Проект закона о концертной деятельности и зрелищно-развлекательных мероприятиях 2021: чего ожидать?

Что ждет СМИ и организаторов зрелищных мероприятий после принятия нового законодательства о возрастных маркировках? – отвечают юристы

Проект Федерального закона №978471-7 «О внесении изменений в статью 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят Государственной Думой РФ в третьем (заключительном) чтении 19 мая 2021 г. О том, что ждет в связи с этим организаторов зрелищных мероприятий и СМИ, по просьбе InterMedia рассказывают Event-Юристы.

Согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», продукция средств массовой информации должна сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, в том числе знаком информационной продукции. Одна из статей нового законопроекта декларирует пресечение возможного необоснованного привлечения редакций средств массовой информации к административной ответственности, когда требования к возрастной маркировке нарушены в анонсах мероприятий, определяя, что ответственность в таких случаях будут нести организаторы мероприятия.

За нарушение «установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, и опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции», создатели законопроекта предлагают привлекать организаторов к административной ответственности по ч. 2 и 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ.

Как поясняют авторы инициативы, ранее в законодательстве отсутствовали требования в отношении анонсов, и на СМИ не распространялись особые положения КоАП РФ об освобождении их от административной ответственности за некорректную возрастную маркировку публикации, если она размещалась по заказу третьего лица (в данном случае – организатора мероприятия). Следствием этого стали неоднократные жалобы средств массовой информации «о применении Роскомнадзором санкций в случаях, когда организатор зрелищного мероприятия предоставлял для публикации данные, не соответствующие категории зрелищного мероприятия, за что редакции средств массовой информации привлекались к административной ответственностиСогласно данным Роскомнадзора, с начала 2018 года в отношении юридических и должностных лиц было составлено 302 протокола об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований о возрастной маркировке информационной продукции. Судами было вынесено 130 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 550 тысяч рублей».Об этом говорится в Пояснительной записке к проекту.

При этом необходимо отметить, что:

1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.04.2021) “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, термин “зрелищное мероприятие” определен крайне широко – “демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий”.

2. Ни в самом законопроекте, ни в иных федеральных законах не приводится определение понятия «анонс мероприятия». Соответственно, под правовое регулирование будут формально подпадать любые сообщения, «публичные оповещения, объявления» (Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012). Современное определение термина “Анонс” следующее: (фр. annonce — публичное оповещение) — предварительное оповещение о каком-либо событии (концерте, спектакле, показе кинофильма, выпуске книги или компьютерной программы и так далее). Может быть в виде афиши, статьи в СМИ или объявления по телевидению или радио. Наряду с собственно объявлением о событии в анонсе обычно упоминаются основные сведения о событии (аннотация к фильму, программа концерта). Структура анонса:

1. сообщение о точной дате;
2. сообщение о точном времени;
3. сообщение о точном месте;
4. краткое изложение сути события;
5. предположение об аудитории данного события;
6. способ попадания на событие (где приобрести билет);
7. название телеканала, на котором будет вещание. (если это телеанонс)”.

3. В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении анонса зрелищных мероприятий используется словосочетание «афиши и иные объявления о проведении зрелищного мероприятия»(часть 6 статьи 11, часть 3 статьи 12). Столь широкая формулировка в свете текущих изменений может побудить СМИ перестраховываться и размещать знак возрастной маркировки во всех публикациях, где тем или иным образом упоминаются предстоящие мероприятия.

4. В части 3 статьи 12 Закона указано, что “размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия”. С вступлением в силу изменений эта норма де-юре распространяется на любые материалы, которые могут быть квалифицированы как анонсы. В большинстве случаев размещение в текстовом (печатном или электронном) анонсе знака такого размера невозможно практически, либо приведет к значительным финансовым потерям для СМИ.

Комментарий главного редактора Информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова:

Несомненно, законодатели руководствовались лучшими побуждениями и не планировали усложнять жизнь организаторам мероприятий и СМИ, но факт остается фактом – очередной закон, затрагивающий сферу культуры, готовится и принимается без учета мнения её непосредственных участников. Результат налицо – в крайне сложной и важной для общества сфере вводятся всё новые бессистемные нормы и невнятные термины, нарастает неопределенность и путаница. Чего стоит одно только определение “зрелищного мероприятия” как “демонстрации информационной продукции.. на мероприятиях”, что элементарно не соответствует даже нормам русского языка, не говоря уж о логике. Новый закон открывает широкие возможности для административного произвола и может усложнить жизнь как организаторам мероприятий, так и СМИ – при этом в свете грядущего распространения статуса СМИ на пока ещё вольные блоги и аккаунты в соцсетях последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Читайте также:
Совместное завещание супругов в России: новый закон

О проведении массовых мероприятий в связи с пандемией COVID-19

Новое:
Изменения в проведении массовых мероприятий в Москве в соответствии с Указом мэра Москвы от 9 июля 2020 года № 77-УМ

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вступают в силу 07.06.2020).

Согласно п. 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1.3597-20), к мероприятиям, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, относится ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 действуют до 01.01.2021.

Означает ли п. 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20, что до 01.01.2021 на территории России запрещено проведение любых массовых мероприятий?

Ответ

Согласно п. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В тоже время СП 3.1.3597-20 не содержит безусловного запрета на проведение всех массовых мероприятий для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории России.

Согласно п. 1.1. СП 3.1.3597-20, данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий , проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) является мероприятием, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции и относятся к противоэпидемическим мероприятиям в отношении COVID-19 (раздел IV. СП 3.1.3597-20).

Согласно п. 4.1. СП 3.1.3597-20, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом ограничение или отмена проведения массовых мероприятий согласно СП 3.1.3597-20 организуется территориальными органами Роспотребнадзора совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно они решают ограничить массовые мероприятия или отменить полностью на конкретной территории с учётом эпидемиологической ситуации.

Следовательно, по нашему мнению, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 не вводят обязательного общероссийского запрета на проведение массовых мероприятий до 01.01.2021, но они указывают на то, что данный запрет может быть введён в качестве противоэпидемического мероприятия в отношении COVID-19.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 начинают действовать с 07.06.2020. Их практическое применение, на наш взгляд, возможно путём установления в нормативном акте субъекта Российской Федерации прямого запрета (ограничения) на проведение массовых мероприятий. Например, как это сделано сейчас в Москве, где массовые мероприятия запрещены Указом Мэра Москвы до 14.06.2020.

Ещё одним вариантом практической реализации СП 3.1.3597-20 может явиться отказ компетентных органов в согласовании массовых мероприятий со ссылкой на позицию Роспотребнадзора, либо существенное изменение их формата.
В дополнение также отметим, что о возможности проведения массовых мероприятий в 2020 году свидетельствует и анонсированное 26.05.2020 Президентом России проведение парада победы 24.06.2020 и шествия «Бессмертного полка» 26.07.2020.

Смотрите также: Запрещено ли проведение на территории города Москвы частных мероприятий (корпоративы, свадьбы, юбилеи и т.д.) в связи с COVID-19?

Подпишитесь на рассылку новостей законодательства в связи с COVID-19
Подписаться

Читайте другие статьи раздела “Аналитика законодательства COVID-19”
Читать

Указ мэра Москвы от 22 июня 2021 года № 35-УМ “О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ”

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 “О правовых актах города Москвы”:

1. Внести изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ “Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности” (в редакции указов Мэра Москвы от 22 июня 2020 г. № 74-УМ, от 9 июля 2020 г. № 77-УМ, от 3 сентября 2020 г. № 89 -УМ, от 25 сентября 2020 г. № 92 -УМ, от 29 сентября 2020 г. № 93-УМ, от 29 сентября 2020 г. № 94-УМ, от 1 октября 2020 г. № 96-УМ, от 6 октября 2020 г. № 97-УМ, от 14 октября 2020 г. № 100 -УМ, от 15 октября 2020 г. № 101-УМ, от 28 октября 2020 г. № 103-УМ, от 5 ноября 2020 г. № 106-УМ, от 10 ноября 2020 г. № 107-УМ, от 13 ноября 2020 г. № 109-УМ, от 17 ноября 2020 г. № 110-УМ, от 26 ноября 2020 г. № 114-УМ, от 2 декабря 2020 г. № 116-УМ, от 29 декабря 2020 г. № 127-УМ, от 14 января 2021 г. № 1-УМ, от 21 января 2021 г. № 3-УМ, от 27 января 2021 г. № 5-УМ, от 5 февраля 2021 г. № 7-УМ, от 5 марта 2021 г. № 13-УМ, от 12 июня 2021 г. № 29-УМ, от 16 июня 2021 г. № 32-УМ, от 18 июня 2021 г. № 33-УМ):

Читайте также:
Список телефонов, поддерживающих NFC

1.1. Пункт 17 указа признать утратившим силу.

1.2. Пункт 18 указа изложить в следующей редакции:

“18. Установить, что с 22 июня 2021 г.:

18.1. При проведении концертных, развлекательных, зрелищных, спортивных мероприятий запрещается посещение гражданами зон, не предусматривающих организацию посадочных мест (фан-зон, танцполов и иных подобных мест), вне зависимости от количества одновременно присутствующих посетителей.

18.2. Приостанавливается посещение гражданами концертных, развлекательных, зрелищных, спортивных мероприятий с одновременным присутствием более 500 человек.

18.3. Ограничения, установленные пунктами 18.1, 18.2 настоящего указа, не применяются при условии соблюдения организациями, индивидуальными предпринимателями требований, установленных пунктом 23 настоящего указа.

18.4. Театрам, кинотеатрам вне зависимости от количества одновременно присутствующих посетителей, организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим проведение концертных, развлекательных, зрелищных, спортивных мероприятий с одновременным присутствием до 500 человек (включительно), рекомендуется обеспечить их проведение с соблюдением требований, аналогичных требованиям, установленным пунктом 23 настоящего указа.”.

1.3. В абзаце первом пункта 19 указа слова “29 июня” заменить словами “27 июня”.

1.4. Дефис четвертый абзаца первого пункта 20 указа изложить в следующей редакции:

“- направления уведомления о начале (прекращении) участия в эксперименте по адресу электронной почты immune@mos.ru или с использованием портала i.moscow в информационно -телекоммуникационной сети Интернет с указанием полного наименования организации (фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), основного государственного регистрационного номера (ОГРН), даты начала (прекращения) участия в эксперименте.”.

1.5. Указ дополнить пунктами 21 – 25 в следующей редакции:

“21. Установить, что с 22 июня 2021 г.:

21.1. Продлевается приостановление:

– посещения детских игровых комнат;

21.2. Продлевается приостановление в период с 23.00 до 6.00 проведения зрелищно-развлекательных мероприятий в ночных клубах, барах, на дискотеках, в караоке.

21.3. Продлевается ограничение на использование объектов городской инфраструктуры, в том числе детских, спортивных площадок, беседок и иных объектов, предметов и оборудования, с которыми могли контактировать иные лица (за исключением скамеек и иных подобных объектов), при посещении территорий общегородского значения, указанных в приложении 1 к настоящему указу.

22. Установить, что с 28 июня 2021 г. приостанавливается оказание гражданам услуг общественного питания, за исключением оказания услуг общественного питания путем продажи товаров, обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений предприятий с обеспечением соблюдения социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки, доставки заказов, а также иных случаев, предусмотренных настоящим указом.

23. Установить, что с 28 июня 2021 г. деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей, предусмотренная пунктами 18.1, 18.2, 22 настоящего указа, осуществляется при условии соблюдения следующих ограничений:

23.1. Наличие у всех посетителей QR-кода, оформленного в соответствии с настоящим указом.

При этом допускается нахождение посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых оказываются соответствующие услуги, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).

23.2. Обеспечение проведения проверки действительности QR-кода, предъявляемого посетителем, путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно -телекоммуникационной сети Интернет, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг “Госуслуги.Стопкоронавирус”, приложений “Госуслуги Москвы”, “Моя Москва”, “Помощник Москвы”, и соответствия инициалов и даты рождения посетителя, содержащихся в QR-коде, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность такого гражданина.

23.3. Установление пунктов контроля и дополнительных ограждений в целях недопущения нахождения посетителей, не имеющих QR-кода.

23.4. Обязательное использование всеми работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), за исключением актеров, артистов, музыкантов и иных подобных профессий.

23.5. Направление с 22 июня 2021 г. уведомления о начале (прекращении) осуществления деятельности (за исключением оказания услуг в фудкортах) с соблюдением ограничений, установленных пунктом 23 настоящего указа (далее – осуществление деятельности), с использованием портала i.moscow с указанием:

– полного наименования организации (фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя);

– идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

– основного государственного регистрационного номера (ОГРН);

– адреса каждого места осуществления деятельности;

– названия (при наличии) и типа (вида) объекта в отношении каждого места осуществления деятельности;

– контактов организации, индивидуального предпринимателя (адрес электронной почты и телефон);

– даты начала (прекращения) осуществления деятельности в отношении каждого места осуществления деятельности.

Консультации по вопросам направления уведомлений осуществляются по телефону +7 (495) 197-97-77 и на портале i.moscow в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

23.6. Включение в Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с соблюдением ограничений (далее – реестр).

Реестр является публичным и размещается на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, официальном сайте Департамента торговли и услуг города Москвы и на портале i.moscow в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Порядок ведения реестра устанавливается Департаментом торговли и услуг города Москвы.

23.7. В отношении деятельности по организации общественного питания в фудкортах в реестр включается соответствующий фудкорт, а также организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие в нем услуги общественного питания, по результатам проведения проверки на предмет соблюдения ограничений, установленных пунктом 23 настоящего указа, на основании заявки собственника здания, строения, сооружения (помещения в нем), в котором расположен фудкорт.

Читайте также:
Будет ли совершеннолетие в России наступать с 21 года?

Порядок проведения такой проверки и включения (исключения) в реестр устанавливается Департаментом торговли и услуг города Москвы по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.

24. В случае выявления фактов несоблюдения организацией, индивидуальным предпринимателем ограничений, установленных пунктом 23 настоящего указа, такая организация, индивидуальный предприниматель подлежат исключению из реестра.

Организации, индивидуальные предприниматели, которые исключены из реестра в соответствии с настоящим пунктом, подавшие заявку на повторное включение в реестр, включаются по результатам проведения проверки на предмет соблюдения ограничений, установленных пунктом 23 настоящего указа, не ранее чем через 30 календарных дней со дня исключения из реестра.

25. Установить, что:

25.1. Граждане вправе использовать QR-код, которым подтверждается:

– либо получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (далее также – вакцинация);

– либо наличие отрицательного результата лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (ПЦР-исследование), сданного в организациях, осуществляющих выполнение лабораторных исследований и представляющих информацию о результатах исследований в автоматизированную информационную систему города Москвы “Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы” (далее – ЕМИАС). Результат лабораторного исследования является действительным в течение 3 календарных дней со дня проведения исследования;

– либо то, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев.

25.2. Гражданин, которому оформлен QR-код, может получить доступ к нему с 25 июня 2021 г.:

– либо с использованием электронной медицинской карты города Москвы;

– либо через регистратуру медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы;

– либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг или специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг “Госуслуги.Стопкоронавирус”;

– либо с использованием ресурса ЕМИАС.ИНФО;

– либо с использованием официального сайта Мэра и Правительства Москвы.

25.3. QR-код оформляется при условии наличия:

– в ЕМИАС или в Федеральной государственной информационной системе “Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения” (далее – ЕГИСЗ) сведений о вакцинации либо о том, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;

– в ЕМИАС сведений об отрицательном результате лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (ПЦР -исследования), полученных в порядке информационного взаимодействия с организациями, осуществляющими выполнение лабораторных исследований.

25.4. QR-код, подтверждающий наличие отрицательного результата лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (ПЦР-исследования), является действительным при условии, что со дня проведения лабораторного исследования прошло не более 3 календарных дней.

25.5. QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства.

25.6. Порядок оформления QR-кода устанавливается Департаментом информационных технологий города Москвы.

25.7. В случае, если сведения о вакцинации или о перенесении гражданином заболевания новой коронавирусной инфекцией отсутствуют в ЕМИАС, ЕГИСЗ, такой гражданин вправе направить с использованием личного кабинета на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы запрос о проведении проверки указанных сведений.

Проверка сведений о вакцинации или о перенесении гражданином заболевания новой коронавирусной инфекцией проводится Департаментом информационных технологий города Москвы в порядке им установленном. Консультации по вопросам проведения проверки сведений о вакцинации или о перенесении гражданином заболевания новой коронавирусной инфекцией осуществляются по телефону +7 (495) 777-77-77

1.6. Пункты 21 и 22 указа считать пунктами 26 и 27 указа соответственно.

2. Контроль за выполнением настоящего указа оставляю за собой.

Мэр Москвы С.С.Собянин

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте “Российской Газеты” не является их официальной публикацией

Совершенствование порядка реализации и возврата билетов

Автор: Семина Л., эксперт журнала

С 1 сентября 2019 года ужесточаются требования к оформлению и реализации билетов организациями исполнительских искусств и музеями. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2019 № 193-ФЗ (далее – Закон № 193-ФЗ) в Основы законодательства о культуре[1]. Подробнее об изменениях читайте в статье.

Оформление, реализация и возврат билетов.

В основы законодательства о культуре вводится новая ст. 52.1, устанавливающая требования к оформлению, реализации и возврату билетов, абонементов, экскурсионных путевок (далее – билетов) на зрелищные мероприятия, проводимые организациями исполнительских искусства и музеями.

К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и (или) непосредственное осуществление (публичный показ) представлений и концертов. Кроме того, в целях применения новой статьи к организациям исполнительских искусств также относятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют создание, исполнение, показ (за исключением кинопоказа) и интерпретацию произведений литературы и искусства.

Требования к форме билетов.

Форма билета (в том числе электронного) утверждается Минкультуры как бланк строгой отчетности, содержащий реквизиты билета. Вместе с тем организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов.

На сегодняшний день формы билета, абонемента и экскурсионной путевки как бланков строгой отчетности утверждены Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257.

Читайте также:
Снег упал на машину и другие зимние неприятности - используем закон в своих интересах

Признаются недействительными и не принимаются к возврату билеты:

форма и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам;

элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями;

Требования к лицам, реализующим билеты.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать билеты учреждения культуры самостоятельно либо через уполномоченных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на основании заключенных договоров). Кроме того, они могут разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов при условии, что такое лицо будет нести ответственность за действия другого лица.

Иные лица к реализации билетов не допускаются (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета по цене, не превышающей указанной в билете).

Ограничение цены реализации билета и стоимости сопутствующих услуг.

Реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в билете, не допускается.

Уполномоченные и иные лица, реализующие билеты учреждения культуры по договору, заключенному с организациями исполнительских искусств и музеями, вправе взимать плату за оказание покупателю билета сопутствующих услуг (по бронированию, составлению в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг). Общая стоимость таких услуг не должна превышать 10 % цены билета. Порядок формирования и расчета данной стоимости утверждается Минкультуры.

Реализация именных билетов.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства РФ о персональных данных. Именные билеты дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, данным, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях посетитель на зрелищное мероприятие не допускается.

Возврат стоимости билетов.

Гражданин, купивший билет на зрелищное мероприятие, проводимое организацией исполнительских искусств или музеем, вправе вернуть его в случае:

1) отмены, замены либо переноса мероприятия. При этом посетителю возмещается полная стоимость билета;

2) отказа от посещения мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью его родственников. Правила и условия возврата билета при таких обстоятельствах устанавливаются Правительством РФ;

3) отказа от посещения мероприятия по иным причинам. В таком случае возмещаемая стоимость билета будет зависеть от даты его возврата. Если билет возвращен:

не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, покупатель вправе получить обратно 100 % его цены;

менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия – не менее 50 % цены билета;

менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия – не менее 30 % цены билета.

Для абонементов днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Организация исполнительских искусств или музей вправе отказать покупателю в возврате стоимости билета в следующих случаях:

если покупатель вернул билет менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия;

если билет (за исключением именного) был продан в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате билета, помимо возмещения его стоимости, вправе предложить покупателю посетить это же зрелищное мероприятие в другое время или другое мероприятие.

Правила и условия возврата билетов и переоформления на других лиц именных билетов на проводимые зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от их посещения утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными правилами организации исполнительских искусств и музеи утверждают на местах порядок возврата билетов и переоформления их на других лиц (с указанием должностных лиц, которые переоформляют билеты) именных билетов.

Информационная открытость организаций культуры.

Закон № 193-ФЗ уточнил положения ст. 36.2 Основ законодательства о культуре, устанавливающей требования к информационной открытости учреждений культуры.

Согласно ее действующей редакции организации культуры обязаны размещать на своих официальных сайтах следующую информацию:

дата создания организации, сведения о ее учредителе, место нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

структура и органы управления организации;

виды предоставляемых организацией услуг;

материально-техническое обеспечение предоставления услуг;

копия устава организации культуры;

копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);

копия документа о порядке предоставления услуг за плату;

информация, опубликованная по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ;

иная информация, определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организацией.

С 1 сентября 2019 года список публикуемой информации расширится. Так, организации исполнительских искусств и музеи дополнительно будут обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию:

об установленных ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

Читайте также:
Перечень банков, участвующих в программе льготного автокредитования 2021

о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, и других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, включая сведения о сайтах, через которые данные лица реализуют такие билеты, а также о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов сопутствующих услуг;

о формах, реквизитах и элементах оформления билетов на проводимые зрелищные мероприятия;

о лицах, на которые возложена обязанность по возмещению посетителю полной (частичной) стоимости билета;

о зрелищных мероприятиях, которые посещаются при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете в случае реализации именных билетов;

о предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки) специальных программах и акциях, включая информацию о праве организаций не принимать к возврату приобретенные в рамках данных программ и акций билеты;

о порядке возврата билетов, в том числе именных, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.

В последнее время в России обострилась проблема, связанная с приобретением билетов на культурно-зрелищные мероприятия недобросовестными покупателями с единственной целью – их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае его невостребованности – возвращают организатору. Тот принимает билет и возвращает покупателю его полную стоимость. Но при этом он несет убытки, поскольку вероятность продать возвращенный в день проведения культурно-зрелищного мероприятия билет невысока.

Кроме того, нелегальная продажа билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Согласно внесенным поправкам на законодательном уровне закрепляются меры, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры. В частности, с 1 сентября 2019 года:

продавать билеты могут только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи либо уполномоченные ими лица на основании договора;

запрещается продавать билет дороже его номинальной стоимости;

к реализации допускаются билеты, заполненные по установленной форме. При этом организации культуры вправе вводить дополнительные элементы оформления билетов на проводимые мероприятия;

определен порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом утвержденных Минкультуры требований, в том числе в случаях отказа от посещения мероприятий по инициативе посетителя, а также порядок возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность. В Законе № 193-ФЗ приводятся максимальные размеры возмещения стоимости билетов в зависимости от причин их возврата.

Установленные данным нормативным актом требования к оформлению, реализации и возврату билетов распространяются также на абонементы и экскурсионные путевки.

С учетом новых требований для организаций исполнительских искусств и музеев расширен перечень информации, размещаемой в обязательном порядке на их официальных сайтах.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

4 закона, которые нужно знать организатору мероприятий

Организатору мероприятий недостаточно быть творческим, стрессоустойчивым и многозадачным человеком. Чтобы не нарваться на штрафы, нужно быть подкованным в правовых вопросах и изучить законодательные нормы. Рассказываем о четырех основных законах, которые касаются организации мероприятий.

1. Закон о возрастном ограничении

Федеральный закон от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее ─ Закон № 436-ФЗ).

По закону нужно поставить предупреждающий знак, если в информационной продукции или видео содержится материал, который может причинить вред их здоровью и (или) развитию. К нему относятся, например, кадры с алкогольной продукцией или сигаретами.

За несоблюдение закона грозит штраф (ст. 6.17 КоАП РФ):

  • от 2 000 до 3 000 руб. для физических лиц;
  • от 20 000 до 50 000 руб. для юридических лиц.

Чтобы избежать проблем, следует контролировать возраст детей. Не стоит верить на слово подросткам. Разместите на странице мероприятия информацию о том, что на входе будет контроль и всем участникам нужно предъявить паспорт.

Особенности

Возрастная маркировка напрямую влияет на доход организатора — чем выше ограничение, тем уже круг потенциальной аудитории, соответственно, продажи билетов меньше.

К каким мероприятиям относятся: просмотр фильмов в кинотеатре (фильмы ужасов), массовые мероприятия (рок-фестивали), шоу (кабаре для взрослых) и другие.

Как это работает

Старшеклассник Иван купил билет на просмотр фильма с маркировкой 18+. Сотрудники кинотеатра не проверили паспорт и пропустили его на сеанс. Кинотеатр может быть наказан контролирующим органом.

2. Онлайн-касса с уведомлением налоговой

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Организаторы мероприятий обязаны уведомлять налоговую инспекцию о продаже билетов. Сделать это можно с помощью:

  • онлайн-кассы и специального программного обеспечения;
  • онлайн-сервиса по продаже билетов, который формирует кассовые чеки для покупателей.

С полученной прибыли нужно уплатить налог.

За продажу билетов «мимо кассы» грозит штраф на сумму от 10 000 до 30 000 руб. Кроме того, будет взыскано от 25 до 100 % суммы, полученной в обход онлайн-кассы (ст. 14.5 КоАП РФ). Повторное нарушение ведет к очередному штрафу и приостановлению деятельности.

Читайте также:
Обзор главных событий 2021 года в России: подводим итоги

Даже из-за того, что зарегистрированному участнику не пришел билет или чек, могут быть проблемы: штраф от 2 000 до 10 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ), начисление пени, а также внеплановая проверка ФНС. Помимо этого, в случае отсутствия онлайн-кассы при расчетах банковскими картами организатору может грозить проверка полиции.

У сервиса Nethouse.События онлайн-касса встроенная. При покупке билета организатор выдаст участнику все необходимые чеки и электронный билет. В случае если билет будет потерян или удален, участник может повторно запросить его отправку. Для этого ему нужно обратиться к организатору через форму обратной связи, которая находится внизу страницы события. Через 3 дня после проведения мероприятия организатору приходит на почту акт выполненных работ. Налоги организатор платит самостоятельно.

Особенности

Онлайн-касса нужна только в случае, если вы продаете билеты от ООО или ИП. Но вы можете зарегистрироваться как самозанятый. В этом случае онлайн-касса не нужна.

К каким видам мероприятий относится: любые мероприятия, на которые продаются билеты (спектакль, цирковое шоу, конференция, детский праздник).

Как это работает

Индивидуальный предприниматель Василий решил продавать билеты на свои мастер-классы. Запустил сайт, подключил продажу билетов и эквайринг. Продал билеты на несколько мастер-классов, но подключить онлайн-кассу было некогда. А потом к нему пришла налоговая проверка и выписала штраф: 2 000 руб. за ненаправление чека покупателю и еще 30 000 — за неприменение ККТ.

3. Возврат билетов участникам

Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее ─ Закон № 3612-I).

Закон распространяется на культурные мероприятия, поэтому полезно знать некоторые его особенности. Например, как можно вернуть билет. У зрителя могут поменяться планы, а иногда организатор переносит мероприятие на неопределенный срок.

Если отмена мероприятия происходит со стороны организатора, зрителю по запросу должна быть возвращена полная стоимость билета. Если зритель сам решил, что не сможет посетить мероприятие, то, подав заявку на аннулирование билета, он получит возврат соразмерно требованиям, установленным в ст. 52.1 Закона № 3612-I, а именно:

  • за 10 или более дней до проведения мероприятия — 100 %;
  • 5—10 дней до мероприятия — 50 %;
  • 3—5 дней — 30 %.

Если зритель отказался от участия в мероприятии менее чем за 3 дня до начала, организатор вправе не возвращать стоимость билета. Исключение: когда зритель болен и может это подтвердить больничным листом либо не может посетить мероприятие по иным обстоятельствам, которые нужно подтвердить документально.

Особенности

На свое усмотрение организатор может вернуть средства покупателю, даже если тот подал заявку на возврат за час до культурного мероприятия или вообще после его завершения.

К каким видам мероприятий относится: культурные мероприятия, на которые продаются билеты (кино, музей, театр, выставка).

Как это работает

ООО «Филармонический театр Мединского» продает билеты на спектакль. Сергей оплатил билет за 5 месяцев до даты мероприятия (так было дешевле). Но за 3 недели до начала выяснилось, что присутствовать на спектакле он не сможет из-за рабочей командировки. Сергей отправил заявку на возврат, но ему ничего не ответили. Расстроенный покупатель написал заявление, теперь разбираться в ситуации будут правоохранительные органы.

4. Проведение публичных мероприятий

Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Проводить мероприятия нельзя:

  1. В местах, которые не отвечают безопасности участников и зрителей. Это, например, здание, которое может обрушиться в любой момент. Если под мероприятие нужно определенное место, следует уточнить у органов местного самоуправления, не пересекается ли мероприятие с другими. Это касается праздников, которые проводятся в городских парках, скверах, на площадях, улицах, аренах и т.д.
  2. На территориях, прилегающих к магистралям, путепроводам, электростанциям, железнодорожным дорогам, нефтепроводам, газопроводам и местам, где требуется соблюдение специальных правил безопасности.

Если организатор планирует проводить мероприятие на территории объектов культурного и исторического наследия, где часто пустует большое пространство, то потребуется разрешение от органов исполнительной власти. Для проведения мероприятия на Красной площади или в Кремле потребуется разрешение президента.

Особенности

Время проведения мероприятия тоже регулируется законом и допускается в промежутке с 7:00 до 22:00. Исключением являются только салюты в памятные даты и общегородские культурные мероприятия.

К каким видам мероприятий относится: детские и спортивные праздники, Дни города, гуляния на Новый год, публичные концерты, выставки под открытым небом и т.п.

Как это работает

Компания «Спорт навсегда» решила организовать спортивный праздник в честь 23 февраля на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга без согласования с местными властями. К сожалению, мероприятие закончилось доставкой участников в отдел полиции.

Денис Имшенецкий, генеральный директор Nethouse

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Проект закона о концертной деятельности и зрелищно-развлекательных мероприятиях 2021: чего ожидать?

В преддверии Рождественских и Новогодних праздников Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, планирующих приобрести билеты на зрелищно-развлекательные мероприятия, на то что с 1 сентября 2019 года изменились правила покупки и возврата билетов на зрелищно-развлекательные мероприятия (в связи с внесенными изменениями в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее –Закон)). К правоотношениям, возникающим при реализации билетов на зрелищно-развлекательные мероприятия, подлежит применению статьи 52-52.1 Закона.

Читайте также:
Переход на цифровое телевидение в России 2021: график, как подготовиться, что изменится и другие вопросы

Термины и определения:

организациимузеи и организации исполнительских искусств, например, театры и иные организации, осуществляющие показ и интерпретацию произведений литературы и искусства (кроме кинопоказа);

мероприятия – театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

– билеты – билеты, абонементы и экскурсионные путевки;

– посредники – индивидуальные предприниматели, юридические лица, уполномоченные организациями на реализацию билетов

Где можно безопасно купить билет?

Реализация билетов осуществляется организациями самостоятельно и (или) через посредников. На официальных сайтах организаций в сети Интернет должна быть представлена полная информация о посредниках, включая сведения об их сайтах в сети Интернет.

Какая еще информация должна быть на сайте организаций?

О зрелищных мероприятиях и ценах на билеты, о формах, реквизитах и элементах оформления билетов, о лицах, уполномоченных на возврат билетов, о мероприятиях, на которые оформляются именные билеты, о специальных акциях по которым невозможен возврат билетов, о порядке возвратов билетов.

На что стоит обратить внимание при покупке билета?

Во-первых, определите, кто является «продавцом билета» (особенно если покупаете билет через Интернет). Все списки официальных посредников указаны на сайте организации. Оплата их услуг, как правило, не должна превышать 10% от стоимости билета и должна оформляться с обязательной выдачей покупателю документа, подтверждающего оплату сопутствующих услуг. Помните, что при возврате билета вам вернут только стоимость, указанную на самом билете. Оплаченные услуги посредников при возврате билетов не возвращаются.

Во-вторых, проверьте цену билета (сверьтесь с данными на сайте организации). Продажа билетов по цене, превышающей стоимость, указанную на самом билете запрещена. И обязательно поинтересуйтесь условиями возврата билета, поскольку правила отказа от посещения зрелищных мероприятий и музеев изменились.

В-третьих, обратите внимание на внешний вид билета. Вес элементы оформления билетов должны быть указаны на сайте организации. Поддельные билеты являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату.

Что такое именной или льготный билет?

Организации вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Именные билеты, дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. Передать такой билет нельзя.

Организации в праве реализовывать билеты на мероприятия в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения и возврата билетов (вплоть до невозможности возврата билетов).

В каких случаях и кому можно вернуть билеты?

В случае отмены, замены либо переноса проводимого организацией мероприятия посетителю по его инициативе возмещается в установленном организацией порядке полная стоимость билета, либо посредником, у которого был приобретен билет. Потребители в этом случае могут также требовать возмещения убытков.

В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией зрелищного мероприятия посетитель имеет право при возврате билета:

не позднее чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета;

менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета;

менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета.

в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией зрелищного мероприятия по причинам, менее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия организация вправе не возвращать посетителю стоимость билета.

Если заболел посетитель или умер его близкий родственник:

– в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, возврат билета посетителем осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации.

С какого периода начинается действие абонементов?

– для абонементов на проводимые организацией зрелищные мероприятия днем проведения мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2021

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Ольга Любимова: крупные международные культурные проекты отложены на лето-осень 2021 года

Глава Минкультуры РФ рассказала о планах в сфере культуры, мерах поддержки учреждений и борьбе с пиратством

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – Прошедший год оказался одним из самых трудных для культуры. Из-за пандемии коронавируса на несколько месяцев для посетителей были закрыты театры, музеи, кинотеатры, концертные площадки и библиотеки. Культура перешла в онлайн и стала осваивать новые технологии. Учреждения культуры понесли и продолжают нести колоссальные убытки. При этом, по разным прогнозам, к привычному формату работы театры, музеи и кинотеатры смогут вернуться не раньше, чем в середине 2021 года, а на восстановление отрасли уйдут годы.

Читайте также:
Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО 2021

О том, какие планы у учреждений культуры на следующий год, какие меры поддержки разработаны и какие изменения могут быть внесены в законодательство, чтобы бороться с пиратством и не допустить повторения “дела Серебренникова”, корреспонденты трех российских информационных агентств поговорили с министром культуры РФ Ольгой Любимовой.

– За почти год, проведенный в должности министра культуры, можете ли вы отметить сложности, с которыми столкнулись? Какие позитивные моменты вы для себя вынесли?

– Когда произошло назначение, был ряд вещей, я иногда про себя думала: как приступить? Как успеть быстро разобраться? Когда начался коронавирус, вся эта повестка снялась тут же. Я думаю, что самым сложным для меня и культуры были первые месяцы, когда была полная самоизоляция, когда все нужно было делать в кратчайшие сроки. Вы знаете, теперь мы переходим плавно к позитиву, мы так все сблизились и сдружились. Задача – оперативно разработать меры поддержки. Я и дальше рассчитываю на такое слаженное гармоничное сотрудничество. Понятно, что идеала не бывает, понятно, что, конечно, всегда есть недовольные. При этом команда экспертов по каждому направлению очень важна, она существует, и мы вместе работаем.

Этот год стал непростым не только для меня, но и для культурной сферы. При этом мы совершили прорыв – культурные проекты стали доступнее благодаря новым технологиям. По итогам мониторинга онлайн-мероприятий федеральных музеев с марта они провели порядка 23 тысяч мероприятий, посещаемость которых превысила 300 млн, что значительно больше итогов посещаемости музеев офлайн в 2019 году. Кроме того, был запущен онлайн-сервис Stay home with Russian Seasons, чтобы обеспечить доступ к культурному контенту из России и продолжить проект, несмотря на ограничительные меры. В рамках проекта уже состоялось более 119 трансляций, набравших 39 миллионов просмотров. Только за один день сегодня портал Культура.РФ набирает более 1 млн просмотров.

– Почему федеральные музеи закрыли в Москве на фоне открытых фудкортов, транспорта и прочего? Это главный источник распространения коронавируса?

– Решение о работе учреждений культуры принимается в каждом регионе исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки. Мы стараемся в этот момент быть рядом и оперативно реагировать.

Мы все время говорим про театры и музеи, а у нас есть детские школы искусств, у нас есть творческие вузы. И там специальности, которые дистанционно не попреподаешь. И здесь творческие вузы у нас частично продолжают работать офлайн. Теорию, лекции студенты слушают дома, а то, что требует прямого общения педагога с учениками, проходит очно. Иначе у нас просто бы рухнула система преподавания, например, хореографии.

– Но шансов открыться на новогодние каникулы нет?

– Дело в том, что мы узнаем это практически синхронно вместе с вами, мы реагируем на то, что происходит в том или ином регионе.

– Безусловно, всех волнует следующий год. Наверняка уже формируются какие-то планы. Или это будет ручное управление в зависимости от ситуации с распространением коронавируса?

– Конечно, мы ориентируемся на эпидемиологическую ситуацию. Но невозможно жить только ближайшей неделей, мы распределяем бюджетные средства. Международные проекты стараемся перенести на лето-осень, потому что не хочется начинать какие-то крупные международные мероприятия с онлайна, да и нет необходимости. У нас есть список выставочных мероприятий. Конечно, мы какой-то люфт закладываем и на форс-мажоры, и на то, что появляются новые творческие проекты.

Уже идет битва среди продюсеров за 23 февраля, 8 марта, и уже спрашивают, как же будет строиться кинотеатральный показ на предстоящих майских праздниках. При этом мы обращаем внимание на то, что в январе-феврале необходимо следить за ситуацией в регионах, как она будет складываться. Самое тяжелое, это был март-апрель, когда впереди неизвестность и надо было оперативно реагировать на нее. Сейчас все понимают, что нужно работать слаженно, потому что самое главное для нас – результат.

Начиная с 2021 года, Минкультуры России планирует провести в Москве в августе Детский международный культурный форум.

По графику проводятся работы по реставрации, реконструкции и ремонту объектов. В следующем году продолжится реставрация Ансамбля Новодевичьего монастыря, в 2021-2022 г. будут завершены работы на оставшихся девяти объектах. В 2021 году продолжится программа консервации объектов культурного наследия, которая позволит сохранить памятники от дальнейшего разрушения и полной утраты. Со следующего года мы увеличим финансирование программы до 500 млн рублей ежегодно.

– Можно ли уже оценить финансовые потери учреждений культуры в этом году? Например, вице-премьер Дмитрий Чернышенко еще летом озвучивал, что на тот момент эта цифра составила свыше 8 миллиардов рублей.

– Мы понимаем, что нужно будет просчитать выпадающие доходы по каждому региону и по каждому учреждению, это абсолютно нормально.

Есть еще очень важный момент, который согласован в правительстве: у нас не планируется снижение государственного задания подведомственным министерству учреждениям на следующий год. Более того, сейчас проиндексирован фонд оплаты труда таких учреждений: со следующего года он будет увеличен с учетом инфляции. И это тоже очень важно, когда в тяжелейший год, когда, казалось бы, все были обеспокоены тем, что будет как-то наоборот, зарплата была проиндексирована, и это одно из серьезных подспорий.

Читайте также:
Как оформить отказ от наследства?

– Рассматривает ли ведомство возможность дополнительного финансирования для учреждений культуры, чьи доходы сократились из-за пандемии? В частности, планируете ли поддержать федеральные музеи в Москве из-за их повторного закрытия? Или, например, театры, 25-процентное ограничение на посещение которых многие сравнивают с пребыванием людей в общественном транспорте, где их гораздо больше и часто они не соблюдают социальную дистанцию.

– Потеряв в чем-то, мы постарались оперативно помочь нашим учреждениям. В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от пандемии коронавируса, включена деятельность театров, музеев, зоопарков и деятельность в области демонстрации кинофильмов.

В следующем году мы планируем расширение программы грантовой поддержки творческой деятельности организаций отдельных видов искусств. С 2021 года будут предоставляться гранты в объеме 100 млн рублей ежегодно.

Системообразующие организации в сфере культуры могли участвовать в программе льготного кредитования – в перечень системообразующих включены 67 организаций в сфере культуры.

Еще одно важное решение, которое мы приняли во время пандемии – впервые созданы реестры частных музеев и частных театров.

– В период пандемии раскрылся потенциал онлайн-форматов. На ваш взгляд, должна ли цифровизация найти свое отражение в нормативных документах?

– Безусловно, мероприятия в онлайн-формате приобрели высокую значимость и востребованность у населения. Вместе с тем, необходимо понимать, что театры, музеи и концертные залы зачастую не могут оперативно показать зрителям свои проекты, используя современные технологии. Требуется время на получение разрешения правообладателя на показ произведения или театральной постановки в сети, в том случае, если изначально такое разрешение автором предоставлено не было.

Цифровой формат в сложившейся эпидемиологической ситуации необходим, однако не стоит сравнивать эмоциональную отдачу от него с той синергией, которая возникает между зрителями и актерами, авторами, исполнителями при офлайн-формате.

Мы выделяем несколько перспективных направлений для дальнейшей работы по цифровизации: трансформация государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности, создание системы поддержки принятия управленческих решений, цифровая трансформация учреждений культуры, повышение посещаемости медиа ресурсов в сфере культуры и продвижение российской культуры в сети интернет. Также министерством разработана ведомственная программа цифровой трансформации до 2023 года. Она уже одобрена правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

– Еще одна актуальная проблема в связи с онлайн-контентом – пиратство. Министерство культуры уже несколько лет выступает с инициативой досудебной блокировки сайтов с пиратским контентом, был подготовлен проект нового антипиратского законодательства. Когда ожидать вступления изменений в силу?

– Борьба с пиратством – это история, которая уже пять лет серьезно разрабатывается. Одна из важнейших мер – специальная маркировка официальных интернет-ресурсов, которые занимаются демонстрацией легальной аудиовизуальной продукции, и, в том числе досудебная блокировка. Это то, что мы прорабатывали с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения – серьезная форма поддержки в борьбе с пиратством.

У нас создана рабочая группа, в состав которой вошли представители федеральных органов власти, правообладателей, распространителей цифрового контента, операторов поисковых систем, а также представители организаций, работающих в сфере интеллектуальной собственности и креативной экономики.

Она нужна для совместного обсуждения предложений всех участников, задействованных в создании и распространении цифрового контента – как в целях возможных поправок в уже действующее антипиратское законодательство, так и в целях разработки дальнейших мер, в том числе законодательных инициатив, по защите авторских и смежных прав в сети Интернет.

– После “дела Серебренникова” ведомство занялось разработкой акта о разделении сфер управления театром между директором и художественным руководителем. Почему выбран именно такой подход? Почему не стоит объединять две должности? В целом на какой стадии сейчас законопроект?

– Сейчас мы начали обсуждение, какие возможны изменения в действующем законодательстве для того, чтобы подобные ситуации не повторялись. И был один из вариантов, который предлагался профессиональным сообществом.

Очевидно, что эта мера обеспечивает соблюдение необходимого баланса между административно-хозяйственной и творческой деятельностью. Но также есть опасения, что в регионах решение о назначении одного из двух фактических руководителей будет основываться на личном интересе. Этот вопрос еще предстоит обсудить со всеми региональными министерствами.

Есть уникальные личности, которые являются директорами и художественными руководителями. Я полагаю, что, исходя из каждого учреждения, мы будем дорабатывать это предложение.

Документ же в процессе разработки, я полагаю, что он пока “сырой”. Пока еще нет общего коллегиального решения, чтобы выносить его на серьезное обсуждение.

– В учреждениях, в частности, в театрах, зачастую очень долго происходит поиск преемника после ухода мэтров с руководящих постов. Есть ли у Минкультуры люди (кадровый резерв), которые смогут прийти на смену немолодым худрукам? Есть ли в отрасли проблема нехватки профессиональных руководящих кадров?

– Это одна из главных проблем, существующих в современном театре, и это прекрасно понимают все, кто так или иначе профессионально связан с театром. Да и многие зрители высказывают свои опасения. Есть совсем небольшой ряд очень удачных примеров. В РАМТе Алексей Бородин передает художественное руководство Егору Перегудову: аккуратно, мастерски объясняя все особенности работы с труппой, и коллектив спокойно привыкает. У нас есть замечательные примеры и были в учебных учреждениях.

Читайте также:
Налог на роскошь в 2021 году - недвижимость, автомобили, расчет

Самое страшное, когда мы резко теряем наших мэтров, которые годами руководят учреждениями, и остается выжженное поле, мы не знаем, что делать дальше, и это часто происходит не только в регионах, но и в федеральных учреждениях культуры. Честно могу сказать – нет этой “скамейки запасных”, и в музейном пространстве ее тоже нет.

Кадровая проблема, связанная с руководством учреждениями культуры, существует. Мы понимаем, что специалисты высокого уровня уходят, и сильная и яркая профессиональная молодежь, к сожалению, им в спину не дышит.

Нам необходимо, чтобы появлялись новые молодые художественные руководители. Не просто режиссер, а человек, который может мыслить глобально, анализировать ситуацию в театре, внутри репертуарной политики театра и вместе с командой принимать взвешенные решения. Это одна из важнейших проблем, которую нужно будет решать, но только вместе с нашими творческими вузами, вот там мы и должны будем актуализировать процесс преподавания, когда к теории нашей системы образования будет добавляться больше практики, больше возможности поработать, чтобы набираться опыта.

– Индустрия кино сейчас претерпевает значительные изменения, пандемия коронавируса стала толчком для развития онлайн-кинотеатров. Как вы считаете, готова ли отрасль к появлению большего числа онлайн-проектов, например, фильмов, которые будут сниматься сразу для онлайн-кинотеатров. И возможно ли сокращение прокатного окна между выходом картины в кинотеатрах и выходом на онлайн-платформах?

– Несмотря на пандемию и расцвет онлайн-платформ, большое кино у нас снимается в основном для больших киноэкранов, для показа в кинотеатрах. Понятно, что растет сериальный рынок, сами платформы становятся соинвесторами проектов – и это позитивно для киноиндустрии, ведь дает возможность талантливым режиссерам и командам реализовываться.

Уменьшение прокатного окна ударяет по кинотеатрам, а в настоящее время им тяжелее, чем многим игрокам индустрии, поэтому надеемся, что продюсеры будут выдерживать этот промежуток между выходом в кинотеатрах и на платформах, ведь это на руку всей отрасли.

– Планировалось, что продюсеры, которые собираются выпускать релизы в ближайший месяц-два, получат поддержку. В связи с чем два вопроса: какие декабрьские и январские картины стоит ожидать, и как Минкультуры будет поддерживать национальные фильмы, прокат которых намечен на это время?

– Поддержка фильмов, выходящих в прокат в январе, с одной стороны будет оказана в рамках субсидии 4,2 млрд. Именно поэтому субсидия будет распределяться с учетом результатов проката в I квартале 2021 года. А также в рамках субсидий на поддержку проката – рекламного продвижения фильмов, – полученных данными картинами через Фонд кино.

Из самых ожидаемых релизов – “Огонь” про героических пожарных, мультфильмы “Конь Юлий и Большие скачки” и “Барбоскины на даче”, вторая часть фэнтези на основе русских сказок “Последний богатырь: Корень зла”.

– Много мнений звучало о создании единой федеральной кинокомиссии, которая могла бы помочь компаниям организовывать съемки в регионах. Что уже предпринято в этом направлении? А также в дополнение вопрос – какая доля российского кино прогнозируется по итогам года?

– Федеральная кинокомиссия действительно нужна, в планах запустить ее работу в начале следующего года. Она будет содействовать организации съемок в России как для отечественных съемочных групп, так и иностранных, консультировать кинопроизводителей по съемкам в разных регионах, помогать с согласованиями и локациями, координировать работу региональных кинокомиссий, разрабатывать регламенты и правила, инициировать изменения в законы для упрощения киносъемочной деятельности, а также продвигать российские локации для съемок на международном рынке. Сегодня у нас кинокомиссии работают уже в 18 регионах и еще в 16 создаются.

Доля российского кино в этом году крайне высокая, около 50%, в большей степени из-за того, что крупные голливудские релизы перенеслись на 2021-2022 годы и не вышли на экраны.

– Министерство ведет работу над созданием стратегии развития киноотрасли, а также стратегии развития библиотечной отрасли на десятилетний период. Когда оба документа могут быть приняты и что будут включать?

– Концепция развития кинематографии до 2025 года должна учитывать результаты влияния пандемии на отрасль в 2020 году, в начале года мы оценим потери индустрии, так как понимаем, что поддержка отрасли в 2021-23 годах должна быть антикризисной. И планируем принять документ в первой половине следующего года.

Стратегия развития библиотечного дела до 2030 года готова и официально внесена в правительство. В нее включены все основные задачи: совершенствование законодательства в части развития библиотек, запуск новых федеральных, ведомственных и региональных проектов по комплектованию и сохранности библиотечных фондов, конечно же, развитие цифровых решений в этой сфере и многое другое. Кстати, чтобы повысить эффективность реализации стратегии мы проведем масштабную исследовательскую работу и сформируем единую систему мониторинга деятельности библиотек страны. Результаты исследования станут основой для разработки плана реализации стратегии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: