Налог на страховые выплаты ОСАГО и КАСКО: нужно ли платить?

Нужно ли платить налог со страховой выплаты (ОСАГО и КАСКО)?

Вопрос об обязательной уплате налога с полученной страховой компенсационной выплаты не так стар, но в последнее время стоит достаточно остро. Виной тому не только и не столько непосредственно налоговая инспекция, сколько страховые компании, которые направляют своим клиентам уведомления об обязанности оплаты налога с полученной ими выплаты. Почему это делают страховые компании? Всё очень просто: статья 226, пункт 5 Налогового кодекса говорит нам следующее:

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Таким образом, страховая компания, будучи налоговым агентом физического лица (того, который получил выплату по страховке), обязана уведомить письменно это физ. лицо, а также налоговую инспекцию о том, что с него не удержана сумма налога. При этом, без разницы, о каком виде автострахования идёт речь: ОСАГО или КАСКО

Но правда ли это, и действительно ли нужно платить налог с выплаты от страховой? Ответ на данный вопрос также содержится в Налоговом кодексе и намёк здесь нам может дать ещё и то, что такие “письма счастья” приходят не всем респондентам, получившим выплату, а только тем (в основной массе), кто судился со страховой компанией.

Согласно статьи 208, части 1, действительно, страховые выплаты признаются налооблагаемым доходом гражданина. Однако, часть 4 статьи 213 говорит нам о том, что в этом случае налог необходимо оплачивать именно с разницы полученной выплаты и произведённого ремонта автомобиля. То есть, если, к примеру, Вы получили выплату в размере 100 тысяч рублей, а ремонт произвели за 90 тысяч, то Вы обязаны оплатить налог на доход физических лиц (НДФЛ), который сегодня составляет 13% – то есть 1300 рублей.

Кроме того, если Вам суд своим решением присудил штраф и/или неустойку от страховой компании, то это уже является “чистой воды” доходом, и заплатить налог Вы обязаны с этой суммы.

А вот в случае получения выплаты по риску гибели или угона машины нужный налог высчитывается, исходя из разницы между полученной выплатой и рыночной стоимостью автомобиля на момент приобретения полиса, увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.

Делая выводы, что мы получаем в итоге:

  1. Налог (НДФЛ – 13%) со всей выплаты в случае ущерба (ОСАГО и КАСКО) автомобилю платить нет нужды. Но если Вы отремонтировали автомобиль дешевле, чем Вам заплатила страховая, то Вы обязаны заплатить налог (13%) с получившейся разницы.
  2. Налог (НДФЛ – 13%) со всей выплаты в случае уничтожения/угона автомобиля (ОСАГО и КАСКО) платить также нет нужды. И аналогично ущербу, если сумма выплата оказалась больше рыночной стоимости автомобиля на момент приобретения полиса, к которой прибавлены все произведённые Вами взносы в счёт страхования, то с разницы, опять-таки, необходимо заплатить налог.
  3. Налог (НДФЛ – 13%) с штрафа и/или неустойки к страховой компании (по решению суда) в пользу автовладельца необходимо оплатить, исходя из полной суммы этого штрафа/неустойки.

А теперь официальные источники – документы:

Часть 1 статьи 208 Налогового кодекса:

Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации.

1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

Нужно ли платить налог со страховой выплаты по ОСАГО?

Выплата по ОСАГО как объект налогообложения

Итак, нам нужно понять, является ли в 2021 году объектом налообложения страховая выплата. Но дело в том, что она состоит из разных целевых выплат:

  1. непосредственно основная сумма возмещения материального ущерба,
  2. выплата по ОСАГО за утерю товарной стоимости (УТС),
  3. сумма ущерба за моральный вред,
  4. выплата в виде неустойки (за просрочку основной выплаты),
  5. штраф за неисполнение досудебной претензии по возмещению.
Читайте также:
Не хочу быть понятым и что делать, если я стал понятым

Первые 2 пункта возмещаются в досудебном порядке – по заявлению потерпевшего в компанию или по досудебной претензии. Последние же 3 назначает только судья уже в порядке гражданского иска потерпевшего к страховщику.

Налог на основную выплату

Итак, Вы попали в ДТП, где признаны потерпевшим, обратились в страховую компанию за выплатой и последняя Вам без проблем выплатила сумму по калькуляции по единой методике.

Здесь всё достаточно просто! Основная выплата за причинённый ущерб налогом не облагается. Это предписывает статья 213 Налогового кодекса РФ:

1. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде выплат, за исключением выплат, полученных:
1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Таким образом, выплата по ОСАГО не подлежит обложению НДФЛ. И это логично, ведь суть выплаты – компенсация ущерба. А если автовладлец ещё и налог заплатит, то на возмещение ущерба ему не хватит, что делало бы суть страхования вовсе не страхованием.

Налог на УТС

Средства, полученные в счёт утери товарной стоимости автомобиля также не относятся к облагаемым налогом доходам. Это исходит из смысла той же статьи 213 НК РФ, потому как УТС – это тоже выплата, полученная по договору обязательного страхования за то, что автомобиль потерял в результате ДТП свой товарный вид.

С каких выплат нужно платить налог?

И вот мы подобрались к тем суммам возмещения, которые уже облагаются НДФЛ. И тут можно выделить простую закономерность, которая будет подсказкой для Вас. Если выплата по ОСАГО получена в результате суда, то только в этом случае придётся заплатить налог.

Но не со всей суммы, разумеется. Давайте рассмотрим последние 3 пункта из списка целевых выплат выше!

Налог на неустойку

Если в результате судебного иска к страховщику Вам последнему присудили выплатить неустойку, то с этой суммы Вам нужно будет заплатить налоги.

Дело в том, что неустойка уже не относится к числу не облагаемых НДФЛ статей доходов, потому что она вообще не является страховой выплатой. Формально – это оплата в денежном выражении проигравшей стороной просрочки за выплату и регулируется она уже Гражданским кодексом.

Налог на штраф и моральный вред

Здесь всё аналогично неустойке. Оба этих пункта также регулируются ГК. Более того, если неустойка предусмотрена Федеральным законом “Об ОСАГО”, то есть регулируется законом о страховании, то штраф и моральный вред вообще не могут относиться к выплатам от страховой формально. Это именно выплаты в гражданском порядке.

Важное замечание!

Сколько и когда нужно будет заплатить?

Ставка на подоходный налог на 2021 год составляет 13% от суммы дохода. Он платится на следующий год после того, в котором была произведена выплата и только по указанным выше пунктам доходов (грубо говоря, за всё, кроме возмещения основного ущерба и утерю товарной стоимости).

Также платить не нужно будет за те выплаты, которые были произведены в рамках Ваших же расходов – за почтовые отправления, услуги юриста и любые другие, которые Вы сможете доказать чеками, квитанциями или иными подтверждающими документами.

Примеры

Теперь для упрощения понимания давайте приведём пару примеров с цифрами.

Если выплата по ОСАГО получена сразу по заявлению

Водитель попал в ДТП, обратился в страховую компанию с необходимыми документами. В результате страховая компания в положенный срок 20 дней выплатила (а ещё страховая может возместить ремонтом по закону на выбор самой страховой) водителю:

  • 30 000 рублей за причинённый ущерб по калькуляции,
  • 3 000 рублей за УТС.

В этом случае собственнику машины, которой причинён ущерб и произведена выплата, не нужно будет платить никакого налога, так как обе этих статьи выплат относятся к страховым, а 213 статья освобождает их от уплаты НДФЛ.

Читайте также:
Дачникам Подмосковья разрешили выкупать госземли со скидкой 50%

Если выплата назначена судом

Второй пример: водитель аналогично попал в ДТП, но получил отказ в страховой, либо получил выплату, которую посчитал недостаточной для ремонта. В результате этого решил подать в суд, для чего провёл независиму экспертизу стоимостью 10 000 рублей и нанял представителя-юриста для ведения дела в суде за 12 000 рублей.

В исковом потерпевший просил взыскать со страховой организации следующие суммы денег:

  • 50 000 рублей – возмещение за причинённый ущерб,
  • 4 000 рублей – УТС,
  • 10 000 рублей – неустойка за просрочку выплаты,
  • 32 000 рублей – штраф за отказ урегулировать вопрос в досудебном порядке,
  • 12 000 рублей за возмещение услуг представителя,
  • 10 000 рублей за проведение экспертизы,
  • 1 000 рублей за моральный вред,
  • 1 000 рублей за подтверждённые расходы на почтовые отправления (претензии, телеграммы приглашения на экспертизу и т.д.).

В результате суд удовлетворил иск потерпевшего. В этом случае последнему придётся заплатить за такие статьи присужденного:

  • ущерб 50 000 – налогом не облагается,
  • УТС 4 000 – налогом не облагается,
  • неустойка 10 000 – потерпевший должен будет заплатить НДФЛ,
  • штраф 32 000 – также платится налог, так как это не выплата по ОСАГО,
  • представитель 12 000 рублей – налог не платится, так как будет доказан по чеку расход на услуги представителя,
  • экспертиза 10 000 рублей – это также был расход истца,
  • 1 000 рублей за моральный вред – надо заплатить подоходный налог,
  • расходы на почту 1 000 рублей – налог платить не нужно, так как это расход.

В обще сложности в этом примере Вы должны будете заплатить налог в размере 5 590 рублей. Расчёт: 13% от 10 000 + 32 000 + 1 000 рублей.

Страховые выплаты по ОСАГО

При ДТП полис ОСАГО покрывает ущербы, которые нанес водитель другим участникам ДТП. Так ущерб может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу. Бывают случаи, когда виноваты оба водителя, тогда выясняется, кто больше виноват и у кого меньше ущерб.

После обращения в страховую компанию насчет ДТП страховая дает ответ в течение 20 рабочих дней, а после этого в течение 5 дней можно еще раз подать обращение, если решение не устраивает.

Компенсация ущерба может быть путем денежной выплаты или непосредственно прямого ремонта машины пострадавшего.

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Сумма выплаты по полису ОСАГО составляет:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).» (Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ).

Есть случаи, при которых страховая не оплачивает ущерб. К ним относятся:

  • в ДТП попало лицо, не записанное в полисе;
  • величина компенсации выше 400 тысяч рублей;
  • виновник аварии – ученик, а ДТП произошло на специальной учебной площадке.

Также надо помнить о праве регресса. В некоторых случаях у страховщиков есть причины для возмещения суммы, которая была оплачена ими пострадавшему в ДТП:

  • умышленное вредительство,
  • опьянение,
  • отсутствие ВУ,
  • отсутствие ОСАГО,
  • ОСАГО просрочен,
  • сокрытие с места ДТП,
  • нарушение порядка действий при европротоколе,
  • ущерб выше 400 тысяч рублей,
  • ложные данные в полисе ОСАГО.

Если виновник ДТП решит оплатить сумму ущерба самостоятельно, а потом только заявит в страховую и предоставит необходимые документы, то страховая не будет компенсировать уже совершенную выплаты, так как это не предусмотрено законом.

Читайте также:
Новый закон о наследственном фонде: в чем его суть?

Расчет максимальной выплаты по страховому полису в 2020 году

Размер компенсации складывается из многих факторов, таких как: виды повреждений, износ ТС цена на рынке и т.д.

Расчет компенсации на каждую деталь считается отдельно, чтоб определить ее износ. При этом расчет производится только для тех элементов, которые полностью подлежат замене.

Некоторые элементы под понятие износа не попадают вовсе:

  • краска,
  • восстанавливаемые детали,
  • процесс ремонта,
  • подушки и ремни безопасности.

Еще на размер выплаты влияет ваша локация, т.к. в разных городах России – разные цены на запчасти.

Чтобы точно вычислить сумму на ремонт автомобиля, надо знать точное название необходимых деталей и их стоимость, стоимость часа работы мастеров, материалов, работы оборудования в мастерской.

Чтобы узнать абсолютно точно, сколько стоит восстановление ТО, привлеките экспертов.

Оформление ДТП по европротоколу

В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.

4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»

Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.

Что должно быть соблюдено:

  • ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
  • устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
  • информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.

При повреждении авто

Размер суммы компенсации от страховой компании выводится исходя из заключения экспертизы (поэтому нельзя ремонтировать автомобиль ранее ее проведения, а также отказываться от экспертизы). При несогласии с выделенной суммой страхователь проводит независимую экспертизу, а при отсутствии положительного результата может обратиться в суд.

Автомобиль не подлежит восстановлению

Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.

Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ | Ст. 12, П.1

«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»

Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты

  • По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
  • При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
  • Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
  • При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.

Если нанесен вред здоровью или жизни

Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.

Степень повреждения Размер компенсации Сумма выплаты
Ребенок-инвалид 100% 500 тыс.руб
Инвалидность I степени 100% 500 тыс.руб.
Инвалидность II степени 70% 350 тыс.руб.
Инвалидность III степени 50% 250 тыс.руб.

Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:

«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей – выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение – лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.

Какие нужны документы для страховой компании и срок выплат

Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.

  1. Заявление о ДТП.
  2. Справка от сотрудников ДПС.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Водительское удостоверение.
  5. Свидетельство о регистрации ТС.
  6. Паспорт страхователя.
  7. Справка об ИНН.

Сколько нужно ждать решение страховой?

Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.

Формы страховых выплат

Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.

Когда же человек сможет получить именно выплату?

  1. Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Потерпевший – инвалид I или II группы.
  4. Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
  5. Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
  6. Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.

Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.

Вопросы и ответы по ОСАГО

Когда виноваты 2 водителя?

  • – Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
  • – Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.

Когда виновнику ДТП все равно придется платить?

Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).

Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).

Если есть КАСКО

Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.

Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО – вами.

Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.

Получите электронный полис по почте, на бланке курьером или в одном из наших офисов

Страховое возмещение по договору ОСАГО: когда учитывается износ транспортного средства, а когда – нет?

Как известно, с 28 апреля 2017 года приоритетным способом страхового возмещения вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, является восстановительный ремонт. По общему правилу при проведении восстановительного ремонта транспортного средства используются новые комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), подлежащие замене, исключением является только тот случай, когда между страховщиком и потерпевшим достигнуто соглашение об ином.

Восстановительный ремонт транспортного средства является приоритетным способом страхового возмещения вреда, но не является единственным. В случаях, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», страховое возмещение осуществляется в денежной форме (страховая выплата). Размер страховой выплаты рассчитывается по правилам Единой Методики с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Интерес представляет судебная практика Верховного суда РФ, допустившая взыскание страховой выплаты без учета износа. Согласно позиции ВС РФ, страховщик должен осуществить страховое возмещение в денежной форме в размере стоимости ремонта транспортного средства без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, в случае, если:

1) страховщик неправомерно отказался от организации и оплаты ремонта транспортного средства;

2) страховщик в одностороннем порядке изменил условия исполнения обязательства с натуральной формы на денежную в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Несмотря на то, что ФЗ «Об ОСАГО» не содержит специальных норм о последствиях неисполнения страховщиком обязательства по организации и оплате ремонта транспортного средства, последствия в виде взыскания страховой выплаты без учета износа наступают на основании общих положений ГК РФ об обязательствах.

Видится, что не всеми потерпевшими, страхователями, судами верно интерпретирована позиция ВС РФ. В суды поступают исковые заявления с требованиями о доплате страховых выплат до стоимости ремонта транспортных средств без учета износа независимо от того, по каким причинам страховые возмещения были осуществлены в денежной форме. Так, например, в этом деле истец (потерпевший) обратился с исковым заявлением к страховой компании с требованием о доплате страхового возмещения в размере разницы между выплаченным страховым возмещением стоимости ремонта транспортного средства с учетом износа до стоимости ремонта транспортного средства без учета износа. Свое требование истец мотивировал тем, что страховая компания должна была организовать и оплатить ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания, но, как он полагает, неправомерно отказала, выплатив страховое возмещение в денежной форме с учетом износа. Как указал ответчик, страховое возмещение в денежной форме было осуществлено ввиду отсутствия у страховой компании договора со станцией, которая бы соответствовала установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. Суд, изучив доводы сторон, вынес решение, которым требования истца удовлетворил. Аналогичное решение вынесено и по другому делу. Полагаю, указанные решения противоречат действующему законодательству и идут вразрез с позицией Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 21.01.2020 N 2-КГ19-10; Определение ВС РФ от 14.01.2020 N 2-КГ19-8), в обоих делах у страховщиков было основание, предусмотренное пп. «е» п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», для осуществления страхового возмещения в денежной форме.

В качестве нескольких примеров, когда суд обоснованно пришел к выводу об обязанности страховщика выплатить страховое возмещение без учета износа, можно привести следующие примеры из судебной практики:

1) страховая компания отказала в выплате страхового возмещения ввиду несоответствия объема повреждений транспортного средства заявленным событиям, но в последующем было установлено, что повреждения получены при указанных потерпевшим обстоятельствах (Определение ВС РФ от 19.01.2021 г. N 86-КГ20-8-К2);

2) страховая компания направила поврежденное транспортное средство на соответствующую правилами обязательного страхования требованиям станцию, но ремонт не был произведен, страховая компания, в отсутствие согласия потерпевшего на осуществление страхового возмещения в денежной форме, перечислила денежные средства в размере страхового возмещения с учетом износа на счет потерпевшего (Определение ВС РФ от 02.03.2021 г. N 45-КГ20-26-К7).

В первом примере видим, что страховщик неправомерно отказал в осуществлении страхового возмещения, во втором – у страховщика отсутствовали основания для одностороннего изменения формы страхового возмещения.

Таким образом, не является основанием для взыскания страховой выплаты без учета износа один лишь факт осуществления страхового возмещения в денежной форме. Страховая выплата производится с учетом износа транспортного средства, исключением являются только те случаи, когда страховщик неправомерно отказал в организации и оплате ремонта транспортного средства и (или) в одностороннем порядке изменил условия исполнения обязательства с натуральной формы на денежную в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Шойгу устал от «разжиревшей Москвы» и предложил перенести столицу за Урал

«Своего рода столицу» предлагает создать в Сибири министр обороны РФ и президент Русского географического общества Сергей Шойгу.

«Нам надо создавать здесь, за Уралом, крупный финансово-промышленный центр, своего рода столицу, которая даст мощный импульс развития сибирским и дальневосточным землям», — заявил он в интервью журналу «Неизвестная Сибирь» Он напомнил, что еще в царские времена предпринимались шаги по развитию Сибири и Дальнего Востока, привлечению сюда людей из европейской части страны. Благодаря этому, отметил он, за Урал переехали почти 5 миллионов человек. А в советский период заселение территории осуществлялось за счет тысяч заключенных, комсомольцев, возводивших здесь новые города, магистрали, электростанции, за счет эвакуации и строительства новых предприятий в годы Великой Отечественной войны.

«Политику развития Сибири и Дальнего Востока стоит продолжить. А чем можно привлечь сюда людей? Прежде всего, условиями жизни. Никакого иного способа, думаю, нет», — уверен он.

Встречи, разговоры и вздохи по поводу многочисленных проблем на очередном форуме, по его мнению, ничего не меняют, если все ограничивается только ими.

Впрочем, разговоры и инициативы о развитии Сибири и Дальнего Востока идут уже давно. Особенно на фоне все более ощутимой разнице в уровне жизни в Москве и на остальной территории страны. И в связи с этим вопрос о переносе столицы постоянно фигурирует. Дабы как-то сгладить проблему даже перенесли некоторые федеральные структуры, вроде Конституционного суда, в Санкт-Петербург. Туда же переносят свои штаб-квартиры некоторые крупные компании. «Газпром» под это дело даже целый Лахта-центр достраивает.

Перенести столицу из Москвы в Екатеринбург или Новосибирск предлагал академик и некоторое время сенатор Арнольд Тулухонов.

«Нужно вынести столицу из Москвы. Москва сама себя изживает. Столица должна быть в середине, чтобы было удобно не чиновникам, а населению. Сегодня 75% перевозок осуществляется через Москву, и, чтобы из Якутска попасть в Читу, приходится ехать через Москву», — цитирует сенатора «Деловой Квартал».

Были и другие варианты. Еще в 2014 году на деловом обеде в Давосе Олег Дерипаска сказал, что столичные функции могли бы взять на себя Красноярск или Иркутск.

«Необходимо двигать столицу в Сибирь, столица в Москве ведет к коррупции и излишней централизации», — заявил он.

Звучали предложения перенести столицу в Томск, Владивосток, Севастополь и даже в Магадан. Однако пока все остается на уровне идей, вбрасываемых в СМИ. Хотя председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов больше года назад предложил президенту РФ проект «Доктрины размосквичивания».

«Москва выкачивает ресурсы. Дальше будет только хуже. Будут под стройкомлексы реновации и еще что-то … Стройкомплексу нужны обороты. Застроить все, и пусть стоят около полутора миллионов непроданных квартир. Это не имеет значения, важно — строить и строить. Сюда идут деньги, здесь появляется работа и вся страна съезжается в Москву», — посетовал тогда Крупнов. При этом задался вопросом: а что будет с остальной страной?

Перенос столицы в один из сибирских городов или строительство новой столицы он считает инструментом № 1 для реализации инициатив по развитию Сибири и Дальнего Востока. Тем более что за примерами далеко ходить не надо: соседний Казахстан сделал своей столицей Астану вместо Алма-Аты и бывший невзрачный Целиноград с населением в 300 тысяч превратился за несколько лет в город-миллионик.

Пока же, по мнению Крупнова, приходится наблюдать, фактически, обезлюдивание российских пространств, а вся жизнь сосредоточена в 15−20 мегаполисах.

Впрочем, идея переноса столицы явно не вызвала восторга у столичного градоначальника Сергея Собянина.

«Перенести столицу на Дальний Восток — „гениальная“ идея. Потратить триллион-другой, чтобы чиновников сослать на 8 тысяч км от 110 миллионов россиян, проживающих в европейской части. И раньше чиновников ссылали в Сибирь и на Восток, но менее затратным способом», — поиронизировал он на своей странице в VK. Его конечно, можно понять: Сибирь — не черноморское побережье. А с другой стороны – какое поле для деятельности.

Тем не менее, идея явно в воздухе витает. С инициативой создания новой концепции развития территорий за Уралом в начале этого года выступили в Сибирском отделении РАН (СО РАН). Академик Валентин Пармон заявил, что необходимо обеспечить более равномерную заселенность Сибири.

«Для этого нужны точки притяжения: например, возможности получения хорошего образования, привлекательная современная наука и наукоемкая промышленность. … Нужно постараться убедить государственную власть, что ставку нужно делать именно на сибиряков», — сказал он в ходе совещания СО РАН. То есть опять речь о кадрах, без которых ничего не построишь. Хочется надеяться, что академиков, услышат.

Ну, а проект Юрий Крупнова был передан в Минкэномразвития, и, по сути, «положен под сукно».

— Сказали, что будет учтено при разработке стратегии пространственного развития, — рассказал Юрий Крупнов «СП».

— Почему, на ваш взгляд, Сергей Шойгу уже не в первый раз озвучивает идею переноса столицы за Урал?

— Шойгу — один из немногих статусных людей в высшей власти из Сибири и представляет, что Россия не начинается в Москве и не заканчивается Москвой или Питером.

Кроме того, огромное воздействие на него оказала работа губернатором Московской области. Он понял колоссальную, трансформирующую не в лучшую сторону силу Москвы. Уже тогда он выступал по поводу переноса столицы в Сибирь, поскольку на посту губернатора это понял.

Сейчас, когда он практически занимается так или иначе размещением войск, оборонной инфраструктуры и так далее, понимает, что у нас очень северная и восточная страна, поэтому дальнейшее разбухание Москвы просто ее угробит. Поэтому и высказывает это предложение на данный момент в более осторожной форме — «почти как столица». Но суть от этого не меняется.

И, наконец, я уверен, что Сергей Кужугетович представляет ту часть российской элиты, которая сознает, что без такого мощного системного действия, как перенос столицы, стране уже не выбраться из того деградационного тренда, в который мы попали.

Путин требует рывка за четыре года. Реально мы не просто стагнируем, а падаем вместо рывка. И Шойгу, нащупывая, как этот рывок делать, (считает — ред.) одним из главных системных действий перенос столицы.

— Можно рассматривать это предложение как начало кампании по подготовке преемника на пост президента страны, поскольку Владимир Путин заявил, что в 2024 году не будет баллотироваться?

— Вопрос в другом: страна развалится в любое ближайшее время. Экономика в тяжелейшем состоянии, Москва, по сути, отталкивает регионы.

Вопрос, на мой взгляд, не в преемниках, а в том, как спасти страну. И как сделать тот рывок, о котором Путин говорит.

Шойгу в этой части абсолютно прав, это показывает его адекватность. Но это не имеет никакого отношения к преемничеству. Просто человек обозначает, как можно сделать рывок.

Как переселение чиновников и перенос столицы в Сибирь поможет России

Сергей Шойгу призвал выстроить за Уралом три-пять новых крупных городов и сделать один из них столицей России. Демографы подтверждают, что решение о формированном развитии Сибири и о переносе туда федерального центра назрело, поскольку переток активного населения с востока на запад России необходимо развернуть вспять. Есть у такого решение и иные преимущества.

В Сибири необходимо построить три, а лучше пять крупных научно-промышленных и экономических центров – городов с населением от 300–500 тысяч до миллиона человек, заявил глава Минобороны, лидер предвыборного списка «Единой России» Сергей Шойгу. «И не просто город построить и столицу сюда перенести, а сделать их совершенно конкретно направленными на ту или иную сферу деятельности», – пояснил глава ведомства, выступая в Новосибирске на встрече с общественностью Сибирского отделения РАН, передает ТАСС.

Шойгу выразил сожаление, что в современной России нельзя реализовать такие крупные советские проекты, как строительство Комсомольска-на-Амуре, Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали. «Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки», – отметил министр.

С призывом перенести федеральный центр в Сибирь Шойгу – кстати, уроженец Тувы – уже выступал в 2012 году, мотивируя тем, что инициатива поможет остановить отток населения из восточных регионов.

Вопрос с переносом столицы в Сибирь необходимо решить в ближайшие годы, иначе могут возникнуть центробежные тенденции, предостерегает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. «Россия излишне централизована: в Москве и Подмосковье живет седьмая часть населения.

С учетом Петербурга и Сочи получается, что запад страны перетягивает на себя все активное население. Необходимо этот переток прервать.

Вот для чего нужно переносить столицу», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. Кроме того, такой шаг поможет и с точки зрения геополитики, полагает ученый. «Сегодня мировой центр уже фактически сформировался в Тихоокеанском регионе, и нам нужно максимально приблизиться к нему. Тогда российская элита будет лучше понимать и Китай, и Японию, и вообще евразийское пространство. Пока же она крайне европеизирована», – посетовал Крупнов.

Приветствует эксперт и идею Шойгу строить за Уралом новые города, у каждого из которых будет своя специализация, – например, строить их можно рядом с крупными месторождениями нефти и газа. «Лучший пример – проект Восток Ойл на Таймыре, где добывается нефть. Там нужен город и там будет город. Он создается как пример отраслевого инновационного центра», – пояснил демограф. «Но не стоит забывать, что в Сибири уже есть крупные и потенциально инновационные города, которые надо просто развивать. Главный из которых – тот же Новосибирск. Там действуют сразу три академгородка: научно-технический, аграрный и биологический», – напомнил эксперт.

Что будет с Москвой

Футуролог Сергей Переслегин еще 15 лет назад на страницах «Российской газеты» выразил идею разместить резиденцию главы государства на другом краю страны – во Владивостоке. Правда, он предлагал «мультистоличную» схему. «Во Владивосток придет лишь одна столица – президентская. Столица развития. В то время как в Москве остается Госдума. Правительство, например, можно перенести в Нижний Новгород. А Центральный банк и Конституционный суд – в Санкт-Петербург», – мечтал тогда футуролог.

С тех пор Конституционный суд действительно переехал в северную столицу. Туда же на этой неделе, кстати, официально перебралась и главная корпорация страны – Газпром.

Переслегин и сегодня считает, что России нужны несколько столиц – для эффективного разделения ветвей власти. «Резиденция президента может перемещаться в направлении, которое сейчас наиболее важно для российской экономики и политики. Что касается крупного бизнеса, то он будет следовать за той властью с работой которого он более-менее себя соотносит», – говорит футуролог газете ВЗГЛЯД.

«В отличие от 2006 года, теперь я не исключаю, что кабинет министров нужно переносить не в Нижний Новгород, а тоже в Сибирь – в Иркутск, где началась весьма активная промышленная политика. Сама по себе идея на том и основывалась, что каждому направлению развития страны нужна своя столица», – поясняет Переслегин.

Москва в любом случае останется деловым центром России, поскольку капитализация мегаполиса будет существенно выше, чем у новой столицы, в свою очередь, предрекает Крупнов. «Фактически у нас будет модель Нью-Йорк – Вашингтон, когда политические и деловые функции будут разнесены на два города. Собственно, нужна правильно выстроенная матрица развития Сибири в качестве каркаса будущей России с разделением административного и научного функционала», – добавляет аналитик.

Крупнов тоже хотел бы увидеть столицу как можно ближе к Дальнему Востоку, однако приемлемым вариантом считает и города поближе, – например, Омск. «Сегодня у федерального центра огромный разрыв во временных поясах с Дальним Востоком, где чиновники, по сути, вынуждены работать в две смены, подстраиваясь под Москву. С переносом столицы элита будет пораньше вставать на три-четыре часа – и уже по одному этому параметру окажется на одной волне не только с Дальним Востоком, но и с Китаем и Японией», – отметил Крупнов.

«Но на перенос столицы в Сибирь не согласятся политики, поскольку им придется переезжать из комфортного центра Москвы или домов в Подмосковье в Красноярск или Новосибирск», – заявил, комментируя призыв Шойгу, урбанист, замдиректора Института демографических исследований РАН Вадим Безвербный. Что касается другой идеи Шойгу – придавать новым городам отраслевую принадлежность, – то вариантами могут стать научно-образовательный кластер, платформа для развития ИT-технологий либо военная база. «Там, где есть военные базы, есть драйвер роста», – цитирует эксперта РБК.

Как известно, смена места резиденции центральной власти – не редкость в новейшей истории. Самым известным примером является перенос в 1960 году столицы Бразилии из Рио-де-Жанейро в специально спроектированный и построенный для этого город Бразилиа. Индонезия в ближайшее десятилетие планирует перенести столицу на остров Калимантан в новый город, у которого пока даже нет названия. Прецедент на постсоветском пространстве создал Казахстан – в 1998 году столицей республики вместо Алма-Аты стала Астана (ныне Нур-Султан). В Южной Корее в правительстве также активно обсуждается перенос столицы из Сеула в небольшой город Сечжон.

Прошлой осенью основатель компании «РУСАЛ» Олег Дерипаска, выступая на Столыпинском форуме, назвал Москву «городом миллионеров», куда «утекают» деньги в ущерб развитию регионов. В ответ модератор форума спросил, не пора ли вообще поменять столицу. «Один раз уже перевели в Питер, если помните, был неплохой эффект», – ответил Дерипаска.

«Если мы действительно хотим серьезно развивать страну в тех географических параметрах, в которых она существует, было бы лучше, если бы столица располагалась ближе к географическому центру», – заявил после этого газете ВЗГЛЯД сенатор Владимир Лукин, напомнив, что за Уралом лежит более двух третей территории страны, но живет там менее трети ее населения. «Возможно, столицей будет один из центров Западной Сибири, например, третий по величине город страны – Новосибирск», – предположил Лукин. Правда, идею создать для такой цели новый город с нуля сенатор назвал «маниловщиной», поскольку такое строительство обойдется в «чудовищные деньги».

Активным сторонником переноса столицы был в свое время писатель Эдуард Лимонов. «Это прикрепит скрепами Сибирь к остальной территории России, отпугнет незримую китайскую экспансию, а также разгрузит европейскую часть России», – говорил Лимонов.

Перенос столицы за Урал: новая инициатива, почему и насколько это вероятно

Под конец лета общественность горячо обсуждала перенос столицы за Урал, который был предложен главе государства в рамках реализации Доктрины размосквичивания.

Где – густо, где – пусто

В очередной раз перенести столицу за Урал (или еще дальше на восток) предложил председатель наблсова Института демографии Юрий Крупнов. Он представил главе государства Доктрину размосквичивания, по которой первопрестольная может лишиться векового статуса.

Автор проекта аргументировал предложение катастрофическим «запустыриванием страны», когда все ценные кадры устремляются в столицу, а в регионах наблюдается «обезлюдивание». По его словам, Москва страдает не просто от перенаселения, но катастрофического, гипертрофированного расширения – в белокаменной постоянно находится пятая часть всего населения страны.

Одновременно с этим из регионов утекают и люди, и деньги, что в итоге может привести к ситуации, когда страна «останется голой». Выход, считает Крупнов, прост – сделать главным городом страны вновь построенный населенный пункт в Сибири.

Чем не кандидат?

Инициативу Крупнова поддержали многие. Так, когда в России предложили перенести столицу за Урал в очередной раз, политолог Дмитрий Орлов одобрил идею в общем, но заметил, что строить что-то с нуля совсем необязательно. Намного проще и целесообразнее выбрать из того, что есть. Например, Екатеринбург – чем не отличный кандидат?

За Екатеринбург высказались и в Высшем совете «Единой России». Там считают, что город может стать географически правильным центром, при этом функции власть имущих стоит распределить по нескольким близлежащим населенным пунктам. Хотя в «ЕР» и понимают, зачем переносить столицу за Урал, но подобный сценарий там называют маловероятным.

Часть местных экспертов, кстати, уверенно заявила, что Екатеринбург прекрасно справится с новой миссией. Другие же, например, политолог Анатолий Гагарин, не видят смысла в простом переносе Москвы в Екатеринбург. Смещением центра проблему централизации не решить, поэтому он советует рассредоточить федеральные органы управления по нескольким населенным пунктам с хорошо продуманной инфраструктурой, а под Екатеринбургом построить град заново.

Но те, кто предложил перенести столицу за Урал, рассредоточив управление по нескольким городам, забывают, что подобная схема обернется лишь неудобством для людей, которым и так непросто взаимодействовать с чиновниками. На это обратил внимание руководитель Уральского экономического университета Максим Марамыгин, при этом он согласился, что перевод власти в провинцию положительно отразится на развитии конкретного города.

Наглядный пример

Екатеринбургский экономист Александр Трахтенберг не стал высказываться абстрактно, а прикинул затраты на возведение нового города – только строительство жилья для 100 тысяч человек потребует 200 млрд.рублей, а если город будет больше?

С экономической точки зрения, более оправданным выглядит все-таки выбор уже функционирующего города, который сможет развиваться лучше за счет увеличения налоговых сборов, появления новых фирм малого и среднего бизнеса, открытия новых рабочих мест.

Все сторонники идеи приводят один и тот же пример. Два десятилетия назад Назарбаев сделал столицей Казахстана Астану. Очевидцы описывали, что чиновники отправлялись по новому назначению, как когда-то освоители целины, – с наигранным весельем и показным энтузиазмом.

Но уже спустя 7 лет инвестирование возросло в десятки раз, бюджет от собранных налогов «потолстел» в 11 раз, а количество жителей приросло в 2,5 раза.

Зачем?

Почему хотят перенести столицу за Урал? Этот шаг позволит не только более равномерно распределить плотность населения страны и поддержать провинцию, но и сделает столицу географическим центром, удалив ее на безопасное расстояние от границ государства.

Доктор географических наук Владимир Литовский акцентировал внимание на том, что смещение курса внешней политики в сторону Востока делает перенос главного города страны к восточным границам более логичным. Он привел в пример Петра Великого, который для налаживания связей с западными державами, перебрался в Питер.

Мнение градоначальника

Действующий мэр стольного града долго комментировать «фейковую идею» не стал. На своей странице ВКонтакте он написал, что перенос столицы за Урал и голосование по этому вопросу сродни обсуждению темы, есть ли жизнь на Марсе.

По мнению Сергея Собянина, это «гениально» – израсходовать несколько триллионов рублей, чтобы выслать чиновников подальше от людей, на благо которых они работают. В заключение реплики он заметил, что и раньше ссылали в Сибирь, но тратили на это много меньше.

Фейк или нет?

Резко осудил «подобные предложения», а также автора, пытающегося привлечь внимание к своей персоне, и директор института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. По его мнению, прежде чем направлять Доктрину президенту, надо было «обкатать» ее среди экспертов.

Вишневский заметил, что никто не видел «авторитетные источники», на которые ссылается Крупнов, зато ранее от него президент получил еще одну «скандальную» инициативу о введении налога на многодетные семьи. Именно поэтому вопрос о том, перенесут ли столицу за Урал, не стоит полемики, ведь идея эта точно не будет реализована.

С этим мнением абсолютно согласен и зампред комитета СовФеда по региональной политике Степан Киричук, который категорично заявил, что «прожект Крупнова» безоснователен и бесперспективен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: