Отказ от прививок: причины, последствия, как написать?

Отказ от прививок: причины, последствия, как написать?

Случаи серьезных осложнений после вакцинации заставляют многих использовать отказ от прививок. Что это за документ? В каких случаях его составляют, и как это сделать правильно? И к каким последствиям стоит приготовиться?

Что произойдет, если прививка не сделана?

Чем грозит отказ от прививок? Во-первых, риск заболеть многократно возрастает, и речь идет не только о сезонном гриппе, но и о таких заболеваниях, как краснуха, свинка, корь, полиомиелит, туберкулез, гепатит.

Во-вторых, в случаях, когда врачи будут узнавать, например, о не сделанной ребенку прививке АКДС, стоит приготовиться к тому, что проблемы с детским здоровьем будут искать в столбняке, коклюше или дифтерии (именно от этих заболеваний защищает данная вакцинация). И попробуй докажи, что ребенок «просто простудился».

Наконец, в статье 5 ФЗ-157 об иммунопрофилактике инфекционных болезней перечислены последствия, которые могут испытать «отказники».

  • Стоит приготовиться к запрету на въезд в определенные страны, где вакцинация является обязательной для туристов.
  • Ребенку могут ограничивать посещение школы или детского сада в периоды эпидемий.
  • Возможен отказ в трудоустройстве или увольнение с мест, работа на которых связана с высоким риском подхватить инфекцию.

Кто может отказаться и в каких ситуациях?

Наиболее часто речь идет про отказ от прививки от гриппа. И причиной тому становятся многочисленные негативные отзывы, в том числе и в интернете – после сделанного укола чувствовал себя отвратительно несколько дней, а в итоге все равно заболел. В последние годы некоторые роженицы также оформляют отказ от прививок в роддоме или родители запрещают прикасаться к их ребенку школьному медперсоналу.

На самом верху убеждены – чтобы вакцинация работала, она должна быть массовой, однако возврат к «обязаловке» советского времени не планируется. Делать или нет – дело добровольное, поэтому отказ от прививок по закону в 2021 году могут написать:

  • совершеннолетние граждане, если профилактика рекомендована им;
  • родители за своих детей младше 14 лет;
  • родители детей-наркоманов до 16 лет;
  • официальные опекуны детей до 14 лет (при наркотической зависимости до 16 лет), а также опекуны недееспособных лиц, неспособных выражать собственную волю по причине психического заболевания.

Юристы рекомендуют использовать в качестве причины отказа от прививок:

  • обострение хронического недуга;
  • периоды кризиса эпидемий;
  • негативный опыт предыдущих вакцинаций, документально подтвержденный в истории болезни;
  • утрату медкарты.

Кроме этого, российское законодательство защищает право как на получение медпомощи, так и на отказ от нее, если:

  • действия врачей противоречат религиозным убеждениям;
  • пациент не доверяет современной медицине в принципе;
  • сомневается в качестве и эффекте конкретной вакцины;
  • происхождение препарата вызывает моральное недовольство (например, вакцина тестировалась на животных или в ее составе есть производные клеток эмбриона).

На заметку! При оформлении отказной бумаги необязательно указывать причину, по которой вы решили не делать прививки себе или своим малолетним детям.

Кто ответит?

В случаях, когда после прививки у ребенка или взрослого начались осложнения, ответственность за неумышленное причинение вреда здоровью пациента ложится на плечи всего медперсонала – от медсестры до главврача. Нередко медработники идут на мировую и компенсируют нанесенный ущерб, если речь не идет о смерти. Потребовать компенсаций можно и через суд – они станут хоть и слабым, но все же утешением.

На заметку! По данным Всемирной организации здоровья, своевременная вакцинация ежегодно спасает 3,5 миллиона жизней.

В случае добровольного решения не использовать предложенную защиту от эпидемии или распространенных заболеваний ответственность полностью ложится на плечи взрослого, ведь он принимает решение не только за себя, но и за своего несовершеннолетнего ребенка. А последствия отказа от прививок бывают очень трагическими – затяжная болезнь с дорогостоящим лечением, инвалидность, смерть.

А как быть, если вакцинация ребенка была проведена, несмотря на устный и письменный запрет?

  • В случаях, когда здоровью не был причинен ущерб, настаивайте на дисциплинарном взыскании виновника (воспитателя, учителя, медсестры, врача и пр.).
  • Если здоровью был нанесен средний или тяжелый урон, то требуется возбуждение уголовного дела с возмещением морального и материального вреда.

Если ваше желание было проигнорировано (неумышленно или намеренно) и ребенку все-таки сделали укол:

  • напишите претензию в Департамент здравоохранения, если запрет нарушили медработники;
  • в Департамент образования, если речь идет о вакцинации в детском саду или школе;
  • и подавайте жалобу в прокуратуру.

Как отказаться грамотно?

Проще всего проигнорировать приглашения, поступающие из поликлиники, – в указанный день совершеннолетний пациент просто не приходит. Никаких наказаний за данный проступок не предусмотрено, а вот причин для непосещения больницы находится обычно много: плохое самочувствие, занятость на учебе или работе, необходимость ухода за бабушкой, приезд дальних родственников и пр.

Также можно написать отказ от прививок в роддоме. Обычно отказываются от вакцинации против туберкулеза и гепатита В, которые проводят младенцам в первые дни после рождения. Делается это и заранее, чтобы сэкономить драгоценное время, и после рождения малыша, тогда адресуется бумага главврачу. Она подклеивается на первой странице обменной карты. Не будет лишним сообщить о своем решении медсестре и неонатологу роддома лично. Новый отказ придется написать и в поликлинике, где будет наблюдаться ребенок после выписки из роддома.

Читайте также:
Какие существуют льготы на санаторно-курортное лечение и как их получить

На заметку! Выразить несогласие можно как на конкретную вакцинацию, так и на все прививки, только об этом обязательно нужно написать в отказе.

Чтобы ребенку не сделали «укольчик за компанию» в дошкольном или учебном заведении, необходимо написать отказ от прививок в школе или детсаду на имя директора, а затем сообщить о своем решении медсестре.

Составить грамотный отказ от прививок следует в двух экземплярах, чтобы один оставить себе и в случае необходимости всегда иметь под рукой. Второй экземпляр заверяется руководителем поликлиники или больницы, заведующим родительным отделением или директором детского учреждения. Оба отказа обязаны зарегистрировать и поставить в верхнем углу слева номер, дату и ФИО регистрирующего документ.

Важно! Используйте универсальный образец отказа от прививок, меняя текст в зависимости от конкретной ситуации.

Можно ли отказаться от манту?

Многие родители интересуются, возможен ли отказ от прививки манту в школе? Строго говоря, данная процедура является не вакцинацией, а пробой на туберкулез. Но, как и от любой другой медуслуги, от нее можно отказаться, особенно когда речь идет о школьнике.

Первый раз проба на наличие туберкулезной инфекции берется в первую неделю после рождения малыша, и при первом введении туберкулина у ребенка вырабатывается иммунитет на серьезное заболевание. Это сводит к минимуму риск того, что ребенок заболеет туберкулезом. Далее проба берется регулярно каждый год, чтобы контролировать палочку Коха. И если сделать первое манту, скорее, необходимо, то проверять ли ребенка ежегодно, каждый родитель решает сам.

Решение о том, делать или нет манту, остается на совести родителей, но стоит помнить и о ситуациях, когда делать «прививку» категорически противопоказано:

  • ребенок болен или с момента выздоровления прошло менее 3 недель;
  • повышена температура;
  • с момента любой другой вакцинации прошло менее месяца;
  • есть аллергия или кожные заболевания (необходимо получить разрешение фтизиатра);
  • при эпилепсии нужно проконсультироваться с неврологом.

Как отстоять права?

Отсутствие традиционных прививок у детей, которые не ходят в детский сад или находятся на домашнем обучении, будет волновать только врачей из районной поликлиники. Возможно, что объясняться с ними придется регулярно. Устно или письменно – это зависит от лояльности медперсонала конкретной клиники.

Вы не обязаны искать причину и объяснять собственное решение, но в разговоре с настойчивыми медработниками можно ссылаться на следующие правовые акты:

  • статья 20 ФЗ-323, дающая право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него;
  • статья 19 Всемирной Декларации Прав Человека о свободе убеждений;
  • статья 2 части 1 Конвенции о правах ребенка – в пункте 2 указана необходимость ограждать ребенка от любых видов дискриминаций.

Эти же статьи законов можно использовать и при подготовке текста отказа для придания ему большей убедительности.

Зная, как написать отказ от прививки, рекомендуем сто раз подумать, отказываться ли от конкретной защиты или нет, потому что вакцинация от гриппа для взрослых совсем не то же самое, что защита от паротита в детском возрасте.

Отказ от прививок — в каких случаях можно его оформить?

На сегодняшний день известно множество свидетельств осложнений после сделанных прививок. Еще больше информации о спасенных жизнях и сохраненном здоровье в результате вакцинирования населения. По данным ВОЗ, в мире ежегодно до 3,5 млн человек не расстаются с жизнью благодаря своевременной вакцинации.

Делать или не делать прививку того или иного заболевания, решает каждый для себя и своего несовершеннолетнего (до 15 лет в данном случае) отпрыска сам. Но следует помнить и об ответственности, которую вы на себя принимаете.

В случае возникших после вакцинации осложнений ответственность несут и врач, осматривавший и назначивший препарат, и медицинский работник, проводивший процедуру, и вполне возможно, главврач медицинского учреждения. В случае отказа – только родитель.

В каких случаях и кто может написать отказ

Отказ от вакцинации может написать любой совершеннолетний гражданин нашей страны относительно:

  • Себя самого.
  • Своего несовершеннолетнего ребенка, не достигшего 15 лет, а в случае наркотической зависимости, 16 лет. Причем вы можете быть как родителем, так и законным усыновителем, попечителем или опекуном.
  • Гражданина, признанного неспособным отвечать за свои деяния и поступки в силу психического заболевания. В этом случае вы также должны иметь оформленное на законных основаниях право на опекунство.

Российским законодательством защищено право наших граждан как получать медицинские услуги в рамках определенного списка, так и отказываться от них.

Причина отказа от прививок может заключаться:

  • в религиозных убеждениях о невмешательстве в дела божьи;
  • недоверии российской медицине;
  • сомнениях в качестве препарата, сопроводительной документации и необходимости его введения;
  • моральных принципах.

С пониманием наша юридическая система относится и к более основательным причинам отказов от вакцинации, в частности:

  • Если имеется хроническое заболевание в фазе обострения.
  • Во время свирепствующей эпидемии инфекционного заболевания.
  • Если последствия предыдущей прививки организм перенес очень тяжело.
  • В случае потери мед. карты, в которой указаны все сделанные процедуры. В этом случае вы тоже можете отказаться от прививания на основании нежелания повторного инфицирования, даже если медицинскую карту вы «потеряли» сами.

В принципе, в заявлении вы не обязаны обозначать какие-либо причины. Отказаться от прививок можно и без указания аргументации.

Отказ от прививок по закону можно написать уже в родильным доме. Так как первые вакцины ставятся малышу в первые 24 часа жизни, сделать это нужно заранее.

Читайте также:
Бесплатное ЭКО по ОМС: как получить, список анализов, очередь

Точно так же вы поступаете и с медицинским учреждением, где ваш ребенок будет наблюдаться до совершеннолетия. Далее, чтобы в детском саду, а затем и в школе вашему чаду не грозило всеобщее прививание «за компанию», необходимо написать на имя руководителя образовательного заведения письменный отказ от прививок, после чего проинформировать об этом медицинскую сестру.

Писать отказ от прививок в школе нужно на имя директора, в детском саду – на имя заведующего.

Временный отказ

Можно ли отказаться от прививок на время? Да, но только при наличии медицинских показаний. Для этого необходимо получить медотвод в учреждении, где наблюдается ребенок. Основанием для него могут служить:

  • некоторые хронические системные заболевания;
  • ВИЧ, СПИД;
  • анемия;
  • онкология;
  • аллергия на компоненты вакцин и пр.

Как отказаться от прививок

Еще в родильном отделении медицинского учреждения с первых дней нашим детям начинают делать прививки – против туберкулеза (БЦЖ) и гепатита В.

Если это кажется напрасным и даже вредным, в таком случае необходимо написать заявление об отказе от вакцинирования в двух экземплярах.

Форму заполнения можно выбрать произвольную либо воспользоваться образцом заявления на отказ от прививок, рекомендуемым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2009 N19н.

Чтобы правильно написать отказ от прививок, нужно указать в нем личные данные: ФИО родителя и ребенка. Отметить прививку, от которой вы отказываетесь, или их перечень. Указать, что вы проинформированы с последствиями отказа и принимаете на себя ответственность. А также поставить дату и подпись с расшифровкой, чтобы документ не посчитали анонимным и по закону не отказали в рассмотрении.

В заявлении для весомости отказа можно указывать законодательную базу, на которую вы опираетесь:

  • Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Ст. 2 определяет прививку как медицинское вмешательство, следовательно, на нее распространяются все соответствующие требования и правила, в том числе добровольное согласие. Ст. 19 и 20 регламентируют возможность отказа от прививок без правовых последствий.
  • Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998. Ст. 11 говорит, что профилактическая вакцинация детям до 15 лет проводится исключительно с согласия родителя.

Оба экземпляра предоставляются руководителю медицинского учреждения или заведующему родильным отделением для ознакомления и регистрации. Секретарь руководителя должен в верхнем левом углу указать входящий номер заявления, дату принятия, ф.и.о. принявшего.

После этого вы один экземпляр остается в мед.учреждении, а второй у вас, чтобы в случае необходимости можно было предъявить медицинскому персоналу.

Если заявление написано до родов, можно просто подклеить свой экземпляр отказа от прививок в обменную карту на первую страницу. Нелишним будет и в устной форме сообщить детской медицинской сестре и врачу-неонатологу о своем несогласии с проведением вакцинации малышу.

После роддома вас переведут на патронаж в поликлинику к участковому педиатру, который, тоже будет настаивать на проведении прививочной кампании ребенку.

Здесь тоже придется написать отказ от прививок руководителю медицинского учреждения в двух экземплярах. Форма отказа от прививок, подобранная для роддома, подойдет и в этом случае. В принципе этот образец написания заявления отказа универсален для любых учебно-воспитательных (школа, детский сад) и медицинских заведений, куда будет прикреплен ребенок.

Только учтите, что прививки детям в разном возрасте делают разные, поэтому если вы решили отказаться от всех вакцинаций сразу, укажите каждую из них в заявлении через запятую, чтобы не было повода посчитать отказ недействительным.

Также надо помнить, что проба на туберкулез Манту – это не прививка. На нее надо будет написать отдельный документ, в котором вы указываете на отказ от проведения вашему ребенку именно пробы Манту.

Если ребенок находится на домашнем обучении, т. е. не посещает ни одно образовательное учреждение (школу, детский сад или дополнительные кружки и секции), проблема отсутствия прививок будет беспокоить только районную или городскую поликлинику. С ними вам и придется время от времени «бодаться». В устной или в документальной форме. Все зависит от степени лояльности медицинских работников вашего учреждения системы здравоохранения.

Последствия отказа от вакцинации

Закон Министерства Здравоохранения Российской Федерации номер 157 Ф3 от 17. 09. 1998 года, статья 5 рассматривает следующие варианты возможных последствий при отсутствии прививок:

  • Гражданам, не имеющим прививки определенного вида, может быть ограничен выезд в страны, где наличие профилактического вакцинирования обязательно.
  • Ребенка могут допускать к занятиям в школе (детском саду) в период эпидемиологической активности инфекционных заболеваний.
  • Взрослый человек в отсутствие необходимых прививок впоследствии не будет принят на ряд работ, выполнение которых связано с связано с возможным инфицированием в процессе.

Последствия отказа от прививок со стороны здоровья – возможные заболевания: краснуха, корью, свинка, полиомиелит и другие. Что может стоить существенной потери денег и здоровья.

Читайте также:
Льготы на протезирование зубов: кто может воспользоваться

Если ребенку сделали прививку, несмотря на отказ

Если ребенку сделали профилактическую прививку или пробу Манту, несмотря на все принятые меры, можно отправлять претензию в Департаменты Здравоохранения, Образования (если прививку сделали в школе или детском саду) и подавать жалобу в прокуратуру.

Реакция этих организаций должна быть соответствующей нанесенному ущербом:

  • В случае отсутствия каких-либо последствий для здоровья ребенка – соответственно дисциплинарное и административное взыскание с виновного (учитель, воспитатель, мед.сестра образовательного учреждения, врач-педиатр).
  • Если был нанесен средний или тяжкий урон здоровью ребенка, с соответствующими эмоциональными и денежными тратами, в этом случае могут возбудить уголовное дело на виновного с возмещением морального и материального вреда.

В заключение лишь отметим, прежде чем отказываться от той или иной прививки, посоветуйтесь с врачом-педиатром, которому вы доверяете. Поскольку прививка прививке – рознь. Отказаться от прививки вируса гриппа или паротита – это не одно и то же.

Вакцинация детей всегда вызывает вопросы у родителей. Наличия прививок требуют в школе и детском саду, угрожая отказом в посещениях. Так ли это на самом деле и чего стоит опасаться родителям? Действительно, в некоторых ситуациях в посещении образовательного учреждения могут отказать. Это возможно в ситуации повышенной эпидемиологической угрозы.

Дело в том, что при посещении не привитыми детьми школы или садика создается риск для заражения других детей. Согласно ФЗ №157, запрет на посещение образовательного учреждения является правомерным, если возникает ситуация повышенного риска заразиться.

Насчет Манту ситуация другая – родители решают давать на нее согласие или нет. В случае отказа ребенку не смогут запретить посещать школу.

В случае риска развития эпидемии или разноса инфекции ребенку могут отказать в посещении школы. В том случае он будет продолжать учиться дистанционно. При поступлении в школу требуют прививочную карту. Но ее отсутствие не может служить отказом для зачисления, поскольку Конституция гарантирует право на общедоступное образование.

Судебная практика показывает, что в случае отсутствия прививок от туберкулеза родителей не могут обязать отказаться от детского садика. Поэтому опасаться здесь нечего.

Есть еще один важный момент – в случае планирования отдыха нужно учитывать правила страны въезда. Там могут быть установлены ограничения по наличию прививок. Без них в пересечении границы могут отказать.

Существует еще один аспект отказа от прививок. Если не делать прививки совсем, у органов опеки может возникнуть подозрение, что ребенком в принципе не занимаются. Если этот факт подтвердится, к родителям может быть применена административная ответственность. Предусматриваются штрафы, размер которых зависит от тяжести нарушения.

В худшем случае может последовать лишение родительских прав за полное пренебрежение ими. Это возможно только в судебном порядке.

Отказ работника от прививки. Что делать, чтобы не оштрафовали?

Вакцинирование – обязательное условие для работ с высоким риском инфицирования и переноса вируса. Трудовой кодекс запрещает работодателям увольнять всего лишь на том основании, что работник отказался от прививки. Но, и допускать к работе без прививки работодатель тоже не имеет права. В итоге, прививка из добровольной превращается в обязательную.

Для многих специалистов прививка от COVID-19 стала обязательной. Без нее сотрудника нельзя допускать к выполнению работ.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.

Это перечень, состоящий из 12 пунктов. В нем указаны не профессии, а работы, которые разрешено выполнять только при наличии прививок.

Перечень работ, при которых вакцинация в период пандемии обязательна

  1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  2. Работы по лесозаготовке, благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Если сотрудник выполняет какие-либо работы из перечисленных выше, для него вакцинация перестает быть добровольной.

Календарь прививок

Для тех, кто выполняет работы, связанные с риском инфицирования и хочет сделать прививку установлен календарь прививок. Это Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Там говорится обо всех прививках и один из пунктов – это прививка от коронавируса.

Читайте также:
Как получить путевку в санаторий (в том числе бесплатно)?

Последние изменения в Приказ №125н вносились в 2020 году и они, как раз, связаны с COVID-19. Приложение 2 Приказа – это Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Для прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 выделены три приоритета. Приоритет первого уровня присвоен тем, кого прививают в первую очередь.

К приоритету 1-го уровня относятся:

  • лица в возрасте 60 лет и старше;
  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
    • работники медицинских,
    • образовательных организаций,
    • организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
  • лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
  • лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
  • граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

К приоритету 2-го уровня относятся:

  • работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
  • лица, работающие вахтовым методом;
  • волонтеры;
  • военнослужащие;
  • работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся:

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
  • лица, подлежащие призыву на военную службу.

То есть, перечисленные выше категории могут сделать себе прививку в первую очередь.

Увольнение за отказ от вакцинации

Если предприятие работает в сферах, где вакцинирование обязательно по постановлению №825, работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, который отказывается вакцинироваться.

Напрямую уволить работника за отказ от прививки, работодатель не имеет права. Он всего лишь обязан отстранить оказавшегося вакцинироваться от работы без сохранения заработной платы.

Статья 76 ТК РФ требует отстранить работника «в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом , другими федеральными законами ». Тот, самый другой случай – это постановление правительства № 825, которым утвержден перечень работ, допуск к которым разрешен только при наличии прививки.

Работодатель отстраняет работника на весь период времени до устранения причин, явившихся основанием для отстранения.

Справка о наличии антител не может быть заменой прививки и освободить от вакцинации.

За отказ сделать прививку, при условии что она обязательна для выполнения работ, работодатель имеет полное право, попросить с работника объяснительную с указанием причин, из-за которых работник не делает прививку.

Объяснительная должна быть представлена в течение 2-х рабочих дней. Если причины покажутся работодателю неудовлетворительными (а, они именно такими и будут в условиях пандемии), руководитель компании может составлять акт и привлекать работника к дисциплинарному взысканию. Два дисциплинарных взыскания, и работника можно уволить. Суды поддерживают такие действия работодателей.

Основание для привлечения к дисциплинарному взысканию может звучать так: за неисполнение обязанностей без уважительных причин, которые выразились в отказе от иммунопрофилактики, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825, Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2014 г. № 125н.

Стоит отметить, что работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 ТК РК только в том случае, если выполняемые работы не включены в перечень постановления № 825, как работы с высоким риском инфицирования.

Для тех, кто подлежит обязательной вакцинации по законодательству в статье 192 ТК РФ предусмотрено исключение от обратного: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.»

Что касается тестов на COVID-19, то их также могут требовать при приеме на работу могут требовать предприятия, которые по профилю деятельности выполняют работы, приведенные в перечне, который установленный постановлением № 825.

Поскольку, согласно санитарным правилам работодатель не имеет права допускать к работе без прививок, он может и отказать при приеме на работу, не указывая эту причину в качестве основания.

Что делать работодателю, чтобы исключить риск административной ответственности

В обязанности работодателя входит не принудить работника сделать прививку, а отстранить от работы, если он подлежит обязательной вакцинации.

При несоблюдении требований законодательства сначала организации вынесут предписание об устранении нарушений. Затем, работодателя могут оштрафовать по привлечь по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа. Возможно – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Работодателю, чтобы избежать ответственности, нужно:

  • уведомить работников о необходимости вакцинации (лучше сделать это письменно, по списку сотрудников и под роспись);
  • не создавать никаких препятствий для вакцинации (предоставить возможность пойти на вакцинацию в рабочее время);
  • по возможности получить у работников справки о вакцинации или другой документ;
  • получить от работников, отказавшихся прививаться, письменный отказ от вакцинации;
  • отстранить работников, не прошедших вакцинацию от работы;
  • не игнорировать требования региональных властей о предоставлении сведений о количестве вакцинированных сотрудников; если в компании таких нет, то нужно подать «нулевые» данные. Требования отчетности есть не во всех регионах.

Выбор читателей

Налоговые платежки с 1 октября 2021 года: новые правила

Новый порядок расчет больничных с 2022 года: полный обзор постановления №1540

Если ваш сотрудник хочет получать зарплату на карту в «своем» банке

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Читайте также:
Электронный полис ОМС и все о нем: где и как получить, как выглядит, преимущества

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Что грозит работнику, который отказывается от вакцинации

  • Вправе ли работодатель уволить работника за отказ от вакцинации?
  • Могут ли лишить премии за отказ от вакцинации?
  • Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание за отказ от вакцинации?
  • Итоги

Вправе ли работодатель уволить работника за отказ от вакцинации?

Одним из методов, к которым вынуждены прибегать работодатели, обеспечивая вакцинацию сотрудников, является угроза увольнения. Нередко работники сталкиваются с такой формулировкой, как «или вакцинация, или заявление об уходе».

Однако следует сразу отметить, что ТК РФ не содержит такой причины увольнения, как отказ от прививки. Даже для тех профессий, которые относятся к «группе риска» (врачи, учителя), увольнение за отказ от вакцинации не предусмотрено. Максимум, что работодатель вправе сделать в рамках ТК РФ, — отстранить такого работника от работы (но опять же не для всех профессий это применимо).

Отстранение от работы при этом не является основанием для расторжения с работником трудового договора. Невыполнение в этот период работником своих обязанностей не является нарушением трудовой дисциплины. За отстраненным работником обязаны сохранить рабочее место и допустить к работе:

  • если работник все же вакцинируется;
  • после стабилизации эпидситуации.

Если же у работника имеются медицинские противопоказания к вакцинации (подтвержденные соответствующим заключением врача), то работодатель не вправе даже отстранить такого работника от работы.

Уволить можно только по той причине, которая не связана с вакцинацией. Но для добросовестного работника, который квалифицированно выполняет свои обязанности и не нарушает трудовую дисциплину, найти причину для увольнения по инициативе работодателя сложно.

О том, как отказаться от вакцинации, подробно изложено в системе «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.

Могут ли лишить премии за отказ от вакцинации?

Что касается лишения премии за отказ от вакцинации, то вопрос выплаты зависит от того, насколько регулярной она была до этого.

Любые регулярные премии выплачиваются в соответствии с локальными актами работодателя и, как правило, привязаны к достижению работником определенных показателей. Эти же локальные акты содержат и перечень обстоятельств, при которых работник лишается регулярной премии. Лишение премии в таком случае сопровождается изданием приказа с указанием причин.

Вакцинацию в такой перечень на практике никто не включает. Если же издан приказ работодателя с указанием отказа от вакцинации как причины лишения регулярной премии, это можно оспорить в Госинспекции труда.

С нерегулярными премиями (к определенному празднику и т. д.) ситуация иная — выплата такой премии является доброй волей работодателя. В этом случае он может не начислить такую премию отказавшемуся от вакцинации работнику, и это не будет нарушением ТК РФ.

Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание за отказ от вакцинации?

Согласно ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям относятся:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Увольнение за отказ от вакцинации незаконно, как мы уже отмечали выше.

Что касается замечания и выговора, то они применяются только за неисполнение или недобросовестное исполнение трудовых обязанностей.

Вакцинация же относится к сфере действия закона «Об основах охраны здоровья…». Поэтому наложение взыскания по причине отказа от вакцинации также можно будет оспорить.

Аналогично незаконным является применение различных «штрафов». Любые сторонние удержания из заработка производятся либо по заявлению работника, либо на основании исполнительного листа. Просто недоплатить часть зарплаты, удержав «штраф», работодатель не вправе.

Как работодателю провести обязательную вакцинацию сотрудников, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к указаниям.

Итоги

Работодатели не вправе штрафовать работников за отказ от вакцинации. Также незаконным является применение дисциплинарных взысканий и тем более увольнения. Лишение премии зависит от вида выплаты: если премия регулярная и привязана к достижению определенных показателей, то лишать работника премии за отказ от вакцинации работодатель тоже не имеет права. Все подобные действия работодателей работникам следует обжаловать в Госинспекции труда или в суде.

Подробнее о причинах и условиях расторжения трудовых договоров узнайте в нашей рубрике «Увольнение».

Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2021 год

29 ноября 2010 года был принят ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации», который регулирует ОМС в России.

Программа госгарантий (полное название – Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи) отражает объемы, виды бесплатной медицинской помощи, условия ее предоставления и критерии качества, а также другие важные вопросы. Программа ОМС является одной из составляющих Программы госгарантий, которая ежегодно разрабатывается и принимается на федеральном уровне. Далее на основе Программы госгарантий разрабатываются и принимаются программы в каждом регионе.

Страховая компания защищает права застрахованного на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и условиях, указанных в территориальной программе обязательного медицинского страхования. В рамках Программы государственных гарантий предоставляются бесплатно:

Включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе период беременности, родов и послеродовой период и требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Эта помощь оказывается в условиях стационара или дневного стационара врачами-специалистами бесплатно.

Читайте также:
Медосмотр работников: для каких профессий обязателен, каких врачей проходить

Медицинская помощь в рамках территориальных программ оказывается в следующих формах:

экстренная – при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;

неотложная – при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, без явных признаков угрозы жизни пациента;

плановая – при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, которые не сопровождаются угрозой жизни пациента, не требующих экстренных или неотложных действий и отсрочка которых не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Различают следующие условия оказания медпомощи в рамках территориальной программы ОМС:

вне медицинской организации;

в амбулаторных условиях (в том числе на дому при вызове медицинского работника);

в условиях дневного стационара;

в стационарных условиях с круглосуточным медицинским наблюдением и лечением.

Для разных видов и форм оказания медицинской помощи законом предусмотрены разные сроки, в которые ее можно получить.

Безотлагательно оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме.

До 20 минут – таково время, за которое бригада скорой медицинской помощи должна доехать с момента вызова до пациента для оказания скорой медицинской экстренной помощи.

В территориальных программах госгарантий время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

До 2 часов — срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должен превышать 2 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Максимум 24 часа — срок ожидания приема терапевта, участкового педиатра и врача общей практики не должен превышать суток с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Не более 3 рабочих дней — срок с момента постановки диагноза онкологического заболевания и до момента установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленной онкологией.

7 рабочих дней — срок проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания со дня назначения исследования.

От 7 до 14 рабочих дней: сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи (кроме высокотехнологичной), в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. Для пациентов с онкологическими заболеваниями этот срок сокращается до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).

14 рабочих дней с момента обращения или назначения — установлены сроки для:

  • проведения консультаций врачей-специалистов,
  • проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи,
  • проведения КТ, МРТ и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи.

В случае подозрения на онкологические заболевания эти сроки сокращаются до 3 рабочих дней.

При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию по онкологии для оказания специализированной медицинской помощи в установленные Программой госгарантий сроки.

В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме и осуществляется информирование пациентов о сроках ожидания в доступной форме.

Какой будет медицинская помощь в 2021 году

Его ресурсы, его проколы, его герои и антигерои – страна с тревогой и надеждой следила за всеми новостями с фронта борьбы с неожиданной напастью. Но неспешный корабль законотворчества плыл курсом, намеченным еще в 2019 году. И до некоторых важных причалов доплыл уже в этом.

С 1 июня с.г. должна была начаться программа по модернизации первичного звена здравоохранения. Однако в связи с пандемией коронавируса запланированную работу решено перенести на следующий год, сообщила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.

Она подчеркнула, что отсрочка необходима регионам для “переосмысления” подготовленных программ модернизации. Хотя многие регионы уже внесли и финансовые, и организационные изменения в региональные системы здравоохранения – пандемия заставила. Но процесс далеко не закончен.

В ноябре Госдума, наконец, приняла закон о реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС). По мнению одних экспертов, он драматически изменит ситуацию в здравоохранении, по мнению других, это изменения чисто административные, не затрагивающие главной проблемы – хронической нехватки средств. Например, по новому закону Федеральный фонд обязательного медстрахования (ФФОМС) получит полномочия по контролю и финансированию помощи, которую оказывают в федеральных медцентрах. То есть страховые компании отодвинут от расчетов за медицинскую помощь и контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления такой помощи, а также от предъявления претензий и исков за причинение вреда здоровью застрахованных.

На практике это означает, что федеральные медцентры перестанут зависеть от десятков страховых компаний. То есть от денег, которые приносят застрахованные в них пациенты, но и от штрафов, которые те могли предъявлять в случае ошибок и недочетов. И теперь у федералов будет один добрый заказчик и один строгий контролер в лице ФФОМС.

Кроме того, закон меняет и механизм оплаты медпомощи, оказываемой федеральными центрами в рамках базовой программы ОМС. До 2020 года ФФОМС напрямую финансировал оказание ими помощи за пределами базовой программы ОМС. С 2021 года в бюджете фонда будут отдельно прописаны средства на специализированную, в том числе высокотехнологичную, медпомощь и по базовой программе.

Читайте также:
Какие можно получить бесплатные услуги по полису ОМС - полный список

До сих пор федеральные медорганизации, включая университетские клиники, финансировались регионами по остаточному принципу, пояснил председатель Комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрий Морозов. В результате зарплаты их сотрудников оказались в разы меньше, чем в городских и областных больницах. В итоге из таких клиник, где разрабатываются новые методы лечения и куются высококвалифицированные кадры, лучшие специалисты стали уходить. Теперь ситуация изменится, региональные власти смогут не отвлекать на федеральные клиники средства, которых и так не хватает. А пациенты, которым нужна специализированная помощь, получат ее быстрее и на самом высоком уровне. Нормативы объемов и порядок установления тарифов на ее оплату будет устанавливать правительство РФ. Кроме того, федеральные медцентры будут напрямую заключать договоры с ФФОМС. Все это делается, несомненно, для спрямления финансового потока, предотвращения утечек из него и повышения эффективности расходования средств. Удастся ли достичь цели, покажет практика.

Из других новаций важно, что ФФОМС будет вести единый реестр организаций, работающих в системе ОМС. В большинстве своем это муниципальные и региональные лечебные учреждения. По новому закону направить в фонд заявку на распределение объемов предоставления специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной могут и федеральные медцентры. Тогда фонд включит в единый реестр и их.

Кроме того, будет, наконец, создана государственная информационная система ОМС, оператором которой станет тот же ФФОМС. В нем будет содержаться вся информация о застрахованных лицах и медпомощи, которую им окажут. Это должно положить конец неразберихе и припискам в отчетности.

Закон сокращает и норматив средств, предоставляемых терфондом ОМС страховым компаниям на расходы на ведение дел по ОМС. Сегодня это 1-2 процента от суммы средств, поступивших в них по дифференцированным подушевым нормативам. Теперь его урежут до 0,8-1,1 процента. Страховщики предупреждают о разорении мелких страховых организаций, крупные же компании помалкивают: у них число клиентов в результате может вырасти.

В следующем году произойдут изменения и в программе государственных гарантий оказания медицинской помощи.

Основные из них:

– увеличится объем паллиативной амбулаторной медпомощи, в том числе и в рамках патронажа на дому;

– вырастет финансирование койко-дня в паллиативном отделении стационаров;

– вырастет финансирование других видов медпомощи в условиях амбулатории, дневного и круглосуточного стационаров;

– увеличатся расходы на оплату труда медиков – на 5,8 процента, на приобретение лекарств и прочие расходы – на 3,7 процента;

– проиндексированы подушевые нормативы финансирования: на 2021 год – на 3,7 процента, на 2022 и 2023 годы – на 4 процента в каждом.

Напомню, в 2020 году средний подушевой норматив финансирования в рамках базовой программы (то есть средства, выделяемые на одного застрахованного по ОМС на год), составлял 12696,9 рубля, на 2021 год он будет уже 13531,4 рубля.

Идет также кропотливая, незаметная для пациентов, но важная и для нас всех работа по совершенствованию многих нормативных документов здравоохранения: порядков, стандартов, клинических рекомендаций. Например, порядок медицинской реабилитации взрослых пациентов. Проект предусматривает, в числе прочей, помощь психологическую. Стоит ли говорить, что после пандемии она может понадобиться многим. Новый порядок должен вступить в силу уже с 1 января 2021 года.

Атака коронавируса и вынужденная мобилизация системы здравоохранения оказались тем самым потрясением, которое показало истинное место и масштаб этой социально значимой сферы. И высветило проблемы. Во-первых, нехватка финансирования.

“Финансирования в 3-3,3 процента ВВП недостаточно, особенно в сложные периоды, когда на здравоохранение приходится основная нагрузка, – считает член Комитета по социальной политике Совета Федерации Владимир Круглый. – Поэтапно финансирование надо увеличивать”. По словам сенатора, дополнительных средств может потребовать и программа модернизации первичного звена здравоохранения.

Во-вторых, необходимость системных реформ в управлении здравоохранением.

– Сейчас оно раздроблено на 5 центров, принимающих решения, – заявил “РГ” член Комитета по охране здоровья Госдумы Александр Петров. – Элементарный вопрос – потребовалось увеличить выпуск медицинских масок и лекарств во время пандемии. За разные участки этой работы отвечают минздрав, минпромторг, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, ФМБА. И каждое ведомство действует самостоятельно. Это странная ситуация, о которой мы говорим уже года три.

В-третьих, пандемия показала острую необходимость скорейшей цифровизации отрасли, которая идет уже более 10 лет, на которую затрачены миллиарды рублей, а результаты весьма скромные.

– Практически вся активность в этой сфере сводится к созданию инфраструктуры, а не к достижению целей, значимых для работников здравоохранения и пациентов, – заявил “РГ” президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по использованию информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения Михаил Эльянов. – Очень мало сделано для создания компьютерных систем, которые могут быть использованы для развития первичной медико-санитарной помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями. До сих пор не создана полноценная электронная медицинская карта, что в принципе исключает переход к электронному документообороту. Пока цифровизация не облегчает работу врача, а нередко лишь затрудняет ее.

Читайте также:
Как написать жалобу на врача: главному врачу, в прокуратуру или Минздрав

Период пандемии еще раз доказал важность цифровых технологий – например, взрывной рост показала телемедицина. Если прошлым летом участники рынка прогнозировали ее рост на 40-50 процентов в течение ближайших лет, то с началом пандемии число телемедицинских консультаций выросло в несколько раз, оказавшись незаменимым инструментом и в борьбе с COVID-19, и в организации помощи другим плановым и экстренным пациентам.

В-четвертых, этот год показал ошибочность некоторых организационных решений – в частности, “урезания” инфекционной службы, закрытия многих профильных стационаров, сокращения подготовки врачей-инфекционистов и эпидемиологов.

– Инфекция была, есть и будет, она никогда от нас никуда не денется, – напомнил “РГ” завкафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии лечебного факультета РНИМУ им. Пирогова, профессор Владимир Никифоров. – И как только мы расслабимся и вообразим себя хозяевами природы, тотчас же один маленький вирус за полгода покажет, куда мы все годны со всеми своими нанотехнологиями.

С другой стороны, этот период показал все возможности системы для перегруппировки сил, использования современных технологий строительства новых больниц – из инновационных материалов, с современной идеологией и аппаратурой. Лишний раз стало ясно, что не нужно строить для медицины дворцы из мрамора и золота, нужны конструктивные, удобные, мобильные – и недорогие – здания, которые не жалко будет через 20 лет разобрать, чтобы построить еще более современные.

В-пятых, пандемия впервые так остро на государственном уровне поставила вопрос о ценности каждой человеческой жизни. И, возможно, впервые в истории страны сделала приоритетом именно ее, а не экономическую целесообразность.

– Шок от пандемии с большой вероятностью приведет к расширению зоны и масштаба публичной ответственности за жизнь и здоровье граждан, – считает ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов. – Цифровая революция предоставляет приемлемые по цене решения в этой области. Ранняя диагностика и удаленный контроль состояния больных, бесплатное или льготное обеспечение лекарствами – все это, в конечном счете, может изменить соотношение страховой и государственной медицины в пользу последней.

Наконец, после пандемии наше общество, возможно, дозреет до переоценки роли и понимания зоны ответственности врачей. В последние годы их чохом приравняли к обслуживающему персоналу, а оплата этого важнейшего для общества труда поставила их в необходимость работать за двоих и часто даже за троих – что отнюдь не способствует качеству. Теперь мы все видим, как они в сложнейших условиях, не требуя оваций и благодарности, каждый день рискуют жизнью – своей и своих близких, чтобы спасти нас. Называть это услугами просто нечестно.

Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года

Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральные медицинские организации теперь могут оказывать специализированную медпомощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – ФФОМС взял на себя отдельные полномочия страховщика и станет напрямую финансировать такие организации. Эти и другие поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ и направленные на то, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для граждан, начали действовать с 2021 года. Подробности – в нашем материале.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ, прежде всего регулируют оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Как сказано в пояснительной записке к проекту данного закона (рассматривался в ГД РФ, № 1027750-7), поправки призваны повысить эффективность реализации базовой программы ОМС и обеспечить доступность медпомощи. Ключевая роль в достижении этой цели отведена медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Рассмотрим, как изменились система ОМС и схемы организации и оплаты медпомощи в ее рамках.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу). Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Читайте также:
Принят закон о телемедицине 2021: что необходимо знать?

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

Единый реестр медицинских организаций.

Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Заключение договора с ФФОМС.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Читайте также:
Электронный полис ОМС и все о нем: где и как получить, как выглядит, преимущества

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Создание подзаконной базы нормативных актов

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Иные изменения в системе ОМС

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: