Права лиц без гражданства на территории РФ

Федеральный закон от 24.02.2021 г. № 22-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства

Принят Государственной Думой 9 февраля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; 2010, № 21, ст. 2524; № 30, ст. 4011; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 29; № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7043, 7061; № 50, ст. 7342, 7352; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6396, 6397; № 50, ст. 6967; № 53, ст. 7640, 7645; 2013, № 19, ст. 2309, 2310; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3461, 3470, 3477; № 30, ст. 4036, 4037, 4057, 4081; № 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830, 1831; № 19, ст. 2311, 2332; № 26, ст. 3370; № 30, ст. 4231, 4233; № 48, ст. 6638, 6659; № 49, ст. 6918; № 52, ст. 7557; 2015, № 1, ст. 61, 72; № 10, ст. 1426; № 21, ст. 2984; № 27, ст. 3951, 3990, 3993; № 29, ст. 4339, 4356; № 48, ст. 6709; 2016, № 1, ст. 58, 85, 86; № 18, ст. 2505; 2017, № 11, ст. 1537; № 17, ст. 2459; № 24, ст. 3480; № 31, ст. 4765, 4792; № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 77, 82; № 27, ст. 3951; № 30, ст. 4537; № 53, ст. 8433, 8454; 2019, № 18, ст. 2224; № 23, ст. 2904; № 25, ст. 3164, 3165; № 30, ст. 4134; № 31, ст. 4416; № 52, ст. 7821; 2020, № 6, ст. 595; № 9, ст. 1122; № 15, ст. 2242; № 17, ст. 2713; № 31, ст. 5027, 5064; № 42, ст. 6516; № 50, ст. 8057; 2021, № 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 2:

а) дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

“временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;”;

б) абзацы седьмой – девятый считать соответственно абзацами восьмым – десятым;

в) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и изложить его в следующей редакции:

“временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;”;

г) абзацы одиннадцатый – двадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым – двадцать первым;

2) пункт 1 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

“Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, лица, ходатайствующего о признании беженцем, – сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, беженца – сроком действия удостоверения беженца, лица, получившего временное убежище, – сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.”;

3) дополнить статьей 52 следующего содержания:

“Статья 52. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации

1. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее – государство, готовое принять лицо без гражданства).

2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и выдача временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такому лицу осуществляются через администрацию специального учреждения.

3. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на десять лет.

В случае истечения срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, изменения лицом без гражданства фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения либо непригодности временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности либо ошибки в произведенных во временном удостоверении личности лица без гражданства в Российской Федерации записях ранее выданное временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации подлежит замене.

Читайте также:
Запрет на выезд за границу: как проверить, снять, причины наложения

Лицо без гражданства не позднее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия имеющегося у него временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации обязано обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, а при наличии иных условий, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, в течение тридцати дней со дня их наступления.

4. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), написанные буквами русского алфавита, дату и место рождения, пол, соответствующую запись о том, что владелец является лицом без гражданства, срок действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, фотографию владельца временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавшего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

5. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу без гражданства не выдается, а ранее выданное ему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулируется при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства или в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данному лицу в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона выдается справка для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, а в случае аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов в отношении данного лица проводится процедура установления личности иностранного гражданина, предусмотренная статьей 101 настоящего Федерального закона.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган уведомляет об этом в течение трех рабочих дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, вынесший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и (или) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В случае, если временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулировано в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данное лицо обязано выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней. Иностранный гражданин, не исполнивший такой обязанности, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления об установлении личности, предусмотренного статьей 101 настоящего Федерального закона, или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

7. Форма и описание бланка временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, являющегося бланком строгой отчетности, порядок выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, форма заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и форма заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о депортации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявший решение о депортации данного лица, в целях отмены решения о депортации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях отмены соответствующего решения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решение о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решения о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях приостановления действия соответствующего решения или продления приостановления действия соответствующего решения.”;

Читайте также:
Порядок получения гражданства РФ по браку

4) статью 6 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу без гражданства, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.”;

а) пункт 12 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

“21. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства разрешения на временное проживание данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

а) пункт 2 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 82 следующего содержания:

“82. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства вида на жительство данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

7) пункт 2 статьи 10 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

“21) временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации;”;

а) пункт 3 после слова “формы” дополнить словами “с фотографией”;

б) пункт 4 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

“5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.

Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.

Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок ее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

дополнить предложением следующего содержания: “В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.”;

9) пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 13 следующ

Права лиц без гражданства на территории России

Лица без гражданства – это личности, которые не имеют гражданства ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента. Лиц без гражданства можно встретить в любой республике, в том числе и России. Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения. Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.

Основные административные положения особ без подданства в Российской Республике регулирует закон о миграционном учёте. Согласно положениям закона лица без гражданства, проживающие в РФ временно или постоянно, обязаны подчиняться действующим законодательным актам.

По закону номер 109 РФ, лица без гражданства – это личности, которые проживают на территории определённой страны, но по каким-то причинам не могут быть признанными полноправными резидентами этого государства. В правовой лексике лица без гражданства называются апатридами.

Апатриды не лишены административных и правовых обязанностей. Люди с таким статусом несут такую же ответственность перед страной постоянного проживания, как и граждане этой республики. Они также как и граждане РФ обязаны выплачивать налоги, имеют право выбирать постоянное место жительство, заботиться о состоянии своего здоровья, получать социальные пособия и другие.

Особенность людей с таким статусом заключается в том, что они не обладают правом дипломатической защиты, так как не имеют постоянной страны подданства. Также отличительной особенностью является то, что многие из апатридов не имеют внутренних паспортов.

Причины

К сожалению, сегодня в стране сложилось понятие, что лицо без гражданства – это нечто ужасное и обязательно криминальное. Но это не так. Неправильно полагать, что апатрид – это социально неблагополучный или потерявший дееспособность человек, имеющий какие-то недостатки. В наше время стать особой без гражданства рискует каждый.

Существует несколько причин, по которым человек может лишиться или не получить статус гражданина. Это:

  1. По факту рождения. Если родителями ребёнка станут лица, не имеющие статуса гражданина какого-то государства, соответственно присвоить гражданство родившемуся ребёнку не могут, так как принадлежность к стране определяется по гражданству одного из его родителей. Но существуют случаи исключений. Это касается тех стран, которые согласно действующим законодательным положениям, могут присваивать статус гражданина по праву рождения на территории этой страны. Например: если человек родился на Украине и его родители – апатриды, то новорожденному автоматически присваивается статус гражданина Украины. Но данная ситуация скорее исключение, чем закономерность.
  2. При отказе от принадлежности к государству. Имеется в виду, что человек ранее был гражданином какой-то страны и захотел поменять свой гражданский статус. Для этого согласно правовым положениям и нормам закона ему необходимо изначально отказаться от «родного» статуса, а лишь затем стать резидентом другой республики. Вот в этом промежутке времени человек и называется апатридом. В этом случае такую особу называют «временным апатридом».

Если человек по каким-либо причинам от старого статуса отказался, но не принял новый – он становится лицом без гражданства.

  1. При выдворении. Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны. Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации. Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.
Читайте также:
Статус беженца в России: как оформить и что он дает

Выдворение из страны

По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что люди, обладающие «красным» паспортом СССР сегодня считаются апатридами.

Права и обязанности апатридов

Все апатриды, постоянно проживающие на территории любой из стран, обладают административными правами и обязанностями. В европейских странах дееспособные апатриды имеют возможность пользоваться всеми предоставленными им социальными благами.

Единственным запретом для людей с таким статусом становится то, что они не имеют права становиться участниками выборов на местном или государственном уровне. То есть согласно законам, в Европе апатрид не имеет права занимать высокий государственный пост, но работать и учиться вполне может.

Проживать в республике дееспособные особы без гражданства имеют право лишь в том случае, если у них имеются вид на жительство или разрешение на временное пребывание в этой республике. Если же у апатрида не имеется разрешительного документа, то он обязан покинуть страну после 3 месяцев нахождения.

В противном случае особу без подданства депортируют.

Что же касается России, то можно отметить, что в этой стране апатриды не имеют права участвовать в выборах. Лицо без подданства вполне может оформить себе медицинскую страховку. Апатриды также имеют полное право на въезд или выезд из государства. Лицо, не обладающее гражданским статусом, имеет право официально трудоустроиться, платить налоги. Трудоустройство и оплата налогов регулируется законом РФ № 115.

Согласно этому закону, все желающие трудоустроиться апатриды в обязательном порядке должны получить патент.

Все трудоустроенные дееспособные личности обязаны платить налог по 1.8 процентов от своего месячного оклада. Такой налог отчисляется в фонд социального страхования на случай безработицы. Если апатрид потеряет работу, то он может рассчитывать на это пособие.

Апатриды не могут занимать должности на государственной службе. То есть, работать прокурором, нотариусом, судьёй, и т. п. лицо без подданства не имеет права. Такие особы согласно правовым положениям могут работать не более 40 часов в неделю. Также трудоустроенным апатридам предоставляется больничный и отпуск.

Предоставление больничного листа

Особы без подданства имеют право общаться на равных с резидентами России.

Стоит помнить, что помимо прав у апатрида существуют еще и обязанности. Так, после въезда в Российскую Республику по визе или другому разрешительному документу, лицо без подданства обязано встать на учет на протяжении первых 3 дней после въезда. Постановка на миграционный учёт осуществляется в региональном отделении ГУВМ.

Дееспособная личность без подданства подвергается как административной, так и уголовной ответственности за невыполнение, нарушение или несоблюдение основных положений, правил и действующих законов. Это касается ответственности за соблюдение миграционного режима.

При нарушении обязанностей и ответственности относительно нахождения согласно срока по разрешительным или визовым документам, дееспособная особа может быть депортирована из страны. Решение принимается в суде. Все расходы, связанные с депортацией возлагаются на нарушителя.

За административные нарушения апатрида могут выдворить из страны. Выдворение – это принудительный выезд по решению суда. Все расходы, связанные с принудительным выездом также возлагаются на нарушителя.

Пересечение границы

Понятие апатрид подразумевает под собой лицо, не имеющее постоянного гражданства. Соответственно, если у человека отсутствует принадлежность к одной из стран, то у него отсутствует и внутренний гражданский паспорт. В наше время сложно встретить апатрида, имеющего подобный документ.

Вид на жительство в РФ

Апатриды не лишены права получать визы и разрешения на въезд. Но для получения визы, апатриду потребуется представить документ, который будет удостоверять его личность. Таким документом может служить:

  1. Свидетельство, подтверждающее факт рождения.
  2. Вид на жительство.
  3. Разрешение на временное проживание.
  4. Недействительный паспорт.

Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.

Разрешение на временное пребывание в РФ

Получение вида на жительство

Часто апатрид не имеет никаких документов, которые бы могли удостоверить его личность. В этом случае, если человек временно или постоянно находится в Российской Республике, ему следует обратиться в региональной отдел ГУВМ МВД с просьбой выдать временное разрешение на пребывание, или вид на жительство.

Для оформления вида на жительство или временного разрешения апатриду необходимо обратиться в ГУВМ. Получить временное разрешение можно на 1 год. Вид на жительство предоставляется апатриду на 5 лет.

Но перед тем как получить вид на жительство, лицо без гражданства должно прожить в республике не менее одного года по разрешению, позволяющему временное пребывание.

Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).

Дактилоскопию обязаны проходить лишь особы, которым на момент подачи заявления исполнилось 18 лет. Дополнительно к дактилоскопии апатрида фотографируют для личного дела. Это делается при отсутствии у него документов с фото, которые удостоверяют личность.

Причины отказа

Причинами отказа в получении временного разрешения или вида на жительство могут стать:

  1. Потенциальная угроза государству со стороны заявителя. Это может произойти, если сотрудники ГУВМ посчитают, что заявитель может навредить здоровью нации или нанести существенный ущерб общественному порядку.
  2. Депортация. Если ранее заявитель подвергался принудительному выезду из республики, то в прошении о получении вида на жительство или разрешении на временное пребывание ему будет отказано.
  3. Наличие текущей или незакрытой судимости.
Читайте также:
Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке: документы, сроки и условия

Получение гражданства

Согласно административным законам, каждый апатрид имеет право претендовать на получение гражданства РФ. Получить статус гражданина России можно лишь в том случае, если дееспособное лицо без гражданства прожило на территории этого государства в течение последних 5 лет.

Но существует и упрощённая схема получения гражданства. Она применяется в таких случаях, как:

  1. Дееспособное лицо без подданства имеет родителя, который проживает в России.
  2. Дееспособный апатрид ранее являлся резидентом Союза Советских Социалистических Республик.
  3. Особа, не имеющая подданства, родилась на территории СССР.
  4. Дееспособное лицо состоит в браке с резидентом России более 3 лет.

По упрощённой схеме получить статус резидента России возможно за 6 месяцев.

Жизнь без гражданства

Отношение многонационального народа России ко всякого рода справкам, удостоверениям и прочим документам точнее всего выразил Владимир Маяковский сто лет назад: «Я волком бы выгрыз бюрократизм // К мандатам почтения нету. // К любым чертям с матерями катись любая бумажка. » Затем он, правда, парадоксально гордится своей «пурпурной книжицей», советским паспортом.

Гражданство сродни воздуху: никто не думает о нем, когда он в избытке, но стоит ему пропасть, мгновенно встает гамлетовский вопрос о бытии – небытии. Оседлому, крепко стоящему на ногах обывателю невдомек, каким желанным может быть российский паспорт. Для трудовых мигрантов, беженцев из стран СНГ и просто бывших граждан Советского Союза это заветная и труднодостижимая цель.

Жизнь после ЕСПЧ: как защитить права человека в России при измененной Конституции

В районных судах при входе уже несколько лет можно наблюдать специально оборудованные небольшие залы для содержания ожидающих депортации мигрантов. На лицах охраняющих их полицейских и приставов лежит печать рутины: несмотря на страшные штрафы для работодателей, угрозы на полный запрет въезда для работников, нелегальный труд процветает. По долгу юридической службы мне часто приходилось бывать в районных судах, и никогда я не видел эти залы пустующими.

Быть иностранцем на чужбине – тяжелый путь. Кроме трудовой копейки и семейной фотографии, карман греет и паспорт далекой, но все же своей страны. Однако бывает, что и этой опоры лишен человек. Речь об апатридах, или лицах без гражданства.

Чужой среди своих

Эмиль Алимурадов родился в 1992 г. в Баку и на себе ощутил все прелести переходного периода от Советского Союза к России и СНГ. До 2003 г. он жил на родине, затем перебрался в Санкт-Петербург: его семья решила вложиться в местный бизнес. Для этого была продана семейная квартира, т. е. дома в Азербайджане не осталось.

Переехав в Россию, Эмиль закончил школу. Аттестат об окончании средней школы присоединился к свидетельству о рождении – вот и все документы. Как ни удивительно, первое время их хватало, власти к нему не придирались.

Но в какой-то момент миграционные законы заработали на всю катушку. Эмиль работал на стройке и делил съемную квартиру с другими рабочими. Однажды утром в ней произошла облава, и сотрудники Федеральной миграционной службы задержали Эмиля и доставили в полицию вместе с незаконными трудовыми мигрантами. 7 февраля 2014 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал Эмиля виновным по п. 3 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил проживания в России). Суд, как и всегда в таких случаях, наложил на него штраф и приговорил к выдворению за пределы страны. Вместе с товарищами по несчастью (вернее, по административной статье) он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), предназначенный для содержания лиц, ожидающих выдворения. Важное отличие его от незаконно приехавших иностранцев заключалось в том, что он был апатридом – лицом без гражданства.

Далее сотрудникам Федеральной миграционной службы, в чьей власти находился Алимурадов, надлежало понять, куда именно его следует депортировать. На запрос в консульство Азербайджана пришел ответ, что гражданином этой страны Эмиль не является. Примечательно, что обмен корреспонденцией внутри Санкт-Петербурга занял 2 месяца и 2 дня. Алимурадов, разумеется, все это время находился в ЦВСИГе.

Эмиль понимал, что по российским законам его выдворение невозможно. Выслать нарушителя миграционных законов можно лишь на его родину, а точнее, в страну, гражданство которой он имеет. Что делать в этой ситуации с апатридами, из закона явно не следует. И хуже того: по процедуре человека сначала признают подлежащим выдворению и только потом выясняют, возможно ли оно.

Отдельно стоит сказать о ЦВСИГе. Он расположен в Красном Селе, на границе Петербурга и Ленобласти. По сути, это тюрьма для иностранцев. Однако у обычной российской колонии общего режима можно обнаружить ряд преимуществ перед этим заведением. В колониях действуют правила внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительный кодекс и другие акты. Российский заключенный имеет право на определенное количество прогулок в день, свиданий с близкими в год, наконец, 72 руб. в сутки на питание. Пусть эти права часто попираемы, но все же они декларируются, и существует правовой механизм защиты. А в изоляторах для ожидающих выдворения ничего этого нет: прогулки, пища, свидания целиком зависят от администрации (и умения с ней «договариваться»).

В первые дни заключения Эмиль делил 17-метровую камеру с 10 другими мужчинами. Нар не было, матрасы расстилали прямо на полу. Гигиенические удобства были явно неадекватными количеству содержавшихся лиц. Впоследствии население камеры увеличивалось до 17 человек! Ожидающие выдворения жили на этаже, покидать который было запрещено. Главным событием недели становилась 15-минутная прогулка. Такую частоту администрация объясняла отсутствием персонала. Ни радио, ни библиотеки, ни мастерской, ни иных развлечений в центре не имелось.

На свободу он вышел только 27 ноября – после вступления в законную силу решения городского суда Петербурга, аннулировавшего решение нижестоящего суда о выдворении.

Проведя в ЦВСИГе немногим менее восьми месяцев, Эмиль решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В жалобе он потребовал считать условия его содержания в центре нарушающими Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Вторым основанием для жалобы была процессуальная невозможность добиться судебного пересмотра решения о лишении свободы даже несмотря на фактическую невозможность выдворения.

Власти России в своем меморандуме в ЕСПЧ признали, что условия не были достойными. Однако указали, что заявитель, зная о нахождении в России без правовых оснований, не представил доказательств своих попыток получить гражданство за весь период, начиная с возраста совершеннолетия.

Читайте также:
О двойном гражданстве в России: разрешено ли, с какими странами, как получить

Европейский суд указал, что заключение под стражу в случае Эмиля Алимурадова нельзя признать допустимым, так как отсутствовала законодательная – и реальная – возможность выдворения лица без гражданства в какое-либо иное государство. Сходной позиции суд придерживается и по аналогичным делам апатридов в России (см., например, дело Ким против России).

ЕСПЧ указывает, что неразвитость условий содержания в центре обусловлена его предназначением – для кратковременного содержания под стражей. Заявитель же провел там восемь месяцев, чрезвычайно долгий для данной категории дел срок, и его права на достойные условия содержания заключенных были нарушены, признал суд.

В Европе существует орган, который следит за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Это Комитет министров совета Европы (КМСЕ). Он неоднократно выказывал обеспокоенность тем, что решения ЕСПЧ в России не выполняются, подчас и в случаях, когда Россия признает свою вину. В вопросе прав апатридов КМСЕ отметил ряд позитивных шагов, которые предприняли российские власти. В частности, 23 мая 2017 г. Конституционный суд (КС) вынес постановление о необходимости внесения поправок в законодательство. КС отметил, что должен быть судебный контроль за сроками пребывания людей в специальных учреждениях для лиц, ожидающих выдворения. КС также отметил, что необходим специальный статус для апатридов, которых невозможно депортировать вследствие того, что другое государство отказывается их принимать. КМСЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять другие страны.

Вероятно, положительная динамика стала возможна в том числе благодаря деятельности НКО. Так правозащитный центр (ПЦ) «Мемориал» и антидискриминационный центр «Мемориал» направляли в КМСЕ свои рекомендации для российских властей. В них, в частности, говорилось о том, что судам следует учитывать реалистичность выдворения человека и не лишать свободы тех, кого объективно невозможно депортировать. В рекомендациях также говорилось о необходимости легализации пребывания таких людей в России.

Однако в этой области по-прежнему остается много проблем. Хотя ряд заявителей, выигравших дела в ЕСПЧ, вышли на свободу, они так и не смогли получить легальный статус в России. Это означает, что в будущем не исключены претензии к ним со стороны правоохранительных органов. КоАП по-прежнему позволяет лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по тем или иным причинам невозможно. В нынешних реалиях ситуация еще усугубляется пандемией: рейсов в иностранные государства нет, а лишать свободы людей для цели выдворения по-прежнему возможно. В связи с этим правозащитники, включая сотрудников ПЦ «Мемориал», обратились 29 марта 2020 г. к властям России с призывом освободить людей, выдворение которых в условиях пандемии невозможно осуществить.

Сейчас идет обсуждение проекта нового КоАПа. Хотелось бы, чтобы в новом документе полностью учитывались выводы ЕСПЧ, чтобы ситуации с долгим ожиданием депортации «в никуда» в неволе стали бы невозможны, а лица без гражданства смогли бы приобрести в России легальный статус.

Об авторе: Марк Перельцвайг – независимый юрист

Материал подготовлен совместно с правозащитным центром «Мемориал»

Памятка о правилах пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства

1. Основные понятия.

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Разрешение на работу

документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

2. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе в рамках Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)»

С целью урегулирования правового положения на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, не продлившим срок своего пребывания и не выехавших из Российской Федерации до 15 марта 2020 года, находящимся на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания, необходимо обратиться в подразделения по вопросам миграции на районом уровне в срок до 15 июня 2021 года.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, должны иметь при себе следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность.

2. Миграционную карту.

3. Отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы, должны иметь при себе следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность.

3. Миграционную карту.

4. Отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет.

Срок временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, прибывших на основании визы, определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, прибывших в безвизовом порядке не может превышать 90 суток суммарно в течении каждого периода в 180 суток.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче, продлении срока действия, переоформлении иностранному гражданину:

1. Разрешения на работу;

Разрешение на работу:

Разрешение на работу оформляется на срок действия трудового договора, но не более, чем на год с момента въезда на территорию Российской Федерации.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу.

Патент:

Выдается на срок от одного до двенадцати месяцев. Законность пребывания иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента подтверждается патентом и уплаченного налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Временное и постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.

Иностранному гражданину может быть разрешено временное проживание (РВП) на территории Российской Федерации.

Срок действия разрешение на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное проживание оформляется:

1. В виде отметки в документе, удостоверяющем личность;

2. В виде отдельного документа.

В течении срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину может быть выдан вид на жительство.

Вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, который выдается на срок действия разрешения на работу, выданного указанному высококвалифицированному специалисту.

Вид на жительство подлежит замене в случае:

1. достижения иностранным гражданином возраста четырнадцати лет, двадцати лет и сорока пяти лет;

2. изменения иностранным гражданином в установленном порядке фамилии, имени, сведений о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения, гражданской принадлежности;

3. изменения пола;

4. непригодности вида на жительство для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

5. обнаружения неточности или ошибки в произведенных в виде на жительство записях о фамилии, об имени, о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения.

Вид на жительство оформляется в виде отдельного документа.

Пребывание на территории Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства,
получивших свидетельство участника Государственной

программы по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом

Иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, проживающий в Российской Федерации может подать заявление на получение государственной услуги на личном приеме в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области.

Срок согласования заявления составляет – 20 рабочих дней с даты подачи заявления в УВМ ГУ МВД России по Ростовской области.

Срок оформления свидетельства участника Государственной программы осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня подачи заявления и выдается заявителю при личной явке.

Срок замены свидетельства участника Государственной программы осуществляется в течение 14 календарных дней.

Соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом, и желающим добровольно переселиться в Российскую Федерацию необходимо обратиться в загранаппарат МВД России в стране проживания.

Государственная пошлина по оказания данной услуги не взимается

Права лиц без гражданства на территории РФ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. N 364 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством:

а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства;

б) течение сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

в) течение сроков действия разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г., в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

г) течение сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если участники названной Государственной программы и члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника названной Государственной программы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

2. Установить, что:

а) до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

3. Приостановить с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

4. Установить, что с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно:

а) иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

в) работодатели или заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

5. Установить, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу, оформленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа.

6. Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

15 июня 2021 года

Обзор документа

Решено продлить истекающий 15 июня 2021 г. мораторий на выдворение иностранцев из России до 30 сентября 2021 г.

До этой даты иностранцы, которые прибыли в Россию до 15 марта 2020 г. и не имеют законных оснований для пребывания в нашей стране, могут обратиться в МВД с заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать из России.

Также решено приостановить течение сроков действия удостоверений беженца и свидетельств временного убежища в России с 16 июня по 31 декабря 2021 г.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Что грозит за нарушение миграционного законодательства

Прокуратура республики (Республика Северная Осетия – Алания). 08 апреля 2020

В Российской Федерации в соответствии с миграционным законодательством постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев, как её еще называют, является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.
Сама по себе постановка на учёт представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Уведомляет об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.
Постановка на учёт и снятие с учёта иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет). Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом временного пребывания будет:
– по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
– по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;
– по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;
– по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
– по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещённую законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.
Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.
В основном, все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) и граждан Таджикистана, которым отводится 30 и 15 дней соответственно.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учёта иностранного гражданина. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.
Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание – штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:
– ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
– ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;
– ст.18.10 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.
За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.

Мероприятия
и встречи

Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

09 декабря 2020, 12:17

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

08 декабря 2020, 21:00

Видео

Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Права лиц без гражданства на территории РФ

Якутия является многонациональным субъектом РФ, в котором проживают более 120 национальностей. Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Якутии. Наибольший миграционный поток образуют граждане государств – участников СНГ. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности.

В целях обеспечения законности и правопорядка на территории республики миграционные процессы должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законодательством. О том, какие права и обязанности возникают у граждан иностранных государств в сфере миграции, а также у приглашающих их лиц, поговорим с _______________

Каковы размеры миграции?

В 2018 году на миграционный учёт в республике поставлено более 73 тыс. иностранных граждан (снизилось на 9,9% по сравнению с 2017 годом), в 1 полугодии 2019 года – более 34 тыс. граждан (рост на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На рынке оказания услуг осуществляют деятельность свыше 500 субъектов предпринимательской деятельности, привлекающих мигрантов, в том числе в г. Якутске – 255.

В связи с увеличением притока иностранных граждан считаем необходимым сделать акцент на усилении информирования иностранных граждан, находящихся на территории России, о совокупности лежащих на них обязанностей и необходимости их соблюдения.

Где закреплён правовой статус иностранных граждан, приезжающих на территорию России, в частности в Якутию?

Их правовой статус определён Конституцией РФ и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан».

На основании каких документов иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России?

Виза, трудовой патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.

Какие у них есть права?

Иностранные граждане имеют такие же права, что и российские, за исключением отдельных моментов: они не могут работать на государственных или муниципальных должностях, не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов, не служат в составе вооруженных сил РФ, но могут наниматься по контракту, при этом не имеют права входить в командный состав военных экипажей.

А какие обязанности?

В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства (далее по тексту – ИГ или ЛБГ) наравне с российскими гражданами несут обязанности (по уплате налогов и сборов, по сохранению природы и окружающей среды, соблюдения Конституции РФ, по заботе о детях, их воспитании, сохранении исторического и культурного наследия РФ, беречь памятники истории и культуры), за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (например, не имеют обязан ности по защите Отечества – России) .

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, несут несколько расширенный объем обязанностей по сравнению с российскими гражданами. Перечень дополнительных обязанностей связан с режимом пребывания, въездом и выездом, оформлением необходимых документов и обосновывается необходимостью обеспечения безопасности РФ и ее граждан.

Так, прежде всего, иностранный гражданин, прибывший в РФ при наличии оснований вправе подать в территориальный орган в сфере миграции заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, которое выдается на 3 года.

Следует отметить, что Правительству РФ законодательно предоставлено право сократить срок временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Основаниями для данного сокращения может быть: обеспечение национальной безопасности; поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов; содействие трудоустройству российским гражданам; решение иных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с решениями Правительства РФ и в установленный им срок иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, обязаны покинуть ее территорию.

Насколько мне известно, к иностранным гражданам предъявляются требования по состоянию здоровья, в чем это выражается?

Совершенно верно. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, определённые документы, а именно:

– документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) – в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

– свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня его въезда в РФ (если такие сведения не поступят, то в отношении иностранного гражданина органом миграции будет проведена проверка).

После того, как иностранный гражданин получил разрешение на временное проживание, какие у него есть обязанности?

У постоянно проживающих иностранных граждан имеется обязанность в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание подавать уведомления о подтверждении своего проживания с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, период нахождения за пределами РФ и другие сведения. При этом при наличии уважительных причин и последующем их предоставлении, временно проживающий иностранный гражданин вправе подать вышеуказанные документы в течение 6 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание

Для исполнения указанных требований временно проживающий иностранный гражданин обязан: осуществлять трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; получать доходы либо иметь достаточно средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума.

Как я сказал ранее у иностранцев имеется обязанность ежегодно представлять в территориальный орган в сфере миграции документы об отсутствии у них опасных заболеваний

В случае нарушения иностранным гражданином данного условия, его разрешение на временное проживание аннулируется.

Не занимают ли иностранные граждане наши рабочие места?

Безусловно, этот процесс контролируется. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, обязаны иметь разрешение на работу. На иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется норма о получении патента.

Что должны делать иностранные граждане, по завершении срока временного пребывания?

Частью 2 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» предусмотрена обязанность временно пребывающего иностранного гражданина выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока, установленного федеральным законом или международным договором. Исключение составляют случаи продления срока действия визы или срока временного пребывания, выдачи новой визы, разрешения на временное проживание, или вида на жительство, принятия уполномоченным органом заявления и иных документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, принятия уполномоченным органом ходатайства работодателя или заказчика работ о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, принятия уполномоченным органом заявления работодателя или заказчика работ о продлении срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту;

Какие есть особенности правового статуса иностранных граждан?

Обязанность по соблюдению Конституции и иных нормативных правовых актов возлагается на иностранных граждан с некоторыми особенностями. Самая главная особенность проявляется в ответственности, которую несут последние, вследствие нарушения правил, установленных в государстве пребывания.

Какую ответственность несут иностранные граждане?

Российским законодательством установлены следующие виды ответственности за нарушение законодательства РФ иностранными гражданами: принятие в отношении ИГ или ЛБГ решения о неразрешении въезда в РФ («чёрный список») в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 № 12, административная и уголовная.

Что означает «неразрешение въезда в РФ», кем и в связи с чем оно применяется?

Такое решение принимается региональным МВД. Основаниями для принятия в отношении ИГ или ЛБГ решения о «неразрешении въезда в РФ» являются:

– отсутствие страхового медицинского полиса или наличия непогашенной судимости, ИГ или ЛБГ имеют право не впустить в РФ;

– наличие неоплаченных счетов, налогов или штрафов, ИГ или ЛБГ не впустят в страну до возмещения задолженностей;

– нахождения в стране без оформления документов на работу дольше, чем 90 суток суммарно в течение 180 суток (въезд в РФ не будет разрешен в течение 3 лет);

– совершение 2 и более любых административных нарушений и привлечения к ответственности в течение 3 лет (въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет);

– привлечения к административной ответственности 2 и более раз в течение 1 года за нарушение миграционного режима (въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет);

– превышения законного срока пребывания в РФ (длительность запрета на въезд устанавливается в зависимости от длительности такого превышения, более чем на 30 суток, въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет; от 180 до 270 суток – 5 лет; более чем на 270 суток – 10 лет).

Если ИГ или ЛБГ ранее были выдворены либо депортированы из РФ, въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет с момента выдворения или депортации. Если депортировали или выдворили за государственный счет, они должны будут возместить РФ эти расходы, иначе их не впустят в страну и после истечения 5 лет.

Узнать, вынесен в отношении ИГ или ЛБГ запрет или нет, можно в представительствах российских авиакомпаний, либо воспользовавшись специальной формой на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Возможно ли оспаривать такое решение?

Решение о неразрешении въезда в РФ можно отменить в судебном порядке, либо обратившись в отдел иммиграционного контроля территориального управления по вопросам миграции МВД России с заявлением о пересмотре данного решения. Основанием для отмены решения о внесении иностранного гражданина в так называемый «черный список» могут быть:

– невозможность выехать из РФ в установленные законом сроки по причине болезни, ухода за больным родственником, при иных чрезвычайных обстоятельствах.

– при наличии у иностранного гражданина членов семьи – граждан РФ (супруг/супруга, их дети), он не может быть с ними разлучен;

– по вновь открывшимся обстоятельствам – в случае, если решение было вынесено по ошибке;

– истечение срока решения о неразрешении въезда в РФ и устранение причины принятия такого решения.

За что наступает административная ответственность?

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых установлена ответственность ИГ или ЛБГ содержаться в главе 18 КоАП РФ.

Перечислю лишь наиболее распространенные правонарушениям в сфере миграции. Если ИГ или ЛБГ не оформил уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию); не имел при задержании полицией документов, требуемых российским миграционным законодательством; указал в миграционной карте ложную цель въезда; работал без необходимых документов или не по указанной им специальности; указал ложные сведения при постановке на миграционный учет, его оштрафуют на 2000-5000 руб. При повторном совершении данных правонарушений его выдворят из РФ (ч. 3 ст.18.8, ч. 2 ст. 18.10, ч. 3 ст. 19.27 КоАП РФ).

Наказание за вышеуказанные административные правонарушения в сфере миграции определяются органами полиции и судом (в случае если санкция содержит наказание в виде выдворения). В судебном заседании ИГ или ЛБГ имеет право пользоваться услугами защитника, кроме того, ему должны предоставить переводчика. Обжаловать решение суда можно в течение 10 дней с момента получения письменного решения на понятном ему языке.

За нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (ст. 18.10) к ответственности могут быть привлечены, как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9) подлежит ответственности не только должностное лицо организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин РФ, но и постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин.

Приведу один пример нарушения работодателем требований миграционного законодательства.

Так, в г. Покровске прокуратурой в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель заключил трудовые договора с иностранными гражданами для работы в продуктовом магазине. При этом, соответствующее уведомление в территориальный орган в сфере миграции не направлено.

По результатам рассмотрения административного производства, возбужденного прокурором работодатель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

А в чем заключается выдворение?

Административное выдворение – это принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ. Оно устанавливается либо как мера административного наказания и назначается судьей, либо как последствие совершенного административного правонарушения при въезде в РФ и назначается соответствующими должностными лицами.

Исключением из круга лиц – иностранных граждан, на которых распространяется данный вид наказания, являются военнослужащие – иностранные граждане.

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

Какие действия повлекут уголовную ответственность?

Иностранные граждане могут нести уголовную ответственность наравне с гражданами РФ за все преступления, предусмотренные УК РФ.

Так, например, по ст. 327 УК РФ иностранные граждане несут уголовную ответственность за использование поддельных документов и их изготовление. Подделка документа наказывается лишением или ограничением свободы на срок до 2 лет. Использование поддельных документов наказывается штрафом до 80 тыс. руб. либо арестом на срок до 6 месяцев.

Дополнительно к этому для иностранных граждан есть специальные составы.

Так, например, пересечение границы РФ иностранным гражданином, которому известно о вынесенном в его отношении запрете на въезд, по ч. 2 ст. 322 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет, либо штрафом в размере до 300 тыс. руб.

В Уголовном кодексе РФ также содержатся нормы об особенностях привлечения у уголовной ответственности. Так, например, последним не назначается ограничение свободы. Закрепляя данное положение, законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается вышеназванное наказание – исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.

А существуют ли запреты в сфере миграции для российских граждан?

Да. Населению республики следует знать, что в соответствии со ст. 322.3 УК РФ существует уголовная ответственность за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина по месту пребывания, которая влечёт наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 3 лет.

К примеру, в текущем году прокурорами установлены многочисленные факты фиктивной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а также факты фиктивной постановки их на учет по месту пребывания.

В частности, прокуратурой г. Якутска установлена фиктивная регистрация жительницей столицы 8 граждан Республики Кыргызстан в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В апреле 2019 года по данному факту по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ.

Факт фиктивной регистрации жителем г. Покровска граждан КНДР по месту жительства выявлен прокуратурой Хангаласского района. По материалам проверки возбуждено уголовное дело.

И это далеко не единичный пример результатов прокурорского надзора.

Хочу также обратить внимание телезрителей, что к уголовной ответственности могут быть привлечены граждане за фиктивную регистрацию по месту жительства как иностранных граждан, так и граждан РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: