Повышение цены на бензин в 2021 году: прогноз и перспективы

В Минэнерго назвали ошеломляюще высокую реальную цену на бензин

По расчетам замглавы Минэнерго Павла Сорокина, о которых он рассказал агентству «Рейтер», бензин мог бы стоить намного больше сегодняшнего ценника, а сдерживают цену на него только усилия власти.

Как работает демпфер цен на бензин в этом году

Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью агентству «Рейтер»рассказал об эффекте работы демпфирующего механизма, сглаживающего колебания цен на бензин вслед за ценами на нефть, и даль оценку того, какие ценники были бы на бензоколонках без этого эффекта.

«Сейчас демпфер компенсирует почти 20 тыс. рублей на тонну бензина, то есть около 15 рублей за литр. На столько выше была бы цена на заправке, если бы не данный механизм», – цитирует Павла Сорокина сайт Минэнерго, где опубликован текст интервью.

Как сообщил Павел Сорокин, сейчас темп роста цен на АЗС близок к темпам инфляции. И если считать по Росстату, то превышение лежит в пределах нескольких десятых процента, а если по ФНС, то — ниже инфляции, если — по мониторингу Минэнерго, то также ниже.

По данным Росстата, на начало августа Аи-92 стоил на АЗС в среднем 45,72 рубля, Аи-95 49,47 рубля. И, отметил замминистра, нерегулируемая цена бензина, по расчетам Минэнерго, должна составлять 60,72 рубля за литр 92-го и 64,47 рубля за литр 95-го. Бензин Аи-98 таким образом мог бы стоить выше 70 рублей за литр – по состоянию на 2 августа его продавали в среднем по 56,53 рубля.

По словам Павла Сорокина, одна из задач власти: «создать условия, чтобы нефтяные компании могли вкладывать дополнительные доходы в инвестиции на долгосрочном горизонте. Основная задача, чтобы эти деньги работали в России и на благо граждан страны».

«Принимаются меры, чтобы обеспечить понижательную динамику оптовой цены для того, чтобы создать достаточность маржи на АЗС, — объяснил заметситель министра. — Для этого и демпфер был откорректирован, что позволило избежать существенного роста цены в опте, вне зависимости от внешнего рынка и роста экспортной альтернативы. Были повышены нормативы биржевых торгов, сейчас дополнительно рассматривается еще добавление по одному процентному пункту на квартал», — констатировал он.

Павел Сорокин также обратил внимание на донастройку демпфера. По его словам, она произошла, потому что до этого демпфер индексировался на 5% в год, а цены росли медленнее, то есть инфляция была ниже. Произошла переиндексация демпфера, что негативно влияло на экономику переработки.

Теперь же произошел возврат демпфера на уровни фактической индексации цен за 2019-2020 годы, что позволило сегменту вернуться в экономически обоснованные параметры и создать доходность и «даже в какой-то степени премиальность» внутреннего рынка. Тем самым, удалось предотвратить переток продуктов с внутреннего рынка на экспорт, — пояснил логику действий властей Павел Сорокин.

Можно заиметить, что, вероятно, не все потребители были обрадованы превращением внутреннего рынка бензина в премиальный. Ведь эту премию платят нефтяным компаниям именно они. Однако достаточно убедителен и Павел Сорокин, в том, что указанная премия теоретически могла оказаться гораздо выше. Правда, вряд ли нашлось бы много согласных ее платить.

Цены на бензин ниже американских, как, впрочем, и доходы

Справедливую цену на бензин определить очень сложно, отмечает ведущий аналитик управления анализа рынков «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. Тем более, если речь идет о России. Данный актив формирует свою стоимость с учетом акцизов, демпферов и прочих налоговых мер. В итоге к рыночному ценообразованию бензин не имеет какого-либо отношения.

Для сравнения, рассказывает эксперт, можно взять среднюю цену бензина в США — около 0,93 доллара, и среднюю цену в мире (с допущениями) около 1,58 доллара. В Москве АИ-95 будет стоить около 0,72 доллара за литр. То есть можно говорить, что в России бензин стоит достаточно дёшево. Американская цена бензина в отечественной валюте, это около 69 рублей. Таким образом, в правительстве справедливо говорят о том, что без усилий властей цена на бензин была бы гораздо выше.

Читайте также:
Вечный учет автомобиля: что это? Плюсы и минусы

Однако в эти расчеты можно внести параметр курса рубля, продолжает Андрей Кочетков. Мы довольно долго привыкали к тому, что цена барреля нефти колеблется в диапазоне 3000-3500 рублей с некоторыми отклонениями. На текущий момент бочка нефти стоит более 5000 рублей. То есть цена на нефть отличается от привычной на 40% и более. Соответственно, курс доллара играет одну из ключевых ролей в формировании бензиновых цен. Укрепление рубля при определённом значении как раз и дало бы нам текущую цену на потребительском рынке. Однако этого не происходит, и лишь различные меры регулирования удерживают бензин от вертикального взлета цены.

Впрочем, считает аналитик, невыгодная для производителей разница периодически сказывается на объемах предложения, а ползучая инфляция топливных цен все равно происходит. Поэтому справедливую цену на бензин можно определять лишь теоретически — величинами, которые снизу ограничены прибылью производителей, а сверху — покупательской способностью, но к реальной рыночной ситуации это не имеет какого-либо отношения. В то же время, уже при сегодняшних ценах можно говорить о появлении экономного поведения у потребителей, заключает Андрей Кочетков.

Сказанное экспертом уместно дополнить сопоставлением, соглсно которым, средний доход населения России в 2020 году составил 35 361 рубль в месяц (около 490 долларов, данные Росстата РФ); в США в текущем году средняя зарплата составляет 984 доллара в неделю, или 4265 долларов в месяц, правда, это до уплаты налогов (данные американского Бюро трудовой статистики). С оговорками по поводу покупательной способности и тех же налогов, разница будет в несколько раз не в пользу доходов россиян.

А все-таки он дорожает

Демпферный механизм был запущен в 2019 году как рыночная альтернатива существовавшим до этого прямым административным ограничениям розничных цен на горючее, напоминает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Он действительно за эти годы показал свою эффективность. Если внутренние цены топлива меньше экспортных, производителям полагается бюджетная компенсация за поставки по стране. Это экономически ограничивает стремление наращивать экспорт в ущерб таким поставкам. В случае же превышения внутренними ценами внешних, нефтяники, наоборот, увеличивают отчисления в казну. Данная практика сглаживает сильные колебания розничных цен, позволяя избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.

В последние месяцы, при резком повышении мировых котировок энергоносителей, данный механизм действительно ограничил рост цен на АЗС. Однако, уверен аналитик, он не является панацеей, способной вовсе предотвратить подорожание. Оно вызвано и наращиванием экспорта, и повышенным весенне-летним спросом на бензин, и общей инфляцией. К 10 августа розничные цены бензина АИ-95 поднялись с начала года примерно на 6%: с 48 до 50,8 руб. за литр. По Аи-92 увеличение составило около 5%: с 43,7 руб. до 45,8.

Сдержать цены на заправках помогает временный запрет на биржевые продажи топлива не производителями, а также на покупки связанными с ними лицами, отмечает аналитик. Он также указал на эффективность ежеквартального повышения нормативов продажи бензина на бирже его производителями, о чем говорил замглавы Минэнерго: его повышение с 11% до 12% окажет сдерживающее воздействиие на рост розничных цен.

Кроме того, подтверждает Пётр Пушкарёв, взлет нефтяных цен приостановился. Осенью подойдет к концу традиционный автомобильный сезон, а через некоторое время и сельхозсезон. Выходят из ремонта ряд НПЗ. Поэтому вероятно, предполагает аналитик, что рост цен бензина за год будет выше общей потребительской инфляции, но все же не превысит 11-12%. По Аи-95 цены к концу года могут оказаться на уровне 53-54 руб. за 1 литр, по Аи-92 — 46-47 руб, прогнозирует он.

Читайте также:
Страховые выплаты в связи с выбросом газа сероводорода в пресненском районе Москвы

Насколько еще вырастут цены на бензин до конца года и как на это влияет госрегулирование

Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.

По данным Росстата, с 10 по 16 августа цены на бензин выросли в 74 регионах РФ. Сильнее всего, полагают в ведомстве, он подорожал в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно.

Самый дорогой бензин — в Анадыре. Здесь литр топлива стоит 61,35 рубля. В среднем в Дальневосточном федеральном округе цена литра бензина сейчас — 52,09 рубля, в Северо-Кавказском50,47 рубля, в Южном49,76 рубля. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах литр топлива в среднем стоит 48,93 рубля, в Уральском48,37 рубля, в Сибирском47,28 рубля. По сравнению с аналогичным периодом, 2020 года стоимость бензина в России выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.

Впрочем, официальная статистика, видимо, не вполне отражает происходящее, потому что власти ряда регионов уже пытаются самостоятельно предпринимать какие-то действия для стабилизации. Неделю назад правительство Курганской области обратилось в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить обоснованность решения производителей, трейдеров или поставщиков о повышении цен на газ. В соцсетях жители региона писали, что цены на газ на автозаправках у них буквально за неделю выросли с 22,5 до 34 рублей за литр. Также в ФАС обратился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, здесь, по данным с мест, цены на топливо выросли на 11,6% за неделю.

Ключевое звено в ценообразовании — биржа

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

Читайте также:
Как безопасно купить квартиру на вторичке или в новостройке: важные советы

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Курс рубля и увеличение акцизов

«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка. Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний. Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.

Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.

С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар. По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю». Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.

Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.

По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится.

«Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее», — отмечает аналитик НТС.

Он полагает, что вся эта сложная конструкция предназначена лишь для того, чтобы «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке».

Другой парадокс в том, что все это завязано на оптовый рынок, хотя Санкт-Петербургская биржа «не является пространством, где реализуется значительный объем топлива».

«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов. Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.

Прогноз по поводу цены на топливо

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Читайте также:
Парковки могут признать объектом недвижимости

Как происходящее касается заправок

Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.

По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании. «Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2018 года. Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов.

Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.

С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».

И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.

«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.

Новости Москва

13.01.2021

Новости , Кратко , Популярное

Абсурдная система и сказки о дешевом бензине: экономисты оценили, насколько подорожает топливо в 2021 году

В 2021 году россиян ждет очередное планомерное повышение цен на бензин, что заложено в созданной правительством РФ «рыночной» системе, при которой автомобильное топливо дорожает, несмотря ни на что. Как отмечают экономисты, власти осознанно перекладывают фискальное бремя на потребителей. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», шла речь сегодня на пресс-конференции в Москве.

Как считает председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов, розничные цены на бензин будут планомерно повышаться и к концу 2021 года и при «базовом сценарии» вырастут на 2,5%. «В России цена на бензин индексируется на 1,5 процентных пункта ниже, чем уровень инфляции по Росстату. Пока небольшой люфт между оптовыми и розничными ценами не очень приятный и мало кому дает позитивное восприятие, но он сохраняется, поэтому ждать стремительного роста цен не стоит. Пока ситуация более-менее спокойная, примерно на уровне инфляции», – сказал он.

Читайте также:
Как не пойти в армию, используя право на отсрочку: история от читателя сайта

При этом Баженов отметил, что общая конъюнктура на рынке складывается неблагоприятно. «Если мы говорим об оптовом сегменте, то цены растут уже сейчас. Акцизы выросли на 4% – мы говорим о товарном бензине и о дизельном топливе. Повышение будет и в следующем году, все это уже сейчас заложено в Налоговый кодекс. С 2014 года акцизы растут постоянно. Еще одна причина роста цен – демпфирующий механизм, который в 2020 году работал как налог на кризис. Предполагалось, что он будет балансировать цены, связанные с динамикой внешней конъюнктуры, но на деле он превратился в странный механизм, когда нефтяные компании получают субсидии, когда у них все хорошо, и вынуждены платить допсредства, когда у них все плохо. Получается какая-то парадоксальная ситуация. Производство в 2020 году не было рентабельным», – пояснил председатель правления Независимого топливного союза.

В этой связи Баженов также обратил внимание, что тревожным звонком стало отсутствие традиционного декабрьского падения цен. «Несмотря на то, что наблюдается сезонное повышение спроса, предложение повышается значительно, потому что компании продают излишки. В декабре обычно цены падают. Но тут в конце года нарисовался рост цен на нефть. В результате экспортировать стало выгодно. И излишки стали уходить на экспорт вот и все», – констатировал он, подчеркнув, что дисбаланс, при котором нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, также заложен в нынешней системе.

Член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский, также выступавший на пресс-конференции, считает, что российские власти довели ситуацию с энергоресурсами до абсурда. «Мы живем в каком-то дурдоме. Постоянно слышим заявления руководства страны о том, что они не допустят роста цен на бензин. Но топливо постоянно дорожает. Основная проблема этого безумного роста – это внутренняя политика государства. С 2014 года началось повышение акцизов на подакцизные товары и НДПИ, а экспортные пошлины планово снижаются и к 2024 году они должны обнулиться. Власти осознанно перекладывают фискальное бремя с экспортеров и зарубежных потребителей энергоносителей на внутреннего потребителя – россиян, бизнес, сельское хозяйство и т.д. Теперь у нас бензин и дизель дорожает, независимо от ситуации на нефтяном рынке. Мы добились стабильности – стабильного роста», – пояснил Жуковский. «Я обожаю слушать чиновников – большей безграмотности сложно найти. Сказки о том, что в России низкие цены на энергоносители – это от незнания основ экономического подсчета. В России цены и на нефть, и на газ, и на дизель, и на электричество в пересчете либо на паритет покупательной способности, либо по соотношению к реальным располагаемым доходам – одни из самых высоких в мире», – констатировал экономист.

Жуковский также отметил, что в России на заработную плату в 45 тысяч рублей можно купить 880 литров бензина, что значительно меньше, чем в целом ряде государств. «Норвегия – страна с безумно дорогим бензином. Но у них на среднюю зарплату можно купить 1850 литров. В загнивающей бездуховной Америке, которая, судя по нашему телевизору, скоро рухнет – 3600 литров. Германия – 2500 литров», – заключил эксперт.

Москва, Александра Быстрицкая

Москва. Другие новости 13.01.21

«Британский» штамм коронавируса в России обезврежен: единственный пациент уже выздоровел. / В московском регионе объявлено штормовое предупреждение. / Снова стреляют: власти Нагорного Карабаха заявили о грубом нарушении перемирия. Читать дальше

Читайте также:
Доверенность на вождение автомобиля: образец, как оформить, когда нужна

Рост цен на бензин в августе 2021, топливный кризис: почему подорожал бензин в России, что произошло

Повышение цен в стране уже давно беспокоит россиян. Несмотря на то, что правительство утверждает, что скачки в стоимости товара находятся в рамках прогнозируемой инфляции, понятно, что на некоторые товары и продукты сдержать рост цены становится невозможно. Правительство предпринимает разные решения – запрет на экспорт некоторых культур, установление фиксированной стоимости на определенные продукты питания, такие как сахар и соль и другие федеральные программы регулирования. Это касается и ценообразования на нефть – Госдума уже устанавливала порядок его стоимости, но резкого повышения избежать не удалось. Почему подорожал бензин, и как с этим будут бороться?

Вновь подорожал бензин – насколько выросла цена в августе 2021 года

Жители России бьют тревогу – 13 августа случилось историческое повышение цены на бензин – за литр в среднем в крупных городах нужно заплатить почти 46 рублей за АИ-92, а за АИ-95 и вовсе почти 51 рубль.

За тонну сейчас нужно заплатить 58456 и 59346 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно – это действительно рекордная цена.

Оптовая же стоимость за 8 месяцев текущего года выросла на 15%, а розничная на 5%. Только за первую неделю августа средний рост цены на бензин составил тринадцать копеек.

Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.

В Новосибирске отмечают неприятную тенденцию к удорожанию не только бензина, но и газа. При этом очевидцы отмечают, что такой скачок произошел за последние 2 недели.

Причины подорожания бензина в августе 2021 года – ключевые факторы

Эксперты сейчас выделяют несколько важных причин, по вине которых могло произойти такое резкое повышение цены на топливо:

  • Пандемия спровоцировала большой спрос на энергоносители, повышение цен на сырье – баррель нефти сейчас стоит рекордные 76 долларов.
  • Банки установили завышенные показатели выпуска ценных бумаг.
  • Увеличился спрос на внутренний туризм, а, следовательно, и на топливо.
  • Началась посевная кампания, которая тоже требует больших топливных ресурсов.
  • Остановили производство несколько крупных нефтеперерабатывающих производств в связи с ремонтом.
  • Изменился курс доллара и ставки пошлин на вывоз нефти.
  • Необходимость пополнения федерального бюджета.

Скорее всего, повышение стоимости топлива не остановится, а будет только усугубляться. Вслед за ним ожидается и рост цен на продукты и товары первой необходимости. Особое опасение у экспертов вызывает послевыборный период, когда у правительства не будет стимула что-то предпринимать по урегулированию этого вопроса.

Будет ли федеральный запрет на экспорт топлива в России – пути решения проблем

Решение о запрете вывоза бензина за пределы России было озвучено еще в июле. Предполагалось, что это стабилизирует ситуацию на заправочных станциях, и удержит рост стоимости в пределах инфляции. Но, очевидно, такая мера нанесла бы большой урон переработчикам нефти, и от данной меры на тот момент было принято решение отказаться.

Сейчас вопрос стал вновь актуальным, но запрет на экспорт является крайней мерой, к которой прибегнуть в последний момент.

Пока эксперты видят два решения проблемы:

  • Распечатать запасы, которые были накоплены в резерве, и увеличить их продажи на бирже.
  • Быстрое увеличение темпов производства топлива для местного и экспортного использования.

Если же данные способы урегулирования цены не сработают, правительству придется применять и экстренные меры, такие как запрет вывоза бензина за границу.

Читайте также:
Список безвизовых стран для россиян 2021: с морем, европейские, недорогие

Вице-премьер Александр Новак старается поддерживать оптимизм у россиян – он отметил, что уже наметилось возможное понижение цены на бирже, а это значит, что ситуация может стабилизироваться и без крайних мер.

Проще перейти на газ – СПГО предлагает упростить процесс перехода

Регистрация автомобилей, которые переведены на газовое оборудование в России очень непростая. Союз предприятий газомоторной отрасли предложили ее упрощение, так как в связи с резким подорожанием бензина переход на газ может стать актуальным.

Представители СПГО отмечают, что в 2021 году наблюдается резкий спад спроса на переоборудование – в сравнении с 2019 годом число увеличилось в 10 раз. Причиной вполне могло стать трудности в переоформлении бумаг на автотранспорт.

С 1 июля введены новые требования, в соответствии с которыми автомобиль, переоборудованный на ГБО, подлежит обязательному осмотру аккредитованной испытательной лабораторией, которых по стране всего 25 штук.

Соответственно, нехватка экспертов стала острой проблемой, которая может затянуть оформление автомобиля на несколько месяцев.

Инициаторы же призывают отказаться от нововведений, и упростить переход до минимума.

Топливный баланс: как могут измениться цены на горючее в России до конца 2021 года

В 2020 году цены на бензин марки АИ-92 в России выросли примерно на 2%. Об этом в понедельник, 11 января, заявил заместитель председателя правительства страны Александр Новак.

«Рост цен на 92-й бензин в России в 2020 году составил около 2%, что существенно ниже темпов инфляции», — приводит ТАСС слова вице-премьера.

Согласно оценке Росстата, по итогам 2020 года инфляция в России составила 4,9%. При этом с 9 января по 28 декабря стоимость топлива АИ-92 в среднем по стране увеличилась на 2,2% (до 43,28 рубля за литр), цены на горючее АИ-95 поднялись на 2,7% (до 47,04 рубля), а дизельное топливо подорожало на 1,5% (до 48,74 рубля).

Как полагает Александр Новак, в 2021 году темпы удорожания бензина по-прежнему будут оставаться ниже инфляции, которая, по прогнозу Центробанка, составит 3,5—4%.

Вице-премьер также добавил, что правительство и Минэнерго держат на особом контроле ситуацию с ценами на топливо как на оптовом, так и на розничном рынках. При этом, подчеркнул Новак, рост стоимости горючего на российских АЗС удаётся сдержать за счёт специального компенсирующего механизма — демпфера.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году (на 9,4%) правительство России договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Такой механизм позволяет избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей, рассказал RT исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

«Если по результатам мониторинга в каких-либо регионах наблюдается резкое удорожание горючего, то компетентные органы оперативно проводят проверки и выявляют причины роста цен. Вкупе с демпфером такая политика даёт возможность сохранять стабильную стоимость горючего на внутреннем рынке», — добавил Тузов.

Отметим, что в ближайшие месяцы аналитики прогнозируют рост оптовых цен на бензин в России. Во многом специалисты объясняют это удорожанием нефти на мировом рынке. Так, с начала 2021 года котировки сырья эталонной марки Brent выросли примерно на 10% и сейчас находятся в диапазоне $55—56 за баррель.

Читайте также:
Детское пособие до 18 лет: кому положено, как оформить, какая сумма

«Благодаря росту нефтяных цен производителям вновь стало выгоднее продавать топливо на экспорт. В результате предложение на внутреннем рынке сокращается, а внутренние цены на горючее начинают расти», — объяснил RT исполнительный директор Klopenko Group Дмитрий Иванов.

Так, 11 января в ходе первых торгов 2021 года оптовая цена бензина АИ-92 выросла сразу на 4,2% — до 49,6 тыс. рублей за тонну, а горючее АИ-95 подорожало на 3,2%, до 50,7 тыс. рублей за тонну. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

«Длинные праздники сыграли злую шутку с оптовыми производителями: наши трейдеры ушли на каникулы, когда цена на нефть находилась в диапазоне $51—52 за баррель, а сейчас показатель превышает $55. В результате игроки были вынуждены оперативно отыгрывать изменения, что и привело к росту стоимости горючего в опте», — объяснил RT аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

Между тем наблюдаемый рост биржевых цен носит временный характер, считают специалисты Минфина. Согласно сообщению ведомства, удорожание горючего на бирже удастся сгладить в течение одного-двух месяцев за счёт действия демпфирующего механизма.

Более того, как отметил Андрей Гордеев, на биржах приобретают топливо небольшие независимые компании с невысокой долей на рынке, в то время как основной объём продают крупнейшие производители. На этом фоне динамика биржевых цен на топливо в России оказывает лишь незначительное влияние на стоимость бензина в рознице, подчеркнул эксперт.

По мнению шеф-аналитика ГК «ТелеТрейд» Петра Пушкарёва, вне зависимости от нефтяных котировок российские производители топлива не станут резко повышать цены на горючее. Как пояснил эксперт, в противном случае власти могут сократить экспортные квоты и тем самым ограничить вывоз топлива за рубеж.

«По этой причине независимо от того, будут ли цены на бензин в Европе и Азии высокими или низкими, в России удорожание горючего будет ориентировочно в рамках прошлогодних 2% или 3%», — отметил Пушкарёв в разговоре с RT.

Почему дорожает бензин?

Вслед за восстановлением мировой экономики растет и спрос на сырье, а также на бензин. В июле 2021 года оптовые цены на бензин в России достигали рекордных значений, а в августе они по-прежнему находятся на уровнях близких к максимальным.

Finam.ru рассказывает, почему дорожает бензин, и как российское правительство борется с ростом бензиновых цен.

Власти решили не принимать кардинальных мер для регулирования цен на бензин

Рекордных значений цена бензина А-92 достигала 22 июля – 57,5 тыс рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Во вторник, 10 августа, она по-прежнему близка к максимуму и составляет 57,2 тыс рублей за тонну.

Высокие бензиновые цены привлекли внимание властей, и в понедельник, 9 августа, заместитель председателя правительства Александр Новак провёл совещание с представителями нефтяных компаний и исполнительных органов власти, а также с экспертами отрасли. Они обсудили ситуацию на рынке и приняли меры для снижения биржевых цен на бензин. Новак отметил, что правительство рассчитывает на скорое понижение оптовой стоимости бензина на бирже, поэтому радикальных мер для сдерживания, таких как запрет экспорта нефтепродуктов, пока вводить не будет. Однако этот вариант всё еще возможен, если ситуация с бензиновыми ценами на внутреннем рынке продолжит ухудшаться.

Среди принятых мер по сдерживанию цен: увеличение объема биржевых торгов бензином на 5 тыс тонн в сутки. В июле на бирже продавали 28-26 тыс тонн бензина в сутки. Объем предложили увеличить за счет накопленных запасов топлива. Для бесперебойного и сбалансированного обеспечения рынка бензином Новак поручил Минэнерго скорректировать график ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, топливо могут временно запретить продавать на бирже не производителям.

Читайте также:
Выплаты пассажирам при ДТП

Новак также отметил, что розничные цены на бензин остаются в пределах инфляции, которая в России находится на уровне 6,5%. При этом в июле 2021го экспорт российского бензина снизился на 14,6% по сравнению с июлем 2020 года.

Россиянам предложили ездить экономнее

Подорожание бензина бьет и по кошельку водителей, поэтому им уже посоветовали сменить манеру вождения. В интервью радио Sputnik вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин поделился секретами, как сэкономить на топливе.

Автоэксперт считает, что можно перевести автомобиль на газ вместо бензина, установив специальное оборудование, которое окупится со временем. Шапарин также рекомендовал водителям ездить аккуратнее: отказаться от резких стартов и торможений, которые увеличивают потребление топлива, и не превышать скорость 120 км/ч (разрешенная скорость – 130 км/ч). По мнению специалиста, скорость выше названной приведет к тому, что авто придется чаще заправлять бензином, останавливаясь на АЗС и теряя время и деньги.

Почему дорожает бензин, и что будет с ценами дальше?

Эксперты сходятся во мнении, что рост бензиновых цен – мировой тренд. Бензин дорожает вслед за глобальными ценами на нефть, спрос на которую вырос после пандемии.

Сергей Кауфман, аналитик ФГ “ФИНАМ”, называет основные причины роста цен на бензин: сильный спрос в сезон отпусков на фоне высокой активности внутреннего туризма, ремонт на ряде НПЗ и рост экспортных цен.

“Основной рост приходится на оптовые цены, а в рознице стоимость бензина увеличивается темпами, близкими к инфляции. Сейчас правительство активно следит за динамикой цен, как в рознице, так и в опте. В случае ухудшения ситуации, вероятно, будет введён запрет на экспорт бензина, что, по закону спроса и предложения, неизбежно приведёт к снижению биржевых цен. Пока что правительство на фоне приостановки роста биржевых цен в последний месяц ограничилось более мягкими мерами – запретом на продажу бензина трейдерами и рекомендацией по увеличению объёмов торгов бензином на 5000 тонн в сутки (в июле объём торгов составлял 28 000 – 36 000 тонн в сутки). На наш взгляд, совокупность данных мер вместе с концом сезона отпусков, завершением ремонта НПЗ и небольшой коррекцией цен на нефть в мире могут привести к снижению оптовых цен на бензин в пределах 5-10% на горизонте нескольких месяцев. Розничные цены пока продолжат рост темпами, близкими к инфляции, так как в текущих условиях ряд независимых АЗС всё ещё остаются убыточными”, – говорит эксперт.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Правительство поменяет формулу цены на бензин с 1 мая

На совещании у вице-премьера Александра Новака 15 марта профильные ведомства и топ-менеджеры крупных нефтяных компаний договорились, что корректировка демпферного механизма, от которого зависит цена на бензин на внутреннем рынке, вступит в силу с 1 мая.

Демпферный механизм работает так: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной (не должна превышать темпы инфляции), поэтому рентабельность АЗС сильно упала и нефтяники просили ее изменить.

Читайте также:
Что делать, если банкомат выдал фальшивую купюру?

«Мы видим, что [демпферный] механизм в текущих макроэкономических условиях при текущем курсе и при повышении цен на нефть на мировых рынках частично потребовал корректировки. В правительстве был проработан этот вопрос», — заявил по итогам совещания Новак (его слова приводятся в сообщении пресс-службы правительства).

По словам Новака, Минфин сейчас готовит соответствующий законопроект о корректировке демпфера. «Планируется, что этот механизм заработает с 1 мая 2021 года с целью сохранения маржинальности в рознице и стабильности цен на АЗС», — добавил вице-премьер. Еще месяц назад Минфин был готов внести корректировки в демпферный механизм только начиная с 2024 года.

РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

В конце января предправления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил индексировать индикативную цену в демпфере в пределах инфляции, а не на 5%, как сейчас предусмотрено этим механизмом. «Речь идет о том, чтобы индексировать демпфер, но не на 5% в год, как сейчас. Если розничные цены растут на 1,5–2%, то проводить индексацию [индикативных цен] нужно в том же размере», — сказал тогда он. На совещании у Новака и еще одного вице-премьера Дмитрия Григоренко 10 марта это предложение, по сути, было поддержано. На нем было решено «откорректировать» цену внутреннего рынка, заложенную в формуле демпферного механизма, на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019–2020 годах, сообщала пресс-служба правительства.

Но тогда не уточнялось, в какие сроки и на какую сумму будет откорректирован демпферный механизм. На совещании у Новака 15 марта обсуждалось снижение индикативной цены на бензин в формуле демпфера на 2,7 тыс. руб. за тонну, сказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания. С 2021 года она была увеличена на 5%, до 56,3 тыс. руб. Так что теперь речь идет о снижении почти на те же 5%, до 53,6 тыс. руб. за тонну.

«Взамен правительство попросило нефтяников увеличить продажи топлива на бирже, чтобы снизить оптовые цены и удержать розничные в пределах инфляции», — добавил собеседник РБК. В перспективе рост базовой цены в формуле демпфера должен происходить на том же уровне, что и цены на бензин в рознице ежегодно, отметил он.

Снижение индикативной цены для расчета демпфера на 2,7 тыс. руб. на тонну почти соответствует расчетному отставанию розничных цен на бензин от индексации индикативной цены в 2019–2020 годах, которое составило 3,3 тыс. руб., говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его словам, при корректировке индикативной цены с 1 мая компенсации нефтяникам увеличатся на 42 млрд руб. до конца года. «Это позволит восстановить баланс на рынке при удержании темпов роста цен АЗС на бензин в пределах инфляции потребительских цен», — сказал он.

Изменения демпфера, предложенные правительством, — это разумный компромисс для всех, заявил РБК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Если корректировки вступят в силу в мае и нефтяники выполнят условия договоренностей, то это должно помочь рынку топлива удержать стабильность. Но увеличивать объем продаж бензина на бирже нужно уже сейчас, не дожидаясь мая», — сказал он. По его словам, сейчас оптовые цены на бирже, достигшие рекордов за много лет, «критические» — при закупках по таким ценам маржа на АЗС просто отсутствует.

РБК направил запросы в пресс-службы «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: