Минимальный стаж для пенсии по старости: каким он должен быть в России

Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России

Вопросы пенсионного обеспечения волнуют не только граждан, которым скоро выходить на пенсию, но и всех, кто заботится о собственном будущем. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие минимального трудового стажа. В России пенсионная система довольно часто претерпевает существенные изменения, и необходимо постоянно «держать руку на пульсе», чтобы не забыть обо всех изменениях.

Что такое минимальный трудовой стаж для выплаты пенсии

Бесплатно по России

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности. Для выплаты пенсии имеет значения страховой стаж, т. е. периоды времени, когда человек получал доход, и работодатель осуществлял за человека отчисления в ПФР. Если он меньше, чем установлено законодательством, то ему не смогут назначить страховую пенсию по старости.

Минимальный срок работы – это не единственное условие для назначения выплат страховой пенсии. В РФ применяется так называемая балльная система. Человеку необходимо набрать определенное число баллов (получить соответствующий индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) ), иначе ему даже при наличии нужного срока выплаты страховых взносов не назначат страховое пенсионное обеспечение по старости.

Применяться система с баллами и страховым (трудовым) стажем начала в 2015 году. До этого периода времени применялись другие правила.

Виды трудового стажа

Российское законодательство, регулирующее пенсионные выплаты, активно использует понятие трудового стажа. Но необходимо учитывать, что существуют различные его виды, каждый из которых играет важную роль в определенных ситуациях.

Различают следующие виды трудового стажа:

  1. Общий – учитывает суммарную продолжительность работы или полезной для общества деятельности. Рассчитывается в календарном порядке. Активно применялся до 2002 года.
  2. Страховой – общая продолжительность деятельности, когда осуществлялась выплата страховых взносов. Именно его применяют сейчас при определении возможности назначения пенсии.
  3. Специальный – периоды, когда человек работал по профессиям или в условиях, предусматривающих назначение пенсионных выплат на льготных условиях или в особом порядке. Играет важную роль при определении времени начала выплат. В него включают существенно ограниченный список видов деятельности.
  4. Непрерывный – продолжительность непрерывной работы на 1 предприятии или в нескольких организациях, если сроки перехода не превысили установленные законодательством нормы. В настоящее время это понятие в пенсионной системе полностью ликвидировано.

Наиболее важными для назначения пенсионных выплат являются страховой и специальный стаж. От них напрямую зависит возраст, когда человек сможет выйти на заслуженный отдых и различные параметры выплат.

Выслуга лет относится к специальному стажу, но она сама по себе является юридическим фактом, достаточным для назначения пенсии. При наличии нужной выслуги лет возраст человека и другие параметры не будут важны для назначения пенсии.

Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России

Изначально система начисления пенсии с учетом стажа и баллов начала применяться в 2015 году, но переход на нее осуществляется постепенно. С каждым годом увеличивается количество баллов, а также срок выплаты страховых взносов для выхода на пенсию увеличиваются.

Если в 2015 году для получения было достаточно 6 лет выплаты страховых взносов и 6,6 баллов (коэффициентов), то в 2019 году требования уже значительно больше – 10 лет и 16,2 балла. В 2024 году требования по сроку уплаты страховых взносов достиг своего максимума – 15 лет (при этом надо будет иметь не меньше 28,2 баллов), а в 2025 году полностью завершиться переход на новую систему назначения пенсионного обеспечения, и увеличатся требования по коэффициенту до максимума – 30.

Таблица. Требования к минимальной продолжительности периодов уплаты страховых взносов и индивидуальному коэффициенту в разных годах.

Год выхода на пенсию Минимальное значение ИПК (баллов) Требования к продолжительности уплаты страховых взносов (лет)
2015 6.6 6
2016 9 7
2017 11.4 8
2018 13.8 9
2019 16.2 10
2020 18.6 11
2021 21 12
2022 23.4 13
2023 25.8 14
2024 28.2 15
2025 30

Минимальные требования в отношении ИПК и периодов уплаты страховых взносов одинаковые для женщин и мужчин. Но еще одно условие – достижение возраста будет различаться.

Женщинам

Начиная с 2019 года, происходит постепенное повышение возраста назначения выплат от ПФР для женщин. Если до 2018 года он составлял 55 лет, то к 2023 году он достигнет 60 лет. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно – 1 год прибавляют ежегодно.

Женщинам, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, предоставлена небольшая льгота. Они смогут оформить назначение выплат на полгода раньше, чем предусмотрено новыми правилами, т. е. в возрасте 55,5 и 56,5 лет соответственно.

Мужчинам

Мужчинам также поднимают пенсионный возраст на 5 лет. До 2018 года они могли выходить на пенсию в 60 лет по стандартным правилам, а с 2023 года это будет возможно только в 65 лет. Происходит повышение также постепенно – 1 год к возрасту будущих пенсионеров добавляют ежегодно.

В 2019 и 2020 годах предусмотрены также и льготы по назначению пенсии на полгода раньше, чем положено по новым правилам.

Какие периоды трудового стажа учитываются

В трудовом стаже учитываются по стандартным правилам периоды, когда производились отчисления в ПФР. Это отражает суть происходящих реформ, в результате которых пенсионное обеспечение должно будет производиться по принципу страхования.

Обычно взносы в ПФР за человека платит работодатель. Это правило выполняется, если гражданин трудоустроен официально, и организация-работодатель осуществляет все положенные законодательством перечисления во внебюджетные фонды. Все поступающие средства от работодателя учитываются на отдельном лицевом счете, на основе их суммы рассчитываются балльные коэффициенты.

Все отчеты в ПФР для правильного назначения в будущем пенсионного обеспечения также передаются работодателем. Сам гражданин может в любое время запросить в ПФР справку по своему лицевому счету и узнать о накопленных коэффициентах и другую важную информацию.

Включают в трудовой стаж дополнительно время, когда человек находится на больничном, в отпуске по уходу за малышом до 1,5 лет или проходит военную службу. Если гражданину приходится ухаживать за ребенком-инвалидом, пожилым родственником и т. д., то это время также будет включено при расчете периода страхования.

Читайте также:
НПФ Сбербанк: отзывы клиентов о переводе накопительной пенсии

В этом видео рассказывается о периодах работы и других периодах, которые засчитываются в страховой стаж для пенсии:

Кто может оформить трудовую пенсию досрочно

Хотя государство повышает пенсионный возраст, при этом были сохранены льготы для многих категорий населения . Они позволяют рассчитывать на назначение обеспечения от ПФР значительно раньше.

Основные типы льгот для досрочного оформления трудовой пенсии:

  1. Профессиональные. Если человек трудится в тяжелых и/или опасных условиях, то ему могут предоставляют право на назначение обеспечения от ПФР раньше общеустановленных норм. Например, воспользоваться этой льготой могут шахтеры или работники горячих цехов.
  2. Территориальные. Если гражданин работает на Крайнем Севере, то он может рассчитывать на возможность закончить трудовую деятельность и уйти на заслуженный отдых раньше достижения общеустановленного возраста. Некоторым другим лицам также доступны данные льготные условия.
  3. Социальные. Наличие определенного социального статуса позволяет выйти на заслуженный отдых раньше, чем это установлено для граждан без такого статуса. Например, воспользоваться такой льготой имеют право многодетные матери, представители коренных народов, если ведут традиционный образ жизни и т. д.

Можно ли получать пенсию, если недостаточно стажа, или он отсутствует

Российское государство по праву считается социальным. Даже если человек не работал официально никогда в жизни, и за него не производились никогда отчисления во внебюджетные фонды, то его не оставят без средств существования в старости.

При отсутствии или недостаточном стаже, а также в ситуации, когда у человека нет или недостаточно баллов, ему назначают социальную пенсию . Она имеет несколько существенных отличий:

  • Может быть назначена только нетрудоспособным лицам. Одновременно работать и получать социальные пенсионные выплаты невозможно.
  • Размер страховых пенсионных выплат, конечно, будет больше социальных. Но все же это лучше, чем ничего.
  • Возраст для назначения социальных выплат выше. Он увеличен на 5 лет и поднимается вместе со стандартным возрастом для назначения пенсионного обеспечения.

Наличие определенного трудового стажа – важное условие для назначения страхового пенсионного обеспечения. Если его недостаточно, то человек сможет рассчитывать только на социальные пенсионные выплаты, которые назначают на 5 лет позже. Но надо не забывать, что для выхода на заслуженный отдых с получением положенного денежного обеспечения от государства требуется выполнение и других условий.

Полезное видео

Какой минимальный трудовой стаж для получения пенсии узнаете из этого видео:


Минимальный стаж для выхода на пенсию мужчинам и женщинам

Одним из базовых условий для назначения пенсии является наличие у гражданина страхового стажа не менее установленного норматива. При этом величина минимального стажа ежегодно увеличивается с шагом в 1 год. Например, для выхода на пенсию в 2021 году мужчинам и женщинам требуется не менее 12 лет стажа, а уже к 2024 г. этот норматив увеличится до 15. Норматив в 15 лет является окончательным, и дальнейшее его увеличение пока не предлагается и не обсуждается.

В страховой стаж включают не только время официальной работы гражданина, но и иные периоды жизни, относящиеся к социально значимым. Например, продолжительность отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет, службы в армии и так далее.

  • Если гражданину не хватает стажа из-за того, что он мало работал или вовсе никогда не работал, оформить страховую пенсию по старости нельзя. В этом случае возможно только назначение социальной пенсии по старости, причем на 5 лет позже пенсионного возраста.
  • Однако, если до минимального норматива не хватает всего год-два, стаж можно доработать или вовсе «докупить» в Пенсионном фонде, перечислив добровольный взнос на пенсионное страхование.

Сколько нужно стажа для начисления пенсии

Страховая пенсия по старости назначается гражданам при наличии у них не менее 15 лет страхового стажа, что установлено в части 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. Однако этот норматив применяется для тех граждан, кто выходит на пенсию в 2024 году или позже, а до этого времени будут действовать переходные положения закона. Они закреплены в Приложении 3 к закону № 400-ФЗ и приведены далее в таблице:

Год назначения страховой пенсии Минимальный страховой стаж в годах
2015 6
2016 7
2017 8
2018 9
2019 10
2020 11
2021 12
2022 13
2023 14
2024 и в последующие года 15

Норматив по минимальному страховому стажу определяется на день достижения гражданином установленного графиком пенсионного возраста.

Нужно отметить, что для россиян, которые решили отложить свой выход на пенсию и оформить ее чуть позже установленного срока, требования к минимальному стажу в связи с этим не изменятся. Норматив по-прежнему будет определяться относительно даты достижения ими пенсионного возраста.

Минимальный стаж для выхода на пенсию с учетом новой пенсионной реформы

Постепенное увеличение минимально необходимого стажа для начисления пенсии происходит уже с 2015 г. Однако в дополнение к этому с 2019 г. осуществляется еще и повышение пенсионного возраста — женщинам с 55 до 60, а мужчинам с 60 до 65 лет. В связи с этим для многих граждан дата оформления выплат была отложена, а значит и стажа им теперь нужно больше, чем требовалось до проведения реформы.

Далее представлена таблица с указанием минимально необходимого стажа в зависимости от даты выхода на пенсию женщин и мужчин (с учетом реформы):

Дата рождения Пенсионный возраст с учетом реформы Дата выхода на пенсию Минимальный стаж
Женщины
1 п. 1964 55.5 2 п. 2019 10
2 п. 1964 1 п. 2020 11
1 п. 1965 56.5 2 п. 2021 12
2 п. 1965 1 п. 2022 13
1966 58 2024 15
1967 59 2026
1968 и т.д. 60 2028 и т.д.
Мужчины
1 п. 1959 60.5 2 п. 2019 10
2 п. 1959 1 п. 2020 11
1 п. 1960 61.5 2 п. 2021 12
2 п. 1960 1 п. 2022 13
1961 63 2024 15
1962 64 2026
1963 и т.д. 65 2028 и т.д.
Читайте также:
Новые изменения в пенсионном законодательстве 2021: чего они коснулись?

Используемое сокращение: 1 п. и 2 п. — первое и второе полугодие соответствующего года.

Из таблицы видно, что окончательный норматив минимального стажа 15 лет зафиксируется с 2024 г. Такое условие будет действовать при назначении пенсионных выплат женщинам с 1966 г. рождения и мужчинам с 1961 г. рождения.

Какие периоды входят в стаж для начисления пенсии

В продолжительность страхового стажа включают периоды официальной работы гражданина или иной его деятельности на территории РФ, в течение которой отчислялись взносы на пенсионное страхование. Кроме этого, учитывается работа за пределами страны, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами, либо в течение этого времени отчислялись взносы в ПФР.

Помимо трудовой деятельности, в страховой стаж включают периоды осуществления деятельности, относящейся к социально значимой. К таковым, их еще называют «нестраховыми», относятся периоды:

  1. Прохождения военной службы или иной приравненной к ней (в том числе, службы в советской армии);
  2. Временной нетрудоспособности гражданина (больничные), в том числе отпуска по беременности и родам (декрета);
  3. Осуществления ухода за ребенком до 1,5 лет (в общей сложности учитывается не более 6 лет таких отпусков);
  4. Осуществления ухода за нетрудоспособными: пожилыми, инвалидами, в том числе детьми-инвалидами;
  5. Учета в центре занятости населения (ЦЗН) в качестве безработного;
  6. Оплачиваемой общественной работы, переезда или переселения в другую местность для трудоустройства там по направлению ЦЗН;
  7. Проживания вместе с супругами-военнослужащими, проходящими службу по контракту, при невозможности трудоустройства в этой местности (не более 5 лет в общей сложности);
  8. И так далее (полный перечень таких периодов, а также порядок их учета закреплены в статье 12 закона № 400-ФЗ).

При этом страховой стаж гражданина не может состоять только из нестраховых периодов, перечисленных в списке. Все они будут засчитаны лишь в том случае, если до них или после человек официально работал, а его работодатель отчислял взносы в ПФР (часть 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ). Продолжительность такой работы законом не регламентируется.

Вопрос-ответ

Не хватает стажа для выхода на пенсию — что делать?

Некоторые граждане могут столкнуться с такой ситуацией, когда достигнут пенсионный возраст, но не хватает стажа, чтобы оформить пенсию. Здесь может быть несколько вариантов решения:

  • Продолжить официально работать, пока не будет выработан необходимый минимальный стаж. Но такой вариант подходит только тем, кому до норматива не хватает совсем немного.
  • Если нет возможности официально устроиться на работу, можно встать на учет в службе занятости или оформить уход за пожилым или за инвалидом. Продолжительность этих периодов будет засчитываться в стаж, но при условии, что до этого гражданин официально работал.

«Купить» стаж, самостоятельно перечислив страховые взносы в систему пенсионного страхования. Для этого необходимо подать заявление в ПФР о вступлении в добровольные правоотношения по пенсионному страхованию и заплатить взнос.

В 2021 году минимальный взнос составляет 32714,88 руб. За это гражданину будет начислен 1 год стажа, а также пенсионные баллы (при перечислении минимального взноса в 2021 году будет начислено 1,014 балла).

Можно оформить социальную пенсию по старости, так как для назначения такого вида обеспечения не требуется выполнение условия по стажу. Единственное условие — возраст, при достижении которого назначаются выплаты, на 5 лет больше пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости. То есть назначается такое пенсионное обеспечение в 65 лет женщинам и в 70 — мужчинам.

Размер такой пенсии в 2021 г. составляет 5796,78 руб., но к этой сумме еще полагается социальная доплата до величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания пенсионера.

Какой необходимо иметь минимальный трудовой стаж женщинам и мужчинам для получения пенсии в 2019 году в России?

Есть ли возможность пойти на пенсию раньше стандартного пенсионного возраста? Что делать, если до пенсии осталось немного, а на работу уже не берут? Как поступать, когда трудового стажа нет вообще? Изменились ли основные правила выхода на отдых в РФ за последние годы?

Порядок назначения выплаты гражданам РФ регламентируется нормами трудового законодательства и специальных законов. Для получения выплат из ПФРФ человек должен иметь определенный страховой стаж.

В случае отсутствия такого общего срока государство не бросает человека на произвол судьбы, назначая социальную пенсию, размер которой, безусловно, меньше минимальной трудовой пенсии.

  1. Что такое трудовой стаж для выхода на пенсию
  2. Общий страховой
  3. Специальный пенсионный стаж для пенсии
  4. Непрерывный
  5. Какой стаж учитывается при расчете трудовой пенсии
  6. Что входит в начисление
  7. Стаж при особых условиях труда
  8. Условия выхода на пенсию
  9. Досрочный выход на пенсию независимо от возраста и страхового стажа
  10. Социальные основания для получения пенсии досрочно
  11. Сколько лет необходимо отработать, чтобы получить пенсию
  12. Для установления страховой выплаты по старости
  13. Для назначения пенсии по гособеспечению
  14. Какой должен быть минимальный стаж для назначения пенсии по старости
  15. Какой стаж нужен женщине в России
  16. Какой стаж нужен мужчине
  17. Порядок исчисления стажа
  18. Повышающие коэффициенты
  19. Какие периоды не учитываются
  20. Пенсия при отсутствии страхового стажа
  21. Полезное видео

Что такое трудовой стаж для выхода на пенсию

Пенсионная система нашего государства постоянно подвергается реформированию, и даже при наличии разъяснительной работы с населением, будущие пенсионеры порой с трудом представляют себе размер своей пенсии. Для всех тех, кто планирует в старости рассчитывать на эти накопления, полезно знать, что для начисления большой пенсии не всегда важен только размер получки, принимается во внимание и длительность ее выплаты. При этом учитывается, имел ли трудящийся перерывы в работе и на какой срок, на каких производствах и в каких регионах страны работал, перечислялись ли взносы в Пенсионный фонд, и так далее.

Общий страховой

Общий страховой период у гражданина включает в себя все временные промежутки, когда работодатели либо ИП за себя уплачивали страховые денежные взносы в ПФ РФ, а также периоды, которые приравниваются к ним:

  • пребывание по уходу за ребенком — инвалидом;
  • отбывание наказания в тюрьме (при последующем доказательстве невиновности);
  • уход за ребенком до 1,5 лет. Максимальная длительность данного периода — 6 лет;
  • служба в армии;
  • проживание в местности, где нет возможности найти работу;
  • пребывание на учете в ЦЗН.

Специальный пенсионный стаж для пенсии

Льготы для получения выплаты заключаются в возможности для определенных категорий получить пенсию раньше общего установленного законом срока. Предоставляются по таким причинам:

  • работа на протяжении четко определенного минимального периода в тяжелых условиях труда (шахты, горячие цеха и другие объекты);
  • выслуга лет.

Непрерывный

Непрерывный трудовой стаж вполне логично подразумевает отсутствие каких — либо перерывов в трудовой деятельности человека. Допустим, лицо устроилось на работу с января 1990 года и работает до сегодняшнего дня. У этого человека страховой стаж не прерывается.

Если говорить о страховом стаже, то данное понятие к нему не применяется, то есть он складывается по принципу накопления.

Какой стаж учитывается при расчете трудовой пенсии

При этом закон не запрещает пользоваться несколькими трудовыми книжками лицам, трудящимся на двух и более работах одновременно. Таким гражданам нужно только одно — проявлять повышенную внимательность за сохранностью, правильность ведения и учетом используемого количества этих документов, поскольку при выходе на пенсию они все должны быть представлены специалисту, который будет заниматься подчетом трудового стажа.

Что входит в начисление

Согласно нормам ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой период для гражданина при определении возможности получения выплаты из ПФР входит:

  • официальная трудовая деятельность на территории РФ. При полноценном оформлении обязательно уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ;
  • трудовая деятельность за рубежом. В таком случае взносы в ПФР гражданин оплачивает самостоятельно либо они перечисляются согласно нормам международных договоров РФ с другими странами.

Нестраховые периоды, которые указаны выше, также входят в общий стаж.

Стаж при особых условиях труда

Специальные условия труда установлены на производствах, которые подпадают под действие специальных списков: №1 и №2. В список №1 включены производства с особо тяжелыми условиями (например, подземные работы). Условия выхода на пенсию досрочно для лиц, которые работали на таких производствах, следующие:

  • пенсионный возраст для мужчин — 50 лет, для женщин — 45 лет;
  • страховой стаж – соответственно 20 и 15 лет;
  • период работы на вредном производстве не может быть менее 10 и 7,5 лет соответственно.

К списку №2 относятся менее опасные работы (транспорт, строительство тоннелей и т.д.). Здесь условия таковы:

  • страховой стаж не меньше 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины);
  • выход на пенсию происходит в соответственно 55 и 50 лет;
  • период вредной работы — не менее 12,5 и 10 лет соответственно.

Условия выхода на пенсию

Государство четко устанавливает нормы и правила назначения пенсии для всех категорий граждан. Для этого разрабатываются и утверждаются законы и постановления, как на федеральном, так и на региональном уровне. В настоящее время это привело к тому, что пенсионеры разных регионов оказываются в особых условиях. Так, всем известно, что местное правительство производит доплаты пенсионерам в С.Петербурге и Москве. В Чувашии же недостающий стаж отныне можно купить ( не более половины необходимого), а выход на пенсию отложить, чтобы доработать необходимое для полноты стажа время.

Досрочный выход на пенсию независимо от возраста и страхового стажа

В любом случае для назначения пенсии учитывается фактор возраста и наличие минимально определенного страхового стажа. Перечень лиц, которые имеют право льготной пенсии, установлен нормами ст.ст. 30 —32 ФЗ №400. Список довольно широкий, поэтому приводить его не видим смысла. Кроме этого, существует возможность оформить пенсию на 2 года ранее при таких условиях:

  • увольнения с предприятия в связи с ликвидацией либо сокращением;
  • гражданин стоит на учете в ЦЗН;
  • отсутствуют вакансии, по которым возможно трудоустройство.

Кроме этого, представители малых народов Севера имеют право на социальную пенсию независимо от наличия стажа работы при достижении 55 (мужчины) и 50 (женщины) лет.

Социальные основания для получения пенсии досрочно

Раннее прекращение трудовой деятельности для некоторых граждан вполне обоснованно, потому что:

  • сотрудники производств по Списку №1 и №2 резко портят свое здоровье;
  • людям предпенсионного возраста очень сложно найти работу, потому что в основном работодатели желают видеть в своих офисах более молодой и энергичный коллектив. Пребывающие на учете в ЦЗН люди такого возраста могут подавать заявки на получение выплаты досрочно;
  • государство понимает свою социальную ответственность перед матерями, воспитавшими 5 и более детей, а также перед инвалидами с серьезными заболеваниями, которые попросту по состоянию здоровья не в состоянии эффективно работать в преклонном возрасте.

Сколько лет необходимо отработать, чтобы получить пенсию

Нормами законов установлены минимальные требования для каждой категории граждан. Вступил в силу закон № 350- ФЗ, определивший новые возрастные пределы выхода на пенсию, начиная с 2019 года. В целом, возраст повышается на 5 лет для обоих полов. Однако, для уменьшения стрессовой нагрузки для тех, чей срок выхода пал на 2019 год, установлена особая схема. Закон предусматривает еще ряд новаций.

Для установления страховой выплаты по старости

Начиная с 2019 года, минимальный стаж для получения страховой пенсии в РФ составит 10 лет. Как известно, ранее практически во всех постсоветских государствах, в том числе и в РФ, данный норматив был практически минимальным — 5 лет.

Для назначения пенсии по гособеспечению

Как известно, граждане, не имеющие минимального стажа для получения трудовой пенсии, будут получать социальную выплату. Назначение данного пособия не будет проводиться сразу по достижении пенсионного возраста. Лицу будет предоставлено 5 лет для того, чтобы «добрать» минимальный стаж, который с 2019 года будет 10 лет. Если же это не удастся, то орган ПФ РФ проведет начисление социальной пенсии.

Какой должен быть минимальный стаж для назначения пенсии по старости

Минимальный трудовой период для мужчин и женщин установлен разный. Кроме этого, некоторые категории граждан имеют специальные льготы. Поэтому в соответствии с новым пенсионным законодательством, пенсионеры на переходный период до 2025 года будут уходить на пенсию опираясь на данные утвежденной правительством таблицы. Так, для тех, кто должен уйти с работы уже в 2019 году, необходимо наличие хотя бы 10 лет стажа, что составляет 16,2 пенсионных балла.

Какой стаж нужен женщине в России

Для получения пенсионных выплат женщина в России на момент 2018 года должна достигнуть 55 летнего возраста. Страховой стаж не может быть меньше, чем 9 лет. В 2019 году никто не сможет рассчитывать на получение пенсии, если отработает с выплатой отчислений в ПФР менее 10 лет. При этом общий трудовой стаж женщины с учетом нестраховых периодов — от 20 лет.

Какой стаж нужен мужчине

Если говорить о чисто страховом периоде, то его величина в измерении количества лет на данный момент ничем не отличается от показателей, установленных для женщин — 9 лет, но есть некоторые отличия:

  • минимальный пенсионный возраст на 5 лет больше, чем у женщин;
  • минимальный трудовой стаж общий составляет 25 лет.

Порядок исчисления стажа

Трудовой и страховой стаж — это похожие, но разные понятия. В трудовом стаже учитываются периоды работы особы на предприятиях, учреждениях и организациях, а также осуществление другой деятельности (учеба, уход за ребенком и т.д.) независимо от уплаты страховых взносов.

В понимании ТС используется понятие непрерывности. Если человек уволился с предприятия, то для неразрывности стажа он должен найти новую работу на протяжении 1 месяца. Если же это увольнение произошло по причине ликвидации организации либо сокращения штата — дается 3 месяца на трудоустройство.

Определение общей величины трудового периода происходит путем суммирования всех этапов, которые по закону входят в трудовую деятельность гражданина.

Повышающие коэффициенты

При расчете пенсии в РФ устанавливаются коэффициенты, которые определяют соотношение между размером пенсионной выплаты и средней ЗП по стране. Максимальный стандартный коэффициент составляет 1,2, но есть и повышенные показатели. Для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и претендующих на получение «северной» пенсии, установлен повышающий коэффициент в диапазоне от 1,4 до 1,9.

Какие периоды не учитываются

В пенсионный стаж входят только те периоды, когда на работника делаись отчисления в пенсионный фонд. Поэтому такие периоды включаться в него не будут:

  • обучение на дневной форме независимо от заведения, а также курсы по кадровой подготовке либо переподготовке;
  • проживание на оккупированных территориях и в блокадном Ленинграде во время ВОВ;
  • нахождение в концентрационных лагерях во время ВОВ;
  • уход за ВИЧ — положительными детьми, не достигшими совершеннолетия;
  • любые отпуска без сохранения зарплаты.

Пенсия при отсутствии страхового стажа

Государственная гарантированная выплата лицам, не имеющим стажа, назначается по достижении 65 лет для мужчин и 60 лет – для женщин. Представителям малых народов Севера минимальный возраст уменьшается на 10 лет.

Подводя итоги, можно сказать, что для получения достойной материальной помощи от государства в преклонном возрасте необходимо проработать не менее 20 лет. Также есть возможность получения вознаграждения на льготных условиях. Государство заботится обо всех пенсионерах, поэтому даже при отсутствии нормы лет будет обеспечен минимальный уровень дохода.

Полезное видео

Страховая пенсия: кто имеет право, как оформить

Давайте признаем: большинство людей не очень-то интересуется пенсией. Если до преклонных лет еще далеко, это кажется делом будущим, которое всегда можно отложить на потом. При этом каждому хочется в старости иметь достаточно средств к существованию, чтобы меньше зависеть от превратностей судьбы. А вот добиться этого можно, если принять нужные меры уже сейчас, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Будущим пенсионерам как минимум полезно понять, как устроена пенсионная система, какие нюансы есть в современном законодательстве. Наиболее частые вопросы: что такое накопительная, страховая и социальная пенсия, в чем отличие между ними, как оформить документы. В этой статье мы подробно разберем все, что вам нужно об этом знать.

Три уровня пенсионной системы

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Виды денежных выплат в системе ОПС

Дадим для начала простое определение термина «страховая пенсия». Под этими словами понимается денежная выплата, которая выступает компенсацией:

  • собственной зарплаты получателя, зарабатываемой им во время активной трудовой жизни;
  • дохода, которого лишилась семья из-за гибели лица, имеющего страховку.

Выплату страховой пенсии производит Пенсионный фонд России – ежемесячно, равными платежами и в течение всей жизни получателя. Ее размер ежегодно индексируется на государственном уровне. Страховая пенсия может быть нескольких видов: по старости, инвалидности и утере кормильца.

До 2002 года устройство пенсионной системы было таким, что размер будущей пенсии работника не зависел от его зарплаты: важен был только трудовой стаж. А с 2002 года пенсии разделили на страховую и накопительную. И в страховую часть работодатели стали отчислять взносы в размере 16% от зарплаты сотрудника. Эти деньги не поступают на личный пенсионный счет работника, а идут на выплату пенсий тем, кто свое уже отработал. Но в обмен на них работник получает так называемые пенсионные коэффициенты, также известные как пенсионные баллы. Чем больше зарплата и чем дольше трудовой стаж, тем больше коэффициентов (баллов) на счету. А при выходе на пенсию накопленные коэффициенты пересчитываются в рубли – так и получается размер страховой пенсии.

КСТАТИ Начиная с 2015 года работодатели отчисляют в страховую часть пенсии 22% от зарплаты работника. Это связано с так называемой «заморозкой пенсионных накоплений». На размер будущей страховой части пенсионных выплат работника это, впрочем, никак не влияет.

Но влияет на размер накопительной. Итак, второй вид пенсий в ОПС – накопительная пенсия. В отличие от страховой суммы эти деньги копятся на личном пенсионном счете и выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо всей суммой единовременно, либо ежемесячно и по частям. Такие накопления есть не у всех россиян, а лишь у тех, кто:

  • 1967 года рождения или моложе;
  • получал официальный доход в любой период с 2002 по 2013 годы;
  • не обращался к работодателям с просьбой перевести все пенсионные взносы целиком в страховую часть.

Также пенсионные накопления могут быть у:

  • тех, кто родился до 1967 года и добровольно участвовал в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
  • женщин 1957–1966 года рождения и мужчины 1953–1966 года рождения, которые с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы на накопительную пенсию;
  • матерей, использовавших средства материнского (семейного) капитала для формирования накопительной пенсии.

В случае с накопительной пенсией сроки ее назначения не изменились – это по-прежнему 55 лет для женщин и 60 – для мужчин. Она также выплачивается ежемесячно, но выплаты может производить как ПФР, так и НПФ – это зависит от того, в какой организации формировались пенсионные накопления. Продолжительность выплаты накопительной пенсии тоже может быть различной:

  • пожизненная, как в случае со страховой частью,
  • срочная (например, в течение 10 лет после выхода на пенсию),
  • единовременная.

КСТАТИ Сейчас, пока действует «заморозка» пенсионных накоплений, их размер может прирастать только за счет дохода от вложения средств. И тут уже все зависит от того, насколько успешно конкретная частная или государственная управляющая компания будет инвестировать ваши накопления.

Когда назначается страховая пенсия

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
“О страховых пенсиях”

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта, 27 июня, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 1 октября 2019 г., 8 декабря 2020 г., 24 февраля, 24 марта, 30 апреля, 26 мая 2021 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий – т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель – обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин – 60 лет; для женщин – 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же “нестраховые периоды”, что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде – 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в “Российской газете” от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в “Российской газете” от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2020 г. N 20-П пункт 3 статьи 17 признан не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 настоящего Федерального закона во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П пункт 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г.

Федеральный закон от 24 марта 2021 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпунктов “б” и “в” пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7 изменений, вступающих в силу с 1 января 2025 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 428-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 мая 2016 г.

Действие частей 20 – 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 24.02.2021 № 18-ФЗ, от 24.03.2021 № 53-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”, Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

31. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей”. (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента – стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии – назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии – обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии – повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело – комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом “О накопительной пенсии”.

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее – государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее – муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее – должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена – Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена – Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закон

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) “О страховых пенсиях”

Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях”, либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ “О накопительной пенсии” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин “пенсионное законодательство”.

Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 “О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение”

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” .

размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях”, подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом “О страховых пенсиях”.

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее – должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее – аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

“1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее – должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее – аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:”;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: