Принят закон о телемедицине 2021: что необходимо знать?

Принят закон о телемедицине 2021: что необходимо знать?

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Комментарий к постановлению Минздрава № 65 от 28 мая 2021 г.

Положение об особенностях оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий.

В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь подписанопостановление от 28 мая 2021 г. № 65 «Об утверждении Положения об особенностях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Перед отраслью здравоохранения поставлена стратегическая задача – расширить возможности взаимодействия организаций здравоохранения путем развития дистанционных возможностей при оказании медпомощи населению. В этой связи требовалась разработка документа, который бы урегулировал правоотношения медицинских работников разного уровня и пациентов при использовании современных информационно-коммуникационных технологий и потенциала лучших организаций здравоохранения.

В современных условиях не всегда необходимо направление пациентов в больницы или Республиканские научно-практические центры для проведения очной врачебной консультации и лечения. Активное развитие интернет-технологий позволяет провести полноценную консультацию или консилиум, для решения дальнейшей тактики лечения пациента, лечащим врачом и врачами-экспертами без прибытия пациента в организацию здравоохранения. Телемедицинские консультации помогут преодолеть географические барьеры и расширят возможности доступа к медицинским услугам. Это особенно актуально для сельских населенных пунктов.

Пунктом 3 Положения: предусматривается оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий:

  • государственными организациями здравоохранения (в соответствии со своими лечебно-диагностическими возможностями, указанными в статье 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», в том числе при наличии в штатном расписании организации здравоохранения врачей-специалистов по профилям заболеваний);
  • негосударственными организациями здравоохранения (с учетом особенностей, изложенных в главе 32 Положения о лицензировании от 1 сентября 2010 г № 450, в частности пунктов 322, 323, 325).

Ключевым элементом оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий является четкая идентификация (определение пользователя в автоматизированной системе по уникальному признаку – идентификатору) и аутентификация (проверка подлинности лица, которое хочет получить доступ к системе) пациента.

Пунктом 5 Положения: предусматривается идентификация и аутентификация пациента с использованием единой системы идентификации физических и юридических лиц (далее – ЕС ИФЮЛ). Она необходима для предоставления информационным системам различных государственных органов и иных организаций Республики Беларусь сервиса идентификации и аутентификации, электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).

Интеграция информационной системы с ЕС ИФЮЛ предоставит пользователям возможность совершать в такой информационной системе юридически значимые действия с использованием средств ЭЦП, в том числе, для получения зарегистрированной системой (с учетом требований законодательства) дополнительных сведений об идентифицируемом физическом лице (в первую очередь, сведения о регистрации, семейном положении и детях).

Пунктом 5 Положения предусматриваются также иные процедуры (системы) проверки данных, позволяющие идентифицировать участников дистанционного взаимодействия.

Пунктом 6 Положения: устанавливаются требования к организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий. Специалисты обязаны предоставлять пациентам или лицам, указанным в части второй статьи 18 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», в доступной форме:

контактную и иную справочную информацию об организации здравоохранения, операторе информационной системы, при помощи которой оказывается медицинская помощь с применением телемедицинских технологий;

информацию о консультанте – медицинском работнике, оказывающем медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий. А также предоставлять сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Положением устанавливается обязанность для медицинских работников, проводивших оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, по фиксированию в электронной медицинской карте пациента результатов телеконсультации, назначенном лечении и т.д.

Пунктом 8 Положения: устанавливается, что оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий без предварительного установления диагноза, назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации), коррекция ранее назначенного лечения лечащим врачом – не осуществляется, что, в свою очередь, согласуется с нормами статьи 377 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении».

Читайте также:
Отказ от прививок: причины, последствия, как написать?

Пунктом 11 Положения: определяется, что при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий медицинский работник инициирует выезд бригады скорой медицинской помощи по месту нахождения пациента в случае критическом отклонении показателей состояния здоровья (ухудшения здоровья) пациента.

Обращаем внимание, что применение телемедицинских технологий должно исключать возможность разглашения врачебной тайны. Информационная система (платформа), используемая для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, должна соответствовать требованиям законодательства об информации, информатизации и защите информации.

Телемедицина, несомненно, может оказать значительное воздействие на систему оказания медицинской помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях, на развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и усовершенствование кадров.

Пресс-служба Министерства здравоохранения

Утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с использованием телемедицины

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует об утверждении Министерством здравоохранения России Приказа от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (далее – Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2018 г. и вступил в силу 21 января 2018 г.

Напомним, что еще в 2017 году принят так называемый Закон о телемедицине[1], призванный регулировать сферу телемедицинских технологий и предусматривающий внесение изменений в ряд действующих законов, в частности, федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В развитие указанного регулирования в области телемедицины Минздравом России и утвержден новый Порядок, в целом регламентирующий основы организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Основные нововведения

Регламентировано дистанционное взаимодействие уровня «врач-врач» и «врач-пациент (законный представитель)»

Взаимодействия между врачами в соответствии с Порядком допускаются с целью получения дополнительного заключения для проведения консультации и/или участия в консилиуме врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения либо целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации, либо медицинской эвакуации. При этом форма такого взаимодействия допустима как экстренная, неотложная либо плановая, консультирование может проводиться в режиме реального времени и (или) в режиме отложенных консультаций.

Дистанционное взаимодействие между специалистами здравоохранения также возможно для целей получения протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения его диагноза, определения прогноза и тактики обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.

Согласно Порядку дистанционное взаимодействие врача и пациента (законного представителя) также возможно – в этом отношении Порядок дублирует положения ст. 36.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, регламентирующий допустимые цели такого взаимодействия.

Определены правила организации удаленного взаимодействия для консультирующих медицинских организаций: требования к инфраструктуре и работникам

Порядком допускается оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Для надлежащего выполнения указанных функций медицинская организация обязана обеспечить наличие соответствующей инфраструктуры и технического обеспечения (помещение, оборудование, средства связи, мобильные устройства и т.п.) для проведения удаленных консультаций. Это может быть, организовано, в том числе, как посредством Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), так и информационной системы субъекта, системы самой медицинской организации либо третьих лиц, которые предназначены для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Следует, однако, отметить, что Положение о ЕГИСЗ утверждается Правительством РФ, и на текущий момент оно еще не принято.

Читайте также:
Медосмотр работников: для каких профессий обязателен, каких врачей проходить

При этом пациенту (законному представителю) в доступной форме, в том числе посредством размещения в сети «Интернет» должна быть предоставлена соответствующая информация обо всех участниках дистанционного взаимодействия, в том числе о самой информационной системе и порядке и условиях оказания телемедицинского консультирования (включая, но не ограничиваясь, о порядке оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, согласия на обработку персональных данных и данных о здоровье пациента, о вопросах его идентификации и аутентификации, технических требованиях к электронным документам, предоставляемым пациентом (законным представителем) врачу и др.).

Отдельно указано, что для осуществления консультирования могут привлекаться только действующие сотрудники-медицинские работники консультирующей медицинской организации, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников. За свои консультации врачи будут нести ответственность в пределах данного ими заключения.

Для того, чтобы начать легально оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, консультирующей медицинской организации надлежит в обязательном порядке зарегистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ.

Оказывать дистанционную медицинскую помощь допускается вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре и стационарно. Условия ее оказания определяются фактическим местонахождением пациента.

При проведении дистанционных консультаций лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в электронной форме, а также дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента (при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме). Информация направляется в электронном виде пациенту (законному представителю), либо указанным лицам предоставляется дистанционный доступ к соответствующим данным.

Регламентированы вопросы идентификации и аутентификации участников взаимодействия

Согласно Порядку в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия надлежит использовать единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Из этого следует, что лица, в том числе пациенты, не авторизованные в ЕСИА, не смогут воспользоваться данным способом оказания телемедицинской помощи, что существенно ограничивает круг потенциальных пользователей.

Установлены правила документирования и хранения информации, полученной в результате телемедицинского взаимодействия

Порядком устанавливается, что вся документация и информация, относящаяся к взаимодействию посредством телемедицинских технологий, подлежит хранению в течение установленных сроков, в том числе посредством используемых консультирующей медицинской организацией информационных систем. Документация подлежит заверению усиленной квалифицированной электронной подписью, соответствующие данные будут также вноситься в электронную медицинскую карту пациента, выписки и копии из которой пациент (законный представитель) будет вправе получать в соответствии с установленным законом порядком.

Значение и перспектива

Применение Закона о телемедицине по-прежнему во многом будет определяться соответствующими актами второго уровня, принимаемыми Министерством здравоохранения РФ и другими уполномоченными регуляторами. С принятием Порядка – на текущий момент наиболее детального нормативного правового акта, напрямую регулирующего практические аспекты применения телемедицины – фактически получило свое начало легальное использование телемедицинских технологий при непосредственном оказании медицинской помощи.

Отметим, что Закон о телемедицине все еще требует корректировки и доработки достаточно объемного количества действующих нормативных актов, стандартов оказания медицинской помощи с детальной регламентацией инструментов, которые предлагаются телемедицинскими технологиями. В этой связи утверждение Порядка стало первым, но не единственным необходимым шагом для полноценной работы института телемедицинского консультирования в России.

Отметим, что Порядок покрывает только сферу оказания медицинской помощи посредством использования телемедицинских технологий, которой медицинская деятельность, как это следует из ее определения, указанного в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ, не ограничивается. Это делает невозможным распространение действия Порядка на другие виды медицинских мероприятий, предусмотренных законом.

По-прежнему, также остается не проработанным со стороны государственного регулятора ряд важных вопросов, связанных с интеграцией медицинского законодательства и законодательства об информационных технологиях, персональных данных, регламентация использования цифровой подписи, электронной медицинской картой, хранением документации, совместимостью информационных систем и способов и др. аспектами участия в телемедицинском консультировании. Данные пробелы и несоответствия на данный момент существенно ограничивают круг потенциальных пользователей

Читайте также:
Список льготных лекарств 2021

О чем подумать

Принятие Порядка дает практической реализации возможности для законного, эффективного и регулярного осуществления взаимодействий врачей, врача и пациента, доведения до пациента большего количества информации о методах, способах и средствах лечения, корректировке назначений, профилактики заболеваний, роста количества таких взаимодействий, для сбора информации о состоянии здоровья пациента, его систематического мониторинга.

Рекомендуем участникам рынка здравоохранения, в том числе, поставщикам аппаратных и программно-аппаратных решений в данной области, ознакомиться с новым регулированием, провести аудит текущей деятельности по телемедицинскому консультированию на соответствие ее законодательству о телемедицине.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную поддержку по вопросам, связанным с консультированием и правовым сопровождением внедрения и организации работы новых инструментов в соответствии с правовым регулированием телемедицины.

[1] Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

Принят закон о телемедицине 2021: что необходимо знать?

  • Рубрики
    • Новости
    • Статьи
    • Мнения
    • Интервью
    • Комментарии
  • О проекте
  • Вакансии
  • Реклама
  • Контакты
  • Новости
  • Статьи
  • Интервью
  • Репортаж
  • Клиника
  • Фарма

Всё, что вы хотели знать о телемедицине, но боялись спросить

С момента вступления в законную силу внесенных Государственных думой изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья («Закон о телемедицине») прошло полтора года и, несмотря на наличие не до конца решенных вопросов, две трети топ-менеджеров российских клиник считают, что телемедицинские консультации пользуются спросом и планируют развивать это направление в 2019 г. Современные технологии потихоньку завоевывают доверие россиян и становятся объектом серьезных финансовых вложений. Данная ниша еще свободна и ждет новых игроков. Что надо сделать, чтобы попасть в этот удивительный мир цифровых технологий?

Для начала определимся с самим понятием «телемедицинская консультация». Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также для принятия решения о необходимости проведения очного приема.

Также законом установлено, что при проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме.

Иными словами – телемедицинская консультация не может заменить собой лечение пациента на очном приеме. С ее помощью доктор может оценить необходимость проведения очного приема, что является существенным плюсом, если пациент иногородний или житель другой страны. Также телемедицина помогает осуществлять эффективное наблюдение за пациентом после медицинского вмешательства, что в свою очередь экономит финансовые и временные ресурсы, как врача, так и пациента. Вовремя полученный сигнал от медицинского браслета о состоянии организма пациента, и своевременная помощь врача, могут спасти не одну жизнь.

Главным участником консультации с применением телемедицинских технологий является врач. Он не может вести консультацию с любого удобного для него места, а должен находиться непосредственно на своем рабочем месте в медицинском кабинете.

Согласно указаниям Минздрава РФ, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2018 г. N 18-2/0579).

Читайте также:
Льготы при сахарном диабете: какие положены

Также в законе указано, что медицинскую помощь с использованием телемедицины надлежит оказывать в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи. Другими словами, оказывать телемедпомощь врач может только со своего рабочего места, которое оснащено в соответствии со стандартами (они разные для каждого профильного кабинета или отделения, например, Приказ Министерства

здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. N 38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»), и используя только оборудование медицинской организации.

Таким образом, особых требований к рабочему месту врача для оказания телемедпомощи законом не предусмотрено – это должен быть обычный кабинет врача, который оснащен в соответствии со стандартами профильного кабинета или отделения, в котором будет осуществляться сеанс связи. Однако необходимо обеспечить средства связи и оборудование для проведения консультаций.

Оборудование для телемедицины

Особых требований к компьютерам для осуществления сеанса связи не предусмотрено. Это может быть обычный компьютер, используемый врачом в повседневной жизни. Главное, чтобы он не был музейным экспонатом и работал с современными программами. Вот как раз с ними-то все намного сложнее.

Разрешается устанавливать только специальное программное обеспечение, прошедшее проверку соответствия всем требованиям информационной безопасности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и ФСБ РФ, поэтому, к примеру, Skype, использовать не получится.

Программы для оказания телемедицинских услуг взаимодействуют с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и считаются иными информационными системами. Требования к таким программам содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями».

Иная информационная система должна отвечать ряду требований, ключевыми из которых являются расположение на территории страны оказания услуги, что вводит ограничение для применения облачных технологий, а также обеспечение контроля за доступом к документам и использование защищённого канала связи при передаче информации. Помимо этого, необходимо иметь сертификаты ФСТЭК на программное обеспечение. Также не стоит забывать о том, что программное обеспечение должно быть зарегистрировано как медицинское изделие.

Для обмена данными с другими системами (например, с информационными системами клиник или медицинскими информационными системами — МИС) телемедицинская программа должна быть подключена к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Для проведения консультаций с применением телемедицинских технологий необходимо обеспечить соблюдение требований законодательства РФ к идентификации личности при проведении сеанса связи.

Данные требования можно условно объединить в три пункта:

1. Врачу и пациенту необходимо зарегистрироваться в ЕСИА – Единой системе идентификации и аутентификации. Врач и пациент каждый со своего рабочего места путем ввода логина и пароля заходят в эту систему и тем самым происходит их распознавание в системе по принципу «свой-чужой».

Согласно ч. 6 ст. 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия (врача и пациента) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.

Условно ЕСИА можно назвать «электронным паспортом» гражданина РФ. С её помощью происходит авторизация на таких сайтах как Госуслуги, Мой Арбитр и Российская общественная инициатива. Для получения учётной записи ЕСИА необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных, ИНН и СНИЛС (это необходимо сделать как врачу, так и пациенту).

Читайте также:
Какие существуют льготы на санаторно-курортное лечение и как их получить

2. Необходимо внести в Федеральный регистр медицинских работников сведения о медицинских работниках, оказывающих медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий.

Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

На настоящий момент порядок включения медицинских организаций, в том числе частных, в Федеральный регистр медицинских организаций и Федеральный регистр медицинских работников, включая соответствующие формы заявок, размещен на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/) раздел «Материалы», подраздел ФРМО и ФРМР “Руководство пользователя”».

3. Каждому врачу, оказывающему медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, в целях подписания документов, необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись.

Согласно п. 7 ст. 36.2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Это значит, что каждому врачу, принимающему участие в оказании телемедицинских услуг, необходимо сделать такую подпись. Для этого надо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, которые есть в каждом крупном населенном пункте.

Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись?

Согласно закону, видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.

Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Данные подписи различаются в статусе и область их применения неодинакова.

Простая электронная подпись предполагает использование логина и пароля. При доступе к услугам, для подтверждения операции, может запрашиваться одноразовый код, отправляемый через SMS-сообщение либо почту. С подобными видами идентификации практически каждый пользователь электронных информационных систем. Для этого не надо обращаться в специализированные центры.

Усиленная неквалифицированная подпись не только идентифицирует отправителя, но и фиксирует изменения уже подписанного документа. Простая электронная подпись не позволяет этого сделать. Выдачей таких подписей занимаются удостоверяющие центры. Несмотря на, казалось бы, серьезную защиту, подпись такого типа не является универсальной. Например, ею нельзя подписывать документы, содержащие государственную тайну.

Усиленная квалифицированная электронная подпись имеет самую высокую степень защиты, закрепленную на законодательном уровне. Электронные документы с такой подписью приравниваются к бумажным со всеми атрибутами визирования и имеют такую же юридическую силу. В сертификате, который выдается вместе с ключом, содержится информация по его проверке. Для проведения юридически-значимых операций необходимо использование этого ключа.

Коротко о главном

Применение телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента, а также медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента и коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме. Телемедицинская консультация не сможет заменить собой личный визит пациента и его осмотр врачом.

Для участия в телемедицинской консультации врачу необходимо получить логин и пароль для доступа к ЕСИА, подать сведения в Федеральный регистр медицинских работников, получить усиленную квалифицированную электронную подпись на каждого врача. Оказывать телемедпомощь разрешается только со своего рабочего места!

Пациенту для получения телемедицинской консультации нужно получить логин и пароль для доступа к ЕСИА, скачать бесплатное программное обеспечение, иметь доступ к интернету, перед сеансом связи авторизуется в личном кабинете на сайте медицинской организации.

Читайте также:
Утверждена программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи 2021

Особых требований к оборудованию нет – это может быть любой компьютер.

Программное обеспечение должно отвечать всем требованиям информационной безопасности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ФСБ РФ, Минздрава РФ.

Как сообщалось ранее, в частном секторе рынок телемедицинских услуг растёт, но в рамках системы ОМС они представлены лишь единичными проектами, так как её развитию как госуслуги мешает отсутствие установленных властью тарифов, а также нехватка интеграции с более масштабными цифровыми сервисами. Подробнее читайте: В частном секторе телемедицина набирает обороты, а в системе ОМС представлена лишь пилотными проектами

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 315-Ф3 “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; 2020, N 14, ст. 2023; N 31, ст. 5030; N 52, ст. 8584) следующие изменения:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

“3. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.”;

б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

“3 1 . После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам) либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.”;

2) пункт 5 части 5 статьи 19 дополнить словами “, в том числе после его смерти”;

3) часть 7 статьи 20 дополнить предложением следующего содержания: “При оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданин или его законный представитель вправе определить лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти.”;

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

Читайте также:
Закон о паллиативной помощи 2021: порядок оказания, принципы и виды

б) часть 5 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: “Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.”;

5) статью 37 дополнить частью 1 1 следующего содержания:

“1 1 . Переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 – 9 и 11 настоящей статьи, осуществляется поэтапно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не позднее 1 января 2024 года.”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов

Льгота предоставляется пенсионерам имеющим среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже 2,5-кратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае прекращения ими трудовой деятельности.

Зубопротезирование из цельнолитых съемных и (или) штампованных несъемных протезов – не более одного раза в три календарных года. Зубопротезирование из иных материалов, в том числе из дорогостоящих материалов и (или) цельнолитых несъемных протезов – не более одного раза в шесть календарных лет.

Днем обращения получателя (представителя) за получением меры социальной поддержки по зубопротезированию считается день приема от получателя (представителя) территориальным структурным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг документов.

Получатели, в отношении которых принято решение о предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию, в том числе из дорогостоящих материалов, регистрируются в Журнале регистрации граждан, нуждающихся в предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию, с указанием даты обращения, адреса получателя и вида льготной категории. Запись в Журнале заверяется личной подписью получателя (представителя). Предоставление меры социальной поддержки по зубопротезированию, в том числе из дорогостоящих материалов, осуществляется в порядке очередности, определяемой в соответствии с датой обращения, зарегистрированной в Журнале.

На основании решения руководителя территориального структурного подразделения Министерства о предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию или решения Комиссии о предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов и в порядке очередности, установленной в Журнале, территориальным структурным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг получателю выдается Справка. Медицинская организация ставит получателя на учет для последующего зубопротезирования на основании Справки и паспорта получателя.

Для получения справки, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование или справки, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование из дорогостоящих материалов, необходимы следующие следующие документы:

– заявление о выдаче справки;

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– документ, подтверждающий место жительства в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

– удостоверение о праве на льготы или иной документ, подтверждающий право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. «а» – «г», «ж» пункта 2 Порядка);

Читайте также:
Бесплатное ЭКО по ОМС: как получить, список анализов, очередь

– справка о наличии показаний для зубопротезирования, выданная медицинской организацией Московской области входящей в Перечень;

-трудовая книжка или иной документ, подтверждающий прекращение трудовой деятельности (п.п. «д» и «з» пункта 2 Порядка);

-документы, подтверждающие доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления ( п.п. «д» пункта 2 Порядка);

– документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя и учитываемых в составе его семьи (выписка из домовой книги) (п.п. «д» и «з» пункта 2 порядка); К членам семьи получателя относятся – супруг (супруга), родители и несовершеннолетние дети, проживающие совместно с ним.

– документ, подтверждающий сведения о назначении и размере пенсии (п.п. «д» пункта 2 порядка);

– документ, содержащий сведения о дате последнего предоставления меры социальной поддержки по зубопротезированию в соответствии с Порядком – для получателей, ранее пользовавшихся мерой социальной поддержки по зубопротезированию;

– справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о наличии страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. «ж» и «з» пункта 2 порядка).

Для получения справки, подтверждающей наличие права на бесплатное зубопротезирование из дорогостоящих материалов дополнительно представляется заявление на имя председателя Комиссии и заключение экспертной комиссии Московской областной стоматологической поликлиники о диагнозе, плане лечения, наличии у получателя медицинских противопоказаний по зубопротезированию обычными материалами, а также о предварительной стоимости зубопротезирования.

Есть льготы для пенсионеров на протезирование зубов

В стоматологической сфере весьма часто проводимой процедурой считается установка протезов. В протезировании обыкновенно нуждаются пожилые люди, так как у них активны процессы истощения организма и дистрофии костной ткани из-за старости. Ввиду этого правительство РФ ввело для пенсионеров преференции на услуги стоматолога.

Какие льготы на протезирование пенсионерам предусмотрены

Бесплатно по России

Полностью/частично бесплатно протезировать зубы возможно только в бюджетных учреждениях. Правительство не может обязать коммерческие центры стоматологии вводить преференции для пенсионеров. Однако множество коммерческих медцентров предоставляют пожилым людям дополнительные скидки. Как правило, величина данных скидок довольно незначительна.

Федеральные и региональные программы

Соответственно с законодательной базой РФ, бесплатно протезировать зубы могут лишь те пенсионеры, которые получают пенсию служащего армии, сотрудника правоохранительных органов, госслужащего.

Россияне, которые работали в частных компаниях и не связаны с военной/госслужбой, не обладают гарантированным на федеральном уровне правом получать преференции по установке зубных протезов.

На уровне законодательства регионов зубопротезирование получателей пенсионного обеспечения выполняется при учете норм, которые приняты дополнительно к существующим федеральным программам. Региональные преференции направлены на то, чтобы реализовать меры соцподдержки пенсионеров, не имеющих права на получение федеральных льгот.

Политика различных регионов Российской Федерации в плане определения подобных норм весьма разнится. К числу общих моментов в структуре законодательных норм, которые регулируют льготное зубопротезирование пожилых людей в субъектах РФ, причисляется установление групп лиц, имеющих право на преференции.

Подобная льгота предоставляется (кроме «федеральных» льготников – бывших военнослужащих и госслужащих):

  • ветеранам ВОВ;
  • служащим армий Советского Союза и РФ, которые участвовали в военных конфликтах;
  • лицам, которые пострадали от репрессий;
  • инвалидам.
  • ветераны труда.

Льготы могут быть следующими:

  • возможность без очереди посещать стоматолога;
  • сниженная стоимость восстановления зубов;
  • бесплатная установка протеза;
  • бесплатная починка установленного протеза.

Как получить государственную поддержку

Пенсионер, который желает получить государственную поддержку в зубопротезировании, должен учитывать определенные нюансы, связанные как с очередью на преференции, так и с установленными ограничениями по льготе.

Особенности очереди на льготу

Так как число пенсионеров, которые хотят использовать преференции, превышает возможности господдержки, льготное зубопротезирование выполняется в порядке очереди и исключительно по медицинским показаниям.

Читайте также:
Какие существуют льготы на лечение пенсионерам?

Получить талон вне очереди возможно при наличии таких обстоятельств:

  1. Онкологические заболевания.
  2. Проведенная на органах ЖКТ операция.
  3. Травма, из-за которой у пенсионера деформировалась челюсть или он утратил большую часть зубов.

Могут ли быть исключения, если человек не может ждать своей очереди

Если очередь на бесплатную установку протезов в субъекте РФ чересчур большая, и гражданин принял решение самостоятельно оплатить услуги стоматолога, он может вернуть 13 процентов от суммы, которую потратил. Для этого перед внесением платежа требуется оформить договор на члена семьи, который официально трудоустроен. В конце года родственник получит налоговый вычет, равный 13 процентам от суммы, которая была уплачена за производство протезов.

Чтобы получить компенсацию, член семьи пенсионера должен подготовить такие бумаги для ФНС:

  1. Декларация 3-НДФЛ, которая заполнена соответственно с установленными требованиями.
  2. Бумага, которая подтверждает необходимость зубопротезирования.
  3. Справка о величине зарплаты.
  4. Ходатайство с указанными реквизитами, по которым будет предоставляться компенсация.
  5. Договор, выписка о цене полученных услуг.

Есть ли ограничения в получении льготы

Преференции не касаются дорогостоящих материалов. Однако если россиянин хочет монтировать высококачественные протезы, он может сам уплатить разницу в цене льготных и дорогостоящих материалов. Преференции на зубопротезирование можно получить раз в 5 лет. Гарантия на установленные протезы – 12 месяцев.

Так как количество претендентов на преференции довольно большое, а число средств из бюджета строго квотировано, протезы для льготников изготавливаются из недорогих материалов, с применением пластмассы, акриловой кислоты. При полной утрате жевательной функции производится протез, который фиксируется с применением особого средства-фиксатора.

Если россиянин-льготник страдает аллергической реакцией на пластик, то при наличии медсправки, которая подтверждает подобную аллергию, для него могут сделать более дорогостоящий протез. Это может быть бюгельный гипоаллергенный протез, который закрепляется на челюсти посредством замочков, либо накладка из нейлоновой термопасты, фиксируемая при помощи мягких крючков.

После монтажа зубопротезного изделия гражданину дается гарантия, соответственно с которой он вправе отремонтировать или заменить протез в течение установленного периода. Обыкновенно он равняется 6-12 месяцам, однако воспользоваться гарантией гражданин может лишь при наличии доказательств того, что изделие сломалось не по его вине и не в результате неправильной эксплуатации.

К услугам, которые не оказываются в рамках преференции, причисляются:

  1. Монтаж и производство металлокерамических протезов.
  2. Монтаж имплантов.
  3. Реставрация изделий из дорогих металлов.
  4. Починка и изготовление несъемных конструкций, которые предупреждают истирание эмали зубов.

Оформление субсидии на протезирование

Порядок назначения преференций по протезированию зубов в субъектах РФ стандартный, практически не отличается в различных регионах страны.

Чтобы получить льготу, требуется:

  1. Посетить расположенное поблизости территориальное учреждение Министерства здравоохранения и социальной защиты. Сотрудники государственного заведения проконсультируют пенсионера касательно того, предусмотрены ли в субъекте страны преференции по установке зубных протезов для той группы россиян, к которой причисляется пенсионер.
  2. Встать на очередь (если она предусматривается законодательными нормами региона России).
  3. Дождаться очереди, совершить визит в соответствующее врачебное заведение.

Далее все зависит от того, назначили ли компенсацию за зубопротезирование либо же оформили «натуральную льготу». Пенсионеру требуется оформить договор с заведением соцзащиты, подписать необходимые бумаги.

Полный перечень бумаг для назначения льготы следующий:

  1. Медсправка из врачебного заведения.
  2. Ксерокопии СНИЛС, документа, который удостоверяет личность, страхового полиса.
  3. Выписка о составе семьи. Оформить данный документ возможно в паспортном столе, многофункциональном центре оказания государственных услуг, управляющей компании, ТСЖ.
  4. Ходатайство, оформленное в учреждении социальной защиты.
  5. Документ, который подтверждает доход на каждого члена семьи. Если человек работает, оформить справку можно у работодателя. В противном случае требуется посетить учреждение социальной защиты.
Читайте также:
Полис ОМС или пластиковая карта

После сбора всех бумаг и предъявления их сотрудникам государственного заведения пенсионер получит талон на визит во врачебное учреждение в назначенный срок. Подбор лечебного учреждения, в котором будет проводиться зубопротезирование, осуществляется сотрудниками социальной защиты. Гражданин не вправе сам подбирать себе доктора.

Полезное видео

Может ли пенсионер получить бесплатное протезирование? Ответ в видео:

Как получить услугу по бесплатному зубопротезированию в Подмосковье

Отдельные категории жителей Московской области имеют право на бесплатное зубное протезирование. Для этого необходимо обратиться с заявлением в Минсоцразвития региона. Кто может получить данную услугу в Подмосковье и какие потребуются документы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто имеет право

Право на бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов) имеют:

– лица, удостоенные почетного звания «Почетный гражданин Московской области»;

– ветераны труда и ветераны военной службы при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости;

– неработающие пенсионеры без льготного статуса, если их среднедушевой доход ниже 2,5-кратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров.

Повторное право на предоставление меры социальной поддержки по зубопротезированию возникает не ранее чем через три года (из дорогостоящих материалов – не ранее чем через 6 лет).

Порядок получения услуги

Источник: ©, пресс-служба администрации Одинцовского района, Евгения Демина

Для получения этой услуги жители Московской области должны подать заявление и иметь показания для зубопротезирования, которые необходимо подтвердить медсправкой. Такой документ выдается медицинской организацией из перечня Минздрава Подмосковья.

Срок действия справки – 30 календарных дней.

Заполнить анкету на получение справки можно в МФЦ, а также онлайн на портале Московской области.

Максимальный срок выдачи справки – 9 дней.

Помимо заявления и справки о наличии показаний для зубопротезирования необходимо представить:

– удостоверение о праве на льготы в зависимости от категории лиц;

– документ, подтверждающий прекращение трудовой деятельности;

– сведения, подтверждающие доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

По желанию можно приложить:

– сведения о регистрации по месту жительства;

– сведения о назначении и размере пенсии;

– документ, содержащий сведения о дате последнего предоставления меры социальной поддержки по зубопротезированию.

Для зубопротезирования из дорогостоящих материалов дополнительно представляется:

– заявление в Медико-техническую комиссию Министерства здравоохранения Московской области,

– заключение экспертной комиссии Московской областной стоматологической поликлиники о диагнозе, плане лечения, наличии у получателя медицинских противопоказаний к протезированию обычными материалами, а также о предварительной стоимости зубопротезирования.

Основания для отказа

Заявителю могут отказать в приеме документов, если:

– форма заявления не соответствует установленной форме;

– заявитель не предъявил паспорт;

– документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

– документы утратили силу на момент обращения;

– некорректно заполнены обязательные поля в заявлении;

– качество документов не позволяет в полном объеме прочитать сведения;

– комплект документов неполный;

– некорректно заполнены обязательные поля заявления на РПГУ;

– представлены некачественные электронные копии документов.

В выдаче справки могут отказать, если:

– выявлено несоответствие категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение услуги.

– не прошло три года со дня последнего обращения за предыдущей справкой;

– информация в документах противоречит сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов власти;

– документы не соответствуют требованиям по форме или содержанию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: