Стоячие места в самолете: дизайн, мнения, появятся ли в России

Почему в самолетах не бывает стоячих мест

Автор фото, Aviointeriors.it

Итальянское дизайнерское бюро Aviointeriors разработало стоячие места для самолетов

В российской прессе циркулируют слухи о том, что авиакомпания-лоукостер “Победа” задумалась о введении на своих рейсах стоячих мест. Источник слухов предпочел остаться анонимным, но о том, что мировые лоукостеры мечтают о таком нововведении, известно давно.

Более того, такие кресла уже существуют. Итальянское дизайнерское бюро Aviointeriors представило их еще несколько лет назад. В них пассажир будет находиться в полусидячем положении – стоять на ногах, но опираться на мягкую спинку и небольшой выступ, на который можно слегка присесть.

По словам производителей, новые кресла в два раза легче обычных и позволят уплотнить рассадку настолько, что пассажировместимость увеличится на 20%.

  • Опускать спинку кресла в самолете – невежливо?
  • Как подготовиться к авиакатастрофе? Инструкция для пассажиров
  • Как научиться засыпать в самолете: хитрости, секреты, уловки

“Победа”, если только она действительно всерьез рассматривает такую возможность, не первый перевозчик, который хочет поставить пассажиров. Раньше подобные идеи высказывали китайская компания Spring Airlines и ирландская Ryanair.

Сторонники нововведений считают, что такие кресла, которые сочетают в себе “удобство” стенки и велосипедного седла, тем не менее будут достаточно комфортными для тех, кто хотел бы сильно сэкономить на рейсах продолжительностью час-два. Они утверждают, что дешевые стоячие места сделают перелеты доступными для тех, кто не мог себе этого позволить.

Последствия турбулентности на борту “Аэрофлота”

Логика авиаперевозчиков понятна – увеличение вместимости на 20% окупит расходы по переоборудованию самолетов. Но у этой идеи есть несколько отрицательных сторон, и эти проблемы нужно будет решать.

Недостатков больше чем достоинств?

Главной проблемой введения таких кресел являются законы. В России действующие федеральные авиационные правила требуют иметь на всех воздушных судах кроме аэростатов “кресло или спальное место для каждого лица старше двух лет”, а на кресле “поясной привязной ремень для каждого члена экипажа и пассажира, а также удерживающие ремни на каждом спальном месте”.

  • Борьба за подлокотники на самом неудобном месте в самолете
  • Имеете ли вы право пересесть на другое место в самолете
  • Как сделать многочасовое воздушное путешествие менее утомительным

Стоячие места сложно оборудовать ремнем, и на представленных прототипах этот ремень не смонтирован. Это главная проблема внедрения подобных кресел: ремни безопасности – вопрос безопасности пассажира, и поступаться такими требованиями вряд ли решится хоть одно авиационное агентство.

Ремни нужны не только в ситуациях, когда самолет совершает аварийную посадку. Во время полета на эшелоне лайнеры попадают в зоны турбулентности, порой – довольно сильной. Так, год назад, десятки пассажиров рейса “Москва – Бангкок” из-за сильнейшей турбулентности получили травмы, у некоторых пострадавших были диагностированы множественные переломы.

Генеральный директор компании “Инфомост-Консалтинг” Борис Рыбак в разговоре с Би-би-си пояснил, что даже если авиакомпания захочет получить самолеты с такими местами, ей как минимум придется добиться того, чтобы самолетостроительные корпорации сертифицировали такие “кресла”. Те, в свою очередь, столкнутся с очень серьезными проблемами.

“Сертификация таких посадочных, или, вернее, “стояночных” мест займет от пяти до семи лет. Быстрее никак не сделать. Аналогов нет, сертифицирующие органы совершенно к этому не готовы. Я думаю, они будут стеной стоять против”, – сказал эксперт.

“За 105 лет развития авиации этого не случилось, и для того, чтобы это случилось, нужно предпринять неимоверные усилия, и уж конечно не “Победе”. Производитель самолетов, будь то Boeing или Airbus, начнет разговор о таком проекте, если будет заказчик от тысячи самолетов”, – считает Рыбак.

По его словам, шансов на то, что такое нововведение будет когда-нибудь принято, очень мало – ведь даже в рейсовом междугороднем автобусе запрещается стоять, что уж говорить о самолете.

Читайте также:
Депутаты предлагают ввести почасовую оплату труда вместо МРОТ

О нецелесообразности введения стоячих мест агентству РИА Новости заявила и российская авиакомпания “ЮТэйр”.

“ЮТэйр” провел замеры салона и выяснил, что в стоячих креслах пассажирам будет мешать багажник для ручной клади. При этом самый экономичный тариф “Лайт” включает ручную кладь 10 килограммов, и авиакомпания не планирует отказывать пассажирам в провозе ручной клади”, – заявил президент авиакомпании Павел Пермяков.

Что ждет россиян с появлением «стоячих мест» в самолете

Источник в авиакомпании «Победа» сообщил, что лоукостер планирует использовать «стоячие кресла» в случае их сертификации и соответствия требованиям безопасности. Внедрение «полетов» стоя позволит увеличить вместимость самолетов на 20-30% и, соответственно, снизить цены на билеты. Официальные представители компании не подтвердили и не опровергли сообщения о предстоящем переоборудовании салонов, но заявили, что работают над увеличением количества дешевых билетов и эффективности каждого рейса.

Так что, вероятней всего, в ближайшее время многие из нас полетят стоя, с интересом наблюдая за дремлющими в своих креслах другими пассажирами. EG.RU разбирается, что нас ждет, если «стоячие билеты» станут реальностью.

Ковбои в воздухе

Дизайн «стоячих» авиамест, напоминающих сёдла наездников, разработал ведущий производитель самолётных кресел – итальянская фирма «Aviointeriors».

Сама идея возникла довольно давно. Первые проекты подобного рода салонов представила авиакомпания «Airbus» еще в 2006 году. Но тогда случился скандал, и известная корпорация, сохраняя своё лицо, поспешила отказаться от оригинальной идеи.

В 2009 году к теме «стоячих» мест решили вернуться самый знаменитый европейский лоукостер RyanAir и китайская компания Spring Airlines. Причем, если в RianAir пассажирам готовы были предложить просто «держаться за поручень», как в автобусе или метро, то китайцы оказались не готовы отказаться от ремней безопасности – они должны были крепиться на бедрах. Картинка выходила забавная.

Уже через год «Aviointeriors» представили первую модель подобного рода кресел на выставке Aircraft Interiors Expo – 2010 в Гамбурге. Но тогда эти модели забраковало Федеральное управление гражданской авиации США.

Восемь лет ушло на доработку, и затем в Гамбурге итальянские креслостроители показали усовершенствованное седло-стояк для авиапассажиров с красивым названием Skyrider 2.0. От предыдущих разработок новую отличает большее внимание к безопасности. Теперь каждый ряд Skyrider должен быть закреплен двумя вертикальными стойками, проходящими между сиденьями. Кроме того, у модели есть два подлокотника и даже мягкая обивка на уровне бедер. Таким образом, почти все пожелания Американского Федерального Управления были удовлетворены.

Весь полёт в этих креслах пассажир будет фактически стоять, только немного облокачиваясь на спинку. Но в «Aviointeriors» убеждены, что это будет не простое, а весьма комфортное «стояние» в воздухе. «Вы будто сидите в седле. Ковбои могут находиться в нем часами, поэтому и пассажиры смогут», – уверяют нас эти специалисты по эргономике. Таким образом, – говорят они, – будет достигнута «ультравысокая плотность в салоне».

Расстояние между стоячими местами составляет 23 см вместо 28 см в обычном экономклассе. Это позволит «уплотнить» рассадку примерно на 20%. Впрочем, в деле уплотнения это далеко не предел. В своё время Airbus предлагал увеличить число мест с 500 до 850.

Есть и еще одно преимущество. Места-сёдла весят в два раза меньше классических кресел, и это тоже уменьшает затраты на перелёт. Так что с точки зрения экономии всё выглядит очень убедительно.

На сегодняшний день разработками итальянских дизайнеров заинтересовались всё та же Ryanair и колумбийская авиакомпания Viva Colombia. Будет ли «Победа» третьей в этом списке, покажет ближайшее время. По крайней мере, до сих пор цены на билеты у отечественного лоукостера были процентов на 20-50 выше, чем у их европейских коллег. И стоячие места тут вряд ли помогут.

Читайте также:
Имущественный налоговый вычет на квартиру и новые правила - играем в свою пользу: история читателя

Мнение экспертов

Перспектива введения стоячих мест в самолётах вызвала ажиотаж в СМИ, но, похоже, не слишком радует специалистов. Так, космонавт-испытатель и заслуженный летчик-испытатель, генерал-майор Магомед Толбоев с улыбкой признаётся:

«Мне стало смешно, итальянцы, отстали от дагестанцев лет на 30. Первыми летали стоя в самолетах дагестанские пассажиры – так руководство зарабатывало деньги. Естественно, средства шли в карман авиакомпании и пилотам. Раньше говорили: «Трамвай летит Махачкала-Москва», а итальянцы только сейчас догадались об этом. Вот по нормам безопасности этого делать нежелательно, толкучка, теряется пространство у пассажиров. Если что-то случится – будет давка, это неприемлемо».

Еще резче высказывается заслуженный пилот России Виктор Саженин:

«Возможно, час полета в таком ковбойском кресле – как в трамвае доехать. Но ведь на взлете и посадке тоже придется стоять. А это не просто не здорово. Посадка может быть и грубой. Со всеми вытекающими последствиями».

Западные эксперты в основном согласны со своими российскими коллегами. Их, прежде всего, смущает, что в случае непредвиденных обстоятельств пассажиры на «местах-сёдлах» могут создать дополнительную угрозу безопасности пассажирам сидящим, которые купили более дорогие билеты.

Социальные последствия

Внедрение «стоячих мест» в самолётах может иметь к тому же и знаковые социальные последствия. Как любое проявление неравенства, оно неизбежно станет дополнительным свидетельством общественного разделения и имущественной дискриминации, которой и без того хватало в нашем мире, но которая была все же достаточно смягчена и смикширована в авиационной отрасли. На рейсах европейских лоукостеров уже случались скандалы с избыточным весом пассажиров, объемом ручной клади и т.п., и они в известной степени посягали на принцип равных условий для людей, получивших билет на один и тот же рейс в один и тот же класс. Появление «стоячих» пассажиров способно только усугубить эти проблемы.

Поэтому хочется надеяться, что российская «Победа» найдёт другие способы увеличить экономическую эффективность своих перелётов. Однако время покажет. Тот же Виктор Саженин не исключил, что, после всех испытаний и доработок, через пять-десять лет «стоячие места» при перелётах на небольшие расстояния станут столь же привычны, как и в городском транспорте. Но пока до этого далеко.

В самолетах появятся спальные отсеки и стоячие места

В недалеком будущем пассажиры смогут подходить к выбору эконом- или бизнес-класса более рационально, ведь лететь можно будет не только сидя, но лежа или даже стоя. С подробностями – «Вестник АТОР».

ЛЕТИМ ЛЕЖА

Кто из нас, особенно на дальних многочасовых перелетах не мечтал вытянуться и удобно поспать, но габариты пассажирского места в обычном салоне не позволяют такой роскоши. Авиакомпании постоянно пытаются решить эту проблему не только из-за стремления обеспечить бОльший комфорт своим клиентам, но и чтобы создать на борту новые сервисы на продажу.

Кажется, «золотая середина» найдена. AIrbus при участии специалистов из Zodiac Aerospace спроектирует в грузовых трюмах своих лайнеров спальные отсеки, где будут установлены двухъярусные кровати, а также пространства для отдыха пассажиров, в том числе, детские комнаты.

Сменные модули, как отмечают представители авиаконцерна, «предлагают новые возможности для пассажиров и позволяют авиакомпаниям дифференцировать и повышать ценность своих коммерческих операций». По замыслу разработчиков, модули – спальные, конференц-зал, спортивные (тренажеры), детские игровые или релаксирующие (мягкие расслабляющие диваны и кресла) могут быть взаимозаменяемыми: авиакомпании смогут ставить их самостоятельно, в зависимости от рейса, аудитории и спроса пассажиров.

«На дальнем рейсе авиакомпания может потенциально сдать в аренду каждое из этих мест нескольким пассажирам в разных временных интервалах во время полета. Таким образом, предложение эконом-класса потенциально может быть дополнено спальной кроватью», – говорят в Airbus.

Подобные решения, в первую очередь, спальные отсеки будут представлены в каталоге Airbus в 2020 году для модели A220, и компания изучает, следует ли предлагать их и для комплектации A250 и А330.

Читайте также:
Ложный вызов экстренных служб: ответственность и штрафы

Отметим, что изначально купить билет на «лежачее» место пассажиры не смогут. Кроме того, во время взлета или посадки доступ в грузовую зону будет закрыт.

При этом производитель самолетов опровергает утверждение, что в грузовом отсеке будет сильно холодно. Как поясняют в Airbus, в трюме такое же давление, как и в кабине, ну разве что «посвежее».

«Кондиционированный воздух направляется из кабины, поэтому к моменту, когда он достигает грузовых областей, он немного охлаждается. В случае обычных грузов температура в багажном около +7C, но в том отсеке, где перевозятся животные, воздух может нагреваться выше 18° C. Контролировать нужный температурный режим – не проблема», – подчеркивают в Airbus.

ЛЕТИМ СТОЯ

Есть и более бюджетные варианты: идея стоячих мест на борту самолета обсуждается не первый год. Итальянская Aviointeriors решила по своему обыграть «стоячий формат», взяв за основу седло наездника (Skyrider).

Ряд «полусидений» будет закреплен вертикальными стойками, на уровне бедер будет расположена мягкая обивка, которая позволит пассажиру не испытывать дискомфорт. Тем не менее, сидеть в таком кресле будет невозможно: можно только стоять, облокотившись на подлокотники. Новые кресла, которые два раза легче стандартных сидений, позволяют увеличить пассажировместимость самолета на 20%, а значит, продать больше билетов на рейс. В этом случае ширина между рядами кресел составит не 28 дюймов, как сегодня практикуется у лоукостеров (порядка 70 см), а уже 23 дюйма (около 60 см). По правилам ИКАО, в эконом классе рекомендуется устанавливать шаг кресел в 30 дюймов (76 см).

Идея Skyrider не понравилась потенциальным пассажирам и пилотам, которые бурно обсуждают новинку в сети. По их мнению, такие кресла не подходят для тех, кто путешествует с маленькими детьми, или для тучных людей и вообще для путешественников «нестандартных размеров». «Эти сиденья выглядят как машины для создания сгустков крови», – емко подметил один из пользователей.

Другие пользователи зарубежного сегмента сети, представляющиеся сотрудниками авиакомпаний, в голос говорят о том, что такие новинки – из разряда «хайпа», а в реальной практике они просто не пройдут из-за требований авиационной безопасности и не смогут применяться авиакомпаниями при существующих международных регламентах и нормативной базе.

Еще больше интересных материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости “Вестника АТОР” также можно, подписавшись на нашу страничку в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале “Академия АТОР”

Почему в самолетах не бывает стоячих мест

В российской прессе циркулируют слухи о том, что авиакомпания лоукостер «Победа» задумалась о введении на своих рейсах стоячих мест. Источник слухов предпочел остаться анонимным, но то, что мировые лоукостеры мечтают о таком нововведении, известно давно.

Более того, такие кресла уже существуют. Итальянское дизайнерское бюро Aviointeriors представило их еще несколько лет назад. В них пассажир будет находиться в полусидячем положении — стоять на ногах, но опираться на мягкую спинку и небольшой выступ, на который можно слегка присесть.
По словам производителей, новые кресла в два раза легче обычных и позволят уплотнить рассадку настолько, что пассажировместимость увеличится на 20%.

«Победа», если только она действительно всерьез рассматривает такую возможность, не первый перевозчик, который хочет поставить пассажиров. Раньше подобные идеи высказывали китайская компания Spring Airlines и ирландская Ryanair.

Сторонники нововведений считают, что такие кресла, которые сочетают в себе «удобство» стенки и велосипедного седла, тем не менее будут достаточно комфортными для тех, кто хотел бы сильно сэкономить на рейсах продолжительностью час-два.
Они утверждают, что дешевые стоячие места сделают перелеты доступными для тех, кто не мог себе этого позволить.
Логика авиаперевозчиков понятна — увеличение вместимости на 20% окупит расходы по переоборудованию самолетов. Но у этой идеи есть несколько отрицательных сторон, и эти проблемы нужно будет решать.

Читайте также:
Как получить лицензию на оружие?

Недостатков больше чем достоинств?
Главной проблемой введения таких кресел являются законы. В России действующие федеральные авиационные правила требуют иметь на всех воздушных судах кроме аэростатов «кресло или спальное место для каждого лица старше двух лет», а на кресле «поясной привязной ремень для каждого члена экипажа и пассажира, а также удерживающие ремни на каждом спальном месте».

Стоячие места сложно оборудовать ремнем, и на представленных прототипах этот ремень не смонтирован.
Это главная проблема внедрения подобных кресел: ремни безопасности — вопрос безопасности пассажира, и поступаться такими требованиями вряд ли решится хоть одно авиационное агентство.

Ремни нужны не только в ситуациях, когда самолет совершает аварийную посадку. Во время полета на эшелоне лайнеры попадают в зоны турбулентности, порой — довольно сильной. Так, год назад, десятки пассажиров рейса «Москва — Бангкок» из-за сильнейшей турбулентности получили травмы, у некоторых пострадавших были диагностированы множественные переломы.

Генеральный директор компании «Инфомост-Консалтинг» Борис Рыбак в разговоре с Би-би-си пояснил, что даже если авиакомпания захочет получить самолеты с такими местами, ей как минимум придется добиться того, чтобы самолетостроительные корпорации сертифицировали такие «кресла». Те, в свою очередь, столкнутся с очень серьезными проблемами.

  • Сертификация таких посадочных, или, вернее, «стояночных» мест займет от пяти до семи лет. Быстрее никак не сделать.

Борис Рыбак
Генеральный директор компании «Инфомост-Консалтинг»
«Аналогов нет, сертифицирующие органы совершенно к этому не готовы. Я думаю, они будут стеной стоять против», — сказал эксперт.

«За 105 лет развития авиации этого не случилось, и для того, чтобы это случилось, нужно предпринять неимоверные усилия, и уж конечно не “Победе”. Производитель самолетов, будь то Boeing или Airbus, начнет разговор о таком проекте, если будет заказчик от тысячи самолетов», — считает Рыбак.
По его словам, шансов на то, что такое нововведение будет когда-нибудь принято, очень мало — ведь даже в рейсовом междугороднем автобусе запрещается стоять, что уж говорить о самолете.
О нецелесообразности введения стоячих мест агентству РИА Новости заявила и российская авиакомпания «ЮТэйр».

«ЮТэйр» провел замеры салона и выяснил, что в стоячих креслах пассажирам будет мешать багажник для ручной клади. При этом самый экономичный тариф «Лайт» включает ручную кладь 10 килограммов, и авиакомпания не планирует отказывать пассажирам в провозе ручной клади, — заявил президент авиакомпании Павел Пермяков.

Гарантии и льготы молодым специалистам в сфере образования

Кем устанавливаются? Каковы условия предоставления? Проблемы получения…

Гарантии и льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Иногда работодатели напрямую устанавливают молодым специалистам дополнительные гарантии, выплаты и льготы. Закон не запрещает им это делать.

В законодательстве подробно не раскрыто понятия «молодой специалист», тем не менее данное определение встречается достаточно часто в нормативных правовых актах, которые устанавливают трудовые отношения молодых педагогов.

В Трудовом кодексе Российской Федерации есть разъяснения о лице, которое завершило обучение в учреждении, получившем государственную аккредитацию, и устроившееся впервые на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня(ст. 70).

Внимание! Лица, получающие второе и последующее образование, не относятся к данной категории и не могут претендовать на гарантии и льготы молодым специалистам.

До какого возраста действует статус молодого специалиста?

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства.

Читайте также:
У виновника ДТП поддельные ОСАГО: что делать и как отличить?

Например, в Москве для присвоения статуса молодого специалиста необходимо наличие возраста до 35 лет, а также начало педагогической деятельности не позднее, чем через три месяца после получения диплома (Постановление Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы»).

В Санкт-Петербурге и в Саратове предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот составляет 30 лет.

Внимание! Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

В исключительных случаях статус молодого специалиста может быть продлен до шести лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре;
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Гарантии и льготы на федеральном уровне

На законодательном уровне вопрос о предоставлении льгот молодым педагогам регулируется на федеральном уровне, но, в большей части, это зависит от региональных особенностей.

К общим гарантиям в соответствии с ТК РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда (ст. 165). А также всем педагогическим работникам предоставляются гарантии, предусмотренные главой 52 ТК РФ.

В статье 47 ФЗ «Об образовании в РФ» идет речь о правах и свободах педагогов, о гарантии их реализации.

Одной из гарантий, установленных на федеральном уровне, является отсутствие испытательного срока при приеме на работу, если молодой специалист впервые поступает на работу по полученной специальности в течение года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня (ст. 70 ТК РФ).

Если работодатель нарушил требования ТК РФ, включив в трудовой договор условие об испытании, молодой педагог имеет право обратиться в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Следует обратить внимание, что данная гарантия не распространяется на следующих лиц:

  • выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

В целом работодатели принимают неохотно на работу специалистов без опыта. Однако в сельской местности ощущается нехватка профессиональных кадров.

Для привлечения молодых педагогов в сельские местности в федеральном законодательстве закрепили определенные льготы.

Молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности или изъявившим желание переехать туда на постоянное место жительства и работать там, предусмотрены социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов при соблюдении в совокупности следующих условий (п. п. 1, 2, 4 Типового положения; Приложение№ 4 к Постановлению Правительства РФ N 598):

  • постоянное проживание в сельской местности;
  • работа по трудовому договору не менее года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
  • наличие собственных/заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
  • признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гарантии и льготы на региональном и местном уровнях

В основном меры по поддержке молодых специалистов устанавливаются региональными властями внутренними законодательными актами.

К таким мерам можно отнести:

  • единовременную выплату при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения;
  • компенсации за пользование общественным транспортом;
  • предоставлении субсидий на приобретение жилья;
  • возмещение расходов на содержание детей в детских садах и др.

В 2018 году нормативно-правовая база, касающаяся бюджетных трат на льготы не менялась. Регионы сами устанавливают преференции, а также решают, распространять ли их только на сельскую местность или на городское население.

Также на региональном уровне принимаются программы поддержки молодых специалистов. Эти программы предусматривают выплаты и льготы молодым специалистам в виде «подъемных», льготного жилищного кредитования и т.п.

Читайте также:
Нужно ли платить налог на недостроенный дом?

Поэтому ситуацию с поддержкой молодых специалистов в регионе можно уточнить в Департаменте образования региона вашей работы.

Внимание! Если молодой работник захочет уволиться по статье 80 ТК РФ, то ему придется вернуть полученные средства.

Проблемы

Траты регионов сильно разнятся ввиду неодинаковости условий жизни. Из-за этого возникают сложности с реальным обеспечением гарантиями и льготами молодых педагогов.

Льготы педагогам по жилищно-коммунальным услугам обязаны соответствовать требованиям, установленным ФЗ «Об образовании в РФ», в частности п. 5 ст. 55.

На практике же исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане требуют с местных властей денежные средства, которые последние не могут предоставить ввиду недофинансирования региона.

К тому же, предоставляемая поддержка молодым специалистам может иметь материальный и нематериальный характер.

Справиться с дефицитом кадров в сельских школах поможет только солидное денежное вознаграждение, считают в Совете Федерации. Сенаторы предложили разработать федеральную программу «Сельский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор» и выдавать грант в размере 1 млн руб. молодым педагогам, изъявившим желание работать в сельской местности.

Насколько это реализуется на практике…

А как обстоят дела в вашем регионе?

Особенности выплаты подъемных молодым специалистам

Подъемными называются выплаты, которые предоставляются молодым специалистам. К ним относят людей, окончивших высшее учебное заведение. После получения документа об окончании и весь следующий год их статус не меняется. Чтобы его получить, выпускник вуза после итоговых экзаменов должен в законодательном порядке отправиться на работу по распределению.

Если этого не происходит, статус «молодой специалист» не присваивается. Между компанией и сотрудником возникают трудовые отношения, которые регулируются Трудовым кодексом РФ, ст. 70. В этом случае молодой кадр приступает к работе без прохождения испытательного срока.

Выплаты молодым специалистам

Молодой специалист может рассчитывать на единовременную выплату. Сумма зависит от региона его проживания. Условия предоставления компенсации прописаны в:

  • нормативно-правовых актах. В каждом городе РФ действуют свои законы, регулирующие выплаты. К примеру, в Санкт-Петербурге тарифы и соответствующие суммы прописаны в Социальном кодексе;
  • договорах организаций, куда сотрудник отправился по распределению;
  • положении о статусе специалиста, которое устанавливается как в пределах определенного предприятия, так и на региональном уровне.

Социальная поддержка предоставляется наиболее востребованным, но наименее защищенным сферам деятельности. Ее получают учителя и работники здравоохранения. Выплаты осуществляются не только единовременно. Молодые специалисты в сфере образования могут получать ежемесячную надбавку к заработной плате.

Ранее действовавший КЗоТ РФ предусматривал особые гарантии для молодых специалистов в части квотирования рабочих мест, особого порядка увольнения для отдельной категории молодых специалистов и т.п. В ныне действующем ТК РФ закрепленных на федеральном уровне гарантий именно для работников, относящихся к категории молодых специалистов, практически нет. На них распространяется «общий» режим гарантий в зависимости от того, к работникам какой категории они относятся (в том числе по гендерному признаку, сложности и опасности работы, наличию детей и т.п.).

Законодательство РФ предусматривает также выплату по окончании действия трудового договора. Если молодой сотрудник захочет уволиться по статье 80 ТК РФ, то ему придется вернуть ранее полученные средства обратно в госбюджет. Подъемные выплачиваются с 2012 г. молодым кадрам, закончившим вузы в 2011 г. и позже. Выпускники, окончившие колледж или училище, и получившие среднее специальное образование, также могут рассчитывать на данный вид выплат.

Важно! Постановление №821, принятое 22.06.2012 г., гласит, что молодые выпускники должны получить денежную компенсацию в течение первого рабочего месяца. На сумму подъемных влияет выбранная специальность и место работы. Проект создан для того, чтобы стимулировать новых кадров работать по профессии.

Читайте также:
Выборы президента России 2021: список и рейтинг кандидатов

Если сотрудник планирует переезд, то рассчитывать на компенсацию не придется. Программа распределения направляет туда, где он проживал до поступления в вуз.

Размер единовременных выплат в 2017 году

Программа для молодых врачей «Земский доктор»

Закон об «Обязательном медицинском страховании в России», принятый 20 ноября 2010 г., предоставляет молодым выпускникам, получившим медобразование, денежную компенсацию в размере 1 000 000 рублей.

Выплата докторам, желающим работать в сельских больницах, выдается на приобретение или строительство собственного жилья. Условия получения средств по программе прописаны в п.12.1, ст. 51 ТК РФ:

  1. Диплом об окончании высшего медицинского заведения.
  2. Возраст специалиста не более 50 лет.
  3. Переезд на ПМЖ в сельскую местность из другого региона с последующим устройством на работу.

Компенсация предназначена только для выпускников-врачей. Специалисты со средним медицинским образованием не имеют возможности получить средства по программе «Земский доктор». Кроме диплома об окончании вуза, молодой доктор должен закончить интернатуру и быть полностью готовым к работе без наставников.

Чтобы получить единовременную выплату, работодатель должен обратиться в администрацию местного центра с заявлением. Выплата компенсаций осуществляется за счет средств Федерального фонда. Конкретную дату получения компенсации рекомендуется уточнить в местном отделении ФОМС.

Выплаты молодым учителям

На сумму подъемных выплат влияет регион трудоустройства. Условия получения единовременных средств едины на всей территории РФ:

  1. Возраст молодого учителя — 30-35 лет.
  2. Наличие средне-специального или высшего педагогического образования. Заведение, в котором обучался будущий педагог, должно быть аккредитовано государством.
  3. После окончания учебы специалисту необходимо устроиться в государственную организацию в течение 3-х месяцев.

Статус «молодой специалист» присваивается 1 раз на 3 года. Законодательством предусматриваются случаи продления данного статуса:

  • декретный отпуск;
  • срочный военный призыв;
  • очное обучение в аспирантуре.

Денежные средства молодым специалистам-учителям выдаются:

  1. Единовременно. Сумма выплачивается в зависимости от будущего места работы: от 20-100 тыс. рублей. Один раз в год в течение 3-х лет указанная сумма перечисляется на счет сотрудника. Стоимость компенсации зависит от разных факторов: средняя зарплата в регионе трудоустройства, уровень жизни. Нижний Новгород, Новосибирск и Уфа организовали программу для молодых кадров: 1 год работы — компенсация в размере 40 тыс. рублей, 2 год — 35 тыс. рублей, 3 год — 30 тыс. рублей. Самые высокие выплаты предоставляются учителям, работающим в столице — 100 тыс. руб. Специалисту-педагогу, трудоустроенному в Санкт-Петербурге, полагается компенсация — 63 тыс. руб.
  2. В виде бонуса к существующей зарплате. Для Москвы это надбавка 40% — владельцам синего диплом, 50% — красного.
  3. Ипотека на льготных условиях. Часть кредитных средств финансируется из средств регионального бюджета.

В регионах действует программа для молодых кадров-учителей, переехавших работать в сельскую местность. Компенсация педагогам выплачивается на основании заявления, поданного в местный орган соц.защиты.

Порядок получения выплат и налогообложение

В соответствии с законодательством РФ, работодатель, предоставивший место молодому выпускнику, оформляет подъемные выплаты. Пособие, которое выделяет государство для поддержки новых кадров, налогом не облагается. Самое важное условие для получения подъемных — работа по специальности.

Существует программа льготного приобретения жилья. Для участия в ней необходимо проработать в организации не менее 5 лет и нуждаться в хороших жилищных условиях. К документам нужно приложить справку об отсутствии собственного жилья или документ, отражающий необходимость их улучшения.

К минусам этой программы относятся:

  1. Высокий первоначальный взнос — 30%. Эти средства работодатель может внести за сотрудника, при условии ежемесячного вычета долга. Возможны иные условия договоренности работодателя и сотрудника.
  2. Обычно эта программа нацелена на жителей сельской местности.

Документы

Чтобы получить подъемные выплаты, при трудоустройстве специалист должен написать заявление. Работодатель готовит приказ о выплатах и информирует об этом работника. Сотрудник изучает документ и ставит подпись.

  • заявление с подписью сотрудника;
  • копия диплома об окончании вуза;
  • копия трудовой книжки, нотариально заверенная. В ней обязательно должна присутствовать дата приема работника в организацию.
Читайте также:
Можно ли оспорить дарственную на квартиру при жизни и после смерти дарителя?

На основании вышеперечисленных документов компенсация выплачивается педагогам и врачам.

Иные льготы молодым специалистам

В сельской местности не хватает квалифицированных специалистов, поэтому для них и вводятся льготы: увеличенная зарплата, частичная оплата жилья, оплата коммунальных платежей по сниженным тарифам.

Есть дополнительная программа поддержки молодых выпускников. Чтобы участвовать в ней, необходимо по окончании работы по распределению обратиться в соцорганы. По данной программе специалист может подать заявку на приобретение льготного жилья в этой же местности. Документы, требуемые для участия в программе:

  1. Заявление.
  2. Паспорт.
  3. Диплом о средне-специальном или высшем образовании.
  4. Свидетельство о рождении детей.
  5. Справка, подтверждающая необходимость улучшения жилищных условий (выдается на основе осмотра жилья специальной комиссией).
  6. Справка из банка, подтверждающая наличие средств на внесение первоначального взноса.

Важно! Молодые педагоги могут рассчитывать на покупку жилья с помощью государства. Ипотека на льготных условиях предполагает частичную оплату будущего жилья, приобретение квартиры по сниженной цене, ссуду для погашения ипотечных процентов.

В некоторых регионах молодым выпускникам по распределению полагается материальная поддержка в начале карьеры, ежегодная премия, льготный проезд на общественном транспорте.

Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»

И сколько лет нужно отработать за эти деньги

С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Как победить выгорание

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».

В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Читайте также:
Пределы необходимой самообороны предлагается расширить: новый законопроект

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 Р , плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Читайте также:
В России возможен переход на электронные трудовые книжки: инициатива Минтруда

Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Обычно у кандидатов просят такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию диплома.
  4. Копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  5. Заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки.
  6. Копию ИНН.
  7. Копию СНИЛС (выписки из ПФР).
  8. Согласие на обработку персональных данных.
  9. Согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек.
  10. Банковские реквизиты.

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Второй этап: экспертная оценка документов, выставление баллов претендентам, формирование рейтинга. Этап проходит примерно с 16 по 30 апреля. На основании документов эксперты выставляют баллы, а по ним выстраивается рейтинг.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Если на вакансию несколько кандидатов, ее отдают тому, кто набрал больше баллов. Важный нюанс: вакансии не перераспределяются по рейтингу в зависимости от баллов и может получиться, что при отсутствии конкуренции места в программе получат учителя с относительно небольшим количеством баллов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: