За отказ от прививок введут административную ответственность?

Отказ работника от прививки. Что делать, чтобы не оштрафовали?

Вакцинирование – обязательное условие для работ с высоким риском инфицирования и переноса вируса. Трудовой кодекс запрещает работодателям увольнять всего лишь на том основании, что работник отказался от прививки. Но, и допускать к работе без прививки работодатель тоже не имеет права. В итоге, прививка из добровольной превращается в обязательную.

Для многих специалистов прививка от COVID-19 стала обязательной. Без нее сотрудника нельзя допускать к выполнению работ.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.

Это перечень, состоящий из 12 пунктов. В нем указаны не профессии, а работы, которые разрешено выполнять только при наличии прививок.

Перечень работ, при которых вакцинация в период пандемии обязательна

  1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  2. Работы по лесозаготовке, благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Если сотрудник выполняет какие-либо работы из перечисленных выше, для него вакцинация перестает быть добровольной.

Календарь прививок

Для тех, кто выполняет работы, связанные с риском инфицирования и хочет сделать прививку установлен календарь прививок. Это Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Там говорится обо всех прививках и один из пунктов – это прививка от коронавируса.

Последние изменения в Приказ №125н вносились в 2020 году и они, как раз, связаны с COVID-19. Приложение 2 Приказа – это Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Для прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 выделены три приоритета. Приоритет первого уровня присвоен тем, кого прививают в первую очередь.

К приоритету 1-го уровня относятся:

  • лица в возрасте 60 лет и старше;
  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
    • работники медицинских,
    • образовательных организаций,
    • организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
  • лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
  • лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
  • граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

К приоритету 2-го уровня относятся:

  • работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
  • лица, работающие вахтовым методом;
  • волонтеры;
  • военнослужащие;
  • работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся:

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
  • лица, подлежащие призыву на военную службу.

То есть, перечисленные выше категории могут сделать себе прививку в первую очередь.

Увольнение за отказ от вакцинации

Если предприятие работает в сферах, где вакцинирование обязательно по постановлению №825, работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, который отказывается вакцинироваться.

Напрямую уволить работника за отказ от прививки, работодатель не имеет права. Он всего лишь обязан отстранить оказавшегося вакцинироваться от работы без сохранения заработной платы.

Статья 76 ТК РФ требует отстранить работника «в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом , другими федеральными законами ». Тот, самый другой случай – это постановление правительства № 825, которым утвержден перечень работ, допуск к которым разрешен только при наличии прививки.

Работодатель отстраняет работника на весь период времени до устранения причин, явившихся основанием для отстранения.

Справка о наличии антител не может быть заменой прививки и освободить от вакцинации.

За отказ сделать прививку, при условии что она обязательна для выполнения работ, работодатель имеет полное право, попросить с работника объяснительную с указанием причин, из-за которых работник не делает прививку.

Читайте также:
В России введены ограничения для начинающих водителей

Объяснительная должна быть представлена в течение 2-х рабочих дней. Если причины покажутся работодателю неудовлетворительными (а, они именно такими и будут в условиях пандемии), руководитель компании может составлять акт и привлекать работника к дисциплинарному взысканию. Два дисциплинарных взыскания, и работника можно уволить. Суды поддерживают такие действия работодателей.

Основание для привлечения к дисциплинарному взысканию может звучать так: за неисполнение обязанностей без уважительных причин, которые выразились в отказе от иммунопрофилактики, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825, Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2014 г. № 125н.

Стоит отметить, что работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 ТК РК только в том случае, если выполняемые работы не включены в перечень постановления № 825, как работы с высоким риском инфицирования.

Для тех, кто подлежит обязательной вакцинации по законодательству в статье 192 ТК РФ предусмотрено исключение от обратного: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.»

Что касается тестов на COVID-19, то их также могут требовать при приеме на работу могут требовать предприятия, которые по профилю деятельности выполняют работы, приведенные в перечне, который установленный постановлением № 825.

Поскольку, согласно санитарным правилам работодатель не имеет права допускать к работе без прививок, он может и отказать при приеме на работу, не указывая эту причину в качестве основания.

Что делать работодателю, чтобы исключить риск административной ответственности

В обязанности работодателя входит не принудить работника сделать прививку, а отстранить от работы, если он подлежит обязательной вакцинации.

При несоблюдении требований законодательства сначала организации вынесут предписание об устранении нарушений. Затем, работодателя могут оштрафовать по привлечь по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа. Возможно – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Работодателю, чтобы избежать ответственности, нужно:

  • уведомить работников о необходимости вакцинации (лучше сделать это письменно, по списку сотрудников и под роспись);
  • не создавать никаких препятствий для вакцинации (предоставить возможность пойти на вакцинацию в рабочее время);
  • по возможности получить у работников справки о вакцинации или другой документ;
  • получить от работников, отказавшихся прививаться, письменный отказ от вакцинации;
  • отстранить работников, не прошедших вакцинацию от работы;
  • не игнорировать требования региональных властей о предоставлении сведений о количестве вакцинированных сотрудников; если в компании таких нет, то нужно подать «нулевые» данные. Требования отчетности есть не во всех регионах.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Об отказе от обязательных прививок с точки зрения права

Международные акты

Есть три международных акта, прямо регулирующих вопросы медицинского вмешательства, в том числе прививок:

1) Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS N 164). Заключена в г. Овьедо 04.04.1997 (есть в СПС Консультант Плюс).

Согласно ст. 5 «Общее правило» этой Конвенции «медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное письменное согласие. Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. Это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие».

Однако Россия в данной Конвенции не участвует.

2) Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека от 19.10.2005. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО (https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000146180_rus).

Согласно преамбуле данной Декларации, она определяет всеобщие принципы на основе общих этических ценностей.

В соответствии с п. 1 ст. 6 «Согласие» этой Декларации «любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба».

На основании п. 1 ст. 22 «Роль государств» Декларации «государствам следует принимать все надлежащие меры законодательного, административного или иного характера для реализации принципов, изложенных в настоящей Декларации, в соответствии с международными нормами в области прав человека».

Читайте также:
Депутаты предлагают ввести почасовую оплату труда вместо МРОТ

В ст. 27 Декларации «Ограничение действия принципов» говорится: «В случае необходимости ограничения применения принципов настоящей Декларации это следует делать на основании законов, в том числе законов, принятых в интересах обеспечения общественной безопасности, расследования и выявления уголовных правонарушений и преследования за них, охраны общественного здоровья или защиты прав и свобод других лиц. Любые такие законы должны соответствовать международным нормам в области прав человека».

В ст. 28 Декларации «Недопущение действий, ущемляющих права человека, основные свободы и человеческое достоинство» закрепляется: «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как дающее тому или иному государству, группе или отдельному лицу какие-либо основания заниматься любой деятельностью или совершать любые действия, ущемляющие права человека, основные свободы и человеческое достоинство».

Названная Декларация не является международным договором, но выражает общепризнанные принципы международного права.

3) п.п. 7.3.1 и 7.3.2 Резолюции № 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) « Вакцины против Covid-19: этические, юридические и практические аспекты ». Текст принят Ассамблеей 27 января 2021 г. (русский текст есть в интернете).

Согласно этим пунктам Ассамблея настоятельно призывает государства-члены и Европейский союз:

– обеспечить, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью сделать себя вакцинацией, если они не хотят делать это сами;

– гарантировать, что никто не подвергнется дискриминации за то, что он не был вакцинирован, из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.

Россия является членом Совета Европы.

Прививки подпадают по понятие медицинского вмешательства, исходя из определения, содержащегося в п/п 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Конституционное регулирование

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

На основании ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Это может относиться и к тем правам и свободам, которые закреплены в конвенциях, в которых Россия не участвует.

Имеет значение и ч. 2. ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Особенно это становится важным в тех случаях, когда испытания вакцины до конца не проведены.

Исходя из этого, а также с учетом того, что все нормы права должны толковаться с учетом правовых принципов, даже обязательная вакцинация, в том числе для определенных категорий работников, не может умалять право на отказ от этой вакцинации (т. е. полностью ликвидировать это право). А уж тем более вакцинация не может быть принудительной.

Не случайно, в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» закреплено (без каких-либо оговорок), что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок (по любым, не только медицинским, основаниям). Данное положение является специальным по отношению к ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и должно применяться всегда, когда гражданин может понимать значение своих действий и самостоятельно выразить свою волю.

Последствия отказа от обязательных прививок

Из вышеизложенного также следует сделать еще один важный вывод, что отказ от вакцинации не может являться правонарушением, поскольку это реализация общепризнанного права. Соответственно вакцинация не может обеспечиваться применением юридической ответственности (всегда реакция на факт противоправного поведения), а уж тем более мерами ответственности (дополнительные неблагоприятные последствия в качестве наказания, к которым, в частности, относится уголовная и административная ответственность).

Как следствие, обязательная вакцинация может обеспечиваться только профилактическими мерами (т. е. мерами применение которых не связано с правонарушением, а направлено на нераспространение инфекции), которые при этом, как было сказано, выше не могут умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Поэтому, даже если прививки носят профилактический характер, право на отказ от них сохраняется.

В Конституции РФ прямо закреплено:

– каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст.27);

– каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

Читайте также:
Как правильно оформить завещание на имущество?

– каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41);

– каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать два момента:

1) при ограничении прав должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, мы опять приходим к выводу, что обязательность прививок не может ликвидировать право на отказ о них и другие конституционные права.

В связи с этим полностью ликвидировать право на отказ от прививки, а равно и другие конституционные права, нельзя. Могут быть установлены только дополнительные условия для реализации этих прав, например, предоставление подтверждения отсутствия болезни, применение индивидуальных мер защиты и др.;

2) Конституцией РФ установлен уровень правового регулирования для ограничений прав (федеральным законом). Изменение уровня регулирования означает делегирование. Делегирование в отношении ограничения прав производиться не может. Например, Конституционный Суд РФ по этому поводу отмечал: «Делегирование федеральным законодателем полномочий… само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, если оно основано на конституционных принципах разделения властей и недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина актами ниже уровня федерального закона» (см. п. 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П).

Тем самым делегировать ограничение общепризнанных и конституционных прав и свобод на уровень ниже федерального закона нельзя.

Однако уже есть постановление Конституционного Суда РФ, которым ограничение права на передвижение, введенное руководителем субъекта РФ, признано конституционным (Постановление от 25.12.2020 N 49-П). Но следует обратить внимание, что это сделано, поскольку «вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве» (п. 1 резолютивной части). Остается надеяться, что по другим вопросам Конституционный Суд не будет, учитывая «объективную необходимость оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пересматривать свои собственные правовые позиции, а также вспомнит не только про полномочия губернаторов в федеральном законодательстве, которое должно соответствовать Конституции РФ, но и про конституционные права других субъектов.

С учетом этих выводов должны оцениваться последствия, которые предусмотрены не только подзаконными актами и актами субъектов РФ, но и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которой отсутствие профилактических прививок влечет:

– запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

– временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

– отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Первая мера вполне правомерна, поскольку в межгосударственных отношениях абсолютная свобода перемещения не действует.

Две другие меры, по мнению автора, неконституционны, поскольку полностью умаляют указанные выше конституционные права, а при отстранении от работы потеря заработной платы является дополнительным наказанием. Полная ликвидация права не может называться ограничением и соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности).

Правда, ограничения могут носить временный характер. В связи с этим нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ: «Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П).

Таким образом, при отказе от прививок работниками, для которых они обязательны, в качестве профилактических мер помимо уже упомянутых могут применяться перевод на дистанционную работу (глава 49.1 Трудового кодекса РФ), изменение трудового договора (глава 12 Трудового кодекса РФ). Меры, подпадающие под понятие юридическая ответственность, применяться не могут.

Отстранение от работы за отказ прививаться от коронавируса: порядок и позиция Роструда 2021

Что говорит ТК РФ и другие законы

Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей: это возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Читайте также:
Врачебный контроль за водителями - планируются изменения в 196 ФЗ о безопасности дорожного движения

И один из таких случаев – нарушение положений Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ).

В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет:

  • отказ в приеме на работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • отстранение граждан от таких работ.

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в регионах могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам по эпидемическим показаниям (подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

Такие полномочия подтверждают п. 1 и 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ и приказ Минздрава от 21.03.2014 № 125н, которым утверждены Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение № 2).

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидпоказаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача региона или его зама, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Следовательно, отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Более того: работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медпротивопоказаний. Основание – абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Если работа удалённая

Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает главный санитарный врач региона.

Таким образом, сотрудники, работающие удаленно (дистанционно) при отказе от вакцинации и не имеющие противопоказаний к ней могут быть отстранены от работы.

Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний.

Как оформить отстранение

В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника от работы без сохранения заработной платы. Основание для лишения зарплаты в этом случае – ч. 3 ст. 76 ТК РФ.

Форма приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию – свободная. Работодатель может разработать её самостоятельно. При этом в приказе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность работника;
  • основания, по которым он отстранён от работы;
  • срок отстранения.

До издания такого приказа нужно получить от работника письменный отказ от вакцинации.

С приказом об отстранении следует ознакомить его под подпись.

Таким образом, сначала нужно запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранении без сохранения зарплаты.

С какой даты отстранить

Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным санитарным врачом региона.

Руководители организаций и ИП в Москве обязаны были:

  • до 15 июля 2021 года – организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной;
  • до 15 августа 2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.

По мнению Роструда, отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации должно быть оформлено с 15 августа 2021, если работником на эту дату не представил сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к ней.

Перечень, форму, содержание, а также лиц, имеющих право выдавать такие документы, определяет Министерство здравоохранения РФ.

По закону работодатель отстраняет (не допускает к работе) сотрудника на весь период времени до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения (ч. 2 ст. 76 ТК РФ). Комментируя эту норму, Роструд приводит довольно расплывчатую формулировку, что работодатель вправе отстранить «на период эпиднеблагополучия».

Если есть противопоказания

Правила об обязательной вакцинации не распространяются на тех, у которых есть противопоказания к ней, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами Гам-КОВИД-Вак, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.

По мнению Роструда, работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае отказа работник подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.

Обязательная вакцинация: как не поссориться с властями и не получить иск от работника

Интернет бурлит: собственники, руководители бизнеса и их сотрудники обсуждают решение московских (и не только) властей об обязательной вакцинации работников определенных отраслей. В статье разберемя на примере столицы, что нужно предпринять организации, если ее коснулись новые требования.

Читайте также:
Закон о запрете на досрочное погашение кредита: насколько реален

На кого распространяется требование об обязательной вакцинации в Москве

Обязательной вакцинации подлежат госслужащие и сотрудники:

  • общепита;
  • салонов красоты;
  • торговых точек;
  • общественного транспорта и такси;
  • фитнес-клубов;
  • химчисток;
  • театров;
  • а также других сфер, которые подразумевают регулярное физическое взаимодействие с людьми.

Полный перечень можно посмотреть в Постановление главного государственного санитарного врача по г. Москва от 15 июня 2021 года № 1.

Сколько сотрудников должно быть вакцинировано

Вакцинироваться должны не менее 60% сотрудников организаций, работающих в перечисленных сферах по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. На тех, у кого есть противопоказания к прививке от коронавируса, обязательная вакцинация не распространяется.

Также могут не прививаться следующие категории работников:

  • беременные и кормящие женщины;
  • сотрудники, которым меньше 18 лет;
  • сотрудники с гиперчувствительностью к какому-либо компоненту вакцины от коронавируса;
  • сотрудники с тяжелыми аллергическими реакциями в прошлом к аналогичным компонентам вакцины;
  • сотрудники с ОРВИ, а также во время обострения хронических заболеваний.

Работникам, имеющим противопоказания, необходимо предоставить соответствующее подтверждение. Например, диагноз от врача, справку о перенесенном заболевании или больничный лист.

Контролировать процесс вакцинации сотрудников будет Роспотребнадзор. Работодатели должны будут направлять отчеты по установленной форме.

Ответственность для работодателя

Штраф организация может получить, если, например, не предоставит отчет и личные данные вакцинированных сотрудников и/или количество невакцинированных сотрудников без противопоказаний будет больше 40%

Штраф для организаций составит от 10 тысяч до миллиона рублей — либо это может быть приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1-3 ст. 6.3 КоАП).

Что делать работодателю

Для начала необходимо усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников, обратить особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок. Желательно фиксировать все это документально, ознакамливать работников с информацией о необходимости вакцинирования под роспись.

Заставить пройти вакцинацию от коронавируса работодатель не вправе, так как прививка является медицинским вмешательством, которое можно совершать только с согласия вакцинируемого.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 № 157-ФЗ прививку ставят только те работники, кто согласен с этим действием. Лица, не желающие прививаться от коронавируса, пишут отказ в виде заявления.

В случае отказа работника от вакцинирования нельзя увольнять, лишать премии или штрафовать сотрудников. В такой ситуации при определенных обстоятельствах возможно только отстранение от работы без сохранения заработной платы (ч. 3 ст. 76 ТК) на период эпиднеблагополучия.

Насколько правомерно отстранение сотрудников от работы?

Как указала глава Роспотребнадзора, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Также, согласно разъяснениям Госинспекции труда по вопросам граждан, в связи с тем, что в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса, то она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан. Процент работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.

И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.

В таком случае работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, который подлежит обязательной вакцинации, при отказе от нее до исполнения требования о вакцинации. Свой отказ от вакцинации сотрудник должен подать работодателю письменно в произвольной форме.

На основании отказа от вакцинации издается приказ об отстранении сотрудника от работы в произвольной форме. С приказом необходимо ознакомить сотрудника под подпись.

А мы напоминаем, что уже сегодня на «Клерке» пройдет бесплатный вебинар по всем вопросам обязательной вакцинации сотрудников. Скорее записывайтесь, начало в 10:00 мск.

Стала ли вакцинация в России обязательной?

Соцсети и СМИ пестрят заголовками о введении обязательной вакцинации от коронавируса. Так прививку могут сделать принудительно?

Все ли могут отказаться от прививки?

Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от такого вмешательства относится к основным правам граждан в сфере охраны здоровья. Оно закреплено в ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Оба этих закона позволяют любому гражданину РФ выбрать – отказаться от прививки против Covid-19 или пройти вакцинацию. Свой выбор граждане оформляют в виде согласия на медицинское вмешательство или отказа от него. При этом согласие может быть отозвано в любой момент.

Читайте также:
Работа в банке для студентов

Ни один закон РФ не позволяет сделать прививку принудительно, под воздействием силы или угроз. И принятые недавно постановления санитарных врачей ряда регионов не делают исключение из этого правила.

А какими могут быть последствия отказа от вакцинации?

Отказываясь от прививки, человек должен понимать, что его решение может иметь определенные последствия. Они указаны в ст. 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»:

  • запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами или международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Другие последствия для населения законом не предусмотрены. Не могут их установить и работодатели или санитарный врач региона.

Некоторые работники обязаны вакцинироваться. Что будет, если они откажутся от прививки?

Есть Перечень работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации:

  • Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  • Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  • Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  • Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  • Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  • Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  • Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Граждане, работающие в данных сферах, обязательно подлежат вакцинации при наличии неблагоприятной эпидобстановки. Но даже эти работники могут выбрать – пройти вакцинацию или отказаться от нее. Прививка здесь является условием, необходимым для продолжения работы по специальности или принятия на работу. В случае отказа от вакцинации гражданина просто не допустят к работе по занимаемой должности. Но принудительно прививку все равно не сделают.

Таким образом, указание на обязательный характер вакцинации не делает эту процедуру принудительной. У населения России по-прежнему есть выбор.

А в чем же смысл постановлений санврачей?

Статья 10 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» говорит о том, что возможна обязательная вакцинация по эпидемическим показаниям при угрозе возникновения инфекционных болезней. Решения о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям принимают Главный государственный санитарный врач РФ и главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. Именно это и было сделано в Москве, Московской области, Якутии и на Сахалине.

Covid-19 отнесен к числу опасных инфекционных заболеваний. Прививка против коронавируса включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Согласно этому календарю вакцинации от коронавируса подлежат в первую очередь:

  • лица в возрасте 60 лет и старше;
  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
  • работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
  • лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
  • лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
  • граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более.

К приоритету второго уровня относятся:

  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
  • работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
  • лица, работающие вахтовым методом;
  • волонтеры;
  • военнослужащие;
  • работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету третьего уровня относятся:

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
  • лица, подлежащие призыву на военную службу.

Можно ли отказаться от прививки по эпидпоказаниям? Да, как от любой другой прививки.

Говорят, работодателей к ответственности будут привлекать. За что накажут?

Для населения ответственность за отказ от вакцинации не предусмотрена. А вот работодателя к административной ответственности привлечь могут. Дело в том, что он обязан отстранить от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию по эпидпоказаниям, в тех случаях, когда необходимость вакцинации установлена постановлением санврача (п. 2 ст. 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Читайте также:
Как вернуть товар в магазин: разбираем возможные случаи

Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. № 1 работодателей обязали обеспечить вакцинацию по эпидемиологическим показаниям государственных и муниципальных служащих, а также сотрудников, которые работают:

  • в сфере торговли;
  • в салонах красоты, косметических, спа-салонах, массажных салонах, соляриях, банях, саунах, физкультурно-оздоровительных комплексах, фитнес-клубах, бассейнах;
  • в сфере бытовых услуг;
  • в сфере общественного питания;
  • в клиентских подразделениях финансовых организаций и организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
  • в МФЦ;
  • в транспорте общего пользования, такси;
  • в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;
  • в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
  • в сфере организации и проведения культурных, выставочных, просветительских мероприятий, за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;
  • в сфере организации и проведения досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий;
  • в детских игровых комнатах, развлекательных центрах, лагерях дневного пребывания, иных местах проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних;
  • в театрах, кинотеатрах, концертных залах;
  • в сфере организации и проведения массовых физкультурных, спортивных мероприятий.

Эти работники должны сделать прививку независимо от того, трудятся ли они по трудовому договору или договору оказания услуг, у индивидуального предпринимателя или в организации. Исключение составляют работники, имеющие противопоказания к вакцинации.

Указом мэра Москвы от 16 июня 2021 г. № 32-УМ всех работодателей обязали предоставить в электронном виде через личный кабинет на сайте мэра сведения о своих сотрудниках. Срок предоставления сведений – с 1 июля по 15 июля текущего года. До 15 июля 2021 г. 60% сотрудников из списка должны пройти вакцинацию от коронавируса 1 компонентом вакцины, а до 15 августа 2021 г. – те же сотрудники должны получить второй компонент вакцины. Если этого не произойдет, работодателя накажут по ст. 6.3 КоАП РФ.

Как должна проходить обязательная вакцинация и как работодателю быть с теми, кто откажется от прививки?

  • уведомить работников о необходимости проведения вакцинации по эпидпоказаниям;
  • получить письменный отказ от прохождения вакцинации работников, не желающих делать прививку, и согласие тех, кто не против вакцинации;
  • отстранить от выполнения работ сотрудников, отказавшихся от прививки.

Работодатель не может отстранить от работ тех, кто не прошел вакцинацию из-за наличия противопоказаний к ней. К числу противопоказаний сейчас относят:

  • гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
  • тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
  • острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний – в этом случае вакцинацию проводят через 2–4 недели после выздоровления или ремиссии; при нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры;
  • беременность и период грудного вскармливания;
  • возраст до 18 лет.

Работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отказ от прививки, поскольку он не совершает дисциплинарный проступок в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации. Штрафные санкции и увольнение за такой отказ работника будут признаваться судами незаконными.

Отстранение сотрудника от работы осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения им вакцинации или до момента улучшения эпидобстановки. В этот период заработная плата сотруднику не выплачивается, а вот рабочее место за ним сохраняется. Такое отстранение при соблюдении установленной процедуры суды обычно признают законным.

Таким образом, граждане по-прежнему могут отказаться от прививки, но рискуют тем самым на время потерять свой постоянный доход.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных – НОВОСТИ

Разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (Роспотребнадзор)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ

1. Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон №157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).

Читайте также:
Самые грязные города России: ТОП-10

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

  • распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;
  • использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
  • доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
  • предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим, в том числе могут относиться работники:

  • направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

Читайте также:
Прописка на даче: как оформить, условия, документы

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.

Например, на основании информации, размещаемой юридическим лицом в личном кабинете на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ и сопоставление в автоматическом режиме данных списочного состава сотрудников организаций с данными о вакцинированных и переболевших, зарегистрированных в государственной информационной системе Минздрава России, а также в рамках выборочного контроля в соответствии с законодательством (в том числе при проведении плановых, внеплановых проверок, эпидрасследованиях и прочее).

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Актуальная информация о вакцинопрофилактике COVID-19 размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «COVID-19. Коронавирус. Информация для граждан» в подразделе «Вакцина для профилактики COVID-19».

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ

Е.В. МУХТИЯРОВА

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека

Е.Б. ЕЖЛОВА

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

Работодателю необходимо:

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

  • сведения о необходимости вакцинации;
  • сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
  • порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;
  • порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;
  • информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;
  • должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

  • постановление Главного государственного санитарного врача субъекта;
  • подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
  • приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Отказ работников от обязательной вакцинации

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет – закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Закона N 323-ФЗ, ст. 1 Закона N 157-ФЗ). Поэтому вакцинацию можно провести только с согласия работников (п. 2 ст. 11 Закона N 157-ФЗ).

Читайте также:
Если нашел телефон: что делать по закону

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок путем оформления соответствующего документа на бумажном носителе, подписанного гражданином и медицинским работником либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. п. 1, 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ, Информация Минздрава России). Письменный факт отказа от проведения вакцинации служит основанием для исключения ответственности должностных лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.

Вместе с тем в случае заболевания корью иностранного гражданина, не имеющего профилактических прививок по причине отказа, с последующим распространением инфекции среди населения такой гражданин, а также работодатель могут нести ответственность в соответствии с действующим законодательством (Письмо Роспотребнадзора от 04.10.2019 N 09-13030-2019-40).

Официальным документом, определяющим Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств и форму отказа от вида медицинского вмешательства, является Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н.

Кроме того, рекомендуем в лист ознакомления с приказом о вакцинации включить графу, в которой работники укажут, согласны они на вакцинацию или нет.

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Закона N 157-ФЗ, таблица 1, утв. Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).

По нашему мнению, если работник отказался от прохождения профилактической вакцинации или у него имеются противопоказания по состоянию, то отсутствие обязательных профилактических прививок влечет отстранение работника от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то есть тех, которые включены в Перечень N 825 (п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ, ст. 76 ТК РФ, Информация Роспотребнадзора, Письмо Минтруда России N 14-2/10/В-2314). Работники, выполняющие иную работу, не обязаны проходить вакцинацию, и работодатель в данном случае не имеет права отстранять их от работы. Однако на практике встречается и другой подход.

Обратите внимание! За отсутствие у работников прививок, если их обязательное проведение предусмотрено нормативно, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Привлечение к ответственности возможно даже в тех случаях, когда работы не входят в Перечень N 825 (Постановления Московского городского суда от 19.03.2019 N 4а-851/2019, от 21.05.2019 N 4а-2326/2019).

Чтобы избежать ответственности, работодателю следует действовать в следующем порядке:

  • потребовать от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации, направив им письменное уведомление, составленное в произвольной форме;
  • получить от работников, отказавшихся от проведения обязательной прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;
  • отстранить от работы работников, не прошедших вакцинацию.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (до прохождения работником вакцинации), если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами. Такое отстранение при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22.11.2012 по делу N 33-5976/2012).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Порядок отстранения от работы лица, не прошедшего вакцинацию, может быть следующий:

  • во-первых, работодателю необходимо зафиксировать факт непрохождения данным работником вакцинации, для этого могут быть составлены как докладная записка ответственного должностного лица, так и акт, составленный и подписанный коллегиально;
  • во-вторых, необходимо издать приказ об отстранении от работы работника, указав в нем Ф.И.О., должность работника, структурное подразделение, обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от работы, — ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ (непрохождение обязательной вакцинации), срок отстранения с указанием даты отстранения и до момента прохождения вакцинации.

Отказ или уклонение от обязательной вакцинации, прописанной в правилах внутреннего распорядка работодателя, без уважительных причин является дисциплинарным проступком (в ст. 21 ТК РФ прописана обязанность работника по соблюдению правил внутреннего распорядка), за который работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Однако работодатель не вправе оштрафовать работника за отказ от вакцинации, в том числе от коронавирусной инфекции, поскольку такой вид дисциплинарного взыскания не предусмотрен ст. 192 ТК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: