Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2021

Памятка по реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

Реабилитация инвалидов – это система или процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация инвалидов – это система или процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности

Для каждого гражданина, официально признанного инвалидом, специалистами медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения функций организма.

ИПРА инвалида разрабатывается на один год, два года или бессрочно. Срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности.

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 г. № 528н (с изменениями Приказ от 13.06.2017 г. № 486н) Указанным Приказом принята новая форма индивидуальной программы реабилитации.

В неё включены следующие виды реабилитации:
-мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации;

– мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации;

– мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– мероприятия по социальной реабилитации или абилитации;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом.

Рекомендации ИПРА разрабатываются для каждого клиента индивидуально с учетом оценки особенностей и возможностей структур и функций организма.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учреждения МСЭ направляют выписки по каждому разделу в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности: охраны здоровья, содействия занятости населения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

В разделе ИПРА «Социальная реабилитация или абилитация инвалида» предусмотрены:

1. социально-средовая реабилитация или абилитация;

2. социально-педагогическая реабилитация или абилитация;

3. социально-психологическая реабилитация или абилитация;

4. социокультурная реабилитация или абилитация;

5. социально-бытовая адаптация.

Особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей.

Критерием выбора является возможность реализации ИПРА в полном объеме.

Организации и учреждения городского округа Первоуральск, оказывающие услуги по реализации ИПРА

  • Мероприятия посоциальной реабилитации или абилитации

Первичное консультирование
по вопросам реализации ИПРА проводится
в отделении срочного социального обслуживания
ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска»

по адресу: г. Первоуральск,
ул. Герцена, д.12-б, кабинет 1

понедельник-четверг с 8.00 до 17.15

пятница с 8.00 до 16.00

перерыв с 12.30-13.30

контактный телефон: (3439) 64-78-12

В ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска» предоставляются технические средства реабилитации (ТСР) бесплатно

ТСР оформляются в социальном пункте проката ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска»
по адресу: г. Первоуральск,
ул. Герцена, д.12-б, кабинет 1

  • Мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации

(медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование
и ортезирование, санаторно-курортное лечение)

Осуществляется учреждениями здравоохранения городского округа Первоуральск

ГБУЗ СО «Городская больница
город Первоуральск»

по адресу: г. Первоуральск,

ул. Металлургов, 3-а

  • Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации

(профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве)

Услуги по профессиональной реабилитации оказывает
ГКУ СЗН СО «Первоуральский центр занятости»

по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, 48

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом

Услуги по подготовке и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий оказывает

Первоуральское муниципальное
бюджетное учреждение
физической культуры и спорта «Старт»

по адресу: г. Первоуральск, пр. Ильича, 2-в

Постановка в очередь на санаторно-­курортное лечение

В соответствии с пунктом 9 приказа Минздрава РФ от 05.05.2016 г. № 279н: «Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Минздравом РФ, которые определяются лечащим врачом по результатам анализа объективного состояния здоровья. ».

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения определен приказом Минздрава РФ от 05.05.2016 № 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения».

Запись на санаторно-курортное лечение оформляется

в филиале Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования

на основании справки выданной участковым терапевтом по форме – 070/у

по адресу: г. Первоуральск, пр. Ильича, 13-а

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида – раз­ра­ботан­ный на ос­но­ве ре­шения упол­но­мочен­но­го ор­га­на, осу­щест­вля­юще­го ру­ководс­тво фе­дераль­ны­ми уч­режде­ни­ями, ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы комп­лекс оп­ти­маль­ных для ин­ва­лида ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, вклю­ча­ющий в се­бя от­дель­ные ви­ды, фор­мы, объемы, сро­ки и по­рядок ре­али­зации ме­дицинс­ких, про­фес­си­ональ­ных и дру­гих ре­аби­лита­ци­он­ных мер, нап­равлен­ных на восс­та­нов­ле­ние, ком­пенса­цию на­рушен­ных или ут­ра­чен­ных функ­ций ор­га­низ­ма, восс­та­нов­ле­ние, ком­пенса­цию спо­соб­ностей ин­ва­лида к вы­пол­не­нию оп­ре­делен­ных ви­дов де­ятель­нос­ти.

1. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) раз­ра­баты­ва­ет­ся фе­дераль­ны­ми го­сударс­твен­ны­ми уч­режде­ни­ями ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы: Фе­дераль­ным бю­ро ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы (да­лее – Фе­дераль­ное бю­ро), глав­ны­ми бю­ро ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы (да­лее – глав­ные бю­ро) и их фи­ли­ала­ми – бю­ро ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы в го­родах и районах (да­лее – бю­ро).

Читайте также:
Дети инвалиды: льготы и другая помощь инвалидам детства

Раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ет­ся при про­веде­нии ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы на ос­но­ве оцен­ки ог­ра­ниче­ний жиз­не­де­ятель­нос­ти, выз­ванных стой­ким расс­трой­ством функ­ций ор­га­низ­ма, и ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала. В слу­ча­ях, тре­бу­ющих спе­ци­аль­ных ви­дов обс­ле­дова­ния граж­да­нина в це­лях уточ­не­ния струк­ту­ры и сте­пени ог­ра­ниче­ний жиз­не­де­ятель­нос­ти, ре­аби­лита­ци­он­но­го прог­но­за и ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала, а так­же по­луче­ния иных до­пол­ни­тель­ных све­дений, мо­жет сос­тавлять­ся прог­рамма до­пол­ни­тель­но­го обс­ле­дова­ния, ко­торая ут­верж­да­ет­ся ру­ково­дите­лем со­от­ветс­тву­юще­го бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро).

Ука­зан­ная прог­рамма до­водит­ся до све­дения ин­ва­лида (его за­кон­но­го предс­та­вите­ля) в дос­тупной для не­го фор­ме.

Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) со­дер­жит, как ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, пре­дос­тавля­емые ин­ва­лиду с ос­во­бож­де­ни­ем от пла­ты в со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным пе­реч­нем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции и ус­луг, пре­дос­тавля­емых ин­ва­лиду, ут­верж­ден­ным рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 30 де­каб­ря 2005 г. № 2347-р (Соб­ра­ние за­коно­датель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции, 2006, № 4, ст. 453), так и ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, в оп­ла­те ко­торых при­нима­ют учас­тие сам ин­ва­лид ли­бо дру­гие ли­ца или ор­га­низа­ции не­зави­симо от ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности.

2. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) сос­тавля­ет­ся в двух эк­земп­ля­рах, один эк­земп­ляр вы­да­ет­ся ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю) на ру­ки, о чем де­ла­ет­ся за­пись в жур­на­ле вы­дачи ин­ди­виду­аль­ных прог­рамм ре­аби­лита­ции, вто­рой эк­земп­ляр при­об­ща­ет­ся к ак­ту ос­ви­детель­ство­вания.

3. При ре­али­зации ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) обес­пе­чива­ют­ся пос­ле­дова­тель­ность, комп­лек­сность и неп­ре­рыв­ность в осу­щест­вле­нии ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, ди­нами­чес­кое наб­лю­дение и конт­роль за эф­фектив­ностью про­веден­ных ме­роп­ри­ятий.

4. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) раз­ра­баты­ва­ет­ся при про­веде­нии ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы граж­да­нина ис­хо­дя из комп­лек­сной оцен­ки ог­ра­ниче­ний жиз­не­де­ятель­нос­ти, ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала на ос­но­ве ана­лиза его кли­нико-функ­ци­ональ­ных, со­ци­аль­но-бы­товых, про­фес­си­ональ­но-тру­довых и пси­холо­гичес­ких дан­ных и ут­верж­да­ет­ся ру­ково­дите­лем бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро).

5. Спе­ци­алис­ты бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро) обя­заны объяс­нить ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю) це­ли, за­дачи, прог­но­зиру­емые ре­зуль­та­ты и со­ци­аль­но-пра­вовые пос­ледс­твия ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий и сде­лать со­от­ветс­тву­ющую за­пись в ак­те ос­ви­детель­ство­вания о да­те про­веде­ния со­бесе­дова­ния.

6. Раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) сос­то­ит из сле­ду­ющих эта­пов: про­веде­ние ре­аби­лита­ци­он­но-экс­пер­тной ди­аг­ности­ки, оцен­ка ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала, оп­ре­деле­ние ре­аби­лита­ци­он­но­го прог­но­за и оп­ре­деле­ние ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств и ус­луг, поз­во­ля­ющих ин­ва­лиду восс­та­новить или ком­пенси­ровать ут­ра­чен­ные спо­соб­ности к вы­пол­не­нию бы­товой, об­щест­вен­ной, про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти в со­от­ветс­твии со струк­ту­рой его пот­ребнос­тей, кру­га ин­те­ресов, уров­ня при­тяза­ний, со­ци­аль­но­го ста­туса и ре­аль­ных воз­можнос­тей со­ци­аль­но-сре­довой инф­рас­трук­ту­ры.

7. Раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ет­ся спе­ци­алис­та­ми бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро) с уче­том ре­комен­ду­емых ме­роп­ри­ятий по ме­дицинс­кой ре­аби­лита­ции, ука­зан­ных в нап­равле­нии на ме­дико-со­ци­аль­ную экс­пер­ти­зу ме­дицинс­кой ор­га­низа­ции, ока­зыва­ющей ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­кую по­мощь граж­да­нину.

В слу­чае не­об­хо­димос­ти по приг­ла­шению ру­ково­дите­ля бю­ро (глав­но­го бю­ро, Фе­дераль­но­го бю­ро) в фор­ми­рова­нии ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) мо­гут участ­во­вать с пра­вом со­веща­тель­но­го го­лоса спе­ци­алис­ты уч­режде­ний здра­во­ох­ра­нения, го­сударс­твен­ных вне­бюд­жетных фон­дов, го­сударс­твен­ной служ­бы за­нятос­ти на­селе­ния, ра­бото­дате­ли, пе­даго­ги и дру­гие спе­ци­алис­ты.

8. В слу­ча­ях, тре­бу­ющих при­мене­ния слож­ных ви­дов ре­аби­лита­ци­он­но-экс­пер­тной ди­аг­ности­ки, граж­да­нин мо­жет быть нап­равлен для раз­ра­бот­ки или кор­рекции ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) в вы­шес­то­ящее фе­дераль­ное го­сударс­твен­ное уч­режде­ние ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы.

9. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида мо­жет быть раз­ра­бота­на на 1 год, 2 го­да и бесс­роч­но, ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ре­бен­ка-ин­ва­лида мо­жет быть раз­ра­бота­на на 1 год, 2 го­да и до дос­ти­жения граж­да­нином воз­раста 18 лет.

При не­об­хо­димос­ти вне­сения до­пол­не­ний или из­ме­нений в ин­ди­виду­аль­ную прог­рамму ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) оформ­ля­ет­ся но­вое нап­равле­ние на ме­дико-со­ци­аль­ную экс­пер­ти­зу и сос­тавля­ет­ся но­вая ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида).

За­мена тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции по ис­те­чении ус­та­нов­ленно­го сро­ка поль­зо­вания в пе­ри­од дей­ствия ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ет­ся ис­полни­тель­ным ор­га­ном Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции по мес­ту жи­тель­ства ин­ва­лида при на­личии зак­лю­чения об от­сутс­твии про­тиво­пока­заний к обес­пе­чению ин­ва­лида тех­ни­чес­ким средс­твом ре­аби­лита­ции, вы­дава­емо­го вра­чеб­ной ко­мис­си­ей ме­дицинс­кой ор­га­низа­ции, ока­зыва­ющей ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­кую по­мощь ин­ва­лиду.

10. Сфор­ми­рован­ная ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) под­пи­сыва­ет­ся ру­ково­дите­лем со­от­ветс­тву­юще­го бю­ро (глав­но­го бю­ро, Фе­дераль­но­го бю­ро) и ин­ва­лидом ли­бо его за­кон­ным предс­та­вите­лем, за­веря­ет­ся пе­чатью и вы­да­ет­ся на ру­ки ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю).

11. В слу­чае от­ка­за ин­ва­лида (его за­кон­но­го предс­та­вите­ля) под­пи­сать сфор­ми­рован­ную ин­ди­виду­аль­ную прог­рамму ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) она при­об­ща­ет­ся к ак­ту ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы граж­да­нина. Ко­пия ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида в дан­ном слу­чае мо­жет быть вы­дана ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю) по за­яв­ле­нию ин­ва­лида (за­кон­но­го предс­та­вите­ля).

В слу­чае не­сог­ла­сия с ре­шени­ем бю­ро о ре­комен­ду­емых ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятиях ин­ва­лид (его за­кон­ный предс­та­витель) мо­жет об­жа­ловать дан­ное ре­шение в по­ряд­ке, пре­дус­мотрен­ном Пра­вила­ми приз­на­ния ли­ца ин­ва­лидом, ут­верж­ден­ны­ми пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 20 фев­ра­ля 2006 г. № 95 «О по­ряд­ке и ус­ло­ви­ях приз­на­ния ли­ца ин­ва­лидом» (Соб­ра­ние за­коно­датель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции, 2006, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

12. Ре­али­зацию ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ют ор­га­низа­ции не­зави­симо от их ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности, уч­режде­ния го­сударс­твен­ной служ­бы ре­аби­лита­ции ин­ва­лидов, не­госу­дарс­твен­ные ре­аби­лита­ци­он­ные уч­режде­ния, об­ра­зова­тель­ные уч­режде­ния.

Читайте также:
Льготы работающим инвалидам: какие полагаются

13. Ко­ор­ди­нация ме­роп­ри­ятий по ре­али­зации ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) и ока­зание не­об­хо­димо­го со­дей­ствия ин­ва­лиду осу­щест­вля­ет­ся ор­га­ном со­ци­аль­ной за­щиты на­селе­ния.

14. Оцен­ка ре­зуль­та­тов про­веде­ния ме­роп­ри­ятий ме­дицинс­кой, пси­холо­го-пе­даго­гичес­кой, со­ци­аль­ной и про­фес­си­ональ­ной ре­аби­лита­ции осу­щест­вля­ет­ся спе­ци­алис­та­ми бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро) при оче­ред­ном ос­ви­детель­ство­вании ин­ва­лида.

15. В со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным за­коном от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О со­ци­аль­ной за­щите ин­ва­лидов в Рос­сий­ской Фе­дера­ции» (с из­ме­нени­ями) ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида яв­ля­ет­ся обя­затель­ной для ис­полне­ния со­от­ветс­тву­ющи­ми ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти, ор­га­нами мест­но­го са­мо­уп­равле­ния, а так­же ор­га­низа­ци­ями не­зави­симо от ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности.

16. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида со­дер­жит как ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, пре­дос­тавля­емые ин­ва­лиду с ос­во­бож­де­ни­ем от пла­ты в со­от­ветс­твии с фе­дераль­ным пе­реч­нем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции и ус­луг, пре­дос­тавля­емых ин­ва­лиду, так и ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, в оп­ла­те ко­торых при­нима­ют учас­тие сам ин­ва­лид ли­бо дру­гие ли­ца или ор­га­низа­ции не­зави­симо от ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности.

17. Объем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, пре­дус­матри­ва­емых ин­ди­виду­аль­ной прог­раммой ре­аби­лита­ции ин­ва­лида, не мо­жет быть мень­ше ус­та­нов­ленно­го фе­дераль­ным пе­реч­нем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции и ус­луг, пре­дос­тавля­емых ин­ва­лиду.

18. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции име­ет для ин­ва­лида ре­комен­да­тель­ный ха­рак­тер, он впра­ве от­ка­зать­ся от то­го или ино­го ви­да, фор­мы и объема ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, а так­же от ре­али­зации прог­раммы в це­лом. Ин­ва­лид впра­ве са­мос­то­ятель­но ре­шить воп­рос об обес­пе­чении се­бя конк­рет­ным тех­ни­чес­ким средс­твом ре­аби­лита­ции или ви­дом ре­аби­лита­ции, вклю­чая крес­ла-ко­ляс­ки, про­тез­но-ор­то­педи­чес­кие из­де­лия, пе­чат­ные из­да­ния со спе­ци­аль­ным шриф­том, зву­ко­уси­лива­ющую ап­па­рату­ру, сиг­на­лиза­торы, ви­де­ома­тери­алы с суб­титра­ми или сур­до­пере­водом, дру­гими ана­логич­ны­ми средс­тва­ми.

19. Ес­ли пре­дус­мотрен­ные ин­ди­виду­аль­ной прог­раммой ре­аби­лита­ции тех­ни­чес­кое средс­тво ре­аби­лита­ции и (или) ус­лу­га не мо­гут быть пре­дос­тавле­ны ин­ва­лиду, ли­бо ес­ли ин­ва­лид при­об­рел со­от­ветс­тву­ющее тех­ни­чес­кое средс­тво ре­аби­лита­ции и (или) оп­ла­тил ус­лу­гу за собс­твен­ный счет, ему вып­ла­чива­ет­ся ком­пенса­ция в раз­ме­ре сто­имос­ти при­об­ре­тен­но­го тех­ни­чес­ко­го средс­тва ре­аби­лита­ции и (или) ока­зан­ной ус­лу­ги, но не бо­лее сто­имос­ти со­от­ветс­тву­юще­го тех­ни­чес­ко­го средс­тва ре­аби­лита­ции и (или) ус­лу­ги, пре­дос­тавля­емых в по­ряд­ке, ус­та­нов­ленном Фе­дераль­ным за­коном. По­рядок вып­ла­ты та­кой ком­пенса­ции, вклю­чая по­рядок оп­ре­деле­ния ее раз­ме­ра и по­рядок ин­форми­рова­ния граж­дан о раз­ме­ре ука­зан­ной ком­пенса­ции, оп­ре­деля­ет­ся фе­дераль­ным ор­га­ном ис­полни­тель­ной влас­ти, осу­щест­вля­ющим вы­работ­ку го­сударс­твен­ной по­лити­ки и нор­ма­тив­но-пра­вовое ре­гули­рова­ние в сфе­ре здра­во­ох­ра­нения и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

РАЗНИЦА МЕЖДУ АБИЛИТАЦИЕЙ И РЕАБИЛИТАЦИЕЙ

На территории Российской Федерации с 1995 года действует Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, который устанавливает основные понятия, касающиеся инвалидности и определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов. В 2014 году в закон были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2016 года и помимо понятия «реабилитации» было добавлено понятие «абилитации». К сожалению, до сих пор многие не понимают в чем разница между реабилитацией и абилитацией, а также что они в себя включают. Давайте подробнее разбираться в данном вопросе.

ЧТО ТАКОЕ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ?

Как уже выше было сказано, понятия «реабилитация» и «абилитация» содержатся в ст.9 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Реабилитация направлена на полное или частичное восстановление у человека способностей, которые были утрачены из-за болезни или травмы.

Абилитация инвалида содействует развитию или обретению не сформированных умений. Абилитация призвана научить человека вести ту или иную деятельность альтернативными способами, поскольку прежние привычные оказались недоступными или были изначально недоступны человеку из-за врожденного заболевания. Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме.

Цель у реабилитации и абилитации едина – это устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество.

ЧТО ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ и АБИЛИТАЦИЯ?

Реабилитация и абилитация это сложные, многоуровневые процессы, которые включают в себя работу по нескольким сразу направлениям. Основные направления реабилитации и абилитации также закреплены в ст.9 ФЗ №181.

Для каждого инвалида реабилитационные и абилитационные мероприятия разрабатываются индивидуально медико-социальной экспертизой (МСЭ) и закрепляются в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА).

Как пройти МСЭ и получить ИПРА вы можете ознакомиться на нашем сайте, пройдя по ссылке

Следует также отметить, что реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы. Абилитационные мероприятия в свою очередь, могут начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитационные мероприятия также играют особую роль для детей с ОВЗ, у которых есть определённые отклонения в развитии, но в отношении которых не установлена группа инвалидности.

Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2021

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

Читайте также:
Закон о социальной защите инвалидов в РФ - 181ФЗ

Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

Статьей 9 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 18 июля, 2 декабря 2019 г., 24 апреля, 23 ноября, 8, 29 декабря 2020 г., 5 апреля, 26 мая, 11, 28 июня 2021 г.

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Читайте также:
Льготы по ОСАГО инвалидам в 2021 году

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

24 ноября 1995 года

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 сентября 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Читайте также:
Инвалидность: группы инвалидности, как оформить (получить) инвалидность

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Читайте также:
Выплата (пособие) по уходу за инвалидом 1 группы в 2021 году

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

(В редакции федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 123-ФЗ, от 29.12.2001 № 188-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.11.2007 № 244-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 09.12.2010 № 351-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.11.2011 № 299-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 355-ФЗ, от 10.07.2012 № 110-ФЗ, от 20.07.2012 № 124-ФЗ, от 30.12.2012 № 296-ФЗ, от 23.02.2013 № 11-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 02.07.2013 № 168-ФЗ, от 02.07.2013 № 183-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 312-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ, от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 21.07.2014 № 267-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 29.12.2015 № 399-ФЗ, от 19.12.2016 № 444-ФЗ, от 19.12.2016 № 461-ФЗ, от 07.03.2017 № 30-ФЗ, от 01.06.2017 № 104-ФЗ, от 07.06.2017 № 116-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 30.10.2017 № 307-ФЗ, от 05.12.2017 № 392-ФЗ, от 29.12.2017 № 477-ФЗ, от 07.03.2018 № 47-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 18.07.2019 № 184-ФЗ, от 18.07.2019 № 185-ФЗ, от 02.12.2019 № 408-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 23.11.2020 № 381-ФЗ, от 08.12.2020 № 400-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 29.12.2020 № 478-ФЗ, от 26.05.2021 № 152-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Читайте также:
Пенсия по инвалидности 1 2 3 группы: размер + ЕДВ в 2021 году

Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория “ребенок-инвалид”. (В редакции федеральных законов от 17.07.1999 № 172-ФЗ; от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (Часть введена – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 31. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. (Статья введена – Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 116-ФЗ)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

7) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

8) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

12) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

121) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (Пункт введен – Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (В редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 110-ФЗ)

Читайте также:
Повышение пенсий детям-инвалидам в 2021 году

17) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

18) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом; (Пункт введен – Федеральный закон от 17.07.1999 № 172-ФЗ)

21) определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности; (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2013 № 168-ФЗ)

22) подготовка докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

23) иные установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочия. (Пункт введен – Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов;

101) содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма; (Пункт введен – Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

11) направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Пункт введен – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Статья 51. Федеральный реестр инвалидов

Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ)

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) сведения о гражданстве;

6) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);

7) данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет);

8) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

9) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

10) сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учебного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии);

11) место работы и занимаемая должность (при наличии);

12) сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты);

Читайте также:
Доступная среда для инвалидов - государственная программа

13) сведения о законном представителе (при наличии);

14) сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ;

15) сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

16) размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

17) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж;

18) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.

Представление указанных сведений осуществляется безвозмездно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ “Об электронной подписи”. Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных”.

Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов. (Часть введена – Федеральный закон от 18.07.2019 № 184-ФЗ)

Информация о предоставлении мер социальной защиты в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае ее отсутствия в федеральном реестре инвалидов размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. (Часть введена – Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

(Статья введена – Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

Статья 6. Ответственность за причинение вре

Льготы инвалидам в 2021 году. Самые последние новости

  • С 1 января 2018 года инвалиды имеют право на сопровождение
  • Изменения порядка предоставления инвалидам льгот на оплату жилья
  • Льготы на капитальный ремонт

Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон, устанавливающий доступность для инвалидов различных объектов и услуг. По просьбам наших читателей мы публикуем, какие изменения произойдут в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 января 2018 года инвалиды имеют право на сопровождение

Для начала отметим, что Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» был принят ещё 1 декабря 2014 года, но в силу вступил с 1 января 2018 года. И то не в полном объёме. Часть его статей начнёт действовать с 1 июля 2017 года, а некоторые — с 1 января 2018 года. Он вносит изменения практически во все нормативно-правовые акты с точки зрения обеспечения возможности инвалидам воспользоваться услугами во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего внесены изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Статья № 15 этого закона как раз говорит о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Аптеки, прачечные, парикмахерские и любые другие организации должны обеспечить инвалидам возможность воспользоваться их услугами.

Но здесь надо учитывать, что часто оборудовать здание пандусами или специальными подъёмниками для инвалидов просто невозможно. Законодатель предусмотрел, что в этом случае организации должны согласовать с обществами инвалидов другие способы оказания услуги инвалидам. Это может быть доставка товара на дом, сотрудничество с социальными работниками, которые приобретут товар для инвалида, подвоз человека к зданию, оказание услуги по почте или интернету и т. п. Эта работа, кстати, частично уже организована в регионе. Всегда инвалиды могут обратиться в службу социального такси.

Читайте также:
Льготы инвалидам 1, 2, 3 групп в 2021 году

Эти услуги бесплатные?

Из закона не вытекает, что все инвалиды должны быть обеспечены бесплатной доставкой до необходимого им места. Документ предусматривает лишь обеспечение возможности воспользоваться услугами транспорта.

Кто будет заниматься сопровождением инвалидов?

И социальные работники, и работники служб сервиса. Закон не устанавливает, что каждому инвалиду будет «приставлен» сопровождающий. Это услуга, которая будет оказываться в рамках социального обеспечения инвалидов.

Допустим, инвалид захочет купить лекарство в аптеке возле дома, но там нет пандуса. Что ему делать? По закону, с 1 января ему должны оказать услугу

Если инвалид обслуживается соцработником, то о приобретении и доставке лекарств позаботится социальный работник. Если инвалид не обслуживается на дому соцработником, он может обратиться за помощью в соцзащиту или потребовать от работников аптеки оказать ему необходимую помощь.

Какие действия инвалидам можно ожидать от соцзащиты в такой ситуации?

Должны выделить социального работника. Если рассматривать данную ситуацию с аптекой, соцработник приобретёт необходимые лекарства и отвезёт их домой. Но в дальнейшем должен заработать механизм, который предусмотрен, то есть каждая аптека должна обеспечить инвалидам возможность получить у них услуги.

В дальнейшем будет введена административная ответственность для организаций, которые закон не исполняют. То есть если инвалид сообщит нам о том, что ему не была оказана определённая услуга из-за отсутствия доступа в организацию, учреждение могут оштрафовать.

Закон говорит о том, что пандусами будут оборудованы только вновь вводимые в эксплуатацию здания. Но при этом собственники существующих объектов всё равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа. Поясняем это положение закона.

Действительно, с этого года любые вновь вводимые объекты должны соответствовать требованиям по доступности для маломобильных категорий граждан.

Там везде должны быть установлены пандусы?

Пандусы, лифты, расширенные проёмы и т. д. Что касается уже введённых объектов, если их невозможно переоборудовать, с обществами инвалидов должно быть согласовано, что возможно достичь только частичной или условной доступности.

Кто несёт ответственность за то, что пандусы не установлены в многоэтажках?

Управляющая компания, которая обслуживает данный дом. Проблема установки пандусов в многоквартирных домах стоит очень серьёзно по следующей причине: пандус является частью капитального строительства. В большинстве домов основная часть квартир приватизирована, поэтому для получения разрешения на установку пандуса или подъёмников требуется согласие жильцов. Многие его не дают: кто-то не согласен с установкой пандусов, считая, что они будут мешать выходу из подъезда.

Изменения порядка предоставления инвалидам льгот на оплату жилья

Мы привели региональное законодательство в соответствие с федеральным. С учётом того, что все льготы инвалидам на оплату содержания жилья и услуг ЖКХ выплачиваются за счёт федеральных средств, они напрямую регулируются Федеральным 181-м законом о социальной защите инвалидов.

181 закон чётко говорит о том, что 50% льготу на оплату жилья имеют инвалиды, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде.

То есть те, кто проживает в приватизированной, купленной или подаренной квартире, этой льготой не обладают. И второй момент — по областному законодательству льгота распространялась на всех членов семьи инвалида, по федеральному же — выплата осуществляется конкретно на инвалида — без учёта членов семьи, которые с ним проживают.

Некоторые жители возмущены этим. Хочется, чтобы они понимали, что данные льготы выплачиваются из федеральных средств. Речи об экономии нет!

Льготы на капитальный ремонт

Кстати, многие инвалиды являются одновременно и ветеранами труда. У них есть право выбора, по какой категории предусмотреть эту льготу: получать её как инвалид или как ветеран труда. В последнем случае они будут получать льготу на прежних условиях.

Новый закон предусматривает и скидку в 50% на оплату капремонта для людей старше 75 лет.

Эту норму предусмотрел Федеральный закон от 29.12.2015 № 399-ФЗ:

Скидка в 50% на капремонт для инвалидов 1−2 группы и семей, в которых есть ребёнок-инвалид. Эта выплата действует с 1 января.

Закон говорит о праве региона установить льготу людям старше 75 лет — 50%-ю скидку на оплату капремонта, а тем, кто старше 80 лет, — 100%-ю скидку. Это право каждого региона нашей страны — устанавливать льготу или нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: