Регионы просят остановить рост тарифов ЖКХ

Как можно остановить рост тарифов на ЖКХ в России

Подорожание коммунальных услуг в России приводит к росту неплатежей и дефициту средств у компаний, поставляющих ресурсы. Власти от проблемы дистанцируются.

Очередная индексация коммунальных тарифов ожидает россиян 1 июля 2019 года. Если предыдущее повышение, состоявшееся 1 января, было одинаковым для всей страны (1,7%), то в этот раз размер индексации будет отличаться в зависимости от региона и составит 2-4,8%. Сильнее всего тарифы вырастут в Москве.

За последние пять лет в среднем по стране счет за ЖКХ увеличился как минимум вдвое. Тарифы становятся все более неподъемными для граждан, их задолженность перед коммунальщиками растет. Существует ли какой-то выход из этой ситуации, выясняла DW.

От роста тарифов на ЖКХ к росту неплатежей

В годовом выражении усредненный рост тарифов по всей России по итогам 2019 года составит 4,1%. Специфика этого года заключается в том, что повышение происходит дважды – раньше тарифы повышались только 1 июля. Необходимость индексации еще и 1 января в этом году была продиктована повышением НДС с 18% до 20%. Как пояснили в министерстве строительства и ЖКХ, “эта мера призвана компенсировать те выпадающие доходы, которые могли бы возникнуть у ресурсоснабжающих организаций”. Разный размер индексации по регионам объясняется различными потребностями конкретных поставщиков в том или ином субъекте федерации.

Однако, как показывает практика, рост тарифов не гарантирует коммунальщикам получение дополнительных доходов. Задолженность населения перед ресурсоснабжающими организациями каждый год растет – в среднем на 10%. По данным Росстата, к середине прошлого года совокупный размер задолженности составил 1,4 трлн рублей.

В общей сложности россияне задолжали 1,4 трлн рублей за услуги ЖКХ

Одна из причин неплатежей – отсутствие финансовой дисциплины у многих граждан, в частности, у тех, кто с советских времен привык считать, что коммунальные ресурсы принадлежат народу, считает старший преподаватель факультета экономики недвижимости и ЖКХ Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Оксана Баландина.

Основная же причина заключается в слишком высокой доле платежей за ЖКХ в структуре доходов многих российских семей. По оценке главного народного жилищного инспектора в общероссийском движении “Народный жилищный инспектор” Сергея Крекова, неплательщиками рискуют стать те, у кого на оплату коммунальных услуг уходит более 10% от ежемесячного дохода. 15%, по его словам, – это уже критический порог: “Если при среднем доходе доля коммуналки составляет 15%, значит, у огромной части населения коммунальные платежи превышают 15%. А это означает, что люди еле-еле выживают с этим уровнем тарифов”.

Предельно допустимый уровень расходов на ЖКХ в семейном бюджете

Сегодня в России действует закон, согласно которому государство выделяет субсидии тем, кто платит за услуги ЖКХ более 22% от собственного дохода. Причем, по словам экспертов, и эту субсидию получить крайне непросто. Похоже, что сами власти уже осознали, что существующих мер поддержки недостаточно.

Многие россияне работают, получая доходы, которые не декларируют

Согласно недавно принятому постановлению Госдумы, планируется рассмотреть возможность установления предельного уровня коммунальных платежей в размере 15% от дохода граждан. Проанализировать, можно ли установить такой уровень, поручено Минстрою. Как отмечает Сергей Креков, такая “точка отсчета” была бы справедливой. Правда, существуют некоторые трудности с тем, чтобы точно определить доход граждан, поскольку часть получаемых средств ими может утаиваться.

“Возможность получать материальную помощь, имея при этом “черные” доходы, сохраняется. Человек неофициально работает, при этом стоит на учете как безработный и получает субсидию. То же касается работающих пенсионеров. Сегодня такие схемы достаточно распространены”, – продолжает Креаков. Вероятно, сложностью администрирования и объясняется неспешная работа регуляторов над предложенной Госдумой инициативой.

Необходима фиксация тарифов на услуги ЖКХ на три года

Сложившаяся ситуация требует поиска решения, приемлемого для всех сторон – и населения, и коммунальных компаний, и государства, указывают эксперты. Однако баланс до сих пор так и не найден. “Система должна быть построена не в интересах одной группы, и ее влияние не должно доминировать в формировании этих взаимоотношений. Этот базовый принцип должен быть принят за основу”, – уверен Креков. По его мнению, необходим отказ от концепции повышения тарифов: “Общемировой тренд – снижение стоимости ресурсов за счет роста энергоэффективности”.

Читайте также:
Порвал протокол - особенности российского законодательства

Оксана Баландина обращает внимание на то, что энергоэффективность предполагает развитие сетей, внедрение новых технологий, что невозможно без инвестиций. И эта нагрузка, по ее выражению, не должна перекладываться на население: “В тарифы для граждан должны входить только операционные затраты компаний. Инвестиции должны осуществляться либо за счет государства (возможно, посредством национальных проектов), либо за счет коммерческих тарифов”.

С тем, что национальный проект в этой сфере был бы нелишним, соглашается и Сергей Креков. “Без государственного участия инвестиции невозможны”, – полагает он. И добавляет, что государству следовало бы на три года зафиксировать тарифы на ЖКХ для населения. Благодаря этому, стало бы возможным привести долю коммунальных платежей в структуре доходов россиян к показателю примерно в 10%.

Почему Путин не может остановить рост тарифов ЖКХ: мнения

Многократным ростом тарифов на услуги ЖКХ в некоторых регионах России возмущён президент России Владимир Путин. Президент РФ по итогам рабочего совещания дал поручение правительству в течение недели определить экономически обоснованный и социально справедливый размер роста платежей для различных категорий плательщиков, имея в виду, что в среднем по стране в течение года рост платежа не должен превышать 6%«, — заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Эта тема вызвала оживлённые дискуссии в блогосфере и социальных сетях.

Эксперт ИА REX, главный редактор сайта «Актуальная история», кандидат исторических наук Алексей Байков в материале «Вертикаль и Реальность» отмечает тот факт, что Владимир Путин уже не один год говорит о недостатках в ЖКХ, но цены на услуги ЖКХ всё это время только растут. «Понятно, что все эти „снижения темпов роста до 6%“ это нечто из области ненаучной фантастики. А реальность, данная нам в ощущениях — 30-40% — й ежегодный рост. Зато рейтинг Путина сегодня вырос на 6 пунктов, что как бы намекает на абсолютно наркотизирующую роль „федеральных кнопок“ в формировании общественного сознания, потому что ничем другим это объяснить нельзя. 70% населения страны в промежутке между двумя выпусками программы „Время“ просто не думают головой», — отмечает эксперт.

ИА REX: Почему Путин не может остановить рост тарифов ЖКХ?

Ефим Андурский, правозащитник:

Исходный материал эксперта Алексея Байкова «Вертикаль и реальность» содержит ряд предостережений, требований и т. п., в разное время высказанных президентом Владимиром Путиным в связи с проблемами ЖКХ и не содержит ни одного предложения по оздоровлению загнивающей отрасли. Владимир Путин не может не понимать, что невозможно вылечить отдельный орган, не приняв меры к излечению организма в целом. А для того, чтобы вылечить организм, потребуется стратегия, при разработке которой не обойтись без ситуационного анализа.

БУДЬТЕ В КУРСЕ
  • 31.10.17 Кто подложил ЖКХашную свинью президенту Республики Татарстан?
  • 27.11.14 Власти 21 региона нашли способ легализовать неограниченный рост тарифов ЖКХ: ОНФ
  • 01.07.14 Путин внёс изменения в Жилищный кодекс
  • 06.11.13 Тарифы ЖКХ в России с начала года выросли на 9,6%

Проблема, однако, в том, что отечественные философы, не имея заказов от политиков, простите, варятся в собственном соку. Так что отсутствие у Российской Федерации сколько-нибудь системной стратегии — это не случайность. И это не вина Владимира Путина, которому досталась страна, вляпавшаяся в перестройку.

Что же происходит с Россией? Как я думаю, главным историческим событием послужила перестройка, которую затеял Горбачев, которая развалила СССР, и которая продолжающаяся в настоящее время — перестройка страны с социалистического на капиталистический способ общественного производства. В связи с чем основной призыв ЦК КПСС — все во имя человека, все для блага человека утратил свою актуальность.

Не ввязываясь в дискуссию, замечу, что капитализм не лучше социализма. И если основным преимуществом капитализма является эффективность, то социализма — устойчивость. Это, впрочем, можно обсудить дополнительно. Пока же ограничусь одним только замечанием. Если раньше государство проявляло заботу о человеке с его рождения до кончины, то теперь оно сконцентрировалось на налогах и обязательных платежах, отдав заботу о населении на откуп рынку.

Как утверждали его апологеты, рынок сам все отрегулирует. Однако рынок, главным критерием которого, служит прибыль, в ЖКХ ничего и не отрегулировал. Поэтому в «реформирование и модернизацию» этой отрасли государство было вынуждено вложить гигантские средства. Но ЖКХ, из сферы обслуживания населения переродившемуся в машину для отъема у него денег, это не помогло. На самом деле никакого ЖКХ в российской природе не существует. А то, что мы привыкли подразумевать под этой аббревиатурой, представляет синтез жилищного фонда (ЖФ) и коммунального комплекса (КК), обеспечивающего ЖФ водой, газом, электричеством и тепловой энергией.

Читайте также:
Новый дачный закон 2021: членские взносы и новые реестры

При советской власти КК финансировался государством. Предназначение КК сводилось к двум вещам. Это поддержанию одной из самых мощных экономик в мире и жизнеобеспечение населения. В соответствии со ст. 11 Конституции СССР и ЖФ, и КК относились к национальному достоянию. Приложением 3 к Постановлению Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (в редакции последующих Постановлений ВС РФ с изменениями, внесенными Постановлением КС РФ от 10.09.1993 N 15-П) жилищный и нежилой фонд, а также объекты инженерной инфраструктуры городов отошли к муниципальной собственности.

Из сказанного следует, что содержанием ЖФ, казалось бы, должны обремениться муниципальные образования. Однако законодатель ответственность за содержание ЖФ переложил на собственников внутренней поверхности приватизированных квартир.
В России предметом приватизации послужили жилые помещения, но не многоквартирные дома (МКД). Некоторые страны пошли по пути приватизации именно МКД, становящихся доходными домами. В России же доходными стали все МКД. Это стало возможным, благодаря тому, что так называемое «общее имущество», то есть все, кроме внутренней поверхности квартир, посредством декларативных статей (36 ЖК РФ, 290 ГК РФ) законодатель закрепил за собственниками этих поверхностей. Однако никакое имущество не может перейти от одного субъекта к другому иначе как в результате сделки купли-продажи, когда имущественный объект отчуждается от прежнего собственника, после чего присваивается другим на условиях, фиксируемых в соответствующем договоре.

Что же касается «общего имущества», то оно от муниципальных образований к собственникам поверхностей отдельных квартир, насколько я знаю, нигде не переходило. А это означает, содержанием ЖФ по-прежнему обременены муниципальные образования. Впрочем, с председателем Комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД РФ Галиной Хованской мы в этом так и не сошлись. И это не удивительно, ведь г-жа Хованская защищает интересы государства, а я — общества. По-видимому, Владимир Путин не знает, как поступить с ЖФ. А я знаю. И, если потребуется, охотно поделюсь с ним своими познаниями. Отсюда рекомендация президенту: какому-либо экспертному сообществу, например, возглавляемому автором этих строк Общественному совету по вопросам развития городского хозяйства поручить разобраться с муниципальным ЖФ. И если подтвердится, что он все-таки принадлежит муниципальным образованиям, потребовать, чтобы органы местного самоуправления (МСУ) обеспечили надлежащее содержание этого фонда, включая управление МКД, оплату ОДН и капремонта.

Если же те или иные органы МСУ с этим не управятся, инициировать смещение соответствующих должностных лиц. Сложнее с КК, санация которого потребует радикального пересмотра политики государства преимущественно в отношении естественных монополий, которые перестройка ввергла в «рыночную стихию», тем самым позволив им выкручивать руки потребителям. Проще обстоит дело с так называемыми «локальными монополиями». Здесь можно воспользоваться более чем трехсотлетним опытом, например, Франции, где технико-технологические комплексы типа водоканала на конкурсных началах передаются предпринимателям в длительное доверительное управление. Блогер skarabey_a, прокомментировавший анализируемый мной материал, пишет: «Эффективные менеджеры» хотят жрать в три горла. Поэтому повышают цены на нефть, газ, электричество инфраструктуру, для добычи и транспортировки которых не они создавали, проживание в домах которые не они построили, товары и услуги которые не они произвели. Производство и сельское хозяйство развалили они же. Теперь разваливают образование и здравоохранение. Реформы везде закончились многократным подорожанием. Почему же в ЖКХ реформа должна закончиться снижением цен«?

Громадная страна превратилась в безжалостную машину для выкачивания денег, что породив столь уродливое явление как коррупция. Бороться с ней можно по-разному. Однако мы не сможем победить этот недуг до тех пор, пока не поймем, откуда он берется. Так вот, на мой взгляд, основная причина коррупции — это перестройка, самым радикальным образом изменившая ценностные ориентиры. Таких ориентиров при советской власти было много. Это, например, патриотизм, интернационализм и т. д. и т. п. Тех, кого интересуют подробности, могу отослать к призывам ЦК КПСС.

Читайте также:
Закон о суверенном интернете в России: что это значит, чем грозит, когда вступит в силу

Партия призвала экономику быть экономной. Но никто ничего не экономил. И, несмотря на это, всем всего хватало. Во всяком случае, голодных в СССР не было. Помню еще те времена, когда в столовых стояли титаны с горячим сладким чаем, а на столах лежал хлеб. Им ввиду отсутствия салфеток и вытирали руки. А колхозники хлеб увозили мешками кормить скотину. Потому что хлеб стоил копейки, а мясо — рубли. Итак, экономика, несмотря на причитания ЦК КПСС, продолжала оставаться неэкономной. И все же врачи нас лечили, учителя учили, режиссеры снимали чудесные фильмы. Н никто не задумывался о приработках.

Тем временем дискуссия рыночников с плановиками набирала обороты. Казалось бы, что мешало Горбачёву запустить НЭП-2? Но он предпочел перестройку, благодаря которой страна переключилась на обогащение. Правда, обогатиться удалось далеко не всем.
Больше всего повезло тем, кто оттяпал самые лакомые куски госсобственности. Например, добычу и продажу углеводородов, которые, казалось бы, никто в частную собственность не передавал. Можно было бы порассуждать о том, что усилиями Чубайса была приватизирована государственная Единая энергосистема, что национальным достоянием России стал Газпром. А можно ограничиться констатацией одного только факта: в итоге более 70% квартплаты падает на коммуналку, расходы на которую зависят от «рыночной» цены на газ.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Рост тарифов ЖКХ связан с ростом мировых цен на ресурсы жизнеобеспечения, как то вода, топливо, энергия и прочие. Но не в меньшей степени присутствует корпоративная солидарность управленцев госсектора, что слаженно обосновывают необходимость этого роста. Выявление «заговора смежников-монополистов» — работа для антимонопольных и иных структур. А для хозяйственных структур страны — вероятен, как в СССР, расчёт дотаций для, например, территорий, что необходимы для обороны и не способны окупить своё снабжение в сфере ЖКХ. Есть ли смысл брать на вооружение опыт «азиатских тигров», где массы населения живут в крохотных жилищах и тем рентабельней европейцев — даже думать не стоит, поскольку народ тотчас начнёт думать о соотношении валютной выручки в реальности и затрат на жизнеобеспечение населения, что является хозяином недр. И хорошо, если только думать, а не греться у костров.

Проблемы «голода и холода» способны взорвать любую страну. Век назад эти темы взорвали Российскую Империю, где за несколько дней рухнули и монархия, и церковь, и государственность. А до этого — рейтинги были очень высоки, причём столетиями.

Накапало

Как не переплачивать за коммунальные услуги, рассказали эксперты “Российской газеты”

Наш собкор из Омска Наталья Граф спрашивает: что делать человеку, который в своей платежке обнаружил рост тарифа с 1 июля больше предельных индексов? Например, в селе Кутузовка Чебаркульского района платеж за отопление вырос на 9 процентов.

Алексей Матюхин: Необходимо посмотреть, на сколько в целом увеличилась оплата за все коммунальные услуги. Потому что механизм ограничений позволяет за тот или иной вид ресурса повысить больше, чем это установлено, например на 7 или даже 10 процентов. Но итоговый совокупный платеж по сравнению с тем, сколько гражданин, к примеру, платил в декабре 2019 года, не должен измениться более, чем это разрешено правительством. То есть, если объединить тепло, воду, электричество, газ, получится не больше предусмотренного по Омской области.

За разъяснением лучше обратиться в органы Госжилнадзора. Насколько правильно начисляются платежи, можно выяснить и в ФАС. Мы проведем проверку соблюдения предельного индекса по субъекту РФ. Можно попробовать перепроверить правильность начисления через “калькулятор коммунальных платежей” на сайте ФАС.

Некоторые регионы объявили, что из-за пандемии не стали повышать отдельные тарифы. Когда их теперь могут поднять?

Алексей Матюхин: Тарифы по законодательству изменяются с 1 июля. Никакой другой даты не может быть. Но регион может принять решение об установлении с июля льготных тарифов для населения, которые могут равняться, например, тарифу 2019 года. Тариф для компаний повысился, а для граждан нет. И эту дельту компенсирует бюджет субъекта Федерации. Регион вправе через несколько месяцев отменить такой льготный режим, и у жителей подрастут платежи в квитанциях. Но плата граждан при этом все равно не должна измениться на процент, больше утвержденного правительством индекса.

Читайте также:
Народные облигации 2021: ожидания и реальность?

Светлана Разворотнева: Добавлю, что есть еще взносы за капитальный ремонт, которые устанавливаются не федеральным правительством, а в регионе. В прошлом году многие субъекты Федерации приняли решение об их росте, причем размер “прибавки” устанавливали сами.

Звучали предложения заморозить рост тарифов на год по России в целом из-за трудностей в экономике, вызванной пандемией.

Алексей Матюхин: Хотя повышение платы за ЖКУ происходит с 1 июля, решение об этом принимается в декабре 2019 года.

Долг из-за долгов

Вопрос нашего собкора из Башкирии Ольги Горюновой: будет ли в нынешних условиях рассмотрен вопрос об освобождении многодетных семей или оставшихся без работы от оплаты услуг ЖКХ либо об увеличении размера субсидий?

Светлана Разворотнева: На мой взгляд, освобождением, снижением или заморозкой платы за коммунальные услуги делу не поможешь. Во-первых, эта поддержка не адресная. Во-вторых, искусственное снижение платежей приводит к тому, что у предприятий не хватает средств на качественное предоставление услуг, проведение текущих ремонтов, подготовку к зиме. То есть в результате страдают те же потребители.

Самым лучшим инструментом помощи являются не льготы, а жилищные субсидии. Потому что они предоставляют эту помощь в зависимости не от категорий, а именно от нуждаемости. Например, вы можете быть многодетной матерью, но при этом иметь очень хорошо зарабатывающего мужа. К сожалению, сейчас субсидиями пользуются далеко не все граждане, имеющие на это право. Прежде всего из-за очень сложной процедуры оформления. Например, в Удмуртии некоторым категориям граждан, претендующим на субсидию, необходимо оформить и принести в МФЦ или соцзащиту 32 документа.

Другая проблема в том, что субсидия предоставляется только тем, у кого нет долгов за ЖКУ либо заключено соглашение о реструктуризации задолженности. Получается замкнутый круг. В период пандемии эту систему попытались поломать в ряде субъектов. Например, Москва и Волгоград начали выдавать субсидии при наличии долгов. Но процедура получения новых субсидий осталась сложной.

Отклонено 90% предложений о превышениях

Насколько тарифы для населения экономически обоснованны? Часто говорят, что мы платим меньше себестоимости.

Светлана Разворотнева: Тарифы везде разные. Где-то они действительно ниже обоснованного, например на Камчатке, на Дальнем Востоке. Там население платит меньше, и выпадающие доходы субсидируются региональными органами власти. Где-то это происходит завуалированно. У нас тарифы ниже, чем во многих странах Западной Европы, а платим мы по факту больше. Потому что воровство, теплопотери, неэффективная модернизация, изношенная коммунальная инфраструктура.

Есть те, кто за счет тарифов, я считаю, живут неплохо. Сейчас, слава богу, покончили с практикой, когда в качестве ресурсоснабжающей организации фигурировали предприятия, которым давали метр трубы. На эту трубу отдельный тариф, и участие посредника повышает стоимость услуг в два раза. Такие истории были на Дальнем Востоке, в Ленинградской области.

Алексей Матюхин: Установление тарифов – компетенция субъекта РФ. Но хотел бы обратить внимание, что есть не только желание региона или конкретной компании. Есть основа ценообразования, методические рекомендации, которые должны быть четко соблюдены.

В 2019 году был введен механизм согласований с ФАС превышений индексов, установленных правительством. В предыдущие годы около двух тысяч муниципальных образований на местном уровне согласовывали превышения в разы, в некоторых случаях – в десятки раз больше, чем правительство давало региону.

Нам поступил вал обращений от регионов, мы документы посмотрели и 92% из них вернули обратно. То есть на 90 процентов сократили превышения, которые планировались в этом году с 1 июля. Нам несли документы: “Мы планируем, возможно, в январе установить норматив такой-то. “. Или письма от глав крупных городов: возможно, мы планируем в июле или в августе 2020 года заключить концессионное соглашение, согласуйте нам рост тарифов на 35 процентов. Это как минимум несерьезно.

Хотелось бы обратить внимание, что мы не согласовываем процент повышения. А только возможность и наличие документов о том, что можно это повысить. А какой процент – просчитывают регионы. Ни одного отказа по той причине, что слишком сильно хотят повысить тарифы, от ФАС не было.

Читайте также:
Недвижимость летом дешевле - миф или реальность?

Счетчики – не панацея

После прошлой зимы было много вопросов – почему даже в экстремально теплую погоду жители должны платить за отопление по нормативам, рассчитанным на холодные зимы? Могут ли жители потребовать изменить нормативы, ссылаясь на то, что климат стал теплее?

Алексей Матюхин: Нормативы – это полная компетенция органа власти субъекта РФ. ФАС или другой федеральный орган не может что-то предписать. Есть постановление правительства об установлении нормативов. Если не ошибаюсь, нормативы пересматриваются не реже, чем раз в три года, либо если происходят какие-то точечные изменения по компании, по другим моментам.

Светлана Разворотнева: Изменение нормативов не всегда приводит к тем результатам, на которые надеется население. Тема изменения нормативов на отопление активно обсуждалась весь прошлый год. Минстрой принял методику расчета. Оказалось, что старые, ветхие, малоэтажные дома, которые реально потребляют очень много тепла, должны получить очень высокий норматив. Принятие таких нормативов пришлось отложить до января 2022 года.

Норматив всегда неизменен, какая бы погода ни стояла на улице. Он всегда несправедлив. Приборы учета – тоже не панацея. Потому что зачастую у нас из политических соображений устанавливают нормативы ниже реального потребления. И когда люди ставят прибор учета и видят, что стали потреблять больше, этот прибор моментально “выходит из строя”.

Тем не менее прибор устанавливать надо. А главное, нужна аппаратура, которая будет регулировать поступление тепла в дом. У нас было много обращений в начале года, связанных с перерасчетами за тепло. Люди справедливо говорят про теплую зиму. Но при этом не работает управляющая компания! Есть температурный график – какое количество тепла должно подаваться, если температура воздуха в таких-то пределах. Если управляющая компания за этим не следит, не составляет своевременно претензии, то поставщики “умывают руки”: “Такое количество тепла было связано с необходимостью обеспечить нормативное потребление в той или иной квартире”. Если человек, у которого перетопы, не составляет акты о том, что у него температура в квартире выше 24 градусов, потом уже доказать ничего невозможно.

Мусорные платежи

Много вопросов от читателей про перерасчеты. Жители Подмосковья исправно платят за ЖКУ, долгов нет – и вдруг в следующем месяце в приходит перерасчет на три тысячи рублей за мусор. В Калининграде водоканал прислал перерасчет за два года. Могут ли организации предъявлять счета на такие весьма приличные суммы задним числом?

Светлана Разворотнева: Перерасчеты по воде могут быть связаны с тем, что люди несвоевременно подают показания приборов учета. Если это не связано с несвоевременной передачей показаний, то мне трудно представить, какое может быть законное основание для перерасчета. С мусором тяжелая история. Вышли на рынок поставщики услуг, которые никогда на этом рынке не работали. Возможно, перерасчет связан с уточнением данных . Если есть сомнения, надо обращаться в ГЖИ.

Вопрос из Самары: как справедливее было бы назначать тарифы на вывоз мусора исходя из метража или количества проживающих?

Светлана Разворотнева: Не мне этот спор разрешить. К нам тоже приходит огромное количество писем от граждан с формулировкой, что мусорят не метры, а люди. Скорее всего, главной причиной такого подхода является простота администрирования платежей. Посчитать количество реально проживающих чрезвычайно сложно: зарегистрирован один человек, а живет 10.

Но больше всего возмущает людей невозможность пересчитать плату в случае неоказания услуги. Если человек уехал на лето на дачу, все равно ему будут приходить платежки за вывоз ТКО. И мы, общественники, и депутаты Госудумы неоднократно поднимали вопрос о необходимости ввести процедуру перерасчета. Однако до сих пор этого не сделано.

Дезинфекция или ремонт

Пандемия породила новые вопросы. Жалоба из города Киржач Владимирской области: управляющая компания взяла с жителей 21 тысячу рублей за дезинфекцию подъездов. Есть ли законные основания списывать эти расходы с жителей?

Светлана Разворотнева: Никаких законных оснований нет, потому что, если следовать Жилищному кодексу, все решения, касающиеся стоимости жилищных услуг, принимаются гражданами.

Расходов на дезинфекцию в минимальном перечне услуг по содержанию общедомового имущества просто нет. И когда региональные власти предписали проводить эти работы то, на мой взгляд, должны были определить источник финансирования. Было бы логично, если бы такие расходы шли из фондов на чрезвычайные ситуации, которые есть у регионов. К этому же призывал минстрой. В мае проводили мониторинг, и выяснилось, что минимум в 40 регионах, в том числе во Владимирской области, никакой помощи УК со стороны местных властей не было.

Читайте также:
Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки - что говорит закон

Управляющие компании были вынуждены самостоятельно решать эту проблему. И они ее решили за счет текущих ремонтов, за счет работ по подготовке к зиме. Поэтому есть опасения, что отопительный сезон мы встретим еще менее готовыми.

Газ на газ не приходится

Недавно было объявлено, что тарифы на газ вырастают с 1 августа на три процента. Почему не с июля?

Светлана Разворотнева: Речь идет о повышении цен для оптовых потребителей, которое не всегда происходит с 1 июля. На потребителей это сейчас никак не повлияет. Повышение оптовых цен закладывается при установке тарифа. По Московской области было принято решение о переносе сроков повышения тарифа на газ, но это было чисто социальное решение области.

В Москве в последние пару лет тариф на электроэнергию для тех, у кого электрические плиты, растет сильнее, чем для тех, у кого газовые плиты. Обычно это объясняется желанием уравнять тарифы.

Светлана Разворотнева: Это региональные решения. Наверное, у них есть какая-то логика. Для меня установка тарифов в Москве – это всегда загадка. Почему в Москве они всегда растут быстрее, чем по всей стране? Хотя сейчас тарифы в Москве подняли на 3,7 процента, заявку они, исходя из каких-то соображений, делали на 5 процентов.

Алексей Матюхин: Предельные платежи устанавливаются по методике, которая утверждена правительством. На самом деле они утверждены долгосрочно, там определенная формула. Туда вносятся показатели социально-экономического развития и другие моменты. Цифра повышения в первую очередь связана с социально-экономическим положением региона, развитием, активным строительством, реализацией программ комплексного развития и другими моментами.

Россиянам рассказали о возможных изменениях тарифов из-за перестройки ЖКХ

Представитель инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский в беседе с агентством «Прайм» рассказал о возможных изменениях тарифов после объявленной вице-премьером России Маратом Хуснуллиным реформы жилищного-коммунального хозяйства (ЖКХ).

По мнению специалиста, в результате анонсированной перестройки ЖКХ теоретически могут снизиться тарифы на некоторые виды коммунальных услуг. Андриевский отметил, что этом может произойти, если изменится система заключения договоров в электронном виде с организациями, предоставляющими услуги, например, водоотведения, отопления, электроснабжения, а также станет доступным механизм быстрой оплаты.

При этом, считает эксперт, по ряду других направлений возможно и повышение тарифов,« потому что будут сделаны капитальные вложения, и они должны будут как-то отбиваться». Он отметил, что все будет зависеть от вида коммунальных услуг.

Кроме того, Андриевский полагает, что в результате реформы качество обслуживания населения может улучшиться, однако многое будет зависеть от конкретного региона. По его мнению, в Москве и Санкт-Петербурге улучшение составит от 15 до 30 процентов, в других регионах — в два-три раза.

Ранее вице-премьер России Марат Хуснуллин сообщил, что концепцию перестройки российского ЖКХ утвердят в первом квартале 2022 года. По его словам, без перестройки данной отрасли невозможно повышение качества городской среды в полтора раза. При этом необходимо решить целый ряд задач, в том числе выработать новые подходы к расселению аварийного жилья.

всего: 583 / сегодня: 583

Комментарии /9

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП “Хутор”.

Путин попросил ФАС еще раз проверить рост тарифов ЖКХ

Люди постоянно обращают внимание на необоснованный, по их мнению, рост тарифов ЖКХ, сказал руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву президент России Владимир Путин. Случаев завышения все меньше – с 2016 г. их число сократилось почти в 3 раза до 498 в 2018 г., заверил Артемьев: дыры в законе закрыты, а многолетняя история, позволявшая муниципалитетам и регионам завышать тарифы, завершена. Если бы была завершена, люди на это не жаловались бы, поспорил с ним Путин.

В 2019 г. тарифы ЖКХ повышались дважды из-за роста НДС: первый раз – в январе на 1,7%, а второй – в июле на 2,4%. В последующие годы тарифы будут традиционно индексироваться один раз. Но в этом году у многих людей появилась новая строчка в квитанции или даже отдельная платежка – за отходы. В 2019 г. Россия (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) перешла на новую систему обращения отходов, и люди стали отдельно платить за вывоз мусора. Именно на этот тариф и жаловались президенту в ходе прямой линии жители Омска. Вице-премьер Алексей Гордеев заверял, что тарифы для населения за вывоз мусора в ближайшее время изменятся: люди будут платить не по нормативам, а за фактически накопленный мусор.

Читайте также:
Можно ли с собакой в метро и каковы правила перевозки

Потребители более чем вдвое переплачивают за коммунальные услуги, признавал сам Артемьев еще в марте 2019 г. Наиболее бедные слои населения тратили на оплату услуг ЖКХ в 2016–2018 гг. более половины всех расходов на услуги, говорилось в исследовании Аналитического центра при правительстве.

В 2018 г. ФАС проверила почти все региональные тарифные органы, выдала 86 предписаний, рассмотрено 225 заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В результате из валовой выручки регулируемых организаций было исключено необоснованных 17,5 млрд руб. (на 235% больше по сравнению с 2017 г.), отметил он, это позволило довести тарифы до экономически обоснованного уровня, снизив необоснованную тарифную нагрузку на потребителей, в том числе людей.

Реальные располагаемые доходы замедлили падение

Предприятия ЖКХ остаются убыточными. С 2010 г. расходы предприятий коммунального сектора стабильно больше их доходов, указывали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), главная проблема – в тарифах на коммунальные ресурсы, не покрывающих текущие издержки.

Инвесторы обычно интересуются ЖКХ, поскольку это монополия с практически гарантированным сбытом, но в России случаи привлечения финансовых средств единичны, пишет ЦСР. С начала года в ЖКХ было заключено только три концессии (всего действующих в ЖКХ концессий – 146), подсчитывала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в июне. В 2020 г. инвестиции в секторе коммунальных концессий будут только снижаться, ждут аналитики НАКДИ. При таких условиях у инвесторов нет желания вкладывать деньги в отрасль, за которую борются инвесторы в других странах, говорит исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик.

Коммунальный платеж не должен быть слишком высоким для людей, согласен заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн. Но система водоснабжения и водоотведения нуждается в модернизации: исходя из данных Росстата нормативам соответствует лишь 60% воды, которая поставляется водоканалами. Инфраструктура в ЖКХ – от сетей до котельных – изношена в среднем на 90%, сообщала ранее управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова, деньги на новую неоткуда взять, кроме как из тарифов. В водоснабжении и водоотведении финансовая ситуация и вовсе критическая, предупреждали аналитики ЦСР.

За электроэнергию население платит ниже ее себестоимости. Разницу энергетическим компаниям компенсирует бизнес через повышенные платежи: это стоит ему около 250 млрд руб. в год. Системой недовольны крупные промышленные предприятия, на которые ложится большая часть дополнительных затрат. Электричество занимает 14% всех платежей за ЖКУ, или около 1,4% совокупного семейного дохода российского домохозяйства, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. И снижение цен на электроэнергию для населения экономически нецелесообразно, считает он.

Тепло же населению обходится дорого из-за того, что его потребление слишком велико, говорит руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Нужно не повышать тариф, а, например, снижать потребление, реконструируя многоквартирные дома, считает она.

Тарифы – это инструмент, балансирующий необходимые затраты с интересами населения, сказала Бик. Если население не может потянуть определенный уровень тарифов, нужно жить по средствам, но честно предупреждать, что модернизация коммунальной инфраструктуры будет осуществляться не в полной мере, говорит она. Пока же потребности на обновление устаревших сетей со стороны региональных и муниципальных властей рассчитываются по максимуму, в итоге тариф нужен высокий, а когда инвестор начинает работать, он сталкивается с протестом населения и снижением тарифа, заключает Бик.

Читайте также:
Что означает свидетельский иммунитет? Понятие и виды

Прокурорская проверка: удастся ли президенту остановить рост тарифов ЖКХ

Глава государства Владимир Путин обратил внимание прокуроров на необоснованный рост коммунальных тарифов. Для жителей ряда регионов расходы на коммуналку оказались неподъёмными. Люди вынуждены были выходить на несанкционированные митинги с требованиями убрать нули из платёжных документов.

Граждане вздохнули с облегчением, когда узнали, что президент обратил внимание на эту проблему. Они надеются, что ему «удастся навести порядок на коммунальном рынке».

О том, стоит ли ждать пересмотра коммунальных тарифов в обозримом будущем, — в материале ForPost.

Разорительная зима

Напомним, на прошлой неделе на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры президент Владимир Путин обратил внимание на проблему неоправданного роста тарифов ЖКХ и низкое качество обслуживания в этой сфере.

В своём выступлении глава государства отметил, что остаётся «достаточно много острых, чувствительных для граждан вопросов». В их числе удорожание коммунальных услуг. Иногда, подчеркнул президент, наблюдается «неоправданный рост тарифов». Поэтому в решении данных проблем Владимир Путин рассчитывает «на принципиальную позицию прокуроров, основанную на соблюдении законов».

Это заявление президента многие граждане сравнили с ветром перемен. Ранее Путин уже вмешался в ситуацию с ценообразованием на продовольственном рынке. В результате до апреля установлены максимально допустимые цены на сахар и подсолнечное масло, а также заморожен рост цен на яйца и мясо птицы. Россияне надеются, что вмешательство главы государства приведёт и к заморозке коммунальных тарифов.

Ранее ForPost уже писал о том, что жители ряда регионов в этом году не смогли оплачивать коммуналку. Людям с января по март ежемесячно выставляли счета на сумму в 10–12 тыс. рублей. Жители Башкирии вышли на митинг с требованием решить проблему роста коммунальных тарифов, а в Подмосковье была введена рассрочка: люди по частям несколько месяцев гасят крупный платёж.

В беседе с корреспондентом ForPost эксперты объясняли, что коммуналка резко подорожала из-за аномально холодной зимы. Согласно их расчётам, ноябрь-декабрь, декабрь-январь по сравнению с предыдущими тремя годами были холодными. Превышение по теплу между ноябрём и декабрём составило примерно 42%. Коммунальные предприятия сегодня делают перерасчёт, чтобы компенсировать потери за перерасход тепла.

Однако президент не до конца поверил в версию о холодной зиме. Он попросил прокуроров более внимательно и детально изучить возникшую ситуацию.

ФАС контролирует, но этого недостаточно

Заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, один из авторов законопроекта о введении оплаты капремонта собственниками Павел Качкаев в беседе с корреспондентом ForPost подчеркнул, что тема, которую затронул президент, «непростая».

«Безусловно, контроль (за формированием коммунальных тарифов) должен быть усилен. Формируется тариф с подачи регионов. Субъекты собирают затраты ресурсоснабжающих организаций, защищают тариф в территориальных тарифных комиссиях, потом все данные перенаправляются в ФАС. После чего антимонопольное ведомство подготавливает постановление правительства (об увеличении тарифов).

На низшем уровне может происходить необъективный подсчёт затрат: кто-то рисует затраты, которых на самом деле не существует. В этой части формирования тарифа контроль нужно однозначно ужесточать», — выразил своё мнение Качкаев.

Ранее в беседе с корреспондентом ForPost первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль», ведущий юрист ЦИК Всероссийского Совета местного самоуправления Сергей Сохранов подчеркнул, что на данный момент «нет единого правила», согласно которому тарифы могли бы одномоментно подняться по всей стране. Каждый регион устанавливает свой тариф на тепло, электроэнергию и т. д.

Основное правило, которое должны соблюдать регионы, — рост коммунальных платежей граждан не должен превышать уровня инфляции в 4%. В рамках этого коридора каждый субъект федерации устанавливает свой тариф, который складывается из затрат на модернизацию энергосетей, производство и транспортировку ресурса, поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры ресурсоснабжающей организации.

Поэтому Качкаев не исключает, что вмешательство президента может привести к корректировке тарифов в некоторых регионах.

«В правиле о том, что общий коммунальный платёж не должен превышать уровня инфляции, есть лазейка. На инвестиционную программу регион может устанавливать повышенный рост тарифов. На мой взгляд, нужно сейчас проверять все инвестиционные программы регионов, смотреть, на сколько процентов они выполнены. Если программа не выполнена, то лишнюю сумму нужно изымать из тарифа», — уверен Качкаев.

Он сомневается, что вмешательство главы государства в дела коммунальные приведёт к снижению тарифа. Если он будет ниже себестоимости, ресурсоснабжающие организации станут убыточными. Это приведёт к критической ситуации на коммунальном рынке. На это никто никогда не пойдёт.

Читайте также:
Доверенность на вождение автомобиля: образец, как оформить, когда нужна

Точечное явление

Председатель СРО «Коммунальная энергетика» Василий Михайлов отметил: система формирования коммунальных тарифов «в нашей стране давно отработана». Поэтому вряд ли повышенное внимание президента к коммунальной отрасли «приведёт к кардинальному её пересмотру».

«Сегодня точечно на местах существуют ошибки при формировании тарифа, как в сторону завышения, так и в сторону понижения. Я думаю, что президент в своём выступлении имел в виду именно это. Принципиальных изменений к подходу формирования тарифов из уст главы государства не прозвучало. Нового ничего привнести в эту систему не удастся. Её нужно только совершенствовать», — сказал Михайлов.

С ним согласен генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский. В беседе с корреспондентом ForPost он подчеркнул, что тарифные компании «из года в год повторяются». ФАС «жёстко контролирует этот вопрос» и в большинстве случаев «пресекает необоснованный рост тарифов».

«Поэтому я не думаю, что цены на коммунальные услуги будут заморожены. Это нелогично, это противоречит законам рынка и приведёт к накоплению негативных факторов. Точечные факты необоснованного роста тарифов выявляются почти ежегодно. Это рутинная работа, которой занимаются прокуроры», — подчеркнул Листовский.

Отсрочить или платить?

Эксперты считают, что глава государства не случайно в марте обратил внимание на проблему коммунальных тарифов. В 2020 году произошло резкое падение доходов населения из-за коронавирусных ограничений. В этом году неожиданным сюрпризом для коммунальщиков стала аномально холодная зима. Потери за перерасход тепла компенсировать надо оперативно, в том числе из-за перехода на новую методику расчёта.

Сейчас начисление платежей стали производить на фактический объём тепла, потреблённый домом согласно показаниям теплосчётчика, то есть только в течение отопительного периода, который в некоторых регионах длится 7–8 месяцев. Таким образом, большинство регионов перешли от формата 1/12 к формату платежей 1/8.

По оценке экспертов, смена формата платежей произвела два эффекта: первый — это рост платежей, а второй — выгода для ресурсоснабжающей организации, так как период сбора платежей сократился на 4–5 месяцев. Поэтому зимой в квитанциях граждан стали появляться астрономические суммы.

«На март этого года задолженность населения за коммунальные платежи составляет примерно полтриллиона рублей. Этот долг жителей нашей страны не такой смертельный при обороте всей отрасли ЖКХ на сумму 4 трлн рублей. Но он всё равно существенный. Поэтому коммуналку нужно оплачивать своевременно. Сейчас нужно проработать вопрос адресных квот, вводить повсеместно отсрочку платежей за коммунальные услуги не стоит», — уверен зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский также считает, что введение отсрочки по платежам за коммуналку не станет панацеей при решении проблемы задолженности населения.

Он уверен: отсроченные платежи — это оказание адресной помощи, о которой говорил Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры. Этот механизм необходимо внедрять «только в регионах с бедственным положением». Во всех субъектах РФ им пользоваться «не имеет смысла».

За отсроченные платежи по коммуналке кто-то должен заплатить ресурсоснабжающим организациям. Коммунальный ресурс — дорогостоящий. Его поставщики где-то должны найти денежные средства, чтобы закрыть свои кредиторские задолженности, рассчитаться по счетам с генерирующей компанией.

Листовский отметил, что прерывать эту цепочку нельзя, так как «чудес на коммунальном рынке не бывает».

Эксперты сошлись во мнении, что после вмешательства президента и прихода весны градус коммунального недовольства граждан «будет понижен». Скоро из квитанций исчезнет графа «Отопление». Сумма в счетах за коммуналку уменьшится более чем вполовину.

И казалось бы, всё хорошо, если бы не одно «но».

Ранее академик РАН Владимир Мельников сообщил ТАСС, что Россия «вступила в цикл 30 холодных зим». Учёный отметил, что в ближайшие 30 лет в среднем похолодает на 1,5–2 градуса. Трескучие морозы никак не отразятся на процессах глобального потепления, но больно ударят по кошелькам россиян.

Этот год показал: чем холоднее зима, тем дороже коммуналка. Поэтому россиянам следует вновь жить по советам прабабушек: готовь деньги летом, чтобы зимой было чем рассчитываться за коммуналку. По такому жизненному правилу, если верить учёному, мы будем жить ещё минимум треть века.

Читайте также:
Штраф за безбилетный проезд в автобусе в 2021 году

Рост тарифов ЖКХ пора остановить

Есть способы сделать так, чтобы «коммуналка» не била по карману жителей Башкирии

Проблема запредельных платежей за отопление, остро стоявшая в Башкирии в начале года, летом по известным причинам потеряла актуальность. Между тем уже идет подготовка к новому отопительному сезону, но выводы из ситуации, заложниками которой жители республики оказываются не первую зиму, так и не сделаны, а предложения оппозиционных депутатов, прежде всего коммунистов, по снижению платежей остаются без внимания.

Чего ждать зимой

На августовской оперативке в правительстве исполняющий обязанности министра ЖКХ Алан Марзаев рассказал, как республика готовится к зиме, старательно перечислив перечень предстоящих работ. Среди отчетов о совещаниях, испытаниях и проверках, внимательные зрители не заметили главного – что будет сделано, чтобы жильцы больше не получали платежки с нереальными суммами за отопление? Даже глава Башкирии Радий Хабиров предостерег Марзаева от повторения «ошибок прошлой зимы». Пока планируется до конца текущего года установить в 40 многоквартирных домах Уфы 78 устройств автоматического погодного регулирования, которые, по мнению чиновников, позволят снизить фактический расход тепловой энергии на 15–20%. Даже если приборы действительно окажутся полезными, погоды они не сделают, ведь в республике более 18 тыс. многоквартирных домов. Правда, Госсобрание предложило внести в Госдуму законопроект, согласно которому ресурсников за некорректные начисления ждут штрафы до 350 тыс. рублей, но пока неясно, будут ли реализованы эти намерения.

В выигрыше только монополии

Минувшей весной депутаты Госсобрания Башкирии от КПРФ и ЛДПР создали межфракционную группу по расследованию роста тарифов. Парламентарии пришли к выводу, что главной причиной роста тарифов на отопление в 3 раза за последние 10 лет в Башкирии стала утрата контроля республики за активами «Башкирэнерго», которые разделили между собой ПАО «Интер РАО» и АФК «Система». В этих условиях правительство региона не может контролировать цены на услуги, а корпорации обогащаются за счет народа.

– Мы предлагаем развивать конкуренцию на рынке теплоснабжения, один из путей – использование автономных котельных для обслуживания одного или нескольких домов, возможно, целого микрорайона. Добиться снижения платы за тепло вполне реально: есть положительный опыт одной из уфимских управляющих компаний, где жители платят не более 800 рублей за гигакалорию при тарифе БашРТС – 2198 рублей. Наша принципиальная позиция – вернуть ресурсоснабжающие организации в собственность республики, – пояснил первый секретарь рескома КПРФ Юнир Кутлугужин.

По словам депутата Госсобрания от ЛДПР Вячеслава Рябова, парламентская группа обращалась в Правительство РФ с предложением заморозить тарифы ЖКХ в 2021 году, поскольку у многих уже нет возможности их оплачивать. Спикер республиканского парламента, единоросс Константин Толкачев назвал эту инициативу «хайпом и пиаром», а в июле коммунальные услуги в Башкирии вновь подорожали на 3–5%. Председатель госкомитета РБ по тарифам Светлана Бурдюк, выступая перед членами профильного парламентского комитета, предложила называть повышение тарифов «изменением», власти считают своей заслугой то, что тарифы не выросли в первой половине 2021 года.

Долги отдадут коллекторам

По мнению лидера компартии Геннадия Зюганова, плата за «коммуналку» не должна превышать 10% дохода российской семьи. Согласно данным Росстата, россияне уже задолжали ресурсникам и управляющим компаниям 276 млрд рублей. Тем временем Минстрой подготовил проект поправок, разрешающих привлекать коллекторов к взысканию долгов физлиц по ЖКХ, идею поддержали в Минэкономразвития, в профильный комитет Госдумы документ еще не поступал, но высоки шансы, что его одобрит парламентское большинство.

Напомним, в прошлые годы депутаты Госдумы от КПРФ неоднократно обращались в Генпрокуратуру, МВД и Роспотребнадзор с требованиями усилить контроль за деятельностью коллекторов, которая нередко приводила к человеческим жертвам.

Знаете больше? Есть информация, которой вы можете поделиться? Напишите нам

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: