Закон о защите животных в России: реалии и перспективы

Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

(В редакции федеральных законов от 27.12.2019 № 447-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также – владелец) – физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также – дикие животные в неволе), – дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные – животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным – обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях – использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного – используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными – содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки – собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные – животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи – искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

Читайте также:
Сбербанк будет выдавать паспорта?

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) утверждение положения о федеральном государственном (контроле) надзоре в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

Читайте также:
Налог на смерть могут ввести в России: миф или реальность? Что в других странах?

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети “Интернет”) и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Закон об ответственном обращении с животными в России: защитит ли питомцев новый правовой акт

Зооактивисты говорят, что 20 лет ждали хоть какого-то закона о защите животных. Именно в начале нулевых заговорили о правовом акте, который бы оберегал питомцев. В итоге получили немного не то: многие положения, которые лоббировали общественники, так и не нашли своего отражения на бумаге. Разница даже на уровне названия. Новый документ называется «Об ответственном обращении с животными».

Законы был опубликован под занавес 2018 года и по сути начал полноценно работать в России лишь с 2019 года.

– Закон об ответственном обращении с животными выделяет животных как существ, способных испытывать эмоции и страдания. Хозяин становится ответственным за судьбу животного, – рассказала адвокат Элеонора Абеле.

Для кого разработан закон

Как бы странно это не прозвучало – для людей. В законе об ответственном обращении с животными прямо сказано, что он должен не только защищать зверей, но и укреплять нравственность, блюсти принципы гуманности.

А еще обеспечивать безопасность граждан при обращении с животными. То есть закон предписывает всяческим шоу, в которых задействуют животных, делать представления безопасными.

Основные положения

Одно из важных положений, это защита животных от жестокого обращения. Запрещена его пропаганда, а также призывы к оному.

Четко сказано, что нельзя проводить болезненные ветпроцедуры без обезболивающих. Натравливать животных друг на друга и устраивать бои. Запрещено прилюдно кормить хищников другими живыми животными в общественных местах.

Закон об ответственном обращении с животными в России запрещает выбрасывать питомцев. То есть хозяин не вправе больше уехать за 100 км от города и бросить бывшего любимца. Его можно передать новому владельцу или в приют.

Среди положений можно выделить запрет на торговлю животными вне «специальных мест». Можно предположить, что речь о питомниках и магазинах. Но как быть с тысячами объявлений в Сети? О них в Законе об ответственном обращении с животными 2019 в России ничего не сказано.

Ответственность хозяев

В законе об ответственном обращении с животными в России, который заработал в 2019 году, прописано понятие «владелец животного». Взглянем на документ.

Владелец животного – физическое или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

Закон предписывает хозяевам надлежащий уход за животными.

Правила выгула животных

Первое о чем говорит закон в этой части: владелец не должен допустить, чтобы его животное могло кого-то покалечить или того страшнее. Кроме того, питомец не должен ничего повредить.

Вот требования к выгулу.

  • На дороге, в лифтах, подъездах, дворах, спортивных и детских площадках животное не может передвигаться само. То есть должен быть поводок или шлейка.
Читайте также:
Налог на страховые выплаты ОСАГО и КАСКО: нужно ли платить?

  • Следует убирать экскременты за питомцев, если он опорожнился в общественном месте.

  • Не допускать выгул животного вне разрешенных мест.

Обязательное чипирование

Закон об ответственном обращении с животными ни в момент опубликования, ни в 2019 году, ничего не говорил на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.

Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.

В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

Обязательная вакцинация

Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

А если не исполнять этого? Судя по документу, ничего не будет. Поэтому зоозащитники и называют его сырым. Не исключено, что по итогам (не) работы документы в 2019 году и позже, будут внесены поправки.

Ответственность при нарушении

В законе об ответственном обращении с животными в России про это сказано так: нарушители несут административную, уголовную и иную ответственность. Каких-то новых штрафов не прописано. Большинство наказаний итак уже перечислены в прочих законах.

Например, если ваш пес нагадил во дворе, то вы нарушили правила благоустройства. Они в каждом городе и регионе свои, а значит и штрафы разные.

Вас покусала чужая собака – подаете в суд и взыскиваете ущерб.

За жестокое обращение отвечает уголовный кодекс. По статье грозит штраф, исправительные работы или до трех лет колонии. Есть и отягчающие обстоятельства, которые усиливают наказание.

Опасные породы собак

В документе указан конкретный перечень.

2. Американский бандог

4. Бразильский бульдог

6. Бульдог алапахский чистокровный (отто)

8. Волко-собачьи гибриды

9. Волкособ, гибрид волка

12. Северокавказская собака

Также в этом перечне метисы пород, указанных в предыдущих пунктах. То есть если один из родителей животного был«опасно-породистый», а другой – нет, он все равно попадает в список опасных.

Выгул опасной собаки без намордника и поводка запрещен. Но на огороженной территории пес может быть не привязан. Например, четвероногий сторож во дворе частного дома. А вот табличку «Осторожно! Злая собака» теперь вещать обязательно, если хоть одна из дюжины опасный пород подстерегает за забором.

Опыт других стран

Наиболее скверная ситуация в этом смысле в Азии и Африке. Где-то в целом нет понятия жестокое обращение, а где-то за него лишь денежный штраф. Например, в Турции. Но при этом в крупных городах там чипированы, стерилизованы и кастрированы все бродячие псы.

Впереди планеты всей как всегда США. Там двигают зоозащитную темы с середины прошлого века. Однако в связи с тем, что штаты внутри страны имеют большую автономность и свои законы, от региона к региону ситуация может быть разной. Местные активисты регулярно бастуют против опытов над животными и родео. Но есть мнение, что еще пару лет и хваленая американская толерантность победит и это.

Но самой прогрессивной в плане закона о защите прав животных Швейцария. В стране с высочайшим уровнем жизни очевидно победили все проблемы и взялись за беды меньших братьев. Например, там прописали нормативы кроличьих клеток и активности собак.

Как закон защищает животных

Принимаемые в этой сфере законы и поправки направлены на защиту животных, ужесточение наказания за жестокое обращение с ними. Как отмечала заместитель Председателя ГД Ольга Тимофеева

Тимофеева
Ольга Викторовна Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , когда принимался закон «Об ответственном обращении с животными», в нем выверялась каждая буква. «Мы запретили убийство животных. И сегодня не отступим от этой главной позиции», — подчеркивала она.

Конституция РФ

Внесенные в Конституцию после общероссийского голосования поправки устанавливают, что Правительство России «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Закон «Об ответственном обращении с животными»

Закон прошел третье чтение 19 декабря 2018 года, 27 декабря 2018 года его подписал Президент. Закон защищает животных от жестокого обращения, а также обеспечивает безопасность граждан при взаимодействии с животными. Его действие распространяется на:

  • домашних животных;
  • безнадзорных животных;
  • животных, используемых в культурно-зрелищных целях (в зоопарках, цирках и т. д.);
  • диких животных, содержащихся в неволе.

Запрещено умерщвлять животных под каким бы то ни было предлогом, устраивать бои, натравливать одних зверей на других и на людей. Нельзя избавиться от животного просто так — его надо передать новому владельцу или в приют. Животных нельзя использовать при попрошайничестве. Вводится однозначный запрет на пропаганду жестокого обращения с животными, а также на содержание в квартирах, частных домах и на садовых участках диких зверей. Под запретом теперь контактные зоопарки, которые находятся в ТЦ, и содержание животных в барах, кафе и ресторанах. Цирки, зоопарки, зоосады и т. д. должны будут получить лицензию.

Закон также устанавливает правила выгула животных (в том числе собак потенциально опасных пород) — ошейник, поводок и намордник обязательны.

Регламентируется порядок обращения с безнадзорными животными. Теперь возможна только программа «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в прежнее место обитания», причем с неснимаемой меткой. После отлова безнадзорное животное немедленно должно быть передано в приют, а сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будет фиксироваться на видео. Запрещен отлов животных с данными владельцев (например, со специальными бирками на ошейниках), необходимо будет обеспечить возврат зверя владельцу.

«Отлов животных должен сопровождаться видеофиксацией, размещением информации о животных, попавших в приюты. Вводится не только государственный надзор, в том числе ветеринарный, но и общественный контроль со стороны волонтеров и зоозащитников», – отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

Документ также регламентирует создание и работу приютов для животных — например, нельзя создавать их в квартирах. Приюты должны будут в течение трех дней разместить информацию о поступившем к ним животном. Кроме того, приютам запрещено умерщвлять животных без ветеринарного заключения о неизлечимом заболевании или о несовместимой с жизнью травме.

Читайте также:
Какие предусмотрены льготы учителям-пенсионерам

Закон предусматривает, что подзаконными актами будут прописаны требования к приютам для животных, как обращаться с бездомными животными, будет утвержден перечень потенциально опасных собак и животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях. Дополнительно будут прописаны требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, случаи, когда можно использование домашних животных в предпринимательской деятельности.

Наказание для живодеров

В декабре 2017 года ГД приняла закон, изменивший 245 статью Уголовного кодекса РФ. Внесенные изменения позволили увеличить число зарегистрированных преступлений. Согласно поправкам теперь наказание живодерам может грозить не только за гибель животного или нанесенное ему увечье, но и за действия, причинившие боль и страдание.

Так, за факты трансляции в интернете сцен жестокости и насилия над животными, а также за вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних установлена ответственность до пяти лет лишения свободы.

Если вы столкнулись с жестоким обращением с животными:

Подать заявление в полицию, лучше это сделать по месту совершения преступления.

Если вы подаете заявление после того, как увидели ролик в интернете, в котором демонстрируется жестокое обращение с животным, убедитесь, что событие произошло на территории России, а также постарайтесь выяснить его конкретное место и время.

Параллельно с подачей заявления в полицию, напишите обращение в Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты будут осуществлять парламентский контроль и следить за тем, как проводится расследование.

Если полиция или не проводит необходимых процессуальных процедур (опрос свидетелей, изъятие записей камер видеонаблюдения и т. д.), или вообще не принимает заявление, то следует подать его в Генеральную прокуратуру РФ.

Если преступление будет доказано, то в отношении живодера будет выбрана одна из мер наказания в соответствии со степенью тяжести поступка:

  • штраф до 80 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы до одного года;
  • ограничение свободы на срок до одного года;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Если же преступление совершила группа лиц или группа лиц по предварительному сговору, либо же это произошло в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете, а также если это совершалось в отношении нескольких животных, то наказание может быть таким:

  • штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период от одного года до двух лет;
  • исправительные работы до двух лет;
  • принудительные работы до пяти лет;
  • лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Подавая заявление по факту жестокого обращения с животными, вы помогаете не только пресекать действия живодеров и наказывать их за совершенные поступки, но и способствуете тому, чтобы таких преступлений становилось все меньше.

Эксперты – о плюсах и минусах подписанного Закона об ответственном обращении с животными

27 декабря Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ регулирует отношения в области обращения с животными как в целях их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними. Закон вступает в силу 1 января 2019 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был внесен в Госдуму еще в 2010 г. и сразу вызвал массу вопросов и споров среди экспертов и зоозащитников, в результате чего его дальнейшее рассмотрение было отложено – в первом чтении проект был принят только в 2011 г.

Однако в феврале 2017 г. Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды сообщил о возобновлении работы над законопроектом № 458458-5. Председатель комитета Ольга Тимофеева тогда подчеркивала, что на важность его принятия обратил внимание Владимир Путин, который в ноябре 2016 г. дал поручение Правительству о доработке документа. Тем не менее процедура второго чтения прошла только 18 декабря 2018 г., а через день документ был принят и в третьем чтении. 21 числа его одобрил Совет Федерации.

Главное – нравственность и гуманность

Новым законом, в частности, установлено, что обращение с животными основывается на нравственных принципах и принципах гуманности – как с существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, а также ответственности человека за судьбу животного. Установлены полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, а также полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными.

Не допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию – соответствующий перечень утверждает Правительство РФ (включенные в данный перечень животные, приобретенные до 1 января 2020 г., могут находиться на содержании их владельцев до своей естественной смерти). Указанный запрет не распространяется на зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы – при этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, обязаны получить лицензию до 1 января 2022 г.

В качестве мер защиты от жестокого обращения закон обязывает проводить ветеринарные и иные процедуры, которые могут вызвать у животных непереносимую боль, с применением обезболивания. Также запрещаются натравливание одних животных (за исключением служебных) на других, отказ владельцев от исполнения обязанностей по содержанию животных до их передачи в приюты или отчуждения иным законным способом, торговля животными вне специальных мест. Кроме того, недопустимы организация и проведение боев животных и иных зрелищных мероприятий, которые влекут травмы, увечья и умерщвление животных.

Читайте также:
Вечный учет автомобиля: что это? Плюсы и минусы

Кроме того, закон запрещает кормление хищников живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, а также пропаганду жестокого обращения с животными и призывы к такому обращению, включая производство, изготовление, показ и распространение, в том числе через интернет, соответствующих кино-, видео- и фотоматериалов, печатной и аудиовизуальной продукции.

Комментируя «АГ» приведенные положения, адвокат АП Московской области Андрей Николаев с радостью отметил, что в закон вошло определение «жестокое обращение с животными». «Я бился за это еще в 2009 г. на заседаниях рабочей группы в Госдуме – ведь первоначально это определение вообще не хотели включать в законопроект», – добавил он.

При этом эксперт задался вопросом, подпадают ли действия личности, разбрасывающей отраву в местах прогулки собак со своими владельцами, под определение «обращение с животным»? «Ведь речь идет не о конкретном животном, даже без владельца, а об абстрактных действиях, которые, с точки зрения пойманного с поличным, не направлены против животных вообще», – отметил Андрей Николаев.

Директор Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева отметила важность запрета натравливания одних животных на других. Эксперт пояснила, что в 2017 г. были легализованы бесконтактные притравки, и принятие закона должно положить конец варварской практике притравочных станций – как контактных, так и бесконтактных. В то же время, по мнению эксперта, непонятно, относятся ли лошади, используемые полицией, к категории служебных животных, и получат ли они шанс на передачу заинтересованным лицам в случае невозможности дальнейшего использования.

Домашние животные: проблема выгула

Содержание домашних животных также подверглось регулированию. В частности, владельцы питомцев должны соблюдать не только общие требования к их содержанию, но и права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Использовать домашних питомцев в предпринимательской деятельности запрещено, за исключением случаев, установленных правительством.

Определены требования к выгулу домашних животных. В частности, он должен обеспечивать безопасность граждан, животных, а также сохранность имущества физических и юридических лиц. Владельцам необходимо исключать возможность неконтролируемого передвижения питомца при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Также закон обязывает владельцев животных убирать продукты их жизнедеятельности в местах и на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Президент Сахалинской адвокатской палаты Максим Белянин критически оценил положения, касающиеся выгула. «Как владелец двух собак, я обеспокоен тем, что с 1 января, как и многие “собачники”, стану нарушителем закона – сложно выполнить требования о выгуле собаки, если самого определения “выгула” закон не содержит», – пояснил он.

Что касается положения о том, что владелец должен «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного…», эксперт задался вопросом: по сути, выходит, что гулять с собакой, в том числе на детских и спортивных площадках, можно – была б она на поводке?

В отношении запрета выгула вне официально разрешенных мест Максим Белянин отметил, что в г. Южно-Сахалинске, например, такое место – одно на город численностью в 200 тыс. жителей: «И где в таком случае выгуливать собаку?»

Норму об уборке продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования, по мнению эксперта, можно было бы оставить без комментариев. «Однако отмечу, что “продукты жизнедеятельности” могут быть нескольких видов, одни из которых убрать не представляется возможным, но исходя из текста закона они должны быть убраны», – добавил Максим Белянин.

Закон также запрещает выгул потенциально опасных собак, перечень которых утверждается правительством, без намордника и поводка, независимо от места выгула. Исключение составляет пребывание собаки на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу на праве собственности или ином законном основании.

Андрей Николаев по этому поводу отметил: «Считаю откровенной глупостью сохранение списка потенциально опасных пород собак – благо, теперь определение этого перечня передано не на “откуп” органам исполнительной власти субъектов РФ, а федеральным органам государственной власти в области обращения с животными. Вот только непонятно, почему к этим органам относится правительство, поскольку, как следует из п. 14 ст. 3 Закона, именно оно устанавливает этот перечень». Эксперт добавил, что потенциально опасна практически любая порода: «Напомню, что у собаки 42 зуба, а активно-оборонительные реакции на опасность есть очень у многих из них».

Использование животных в культурно-зрелищных целях допускается только в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. Закон запрещает деятельность, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными. Если мероприятия предусматривают такой контакт, обязательно наличие в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

Управляющий партнер КА «Старинский и партнеры» Владимир Старинский обратил внимание, что закон запрещает содержание животных в барах, ресторанах и т.д., а также контактные зоопарки в торговых центрах. Эксперт подчеркнул, что контактные зоопарки давно находились в центре внимания зоозащитников.

Также согласно закону под запретом применение лекарственных препаратов и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, для повышения их эффективности в культурно-зрелищных целях. В отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, запрещено использовать субстанции или методы, не допустимые для использования в спорте.

Требования к приютам

Закон детально регламентирует требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами последних могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица. По отношению к содержащимся в приютах животным ответственность владельцев приютов и уполномоченных ими лиц приравнивается к ответственности владельцев животных. Кроме того, они обязаны размещать в интернете не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного в приют информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных. Их также запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а также умерщвлять без крайней необходимости, но обязательно гуманно и безболезненно.

Читайте также:
Новые плацкартные вагоны РЖД: фото внутри, когда появятся, в каких поездах

По мнению Екатерины Дмитриевой, пункт об обязанности передачи животного в приют или новому владельцу при отказе от права собственности от него хорош, но без обязательной регистрации и чипирования с единой базой данных понятно, что закон работать не будет.

Максим Белянин обратил внимание на огромный перечень требований, установленный к приютам. По его мнению, в результате может оказаться, что те, кто за собственный счет и за счет волонтеров реально помогает животным, не смогут выполнять все эти – не всегда оправданные –требования закона, и будут вынуждены платить штрафы либо устранять допущенные нарушения вместо того, чтобы реально спасать животных.

Закон также урегулировал отлов животных без владельцев. В частности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов, обязаны вести видеозапись процесса и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти копии видеозаписи. Вести отлов в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность. Содержание отловленных животных вне приютов также запрещено.

Общественным инспектором может стать каждый

Закон вводит государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными. Последний могут осуществлять общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане, изъявившие желание оказывать содействие органам государственного надзора в качестве общественных инспекторов на добровольной и безвозмездной основе.

Общественный инспектор вправе фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеоcъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в надзорные органы.

По мнению Екатерины Дмитриевой, «прекрасная инициатива по госнадзору в области обращения с животными будет реализована очень нескоро». Эксперт пояснила, что по традиции, оставшейся с советского времени, животными без владельцев занимаются коммунальные службы и муниципалитеты. «Профильных специалистов среди них нет, и это является огромной нерешаемой проблемой. По новому закону функции госнадзора делегированы органам исполнительной власти, но боюсь, функции надзора в области гуманного обращения с животными будут совмещать те, кто еще вчера размещал гостендеры на “умерщвление в момент отлова” или подписывал акты на эвтаназию 1200 животных за один день по причине агрессивности», – добавила она.

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Екатерина Дмитриева выразила надежду, что в связи с принятым законом ст. 245 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, будет изменена и наконец-то начнет работать.

Андрей Николаев, напротив, скептически настроен по отношению к неотвратимости привлечения к ответственности тех, кто допускает жестокое обращение с животными. Он отметил, что ранее ст. 245 УК применялась крайне редко, и только если дело получало общественный резонанс. По мнению эксперта, положительные изменения сейчас вряд ли произойдут. «Пока не поступит команды от вышестоящего руководства, не думаю, что кто-то из полицейских проявит рвение по изобличению и привлечению к ответственности тех же “догхантеров”», – пояснил адвокат.

Выводы экспертов

Максим Белянин отметил, что комментировать документ, который, несмотря на многолетнее обсуждение, выглядит «сырым», очень сложно. «Закон пронизан мотивами помочь животным, не допустить жестокого обращения, но вот техника его исполнения не позволит выполнять его требования либо может привести к злоупотреблениям со стороны контрольных и надзорных органов, – резюмировал он. – Вероятнее всего, все сведется к исторической аксиоме о том, что в России суровость законов компенсируется их неисполнением».

По мнению Андрея Николаева, закон производит двоякое впечатление: с одной стороны, необходимость его принятия «перезрела», с другой – он во многом декларативен, поскольку его выполнение не обеспечено финансово и организационно. «Складывается впечатление, что его авторы не очень представляли, как он будет работать не только в крупных городах, а где-нибудь в российской глубинке. Например, за счет каких средств будет обеспечиваться содержание муниципального приюта, каким требованиям должно удовлетворять “специально предназначенное для этого здание, строение, сооружение”», – отметил он.

Также эксперт обратил внимание на неурегулированность деятельности так называемых «зоогостиниц», где животные остаются на временном попечении, когда их хозяева уезжают, например, в отпуск: «Не секрет, что часто такие “гостиницы” содержат люди, которые не только не имеют специального образования, но и содержат остающихся на их попечении животных в явно неподходящих для этого местах».

Владимир Старинский отметил, что закон содержит ряд основополагающих положений для урегулирования сферы обращения с животными, причем не только домашними, но и дикими. «Например, наконец-то появился запрет на содержание дома диких зверей», – добавил он. По мнению эксперта, закон является большим шагом в направлении ответственного обращения с животными, так как обеспечивает нормативную базу для защиты животных. Проблема, считает эксперт, может возникнуть с применением закона на практике, так как правоохранительные органы, как правило, не обращают внимания на подобные нарушения, даже если о них известно. «С другой стороны, этот закон – хороший инструмент в руках зоозащитников, которого у них раньше не было», – считает он.

Екатерина Дмитриева полагает, что закон не стоит оценивать критически и сомневаться в его исполнении. По ее мнению, это важный и необходимый шаг на пути гуманизации. «В XXI в. не иметь ни одного закона о защите животных – показатель варварства, отсутствия в государстве понимания важности социальных проблем и игнорирования мирового тренда на гуманность. Я очень рада, что после многих лет борьбы за принятие закона он подписан – уверенности в этом не было вплоть до последнего», – подытожила она.

Что не так с законом об обращении с животными: мнение экспертов

Больше года назад в России был принят закон об ответственном обращении с животными. В начале 2020 года вступили в силу еще несколько важных положений этого закона. Однако зоозащитники считают, что закон нуждается в тщательной доработке, а без поддержки государства и граждан проблемы роста числа безнадзорных животных и жестокого обращения с животными решить невозможно. Обозреватель РИАМО собрала мнения экспертов о том, что нужно сделать, чтобы закон начал работать, и как обстоят дела в Московском регионе.

Читайте также:
Как выписать человека из квартиры: рассмотрим различные случаи

Закон, которого ждали 20 лет

С 1 января 2020 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 498 «Об ответственном обращении с животными». Они касаются правил использования животных в культурно-зрелищных целях, перечня особо опасных пород собак, госнадзора и общественного контроля. Также начали действовать два дополняющих его документа – методические указания по организации деятельности приютов для животных и по обращению с животными без владельцев. Первую попытку принять закон о защите животных в РФ Госдума предприняла в 1999 году, но его отклонил президент. Нынешняя редакция закона была принята в декабре 2018 года. Этого события зоозащитное сообщество ждало почти 20 лет.

Согласно исследованиям криминалистов из Академии МВД, в последние годы Россию захлестнула волна жестокости по отношению к животным. Во второй половине 2000-х в нашей стране появилось такое явление, как догхантеры.

В Европе и США наказание за жестокость к животным давно влечет за собой тюремное заключение и штрафы. В то время как английский парламент запретил даже традиционную охоту на лис с собаками, в России собираются разрешить вольерную охоту на диких животных.

При этом в российском обществе нет консенсуса по вопросу ответственного отношения к домашним животным. Однако, как показало исследование компании Purina, 30% жителей мегаполисов считают, что государство должно решать проблему безнадзорных животных.

Что нужно, чтобы работал закон

Чтобы положения закона работали, законодатель должен дополнительно прописать механизмы его исполнения на местах. Поэтому в начале 2019 года профильным министерствам было поручено подготовить нормативные подзаконные акты (НПА).

Как рассказала РИАМО замруководителя рабочей группы по вопросам безнадзорных животных Общественной палаты Москвы Елена Иванова, в этот период зоозащитники вместе с думским комитетом по экологии, представителями Минприроды, Минсельхоза, МВД разработали Порядок обращения с безнадзорными животными и предложения по организации деятельности приютов. Однако в принятых осенью 2019 года правительством РФ Методических указаниях по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и Методических указаниях по организации деятельности приютов предложения зоозащитников не были учтены.

В первом из принятых документов регионам предоставлено право действовать по своему усмотрению и с учетом имеющейся инфраструктурной обеспеченности. Это неправильно, ведь у большинства из них нет ни опыта, ни подходящей инфраструктуры, считает Иванова. По ее мнению, вместо приютов, устроенных по всем санитарным нормам, в отдельных регионах могут снова появиться настоящие концлагеря для животных и «черные» ловцы.

Чтобы животные не погибали при отлове от непроверенных медпрепаратов, в рабочей группе Общественной палаты Москвы предлагают ввести для подрядчиков фармлицензии на хранение и перевозку лекарственных препаратов, а также обязательный перечень средств для обездвиживания животных при транспортировке. Кроме того, обязательным требованием при отлове должен стать акт вскрытия умершего животного.

Все это оградило бы животных от действующих жестоких практик, а исполнителей закона в регионах избавило бы от необходимости выдумывать собственные правила.

Переход на ОСВВ и стерилизация домашних животных

Одно из нововведений закона № 498 касается перехода с 1 января 2020 года на программу ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат в место обитания). До 2019 года проблему количества бездомных животных более чем в 90% российских регионов решали путем эвтаназии за счет введения курареподобных препаратов, вызывающих мучительную смерть.

Для перехода на систему ОСВВ местные власти в регионах должны понимать, как это сделать, и иметь четкие инструкции. И в этом заключается главная проблема – НПА не содержат подробных указаний.

Елена Иванова считает, что из-за отсутствия разъяснений в регионах могут организовываться стихийные приюты в неприспособленных местах и без должного санитарного и ветеринарного контроля. Регионам в первую очередь нужна системная поддержка государства не только муниципальных, но и частных приютов.

По мнению экспертов, чтобы решить существующие проблемы, помимо работающего закона и системы ОСВВ необходима пропаганда ответственного отношения к животным среди детей и взрослых.

Чтобы стимулировать владельцев к этому шагу, практикующие ветеринары предлагают ввести налог на некастрированных животных для владельцев, не занимающихся специальным разведением. Для малоимущих граждан, приютов и волонтеров-зоозащитников предлагается ввести льготы или вовсе сделать кастрацию их подопечных бесплатной.

Президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа во время круглого стола «Вместе ради перемен» в декабре 2019 года заявил, что считает необходимым скорейшее принятие закона о регистрации животных, что позволит регулировать численность непривитых и некастрированных домашних животных и выявлять особей с генетическими заболеваниями. С последними, в том числе, связано появление агрессивных животных на улицах, куда их выбрасывают несознательные владельцы.

Поэтому ветеринары предлагают внести поправки в ГК РФ и рассматривать животное не как «имущество», а как «источник повышенной опасности» – тогда владельцев агрессивных животных смогут наказывать в случае их нападения на людей.

Наказание за жестокость

По мнению зоозащитников, необходимо также доработать статью 245 УК РФ о жестоком обращении с животными в соответствии с новым законом.

Сегодня эта статья не работает – как правило, дальше обращения в полицию и прокуратуру дело не идет. Дело в том, что наказать по этой статье УК могут, только если доказаны корыстные мотивы, групповой сговор или хулиганство. Виновные лица объясняют свои действия другими мотивами и поэтому уходят от наказания.

«По этой причине не возбуждают дела против владельцев так называемых черных передержек. Пример тому – дело жительницы Москвы Зайцевой, которая в скученном состоянии держала 94 кошки», – рассказала Анна Фельдман из «Котоспаса» РИАМО.

Как считает Иванова, в соответствие с новым законом нужно привести не только статью 245 УК, но и положения КоАП, также следует понизить возраст привлечения к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными до 14 лет.

Так, по данным ГУВД Москвы, всего за год было возбуждено восемь таких уголовных дел.

Уголовное дело возбудили в Подольске после вопиющего случая в ноябре 2019 года, когда мужчина заколол вилами бездомного пса. 61-летнему пенсионеру грозит штраф или наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

Читайте также:
Налог с продажи валюты физических лиц 2021

Тогда же в полицию обратилась жительница Электростали – трупы двух ее собак нашли в колодце. Заявление в полиции у владелицы приняли только со второго раза, но затем в возбуждении уголовного дела отказали. Она направила обращение в прокуратуру.

Опыт Московского региона

По мнению Ивановой, регионам следует вооружиться московским Регламентом по отлову и содержанию животных в приютах – как муниципальных, так и частных, а также сделать выводы из столичной практики строительства муниципальных приютов. Как показал более чем десятилетний опыт, строительство «мегаприютов» не оправдывает себя ни с экономической, ни с биологической точки зрения. Такие приюты трудны в эксплуатации, животные в них не имеют возможности общаться с людьми, получать достаточную ветеринарную помощь, качественное обслуживание и выгул.

Как рассказал в рамках круглого стола «Вместе ради перемен» депутат Мосгордумы Александр Козлов, сегодня в столичных приютах пожизненно содержится 30 тысяч собак и 1 тысяча кошек, но городу не хватает имеющихся мощностей. В Москве рассматривается вопрос о том, чтобы за содержание приютов отвечало специальное ведомство.

В Москве и Подмосковье по системе ОСВВ уже работают все муниципальные, многие частные приюты и благотворительные организации.

В частности, фонд «Дарящие надежду» с 2011 года простерилизовал 3613 собаки и 2469 бездомных кошек. За 2019 год в Солнечногорске, Клину и Химках они отработали четыре контракта и простерилизовали 1,5 тысячи собак. Дополнительно силами фонда было бесплатно простерилизовано 650 домашних собак и кошек, владельцами которых являются пенсионеры, инвалиды, зооволонтеры. Бесплатную стерилизацию домашних питомцев проводит для пенсионеров центр «Юна». По системе ОСВВ в прошлом году заработал Богородский муниципальный приют в Ногинске, где сегодня содержатся около 500 собак. Все они стерилизованы и вакцинированы. У фонда «Ника», который также работает по ОСВВ, в Подмосковье два приюта для передержки животных.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

Новости и пресс-релизы

  • Министр
  • Руководство
  • Структура
  • Положение
  • Контакты
  • Поиск
  • Версия для слабовидящих
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram
  • Замечания и предложения по работе сайта просим отправлять на почтовый ящик .
  • Направление работы
  • Интерактивная карта
  • Особо охраняемые природные территории
  • Координационные и совещательные органы
  • Мероприятия
  • Открытое Министерство
  • Государственные услуги
  • Госслужба и кадры
  • Противодействие коррупции
  • Открытые данные
  • График приема граждан министром, заместителями министра и директорами департаментов минприроды России
  • Новости
  • Медиагалерея
  • Контакты
  • Официальные издания
  • Официальные документы Минприроды России
  • Государственные доклады
  • Государственные программы
  • Доклады о реализации отраслевых документов стратегического планирования
  • Документы для координационных и совещательных органов
  • Документы по вопросам ООПТ
  • Документы подведомственных учреждений
  • Методические документы
  • Независимая экспертиза
  • Общественное обсуждение
  • Общественный совет
  • Открытое Министерство
  • Стратегии и доктрины
  • Федеральный экологический совет
  • Перечни нормативных правовых актов
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram

Охота на краснокнижных животных запрещена! Разъяснения поправок в законы «Об охоте» и «О животном мире»

Охота на краснокнижных животных в России запрещена! Поправки в федеральные законы, которые вступили в силу, ни в коей мере не меняют ситуацию с редкими и исчезающими видами животных: охотиться на них по-прежнему запрещено.

1 августа вступили в силу поправки в федеральные законы «О животном мире» (статья 24) и «Об охоте», которые были приняты 22 декабря 2020 г.

Теперь всё нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с добычей млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу России и в Красные книги субъектов, отнесено исключительно в Федеральный закон «О животном мире», потому что этот закон является базовым и более общим законодательным актом по сравнению со специальными законами, регулирующими охоту и рыболовство. Соответственно для унификации законодательства, из других законов, в частности закона “Об охоте”, была убрана дублирующая норма.

Краснокнижные животные не будут объектами охоты. Запрет на добычу охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу, в России по прежнему действует!

Существует только пять исключительных случаев, при которых допускается добыча. Перечень случаев с 1997 года не менялся; то есть он действует уже 24 года! Это устранение угрозы человеку, охрана здоровья населения, защита от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, мониторинг и регулирование численности, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Охота в перечень исключительных случаев не входит!

Разрешение на добычу в перечисленных случаях выдается только Росприроднадзором в установленном порядке (Постановление РФ от 06.01.1997 № 13). Разрешение единоразово и привязано к конкретному случаю. По факту каждого добывания (например, медведя-людоеда) на месте составляется акт с указанием времени, места, орудий добывания и фамилий ответственных лиц. Отчёт подаётся в Росприроднадзор в 2-месячный срок после окончания срока действия разрешения. По данным Росприроднадзора, с начала этого года выдано 129 разрешений (в 2020 году – 125, в 2019 году – 180, в 2018 году – 142, в 2017 году – 225), в это число входит и добыча китов коренными малочисленными народами, и установка меток для мониторинга, например, на белых медведей.

Министерство природных ресурсов и экологии России подчёркивает, что сохранение краснокнижных животных – это задача как для государства, так и для всех жителей страны.

Уважаемые коллеги!

Пресс-служба Минприроды России всегда открыта для комментариев. Вы можете написать нам на почту (press.priroda@mail.ru она указана на сайте ведомства в разделе контакты), написать личное сообщение в соцсетях или обратиться к сотруднику пресс-службы лично (если вам нужно обновить контакты, напишите нам, мы обязательно их предоставим).

Готовы вам оказать помощь не только в предоставлении сведений, но и в разъяснении законодательных инициатив, а также уже существующих норм.

Хотим напомнить, что убийство краснокнижного животного – уголовно наказуемо, и может караться лишением свободы до 9 лет (статья 258.1. УК РФ)! Призываем вас не вводить в заблуждение жителей и не распространять не проверенную информацию.

О чем говорит новый закон об ответственном обращении с животными. Разбор

В конце декабря 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об ответственном обращении с животными. Что нового в законе и как он отразится на обычных гражданах — разбор портала Юга.ру.

Читайте также:
Как вернуть товар в магазин: разбираем возможные случаи

Закон приняли через восемь лет после того, как его внесли в нижнюю палату парламента. Заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева заявила, что документ приняли во многом благодаря активной позиции зоозащитников.

О законе снова заговорили в 2018 году, когда в Успенском районе Краснодарского края в цирке шапито львица напала на четырехлетнюю девочку.

Что регулирует закон?

Закон призван защитить животных от жестокого обращения и обеспечить безопасность людей при обращении с животными. В ст. 4 среди прочего сказано, что отношение к животным строится на том, что они существа, способные испытывать эмоции и физические страдания, и человек ответственен за судьбу животного.

Закон касается домашних и безнадзорных животных, диких, но содержащихся в неволе, а также зверей, которые используются в культурно-зрелищных целях. В документе есть требования к содержанию и использованию животных, статья о работе приютов, инструкция по работе с животными без владельцев.

Читайте также:

На сайте Госдумы говорится, что в подзаконных актах еще предстоит закрепить требования к приютам для животных, описать, как обращаться с бездомными животными. Будет утвержден перечень потенциально опасных собак, которых нельзя будет выводить и выгуливать без поводка и намордника (сейчас в предварительный список входит 13 пород), и животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях. Дополнительно создадут требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, случаи, когда можно использование домашних животных в предпринимательской деятельности.

Что теперь нельзя?

  1. Держать дома животных, входящих в список запрещенных к содержанию. Перечень должно разработать правительство РФ, законопроект внесли в Госдуму 23 мая 2015 года. Документ прошел предварительное рассмотрение. Один из его авторов Ольга Тимофеева заверила, что речь в нем идет о потенциально опасных диких животных и некоторых породах собак. Закон не затронет «черепашек, хомячков, спаниелей»;
  2. Натравливать животных на людей, если только это не самооборона, не использование служебного животного или не дрессировка собаки кинологом;
  3. Проводить бои и другие мероприятия, влекущие за собой нанесение травм и увечий животным и их смерть;
  4. В законе появился однозначный запрет на пропаганду жестокого обращения с животными.

Можно подробнее про запрещенных к содержанию?

В составленный Минприроды перечень животных, которых нельзя держать в доме, попали крупные кошачьи, морские млекопитающие, медведи, скорпионы и ядовитые пауки, а также крупные хищные животные весом более 20 кг.

Есть и исключения — если речь идет о спасении и сохранении здоровья животного. Полный и подробный список есть на сайте с проектами нормативных правовых актов.

В примечании к ст. 10 сказано, что запрещенные к содержанию животные, приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до естественной смерти .

Портал Юга.ру спросил, что думает о законе Илья Горячев, владелец тигрицы Авроры, которую в начале марта 2019 года выгуливали на поводке на пляже в Новороссийске. Появление тигрицы на улице вызвало общественный резонанс, прокуратура и полиция начали проверки. На вопросы журналистов Илья Горячев отвечал, что документы на Аврору у него есть и зверь содержится без нарушений.

Горячев в беседе с Юга.ру сказал, что закон, по его мнению, сырой, неподготовленный, в нем нет конкретики, но «задумка хорошая».

«Я рад, что его приняли, хоть как-то будет регулировать оборот и содержание таких животных. Примут нормы, чтобы они не содержались на балконах, но такому животному будет мало места в квартире, не важно, квартира 100 квадратов или 150. Вот у меня дом 250 квадратов. Аврора в нем живет и очень себя комфортно чувствует, постоянные прогулки мы совершаем по 2-3 часа в день, она более чем довольна — у кота моська довольная, по ней видно, что ей этого хватает, за глаза хватает», — сказал он.

Горячев рассказал, что Аврора родилась в конце 2017 года в одном из зоопарков Нижнего Новгорода и оказалась у него после того, как от нее отказалась мать-тигрица. Горячев взял ее на выкармливание.

«После выкармливания я понял, что влюбился [в Аврору] и отдавать ее не хочу. С директором зоопарка обсудили пути решения этой проблемы. Он был рад, что я себе ее хочу оставить, по-человечески рад. Мы согласовали стоимость, деньги были переданы — и Аврора окончательно, на законных основаниях появилась», — сказал он.

А если животное будут держать в неволе с нарушениями?

Если хозяин нарушает требования закона, то животное изымают. Конфискованных животных будут возвращать в дикую природу. Если это невозможно, то «дальнейшее обращение осуществляется в соответствии с порядком, установленным правительством Российской Федерации». Об этом говорится в ст. 22, которая вступит в силу 1 января 2020 года.

По мнению Ильи Горячева, конфискованных животных выпускать обратно в дикую природу невозможно.

«Аврора — гибридный тигр [помесь видов, родители Авроры также были гибридными тиграми — Юга.ру], и ареала обитания у нее нет. Она не живет на территории Российской Федерации, ареала гибридных тигров не существует. Амурские тигры живут у нас, бенгальские — в Индии. Но вопрос — если вы говорите, что их будут выпускать в естественную среду, согласится ли на это правительство Индии? Я сомневаюсь. И куда их будут, бенгалов, выпускать — в тайгу? Они там померзнут и умрут. А кто их будет учить охотиться и защищать себя? Зная Аврору, можете посмотреть инстаграм, вы реально думаете, что она выживет в дикой природе? Я сомневаюсь. Это невозможно», — сказал он.

Как закон коснулся владельцев домашних животных?

Под домашних животных в законе выделена отдельная статья. Помимо соблюдения общих требований к содержанию животных, их владельцы должны соблюдать «права и законные интересы лиц», которые живут в многоквартирном доме вместе с их питомцем.

Содержание

  1. Предельное количество животных должно быть таким, чтобы их хозяин мог обеспечить им условия по ветеринарным нормам и правилам, не забывая о санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.
  2. Если владелец отказывается от права собственности на питомца или больше не может его содержать, он должен найти нового хозяина или передать животное в приют.
  3. От хозяев требуют стерилизовать зверей — в законе это звучит как «принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных».
Читайте также:
Новые плацкартные вагоны РЖД: фото внутри, когда появятся, в каких поездах

Другие требования к содержанию питомцев закреплены в ст. 9.

Выгул

  1. От владельцев требуют «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при переходе через дорогу, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов и их дворах, на детских и спортивных площадках»;
  2. Убирать продукты жизнедеятельности в общественных местах тоже придется!
  3. Нельзя выгуливать животных «вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления», однако не сказано, что делать, если таких мест не выделено.

Краснодарские реалии

Читайте также:

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев еще в октябре 2016 года подписал закон о содержании и защите домашних животных. В нем тоже есть понятие «потенциально опасные животные» — это домашние питомцы, «проявляющие немотивированную агрессию по отношению к людям и другим животным, в том числе собаки крупных пород и их метисы, имеющие высоту в холке более 30 см». Их нужно содержать в огражденном месте или на привязи. А вот про выгул в региональном законе ничего не сказано, как и про то, нужно ли получать разрешение на проживание таких животных в квартире.

Кроме того, региональный закон обязывает хозяев зарегистрировать своих питомцев в государственных ветеринарных учреждениях и оформить ветпаспорт, а также чипировать животное. Помимо этого, хоронить питомцев нужно в специальных скотомогильниках и биотермических ямах. Чипирование и регистрация нужны только для кошек и собак; список мест, где можно это сделать, есть на сайте департамента ветеринарии Краснодарского края.

Что будет с приютами для животных?

Читайте также:

Их работы касается ст. 16 закона, она вступит в силу с 1 января 2020 года.

  1. Приюты можно размещать в специально предназначенных для этого зданиях (критерии в законе не указаны, но Госдума уточняет, что теперь их нельзя создавать, например, в квартирах);
  2. По закону владельцы приютов теперь должны стерилизовать и вакцинировать поступивших бездомных животных и возвращать тех, у кого есть сведения о владельцах на ошейниках и других предметах. В течение трех дней приюты должны размещать в интернете информацию о поступивших питомцах, а также вести документальный учет;
  3. Приютам запрещено передавать животных для лабораторных опытов.

Что в законе сказано о бездомных животных?

О том, что можно и что нельзя делать с бездомными животными, сказано в главе 4. Статья закона «Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» вступит в силу 1 января 2020 года.

Отлов

Предприниматели и юридические лица, которые занимаются отловом бездомных животных, несут ответственность за их жизнь и здоровье:

  1. Нельзя отлавливать животных с неснимаемыми или несмываемыми метками, информацией о владельцах на ошейниках. Исключение — агрессивные животные;
  2. Запрещено применять вещества, лекарства, способы, которые приводят к увечьям, травмам или гибели животных;
  3. Во время отлова должна идти видеозапись, ее копию нужно бесплатно передавать по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Также нужно снимать видео того, как животных возвращают на прежние места их обитания.

Читайте также:

В прошлом году муниципальный контракт на отлов бездомных животных в Краснодаре выиграло ООО РПФ «Бастилия», он был рассчитан до 29 декабря 2018 года. В ответ на запрос портала Юга.ру администрация Краснодара ответила, что за год в департамент городского хозяйства и ТЭК поступило более 2,5 тыс. заявок на отлов бездомных животных. По ним отловили 2,9 тыс. «безнадзорных агрессивных животных». Что с ними произошло после отлова, неизвестно.

Что будет с зоопарками и цирками?

Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию прописаны в ст. 15. Она вступит в силу в 2020 году, ее отдельный пункт — в 2022 году.

  1. Цирки, зоопарки, зоосады, зоотеатры и дельфинарии должны будут получать лицензию до 1 января 2022 года — так написано в ч. 9 ст. 15;
  2. Под запретом оказались контактные зоопарки в торговых центрах. Запрещено содержание животных в барах, кафе и ресторанах;
  3. Если животное больше нельзя использовать «в культурно-зрелищных целях», владелец должен содержать его до естественной смерти или передать на содержание в приют.

Читайте также:

За пару месяцев до принятия закона, в октябре 2018 года, в Краснодарском крае в цирке шапито львица напала на девочку. Четырехлетний ребенок сидел в первом ряду, а во время выступления львица прыгнула за ограждение. Девочка получила тяжелые травмы. Директора цирка осудили в феврале 2019 года — ему назначили год в колонии общего режима. Потерпевшая сторона просила не лишать директора цирка свободы, потому что он оказывал материальную помощь.

Глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов, комментировавший нападение львицы на ребенка, в октябре 2018 года рассказал Русской службе Би-би-си, что при том порядке лицензирования, который описан в законопроекте, передвижные цирки исчезнут, потому что не получат разрешение на работу, так как там нет условий для животных и зрителей.

Читайте также:

До принятия закона работа цирков шапито не лицензировалась. Директор ФКП «Российская государственная цирковая компания» Дмитрий Иванов говорил, что шапито может организовать любой желающий, «для этого достаточно приобрести необходимые конструкции и собрать команду артистов», но в таких цирках безопасности зрителей уделяется недостаточно внимания.

В процессе разбора положений нового закона стало ясно: ни в Краснодарском крае, ни в России в целом нет условий для выполнения многих его пунктов. В частности, нет площадок для выгула, нет достаточного количества приютов, нет контроля за деятельностью служб по отлову безнадзорных животных, нет ведомств и служб, отвечающих за соблюдение и контроль отдельных положений. В следующем материале редакция разберет пункты закона, касающиеся содержания и выгула собак в городе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: