Введение прогрессивной шкалы НДФЛ в России

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога – обязательное условие развития экономики России

В обращении к россиянам В.В. Путин сообщил, что с 1 января 2021 года граждане, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Такой доход соответствует месячной зарплате 416,7 тыс. руб. Повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн в год. Это даст бюджету порядка 60 млрд руб.[1]

Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%, действовавшая для всех в течение 20 лет, перестанет быть единой.

К сожалению, предлагаемая президентом мера не решает ни одной из проблем налогообложения. Но главное, как говорил М.С. Горбачев, начать.

Вспомним нашу недавнюю историю. Придя к власти в1991 году, президент Б.Н. Ельцин начал строить рыночную экономику с учетом мирового опыта. А во всех развитых странах используется прогрессивная шкала подоходного налога с высокими максимальными ставками.

С января 1992 года прогрессивная шкала была введена и в России с максимальной ставкой 60% (см. табл. 1).

Таблица 1. Шкала подоходного налога в 1992 году[2]

Курс доллара в январе 1992 года $1=187 руб., среднегодовой $1=223,3 руб.
Среднемесячная зарплата в январе 1992 г. – 1.438 руб., в декабре – 16.071 руб.

12% с суммы дохода

от 42.001 до 84.000 руб.

5.040 + 15% с суммы, превышающей 42.000 руб.

от 84.001 до 120.000 руб.

11.340 + 20% с суммы, превышающей 84.000 руб.

от 120.000 до 180.000 руб.

18.540 + 30% с суммы, превышающей 120.000 руб.

от 180.001 до 300.000 руб.

36.540 + 40% с суммы, превышающей 180.000 руб.

от 300.001 до 420.000 руб.

84.540 + 50% с суммы, превышающей 300.000 руб.

От 420.000 руб. и выше

144.540 + 60% с суммы, превышающей 420.000 руб.

По максимальной ставке облагались годовые доходы свыше 420 тыс. руб., что по курсу соответствует 1.880,9 долларам США в год.

Богатых людей в России тогда было не много и ставка 60% мало кого пугала.

Но в связи с приватизацией в России появились миллионеры, которым совсем не хотелось платить высокие налоги. Их было мало, но именно они «заказывали музыку».

В 1998 году была введена новая шкала с максимальной ставкой 35% (см. табл. 2). По этой ставке облагались доходы свыше 100 тыс. руб. в год или свыше 16,67 тыс. долларов США в год по курсу в 1998 году.

Таблица 2. Шкала подоходного налога в 1998 году[3]

Размер совокупного облагаемого дохода в календарном году

12% с суммы дохода

от 20.001 до 40.000 руб.

2.400 + 15% с суммы, превышающей 20.000 руб.

от 40.001 до 60.000 руб.

5.400 + 20% с суммы, превышающей 40.000 руб.

от 60.000 до 80.000 руб.

9.400 + 25% с суммы, превышающей 60.000 руб.

от 80.001 до 100.000 руб.

14.400 + 30% с суммы, превышающей 80.000 руб.

От 100.000 руб. и выше

20.400 + 35% с суммы, превышающей 100.000 руб.

В 90-е годы возросло число российских миллионеров и существенно выросли их доходы; отдавать с них 35% в виде подоходного налога им было обидно.

Но им повезло. В 2001 году был введен в действие современный Налоговый Кодекс РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода.

Уже в течение первых трех-четырех лет независимо друг от друга проводившимися исследованиями Счетной Палаты РФ[4] и Всероссийского центра уровня жизни[5] было установлено, что никакого ожидаемого положительного эффекта введение плоской шкалы не дало. Плоскую шкалу отстаивают обладатели высоких доходов и обслуживающие их эксперты.

С учетом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить для дохода до 250 тыс. руб. в месяц. Свыше этой суммы получают зарплату 0,8% работников России. [6]

Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 20 тыс. руб. в месяц. Это существенно меньше, чем в развитых странах, но для начала было бы неплохо – мы выйдем на уровень наших партнеров по БРИКС – в Китае, если перевести на рубли, не облагают 46,5 тыс. руб./мес., в Бразилии – 24 тыс. руб./мес.

Для дохода от 250 тыс./мес. до 1 млн. руб./мес. мы предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн. руб. в месяц – 50%. 50% для страны, с таким социальным неравенством как у нас, совсем не так много. В трудные времена в США максимальная ставка доходила до 91%, а в Великобритании – до 98%.

Естественно, одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить эффективное администрирование этого налога.

Именно прогрессивная шкала подоходного налога и его нормальное администрирование должны стать главными инструментами борьбы с незаконным обогащением и коррупцией. Вспомните американского бандита Аль Капоне. Ведь его посадили за неуплату налогов, т.к. живых свидетелей преступлений не было, а недвижимость была. Наши коррупционеры тоже деньги в землю не закапывают. Они покупают недвижимость и предметы роскоши. И не важно – на Рублевке или в Майами. Налоговый инспектор найдет повсюду. А произойдет это или нет, зависит от качества налоговой системы.

Читайте также:
Отсрочка или рассрочка уплаты налога (статья 64 НК РФ)

Необходимо также ратифицировать Статью 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции», которую Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20. Глядишь, и коррупции станет меньше – ведь иметь доход и его не тратить практически невозможно. А тратить опасно.

Богатства наших богатых постоянно растут. Количество долларовых миллионеров в России с 2018 по 2019 год выросло со 172 тыс. до 246 тыс. человек, в том числе 7% из них обладали богатством от 10 до 100 млн. долларов, а богатство других составляло от 1 до 10 млн. долл.; число долларовых миллиардеров увеличилось с 74 до 110 человек. [7] Если предположить, что средний годовой доход на 1 долларового миллионера составляет 0,6 млн. долл. или 36 млн. руб. (3 млн. руб./мес. при курсе $1=60 руб.), то при ставке подоходного налога 50% с суммы выше 1 млн. руб./мес. с 246 тыс. долларовых миллионеров был бы собран НДФЛ в сумме не менее 4,1 трлн. руб. Фактически в 2018 году был собран НДФЛ всего в сумме 3,65 трлн. руб., т.е. на 450 млрд. руб. меньше, чем если бы НДФЛ собирали только с долларовых миллионеров по предлагаемой нами шкале.

А всего, дополнительные доходы бюджета, благодаря прогрессивной шкале, составят не менее 3-4 трлн. руб. в год.

Введение прогрессивной шкалы с необлагаемым минимумом дохода и достаточно высокой максимальной ставкой налога – обязательное (хотя и не единственное) условие экономического развития нашей страны. Пока у нас не будет нормальной прогрессивной шкалы, светлого будущего и развитой экономики нам не видать.

[2] Приложение к письму Государственной налоговой службы Российской Федерацииот 30.01.92 N ИЛ-6-09/50

[4] Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства РФ и предложениях по его совершенствованию, Бюллетень Счетной палаты РФ, № 8 (80)/2004

[5] Налогообложение семейного дохода на основе потребительских бюджетов, Всероссийский Центр уровня жизни, 2006

Прогрессивная шкала налогообложения

Как платить подоходный налог в России

Профсоюзы выступают за введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, правительство – против. Многочисленные законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы, регулярно отклонялись. «Солидарность» рассказывает о подоходном налоге и приводит аргументы сторонников и противников прогрессивного налогообложения.

Что это «прогрессивная шкала налогообложения»?

Прогрессивная шкала налогообложения — система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой. Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит. Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

История прогрессивного налогообложения

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах. В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было. От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения.

В 2010 году Владимир Жириновский выступал за «семиступенчатую» шкалу налогообложения – от 2 до 40%. Депутаты от КПРФ предлагали снизить налог для граждан, чей доход меньше 60 тысяч рублей в год, до 5%, а для зарабатывающих от 12 млн рублей в год – поднять до 45%. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

В феврале 2018 года депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли в нижнюю палату парламента законопроект, где предложили для граждан с доходами ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, для остальных – поднять до 18%. По мнению парламентариев, под действие «максимальной» ставки подпадет чуть более 20 тысяч плательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год.

В марте 2018 года депутаты от КПРФ заговорили о том, что надо ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ. Для лиц, получающих меньше 100 тысяч рублей в год, предлагалась ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы выше 100 тысяч рублей. Для лиц с доходами до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн. Для получающих в год свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы больше 10 млн рублей. Правительство не поддержало данный законопроект. «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении Кабмина.

Читайте также:
Порядок предоставления налогового вычета по процентам

Противники возврата к прогрессивной шкале:

Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

  • обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;
  • необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
  • уклонение от налогов, возврат к «серым» зарплатам и «теневому» бизнесу;
  • увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

— Достаточно вспомнить, как платился этот налог, когда была прогрессивная ставка налогообложения. Какое использовалось количество «конвертов», серых схем. После перехода к плоской шкале все налоги стали платить, – заявил премьер.

— Такое налогообложение наиболее затруднительно не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы. Как раз бьет по среднему классу. При возникновении «прогресса» мы входим в иную реальность, связанную с уплатой НДФЛ. А именно: необходимо будет снова подавать налоговые декларации. Часть налогов, очевидно, уйдет в серую зону, – сказал Медведев.

В июне 2018-го на заседании Российской трехсторонней комиссии глава ФНПР Михаил Шмаков задал вопрос руководству Минфина, почему в качестве источника для пополнения бюджета Пенсионного фонда не используется введение прогрессивной шкалы налогообложения. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ответил, что этот способ даже не рассматривался.

— Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

— Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

— Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

Сторонники введения прогрессивной шкалы налогообложения:

Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

  • наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;
  • стабилизируются региональные бюджеты;
  • установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;
  • появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

— Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, — сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

Аргументы Минфина о том, что бизнес в случае введения прогрессивной шкалы налогообложения уйдет в «тень», прокомментировал секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков:

— Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация. А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно. А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

За рубежом о действиях шкалы налогообложения

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах.

В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%).

Читайте также:
Когда можно не платить налог на подарок в России: разъясняет Минфин

В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

К чему приведет введение прогрессивной ставки подоходного налога

С Нового года начинает действовать «прогрессивная» ставка налога на доходы физических лиц. Исполнительный директор по стратегии и развитию Mikhailov & Partners Private Services Group Евгений Мастерских в экспертной колонке Realist Media рассказал, зачем нужна прогрессивная ставка подоходного налога, а также к чему приведет такая реформа НДФЛ.

Когда в России существовал подоходный налог и как он работал?

Налогообложение доходов физических лиц в России имеет довольно долгую историю: впервые подоходный налог был введен еще в 1812 году. При этом на протяжении практически всего периода существования этого налога (кроме 1960-1984 годов), ставка налогообложения была прогрессивной: размер ставки в процентах дохода зависел от суммы полученного дохода.

Максимальная ставка была введена в 1999 году и составляла более 32 % от полученного дохода при уровне годового дохода в 150 тысяч рублей (уже деноминированных). Напомним, при этом средняя зарплата в то время составляла около 1500 рублей в месяц.

Однако с 2001 года с вступлением в силу второй части Налогового Кодекса государство ввело «плоскую» шкалу, когда ставка налогообложения устанавливалась единой для всех налогоплательщиков вне зависимости от суммы налога, за некоторым исключением. «Плоская ставка» составила 13 % для всех типов и размеров дохода, а исключениями были:

  • ставка для дохода в виде дивидендов – 9 % (эту пониженную ставку отменили с 2015 года);
  • ставка в размере 35 % для выигрышей в лотереях, азартных играх и для некоторых особых видов доходов, например, таких, как экономия на процентах по займам и кредитам;

Кроме того, повышенная, но единая ставка в размере 30 % устанавливалась для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами. Одновременно с отменой пониженной ставки на дивиденды начались разговоры о том, что необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ. Один из них предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн рублей в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносились в Госдуму и так же регулярно отклонялись ею. Например, такой законопроект, внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам спустя два месяца по причине отсутствия заключения Правительства, после чего так и не был внесен повторно.Таким образом, власти демонстрировали желание сохранить плоскую шкалу НДФЛ как наиболее эффективную, ведь неоднократно транслировалось, что благодаря ей наполняемость бюджета улучшилась, и введение прогрессивной ставки привело бы увеличению темпов «бегства капитала» из страны.

Однако в 2020 году, на фоне пандемии и разрастающегося экономического кризиса, президент публично озвучил инициативу об увеличении ставки НДФЛ до 15 % на доходы, превышающие 5 млн рублей в год. Это по сути означает введение «прогрессивной» шкалы с двумя ставками 13 и 15 % и одним порогом дохода – 5 млн рублей. Важно помнить, что законопроект вступит в силу с 2021 года.

Как работает этот налог за рубежом?

Мировая практика показывает, что можно успешно использовать так называемую «прогрессивную» шкалу налогообложения доходов физических лиц. Среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) плоская шкала налогообложения пока еще действует только в России, Венгрии и странах Балтии. Все остальные страны применяют прогрессивную шкалу.

Шкала солидарности

Почему России пора всерьез задуматься о прогрессивном налогообложении.

В конце 2020 года желающие смогут в числе прочего отметить 20-летие действия плоской шкалы НДФЛ. Все эти годы в обществе, СМИ и властных коридорах с разной степенью интенсивности, но с завидной регулярностью (с традиционным обострением в виде законопроектов авторства парламентской оппозиции перед выборами в Госдуму) обсуждается идея введения (возврата) прогрессивной шкалы НДФЛ.

Не стал исключением и едва начавшийся 2020 год. Только в феврале тема сначала прозвучала в интервью министра финансов, предложившего вернуться к разговору в 2024 году, а затем из уст руководителя аналитического управления ФНС, повторившего в сопровождении расчетов привычный перечень аргументов “против” (мол, плоская шкала легко администрируется, прогрессия предоставит несправедливые преимущества “теневому” сектору, а выпадающие из-за нулевой ставки на низкие доходы бюджета дополнительные сборы повышенной ставкой с высоких доходов компенсировать не удастся).

Казалось бы, эта песня уже слегка поднадоела. Но на самом деле еще в начале января мы были как никогда близки к введению прогрессивного НДФЛ в параметрах “1 или 1,5 необлагаемых МРОТ/мес.” и “16 % или даже 18% НДФЛ на доходы сверх необлагаемого минимума”. Эти меры всерьез рассматривались в рамках подготовки текста послания президента Федеральному собранию. А раз так, давайте в очередной раз обсудим тему во всем многообразии не вполне очевидных фактов и реальных аргументов “за” и “против”.

Четыре вопроса про прогрессивную ставку

Начнем с оценки заявленных выше аргументов. Тезис о том, что плоская шкала легко администрируется, был хорош в начале века, но сегодня слабо вяжется с имиджем технологически совершенной налоговой службы, неоднократно заверявшей, что в состоянии проадминистрировать любую самую изысканную шкалу НДФЛ.

Читайте также:
Имущественный вычет 2021: новые правила

При этом не менее 20 млн россиян действительно получают зарплаты и прочие трудовые или предпринимательские доходы в тени, не отягощенные НДФЛ и взносами во внебюджетные фонды, и введение прогрессивной шкалы лишь увеличит разрыв в налоговой нагрузке между ними и их работодателями/клиентами, с одной стороны, и легальным сектором экономики, с другой.

Наконец, третий тезис является производной от конкретной шкалы и в качестве самостоятельного аргумента рассматриваться не может.

Впрочем, это лишь начало дискуссии. Для того чтобы составить свое мнение о целесообразности прогрессивной шкалы НДФЛ, неплохо обсудить как минимум еще четыре вопроса.

Первый — о справедливости и эффективности прогрессивной шкалы, а заодно — о том, чье именно мнение о ней следует спрашивать.

Второй — о том, а нет ли у нас по факту прогрессивного налогообложения доходов уже сейчас.

Третий — об экономических последствиях изменения налоговой нагрузки на доходы.

И четвертый — о роли НДФЛ в бюджетной системе и о влиянии введения прогрессивной шкалы на положение разных субъектов Федерации.

Прогрессивная шкала эффективна

С первым вопросом все предельно просто. Если считать налоги платой за производимые государством общественные блага, ценой общественного договора, становится очевидным, что даже плоская шкала (не говоря о прогрессивной) обложения доходов не имеет ничего общего со справедливостью, — понятно, что, чем ниже уровень доходов, тем в среднем выше в абсолютном выражении потребление общественных благ (будь то государственный детский сад или дотируемый из бюджета проезд на общественном транспорте, не говоря о мерах социальной поддержки и проч.).

Что не отменяет тезиса об эффективности прогрессивной шкалы — как из банального соображения о том, что не стоит гонять деньги туда-обратно сначала в виде налога со, скажем, первых 10–15 тыс. руб./ мес., а затем — в виде дотаций и проч. На более сложном уровне мало кто из экономистов будет спорить с тезисом о том, что умеренное сокращение разрыва доходов в обществе (в том числе за счет перехода к прогрессивной шкале НДФЛ) напрямую коррелирует со способностью экономики и ее человеческого капитала к более высоким темпам экономического роста.

А потому введение умеренной прогрессии в отношении реально высоких доходов (напр., свыше 500 тыс. руб./ мес., например, по ставке в 15–17 % представляется вполне разумным. Только вот обсуждать его нужно не со всем обществом в целом (которое завсегда одобрит повышенное обложение доходов наиболее состоятельной части своих соотечественников), а как раз с теми, кто эти дополнительные 2–4 % будет платить. А если еще и найти способ в дальнейшем говорить им спасибо за повышенные налоговые обязательства, наше движение в нормальном направлении развития человечества может оказаться куда более успешным, чем ранее.

Ответ на второй вопрос находится в категории “удивительное рядом”. Желающие разобраться в нем самостоятельно могут изучить смежный по отношению к НДФЛ вопрос исчисления взносов в три внебюджетных фонда (ПФР, ФОМС и ФСС), которые взимаются в общем случае с работодателя с фонда оплаты труда.

Нам же для целей настоящей статьи достаточно констатировать, что изначально задуманная как страховая по своей природе система финансирования фондов эволюционировала таким образом, что страховым можно условно считать объем взносов с первых, скажем условно, 100 тыс. руб. трудовых доходов в мес. по совокупной ставке в 30 %, в то время как дополнительная (с 2012 г. для ПФР и с 2015 г. в ФОМС) нагрузка в размере 15,1 % является ничем иным по своей природе, как подоходным налогом (ибо никак не влияет ни на размер пенсии, ни на объем и цену помощи по полису ОМС).

А потому прогрессивная шкала обложения доходов (правда, только трудовых доходов) у нас уже давно действует, доходя примерно до 24 % c доходов выше условно 100 тыс. руб./мес.

Но есть и риски

Следующий вопрос следует анализировать, имея в виду следующее. Структура экономики такова, что ⅔ ее контролируется государством. А потому любое увеличение налоговой нагрузки на ФОТ (будь то в виде роста НДФЛ или роста взносов в фонды — что есть сообщающиеся сосуды), которое распределится между работником и работодателем, во второй своей части приведет:

в бюджетной сфере — к отнесению нагрузки на источник финансирования, а именно — на расходы бюджета;

в компаниях с госучастием — к уменьшению дивидендов в пользу бюджета;

в естественных монополиях — к увеличению тарифов;

в сжимающемся частном секторе — к нагрузке на прибыль предпринимателя с сокращением и без того не блестящих ресурсов для реинвестирования.

Ну и, конечно, одновременно не стоит забывать, что рост нагрузки на ФОТ никак не будет способствовать выводу из тени доходов тех самых минимум 20 млн россиян, упомянутых выше.

И, наконец, последнее.

НДФЛ — первый или второй по значимости в зависимости от субъекта источник доходов региональных бюджетов. Прогрессивная шкала — это не только (и не столько) высокие ставки на высокие доходы, но прежде всего — низкие или нулевые ставки на низкие доходы. Так вот, в приводившихся выше параметрах условный (сверхдотационный) Дагестан потеряет порядка 30 % своих доходов от НДФЛ, условная Ульяновская область (просто дотационная) — порядка 5 %, условный Пермский край (слегка профицитный в последнее время усилиями ставшего впоследствии федеральном министром губернатора) — порядка 2 %.

Читайте также:
Социальный налоговый вычет через работодателя можно получить по новому закону с 2021 года
А сверхпрофицитная Москва не потеряет ничего, только приобретет.

Значит, вводя прогрессивную шкалу, нужно одновременно продумывать еще и сверхсложный механизм не только компенсации потерь потерпевшим субъектам (это как раз несложно, было бы из чего), но и изъятия “излишков” у выигравших, которые, по мнению большей части страны (да и федералов), и без того зажрались. Как показал опыт последней подковерной дискуссии (в рамках которой превышение ставки над исходными 13 % предполагалось направлять в федеральный бюджет и затем перераспределять), задача оказалась непосильной.

Что надо сделать?

Резюмируя сказанное, можно предположить, что прогрессивный НДФЛ у нас рано или поздно появится. Но, чтобы сделать этот шаг разумным и эффективным, начать стоит вовсе не с него, а с ряда куда более простых вещей.

Для начала привести в соответствие со временем и технологическими возможностями налогового администратора процедуры получения налоговых вычетов по НДФЛ на образование и медицину, которыми сейчас пользуются не более 5 % имеющих на это право налогоплательщиков, потому что это процедура, заставляющая нас предоставлять для обоснования этого права государству информацию (о расходе, о получателе платежа и его праве на занятие такой деятельностью, о родственных связях — в случае понесения расхода за родственников), которая у него и так имеется в полном объеме (от родственных связей до учета расходов и лицензий на медицинскую и образовательную деятельность).

В идеале в конце года налогоплательщик вместе с формой 2-НДФЛ должен получать сводку доступных к вычету расходов и возможность одним действием реализовать свое право на вычет. При этом сам размер вычета (сейчас 50 тыс. руб. и 120 тыс. руб. в год по большинству расходов) следует значительно поднять (бюджетный профицит в помощь), а в долгосрочной перспективе право на вычет можно ограничить кругом налогоплательщиков с доходами не выше определенного минимума (как сейчас сделано по стандартному налоговому вычету на детей).

Далее снизить нагрузку на ФОТ примерно до 20 %, сохранив и усилив при этом страховой характер взносов (то есть ограничив базу первыми, предположим, 100 000 руб. ФОТ в мес.) и признав оставшуюся часть этих взносов (ту, с которой сейчас берется солидарная 10 %-ная ставка тарифа в ПФР и в полном объеме тариф в ФОМС) налогом на доходы.

Снижение должно привести к дальнейшей легализации теневых доходов — хотя одним снижением (и выравниванием нагрузки со стоимостью обнала) дело не решишь, снижение уровня социальных гарантий для уклонистов тоже должно появиться на повестке. До тех пор, пока, к примеру, за “теневых” сотрудников (примерно 17 млн чел по стране) взносы в ФОМС будут платить региональные бюджеты (а значит, их законопослушные соседи), и это никак не будет отражаться на объеме покрытия по ОМС, стимулы оставаться в тени сохранятся.

И закончить — спокойным обсуждением крайне умеренного роста ставки НДФЛ на реально высокие доходы (от 6 или даже 12 млн руб./год) с той категорией населения, которая эти доходы получает. В формате, например, глубоких социологических исследований. Уверен, что при разумной постановке государством вопроса эта категория налогоплательщиков спокойно и добровольно примет на себя повышенные налоговые обязательства из тех самых “солидарных” соображений, которые у нас так привыкли навязывать в ультимативном порядке.

Имущественный вычет при приобретении имущества. А не пора ли увеличить?

Согласно ст. 220 НК РФ, максимальная сумма, за которую сегодня можно получить имущественный налоговый вычет, составляет – 2 000 000 рублей. С такой суммы гражданин может получить максимум – 260 000 рублей. Использовать данное право можно только один раз, при этом если жилье стоит меньше 2 000 000 рублей, вычет рассчитывают в зависимости от суммы покупки, а остаток можно перенести на приобретение других объектов.

Стоить отметить, что текущий размер имущественного налогового вычета был определен более 8 лет назад.

Для примера, расчитаем соотношение налогового вычета и цены на квартиру в городе Москве. Приблизительная стоимость квадратного метра в новостройке в Москве по состоянию на июль 2021 г. – составила около 300 тысяч рублей. Не сложно подсчитать, что при такой стоимости квадратного метра, цена однокомнатной квартиры в 35 квадратных метров составит -10 500 000 рублей. При этом, для такой квартиры максимальная сумма налогового вычета – 260 000 рублей (с 2 000 000 рублей), что составляет примерно 2,7 % от цены квартиры. Является ли такая сумма формой поддержки граждан от государства, если 2,7% это ниже уровня инфляции 2020 года? Вопрос риторический.

Данная проблема, в последнее время, неоднократно поднималась на государственном уровне. Так, в 2020 году член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров в своем письме Правительству предложил вдвое увеличить налоговый вычет при покупке. По его мнению, сумма максимального вычета должна составлять 520 000 рублей (с 4 миллионов рублей). О рекции Правительства на данное предложение, автору не известно.

Читайте также:
Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ в 2021 году

Также 26.05.2021 г. зампред Комитета по образованию и науке Максим Зайцев внес в Государственную думу законопроект № 1180505-7 «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В пояснительной записке к данному законопроекту, совершенно объективно было указано: «что действующий размер имущественного налогового вычета на приобретение жилья был установлен в 2013 году, то есть почти 8 лет назад, и за прошедший период ни разу не пересматривался в сторону увеличения. В то же время стоимость жилья на российском рынке недвижимости во всех регионах растет высокими темпами. Таким образом, размер налогового вычета существенно несопоставим с рыночной стоимостью жилья и практически не является эффективной материальной мерой поддержки граждан для своевременного погашения ипотеки и покупки подходящей недвижимости. Неоднозначная экономическая ситуация явилась основанием для утверждения в 2020 году программы льготной ипотеки и ее расширения, благодаря чему приобретение жилья стало для многих граждан более доступным. Тем не менее, такие программы являются временными, поэтому, несмотря на свою результативность и действенность, они прекращают работу, в то время как жилье не становится дешевле. Более того, в России действуют другие эффективные программы, как например, материнский капитал на приобретение жилья, программы покупки жилья для молодой семьи и др. Вместе с тем, жилая недвижимость в России, приобретение и обновление которой является проблемой для большинства населения страны, все равно остается недоступной для многих граждан из-за дороговизны». Законопроект был отклонен в июне 2021 года. Обоснованием явилась по следующая причина: «Согласно статьям 56, 61, 611, 612, 613 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) НДФЛ зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Принятие законопроекта может привести к изменению налогового потенциала субъекта Российской Федерации, используемого в соответствии со статьей 131 БК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» для расчета бюджетной обеспеченности региона. Исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, ему предоставляются дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Изменение указанного уровня приведет к изменению финансовых обязательств государства и может привести к расходам федерального бюджета» – цитата из заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Таким образом, по мнению Думцев, увеличение суммы налогового повлечёт изменению финансовых обязательств государства и может привести к расходам федерального бюджета (что в нашей стране, конечно, недопустимо). Учитывая природу налогового вычета, данная формулировка звучит довольно странно.

Стоит сказать, что запрос на повышение суммы налогового вычета у населения существует довольно давно, особенно это касается федеральных центров, где стоимость жилья выше, чем в регионах. При существующем уровнем инфляции и цен на жилье, увеличение суммы налогового вычета, позволит оказать реальные государственные меры поддержки гражданам в улучшении их жилищных условий и предоставить им существенную финансовую помощь при реализации своего права на жилье.

Какие налоговые вычеты можно получить в 2021 году

Кому положены и как подтвердить

С помощью налоговых вычетов можно ощутимо сэкономить и поправить семейный бюджет.

Уже можно подавать декларацию в налоговую инспекцию и возвращать налог, уплаченный за прошлый год. При этом многие люди имеют право сразу на несколько вычетов, но сложно разобраться, какие нужны документы и как все оформить.

В этой статье я сделала подборку основных типов вычетов: кому положены, в какой сумме и как их подтвердить.

О чем расскажу в статье:

  • Что такое вычеты
  • Типы вычетов
  • Изменения в вычетах с 2021 года
  • Имущественные вычеты
  • Стандартные налоговые вычеты
  • Социальные налоговые вычеты
  • Инвестиционные налоговые вычеты
  • Профессиональные налоговые вычеты

Что такое вычеты

Почти все мы платим НДФЛ — с зарплаты и других доходов. Если вы потратились на лечение, учебу, купили квартиру или пополнили индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), то имеете право на вычет — возврат части уплаченного НДФЛ. Вычет можно получить двумя способами:

  1. Государство вернет часть налогов, которые вы заплатили раньше. Для этого нужно будет подать в налоговую инспекцию декларацию и документы, подтверждающие право на вычет.
  2. Через работодателя. Нужно предоставить уведомление на вычет из налоговой, и на этом основании работодатель перестанет удерживать налог при выплате заработной платы на некоторое время.

Получить вычет могут только те, у кого есть официальный доход, с которого платится НДФЛ по ставке 13%. Еще нужно быть резидентом РФ — проживать в России не менее 183 дней в календарном году. В 2020 году можно было стать резидентом, если прожить в стране 90 дней. Для этого нужно подать заявление в инспекцию до 30 апреля 2021 года. Нерезиденты воспользоваться вычетом не могут.

Чем раньше подать декларацию по итогам года, тем быстрее вернут деньги из бюджета.

Срок подачи декларации — до 30 апреля следующего года. Это касается только тех, кто обязан задекларировать свои доходы: например, если человек сдавал в аренду имущество или продал квартиру, которая находилась в собственности менее минимального срока владения — трех или пяти лет в зависимости от ситуации.

Читайте также:
№ 279-ФЗ о внесении изменений в НК в части предоставления социальных налоговых вычетов

А те, кто хочет просто воспользоваться налоговым вычетом, например вернуть 13% от сумм за обучение или лечение, могут подать декларацию в течение трех лет с того года, как оплатили расходы. А вычетом на покупку жилья можно воспользоваться и спустя три года, и через десять лет после покупки — ограничений по срокам для этого вычета нет.

Какие бывают типы вычетов

По доходам за 2020 год можно воспользоваться следующими видами вычетов:

  1. Стандартные — вычеты на детей и те, что получают инвалиды и отдельные категории людей.
  2. Социальные — на обучение, лечение, благотворительность и прочие.
  3. Инвестиционные — по доходам от операций с ценными бумагами и ИИС.
  4. Имущественные — вычеты при покупке жилья и продаже имущества.
  5. Профессиональные — вычеты для ИП, физлиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и людей, которые занимаются частной практикой, например нотариусов.

По доходам, которые получили с 2021 года, можно будет также воспользоваться новыми видами вычетов. О них мы расскажем в отдельных статьях.

Как победить выгорание

Что изменилось в вычетах в 2021 году

26 января 2021 года первое чтение в Госдуме прошел законопроект, который упростит процедуру получения некоторых вычетов: воспользоваться вычетом можно будет «в один клик». Это новшество коснется, скорее всего, вычетов на лечение и обучение, имущественного вычета при покупке жилья, расходов на уплату процентов по ипотеке, а также инвестиционных вычетов по операциям на ИИС. Но пока этот закон не принят, продолжает действовать старый порядок.

До 2021 года применять вычеты можно было ко всем доходам, которые облагаются по ставке 13%, кроме дивидендов. С 2021 года доходы физлиц разделяются на налоговые базы — неосновную и основную:

  1. К неосновной налоговой базе относятся доходы, перечисленные в подп. 1—8 п. 2.1 и подп. 1—7 п. 2.2 ст. 210 НК РФ. Например, это прибыль от продажи ценных бумаг или выигрыш в лотерее.
  2. Основная налоговая база — все остальные доходы, которые облагаются по ставке 13 или 15%. Например, зарплата или проценты по вкладам.

К доходам из основной налоговой базы вычеты можно будет применять свободно, из неосновной — только три вычета:

  1. Вычет на долгосрочное владение ценными бумагами. Если акция или облигация находилась в собственности инвестора более трех лет, то с дохода от ее продажи он не платит НДФЛ.
  2. Вычет на доходы от ИИС типа Б : при купле-продаже ценных бумаг на таком счете резидент освобождается от уплаты налога с прибыли.
  3. Вычет при переносе убытков на будущие периоды. Применяется к доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, если ранее по ним на брокерском счете инвестор получил убыток.

Но эти новшества нужно будет учитывать при заявлении вычетов на расходы, которые были в 2021 году, то есть при подаче декларации в начале 2022 года. Пока же отчитываемся перед налоговой за 2020 год в старом порядке — только по тем доходам, которые облагаются по ставке 13%.

Имущественные налоговые вычеты

Имущественные вычеты может получить человек, который совершал операции с недвижимостью. В частности:

  1. продавал имущество;
  2. покупал жилье: дома, квартиры, комнаты и прочее;
  3. строил жилье, включая покупку земельного участка для этой цели.

Полный перечень операций, по которым можно получить имущественный вычет, а также порядок их предоставления прописан в статье 220 НК РФ.

Рассмотрю вычеты, которые вызывают больше всего вопросов.

При покупке квартиры в новостройке или на вторичном рынке можно воспользоваться вычетом по расходам на приобретение жилья.

Если квартиру приобретать в ипотеку, то государство вернет еще больше: кроме вычета на жилье можно воспользоваться и вычетом на проценты.

Кому положены. Вычет может получить человек, который приобрел квартиру и заплатил за нее полностью или частично. От расходов будет зависеть сумма вычета. По квартирам, которые получены по наследству или подарены, получить вычет нельзя: за них приобретатель ничего не платил.

Получить вычет можно только после того, как оформлен правоустанавливающий документ на квартиру.

В случае новостройки — когда дом сдан и подписан акт приема-передачи.

На вторичном рынке — свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.

Если квартира приобретена в браке, то она считается совместной собственностью. Не важно, на кого оформлена квартира, кто за нее платил, — вычет могут получить оба супруга.

Размер вычета на покупку квартиры. Вычет можно получить на сумму расходов на квартиру, но не более 2 000 000 Р . Допустим, квартира стоит 3 000 000 Р , вычет предоставят на сумму 2 000 000 Р . То есть вернуть из бюджета можно: 2 000 000 Р × 13% = 260 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета можно перенести на другой объект. Например, человек приобрел квартиру за 1 500 000 Р и воспользовался вычетом в той же сумме. При покупке другой квартиры он имеет право на вычет 500 000 Р .

Если квартиру приобрели супруги, то вычеты могут быть распределены между ними по заявлению в любых пропорциях независимо от того, на кого оформлена квартира и кто за нее платил.

Читайте также:
Постановление правительства РФ № 201 - перечень услуг и лекарств для социального налогового вычета + перечень дорогостоящих видов лечения

Например, в заявлении о распределении вычета можно указать, что на долю жены приходится 80% вычета, а на долю мужа — 20%. Заявление о распределении вычета можно подать в инспекцию только один раз — до того, как супруги начнут получать вычет. Изменить пропорцию потом нельзя. Каждый из супругов может воспользоваться максимальным вычетом в 2 000 000 Р .

Распределять вычет имеет смысл, только когда цена квартиры ниже 4 000 000 Р . Если она дороже, каждому дадут вычет с 2 000 000 Р , то есть сумма к возврату — 260 000 Р на человека.

Кроме того, распределять вычет нужно, только если второй супруг тоже хочет получить вычет по этой квартире. Если такого желания второй супруг не изъявляет, то вычет получит только один супруг, без заявления о распределении вычета.

При покупке квартиры в новостройке в вычет можно включить сумму расходов на отделку: они не увеличат общую сумму вычета, а войдут в лимит — 2 000 000 Р .

Например, квартира стоит 1 800 000 Р , а расходы на отделку — 300 000 Р . Размер вычета — 2 000 000 Р , то есть к возврату за счет вычета будет 260 000 Р . Для получения вычета важно, чтобы в договоре, по которому приобретается квартира, было указано, что квартира без отделки.

Размер вычета на проценты, уплаченные банку. Если для покупки квартиры брали ипотечный кредит в банке, то можно получить вычет и на проценты, уплаченные банку. Максимальная сумма вычета по процентам — 3 000 000 Р . То есть из бюджета можно вернуть: 3 000 000 Р × 13% = 390 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета на проценты нельзя переносить на другие объекты. Он дается только на один объект. То есть неиспользованный остаток вычета просто сгорит.

Например, при приобретении квартиры в ипотеку банку были уплачены проценты на сумму 1 800 000 Р . Эта сумма была заявлена к вычету. При покупке в ипотеку другой квартиры воспользоваться остатком вычета — 1 200 000 Р — уже не получится.

Вычет на проценты также можно распределять между супругами по их заявлению. При этом не важно, на кого оформлен кредитный договор и кто платит банку. В отличие от вычета на покупку квартиры, заявление можно писать каждый год и перераспределять проценты.

Проверьте, сколько вам вернут при покупке квартиры, в нашем калькуляторе:

Документы. Воспользоваться вычетом можно двумя способами:

  1. Предоставить налоговой инспекции декларацию и подтверждающие документы. Декларацию нельзя подать в год покупки квартиры — только в последующие. После проверки декларации и подтверждения вычета инспекция вернет налог.
  2. Оформить вычет у работодателя. В этом случае можно заявить вычет в том же году, когда была приобретена квартира. Но чтобы работодатель перестал удерживать налог, надо получить в налоговой уведомление о праве на вычет. Для получения уведомления в инспекцию необходимо представить заявление и пакет документов.

Если квартира в новостройке, то в инспекцию необходимо представить такие документы:

  1. Копию акта о передаче квартиры.
  2. Копию договора о приобретении квартиры или прав на нее.
  3. Копии платежных документов: квитанций, платежек из банка, расписок и других.

Если квартира куплена на вторичном рынке, то подтвердить право на вычет можно такими документами:

  1. Копией свидетельства о регистрации права или копией выписки из ЕГРН.
  2. Копией договора о приобретении квартиры.
  3. Копией акта приема-передачи, если в договоре не зафиксирован этот момент.
  4. Копиями платежных документов.

Для получения вычета на проценты, уплаченные банку, представляются такие документы:

  1. Копия кредитного договора.
  2. Справка банка о размере уплаченных по кредиту процентов.
  3. Копии платежных документов.

Если вычет заявляется супругами, то необходимо представить заявление о распределении вычета.

Нюансы, о которых мы писали в Т⁠—⁠Ж:

Если квартира находилась в собственности пять лет, а в определенных случаях — три года, при ее продаже не нужно платить налог и подавать декларацию.

Если продать квартиру раньше этого срока, то придется отчитаться перед налоговой инспекцией. Что касается налога, либо его можно уменьшить, либо его совсем может не быть — если воспользоваться имущественным вычетом.

Кому положены. Вычетом могут воспользоваться продавцы квартир. Им также можно воспользоваться при продаже долей, жилых домов, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли в этом имуществе.

Вычет в размере доходов, полученных от продажи квартиры, но не более 1 000 000 Р . Вычет можно применять, если нет документов о расходах.

Например, человек купил квартиру в 2020 году, а в 2021 году продал ее за 3 000 000 Р . Документы, подтверждающие расходы на покупку квартиры, не сохранились. Если воспользоваться вычетом в 1 000 000 Р , то сумма налога составит: (3 000 000 Р − 1 000 000 Р ) × 13% = 260 000 Р . Экономия составит: 1 000 000 Р × 13% = 130 000 Р .

При продаже квартиры, которая находится в общей долевой или совместной собственности, вычет в 1 000 000 Р распределяется между совладельцами квартиры пропорционально их доле. Либо это делается по договоренности между совладельцами долей, не выделенных в натуре.

Читайте также:
Все об имущественном налоговом вычете для супругов

Если в течение года человек продал несколько квартир, то общая сумма вычета составит 1 000 000 Р , а не по 1 000 000 Р за каждую квартиру.

Вычет на продажу квартиры, в отличие от вычета на покупку квартиры, можно применять неограниченное количество раз. То есть его можно использовать хоть каждый год.

Вычет в размере документально подтвержденных расходов на покупку квартиры. Когда все документы на руках, лучше применить этот вычет.

Допустим, квартира куплена в 2020 году за 2 000 000 Р и есть документы, подтверждающие расходы. А в 2021 году квартиру продали за 3 000 000 Р . В этом случае сумма налога составит: (3 000 000 Р − 2 000 000 Р ) × 13% = 130 000 Р .

Чтобы посчитать, какой налог нужно заплатить при продаже квартиры, воспользуйтесь нашим калькулятором:

Документы. Для применения вычета 1 000 000 Р нужно подать в инспекцию декларацию и приложить к ней копию договора купли-продажи.

Если доход от продажи квартиры уменьшать на расходы, которые были при покупке этой квартиры, то дополнительно нужно представить копии документов по предыдущей сделке:

  1. Договора, по которому была приобретена квартира, — купли-продажи или участия в долевом строительстве.
  2. Расписок.
  3. Квитанций из банка.
  4. Других документов о расходах.
  5. Акта-приема передачи, если квартира приобреталась по ДДУ.

Стандартные налоговые вычеты

Кому положены. Стандартные налоговые вычеты делятся на две категории: вычеты на себя и на детей.

Вычеты на себя. Вычет предоставляется определенным категориям физлиц. Например, инвалидам с детства, инвалидам первой и второй групп, «чернобыльцам», родителям и супругам военнослужащих, погибших при исполнении военных обязанностей, и другим. Перечень лиц, которые могут претендовать на стандартный налоговый вычет, есть в законе.

Вычет на ребенка (на детей). Эти вычеты предоставляются обоим родителям. На вычет также могут претендовать усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Важно, чтобы ребенок находился на их обеспечении.

Вычет предоставляется с месяца, в котором родился ребенок, и до конца того года, в котором он достиг 18 или 24 лет, если продолжает учиться очно.

Размер — 500 Р или 3000 Р за каждый месяц года. Размер вычета зависит от категории налогоплательщика. Например, людям, которые получили инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, каждый месяц положен вычет 3000 Р . Инвалиды с детства могут претендовать на вычет 500 Р ежемесячно.

Если человек имеет право воспользоваться несколькими вычетами на себя, то ему будет предоставлен максимальный из них. Так, если инвалид-«чернобылец» также и инвалид с детства, то ему будет предоставлен вычет 3000 Р .

Три налоговых вычета: как сэкономить при покупке и продаже жилья

При покупке квартиры можно вернуть часть потраченных средств в виде налогового вычета. Дополнительный вычет доступен для покупателей ипотечной недвижимости. Правом на налоговый вычет обладают и продавцы недвижимости. Они могут уменьшить налогооблагаемую базу на 1 млн руб. Но о таких возможностях знают далеко не все владельцы недвижимости.

Вместе с экспертами разбираемся, в чем разница между этими вычетами, сколько раз ими можно воспользоваться и какую сумму они позволяют сэкономить.

Налоговый вычет при покупке жилья

1. Основной вычет

При покупке жилья собственник вправе воспользоваться налоговым вычетом. Для этого нужно быть налоговым резидентом страны и платить налог на доходы по ставке 13% (обычно удерживается из зарплаты). Если собственник квартиры не работает или платит налоги как индивидуальный предприниматель по упрощенной системе налогообложения, вернуть налог с помощью имущественного вычета нельзя, потому что он не уплачивается в бюджет.

Максимально возможная сумма для расчета имущественного вычета при покупке составляет 2 млн руб., от нее отсчитываются 13%. Таким образом, покупатель может вернуть до 260 тыс. руб. (или 13% от 2 млн руб.). Даже если квартира стоит 10 млн или 100 млн руб., все равно максимально можно будет вернуть 260 тыс. руб.

Если квартира покупалась с помощью материнского капитала, то из основной суммы покупки вычитается размер субсидии и от остатка считается вычет. Например, квартира стоила 2 млн руб., из них 500 тыс. руб. — маткапитал. Налоговый вычет исчисляется от 1,5 млн руб. и будет равен 195 тыс. руб.

Имущественный вычет при покупке жилья предоставляется один раз. Но если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета лишь частично — например, квартира стоила 1,5 млн руб., — то остаток вычета, то есть 500 тыс. руб., может быть перенесен на другие объекты. Более детальную информацию о налоговом вычете читайте в материале «Налоговый вычет в 2021 году: что нужно знать при покупке квартиры».

Комментарий эксперта

Марина Толстик, председатель совета директоров сети «Миэль»:

— При приобретении жилья в долевую собственность каждый собственник вправе получить имущественный налоговый вычет в соответствии с размером его затрат на приобретение недвижимого имущества, но не более 2 млн руб. на каждого. Например, если квартира приобретена за 6 млн руб. в долевую собственность супругов по 1⁄2 доли, то налоговый вычет каждого составит 260 тыс. руб. Если доли распределены в иных пропорциях, например 20% на 80%, то вычет первого составит 156 тыс. руб., а второго — 260 тыс. руб.

Читайте также:
Кто имеет льготы по транспортному налогу 2021

2. За проценты по ипотеке

Если квартира покупалась в ипотеку, то, помимо основного вычета, можно получить еще вычет за уплаченные по кредиту проценты. В расчет берутся все реально погашенные проценты. Но и здесь есть лимит — не более 3 млн руб. Сумма налогового вычета по процентам рассчитывается по аналогии с имущественным вычетом — это 13% от базы (выплаченных процентов). Таким образом, максимальная сумма к возврату по процентам составляет 390 тыс. руб. (13% от 3 млн руб).

В отличие от основного вычета, воспользоваться вычетом от уплаты процентов по ипотеке можно только один раз и относительно одного объекта. Это следует учитывать — иногда лучше сохранить налоговую льготу и потратить ее при оформлении другой ипотеки.

Право получения вычета по процентам, как и при основной сумме, возникает после регистрации права собственности. В общей сложности при покупке жилой недвижимости одному человеку можно вернуть до 650 тыс. руб. (с учетом вычета за проценты по ипотеке).

Читайте также:

Вычет при продаже жилья

Налоговым вычетом могут воспользоваться и продавцы недвижимости. По закону, если недвижимость находится в собственности меньше минимального срока владения — пяти лет (или трех лет, если недвижимость подарена или получена в наследство), то продавец должен заплатить налог в 13% с продажи недвижимости. При этом он может воспользоваться налоговым вычетом с продажи.

Максимальная сумма вычета при продаже жилых домов, квартир, комнат составляет 1 млн руб., а при продаже гаражей и нежилых помещений — 250 тыс. руб. В данном случае налогооблагаемую базу можно уменьшить на указанные суммы вычета, а не вернуть назад 1 млн руб. и 250 тыс. руб. соответсвенно. Вычет НДФЛ при продаже жилья можно использовать многократно в течение жизни, но не более одного раза в год. Подробнее о налоге с продажи жилья и налоговом вычете читайте в материале «Налог с продажи квартиры — 2021: инструкция по НДФЛ»

Как рассчитать сумму налога с продажи

Налог по продаже квартиры рассчитывается по формуле: ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ — 1 млн руб. *13% = НДФЛ,

где 1 млн руб. — максимальная база для налогового вычета, на который может быть уменьшен доход, полученный при продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков, а также долей в указанном имуществе.

«Если собственник приобрел квартиру за 5 млн руб. и продал ее через два года (раньше предельного срока владения) за 6 млн руб., то он может заявить в свой декларации имущественный вычет с 1 млн руб. и уплатить налог по ставке в 13% с 5 млн руб. — 650 тыс. руб.», — привела пример председатель совета директоров сети «Миэль» Марина Толстик.

Но если у собственника есть все документы, подтверждающие покупку, то выгоднее уменьшить доход от продажи квартиры на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением квартиры, отметила эксперт. «То есть собственнику надо будет уплатить 13%-ный налог только с 1 млн руб. — это 130 тыс. руб. (6 млн руб. минус 5 млн руб. расход)», — привела расчеты эксперт.

В начале июля президент России Владимир Путин подписал закон, который освобождает граждан в ряде случаев от подачи налоговой декларации 3-НДФЛ после продажи недвижимости. Речь идет о сделках по продаже квартиры, загородного дома или комнаты, доход от которых не превышает 1 млн руб. Продавцы нежилых помещений и гаражей освобождены от подачи декларации и уплаты налога с тех сделок, доходы от которых не превысили 250 тыс. руб. В данном случае благодаря вычету налогооблагаемая база обнуляется и подавать декларацию не нужно.

Комментарий Александры Воскресенской, адвоката КА «Юков и партнеры»:

— Сумма, которую можно вернуть при использовании налогового вычета с продажи квартиры, рассчитывается двумя способами.

Первый вариант

Законом установлена максимальная сумма налогового вычета, на который может быть уменьшен доход при продаже жилого помещения — 1 млн руб. То есть облагаемый по ставке 13% доход, который указывается в налоговой декларации, уменьшается на 1 млн руб. Например, если квартира продается за 10 млн руб., то 13% уплачивается c 9 млн руб.: 10 млн руб. минус 1 млн руб. В данном случае налог составит 1,1 млн руб.

Второй вариант

Вместо получения налогового вычета гражданин может уменьшить полученный от продажи квартиры доход на сумму документально подтвержденных расходов. Простыми словами — это разница между ценой продажи квартиры и ценой ее покупки. Если гражданин купил квартиру за 10 млн руб., а продает за 15 млн руб., то НДФЛ будет уплачиваться с суммы: 15 млн руб. (сумма продажи) — 10 млн руб. (расходы, понесенные на покупку) = 5 млн руб. Ему нужно будет заплатить 650 тыс. руб. Таким образом, при продаже недвижимости есть возможность уменьшить налогооблагаемый доход, исходя из реальной прибыли, и это получается выгоднее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: