Ответственность за жестокое обращение с животными в России: реалии и перспективы

Ответственность за жестокое обращение с животными в России: реалии и перспективы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства юстиции РФ от 28 октября 2020 г. “Разработан проект федерального закона, направленный на установление административной ответственности за жестокое обращение с животными”

Минюстом России совместно с Минприроды России разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными”.

Законопроект разработан во исполнение поручения, которое было дано по результатам встречи Президента Российской Федерации с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных, 5 июня 2020 г.

Предлагается предусмотреть административную ответственность за несоблюдение наиболее важных требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, дополнив КоАП соответствующими составами административных правонарушений.

Так, законопроектом предлагается ввести административную ответственность за жестокое обращение с животными, за несоблюдение общих требований к содержанию животных и за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.

Дополнительно установить административную ответственность предлагается за несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

Административную ответственность также предлагается ввести за нарушение требований к обращению с животными без владельцев (например, при отлове бездомных животных) и за нарушение владельцами приютов для животных требований к содержанию животных в таких приютах (под владельцами приютов для животных понимаются лица, определенные в качестве таковых Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ).

Полномочиями по возбуждению (рассмотрению) дел о проектируемых административных правонарушениях предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, Росприроднадзор и Россельхознадзор в пределах полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность соблюдения требований законодательства в области обращения с животными, что, в свою очередь, будет способствовать достижению целей защиты животных и обеспечения безопасности, иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Основополагающие требования в области защиты животных и обеспечения безопасности, иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными установлены Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В настоящее время административная ответственность за нарушение положений указанного Федерального закона не установлена.

Вместе с тем действующим законодательством Российской Федерации установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье (статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Обзор документа

Минюст и Минприроды разработали поправки к КоАП, устанавливающие ответственность:

– за жестокое обращение с животными;

– за несоблюдение общих требований к содержанию животных;

– за несоблюдение требований к содержанию домашних животных;

– за несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

– за нарушение требований к обращению с животными без владельцев (например, при отлове);

– за нарушение владельцами приютов требований к содержанию животных.

Закон об ответственном обращении с животными в России: защитит ли питомцев новый правовой акт

Зооактивисты говорят, что 20 лет ждали хоть какого-то закона о защите животных. Именно в начале нулевых заговорили о правовом акте, который бы оберегал питомцев. В итоге получили немного не то: многие положения, которые лоббировали общественники, так и не нашли своего отражения на бумаге. Разница даже на уровне названия. Новый документ называется «Об ответственном обращении с животными».

Законы был опубликован под занавес 2018 года и по сути начал полноценно работать в России лишь с 2019 года.

– Закон об ответственном обращении с животными выделяет животных как существ, способных испытывать эмоции и страдания. Хозяин становится ответственным за судьбу животного, – рассказала адвокат Элеонора Абеле.

Для кого разработан закон

Как бы странно это не прозвучало – для людей. В законе об ответственном обращении с животными прямо сказано, что он должен не только защищать зверей, но и укреплять нравственность, блюсти принципы гуманности.

Читайте также:
Поддельный полис ОСАГО будут распознавать видеокамеры

А еще обеспечивать безопасность граждан при обращении с животными. То есть закон предписывает всяческим шоу, в которых задействуют животных, делать представления безопасными.

Основные положения

Одно из важных положений, это защита животных от жестокого обращения. Запрещена его пропаганда, а также призывы к оному.

Четко сказано, что нельзя проводить болезненные ветпроцедуры без обезболивающих. Натравливать животных друг на друга и устраивать бои. Запрещено прилюдно кормить хищников другими живыми животными в общественных местах.

Закон об ответственном обращении с животными в России запрещает выбрасывать питомцев. То есть хозяин не вправе больше уехать за 100 км от города и бросить бывшего любимца. Его можно передать новому владельцу или в приют.

Среди положений можно выделить запрет на торговлю животными вне «специальных мест». Можно предположить, что речь о питомниках и магазинах. Но как быть с тысячами объявлений в Сети? О них в Законе об ответственном обращении с животными 2019 в России ничего не сказано.

Ответственность хозяев

В законе об ответственном обращении с животными в России, который заработал в 2019 году, прописано понятие «владелец животного». Взглянем на документ.

Владелец животного – физическое или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

Закон предписывает хозяевам надлежащий уход за животными.

Правила выгула животных

Первое о чем говорит закон в этой части: владелец не должен допустить, чтобы его животное могло кого-то покалечить или того страшнее. Кроме того, питомец не должен ничего повредить.

Вот требования к выгулу.

  • На дороге, в лифтах, подъездах, дворах, спортивных и детских площадках животное не может передвигаться само. То есть должен быть поводок или шлейка.

  • Следует убирать экскременты за питомцев, если он опорожнился в общественном месте.

  • Не допускать выгул животного вне разрешенных мест.

Обязательное чипирование

Закон об ответственном обращении с животными ни в момент опубликования, ни в 2019 году, ничего не говорил на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.

Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.

В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

Обязательная вакцинация

Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

А если не исполнять этого? Судя по документу, ничего не будет. Поэтому зоозащитники и называют его сырым. Не исключено, что по итогам (не) работы документы в 2019 году и позже, будут внесены поправки.

Ответственность при нарушении

В законе об ответственном обращении с животными в России про это сказано так: нарушители несут административную, уголовную и иную ответственность. Каких-то новых штрафов не прописано. Большинство наказаний итак уже перечислены в прочих законах.

Например, если ваш пес нагадил во дворе, то вы нарушили правила благоустройства. Они в каждом городе и регионе свои, а значит и штрафы разные.

Вас покусала чужая собака – подаете в суд и взыскиваете ущерб.

За жестокое обращение отвечает уголовный кодекс. По статье грозит штраф, исправительные работы или до трех лет колонии. Есть и отягчающие обстоятельства, которые усиливают наказание.

Опасные породы собак

В документе указан конкретный перечень.

2. Американский бандог

4. Бразильский бульдог

6. Бульдог алапахский чистокровный (отто)

8. Волко-собачьи гибриды

9. Волкособ, гибрид волка

12. Северокавказская собака

Также в этом перечне метисы пород, указанных в предыдущих пунктах. То есть если один из родителей животного был«опасно-породистый», а другой – нет, он все равно попадает в список опасных.

Выгул опасной собаки без намордника и поводка запрещен. Но на огороженной территории пес может быть не привязан. Например, четвероногий сторож во дворе частного дома. А вот табличку «Осторожно! Злая собака» теперь вещать обязательно, если хоть одна из дюжины опасный пород подстерегает за забором.

Читайте также:
Депутат решил прожить на 3500 рублей в месяц

Опыт других стран

Наиболее скверная ситуация в этом смысле в Азии и Африке. Где-то в целом нет понятия жестокое обращение, а где-то за него лишь денежный штраф. Например, в Турции. Но при этом в крупных городах там чипированы, стерилизованы и кастрированы все бродячие псы.

Впереди планеты всей как всегда США. Там двигают зоозащитную темы с середины прошлого века. Однако в связи с тем, что штаты внутри страны имеют большую автономность и свои законы, от региона к региону ситуация может быть разной. Местные активисты регулярно бастуют против опытов над животными и родео. Но есть мнение, что еще пару лет и хваленая американская толерантность победит и это.

Но самой прогрессивной в плане закона о защите прав животных Швейцария. В стране с высочайшим уровнем жизни очевидно победили все проблемы и взялись за беды меньших братьев. Например, там прописали нормативы кроличьих клеток и активности собак.

Куда обращаться, если вы столкнулись с фактом жестокого обращения с животными?

В конце июля широко обсуждалась история с жестоким убийством животного в Алтайском крае. «Сам по себе факт живодерства ужасен и омерзителен и требует реакции правоохранительных органов», — отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

С учетом особой социальной значимости темы обращения с животными, в декабре 2017 года Государственная Дума приняла закон, изменивший 245 статью Уголовного кодекса РФ. Внесенные изменения позволили увеличить число зарегистрированных преступлений.

«Раньше проблема была в том, что эти преступления просто не регистрировались», — подчеркивает Владимир Бурматов. По словам Председателя профильного комитета, из‑за действия предыдущей редакции 245 статьи УК РФ, изменения в которую были внесены указанным выше законом, «полиция просто отказывалась принимать заявления граждан».

Согласно принятым поправкам, теперь наказание живодерам может грозить не только за гибель животного или нанесенное ему увечье, но и за действия, причинившие боль и страдание.

В свою очередь, после вступления в силу новой версии 245 статьи, за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего в большинстве федеральных округов зафиксировано увеличение числа зарегистрированных преступлений.

Владимир Бурматов отметил, что при этом предстоит разобраться в причинах снижения показателя в ПФО, который «существенно отличается от других округов».

Принятый Государственной Думой закон также ужесточил наказание за жестокое обращение с животными.

Так, за факты трансляции в интернете сцен жестокости и насилия над животными, а также за вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних установлена ответственность до пяти лет лишения свободы.

Что нужно делать, чтобы живодеры не остались без наказания?

Подать заявление в полицию, лучше это сделать по месту совершения преступления.

Если вы подаете заявление после того, как увидели ролик в интернете, в котором демонстрируется жестокое обращение с животным, убедитесь, что событие произошло на территории России, а также постарайтесь выяснить его конкретное место и время.

Параллельно с подачей заявления в полицию, напишите обращение в Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты будут осуществлять парламентский контроль и следить за тем, как проводится расследование.

Если полиция или не проводит необходимых процессуальных процедур (опрос свидетелей, изъятие записей камер видеонаблюдения и т. д.), или вообще не принимает заявление, то следует подать его в Генеральную прокуратуру РФ.

Если преступление будет доказано, то в отношении живодера будет выбрана одна из мер наказания в соответствии со степенью тяжести поступка:

  • штраф до 80 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы до одного года;
  • ограничение свободы на срок до одного года;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Если же преступление совершила группа лиц или группа лиц по предварительному сговору, либо же это произошло в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете, а также если это совершалось в отношении нескольких животных, то наказание может быть таким:

  • штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период от одного года до двух лет;
  • исправительные работы до двух лет;
  • принудительные работы до пяти лет;
  • лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Читайте также:
Список телефонов, поддерживающих NFC

Подавая заявление по факту жестокого обращения с животными, вы помогаете не только пресекать действия живодеров и наказывать их за совершенные поступки, но и способствуете тому, чтобы таких преступлений становилось все меньше.

Могут и посадить: адвокат объяснила, что грозит за жестокое обращение с животными в России

По закону домашние питомцы признаются собственностью владельцев, но это не значит, что хозяин имеет право делать с ними все, что ему угодно. В России действуют нормы, которые защищают животных от произвола людей.

Что грозит человеку, который позволяет себе избивать или морить живое существо голодом? Какие службы осуществляют защиту животных от жестокого обращения в России? И куда обращаться, если вы стали свидетелем ситуации, в которой невинное существо страдает от рук садиста или бездушной личности? На эти вопросы журналисту ФАН ответила адвокат Екатерина Антонова.

Статья УК о жестоком обращении с животными с комментарием юриста

В российском правовом поле положение животных специфично. С одной стороны, статьей 137 Гражданского кодекса питомцы приравнены к имуществу граждан, и с этой точки зрения собственник может «распоряжаться» ими по собственному усмотрению. Может продать или подарить. Может отдать в приют. Может выгуливать или нет. Имеет право содержать в квартире, доме или в будке во дворе.

Но с другой стороны, в обращении с питомцами есть правила, которые закреплены законом. И согласно этим нормам, владелец обязан:

  • соблюдать принципы гуманности по отношению к своей живой «собственности»;
  • обеспечить кошке, собаке или другому существу надлежащий уход;
  • контролировать их поведение, особенно в местах присутствия других людей;
  • следить за тем, чтобы из-за активности питомца права и интересы других граждан не были нарушены.

Диктовать человеку, как именно он должен вести себя в отношении питомца, закон не может. Однако есть нормы, которые закрепляют запреты в части негуманного отношения к живым существам. До недавних пор эти нормы регулировались только Уголовным кодексом. Статья 245 УК рассматривала понятие жестокого обращения с животными и ответственность за него. Сегодня законодательная база в этом направлении расширена.

«В 2018 году в России принят Закон об ответственном обращении с животными, комментирует адвокат Екатерина Антонова. С его вступлением в силу понятие жестокого обращения с животными стало более расширенным, чем предусматривалось ранее Уголовным кодексом».

Требования закона о жестоком обращении с животными

По закону жестоким отношением признаются действия человека, которые привели или могут привести:

  • к гибели;
  • увечью;
  • ухудшению здоровья питомца.

В числе таких действий побои и истязания, намеренный или ненамеренный отказ владельца кормить животное, обеспечить ему доступ к питьевой воде. Собственник обязан оказать питомцу помощь, если ситуация представляет угрозу для его жизни и здоровья.

Если же человек позволяет издевательства над живым существом, по закону его можно привлечь к ответственности. Она может быть гражданско-правовой или административной, когда собственнику может быть сделано предупреждение или наложен штраф. А может быть и уголовной, вплоть до лишения свободы.

Наказание за жестокое обращение с животными

«Административную ответственность в этой сфере устанавливают региональные кодексы, отмечает адвокат Екатерина Антонова. Так, в Краснодарском крае в 2003 году был принят кодекс «Об административных правонарушениях», в котором предусмотрена соответствующая статья. Привлечь к ответственности по ней могут человека, который жестоко обращался с животным с целью причинения ему боли и страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений».

Если действия человека привели к гибели животного или его увечью, ответственный может быть подвергнут уголовному наказанию. Согласно статье 245 Уголовного кодекса, на виновного могут наложить штраф или принудить к выполнению обязательных исправительных работ. Самая серьезная мера наказания лишение свободы. По этой статье УК РФ можно отправиться за решетку на срок до 5 лет.

«Значение имеет, умышленно или нет были совершены преступные действия, продолжает Екатерина Антонова. Обвинению нужно установить хотя бы один из мотивов. Это могут быть хулиганские или корыстные побуждения, а также желание причинить боль и страдания животному».

Куда обращаться в случае жестокого обращения с животными

Если вы стали свидетелем издевательств над живым существом, важно помнить, что промедление опасно. Выживет ли питомец, сохранит ли здоровье, зависит от неравнодушия окружающих людей. Но «сражаться» с садистом-владельцем в одиночку не нужно, для этого необходимо обращаться в правоохранительные органы.

Читайте также:
Родительские обязанности: что нужно знать, ответственность за ненадлежащее исполнение

Адвокат советует написать заявление в полицию, по которому правоохранительные органы будут обязаны провести проверку. Заявление нужно подкрепить доказательствами, предоставить записи камер видеонаблюдения или видео на смартфоне, фотографии, свидетельства очевидцев. По итогу проверки в полиции должны принять решение о привлечении виновного к ответственности.

В 2019 году в России было принято постановление правительства, которое утвердило правила государственного надзора в сфере обращения с животными. Согласно этому постановлению, реагировать на сообщения о фактах негуманного отношения к живым существам обязаны:

  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обращаться в главное или территориальные управления нужно в случае, если опасности подвергнуты дикие, охраняемые и «краснокнижные» животные;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору эта инспекция контролирует условия содержания животных, используемых в культурно-зрелищных целях.

Адреса и телефоны служб в вашем регионе можно найти в сети Интернет. Главное — не оставаться безучастным к происходящему, ведь зачастую помочь живому существу, страдающему от рук тирана-владельца, могут только неравнодушные люди. Не пройти мимо в этой ситуации, позвонить в полицию или обратиться в Федеральную надзорную службу — значит спасти жизнь.

За жестокое обращение с животными штрафа недостаточно

Второй год действует Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в области обращения с животными в целях как их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними.

В ст. 21 данного Закона установлено, что за нарушение его требований владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Из анализа действующего законодательства следует, что в настоящее время владельцы животных и иные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 245 «Жестокое обращение с животными» УК РФ. Примеры привлечения виновных по этой статье существуют 1 , хотя их не так много в сравнении с количеством фактически совершенных противоправных деяний в отношении «братьев наших меньших».

Так, в Обзоре судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2019 г. отмечено, что за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в указанном году было осуждено 81,5 тыс. лиц (или 13,6% от общего числа), в отношении которых приговоры вступили в законную силу. По сравнению с 2015 г. (119,7 тыс. осужденных) снижение числа осужденных за совершение преступлений по ст. 228–245 УК составило 31,9% (14,9% по сравнению с 2018 г. – 95,8 тыс. осужденных). Удельный вес числа осужденных за прошедшие годы снизился: 16,3% в 2015 г., 14,6% в 2018 г 2 .

В 2013 г. в УК была введена ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», также имеющая отношение к обеспечению безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Вместе с тем действующая редакция КоАП РФ не содержит составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. При этом во многих субъектах Федерации предусмотрена административная ответственность за жестокое обращение с животными, а соответствующие статьи региональных законов охватывают гораздо более широких круг деяний, нежели нормы уголовного законодательства 3 .

Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. № 413-з содержит четыре статьи, устанавливающие административную ответственность как за жестокое обращение с животными, так и за иные правонарушения, связанные с их защитой: ст. 5.1 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»; ст. 5.2 «Нарушение порядка содержания, выгула, отлова и умерщвления домашних животных»; ст. 5.6 «Нарушение порядка (правил) добычи отдельных объектов животного мира», а также ст. 13.7 «Нарушение требований общественного порядка при обращении с животными».

Читайте также:
Госдума приняла налог на Google

Как ранее писала «АГ», Минюст опубликовал для независимой антикоррупционной экспертизы законопроект об административной ответственности за несоблюдение наиболее важных требований Закона об ответственном обращении с животными.

Так, КоАП предлагается дополнить соответствующими составами правонарушений, изложенными в трех статьях гл. 8. Наказание за совершение новых правонарушений предлагается назначать только в виде административного штрафа: в частности, для граждан – от 3 до 15 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – от 5 до 15 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 15 до 200 тыс. руб.

Полагаю, что назначения только административных штрафов в указанных размерах было бы достаточно, если бы не одно существенное обстоятельство.

Допустим, животные содержатся в ненадлежащих условиях (из соответствующих помещений исходит чересчур сильный запах навоза, не предусмотрены места для кормления и питья, а также для ночлега животных). В результате они становятся вялыми, истощенными, выглядят неопрятно. Пищевые отходы и помет вовремя не убираются, редко имеются подстилки из древесных опилок. В связи с климатическими условиями животные могут быть подвержены обморожению, но меры по утеплению мест их содержания не предпринимаются. Как быть с такими животными, пострадавшими и страдающими от противоправных действий граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц: должны они оставаться у нерадивых владельцев, продолжать терпеть мучения и гибнуть?

Выход из этой ситуации, на мой взгляд, есть. За совершение административных правонарушений, как известно, предусмотрены наказания в виде не только штрафа, но и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Согласно ст. 3.7 КоАП такой конфискацией является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Так, санкция ст. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» КоАП предусматривает конфискацию орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов. Из этого следует, что законодатель с учетом цели назначения административного наказания уже высказался о видах санкций за схожие нарушения в отношении животных, в том числе за применение конфискации, а не только штрафа. Поэтому полагаю целесообразным расширение видов наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных предлагаемыми законопроектом ст. 8.50, 8.51. 8.52 КоАП.

Хотелось бы обратить внимание также на вопрос о соразмерности предлагаемых размеров штрафных санкций.

На мой взгляд, предусмотренные законопроектом размеры штрафов, налагаемых на юридических лиц, вызывают сомнение. Например, упомянутой ст. 8.35 КоАП для виновного юридического лица установлен административный штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией, в то время как в законопроекте (ч. 2 ст. 8.51 КоАП) за схожие нарушения штраф колеблется в диапазоне от 100 до 200 тыс. руб.

Вывод очевиден – размеры штрафов за новые предлагаемые в законопроекте виды правонарушений целесообразно привести в соответствие с санкциями других схожих установленных КоАП составов, что, полагаю, будет отвечать духу внесенных в Конституцию РФ изменений и дополнений, в частности о сохранении уникального природного и биологического многообразия страны, формировании в обществе ответственного отношения к животным (подп. «е.5» ч. 1 ст. 114 Основного Закона).

1 См, например: Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2020 г. по делу № 22-8207/2020; Апелляционное постановление Кировского областного суда от 2 декабря 2020 г. по делу № 22-2027; Постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2018 г.; определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 77-1604/2020.

2 Российская юстиция. 2020. № 8. С. 57–70; № 9. С. 55–70; № 10. С. 61–70.

3 См, например, Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.Б. Горохов, Н.В. Кичигин и др.; отв. ред. Д.Б. Горохов. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2020.

Внесудебная блокировка сайтов за жестокое обращение с животными. Проект изменений в закон

Проектом федерального закона предлагается дополнить перечень информации, распространение которой запрещено в сети Интернет, включив в него информацию, содержащую материалы о жестоком обращении с животными.

Читайте также:
Определены 10 лидеров в голосовании за новые купюры 200 и 2000 рублей

Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляя право органам государственной власти оперативно ограничивать (блокировать) доступ к информации и сайтам в сети «Интернет», содержащим материалы жестокого обращения с животными.

Понятие «жестокое обращение с животными» содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Жестоким обращением с животным является, обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями).

На территории Российской Федерации запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»).

В настоящее время посредством социальных сетей и в сети Интернет массово распространяется информация, которая содержит материалы жестокого обращения с животными. Информация становится доступна детям, что оказывает воздействие на психическое состояние.

В то же время, ограничивать доступ к такого рода информации возможно только по решению суда. Судебная процедура по признанию информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является длительной, от 3 месяцев. При этом доступ к такой информации не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.

Введение механизма ограничения доступа к информации о жестоком обращении с животными в досудебном порядке не подменяет собой расследование уголовных дел, возбуждаемых по признакам преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По данным Роскомнадзора, в рамках судебного порядка признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, с целью внесения в единую автоматизированную информационную систему поступают вступившие в законную силу судебные решения, касающиеся признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации о жестоком обращении с животными, а также о незаконной продаже редких видов животных.

Всего за период с 2013 по 2019 г. поступило 1475 судебных решений указанной направленности.

С заявлениями в суды о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обращаются прокуроры.

При подаче заявлений в суд прокуроры ссылаются на нормы закона «об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в качестве основания для признания различных видов информации запрещенной.

При этом Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривают наступление уголовной и административной ответственности за следующие виды правонарушений.

Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещает под угрозой наступления уголовной ответственности жестокое обращение с животными, незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Доступ к информации, размещенной на информационных ресурсах в сети Интернет и имеющей признаки запрещенной, не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.

В связи с чем назрела необходимость введения более оперативной процедуры ограничения доступа к информации в сети Интернет, содержащей материалы жестокого обращения с животными.

Законопроект является результатом анализа правоприменительной практики, в том числе судебных актов о признании информации о жестоком обращении с животными запрещенной, и направлен на пресечение распространения в сети Интернет информации, которая может причинить вред психическому здоровью неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Представляется, что могут быть блокированы информационные и новостные ресурсы, в материалах которых не будет содержаться призывов или пропаганды жестокого обращения с животными, но могут содержаться оповещения о случаях жестокого обращения с животными.

Развитие уголовного законодательства об ответственности за жестокое обращение с животными в России

Рубрика: Юриспруденция

Читайте также:
Закон о защите животных в России: реалии и перспективы

Дата публикации: 27.05.2019 2019-05-27

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Ускеев, Д. Б. Развитие уголовного законодательства об ответственности за жестокое обращение с животными в России / Д. Б. Ускеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 422-426. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59449/ (дата обращения: 22.09.2021).

В работе исследовано развитие уголовного законодательства в России. Автор рассматривает отечественное законодательство, которое впервые регулировало ответственность за жестокое обращение с животными, а также состояние на современный период. Рассматриваются отдельные нормы об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, которые находят свое прямое закрепление в нормативно- правовых актах и уголовных кодексах РСФСР и Российской Федерации. В соответствии с исследованными источниками права, необходимо констатировать необходимость принятия закона за жестокое обращение с различными видами животных, это способствовало бы противостоять бесчеловечному отношению с различными животными в различных сферах общественной деятельности.

Ключевые слова: борьба, жестокость, животные, закон, гибель, защита.

История развития отечественного уголовного законодательства позволяет констатировать, что нормы, несущие ответственность за преступления, где животные становились объектом непосредственного преступного посягательства, были характерны для любого времени. В большинстве случаев законодатель не употреблял термин «жестокое обращение» с животными. Законодатель не желает признавать в качестве автономного преступления противоправные действия в отношении животных, которые охватываются данным понятием.

Однако, если иметь ввиду то, что термином «жестокое обращение» с животными в современном его законодательном закреплении охватывается чрезвычайно широкий круг определенных деяний — от избиения животных и до организации между ними определенного рода состязаний в виде ужасных боев (например, петушиных, собачьих и т. п.), то можно утвердительно сказать, что различные элементы жестокого обращения обнаруживаются нами в ходе анализа различных норм уголовного законодательства России на различных этапах его становления и развития.

В древнерусском государстве животные рассматривались как предмет преступного посягательства. При этом отдельные законы закрепляли уголовную ответственность не за все случаи жестокого обращения с животными, а за их уничтожение, вначале не зависимо от того или иного способа преступного деяния, а затем с учетом последнего. В Русской Правде (Краткой редакции) устанавливались определенные различные штрафы за похищение или истребление, как княжеского скота, так и скота смерда. [5, с.19]

В Пространной редакции Русской Правды содержались определенные нормы, которые влекли наказание за конкретные способы таких действий, как уничтожения различных домашних животных. [6, с.117] Такие преступления относились к разряду имущественных.

В таком памятнике права, как Соборное Уложение 1649 года, помимо норм уголовного права, устанавливалась и гражданско-правовая ответственность за посягательства на домашних животных, в том числе их уничтожения. [7, с.19–23] Меры привлечения к гражданско-правовой ответственности, но уже за уничтожение определенного вида или разновидности животных содержались в ст. 282 данного Соборного Уложения.

С принятием такого нормативно-правового акта нового периода развития нашего государства, как Артикул воинского Петра I в российском уголовном законодательстве была, закреплена норма, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение различных правил обращения с животными. [8, с.82] Она находилась в главе, которая предусматривала наказание за нарушение правил расположения армии по квартирам, обязанностей и прав военнослужащих по отношению к хозяевам квартир, порядка в лагерях, крепостях и гарнизонах. Причем одним из проявлений подобного рода нарушений являлось какое-либо запрещенное обращение не только с лошадьми, но и другими различными животными (ст. 90 Артикула).

Таким образом, в приведенной норме содержался запрет избиения различных животных, который являлся одним из самых наиболее распространенных действий жестокого с ними обращения. Хотя сам этот термин в указанном законе отсутствовал. Тем не менее, как утверждают различные некоторые исследователи, в Артикуле воинском Петра I, впервые в истории отечественного уголовного законодательства избиение животных является не как способ совершения какого-либо другого, как правило, имущественного преступного поведения, но как самостоятельное преступное деяние, которое посягает на сформированные на принципах гуманизма и нравственности, отношения человека к животным. [9, с.392]

Пришедшие на смену военному законодательству Петра I различные нормативные акты (а именно такие: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., непосредственно Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., соответственно Уголовное Уложение 1903 г.) не содержали в своих нормах каких-либо положений закреплявших привлечение к уголовной ответственности за нарушение правил обращения с животными, хотя круг определенного рода уголовно наказуемых деяний, в которых животные выступали предметом преступного посягательства, как они отмечают постепенно был весьма расширен. [10, с.372] Причем таковыми признавались не только различные традиционные действия, которые выражались в уничтожении или истреблении чужого имущества, но и нарушения правил охоты, рыбной ловли и др.

Читайте также:
Лучшие города России для проживания: рейтинг 2021

В первом Уголовном кодексе РСФСР 1922 года в главе VI «Имущественные преступления» содержались отдельные нормы, устанавливающие привлечение к ответственности за уничтожение, истребление или повреждение имущества, которое принадлежало учреждению, предприятию или частному лицу (ст. 196 УК), в том числе, если оно было совершено путем таких действий как поджога, потопления или каким-либо другим способом (ст. 197). [11, с.74] Предметом данных преступлений являлись и животные как объекты права собственности.

К воинским преступлениям в ст. 207 УК РСФР 1922 года относилась умышленная порча, таким субъектом как военнослужащим, предоставленной ему для служебного употребления лошади. За совершение данного преступления в мирное время предусматривалось определенное наказание в виде лишения свободы на срок не ниже одного года, а в военное время или боевой обстановке — не ниже трех лет лишения свободы или высшей меры наказания. [12, с.25]

В УК РСФСР 1926 года [1] в качестве преступления против порядка управления рассматривалось непредставление без различных уважительных причин по мобилизации или дополнительной поставке на сгонный или сдаточный пункт рабочих животных (соответственно лошадей, волов, верблюдов и пр.) посредством их приведения в негодность (ст. 70 ч. 2) [13, с.56]

Попытки проведения в жизнь указанной директивы привели к тому, что многие крестьяне, стали, резать свой скот. В ответ на эти вынужденные «протесты» крестьянства в УК РСФСР 1926 года была введена норма (ст. 79), устанавливавшая уголовную ответственность за «незаконный (без разрешения определенных органов ветеринарного надзора) убой лошадей, а также умышленное изувечение лошадей и иные различного рода злостные действия, которые повлекли за собой гибель лошади или привели ее в непригодное состояние, совершенное кулаками или частными скупщиками, а равно подстрекательство ими к этим различным действиям других лиц». Наказание за подобного рода действия было установлено жесткое — в виде лишения свободы на срок до 2-х лет, с высылкой или без таковой.

В последующем в УК РСФСР 1960 г. [2] норма о жестоком обращении с животными была немного можно сказать модернизирована и стала содержать административную преюдицию.

Впервые в России уголовная ответственность за подобные преступления, т. е. негуманное (жестокое) отношение к различным животным была введена в 1988 г. [14, с.92] Учитывая пожелания советских трудящихся, предложения общественных организаций о введении уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, и принимая во внимание, что такие преступные действия несовместимы с моралью социалистического общества и наносят ущерб делу в первую очередь воспитания граждан, в особенности подрастающего поколения — детей, было закреплено: жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание различных животных влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до пятидесяти рублей (ст. 102.1 КоАП РСФСР); а жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность и наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до ста рублей (ст. 230.1 УК РСФСР).

Данилова С. И. отмечает, что редакция ст. 102.1 КоАП РСФСР не была вполне удачной по той причине, что практически дублировала ст. 230.1 УК РСФСР. [15, С.21]

В связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] старый КоАП РСФСР был признан утратившим силу. Новый КоАП РФ не содержит каких-либо норм, предусматривающих ответственность за негуманное обращение с животными, совершение в отношении них каких-либо различных жестоких действий.

Мирошниченко В. С., исследуя административную преюдицию в данном составе, находит положительный момент в применении административной ответственности. Она пишет: «действующий КоАП РФ не содержит нормы о жестоком обращении с животными. Такое недопустимо, так как по смыслу ст. 245 УК РФ преступлением является жестокое обращение с животными, которое повлекло их увечье или гибель. Без этих последствий, совершенное деяние должно квалифицироваться как административное правонарушение. Действующее в настоящее время отечественное законодательство само по себе жестокое обращение с животными правонарушением не считает, до тех пор, пока не будут осуществлены признаки преступления, которые предусмотрены ст. 245 УК РФ. Помимо введения, соответствующего административного правонарушения, необходимо предусматривать признак административной преюдиции». [16, с.120]

Читайте также:
Езда по обочине: штраф, наказание, подборка видео

Тем не менее, в последние годы многие субъекты РФ начали закреплять в своих нормативных актах таковую ответственность, но уже естественно на региональном уровне. [17, с.20] Уже в 22 различных субъектах РФ установлена административная ответственность за совершение различных негуманных действий в отношении животных.

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 года, предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными (ст. 245).

Гражданский кодекс в ст. 241 [4] определяет нормативные положения о защите животных как объекта гражданских прав. Специфика такого положения заключается в следующем. Во-первых, при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Это положение не распространяется на диких животных, которые находятся в состоянии естественной свободы, подпадающих под действие экологического и фаунистического законодательства, а касается либо домашних животных, либо животных, пребывающих в цирке, зоопарке и т. д. Вне зависимости от принадлежности животного к диким или домашним, УК РФ (ст. 245) предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, что следует рассматривать как самую крайнюю степень негуманного отношения.

Во-вторых, после перехода животных в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии определенных обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника потребовать их возврата на определенного рода условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при не достижении согласия –через суд (п. 2 ст. 231 ГК РФ).

В-третьих, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными различными на основании закона определенными правилами и принятыми в обществе определенными нормами гуманного отношения к животным, животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующего рода определенные требования в суд (ст. 241 ГК РФ). Тем самым закрепляется «баланс интересов общества, требующего гуманного обращения с различными домашними животными и собственника». [18, с.70]

В 1999 году Государственная Дума ФС РФ приняла проект Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», Совет Федерации ФС РФ одобрил положения данного законопроекта.

Однако на тот момент и. о. президента РФ В. В. Путин отклонил данный закон. Важно отметить, что российское право недостаточно регулировало отношения человека и животного. Так, Государственной Думой 19 декабря 2018 года был принят Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», направленный на защиту животных от жестокости человека. Поправки в Уголовный кодекс предусматривают ужесточение ответственности для живодеров.

Можно подвести итог, что в законодательных актах Российского государства, все животные находились под охраной в качестве объекта собственности. Способы умерщвления на тот период не рассматривались в законодательных источниках как жестокое обращение, а выступали различными приемами и методами повреждения чужого имущества.

Уголовно-правовая охрана животных как части определенного имущественного комплекса собственника сохранялась до начала 30-х годов ХХ века. Только в 1932 г. УК РСФСР 1926 г. был дополнен различными статьями, которые были направлены на охрану общественных отношений в сфере гуманного обращения с животными. Появление рассматриваемых норм было обусловлено историческим процессом коллективизации в целом всей страны, который привел к массовому уничтожению практически всего домашнего скота крестьянами с целью воспрепятствования его передачи колхозам. В дальнейшем в УК РСФСР 1960 г. норма о жестоком обращении с животными была немножко изменении и модернизирована. Данная норма стала охватывать так называемую административную преюдицию.

В УК РФ 1996 г. российским законодателем была предпринята очередная попытка определить под уголовно-правовую охрану отношения, которые были связаны с гуманным обращением с различными видами животными. С введением ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» в главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» данные объекты — животные перестали расцениваться только как объект имущественных прав. В данной введенной норме уже не содержится административной преюдиции, как определенного условия привлечения к уголовной ответственности за данное противоправное посягательство, и присутствуют различные квалифицирующие признаки. Кроме того, иное описание получили такие элементы состава преступления как объективные, так и субъективные признаки исследуемого нами посягательства на животных.

Читайте также:
Лучшие города России для проживания: рейтинг 2021

Таким образом, современное отечественное уголовное законодательство направлено на охрану общественной нравственности, а также принципов гуманного отношения к животным.

  1. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года / Редакция 05.03.1926 // Собрание узаконений РСФСР. — 1926. — № 80. — Ст. 600. (утратил силу)
  2. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1960. — № 40. — Ст. 591.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 3 0 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 30 октября 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 1.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая): по сост. на 29 июля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  5. Памятники русского права. Вып. VII. / Под ред. К. А. Софроненко. — М.: Юридическая литература, 1961. — С. 19.
  6. Российское законодательство X-XX вв. Т. 1. / Под ред. О. И. Чистякова. — М.: Юридическая литература, 1984. — С. 117.
  7. Батуринская Е. А. Жестокое обращение с животными / Е. А. Батуринская // Механизмы защиты прав человека и гражданина в России: материалы научно-практической конференции 28 апреля 2015 г. — Гатчина. — С.-Пб., 2015. — С. 19–23.
  8. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. / Отв. ред. Е. А. Скрипилев — М.: Юридическая литература, 2012. — С. 82.
  9. Бочаров Е. В. Развитие российского уголовного законодательства об ответственности за жестокое обращение с животными / Е. В. Бочаров // Современные вопросы государства, права, юридического образования: Сборник научных трудов по м атериалам X Международной научно-практической конференции (заочной). 22 декабря 2013 г. — Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. — С. 392.
  10. Российское законодательство X-XX вв. Т. 3. / Под ред. О. И. Чистякова. — М.: Юридическая литература, 1985. — С. 372
  11. Швеков Г. В. Первый Советский Уголовный кодекс / Г. В. Швеков. — М.: Юрлитиздат, 1970 — С. 174.
  12. Пушкарев В. Г. Ответственность за посягательства на животный мир в уголовном законодательстве России с 1917 по 1922 годы / В. Г. Пушкарев // Науч. исслед. высш. шк. Тюмень, 2002. — С. 25.
  13. Смирнов В. Т., Шаргородский М. Д. Уголовное право / В. Т. Смирнов, М. Д. Шаргородский / Сорок лет советского права // Сборник Т. 1. — Л.: ЛГУ, 1957. — С. 56.
  14. Богатова Е. В. Развитие отечественного законодательств а об ответственности за жестокое обращение с животными / Е. В. Богатова // Деятельность сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечивающих общественную безопасность: сб. науч. трудов. — Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2011. — С. 92.
  15. Данилова С. И. Особенности квалификации и расследования преступлений, предусмотренных статьей 245 УК РФ / С. И. Данилова // Уголовное право. — 2010. — № 5. — С. 21.
  16. Мирошниченко B. C. Некоторые вопросы квалификации жестокого обращения с животными (ст. 245 УК РФ) / В. С. Мирошниченко // Журнал Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. — № 12. — С. 120.
  17. Кургузкина Е. Б., Саратова О. В. Правовые основы предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с животными / Е. Б. Кургузкина, О. В. Саратова // Вестник Воронежского института МВД России. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2011. — № 1. — С. 20.
  18. Мирошниченко B. C. Социальная обусловленность правовых норм, закрепляющих ответственность за жестокое обращение с животными / В. С. Мирошниченко // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2012. — № 6 (32). — С. 70.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: