Проект “учительский дом” в Пермском крае – уникален

Учительский дом

2 октября 2012 г.

В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года и законом Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» в Прикамье была проведена оптимизация образовательной сети в сельской местности. Необходимость этого процесса подтверждена как в Перми, так и на местах. По словам самих преподавателей, объединённая школа становится социально-культурным центром для всего села.

Для обеспечения доступного образования в сельской местности в Прикамье было реорганизовано 157 общеобразовательных школ. Суть этого процесса сводилась к присоединению отдалённых или малокомплектных (то есть с количеством учеников меньше 100) школ к базовой и созданию сети образовательных учреждений.

Например, в Чернушинском районе была принята целевая программа «Развитие сети образовательных учреждений на 2010-2012 годы» и создана базовая Павловская средняя образовательная школа с четырьмя филиалами. При этом ученики из отдалённой местности подвозятся на занятия специальным школьным автобусом.

Такая система организации образовательного процесса позволяет обеспечить сельские школы учебно-методическими пособиями, необходимым оборудованием и информационными технологиями. Для этого в рамках приоритетного регионального проекта «Новая школа» в 2011 году было потрачено 366,2 млн руб.

Вопрос о появлении электронных учебников и образовательных программ в целях экономии бюджетных средств министр образования Пермского края Раиса Кассина прокомментировала следующим образом: «Электронные учебники устаревают быстрее бумажных, поэтому неизвестно, что выгоднее, а главное — полезнее для детей. Нет согласия ни между педагогами, ни среди работников здравоохранения».

Кроме того, для сельских, отдалённых и малокомплектных школ предусмотрено дополнительное финансирование. Это необходимо для того, чтобы не снижалось финансирование подобных учебных учреждений и обеспечивался равный доступ к образованию для всех жителей Пермского края.

В целях повышения заработной платы учителей муниципальных образований Пермского края, показывающих высокое качество обучения школьников, реализуется проект «Ступени», подразумевающий дополнительное финансирование на поощрение труда лучших учителей.

И всё же качество образования в территориях с преимущественно сельским населением по результатам средних баллов по единому государственному экзамену и итоговой аттестации четвёртых и девятых классов остаётся не слишком высоким. Впрочем, по словам Раисы Кассиной, «ЕГЭ — это не единственное, чему учат в школах. Зато в сельской местности хорошо развита педагогическая работа».

Заместитель главы Чернушинского муниципального района по социальным вопросам Елена Омелина так охарактеризовала итоги реформы образования в сельских школах: «Реорганизация школ дала возможность выбора для школьников и их родителей — они могут оставаться в своей малокомплектной школе, могут обучаться дистанционно, могут поступить в среднюю школу в 3-5 км от дома. Старшеклассники имеют возможность поступить в городе в новый образовательный центр без экзаменов. Реорганизация — это в первую очередь возможность выбора».

Несмотря на региональные и муниципальные проекты поддержки сельских школ, у них существует ряд серьёзных проблем. Одна из основных — слабое техническое оснащение, что, в частности, проявляется в скорости подключения к интернету, которая составляет от 128 кбит/с до 256 кбит/с. Для дистанционного обучения, которое необходимо для нормального функционирования образовательной сети в сельской местности, это неприемлемо. И эта проблема не находит пока своего решения.

Ещё одна проблема касается малокомплектных школ, которые отличаются даже от базовых сельских школ по качеству образования и заработной плате педагогов. В частности, средняя зарплата педагога сельской школы составляет 20,731 тыс. руб., а зарплата педагога малокомплектной сельской школы — 8,949 руб. вместе с дополнительным финансированием.

По мнению депутата краевого парламента Дарьи Эйсфельд, качество образования должно быть везде одинаковым, а в малокомплектных школах, возможно, даже выше. Она отмечает, что мониторинг заработной платы педагогов сельских и малокомплектных школ зачастую не ведётся совсем, поэтому «необходима смена системы оплаты труда учителей в малокомплектных школах, а дополнительное финансирование таких школ должно носить обязательный, а не заявительный характер».

Свои предложения об улучшении положения учителей в сельских территориях внёс в ходе обсуждения председатель профсоюза работников образования Чернушинского муниципального района Дмитрий Леонтьев: «Много учителей ездят на работу из города в село или из села в город, поэтому логичным кажется внесение предложения о компенсации им дорожных затрат».

С предыдущей проблемой перекликается и кадровая. Описывая преподавательский состав в сельских школах, Раиса Кассина заявила, что высшее профессиональное образование имеют только 37%. С ней согласилась Елена Омелина, отметившая, что в Чернушке (а это один из благоприятных регионов Пермского края) «сложилась похожая ситуация». Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации сельских преподавателей. С этой целью организуются курсы повышения квалификации.

Кадровый вопрос в случае нехватки специалистов-предметников предлагается решать с помощью разрабатываемого Министерством образования Пермского края проекта «Мобильный учитель»: учителю выдаётся личный автомобиль, расходы на который оплачивает край, и он по определённому графику и разработанному маршруту объезжает несколько сельских школ муниципалитета, проводя там уроки.

Для решения проблемы финансирования малокомплектных школ и кадровой проблемы в сельской местности, особенно для младшей ступени, в крае апробируется модель образовательного учреждения «Учительский дом». Это предполагает совмещение малокомплектной школы младшего звена и квартиры семьи педагогов. При этом такое учреждение имеет статус негосударственного образовательного. На сегодня в крае создано два «Учительских дома», оба находятся в Кудымкарском муниципальном районе.

Читайте также:
Долг по ипотеке простят после рождения ребенка?

Подобная модель предоставляет возможности для создания безопасных условий в ветхих зданиях школ, организации учебного процесса для детей младшего школьного возраста по месту жительства, привлечения в малокомплектные школы высококвалифицированных кадров и закрепления в отрасли образования молодых специалистов. Помимо этого, такая модель экономически целесообразна, так как предполагает финансово-хозяйственную самостоятельность.

Правда, и в этом случае не обходится без «ложки дёгтя». «В Новгородской области «Учительские дома» строят сотнями, а у нас пока два. Почему? Потому что муниципалитеты не хотят строить эти учреждения за свои деньги. Они ждут, пока мы начнём реализовывать целевую краевую программу», — комментирует ситуацию Раиса Кассина.

Опасения вызывает и возраст учителей в сельских территориях: даже в благополучной Чернушке количество работников со стажем более 25 лет составляет 62%. Возникает вопрос привлечения молодых специалистов в сельские школы, а значит, неизбежно решение проблемы миграции. В Чернушке из всех выпускников ПГПУ на селе работать остаются только четыре человека.

В ходе обсуждения на Консультационном совете этой проблемы было предложено развитие системы профориентационного образования в школах. Дарья Эйсфельд внесла предложение о возможности создания на территории Чернушки филиала какого-либо вуза, например, Пермского государственного педагогического университета или сельскохозяйственной академии, в котором могли бы учиться выпускники школ не только Чернушинского района, но и близлежащих муниципалитетов. Особый акцент она сделала на следующем аспекте решения этой проблемы: «В первую очередь нужна активность глав района, их заинтересованность в решении проблем муниципалитета. Если глава района активен, есть большая возможность уменьшения оттока населения из муниципалитета».

По итогам состоявшегося 27 сентября выездного заседания Консультационного совета было решено внести на рассмотрение краевого Законодательного собрания проекты законов Пермского края, направленные на утверждение методики финансирования малокомплектных школ (независимо от количества учеников); внести изменения в закон №587 «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» в части увеличения пособий для работников сельских образовательных учреждений и предусмотреть при разработке программы «Развитие образования в Пермском крае на 2012-2018 годы» мероприятия, направленные на поддержку сельских школ в части материально-технического оснащения, компьютеризации, обеспечения транспортной доступности для учащихся.

Первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края Игорь Папков заявил, что поправки в закон по итогам этого выездного заседания будут рассмотрены в срок до 25 октября.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Время подсказало проект

Новый учительский дом заработал в деревне Антипино на севере Пермского края. Первого сентября к педагогам супругам Чакилевым, выпускникам коми-пермяцко-русского отделения Пермского педуниверситета, на занятия пришли 23 младших школьников, которым до сих пор приходилось учиться в соседнем селе.

– Учительский дом – это очень удобная форма для обучения детей, а также для их родителей, – отметил губернатор Пермского края Виктор Басаргин, открывая учительский дом. – Теперь школьникам не нужно за несколько километров ездить в школу. До конца года мы построим еще несколько подобных домов.

Учительский дом заменяет в удаленных населенных пунктах региона начальные школы и детские сады. В одном здании располагаются одновременно и квартира для семьи педагогов, и учебный кабинет для школьников с первого по четвертый класс, и спортзал, и столовая, и группа дошколят. В первом учительском доме, открытом в регионе в 2010 году в деревне Разино Коми-Пермяцкого округа, учителя попросили установить на крыше телескоп – для занятий астрономией. Затем, помимо традиционных уроков, организовали для детей лыжную секцию и кружок народного творчества.

В министерстве образования Пермского края отмечают в качестве одной из трудностей реализации этого проекта именно разнотипность задач, с которыми приходится сталкиваться учителям. Имея высшее образование, они должны вести дополнительные занятия, и еще быть управленцами и экономистами. Потому как педагог в учительском доме – сам себе и директор, и уборщица. Однако предоставление благоустроенного жилья и достойная для района зарплата – не менее 20 тысяч рублей в месяц – кажутся педагогам привлекательными условиями труда. В любом другом случае привлечь в село высококвалифицированных учителей оказалось бы практически невозможно.

Сегодня в пермском министерстве образования 40 заявок на строительство учительских домов от 14 муниципальных образований. В год в регионе планируют строить по пять таких домов-школ, на каждую из которых потребуется от 12 до 25 миллионов рублей. Сумма затрат зависит от наличия инженерных сетей, числа создаваемых мест для учащихся, размещения групп для детей дошкольного возраста и площади квартиры для учительской семьи. До конца года к трем открытым учительским домам в регионе прибавится еще один – в деревне Алекова Кудымкарского района. Уже готова проектно-сметная документация на строительство учительских домов в деревнях Тарова в том же районе и Пятигоры в Косинском районе.

– Учительские дома экономически выгодны для региона, – признает Раиса Кассина, министр образования Пермского края. – Начиная со строительства: затраты на учительский дом в десятки раз ниже, чем на возведение типовой школы, которое обходится в 250-300 миллионов рублей. Кроме того, отсутствует необходимость выделять средства на покупку автобусов для подвоза детей в соседние школы, существенна и экономия в штатном расписании.

Читайте также:
Проект "Учительский дом" в Самарской области актуален для педагогов

Пилотными территориями для проекта “Учительский дом” в Пермском крае стали районы Коми-Пермяцкого округа, где новый тип образовательного учреждения оказался как нельзя кстати. При больших расстояниях от одной школы до другой, отсутствии дорог, наличии ветхих полупустых школ, где мало детей и много персонала, учительские дома стали эффективным решением проблемы доступности качественного образования для деревенских школьников. Школы-дома, отмечают в пермском минобразования, будут не менее востребованы и в Чусовском, Ильинском, Кишертском, Гремячинском и Суксунском районах края.

Проект учительского дома, разработанный в Пермском крае, оказался одновременно уникальным – по типу своего устройства, и универсальным – по технологии. В регионе подготовлены методические рекомендации по требованиям к организации образовательного процесса в учительском доме, его материально-техническому обеспечению, условиям финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, по словам Раисы Кассиной, проектом уже заинтересовались другие регионы – Новосибирская, Томская, Нижегородская области, Красноярский край, республики Татарстан и Хакасия.

Учительский дом – начало начал

Российские регионы апробируют свой, альтернативный проект реформы образования

За 16 лет образовательных реформ в результате перехода на так называемое подушевое или нормативное финансирование в России закрылись 12 тысяч сельских школ. Пытаясь предотвратить развал системы образования, местные власти предлагают свои проекты. Один из них – «Учительский дом» — получает все большее развитие в российских регионах.

Для Татьяны Васильевны Макаровой из деревни Лукино Богородского района Нижегородской области школа стала домом. Не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле.

Некогда единое большое кирпичное здание деревенской школы ныне поделено на три части. В одном крыле вольно расположился семейный детский сад со спальной и игровой, столовой и пищеблоком. В нем обретаются десять воспитанников во главе с воспитательницей. Середина – в два этажа — отдана начальной школе со спортивным и компьютерным залами, классной комнатой. В школе шестеро ребятишек: двое первоклашек, один второклассник, и три третьеклассницы. Ну а другое крыло приспособлено под жилье директора-учителя: спальня, два зала, санузел, горячая и холодная вода. Нет, правда, пока ни душа, ни ванны. Все вместе это называется Лукинский «Учительский дом: начальная школа – детский сад». А Татьяна Васильевна его директор и одновременно учительница.

Нижегородская область, к слову сказать, не была первооткрывателем этой новой формы образовательного учреждения. Проект под названием «Учительский дом» родился в прошлом году в Пермском крае, а именно, в деревне Разино Кудымкарского района. Но и он взялся не из воздуха, а стал как бы современным аналогом некогда существовавших в дореволюционной России земских школ, сохранявшихся, кстати, в отдаленных деревнях и в советский период, где педагоги учили деревенских ребятишек прямо у себя на дому, выполняя одновременно роли директора, завуча, завхоза, уборщицы и повара. Разница разве что в том, что нынешние учительские дома оборудованы компьютерами, а иногда и интерактивными досками, подключены к Интернету, занятия там проводятся по новым стандартам. Единственное отличие от обычной школы — учитель-директор волен распоряжаться выделенным для школы бюджетом по своему усмотрению. Он может нанять сторожа, а может и сам выполнять эти обязанности, тем более, что он здесь и днюет, и ночует. Может взять на работу уборщицу, а может сам мыть полы и убирать прилегающую к зданию территорию.

А главное, «Учительский дом» позволял сохранить малокомплектную школу в небольших деревнях, а, по сути, и сами деревни. Этот-то проект, возродившийся в прошлом году в Пермском крае, и заинтересовал ряд регионов, в том числе и Нижегородскую область.

Так что же это такое «Учительский дом»: шаг назад или два шага вперед?

Мне повезло: в поезде моим соседом по купе оказался потомственный педагог Алексей Киселев. Он признался, что отец его, учитель с многолетним стажем, вынужден был уйти из школы, не согласившись с условиями ее реформирования. А именно, когда деньги идут за учеником, и этого ученика уже нельзя терять до самого выпуска, переводя его из класса в класс, даже если он откровенный разгильдяй, ставя ему незаслуженные отметки. При этом теряется стимул для школяра учиться хорошо, а у учителя недостает времени больше внимания уделить одаренным ребятам. К тому же и «душа»-то ребенка в разных регионах оценивалась по-разному. Олег Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, приводит такие данные о финансировании в расчёте на одного ученика: Якутия – 62 778 рублей, Московская область – 53 400, Карелия – 35 034, Новосибирская область – 25 125, Омская – 11 129, Амурская – 9 644 рублей. «Но разве виноват ребенок в том, что родился не под Москвой, а в Приморье?» — задается риторическим вопросом депутат.

Алексей же как раз и занимается реформированием. Даже более радикальным, нежели Министерство образования. Он возвращался в Нижний из Москвы, где участвовал в организации школы будущего в Центре новых технологий «Сколково».

Читайте также:
Какой должен быть доход для получения ипотеки?

— Опять какая-нибудь американская калька, слепо перенесенная на нашу почву? – проворчал я.

— А что, американцы деловые ребята, быстро реагируют на все изменения. Появилась, допустим, у компьютеров функция исправления ошибок, ну и зачем теперь учить детей грамматике? То же и с правописанием. Зачем выводить галочки-кружочки, когда ребенок с малых лет работает с клавиатурой?

Здравствуйте, я ваша тетя! Это мы уже проходили. Зачем Митрофанушке география, если есть извозчик? Этак мы сделаем человека приложением к компьютеру, калькулятору, айфону. А случись технический сбой — он дурак дураком останется.

А вот у правительства Нижегородской области иная позиция. В региональном Министерстве образования по-прежнему считают правописание важным предметом, необходимым не столько для того, чтобы научить ребенка красиво писать, сколько для моторики, развития головного мозга. А ко всем нововведениям в образовании относятся с достаточной долей критичности.

— Здесь собрались люди, которые стараются сдержанно относиться ко всем новшествам, происходящим в образовании, — говорит начальник отдела дошкольного и общего образования, Заслуженный учитель России Виктор Шмелев. – Согласитесь, две системы наиболее консервативны в любом государстве – образование и здравоохранение. Когда начали вводить ЕГЭ и нормативное финансирование, мы не рвались в правофланговые. Ведь эксперимент в образовании – это всегда эксперимент над людьми.

Мы сразу поняли, что нормативное финансирование — это удар, прежде всего, по сельской школе, а у нас в области 56 процентов школ расположены в сельской местности. И приняли решение держаться до последнего, а в этот процесс не ввязываться.

Продержаться удалось всего несколько лет. Когда в 2008 году Москва поставила вопрос круто: или вы с нами, или мы без вас, Министр образования областного правительства Сергей Наумов, некогда работавший директором всесоюзного пионерского лагеря «Артек», на это сказал: «Процесс осуществлять, но поэтапно, иначе произойдет обвальное закрытие сельских школ». В 2009 году помимо тех денег, что давали «души» ребят, каждой школе добавляли из бюджета области дополнительно еще 75 процентов средств, в 2010-м – 50, в прошлом году – 25. Но за это время закупили школьный автотранспорт, оборудованный для перевозки детей и оснастили базовые школы всем необходимым — компьютерами, Интернетом, бесплатными учебниками, оборудовали химические, физические, биологические кабинеты, частично кабинеты русского языка и математики. В 2012 году начнется капитальный ремонт базовых школ. А когда возник проект «Учительский дом», он был воспринят, как реальная возможность сохранить малокомплектные сельские школы. Тогда же родилась и идея создания семейных детских садов.

Начали возведение «Учительского дома» с опроса глав муниципальных образований. Ибо только первое лицо понимает, насколько ему важна та или иная школа, исходя из плана социально-экономического развития района. Половина глав сказали «Учительскому дому» — да. В поданных заявках указали не только количество детей школьного возраста, но и график рождаемости за последние 5-7 лет, перспективу развития данного населенного пункта, наличие профессиональных кадров, а главное, состояние помещения, где будет организован учебный процесс. После проверки представителями санэпидемслужбы и госпожнадзора большая часть заявок отпала. Но и оставшиеся 12 адресов не могли удовлетворить областную комиссию: ну, не соответствовали предложенные условия ХХ1 веку! И не только потому, что не было новых программ, учебников, компьютеров и интерактивных досок.

Важно, чтобы учитель имел потенциал к самообразованию, потому как специфика его работы такова, что далеко не всегда его можно выдернуть из учебного процесса и подключить к институту повышения квалификации.

Проанализировав ситуацию, решили остановиться на двух разных вариантах. Это когда школа находится в частном доме учителя (деревня Овечий овраг Краснооктябрьского района), и когда жилье для учителя оборудуется в школе (деревня Лукино Богородского района). Остальным сказали: «Давайте мы сначала сформируем задачу для себя, а в марте 2012 года вернемся к вашим заявкам, и при вашем желании и возможностях будем расширять этот эксперимент».

Все лето 2011 года в двух районах – Краснооктябрьском и Богородском – отрабатывалась нормативно-законодательная база нового типа образовательных учреждений. Все решения принимались и утверждались на земских собраниях. Важно было еще понять, почем оно будет обходиться бюджету области и районов.

— Большая часть бюджетов муниципалитетов по-прежнему тратится именно на образование, — с гордостью констатирует Виктор Шмелев, — за что мы очень благодарны нашим главам районов.

— На образование у нас уходит около 46, на здравоохранение – около 20 процентов бюджетных средств, — говорит глава администрации Богородского района Сергей Пушкарев. – За эти годы не закрыто ни одной школы, ни одной больницы, а населенных пунктов стало даже больше за счет строительства дачных поселков.

— А не проще ли было закрыть ее (я имею в виду Лукинскую школу, ставшую ныне «Учительским домом»), а средства направить на другие цели? – Задаю я провокационный вопрос.

— Да что вы, — удивляется Пушкарев, — ни у кого рука бы не поднялась. Мы, наоборот, ищем пути сохранения таких школ, потому что надеемся, что они будут наполняться в дальнейшем.

Читайте также:
Квартиры вне очереди для многодетных судей и следователей

— За счет чего наполняться?

— За счет увеличения рождаемости. К нам много семей приезжает из других областей и даже стран. Мы реально участвуем в программе по переселению соотечественников. Да, деньги считать нужно, но не все деньгами меряется.

…Татьяна Васильевна Макарова еще не совсем разбирается со своим бюджетом, слишком мало времени прошло. Раньше от любой финансовой ошибки подстраховывала объединенная бухгалтерия. Теперь приходится самой всему учиться. Правда, учителя хорошие. И в первую очередь — начальник управления образования района Галина Красненкова.

— С семейным-то бюджетом управляюсь. И здесь справлюсь, — убеждена директор.

Семейный бюджет, кстати, нынче заметно вырос. В прошлом году Татьяна Васильевна тоже была директором, но не учительского дома, а начальной школы – муниципального образовательного учреждения.

Получала около 15 тысяч в месяц. Сейчас где-то в пределах 20-ти. Раньше с мужем и сыном жили в одной комнатке общежития. Теперь отдельная квартира. Все коммунальные услуги оплачивает районный бюджет. Перспектива на ближайшие пять лет есть: помимо 10 детсадовских в деревне еще 8 детишек от нуля до двух лет.

— Ну а если все же прервется этот «ручеек»? Тогда что – опять в общежитие?

— Нет, — вступает в разговор исполняющая обязанности начальника управления образования Богородского района Татьяна Семенова. – Если вдруг завтра реально детей не окажется и здание придется законсервировать, а учреждение ликвидировать, как юридическое лицо, то директору будет выдан сертификат на сумму, которой будет достаточно, чтобы купить жилье в райцентре.

Я спросил у Марины Широковой, молодой мамочки, у которой один ребенок ходит в школу, второй – в сад, что было бы, если б школу закрыли, и малышей стали возить автобусом за несколько километров в другое село?

— Не знаю. Наверное, мы бы уехали. Сняли квартиру в Богородске или Нижнем Новгороде, но детей от себя не отпустили. Да и многие также сделали бы.

Вот и думайте теперь, откуда Россия «прирастать будет»…

Школа – Учительский дом

В модели «Школа – Учительский дом» под крышей одного здания находятся жилые помещения для семьи педагогов, учебный кабинет для школьников с первого по четвертый класс, спортзал, столовая, кабинет для дошкольной разновозрастной группы.

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.

8. Модель «Школа – Учительский дом»

Невероятно, но это так: в обновляющейся России под угрозой закрытия находятся школы, имеющие столетнюю историю, составляющие сокровищницу отечественного образования – сельские, отдалённые от центров, малочисленные малокомплектные. Разумеется, что школы с малой наполняемостью требуют специальных подходов к модернизации и нормативному обеспечению. Модель сельской малочисленной образовательной организации «Школа – учительский дом» можно отнести к такому особому решению.

Учитель обучает детей младшего школьного возраста на дому. Идея не нова. В дореволюционной и в советской России в школах были квартиры учителей, проживание педагогов «при школе». В сельской местности такие школы открывались на один-два класса-комплекта (не более 10—15 учащихся).

Школа – Учительский дом – это интегративная модель сельской образовательной организации, при которой в едином образовательном пространстве реализуются общее начальное и дошкольное образование (как модель «Школа – детский сад), а в профессиональной деятельности педагогов интегрированы стандартные педагогические функции, а также иные функции по обеспечению образовательного процесса и функционирования школьного здания.

Проще сказать: Школа – Учительский дом заменяет в удаленных населенных пунктах начальные школы и детские сады. Под крышей одного здания находятся жилые помещения (квартира) для семьи педагогов, учебный кабинет для школьников с первого по четвертый класс, спортзал, столовая, кабинет для дошкольной разновозрастной группы.

Главными признаками модели, отличающими её от других общеобразовательных учреждений, являются:

  • учительский дом – это одновременно общеобразовательная организация и квартира для семьи учителей;
  • учителя, имея высшее образование, должны осуществлять педагогическую деятельность, но кроме этого быть управленцами и экономистами, а также они могут разделять между собой обязанности технического персонала (повара, дворника, садовника, сторожа, технического работника) или нанимать соответствующих специалистов;
  • учитель-директор волен распоряжаться выделенными школе средствами и формировать штатное расписание по своему усмотрению.

С 2010 года данная модель практикуется в Пермском крае. Разработаны и реализуются её варианты/модификации в Новосибирской, Томской, Нижегородской областях, в республиках Татарстан и Хакасия.

В Пермском крае для типового решения выбран проект строительства «Учительских домов» на 20 учащихся с первого по четвертый класс. В Учительском доме размещаются: в одной половине – учебные комнаты для занятий, игровая, кухня-столовая, санитарные комнаты, а во второй – благоустроенная квартира учительской семьи.

В этом субъекте РФ принят вариант Учительского дома в статусе негосударственного (частного) учреждения, который, по мнению руководителей образования, имеет значительный экономический эффект для регионального бюджета:

  • учреждение становится финансово-самостоятельным в полном смысле этого слова. Учреждение самодостаточно и не требует дополнительной финансовой поддержки;
  • средств, полученных из краевого и местного бюджетов по нормативно-по душевому принципу из расчета на 1 учащегося в год вполне достаточно для нормального функционирования;
  • достигается существенное повышение заработной платы педагогов. В первую очередь по причине невысоких затрат на содержание здания, прежде всего по коммунальным услугам. Кроме того, в результате перераспределения полученных средств между статьями расходов. Главная экономия – в штатном расписании. В отличие от обычного учебного заведения здесь руководитель образовательного учреждения и педагог начальной школы – одно лицо. Сама семья занимается финансовой и хозяйственной деятельностью, организует питание школьников.
Читайте также:
Программа Земский учитель 2021: условия, последние новости

Однако экономические эффекты, на наш взгляд, во-первых, не должны быть доминирующими, во-вторых, они нуждаются в тщательном разностороннем анализе. В частности, возникают вопросы о нагрузке/перегрузке педагогов, о нормативно-правовом и финансовом обеспечении и др.

В Нижегородской области сельские школы модели «Школа – Учительский дом» являются муниципальными учреждениями с широким набором прав руководителя. В области есть варианты как строительства нового здания, так и переоборудования школьного в соответствии с модельными характеристиками.

Педагогические и социальные эффекты как преимущества модели «Школа – Учительский дом»:

  • Осуществляется качественное дошкольное и школьное образование сельских детей по месту жительства, без отрыва от семьи.
  • Решается проблема дефицита педагогических кадров.
  • Привлекаются высококвалифицированные кадры, молодые специалисты закрепляются в отрасли образования.
  • Сохраняется школа как фактор социально-экономической и социокультурной стабильности деревни.

Риски:

Существуют определенные риски при реализации деятельности школы: насколько педагоги смогут справляться с целым набором непедагогических функций, а также с совмещением основных и специальных предметов начальной школы (иностранный язык, информатика, физическая культура).

Следующий риск – это социальные обстоятельства семьи педагогов, такие как развод, рождение детей, превышение собственных детей педагогов начального школьного возраста. Необходимо продумать социальные условия и гарантии педагогов, преемственность.

Основной риск при реализации модели, по мнению управленцев и экономистов, – это существенное сокращение или прекращение потока детей в школу в силу демографической ситуации. Необходимо продумать, каковы в этом случае механизмы распоряжения имущественным комплексом, права и гарантии всех сторон – регионального, муниципального бюджетов, и педагогов, работающих в школе.

Названные и неназванные здесь риски и трудности в какой-то мере могут быть преодолены, если педагогам, взявшимся за столь сложную работу, будут оказаны соответствующие и своевременные поддержка и помощь, организовано специальное управленческое и научно-методическое сопровождение – это к управлению образования. Таких педагогов нужно специально готовить, создавать возможности для систематического повышения их квалификации – это к вузам и системе дополнительного профессионального образования. Педагогам, решающим, что очевидно и понятно, свои жизненные проблемы, при этом должны быть свойственны черты сподвижников и просветителей, земского учительства… – это только к самому учителю, который был и остаётся ключевой фигурой образования на селе.

Адреса опыта:

Российская Федерация:

  • МБОУ «Лукинская начальная школа – детский сад «Учительский дом»», Богородский муниципальный район, Нижегородская область / Официальный сайт школы. URL: http://lukinschool.edusite.ru/p1aa1.html (дата обращения 28.04.2019).
  • МБОУ НОШ «Учительский дом в д. Овечий Овраг», Краснооктябрьский район, Нижегородская область / Сайт Администрации Краснооктябрьского муниципального района. URL: http://kro.omsu-nnov.ru/?id=21220 (дата обращения 28.04.2019).

Литература и источники:

  1. Альтернатива типовой школе: телерепортаж // Телеканал ОРТ. Дата размещения 29.08.2015. URL: https://otr-online.ru/news/uchitelskii-dom-kak-ppart-71777.html (дата обращения 28.04.2019).
  2. Время подсказало проект // Российская газета. Дата размещения 02.09.2013. URL: https://rg.ru/2013/09/02/reg-pfo/perm-dom-anons.html (дата обращения 28.04.2019).
  3. Грязнова И.Н. Обеспечение современного качества общего образования в сельской малокомплектной школе путем реализации проекта «Учительский дом»: презентация. Дата размещения 2015 год. URL: http://www.myshared.ru/slide/135407/ (дата обращения 28.04.2019).
  4. Калинин А. Учительский дом – начало начал // Интернет-газета «Столетие». Дата размещения 14.11.2011. URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/uchitelskij_dom__nachalo_nachal_2011-11-14.htm (дата обращения 28.04.2019).
  5. Проект «Учительский дом» в Пермском крае – уникален Дата размещения 30.10.2012. URL: http://subsidii.net/жилищные-субсидии/новости/item/137-проект-учительский-дом-в-пермском-крае-уникален.html (дата обращения 28.04.2019).
  6. Рассказова Л.В. Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России. Автореф. дисс. исслед. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Томкск, 2014. – 24 с. URL: https://www.tspu.edu.ru/images/science/autoref/Itog%20Avtoreferat%20Rasskazovoy%20L.V..pdf . (дата обращения 28.04.2019).
  7. Учительский дом-школа-сад: видеофильм. Дата размещения 08.12.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uL7oh1kT4K8 (дата обращения 28.04.2019).
  8. Шесть школ открылись в новом учебном году в Пермском крае // БЕЗ ФОРМАТА. Дата размещения 02.09.2015. URL: http://perm.bezformata.com/listnews/novom-uchebnom-godu-v-permskom/37288527/ (дата обращения 28.04.2019).

Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ:

Светлана Воеводина, Олеся Дорофеева, Мария Прохорова

Дополнение З.Б. Ефловой:

В нынешней практике сельских школ нашей республики таких целенаправленно созданных моделей нет. Но опыт обучения в учительском доме, в прямом смысле этого слова, был не так давно, например, в Койвусельге Пряжинского района, когда первоклассник обучался на квартире учителя, пока не окреп для проживания в пришкольном интернате.

Модель видится вполне реальной и перспективной для дальних поселений Республики Карелия, но школы при этом нужно строить или капитально перестраивать , а не размещать в разрушающихся ветхих зданиях.

Ипотека в Сбербанке по программе Молодая семья

Сбербанк проводит акцию «Ипотека для молодой семьи» с привлекательными условиями в 2021 году. Молодой семьёй считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке, и возраст хотя бы одного из супругов не должен превышать 35 лет. Рассчитывать на приобретение жилья по акции могут в том числе семьи без детей и родители-одиночки.

  • Условия по кредиту «Ипотека для молодой семьи»
  • Процентные ставки
  • Требования к заёмщикам
  • Необходимые документы
  • Порядок оформления ипотеки по программе «Молодая семья»
Читайте также:
В Удмуртии первый учительский дом сдадут летом 2021

Условия по кредиту «Ипотека для молодой семьи»

Максимальная сумма кредита для семьи определяется исходя из доходов по основному, дополнительному месту работы, доходов от индивидуального предпринимательства и бизнеса и иных источников, разрешённых российским законодательством. Платежи осуществляются ежемесячно в каждый период действия ставки, через кассу банка или посредством соглашения с бухгалтерией по месту работы, по которому часть заработной платы будет сразу переводиться на банковский счёт, с которого осуществляется погашение займа.

По программе действуют следующие базовые условия:

  • процентная ставка составляет 8,7%;
  • максимальный срок кредита – 30 лет;
  • минимальная сумма займа – 300 тысяч рублей;
  • предельная сумма кредита составляет 85% от договорной или оценочной стоимости жилья;
  • размер первого взноса – не менее 20% от стоимости покупки.

Допускается досрочное погашение ипотеки для молодых семей как частичное, так и полное. Для этого нужно написать соответствующее заявление с указанием даты досрочного погашения счёта, с которого будет осуществляться перевод средств, и гасимой суммы. Нижнего предела для суммы досрочного погашения не существует. Эта процедура осуществляется без комиссии.

Подать заявку на ипотеку очень просто – её можно оформить через сайт Сбербанка. Такой способ подачи заявки не только прост, но и выгоден – он помогает приобрести ипотечное жильё по сниженной ставке. С шаблонами договоров купли-продажи с помощью электронной регистрации можно ознакомиться на сайте самого популярного российского банка. Там же молодой семье предлагается рассчитать ставку по ипотеке Сбербанка.

Процентные ставки

Ставка по кредиту для молодых семей может отличаться от базовой и в меньшую, и в большую сторону:

  1. Оформление электронной регистрации сделки на сайте банка снизит ставку до 8,6%.
  2. Оформление кредита по программе «Ипотека с господдержкой для семей с детьми» снизит ставку до 6%. Данная программа распространяется на семейные пары, которые в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года стали родителями гражданина РФ во второй или третий раз. Срок действия льготной ставки – 3 года при рождении второго ребёнка и 5 лет при рождении второго ребёнка. После окончания этого срока семьи должны выплачивать ипотеку по ставке 9,25%.
  3. Если семья заключает электронную сделку на жильё, не участвующее в акции «Витрина», то процентная ставка по её займу составит 8,9%, а без заключения сделки – 9%.
  4. Семьи — участники государственных программ развития жилищной сферы, реализуемых в рамках соглашений о сотрудничестве между Сбербанком и субъектами РФ, муниципальными образованиями, также выплачивают процентную ставку 9%.
  5. Самые высокие ставки по ипотеке действуют, если семья приобретает жильё на условии «Ипотека по двум документам» (пакет документов для получения ипотечного кредита ограничен заявлением, паспортом и вторым подтверждающим личность документом). Процентные ставки по программе «Молодая семья» Сбербанка в 2021 году повышаются до 9,6% и 9,7% в зависимости от того, оформлена регистрация онлайн или в офисе учреждения, если кредит взят по акции «Витрина». Если приобретаемая квартира в акции «Витрина» не участвует, то при оформлении регистрации через электронный сервис будет действовать ставка 9,9%, если регистрация оформлена традиционным способом – 10,0%.

Более подробную информацию о действующих процентных ставках по ипотечным кредитам клиенты могут получить в любом из офисов Сбербанка. Рассчитать ипотеку Сбербанка молодая семья сможет с помощью калькулятора, доступного на официальном сайте компании.

Важно! Возможны надбавки по процентным ставкам:

  • в размере 1%, если заёмщик отказывается от страхования жизни и здоровья, предлагаемого банком;
  • в размере 0,5%, если заёмщик не получает заработную плату на счёт или карту Сбербанка.

Ипотечный калькулятор Сбербанка для молодой семьи учитывает все факторы, влияющие на процентную ставку.

Требования к заёмщикам

Сбербанк предъявляет требования к возрасту, трудовому стажу и гражданству клиентов, намеревающихся взять ипотеку, и для их созаёмщиков:

  1. Нижняя граница возраста – 21 год на момент предоставления кредита.
  2. Верхняя граница возраста – 75 лет на момент погашения кредита. Эта граница снижается до 65 лет, если заёмщик не предоставил документов, подтверждающих стаж работы и уровень дохода.
  3. Минимальный стаж работы – не менее 6 месяцев на текущем месте работы. Если заёмщик не получает зарплату на сберегательный счёт или карту в Сбербанке, к нему предъявляется дополнительное требование – не менее 1 года общего стажа за последние 5 лет.
  4. Заёмщик должен являться гражданином Российской Федерации.

Клиент может привлечь к ипотечному кредитованию не более трёх созаёмщиков. Когда рассчитывается максимальный размер ипотеки, то учитываются их доходы.

Необходимые документы

Чтобы получить ипотечный кредит, молодая семья должна предоставить в Сбербанк следующий пакет документов:

  1. Заявление.
  2. Паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации.
  3. Документ, подтверждающий нахождение заёмщика по месту регистрации.
  4. Документ, подтверждающий уровень доходов заёмщика и его трудовую занятость.
  5. Документы по предоставляемому залогу, если обеспечение кредита предполагается за счёт другого объекта недвижимости.
  6. Свидетельство о браке.
  7. Свидетельство о рождении ребёнка.
  8. При наличии созаёмщика-родителя – документы, подтверждающие родство заёмщика и созаёмщика.
  9. Сертификат на материнский (семейный) капитал.
  10. Документ из Пенсионного фонда РФ об остатке средств материнского капитала.
Читайте также:
Условия ипотеки "Молодая семья" в Сбербанке в 2021 году

Пункты 6-8 актуальны при участии в программе «Молодая семья», пункты 9-10 – при участии в программе «Ипотека плюс материнский капитал».

После одобрения заявки на кредит по ипотеке молодым семьям в 2021 году Сбербанк предоставляет документы:

  1. Подтверждающие осуществлённый первоначальный взнос.
  2. Документы на объект жилой недвижимости, приобретаемый в ипотеку. Они выдаются в течение 90 календарных дней с даты принятия банком решения о выдаче займа.

Порядок оформления ипотеки по программе «Молодая семья»

Подать заявку на оформление ипотеки можно, обратившись лично в любое отделение банка, или через сайт Сбербанка. Электронное оформление сделки даёт для семьи ряд преимуществ. Подача заявки в цифровом виде имеет следующий алгоритм действий:

  1. Рассчитать ипотеку с помощью калькулятора на сайте компании по программе «Молодая семья».
  2. Отправить заявку через интернет.
  3. На портале «ДомКлик» выбрать подходящую квартиру.
  4. Непосредственно оформить сделку.

Оформление сделки осуществляется следующим образом:

  1. Обращение в наиболее удобный для клиента банковский офис со всеми необходимыми для получения ипотеки документами.
  2. Принятие банком положительного решения о предоставлении займа.
  3. Сбор пакета документов по интересующему объекту недвижимости – вторичному жилью или квартире в новостройке.
  4. Подписание кредитного договора, договора обеспечения, страхование предмета залога.
  5. Получение ипотеки и права собственности на жильё.

Электронная регистрация позволяет отправить документы на регистрацию без визита в Росреестр и МФЦ. Сделку будет сопровождать персональный менеджер, который направляет документы в Росреестр в цифровом виде, взаимодействует с данной службой и контролирует процесс регистрации права собственности. Клиент Сбербанка получает документы – договор купли-продажи и выписку из ЕГРН также в цифровом виде на электронную почту. В сервис также входят оплата государственной пошлины за регистрацию перехода права на недвижимость и выпуск усиленной квалифицированной подписи для всех участников сделки.

Сбербанк имеет сервис безопасных расчётов между покупателем объекта недвижимости и продавцом. Он работает следующим образом: покупатель переводит средства на специальный счет Центра недвижимости от Сбербанка, где после получения средств запрашивают информацию в Росреестре о регистрации сделки. После подтверждения деньги зачисляются на счет продавца. Эта услуга обойдётся клиентам Сбербанка в 2000 рублей, процедура перевода занимает не более 15 минут.

По вопросам порядка и правил оформления сделки по ипотеке можно получить информацию у консультантов Сбербанка через контактный центр или при личном обращении в банковское отделение.

Программа «Молодая семья» в 2021 году — условия ипотеки

Многие семьи в России не могут купить жилую недвижимость за собственные деньги. Чтобы помочь малоимущим семьям приобрести жилье, пригодное для жизни, правительством РФ была разработана специальная программа «Молодая семья», направленная на улучшение жилищных условий для граждан определенной категории. Стать участниками программы могут молодожены, а также семьи с детьми, не имеющие собственного жилья.

Поиск ипотеки

Суть программы по ипотеке «Молодая семья»

«Молодая семья» ‒ специальная программа господдержки, утвержденная действующим Постановлением Правительства РФ на период с 2015 по 2027 г. с целью обеспечения жилплощадью молодых семей из категории малоимущих, не имеющих возможности приобретения недвижимости за наличные. Основная цель – субсидирование части затрат на покупку квартиры или дома.

Дополнительные цели госпрограммы:

  • Увеличение объемов жилищного строительства по разным регионам РФ.
  • Снижение цен на м2.
  • Увеличение шансов на покупку собственного жилья для молодоженов.

Для обретения собственного жилья предлагается льготная ипотека для молодой семьи с субсидированием части расходов за счет государства. Воспользоваться таким предложениям могут семьи, отвечающие некоторым критериям.

Основанием для получения государственной помощи на покупку жилья является нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий. Если муж или жена имеют в собственности недвижимость, пригодную для проживания, они не смогут принять участие в федеральной программе.

Условия для участников:

  • Семья должна документально подтвердить нуждаемость в улучшении условий проживания.
  • Супруги должны быть гражданами РФ.
  • Возраст – не старше 35 лет жене и мужу на момент оформления ипотечного кредита.
  • В семье с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй или последующий ребенок.
  • Право на участие в программе также имеют неполные семьи, где один из супругов воспитывает ребенка, также являющегося гражданином страны.

Ипотека на покупку недвижимости оформляется гражданам, имеющим постоянный доход, достаточный для погашения задолженности по ипотечному договору.

Размер выплат от государства молодой семье при участии в программе «Молодая семья»

В каждом регионе размер государственных выплат на покупку жилой недвижимости для молодых семей определяется индивидуально по решению регионального правительства.

Государственные выплаты по МСК:

  • Для молодоженов скидка может составлять 30%.
  • Для пар, воспитывающих несовершеннолетних детей, предусмотрена компенсация в размере 35%.

Как можно воспользоваться субсидией по программе «Молодая семья»

Чтобы приобрести жилье по субсидированной государственной программе, молодым семьям нужно подготовить пакет документов и пройти поэтапный процесс оформления.

  • Молодая семья пишет заявление, изъявляя свое желание участвовать с государственной программе на покупку недвижимости, и предоставляет его в районную администрацию. Заявление рассматривается в течение 10 дней со дня подачи, после чего семья получает ответ – подтверждение заявки либо отказ, аргументированный конкретными причинами.
  • Если результат положительный, семья становится на очередь. Заявителю нужно просматривать список участников программы и определить свой номер.
  • Семья начинает процесс оформления субсидии, получает сертификат об участии в программе и предоставляет его в банк, где будет оформлена выгодная ипотека по программе «Молодая семья».
  • На имя заявителя в банке открывается счет. В течение нескольких дней на него будут перечислены деньги, субсидированные государством. Оставшуюся сумму выделяет банк, согласно ипотечному договору, и перечисляет на счет продавца недвижимости.
  • Оформляется сделка купли-продажи, после которой молодая семья становится обладателями собственного жилья.

Банки, участвующие в программе

Ипотечные кредиты молодым семьям с государственной поддержкой в 2021 году готовы предоставить разные банки страны, запускающие кредитные программы со сниженными процентными ставками, что выгодно для заемщиков.

В каких банках РФ оформляется ипотека для молодой семьи 2021:

  • СберБанк России – оформление ипотеки на сумму от 300 тыс. рублей на срок до 30 лет от 0.1% годовых.
  • ВТБ банк – выгодная ипотека для молодых семей на сумму от 500 тыс. рублей под 5% годовых. Срок кредитования от 1 до 30 лет. Первоначальный взнос – 15% от стоимости недвижимости.
  • Россельхозбанк – ипотека от 100 тыс. рублей на срок до 30 лет от 4.95% годовых.

«Молодая семья» в СберБанке – условия для участников

Сбербанк РФ предлагает молодым семьям выгодные условия ипотечной программы на покупку жилой недвижимости в 2021 году.

Требования к участникам программы:

  • Возраст заявителей – до 35 лет.
  • Гражданство России.
  • Брак должен быть зарегистрирован официально.
  • Обязательная страховка приобретаемой недвижимости.

Семьи, желающие получить выгодную ипотеку с государственной поддержкой, должны внести первоначальный взнос в размере от 20% от общей стоимости, выбранной для покупки недвижимости.

Ипотека молодым семьям в СберБанке

Выгодные ипотечные кредиты на покупку жилой недвижимости молодым семьям предлагает крупный российский банк – СберБанк РФ.

Процедура оформления ипотеки (поэтапно):

  1. Подготовка пакета документов.
  2. Подача заявки на кредит.
  3. Рассмотрение заявки в течение 3-х рабочих дней. Банк уведомляет о своем решении клиента.
  4. Если решение положительное, семья подает пакет документации в кредитный отдел для оформления ипотечного договора.
  5. В течение 7 рабочих дней специалисты банка рассматривают документы. После подтверждения возможности оформления ипотеки, семья подписывает ипотечный договор с представителями банка.
  6. Далее, открывается индивидуальный счет на имя заявителя, куда поступают субсидированные государством деньги, покрывающие часть расходов на покупку жилья. Остальную сумму банк перечисляет по ипотечному договору.
  7. Оформляется сделка купли-продажи недвижимости.
  8. На завершительном этапе приобретенное жилье, а также жизнь основного заемщика, подлежит обязательному страхованию.

Какие документы понадобятся для участия в программе «Молодая семья»

Какие документы нужно подготовить для участия в государственной программе Молодая семья в 2021 году:

  • личное заявление по образцу на специальном бланке (можно скачать с интернета);
  • гражданские паспорта супругов + ксерокопии;
  • свидетельство о браке (ксерокопия);
  • военный билет супруга (ксерокопия);
  • если в семье воспитываются дети, к пакету документов также прикладываются копии свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • справка о составе семьи из ЖЕО;
  • подтверждение доходов мужа и жены;
  • выписка с указанием прописки по месту проживания супругов за последние 10 лет.

Если ипотека оформляется с участием материнского капитала, к основному пакету документов также нужно приложить сертификат.

Куда обращаться потенциальным участникам «Молодая семья»

Семья, желающая стать участниками государственной программы субсидирования, обращается с личным заявлением в районную администрацию по месту проживания. Если государственный орган дает согласие на участие в программе, семья становится на очередь на получение субсидии. На следующем этапе можно начинать подготовку документов для предоставления в банк, где будет оформляться ипотека на покупку жилья.

Сроки действия программы «Молодая семья» в Москве

Согласно действующему законодательству РФ, государственная программа на покупку жилья «Молодая семья» действует до 2021 года. Возможно, она будет продлена еще на несколько лет, но пока что этот вопрос официально не рассмотрен.

Какие минусы есть у федеральной программы?

Государственная программа субсидирования имеет некоторые недочеты, что можно рассматривать как минусы программы.

Недостатки федеральной программы:

  • Большая очередь участников.
  • Выплаты от государства покрывают только 30-35% от общей стоимости жилья.
  • Ограничения на сумму ипотечного кредита. Максимальный размер – 12 млн. рублей.
  • Семья не становится полноправными собственниками приобретенной недвижимости до дня полного погашения суммы задолженности по ипотечному договору.
  • В случае появления невыплаченных долгов по ипотеке, банк вправе распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение.

Какие требования предъявляются к жилым помещениям по программе?

Молодая семья, участвующая в государственной программе субсидирования, может купить жилую недвижимость в новостройке или на вторичном рынке. По ипотечному договору также разрешено приобретение частного дома или использование кредитных средств на строительство собственного жилья.

Нормы жилплощади по программе субсидирования:

  • для супругов без детей допустимый размер жилплощади – 42 м2.;
  • на семью с детьми – 18 м2 на каждого члена семьи.

При оформлении сделки на покупку недвижимости с жилой площадью больше установленных норм, государство компенсирует затраты в размере 30-35% не от общей стоимости жилья, а только от стоимости допустимых квадратных метров.

По федеральной программе «Жилье молодым семьям» разрешается покупка недвижимости исключительно в регионе, где была оформлена дотация на субсидию.

Приобретенная недвижимость оформляется в равных долях на супругов.

Как эта программа работает в регионах?

Условия программы «Молодая семья» разрабатываются на уровне регионального законодательства, и поэтому ее общие положения в каждом городе РФ могут различаться.

Каждый регион вправе самостоятельно корректировать величину выплат для компенсации расходов на покупку жилья, определять требования к участникам программы, перечень документов для оформления дотации, а также уровень минимального дохода семьи, необходимого для получения ипотечного кредита.

Размер субсидий на покупку недвижимости в разных регионах РФ:

  • 30-35% – Новосибирская, Псковская, Магаданская, Ивановская область.
  • 30-35% + дополнительные 5-10% за каждого ребенка в семье – в Калужской области.
  • Компенсация в размере 200 тыс. рублей для семей без детей выплачивают в Вологодской области. Если в семье воспитываются дети, за каждого ребенка компенсируется сумма в размере 100 тыс. рублей.
  • 30-35% в Алтайском крае – для семейных пар с детьми и без детей. Если ипотеку оформляет родитель, воспитывающий ребенка один, выплачивается компенсация в размере 50%.
  • 60% – компенсируются расходы на покупку жилья для бездетных пар в Брянске. Если в семье воспитываются дети, размер субсидии достигает 65%.

Для получения полной информации по условиям программы «Молодая семья» в разных регионах России, необходимо обратиться в департамент, занимающийся жилищной политикой, по месту жительства.

Ипотека «Молодая семья» в Сбербанке

Сбербанк — та, кредитная организация, где ипотечные заемщики могут применить все положенные им государственные субсидии. Правительство создает отдельные программы помощи молодым семьям, которые позволяют значительно сэкономить. Ипотека от Сбербанка по Молодой семье поможет купить недвижимость дешевле на 30-40%.

На Бробанк.ру найдете полную информацию по продуктам Сбербанка и по различным программам субсидирования. Благодаря помощи государства можно значительно сэкономить, купить объект дешевле или по сниженной процентной ставке. При желании оформить ипотеку обязательно изучите вопрос: возможно, субсидия полагается и вам.

Суть программы

Программа “Молодой семье — доступное жилье” создавалась как мера помощи молодым гражданам, которые не в силах самостоятельно приобрести собственное жилье. Им не по силам ни покупка за собственные средства, ни с привлечением ипотечного кредита.

Государство разработало схему субсидирования, согласно которой участники программы получают от правительства деньги. Эти деньги можно использовать как оплату части недвижимости, покупая ее за наличные или в ипотеку.

Сумма субсидирования приличная — 30-35% от стоимости жилья в регионе, необходимого по нормативам конкретной семье. То есть имеет значение состав семьи, регион и город проживания. Регулируют вопросы органы местного самоуправления, они же делают расчеты и регулируют получение заявителем выплаты.

То есть это не программа Молодая семья от Сбербанка. Это государственная программа, актуальная при обращении в любой банк. Если есть право на субсидирование, семья обращается к любой кредитной организации, какой пожелает. Но многие все же выбирают Сбербанк, потому что он традиционно устанавливает хорошие условия заключения договора и отличается доступностью отделений.

Кто и как может получить субсидию

Она адресная и выдается только семьям, которые соответствуют условиям. Важно, что речь идет о семьях любого состава: бездетная пара, классическая семья с детьми, одинокий родитель с ребенком или несколькими детьми. Все они могут подать заявку на участие и оформить ипотеку в Сбербанке по Молодой семье.

Требования к участникам:

  • если речь о паре, брак обязательно должен быть зарегистрирован;
  • возраст каждого супруга не должен превышать 35 лет. Тут есть важный момент: 35 лет — возраст на момент предоставления субсидии. А с подачи заявления до получения денег проходит 2-3 года. Исполнилось 36 лет — все, денег не получить;
  • семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Этот статус дают органы местного самоуправления на основании предоставленного пакета документов.

Как видно, не все так просто, но и размеры субсидирования достойные, можно ради них потратить время. Сначала семье нужно получить статус нуждающейся в жилье, после она становится участником программы, встает в очередь. Финансирование проводится раз в год, семьи ждут денег 2-3 года. Так что, дело не быстрое.

Сколько можно получить по Молодой семье

Это самый важный вопрос. Нет твердой суммы, как, например, с материнским капиталом. Предусмотрено несколько факторов, влияющих на объем субсидирования. Самое главное — сколько метров жилья нужно конкретной семье по нормативу. И в каждом регионе свои нормы. Например, в Москве — 18 метров на человека. Соответственно, семье из 4 человек по нормативу положено жилье в 72 метров.

Дальше идет расчет стоимости такого жилья по нормативу. Берется средняя стоимость квадратного метра в конкретном городе. Допустим, семье полагается 72 метра, в городе их проживания метр в среднем стоит 40000 рублей. Соответственно, покупка обойдется в 2,88 млн рублей. Теперь, отталкиваясь от этой суммы, назначается конкретная субсидия:

  • 30%, если речь о семье без детей;
  • 35%, если в семье есть дети.

В итоге получается, что наша потенциальная семья с детьми получит от государства 35% от 2,88 млн, то есть чуть более 1000000 рублей. И эти деньги можно использовать при оформлении ипотеки от Сбербанка для молодой семьи. Более того, сумма может быть использована в качестве первоначального взноса.

Можно купить жилье дороже и больше нормативного, но сумма субсидии останется неизменной.

Оформление в Сбербанке ипотеки для молодых семей

Это не отдельный продукт. Субсидия может быть применена к любой программе Сбербанка, по которой приобретается жилая недвижимость. На сегодня это:

  • приобретение строящегося жилья, ставки по этому продукту начинаются от 6,5% годовых;
  • покупка жилья на вторичном рынке, ставка — от 8,5% годовых;
  • строительство жилого дома — от 9,7%;
  • жители Москвы могут принять участие в специальной программе по реновации.

Сами условия ипотеки для молодой семьи в Сбербанке стандартные, не отличаются от тех, что устанавливаются для обычных потенциальных заемщиков. Заявки принимаются от граждан от 21 года. Стаж работы основного заемщика — от 6 месяцев на текущем месте, общий стаж за последние 5 лет — не менее 1 года.

Если речь о супругах, рассматривается именно семья, они становятся созаемщиками, несут идентичные права и обязанности. При рассмотрении учитываются доходы обоих, причем к созаемщику нет требования об обязательном трудоустройстве. Рассматривается уровень платежеспособности семьи в целом.

Ставки Сбербанка для молодой семьи

Если изучать, какой процент по ипотеке в Сбербанке дается молодой семье, то в этом плане есть послабление. Кредитование ведется на улучшенных условиях, ставки снижаются. То есть и субсидию можно применить, и ставку уменьшить — отличные условия.

В Сбербанке действует акция для молодых семей. Стандартная базовая ставка — 8,9%, для молодых — 8,5%.

Базовая ставка — та, на основании которой высчитывается реальная, под которую будет одобрена ссуда. К ней могут быть прибавлены:

  • 0,3%, если объект покупки выбран не на Domclick.ru — специальном ипотечном сервисе Сбербанка;
  • 0,4%, если первоначальный взнос меньше 20%;
  • 0,5%, если заемщик — не зарплатный клиент Сбербанка;
  • 0,8%, если он не предоставил документы о доходах;
  • 1% в случае отказа заемщика страховать свою жизнь и здоровье.

Так что, базовая ставка может существенно вырасти. Этот факт не должен вас удивить. В описании продуктов все банки традиционно указывают наименьший процент, а после добавляют к нему дополнительные. Анализируя, под какой процент дают ипотеку молодой семье в Сбербанке, учитывайте этот факт.

Само оформление ипотечного кредита по программе Молодая семья в Сбербанке ничем не отличается от классической схемы. Подаете заявку, получите одобрение, выбираете недвижимость, собираете на нее документы и передаете в банк. Если объект соответствует требованиям банка, совершается сделка. В договоре будет фигурировать сумма за вычетом положенной субсидии.

Специальная ипотека для семей с детьми

Ипотека Сбербанка для молодой семьи может быть выдана по другой программе, не связанной с субсидированием. Правительством создан отдельный продукт, по которому семьи с детьми могут оформлять жилищные кредиты под 5-6%. Он актуален для семей, в которых с 2018 по 2022 год появился второй или последующий ребенок.

Параметры программы:

  • обязателен первоначальный взнос — от 20%;
  • максимальная сумма кредита — 12 млн. рублей для Москвы и СПб, 6 млн — для остальных городов и регионов;
  • ставка — 5%. Если заемщик отказывается покупать страховой полис — 1%.

Это действительно выгодные условия. Процентная ставка по кредиту для молодой семьи с детьми субсидируется государством. Сам же процесс оформления ссуды не отличается от обычного.

Обратите внимание, что ипотека по программе Молодая семья в Сбербанке коррелируется со всеми остальными формами субсидирования и специальными программами. Например, семья с детьми может получить субсидию от государства, использовать материнский капитал и оформить ипотеку по спецпрограмме под 5%. Все совмещается, в итоге сделка будет предельно выгодной.

Ирина Русанова – высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению “Банковское дело”. С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю “Финансы и кредит”. Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: