№ 279-ФЗ о внесении изменений в НК в части предоставления социальных налоговых вычетов

Федеральный закон от 05.04.2021 № 88-ФЗ “О внесении изменений в ст. 219 части второй НК РФ в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги”

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги”

Статья 1

Внести в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, №1, ст. 18; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 19, ст. 1749; № 28, ст. 2879; 2006, № 31, ст. 3443; № 50, ст. 5286; 2007, № 31, ст. 4013; 2008, № 18, ст. 1942; 2009, № 23, ст. 2775; № 29, ст. 3639; № 52, ст. 6444; 2011, № 30, ст. 4583; № 48, ст. 6729; 2012, № 53, ст. 7604; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 48, ст. 6663; 2015, № 14, ст. 2025; № 27, ст. 3968; 2016, № 27, ст. 4184; № 49, ст. 6846; 2017, № 49, ст. 7318; 2018, № 49, ст. 7498; 2019, № 25, ст. 3167; 2020, № 48, ст. 7625) следующие изменения:

1) пункт 1 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Сумма расходов, указанных в настоящем подпункте, учитывается для целей налогообложения с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Положения настоящего подпункта применяются, если на дату фактически произведенных налогоплательщиком расходов, указанных в настоящем подпункте:

физкультурно-оздоровительные услуги, указанные в настоящем подпункте, включены в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

физкультурно-спортивная организация, индивидуальный предприниматель, указанные в настоящем подпункте, включены в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (далее в настоящем подпункте – перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей), сформированный на соответствующий налоговый период.

Перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей на очередной налоговый период формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, на основании данных, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, и направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду.

Порядок формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, предусматривающий в том числе критерии включения таких организаций, индивидуальных предпринимателей в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, сроки и способы представления данных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, на основании которых формируется перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Предусмотренный настоящим подпунктом социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг, а именно копий договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и кассового чека, выданного на бумажном носителе или направленного в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».»;

2) в пункте 2 слова «подпунктами 2 и 3» заменить словами «подпунктами 2, 3 и 7», слова «подпунктами 2 – 6» заменить словами «подпунктами 2 – 7», после слов «медицинские услуги,» дополнить словами «физкультурно-оздоровительные услуги,».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

Президент Российской Федерации

5 апреля 2021 года

Инфо-Бухгалтер

популярная бухгалтерская программа для автоматизации бухучета
в ГСК, ЖСК, СНТ, ТСН, ТСЖ

Подробное описание.

Комментарий

Федеральный закон от 05.04.2021 № 88-ФЗ предусматривает вычет по НДФЛ на физкультурно-оздоровительные услуги.

Вычет будет предоставляться с 1 января 2022 года на услуги организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в соответствующий список.

Перечень услуг, по которым можно получить вычет, определит Правительство. Минспорт сформирует список физкультурно-спортивных организаций и ИП, по услугам которых предоставляется вычет.

Для получения вычета понадобится представить копии договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и кассового чека об их оплате.

Налоговый вычет на физкультуру будет предоставляться в размере фактически произведенных расходов за такие услуги, оказанные гражданину или его несовершеннолетним детям, но не более 120 тыс. рублей в год в совокупности с другими социальными вычетами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ул. Б.Дмитровка, д. 26, Москва, 103426 Тел. (495) 692-69-74)
по Федеральному закону “О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги”, принятому Государственной Думой 24 марта 2021 года

Проект федерального закона No 1048793-7 “О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги” был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 3 ноября 2020 года.

Читайте также:
Так платим ли мы транспортный налог: отвечает Минфин

При принятии законопроекта во втором чтении было расширено его содержание.

Целью принятия Федерального закона является сохранение и укрепление здоровья граждан.

Федеральным законом предлагается установить право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере суммы, уплаченной налогоплательщиком за счет собственных средств в налоговом периоде за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-оздоровительными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида 2 деятельности, но не более установленного пунктом 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации максимального размера совокупной суммы социальных налоговых вычетов (120 ООО рублей за налоговый период).

Внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года No Э29-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, включающих определение понятий “физкультурно-оздоровительные услуги” и “физкультурно-спортивная организация” предусмотрено Федеральным законом “О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (проект No 1050236-7), также принятым Государственной Думой 24 марта 2021 года.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно статье 2 Федерального закона он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ, что соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах, установленному абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для реализации положений Федерального закона необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 3 от 26 февраля 2010 года No 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту “з” (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии с пунктом “б” статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального налога.

Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 8 апреля 2021 года.

Настоящее заключение направляется

  • Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко,
  • заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву,
  • заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой,
  • председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову,
  • председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко,
  • полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву,
  • полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО БЮДЖЕТУ И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» (проект No 1048793-7).

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 года No Пр-759 и направлен на сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации.

Закон дополняет перечень социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), предусмотренный статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), новым вычетом в сумме, уплаченной физическим лицом за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет.

Согласно Закону указанный социальный налоговый вычет будет предоставляться в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период в совокупности с другими социальными налоговыми вычетами, установленными статьей 219 НК РФ.

Условием его применения является включение приобретаемой налогоплательщиком физкультурно-оздоровительной услуги в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также включение оказывающих такую услугу организации, индивидуального предпринимателя в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, сформированный на соответствующий налоговый период.

Перечень таких организаций и индивидуальных предпринимателей будет формироваться и вестись в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ул. Б.Дмитровка, д. 26, Москва, 103426)
по Федеральному закону “О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги”

Читайте также:
Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ в 2021 году

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон “О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги” (далее — Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 3 ноября 2020 года и принят 18 января 2021 года в первом чтении, 23 марта 2021 года – во втором чтении и 24 марта 2021 года – в третьем чтении.

В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральный закон направлен на стимулирование граждан к ведению здорового образа жизни, сбережению и укреплению здоровья, а также на улучшение благосостояния граждан.

Федеральным законом предлагается расширить перечень социальных налоговых вычетов (на лечение, обучение, формирование пенсионных накоплений, благотворительность, прохождение независимой оценки своей квалификации) по налогу на доходы физических лиц суммами, уплаченными плательщиком за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, физкультурно-спортивными организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Социальный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг, а именно копии договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и кассового чека, выданного на бумажном носителе или направленного в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 22 мая 2003 года No 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации”.

Сумма вычета на физкультурно-оздоровительные услуги ограничивается совокупным размером всех социальных налоговых вычетов (120 тысяч рублей).

Кроме того, физкультурно-оздоровительные услуги на дату фактически произведенных налогоплательщиком расходов должны быть указаны в перечне видов таких услуг, утверждаемом Правительством Российской Федерации, а физкультурно-спортивные организации (индивидуальные предприниматели) — в перечне таких организаций, утверждаемом Минспортом России на основании данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Критерии включения физкультурно-спортивных организаций (индивидуальных предпринимателей) в перечень, а также сроки и способы представления данных региональными министерствами будут определяться в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года No 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон “О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги”, принятый Государственной Думой.

Изменения в процедуре возврата налоговых вычетов по НДФЛ с 2021 года

Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №100-ФЗ) установлена возможность нового упрощенного порядка предоставления имущественных и инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ и пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Положения Закона № 100-ФЗ в части упрощенного порядка предоставления налоговых вычетов вступили в силу 21.05.2021 и применяются к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 01.01.2020. Получить упрощенный налоговый вычет можно по расходам на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) средств.

Упрощенный порядок предусматривает возможность получения названных выше видов вычетов для налогоплательщиков, имеющих личный кабинет на сайте ФНС России, без предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов. Кроме того, Законом №100-ФЗ предусмотрены сокращенные сроки проведения проверки. На проведение камеральной проверки заявления о предоставлении вычета в упрощенном порядке отводится 1 месяц, на возврат налога – 15 дней.
Возможность получения вычетов в проактивном режиме обусловлена проведением проверок с использованием данных, содержащихся в базах данных налоговых органов и поступивших из внешних источников. Система автоматически проанализирует все имеющиеся данные, загруженные в программные комплексы ФНС, и сформирует предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете налогоплательщика – физического лица.

Вся информация, необходимая для подтверждения права налогоплательщиков на вычет, будет поступать напрямую от банков и брокеров (налоговых агентов) – участников информационного обмена с ФНС России. Участие в таком информационном обмене для банков и брокеров является добровольным.

Определен порядок подключения налоговых агентов (банков), изъявивших желание присоединиться к такому информационному обмену. Потенциальные участники информационного взаимодействия, начиная с 21.05.2021, уже начали подключаться к системе ФНС. Актуальный реестр участников информационного обмена будет размещаться на сайте ФНС России. Здесь можно будет ознакомиться с этой информацией и уточнить, является ли банк, клиентом которого вы являетесь, участником этой программы.

Читайте также:
Порядок предоставления налогового вычета по процентам

После поступления в программный комплекс ФНС от банков/брокеров соответствующих сведений налогоплательщики получат специальное сообщение в своем личном кабинете. Там же появится предзаполненное заявление на вычет (где уже отражены практически все сведения, необходимые для его подтверждения). В личном кабинете можно будет отследить весь процесс с момента подписания плательщиком автоматически предзаполненного заявления на вычет до возврата налога. Таким образом, до появления предзаполненного заявления в личном кабинете на сайте ФНС России от налогоплательщика не требуется никаких действий.

На сегодняшний момент вычетом в упрощенном порядке могут воспользоваться только граждане, заключившие договоры на ведение индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) и договоры на приобретение недвижимости с использованием ипотечных (заемных) средств с банками, присоединившимися к такому обмену.
Новый упрощенный порядок не отменяет возможности получения имущественных и инвестиционных налоговых вычетов в действующем порядке – посредством представления налоговой декларации формы 3-НДФЛ. Например, в случае необходимости получения кроме имущественного налогового вычета еще и социального вычета на лечение или обучение, плательщик имеет возможность заявить все вычеты одновременно в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, предоставив ее в налоговый орган по месту регистрации. Кроме того, с учетом того, что в упрощенном порядке можно получить только вычеты, право на которые возникло у налогоплательщика с 01.01.2020, для реализации права на вычеты за предыдущие налоговые периоды без декларации не обойтись.

Ирина Кожемякина, начальник Отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 279-ФЗ “О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 19 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Статья 1

Внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021; 2003, № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2879; 2004, № 27, ст. 2715; № 34, ст. 3518; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3443, 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20; № 13, ст. 1465; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3614; № 49, ст. 5723; 2009, № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772, 2775; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1737; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 7; № 26, ст. 3652; № 30, ст. 4583; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7016, 7037; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3447; № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6750) следующие изменения:

1) в пункте 14 статьи 214 3 :

а) в абзаце первом слова “в следующем порядке” заменить словами “с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом”;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

“Финансовый результат по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, учитывается при определении налоговой базы по следующим операциям:

с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.”;

а) абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

“10) суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей, детей (в том числе усыновленных), подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших своих работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций;”;

б) в абзаце пятом пункта 28 слова “и детям” заменить словами “, детям (в том числе усыновленным), подопечным (в возрасте до 18 лет)”;

а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

“3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, по лечению своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Читайте также:
Стандартные налоговые вычеты в 2021 году

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских организациях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;”;

б) абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

“Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, могут быть также предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (далее в настоящем пункте – налоговый агент) при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольному пенсионному страхованию и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений пункта 14 статьи 214 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

3. Положения пунктов 10 и 28 статьи 217, подпункта 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2013 года.

4. Положения пунктов 10 и 28 статьи 217, подпункта 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2013 года применяются без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”.

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”, налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Читайте также:
Налоговый вычет для ИИС (индивидуального инвестиционного счета) в 2021 году

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика – брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни;

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”, либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

6) в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи.

Читайте также:
Налоговая декларация 3-НДФЛ 2021 (за 2021 год) - Бесплатные способы заполнения

2. Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте – налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.

В случае, если в течение налогового периода социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставлены налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик имеет право на их получение в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 – 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” либо по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Комментарии к ст. 219 НК РФ

Физическое лицо может обратиться к своему работодателю за получением социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования. При этом следует соблюдать два условия:

– необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ;

– взносы по указанным договорам должны быть удержаны и перечислены работодателем в соответствующие фонды.

При этом Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ установлено, что налогоплательщик при подаче в инспекцию по окончании налогового периода декларации по НФДЛ не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление для получения социальных налоговых вычетов.

Перечни медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.

Форма справки налогового агента об уплаченных налогоплательщиком суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, утверждена Приказом ФНС России от 02.12.2008 N ММ-3-3/634@ “О форме справки”.

Следует отметить, что предоставление налогоплательщику социального налогового вычета в сумме стоимости имущества, не являющегося денежными средствами, НК РФ не предусмотрено.

Читайте также:
Имущественный налоговый вычет при долевом участии (долевом строительстве) возможен

Предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супругов действующим законодательством о налогах и сборах также не предусмотрено.

В статье 219 НК РФ не определено, при оплате каких именно видов обучения предоставляется социальный налоговый вычет. Имеется лишь указание на то, что это обучение в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения. По данному вопросу следует обращаться к Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании”.

Как разъяснила ФНС России в письме от 10.11.2009 N 3-5-04/1652, подтверждающими социальный налоговый вычет документами, в частности, могут являться:

– договор или иной документ с образовательным учреждением (имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг) на обучение в этом учреждении;

– справка из образовательного учреждения, подтверждающая, что студент действительно обучался в соответствующем налоговом периоде;

– платежные документы, подтверждающие оплату за обучение;

– справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

Приобретая путевку на санаторное лечение в турагентстве, есть возможность вернуть НДФЛ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2020 г. N 03-04-05/94121 О налогообложении НДФЛ стоимости путевок на санаторно-курортное лечение

Департамент налоговой политики рассмотрел обращения и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 Кодекса.

Согласью пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:

за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

При этом в целях главы 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Таким образом, суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

В этой связи, в случае несоблюдения условий, установленных, в частности, абзацем первым, вторым или шестым пункта 9 статьи 217 Кодекса, доход в виде сумм компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Кроме того, пунктом 31 статьи 217 Кодекса установлено, что от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.

На выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет иных источников, положения пункта 31 статьи 217 Кодекса не распространяются, и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства. Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте также:
Образец расписки в получении денежных средств (для налогового вычета)
Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Минфин разъяснил, как быть с НДФЛ:

– при компенсации (оплате) организацией стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации;

Компенсация работнику путевки в санаторий: какие налоги платить

Организация применяет общую систему налогообложения. Директор купил путевку в санаторий с лечением стоимостью 250 тыс. руб. Санаторий находится на территории РФ. Директор хочет получить возмещение стоимости путевки. Какие налоги необходимо заплатить организации и директору?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Расходы на компенсацию стоимости путевки не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Компенсация стоимости путевки не облагается НДФЛ, однако, по мнению уполномоченных органов, такая компенсация облагается страховыми взносами.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли налогоплательщики уменьшают полученные доходы на экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. При этом расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, перечислены в ст. 270 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Так, на основании п. 29 ст. 270 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2019, при определении налоговой базы не учитываются расходы, произведенные в пользу работников, на оплату, в частности, путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, если иное не предусмотрено п. 24.2 ст. 255 НК РФ.

В свою очередь, в силу п. 24.2 ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда налогоплательщик вправе учесть расходы на оплату услуг по организации, в частности, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам.

В целях данной нормы услугами по организации санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

услуги по перевозке туриста по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

услуги проживания туриста в объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенном на территории РФ, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

Положения п. 24.2 ст. 255 НК РФ применяются к договорам о реализации туристского продукта, заключенным начиная с 01.01.2019 (пп. “б” п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.04.2018 N 113-ФЗ).

Расходы, поименованные в п. 24.2 ст. 255 НК РФ, нормируются. А именно учитываются в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 000 руб. в совокупности за налоговый период на каждого из граждан, перечисленных в данной норме. Кроме того, расходы на путевки вместе с взносами по договорам ДМС в совокупности не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда (последний абзац п. 24.2, п. 16 ст. 255 НК РФ).

Исходя из положений абзаца 2 п. 24.2 ст. 255 НК РФ, следует, что в целях применения указанной нормы услуги санаторно-курортного лечения и отдыха, оказываемые работнику, должны приобретаться именно работодателем и непременно по договору о реализации турпродукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом*(1).

Как указывает финансовое ведомство, расходы на оплату аналогичных услуг в случае, если они оказываются на основании договоров, заключенных работодателем непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами), санаторно-курортными организациями), не могут учитываться при налогообложении прибыли в составе расходов на оплату труда (письма Минфина России от 27.03.2019 N 03-03-06/1/20710, от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 06.08.2018 N 03-04-06/55270).

Из вопроса следует, что сотрудник самостоятельно приобрел санаторно-курортную путевку в санаторий. Поэтому требования п. 24.2 ст. 255 НК РФ в данном случае не выполняются, и, соответственно, расходы организации на компенсацию стоимости путевки в рассматриваемой ситуации не уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании п. 29 ст. 270 НК РФ.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 217 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями, в частности, своим работникам и (или) членам их семей, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, и предоставляемые за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Абзацем 6 п. 9 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что в целях главы 23 НК РФ к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Как видим, для применения приведенного освобождения необходимо выполнение следующих условий (применительно к рассматриваемой ситуации):

Читайте также:
Статья 218 НК РФ - Стандартные налоговые вычеты (новая редакция с 1 января 2021)

во-первых, оплачиваемая путевка не должна быть туристской, т.е. признаваемой таковой с учетом положений Закона N 132-ФЗ*(1) (п. 1 письма Минфина России от 06.08.2018 N 03-04-06/55270, от 07.08.2018 N 03-04-06/55660);

во-вторых, организация понесла расходы на оплату путевки, которые в соответствии с НК РФ не могут быть учтены при налогообложении прибыли.

Как следует из вопроса и положений Закона N 132-ФЗ, в данном случае путевка не является туристской. В целях налогообложения прибыли расходы на ее оплату не могут быть учтены, что рассмотрено в предыдущем разделе. При этом санаторно-курортные услуги оказываются санаторием, расположенным на территории РФ. Соответственно, в рассматриваемой ситуации компенсация стоимости путевки не облагается НДФЛ в силу п. 9 ст. 217 НК РФ.

Документами, подтверждающими отнесение организации к санаторно-курортным или оздоровительным, может являться лицензия организации, учредительные документы, содержащие указание на вид деятельности, осуществляемой организацией (письмо Минфина России от 21.02.2012 N 03-04-06/6-40).

Документами, подтверждающими обоснованность освобождения от обложения НДФЛ сумм оплаты организацией путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, являются договор, заключенный с санаторно-курортной или оздоровительной организацией, а также платежные документы, подтверждающие целевое назначение указанной оплаты (письмо Минфина России от 19.09.2014 N 03-04-06/46990).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, произведенные в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ*(2)).

В силу п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим.

В ст. 422 НК РФ не поименованы компенсационные выплаты за санаторно-курортное лечение сотрудников. В связи с этим, по мнению уполномоченных органов, такие выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-04-05/32077, от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, ФНС России от 26.03.2019 N БС-4-11/5457@, от 14.09.2017 N БС-4-11/18312)*(3).

То же самое касается и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Учет оплаты путевок работникам и членам их семей;

– Энциклопедия решений. НДФЛ с компенсации работодателем стоимости приобретаемых физлицами путевок;

– Энциклопедия решений. Страховые взносы с предоставляемого работодателем соцпакета;

– Энциклопедия решений. Затраты на оплату путевок с 1 января 2019 года (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон N 132-ФЗ), туроператором является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператорская деятельность). Под формированием туристского продукта понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие). Причем сведения о туроператоре вносятся в единый федеральный реестр туроператоров (п. 4.2 Закона N 132-ФЗ). Турагентом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (турагентская деятельность). То есть услуги по реализации турпродукта относятся к профессиональной деятельности определенных субъектов, а условия и порядок их оказания строго регламентированы законодательно (например, ст.ст. 3.1, 4.1, 9, 10.1 Закона N 132-ФЗ, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452).

*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

*(3) В период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ) суды высказывали мнение, что компенсация стоимости оздоровительной или санаторно-курортной путевки не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку предоставление данных выплат работникам не зависит от стажа, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, в связи с чем данные выплаты являются социальными и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, а установлены, например, коллективным договором или положением об оплате санаторно-курортного лечения работников (смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 27.09.2018 N Ф04-3563/18 по делу N А27-2845/2018, от 15.08.2018 N Ф04-2796/18 по делу N А27-3094/2018, АС Северо-Западного округа от 01.02.2018 N Ф07-15786/17 по делу N А13-4940/2017).

Такой же позиции суды придерживаются и при рассмотрении споров по исчислению взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите постановления АС Северо-Западного округа от 03.10.2018 N Ф07-11063/18 по делу N А13-4111/2018, от 06.09.2018 N Ф07-9354/18 по делу N А13-19006/2017, от 11.04.2018 N Ф07-2908/18 по делу N А13-7503/2017).

Все вышеприведенные решения судов основаны на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12.

Читайте также:
Налог с продажи автомобиля 2021 : какую сумму НДФЛ придется заплатить?

Правоприменительная практика в отношении норм главы 34 НК РФ в связи с их непродолжительным действием еще не сформировалась. При этом понятия объекта обложения страховыми взносами, установленные ч. 1 ст. 7 Закона и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, идентичны. А понятие объекта обложения страховыми взносами на социальное страхование от НС и ПЗ, установленное п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, с 2017 года не менялось. По нашему мнению, логику вышеприведенных судов можно применить и к выплатам в виде компенсации стоимости путевки работнику в рассматриваемой ситуации. Однако, как указано в письмах ФНС России от 23.08.2017 N БС-4-11/16742@, от 14.09.2017 N БС-4-11/18312, сложившаяся судебная практика по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, принятая на основании норм Закона N 212-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2017, применению налоговыми органами не подлежит.

Поэтому, не начисляя страховые взносы на стоимость компенсации путевки для сотрудника, следует учитывать, что риск возникновения спора с налоговым органом и ФСС России (в части взносов от НС и ПЗ) весьма вероятен.

Верховный суд разъяснил, как вернуть деньги за отложенную турпоездку

Вот главная мысль, которую озвучил Верховный суд: если вы купили туристическую путевку, но не смогли поехать в назначенное время, это совсем не означает, что ваши деньги сгорели. Когда потраченную на отдых сумму можно вернуть обратно, разобралась коллегия по гражданским спорам Верховного суда.

А теперь – детали этого спора. В конце мая одна гражданка купила себе путевку к теплому морю через турагента – некое ООО. Оператором было другое ООО, принадлежащее крупной и известной туристической фирме. Наша героиня заключила договор с турагентством и внесла все деньги. То есть оплатила за путевку 53 800 рублей. Но так получилось, что за неделю до запланированного отпуска женщине на работе стало плохо и ее положили в больницу.

Гражданка поняла, что от поездки в забронированные даты ей придется отказаться, и попросила турагента перенести даты поездки с доплатой в 20 000 рублей. Но в компании на это не пошли. Турагент отправил гражданке письмо с отказом. В этом письме было сказано, что за перенос тура ей надо доплатить не 20 000, а 45 000 рублей. А еще добавил, что минимизировать расходы у туроператора без заявления об аннулировании тура невозможно.

Тогда женщина направила турагенту претензию с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Но и в этом агент отказал. Компания сообщила, что ее фактически понесенные расходы перед туроператором составили 51 078 рублей. И, значит, эту сумму клиенту не вернут. Возможен только возврат агентского вознаграждения – 2722 рубля.

Вот тогда наша героиня не просто обиделась, а подала в суд на туроператора. Истица в своем заявлении потребовала вернуть потраченные деньги, а также выплатить ей компенсацию и штраф за нежелание добровольно идти ей навстречу. Но к этому моменту компанию-турагента ликвидировали, поэтому производство в ее отношении суд прекратил. Суд же посчитал более весомыми аргументы известной турфирмы, представитель которой уверял , что его клиент не нарушил права истицы по бронированию “турпродукта” или отмене, и исполнил все обязательства.

А еще представитель ответчика заявил, что оператор не получал заявлений об аннулировании тура, а заявление о расторжении договора истица направила уже в период турпоездки. Все эти аргументы ответчика и были указаны в отказном решении суда.

Проигравшая гражданка оспорила отказ. И была права – апелляция ее поддержала. Там исходили из того, что ее поездка не состоялась по независящим от нее обстоятельствам – из-за экстренной госпитализации. Факт подтвержден документами, и представитель ООО этого в суде не оспаривал. Суд обязал оператора выплатить женщине ту сумму, которую она потребовала. И обиженная туристическая фирма обжаловала отказ в Верховном суде РФ. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сочла вывод своих коллег в апелляции правильным .

Вот главные мысли, которые высказал Верховный суд по этому спору. Он заявил, что отношения между сторонами спора регулирует закон о защите прав потребителя. А еще Верховный суд подчеркнул, что основную ответственность перед туристом действительно несет туроператор.

Верховный суд напомнил законы – по статье 782 Гражданского кодекса и статье 32 Закона о защите прав потребителей турист вправе отказаться от исполнения договора о путевке в любое время при условии оплаты исполнителю – туроператору фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по этому договору. Доказать несение расходов должен продавец. При этом каждая из сторон может потребовать расторгнуть договор при существенном изменении обстоятельств (ч. 5-6 ст. 10 N 132-ФЗ). К “существенным изменениям обстоятельств” относится в том числе невозможность совершить поездку по независящим от человека обстоятельствам – болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства. Гражданка сообщила о наличии таких обстоятельств и подтвердила их документами. К тому же в ее договоре не был указан конкретный туроператор – хотя фактически деньги получила известная турфирма, заявил Верховный суд. И добавил, что туристку об этом не проинформировали.

При таких обстоятельствах возложить на оператора ответственность нельзя – в ситуации виноват агент, сказал Верховный суд РФ. Суд принял решение оставить без изменений определение апелляции, удовлетворяющее требования заявительницы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: