьи 221 Кодекса). Расходы в таком случае будут определены в порядке главы 25 Кодекса либо может быть предоставлен фиксированный вычет в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

Не подлежат обложению НДФЛ доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет считая с года регистрации указанного хозяйства (пункт 14 статьи 217 Кодекса, письма Минфина России от 18.03.2020 N 03-04-05/20872, от 06.11.2019 N 03-04-05/85225). Указанная норма применяется и к доходам иных членов КФХ.

Норма пункта 14 статьи 217 Кодекса применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.

Также освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой КФХ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде: грантов на создание и развитие КФХ; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера; грантов на развитие семейной животноводческой фермы; субсидий (пункты 14.1 и 14.2 статьи 217 Кодекса).

Если в КФХ принимаются работники, то глава КФХ или юридическое лицо будут выступать в качестве налоговых агентов, удерживая НДФЛ с выплат по ставкам, установленным статьей 226 Кодекса.

По вопросу налогообложения глав КФХ страховыми взносами.

Главы КФХ вне зависимости от организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства:

– представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (подпункт 3 статьи 432 Кодекса). В составе расчета по страховым взносам главы КФХ представляют раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу.

– уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода по сроку 31 декабря (статья 430 Кодекса).

Преференций и льгот по страховым взносам для КФХ не предусмотрено.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС разъяснила особенности обложения НДФЛ доходов глав КФХ и уплаты ими страховых взносов.

Субсидии на сельское хозяйство

Представители власти заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Основным способом господдержки считается льготное кредитование, но в 2021 году будут действовать новые субсидии для сельского хозяйства. В этом материале мы рассмотрим основные субсидии на сельское хозяйство и дадим ответы на главные вопросы.

Государственная поддержка увеличивает количество производителей продукции, способствует снижению цен, снижает убытки аграриев при низком урожае. Кроме того, субсидии на развитие сельского хозяйства позволяют товаропроизводителям правильно распределять финансы. При отсутствии субсидирования рост в этой отрасли будет минимальным. Главные цели субсидирования:

  • обеспечение сектору АПК финансовой стабильности;
  • увеличение конкурентоспособности реализуемых товаров;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение количества аграриев в сельских местностях;
  • продвижение отечественных производителей на внешние рынки;
  • продовольственная независимость страны.
Читайте также:
Регистрация автомобиля в ГИБДД в 2021: что изменилось, порядок, документы

Поддержка сельского хозяйства. Виды

Объектам сельского хозяйства субсидии предложены в разных видах. Государственная помощь предоставляется организациям в форме:

  • субвенций;
  • бюджетных кредитов;
  • грантов;
  • разовых субсидий;
  • помощи при лизинге;
  • денежных средств.

Субвенция предоставляется предприятиям на определенные целевые расходы. Бюджетные средства предложены на безвозвратной основе. Выделяются субвенции на строительство объектов сельского хозяйства, приобретение жилья для аграриев.

Бюджетные кредиты направлены на обновление производственно-хозяйственной линии. Деньги могут выдаваться аграриям на возвратной основе.

Помощь при лизинге предусматривает покупку техники, оборудования для объектов сельского хозяйства.

Помощь в виде грантов предназначена для стимуляции прогресса фермерских хозяйств. Гранты выдаются на строительные цели, установку необходимых коммуникаций или приобретение земельных наделов. При этом виде субсидирования получатель должен сообщать о способах использования средств.

Разовые субсидии предназначены для покупки объектов недвижимости, прокладки коммуникационных систем. Деньги выделяются на покупку грузового транспорта, организацию крестьянско-фермерских хозяйств.

Государственная помощь предоставляется на безвозвратной основе (затраты на мелиорацию, поддержка племенного животноводства, компенсация на приобретение средств химзащиты растений). Помощь на возвратной основе – это льготное кредитование, лизинговый фонд на покупку оборудования, техники.

Виды субсидий и грантов по животноводству:

Товаропроизводителям и организациям АПК

Компенсация содержания и выращивания КРС, свиней, овец, лошадей, кроликов, рыбы и птицы

2200 руб. за единицу

Предприятиям, которые специализируются по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных

Компенсация затрат на содержание племенных быков возрастом от 16 мес., прошедших проверку качества потомства

60 тыс. рублей за 1 голову

Реализация рыбопосадочного материала

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям сферы АПК

Частичная компенсация расходов на покупку племенных животных

До 50% фактической цены

Предприятиям, занятым выращиванием животных

При покупке телок молочной породы, за кг живого веса

На уровне РФ — 70 руб., на уровне регионов — 60 руб.

При покупке племенного маточного поголовья, за кг живого веса

На уровне РФ — 85 руб., на уровне регионов — 20 руб.

Покупка племенных быков мясного направления, за кг живого веса

На уровне РФ — 50 руб., на уровне регионов — 10 руб.

Другие животные живым весом

Зависит от региона

Эмбрионы и семя

В зависимости от размера стада. Регионы компенсируют до 50% суммы

Основные программы поддержки сельского хозяйства

Государственная поддержка и субсидии на развитие сельского хозяйства способствуют снижению уровня безработицы, расширению рынка поставок. Правительство РФ считает, что развитие объектов сельского хозяйства перспективно в следующих направлениях:

  • животноводство;
  • растениеводческая деятельность;
  • рациональное использование земельных участков;
  • создание малых крестьянских хозяйств;
  • переработка отходов;
  • инновации в сфере изготовления продукции для производителей.

С 2021 года появляется новый государственный грант “Агропрогресс”. Этот инструмент господдержки подойдет представителям малого бизнеса с опытом работы в сельской местности более 2-х лет. Денежные средства бизнесмены смогут направлять на строительство новых объектов, их комплектацию спецтранспортом, техникой и оборудованием. Предприниматели смогут потратить грант на приобретение птицы, животных, рыбы.

Программы поддержки сельского хозяйства предложены в таких видах:

  • гранты;
  • кредитование;
  • субсидирование;
  • возврат финансов, потраченных на строительство объектов.

Долгое время действует государственный проект “Лучший фермер”. Участвуют в этом проекте бизнесмены, которые долгое время поставляют на рынки сельскохозяйственную продукцию. Победитель проекта может рассчитывать на повышенную субсидию, финансовую помощь. Повышенная субсидия доступна при условии модернизации производственных линий.

Решение для автоматизации бизнес – процессов в сельском хозяйстве. Для птицеводческих, животноводческих, мукомольно – крупяных, молокоперерабатывающих и других предприятий.

  • Оперативный сбор данных и контроль показателей;
  • Отраслевой учет полей, животных и продукции, расчёт себестоимости;
  • Мониторинг работы сельскохозяйственной техники;
  • Интеграция с государственными системами.

В 2021 году изменился принцип распределения государственной помощи. Единая региональная субсидия состоит из дотаций на кредиты, выплат по страховкам. В этом году вся сумма будет переведена в бюджеты субъектов РФ.

Все особенности льготного государственного кредитования:

  • деньги получают предприятия, которые дают стабильную прибыль;
  • заемщики не должны иметь просрочек по оформленным кредитам;
  • государство возмещает 100 ключевой ставки;
  • банковские организации определяет Минсельхоз;
  • самая большая сумма кредита не превышает 40 миллионов рублей;
  • сроки кредитования – до 8 лет.
Читайте также:
Закон о биомедицинских клеточных продуктах: в России узаконят клонирование органов

На 2021 год запланирована господдержка по уплате части процентов оформленных инвестиционных кредитов. На эти цели государство выделяет 20,6 млрд рублей.

Для поддержки МСП государство предлагает развитие сельского хозяйства в регионах со сложным климатом. Будет внедрена программа по поддержке строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Субсидирование из бюджета составит минимум 50% от стоимости строительства.

Если не обращать особенного внимания на зоны рискованного земледелия, то жителям этих регионов придется покупать дорогую продукцию. В зоне рискованного земледелия под удар попадут малые крестьянские фермерские хозяйства.

Субсидии Министерства сельского хозяйства

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки – проект “Начинающий фермер”. Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой “Начинающий фермер” смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства – субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий – указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу “Семейная животноводческая ферма”. Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие – наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки – увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Как получить субсидии на развитие сельского хозяйства

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: