Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО 2021

Даже ржавые станут новыми

Отказ от учета износа повысит цены и выплаты в ОСАГО минимум на треть

Минфин и ЦБ готовят продолжение реформы ОСАГО — увеличение лимита выплат по жизни и здоровью пострадавших на дорогах в четыре раза, до 2 млн руб., отказ от коэффициентов мощности и региона и от учета износа авто при оплате ущерба деньгами. Только последняя новация потребует увеличения тарифов минимум на 30% — половина машин в стране старше десяти лет, что сейчас дает компаниям право снижать выплаты при учете износа на 30–50%. Грядущий рост тарифов признает и Банк России — он планирует начать обсуждение реформы в Думе уже осенью.

Как сообщил замглавы департамента финансовой политики Минфина Роман Точилин на общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА), «в ближайший год рынок ожидают изменения… которые позволят ему развиться качественно и количественно» — новшества «находятся в русле дальнейшей либерализации на рынке ОСАГО, исключении рудиментов, свойственных этой системе, таких как учет износа (в выплате по ОСАГО.— “Ъ” )». Речь идет о продолжении реформы ОСАГО, обсуждение которой с рынком Минфин уже начал. Его суть — в трех изменениях: увеличении до 2 млн руб. лимита выплат за ущерб жизни и здоровью, отказе от коэффициентов мощности и территории — и от учета износа при денежной выплате ОСАГО.

Сейчас автовладелец может получить выплату от страховщика деньгами или ремонтом — по данным ЦБ, на него приходится лишь 11% выплат, по оценкам страховщиков — до 20%. За день до собрания РСА, на общем годовом собрании Всероссийского союза страховщиков (ВСС), зампред ЦБ Виктор Чистюхин заявил, что регулятор «ближе к тому, чтобы поддержать уход от износа при выплатах, но это потребует… корректировки тарифов».

« Как актуарии подсчитают — в ту сторону и изменится, но что-то подсказывает, что, наверное, чуть больше вверх»,— заявил он.

«В ходе проведенной реформы ОСАГО по индивидуализации тарифа экспертами был поднят ряд вопросов, по которым обсуждение не было завершено. В их круг входят учет износа при осуществлении выплаты в денежной форме и повышение лимита выплаты по жизни и здоровью до 2 млн руб. Мы планируем начать обсуждение этих вопросов в Госдуме осенью текущего года»,— сообщили “Ъ” в ЦБ.

Как говорят на рынке, старый автопарк (около 50% транспорта — старше десяти лет) сейчас позволяет учитывать износ в 30–50% при выплатах деньгами — на столько и уменьшается выплата автовладельцу. Как заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на общем собрании союза, «мы созрели и хотим сделать лучше продукты по ОСАГО — увеличить лимиты, отойти от износа, да, в этом случае потребует от людей чуть большая плата». По оценке главы «РЕСО-Гарантии» Дмитрия Раковщика, «в увеличение на 30% базовой средней премии уложатся все новации». «Увеличение лимита за причинение вреда жизни и здоровью в четыре раза, по предварительным оценкам, приведет к росту стоимости полиса в пределах 1 тыс. руб., меньше 100 руб. в месяц. А отказ от учета износа может увеличить годовую цену полиса еще на стоимость полубака бензина»,— пояснил “Ъ” Евгений Уфимцев.

Как говорят в союзе, благодаря индивидуализации тарифов средняя цена ОСАГО остается неизменной уже более двух лет — с 2019 года. При этом в 2019 году она снизилась по сравнению с 2018 годом на 5% (до 5500 руб.). В то же время средняя выплата только в 2020 году увеличилась на 23%, до 83,6 тыс. руб. «Несмотря на коронавирусный 2020 год, в целом за три года уровень благосостояния граждан России вырос, и средняя стоимость автомобилей, которые ездят по нашим дорогам, заметно увеличилась, а вместе с ней выросла и стоимость запчастей. Это и позитивные новшества для автомобилистов в самом продукте ОСАГО потребуют некоторой корректировки тарифа»,— предупреждает Евгений Уфимцев. Аналитики пока настроены оптимистично. «Не думаю, что тарифы могут существенно вырасти, конкуренция страховщиков сохраняется»,— говорит глава группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.

Читайте также:
Кого ждут штрафы за теплицы в 2021 году?

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Читайте также:
Знак не курить (Табличка курение запрещено) - посмотреть и скачать

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Читайте также:
Закон о съемке в общественных местах: что нужно знать

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Читайте также:
Средняя продолжительность жизни в России: статистика

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО

Полисы ОСАГО могут разделить на три вида — их можно назвать «эконом» с лимитом в 400–500 тыс. руб. потенциальных выплат, «стандартные» — до 1 млн руб. и «премиум» — до 2 млн руб. возмещения. Это следует из оказавшегося в распоряжении “Ъ” финального варианта поправок Минфина к закону об ОСАГО.

Кроме того, ведомство хочет аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. ЦБ считает поправки избыточными, защитники автомобилистов ожидают, что страховщики начнут насаждать продажи премиальных полисов.

Как следует из финальных поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Минфином к совещанию с ЦБ 16 сентября, автовладельцев ожидают глобальные изменения. Прежде всего, полисы ОСАГО поделят на три вида в зависимости от страховой суммы — министерство предлагает водителю выбор. Это «экономпакет» с действующими сейчас лимитами 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. за урон здоровью, «стандартный» — с лимитами ответственности страховщика 1 млн руб. по каждому из рисков, и «премиальный набор» с выплатой 2 млн руб. За такие расширения полиса потребуется доплатить — варианты доплаты, по мнению Минфина, должен установить ЦБ.

Вторым примечательным изменением может стать отказ от коэффициента мощности в ОСАГО. Напомним, сейчас он составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Одновременно предлагается ввести новый коэффициент нарушений правил дорожного движения — езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Страховщику предлагается на свое усмотрение применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение.

Читайте также:
Как правильно написать жалобу президенту России?

Кроме того, предусмотрены надбавки за сообщение страховщику заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Величина новых коэффициентов в поправках не указана — напомним, тарифным органом в ОСАГО является ЦБ, который своим указанием устанавливает параметры цены полиса.

Часть поправок посвящена замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком — из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. Страховщик при этом несет ответственность за ремонт, в акте приема-передачи устанавливается гарантийный срок «не менее двух месяцев» на работы. При этом при оплате ремонтом износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, не учитывается. Другими словами, доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придется.

Согласно тексту проекта, ЦБ устанавливает требования к организации восстановительного ремонта: приближенность сервиса к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП, сроки ремонта, «режима работы станции технического обслуживания, использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики» и прочее.

Из финальной версии проекта исчезла новелла о многолетних полисах ОСАГО, которой сопротивлялось страховое лобби. Как ранее заявлял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, при заключении, к примеру, трехлетнего ОСАГО в случае скачка цен, девальвации или ревальвации рубля пришлось бы пересчитывать цену полиса, а это неудобно.

По сведениям “Ъ”, в ЦБ столь кардинальным переменам в ОСАГО не рады. Тут считают, что за глобальностью изменений не удастся провести в осеннюю сессию Госдумы поправки, подготовленные по поручению президента (дано по итогам прямой линии Владимира Путина 14 апреля этого года о замене денежной выплаты ремонтом). «Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект»,— говорит собеседник “Ъ”, знакомый с позицией ЦБ.

В РСА “Ъ” заявили, что финальный вариант поправок не видели, приоритетными для страхового сообщества являются замена денежной выплаты ремонтом и борьба с мошенниками. По информации “Ъ”, на одном из последних совещаний в Минфине страховое лобби противилось исчезновению коэффициента мощности, приводя в пример частоту страховых случаев с автомобилями до 50 л. с.— 6% от общего числа со средней выплатой 22 тыс. руб. и 7% с автомобилями мощностью свыше 150 л. с. и средней выплатой 29,2 тыс. руб. Кроме того, представитель страховщиков настаивал на праве компаний самостоятельно устанавливать размер доплаты за расширение стандартного полиса.

В свою очередь, защитники автомобилистов изменения Минфина оценивают положительно, но уверены, что и в реформированной таким образом «автогражданке» автовладелец останется внакладе. «Выбор страховых сумм — явление положительное,— говорит глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюринков.— Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: “Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет”». Кроме того, по его словам, новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать стоимость полиса до максимального предела (в поправках максимальная цена полиса — это пятикратный размер базовой ставки тарифа), «что при нынешнем уровне развития страховщиков недопустимо», считает господин Тюрников. «Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество — это хорошо,— продолжает защитник.— Но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора “деньги или ремонт” — это по-прежнему плохо».

Читайте также:
Штраф за езду без техосмотра возвращается в 2021-м?

Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО

Полисы ОСАГО могут разделить на три вида — их можно назвать «эконом» с лимитом в 400–500 тыс. рублей потенциальных выплат, «стандартные» — до 1 млн рублей и «премиум» — до 2 млн рублей возмещения. Это следует из оказавшегося в распоряжении «Ъ» финального варианта поправок Минфина к закону об ОСАГО. Кроме того, ведомство хочет аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. ЦБ считает поправки избыточными, защитники автомобилистов ожидают, что страховщики начнут насаждать продажи премиальных полисов.

Как следует из финальных поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Минфином к совещанию с ЦБ 16 сентября, автовладельцев ожидают глобальные изменения. Прежде всего, полисы ОСАГО поделят на три вида в зависимости от страховой суммы — министерство предлагает водителю выбор. Это «экономпакет» с действующими сейчас лимитами 400 тыс. рублей за вред имуществу и 500 тыс. рублей за урон здоровью, «стандартный» — с лимитами ответственности страховщика 1 млн руб. по каждому из рисков, и «премиальный набор» с выплатой 2 млн рублей. За такие расширения полиса потребуется доплатить — варианты доплаты, по мнению Минфина, должен установить ЦБ.

Вторым примечательным изменением может стать отказ от коэффициента мощности в ОСАГО. Напомним, сейчас он составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Одновременно предлагается ввести новый коэффициент нарушений правил дорожного движения — езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Страховщику предлагается на свое усмотрение применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение.

Кроме того, предусмотрены надбавки за сообщение страховщику заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Величина новых коэффициентов в поправках не указана — напомним, тарифным органом в ОСАГО является ЦБ, который своим указанием устанавливает параметры цены полиса.

Часть поправок посвящена замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком — из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. Страховщик при этом несет ответственность за ремонт, в акте приема-передачи устанавливается гарантийный срок «не менее двух месяцев» на работы. При этом при оплате ремонтом износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, не учитывается. Другими словами, доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придется.

Согласно тексту проекта, ЦБ устанавливает требования к организации восстановительного ремонта: приближенность сервиса к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП, сроки ремонта, «режима работы станции технического обслуживания, использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики» и прочее.

Из финальной версии проекта исчезла новелла о многолетних полисах ОСАГО, которой сопротивлялось страховое лобби. Как ранее заявлял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, при заключении, к примеру, трехлетнего ОСАГО в случае скачка цен, девальвации или ревальвации рубля пришлось бы пересчитывать цену полиса, а это неудобно.

По сведениям «Ъ», в ЦБ столь кардинальным переменам в ОСАГО не рады. Тут считают, что за глобальностью изменений не удастся провести в осеннюю сессию Госдумы поправки, подготовленные по поручению президента (дано по итогам прямой линии Владимира Путина 14 апреля этого года о замене денежной выплаты ремонтом). «Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект», — говорит собеседник «Ъ», знакомый с позицией ЦБ.

Читайте также:
Закон о гаражной амнистии 2021: что собой представляет?

В РСА «Ъ» заявили, что финальный вариант поправок не видели, приоритетными для страхового сообщества являются замена денежной выплаты ремонтом и борьба с мошенниками. По информации «Ъ», на одном из последних совещаний в Минфине страховое лобби противилось исчезновению коэффициента мощности, приводя в пример частоту страховых случаев с автомобилями до 50 л. с. — 6% от общего числа со средней выплатой 22 тыс. рублей и 7% с автомобилями мощностью свыше 150 л. с. и средней выплатой 29,2 тыс. рублей. Кроме того, представитель страховщиков настаивал на праве компаний самостоятельно устанавливать размер доплаты за расширение стандартного полиса.

В свою очередь, защитники автомобилистов изменения Минфина оценивают положительно, но уверены, что и в реформированной таким образом «автогражданке» автовладелец останется внакладе. «Выбор страховых сумм — явление положительное, — говорит глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюринков. — Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: «Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет»». Кроме того, по его словам, новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать стоимость полиса до максимального предела (в поправках максимальная цена полиса — это пятикратный размер базовой ставки тарифа), «что при нынешнем уровне развития страховщиков недопустимо», считает господин Тюрников. «Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество — это хорошо, — продолжает защитник. — Но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора «деньги или ремонт» — это по-прежнему плохо».

Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО: автовладельцев поделят по «классам»

Финальный вариант поправок к закону об ОСАГО включает самый важный для автомобилистов пункт: отныне полисы ОСАГО могут быть разделены на три вида. «Эконом» — с лимитом выплат в 400—500 тысяч рублей, «стандартный» — с лимитом выплат до 1 млн рублей, «премиум» — с лимитом выплат до 2 млн рублей. Чем выше «класс» полиса, тем больше страховая премия, тем дороже обойдется ОСАГО.

Второе новшество: Минфин планирует ликвидировать коэффициент мощности автомобиля при расчете стоимости полиса, а страховщикам дать право самостоятельно выставлять водителям коэффициент нарушений ПДД. В настоящее время коэффициент мощности составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Вместо него будет введен коэффициент нарушений ПДД за следующий список нарушений: езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Страховщик будет на свое усмотрение применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение.

Если автомобилист будет сообщать заведомо ложные сведения, которые приводят к снижению полиса, то в итоге последует удорожание полиса из-за специальной надбавки к коэффициенту. Равно как предусмотрены надбавки за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». При этом величина данных коэффициентов в тексте поправок к закону не указана.

Другие новшества

Часть текста поправок посвящена замене денежной выплаты ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предлагаться выбор сервиса по согласованию со страховщиком только из числа тех СТО, с которыми страховщик заключил договор. При этом страховщик будет нести ответственность за ремонт, а в акте приема-передачи будет указываться срок ремонта, который составит «не менее двух месяцев». При выплате в натуральной форме не будет учитываться износ деталей, то есть доплачивать за их установку автовладельцу не придется.

Центробанк устанавливает свои требования к организации восстановительного ремонта.

  1. СТО должна быть приближена к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП.
  2. Должны быть установлены сроки ремонта.
  3. Должен быть прописан «режим работы станции технического обслуживания, использование современных технологий восстановительного ремонта, методы диагностики» и прочее.
Читайте также:
Можно ли продать квартиру в ипотеке и как это сделать

А вот выдачи полисов на несколько лет не будет. Причем совсем недавно в Минфине убеждали, что инициатива сохранится, хотя до этого заместитель главы департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина сообщила, что норму все-таки убрали. Теперь становится ясно, что нормы нет. Как сообщает президент РСА (Российского Союза Автостраховщиков), при заключении многолетнего полиса ОСАГО в случае девальвации рубля стоимость полиса пришлось бы пересчитывать, а это неудобно.

Как отнеслись к законопроекту в Центробанке и РСА

Как сообщает «Коммерсантъ», в Банке России считают эти поправки избыточными, а защитники автомобилистов полагают, что страховщики станут навязывать продажи премиальных полисов.

В ЦБ считают, что глобальные изменения не удастся проработать до наступления осенней сессии Госдумы. Слишком большое количество инициатив «утопит проект», предполагает источник в ЦБ РФ, знакомый с ситуацией.

В РСА сообщили, что пока финальный вариант поправок не рассматривали, но приоритетом для Союза остается замена денежных выплат натуральными и борьба с набившими оскомину автоюристами.

На одном из последних совещаний в Минфине, как сообщают СМИ, страховое лобби противилось тому, что из расчета стоимости ОСАГО будет убран коэффициент мощности. В качестве аргумента приводились данные: частота страховых случаев с автомобилями до 50 л. с. составила 6% от общего числа со средней выплатой 22 тыс. руб. Для автомобилей мощностью свыше 150 л. с. — 7%, со средней выплатой 29,2 тыс. руб. Представитель страховщиков настаивала, чтобы компании были вправе самостоятельно рассматривать размер доплаты за расширение стандартного полиса.

Что думают защитники автомобилистов

Как ни странно, инициативы Минфина защитники автомобилистов оценивают положительно, но при этом думают, что после внедрения всех изменений автомобилисты останутся внакладе.

Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников сообщает: «Выбор страховых сумм — явление положительное. Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: «Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет»».

Также он полагает, что новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать верхнюю границу стоимости полиса ОСАГО до предела, а это, согласно поправкам, пятикратный размер базовой ставки. При нынешнем уровне развития страховщиков такая ситуация недопустима, говорит Тюрников. Точно также он двояко оценивает инициативу внедрения натурального возмещения: «Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество — это хорошо, но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора «деньги или ремонт» — это по-прежнему плохо».

Минфин начинает реформу ОСАГО

Законопроект предлагает отвязать цену полиса от региона и мощности машины, ввести надбавку для агрессивных водителей и повысить выплаты

«Ведомости» изучили обновленные поправки Минфина в закон «Об ОСАГО», которые во вторник для согласования получили заинтересованные ведомства (подлинность документа подтвердил один из получателей). В них содержатся почти все предложения ведомства по либерализации рынка, цель которых – переход к индивидуальному тарифообразованию.

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя. Документ отменяет два самых спорных коэффициента – мощности и региональный. Вместо них Минфин предложил новые. На стоимость полиса будет влиять стиль вождения – нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины, скорость движения и др. Фиксировать их будут в том числе с использованием установленных на автомобиле телематических устройств, следует из поправок. Увеличить стоимость полиса ОСАГО может и нарушение правил дорожного движения в течение года до заключения договора на новый срок – кроме тех, что зафиксированы камерами. Среди таких – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и др.

Читайте также:
Отмена детских автокресел - нововведение 2021

При этом стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое. Разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов будет ЦБ.

Еще одна новация – переход на разные типы полисов с разными лимитами выплат. Поправки содержат три варианта: нынешние 400 000 руб. за вред имуществу и 500 000 руб. – жизни и здоровью или по 1 млн либо 2 млн руб. Но оформить полис с большими выплатами можно только с согласия страховщика.

Автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на три года (сейчас не больше года) – в этом страховщик отказать не сможет, следует из поправок Минфина.

Место регистрации машины и ее собственника не влияет на риск причинения вреда при ее использовании, говорит представитель Минфина.

Страховщикам поправки не нравятся. Полисами с повышенными выплатами будут пользоваться мошенники, которым страховщики сейчас не продают ДСАГО, опасается начальник отдела продуктов автострахования «Ингосстраха» Сергей Мкртычан. Коэффициенты территорий и мощности являются основополагающими, их исключение станет «критическим шагом» для ОСАГО и только усугубит кризис в нем, считает директор по развитию страхования МАКС Сергей Печников. Он полагает, что в результате страховщики могут уйти из наиболее убыточных регионов. Жители менее аварийных регионов «будут платить за клиентов из аварийных», добавляет Мкртычан.

Мощность автомобиля не влияет на убыточность по ОСАГО, говорит руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. Это дополнительное финансовое обременение владельцев дорогих машин, соглашается организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он поддерживает и отмену коэффициента территорий: для жителей одного региона стоимость ОСАГО не должна быть выше, чем для других. Система продаж полисов должна быть едина по стране, солидарен Канаев. При этом предложенный Минфином коэффициент правонарушений удешевит ОСАГО для законопослушных автомобилистов, а недобросовестных, напротив, ждет подорожание, полагает Шкуматов.

Представитель Российского союза автостраховщиков во вторник вечером затруднился оценить поправки Минфина. ЦБ сформулирует свою позицию после изучения документа, сообщил его представитель.

Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО 2021

Долгожданная реформа ОСАГО 2021 не за горами. Разработанные Минфином поправки в действующий закон проходят публичные слушания.

Мы ждем перемен!

В окончательную версию документа, по которому реформа ОСАГО может начаться уже с нового года, не вошло предложение Минфина классифицировать полисы обязательного автострахования на три вида – эконом, стандарт и премиум, а также идея об увеличении сроков страхования новых машин до 2-3 лет.

Зато глобальная реформа ОСАГО предполагает следующие нововведения.

  • Компенсацию ущерба путем организации и оплаты расходов на восстановительный ремонт на выбранной потерпевшим по согласованию со страховой компанией станции технического обслуживания. Степень износа запчастей, требующих замены, при оценке страхового возмещения учитываться не будет.
  • По желанию пострадавшего выплатить денежное возмещение ущерба могут, если автовладелец не имеет возможности обратиться в СТО, сроки ремонта не могут быть определены, гарантия завода-производителя не сохранится. Денежная компенсация будет выплачиваться как в наличной, так и в безналичной форме после того, как пострадавший письменно подтвердить свое несогласие с условиями ремонта, которые предложил страховщик.
  • Выплатить денежную компенсацию при полном уничтожении авто или превышении суммы ремонта над страховой выплатой.
Читайте также:
Закон о парковке во дворе многоквартирного дома: ночью бесплатно?

Законодателям придется также подумать над порядком и сроками проведения ремонта и восстановления авто.

Европротокол и другие спорные моменты

Одним из нововведений, возможно, станет повышение денежного лимита страховой выплаты при ДТП, которое оформлено без привлечения сотрудников полиции. Размер компенсации по европротоколу планируют повысить с 50 до 100 тысяч рублей.

В недавнем обсуждении законопроекта с прессой замминистра финансов Алексей Моисеев заметил, что даже по «простым вещам» идут тяжелые и серьезные дискуссии. В частности, страховщики опасаются роста фактов мошенничества именно по европротоколу, и противятся тому, чтобы лимит по нему был повышен до ста тысяч.

По словам представителей страховых компаний, аферы с возмещениями, когда факт повреждения транспортного средства фиксируется тет-а-тет, без участия полиции, весьма распространены. Часто никакого ДТП и нет, а двое «приятелей» встречаются, оформляют европротокол, а затем требуют компенсаций. Моисеев уточнил, что Минфин подготовил свою реформу ОСАГО с учетом возможностей избежать спорные ситуации, поэтому в законе будет прописано обязательное условие – получить страховку можно будет только после предъявления машины на СТО.

Сегодня законом предусмотрена возможность заполнять заявление на договор по ОСАГО через интернет, на сайте страховой компании. На практике же многие автовладельцы жалуются, что страховщики «настоятельно рекомендуют» прийти в офис, где начинают «доить» клиента по полной. Никаких наказаний за подобные действия для страховой компании в законе не прописаны, поэтому и их, и возможность заполнять документы онлайн самим гражданином планируют четко сформулировать.

На вопросы журналистов, не планируется ли полный перевод оформления полисов ОСАГО в онлайн, Моисеев ответил, что «это не реально», так как в стране много мест, где «интернет не берет», а получить полис человеку надо. У граждан должно оставаться право выбора, и если кому-то нужен бумажный вариант документа, в страховой его должны выдать.

На заметку! Оформлять полисы ОСАГО онлайн разрешили с 1 июля 2015 года.

В марте текущего года Центробанк подготовил предложение по внесению изменений в закон – г. все компании с лицензиями на обязательное страхование автогражданской ответственности будут обязаны продавать полисы ОСАГО в электронном виде. На начало сентября полисов е-ОСАГО было оформлено порядка 300 тысяч, и из 70 страховых компаний только 17 не предоставляют своим клиентам возможности оформить документы через интернет.

А вот запланированная либерализация тарифов ОСАГО может быть проведена не ранее 2021 года. Ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил о том, что тарифы ОСАГО должны становиться свободными, но только после того, как вся система будет сбалансирована. Новая реформа ОСАГО продлится не один год, и ее глобальные изменения позволят расширить тарифный коридор через свободное ценообразование. Так, по крайней мере, считают в пресс-службе Центробанка.

По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО, из которой фактически исключена социальная составляющая. Например, в действующем законе заложены «коэффициенты для малоимущих» — для маломощных авто, для небольших населенных пунктов. Если обновить тарифы сейчас, то «начнется социальная напряжёнка».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: