На пороге реформы: чиновники предлагают ввести индивидуальный пенсионный капитал

Эпоха накопления: как пенсионная реформа стала жертвой неверных прогнозов и сиюминутных решений

Пенсионные накопления замораживаются с 2014 года, и этот «временный» режим постоянно продлевается. В обществе никто уже всерьез не ждет возвращения к принципам пенсионной реформы 2002 года. Однако признание высокопоставленного представителя ЦБ похоже на точку в многолетней дискуссии, и хочется понять, как мы в эту точку пришли.

Окно возможностей

Первое обсуждение системы обязательных пенсионных накоплений состоялось в 1997-1998 годах и сопровождалось дискуссией о необходимости подготовиться к выходу на пенсию поколения «беби-бумеров». В подготовленную в те годы программу пенсионной реформы было включено предложение об обязательных отчислениях на будущую пенсию 10% от зарплаты. Предполагалось, что накопления станут дополнительным источником выплаты пенсий и позволят демпфировать влияние демографической волны на бюджет. Но дефолт в 1998 году поставил крест на использовании потенциала финансовых рынков.

Вторая итерация дискуссии пришлась на 2001 год и завершилась внесением президентского пакета законопроектов о реформе в Госдуму. Предлагалось структурировать пенсионную систему, исходя из принципов ее финансирования и целей, решаемых ее отдельными компонентами. Базовая часть трудовой пенсии решала проблемы бедности и финансировалась федеральным бюджетом из расчета прожиточного минимума. Страховая часть — учитывала стаж и заработок застрахованного лица и обеспечивала дифференциацию размеров пенсий. Накопительная часть — учитывала взносы и инвестиционный доход, обеспечивая коэффициент замещения утраченного заработка для работников с доходами выше средних. По мнению экспертов и рейтинговых агентств, предложенная архитектура обеспечивала долгосрочную устойчивость системы.

При этом прогнозы основывались на весьма высоких темпах роста российской экономики в годы после дефолта. Предполагалось, что пенсионные накопления станут источником долгосрочных инвестиций, а новый класс институциональных инвесторов в лице НПФ будет фактором стабильности на финансовых рынках.

Переписанный сценарий

Но первоначальные принципы существенно изменились в процессе реализации реформы. Во-первых, менялись механизмы финансирования пенсионной системы: с 2001 года страховые взносы в ПФР и другие внебюджетные фонды заменили на Единый социальный налог (ЕСН), а с 2010 года вернулись к страховым взносам. Во-вторых, в целях стимулирования экономики в 2005 году ЕСН снизили с 35,6% до 26%, что привело к возникновению дефицита пенсионной системы. В этой ситуации средства, идущие на пенсионные накопления, стали восприниматься как выпадающие доходы ПФР. Существенно возросла роль федерального бюджета, которому пришлось одновременно покрывать возникший дефицит и финансировать повышение пенсий. В-третьих, пенсионные накопления, в силу своего объема, стали играть заметную роль на финансовых рынках. В том числе и поэтому государственной управляющей компании ВЭБ расширили инвестиционную декларацию и дали возможность более активно покупать облигации компаний первого эшелона.

При этом изначально никто не ожидал, что индустрия НПФ сможет играть значительную роль в системе обязательного пенсионного страхования. Однако за десять лет более половины застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе перевели свои накопления в частные фонды, совокупные активы которых превысили активы под управлением ВЭБ. Казалось, что развитие сектора НПФ обеспечено устойчивой бизнес-моделью и высокой доходностью на вложенные инвестиции. Но регулирование постепенно ужесточалось.

Первым шагом, совпавшим по времени с принятым в 2013 году решением о заморозке новых накопительных взносов, стал процесс акционирования НПФ и создания системы гарантирования пенсионных накоплений. С одной стороны, Банк России хотел знать реальных владельцев и бенефициаров НПФ (по аналогии с банковским сектором), с другой — создать модель распределенной ответственности за результаты инвестирования. Череда банкротств НПФ, вызванная ужесточением регулирования и реализовавшимися рисками вложения пенсионных средств в проекты учредителей НПФ, сформировала общественный запрос на повышение надежности системы, ответом на который стало назначение Агентства по страхованию вкладов (АСВ) оператором системы гарантирования пенсионных накоплений (также по аналогии с банками). Новые правила работы НПФ привели к пересмотру инвестиционных стратегий. В итоге крайне консервативная и осторожная инвестиционная политика фондов уже не позволяла рассчитывать на получение доходности, превышающей инфляцию на долгосрочном периоде. Привлекательность системы НПФ для граждан снизилась.

Читайте также:
Соцпакет 2021: размер, что входит и как отказаться от социального пакета

Альтернатива для желающих

Со своей стороны, Минфин и Банк России пытаются предложить обществу новые механизмы пенсионных накоплений — уже добровольных. Но ни индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), ни гарантированный пенсионный план (ГПП) не получили поддержки социальных партнеров и экспертов. Обсуждение этих инициатив совпало с принятым в 2018 году решением о повышении пенсионного возраста, поэтому для снижения негативной реакции общества новые изменения в пенсионной системе постоянно переносилось. Концептуально разработанные законопроекты должны создать механизм пополнения замороженных счетов новыми добровольными взносами. При этом надо решить судьбу уже сформированных пенсионных накоплений: предоставить ли право гражданам самостоятельно ими распорядиться (потратить на неотложные нужды или продолжить сберегать в других институтах) или обязать перевести их в новую систему. Задача усложняется необходимостью сохранить правовое регулирование уже выплачиваемых накопительных пенсий.

Но природа не терпит пустоты. На фоне системного кризиса ОПС значительное развитие получила система индивидуальных инвестиционных счетов. С одной стороны, популярность ИИС можно объяснить эффективной моделью налогового стимулирования со стороны государства, с другой — возможностью инвестора выбирать инвестиционную стратегию с учетом своих потребностей и ожиданий. НПФ столкнулись с необходимостью конкуренции за средства граждан, и, к сожалению, пока пенсионным фондам не удалось сформировать адекватную продуктовую линейку.

Между тем проблема зависимости ПФР от федерального бюджета так и осталась нерешенной, хотя теперь вся пенсионная часть страховых взносов идет на выплаты нынешним пенсионерам. В рамках сложившейся конфигурации системы объем бюджетных трансфертов в ПФР будет только увеличиваться. В таких условиях заявленный демонтаж остатков накопительной системы представляется наиболее вероятным сценарием.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Чего ожидать от новой пенсионной реформы в России?

В России грядет очередная пенсионная реформа, подготовленная Центробанком и ведущими негосударственными пенсионными фондами (НПФ). По замыслу идеологов, она должна стимулировать население активнее участвовать в накоплении будущей пенсии. Новая концепция предполагает, что накопительная часть выплаты трансформируется в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое дополнит уже существующий аналогичный механизм. Предполагается, что застрахованные россияне смогут распоряжаться пенсионными накоплениями, в отличие от действующей системы, где этими средствами распоряжается государственная управляющая компания ВЭБа или выбранный пенсионером НПФ. Нюансы новой реформы пенсий разбирает колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин.

Суть новой реформы — от ИПК к ГПП, а потом в НПО

История реформ в постсоветской России не такая длинная, но уникальная, так как мы умудрились сделать гибрид из нескольких подходов в решении так называемого пенсионного кризиса. Этот термин уже давно циркулирует в экономической среде, так как весь мир сталкивается с похожими вызовами и достаточно продолжительное время, чтобы сформировать подходы. Давайте посмотрим, что предлагается сделать в России и как это коррелирует с учебниками по экономике.

Если сформулировать коротко — на высокий уровень выплат у государства средств нет, на достойную пенсию придется копить самостоятельно. И, судя по всему, государство разрешит людям распоряжаться этими средствами, как собственными.

В планах ЦБ трансформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) в негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) таким образом, чтобы люди могли ощутить данные средства как свою собственность, которую они могут использовать в рамках пенсионных выплат при наступлении пенсионного возраста.

Количество работающих сейчас людей не способно содержать всех пенсионеров. Фото: Максим Платонов

Для информации, сейчас у нас действуют две системы:

  • ОПС — запущена в 2002 году, пенсия формируется за счет средств Пенсионного фонда России (ПФР), в который работодатель перечисляет страховые взносы за работника. Размер взносов составляет 22% от зарплаты. До 2015 года часть средств (6%) перечислялись в накопительную систему, при наличии заявления от гражданина. В 2015 году был введен знаменитый мораторий на перечисление средств в накопительную систему и все 22% идут в ПФР на выплаты нынешним пенсионерам. Если смотреть на эту систему, то видно, что ей всегда нужны новые вливания, она очень похожа на пирамиду (особенно в ее российском виде), или увеличение пенсионного возраста, чтобы в системе были средства. По сути, мораторий уже ввели, пенсионный возраст повысили. Дальше двигаться некуда — либо повышать размер страховых взносов, либо делать транши из бюджета. Оба варианта нереальны — бизнес уйдет в серые схемы оплаты труда, а бюджет у нас не резиновый и не потянет закрывание ежегодного дефицита ПФР. Например, дефицит в 2021 году составит порядка 495 миллиардов рублей. Количество работающих сейчас людей не способно содержать всех пенсионеров. Демография и медицина — основные причины такой ситуации, не только у нас, а вообще в мире.
  • НПО — дополнительная система пенсионного обеспечения. Здесь уже работа ведется через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Эта система появилась в 2002 году в результате первой по настоящему прорывной пенсионной реформы, которая взяла за основу лучшие мировые наработки и была сделана строго по «учебнику». Гражданин имеет возможность выбрать необходимую пенсионную программу, заключить договор с НПФ и формировать накопления, как дополнение к государственным выплатам. Но с 2010 года эта система перестала работать по изначальной схеме по ряду причин. В том числе из-за недобросовестных НПФ, которые дискредитировали систему своим поведением, — они, как правило, входили в банковские группы и выступали как источник фондирования для этих банков. На ум приходит небезызвестный господин Мотылев, который владел пятью банками и 12 НПФ и устроил такой фантастический круговорот денег, финансируя свои девелоперские и другие проекты деньгами банков и НПФ. Итог печален — банки лишены лицензии, НПФ разорились, ЦБ выделил колоссальные средства на спасение этой группы. Люди с опаской смотрят на НПФ и правильно делают, пока процветают такие как Мотылев.
Читайте также:
Рейтинг НПФ России 2021 по доходности и надежности

Накопления можно будет передавать по наследству

По планам накопительная часть будет принадлежать человеку, а не государству и право распоряжения этими средствами наступит не только после выхода на пенсию, но и в трудных жизненных ситуациях. Точного списка пока нет, он в работе. На ум приходят проблемы со здоровьем и подобного рода ситуации. Помимо этого, накопления можно будет передавать по наследству.

В 2015 году был введен знаменитый мораторий на перечисление средств в накопительную систему и все 22% идут в ПФР на выплаты нынешним пенсионерам. Фото: tvc.ru

Вообще, с 2016 года государство не могло никак решить, что делать с накопительной системой, так как схема, введенная в 2002 году, уже не работала, в 2015 году был введен мораторий, и вся наша отличная реформа 2002 года превратилась в некую конструкцию на бумаге — вроде все есть, но не работает. Начались всяческие добавления, делающие систему гибридной, по сути.

Например, шла речь о введении системы Индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Предполагалось, что те 6% могут направляться в НПФ, а после завершения трудовой жизни, пенсионер будет получать дополнительные выплаты к своей базовой государственной пенсии. Планировалось, что система будет работать в режиме так называемой автоподписки — то есть все люди были участниками ИПК по определению. Систему не ввели в итоге, вместо этого подняли пенсионный возраст, продлив агонию распределительной системы ОПС.

В 2019 году проект ИПК переименовали в Гарантированный пенсионный план. Параметры накопительной системы остались неизменными, добавив добровольность подключения к программе. По совету ЦБ и Минфина были введены так называемые индивидуальные инвестиционные счета третьего типа (ИИС-3) — долгосрочные инвестиции на срок от 10 лет. Это было сделано с прицелом стимулировать граждан вкладываться надолго и самим формировать свой будущий доход. Давались и налоговые вычеты — после 10 лет человек мог получить вычет на ежемесячно вносимую сумму через работодателя (но не более 6%) или на самостоятельно вносимые суммы (но не более 120 тысяч рублей в год).

Преимуществом новой системы будет наличие уже сформированного капитала, который передается из системы обязательного пенсионного страхования. Фото: mosreg.ru

«Нас подводят к мысли, что человек должен сам заботиться о своей пенсии»

Минфин собирается внести в правительство закон о новой добровольной накопительной системе 15 декабря 2021 года. С учетом того, что начали обновлять систему НПО, будет правильным ожидать, что новая система будет продолжением ИПК и ГПП. Преимуществом новой системы будет наличие уже сформированного капитала, который передается из системы обязательного пенсионного страхования, плюс будут предусмотрены гарантии по примеру работы системы страхования вкладов от АСВ. По сути, НПФ будут предлагать еще один продукт в своей линейке, и наверняка большинство людей выберут этот наименее рисковый продукт. Единственное что настораживает — неужели мы полностью собираемся отказаться от ОПС? Если так, то это будет очень радикальный шаг, но строго по самым свежим экономическим учебникам. Будет интересно понаблюдать за развитием ситуации.

Читайте также:
Как получить накопительную часть пенсии умершего родственника: можно ли, наследование и порядок выплаты

В заключение, хотелось отметить, что наша система ОПС может гарантировать выплату средней пенсии только на уровне 12—13 тысяч рублей в месяц. На большее у ПФР нет средств и взять негде (это дорого и политически невыгодно властям). Нас подводят к мысли, что человек должен сам заботиться о своей пенсии и формировать накопления за счет использования по максимуму тех выделенных для этого 6%. Но, учитывая, инертность нашего населения и повальную финансовую неграмотность, мы опять скатимся к единой государственной управляющей компании (какой был ВЭБ в предыдущих итерациях накопительной системы), в которую по умолчанию направляли свои средства граждане, которые ничему не верят, не хотят изучать и погружаться в детали. Бичом нашего общества является инфантилизм (советское наследие, по сути — так как ожидали всего от государства). В итоге, их доход от ВЭБ был ничтожен — на уровне 3-4% годовых. Поживем, увидим.

Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

На пороге реформы: чиновники предлагают ввести индивидуальный пенсионный капитал

Минфин и Центробанк назвали новую дату введения индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который заменит накопительную часть пенсии. Проекта закона за годы обсуждения ни одно ведомство не обнародовало, но в теории главными новациями должны стать добровольный характер отчислений и невозможность государства использовать накопления будущих пенсионеров. Вместе с тем введение ИПК приведет к увеличению нагрузки на налогоплательщиков.

Обсуждение идеи ИПК началось еще в 2014-2015 гг., но так и не оформилось в законопроект. В предложениях Минфина для пенсионной реформы предполагалось заменить обязательную накопительную часть пенсии на добровольную – ИПК – уже с 2017 г. Позднее в Центробанке прогнозировали начало работы системы с 2018 г., но проект власти в Госдуму так и не внесли.

Документ Минфином и ЦБ будет опубликован в течение месяца, новые сроки озвучили СМИ, по их данным, базовый сценарий согласован на совещании у первого вице-премьера. Сейчас работодатель уплачивает в Пенсионный фонд взносы в размере 22% от зарплаты. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что за счет ИПК размер пенсии может быть увеличен на 10-20 процентных пунктов от зарплаты, а дополнительный инвестиционный ресурс в экономике пополнится на 1,5% ВВП. Однако сделано это будет, вероятнее всего, за счет дополнительной нагрузки на пенсионеров.

Переход к ИПК предполагает не замену 6% накопительной части, которую сейчас инвестируют НПФ и ВЭБ, на добровольные отчисления работников, а перераспределение платежей. 22%-е отчисления направятся в распределительную систему и станут страховой частью пенсии (сейчас только страховая часть формируется у “молчунов”, оставивших свои деньги в ПФР). Работнику предложат дополнительно, из своей получаемой на руки зарплаты, отчислять до 6% в накопительную часть.

534? ‘534px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”пенсионные накопления(2018)|Фото: Пенсионный фонд России” />

Предварительно власти заявляли о готовности предоставить гражданам возможность отказаться “копить на пенсию” или самостоятельно установить желаемый процент отчислений. Однако в каком формате закон будет представлен – большой вопрос: еще в 2016 г. Минфин хотел принудительно подключить к ИПК всех налогоплательщиков, если работник самостоятельно не установит размер взноса, то автоматически станет откладывать по 6% от зарплаты.

Читайте также:
Софинансирование пенсии в 2021 году: последние новости, как получить деньги

В текущем варианте ИПК станет дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков, говорит аналитик “Открытие Брокер” Тимур Нигматуллин.

“Взносы фактически будут уплачиваться в дополнение к обычной ставке страховых взносов в ПФР. Их будет делать сам работник, взнос будет увеличиваться с 0 до 6% на 1 процентный пункт в год, но может быть отменён по желанию работника. В итоге ИПК представляет собой ни что иное, как налог на финансовую неграмотность. Очевидно, что уплачивать подобные взносы будут в первую очередь граждане, которые не знают о подобной реформе и не контролируют свои расчёты с государством. Тем не менее надо признать – нововведение эффективно повысит размер средней пенсии в будущем”, – рассказал Накануне.RU аналитик.

Идея существующей накопительной части, которую в свое время агитировали переводить в НПФ, тоже в увеличении будущей пенсии. Но с подачи государства деньги россиян находятся в “заморозке” с 2014 г., тогда отчисления в размере 6% от зарплаты россиян направили на выплаты пенсионерам. Принято решение о продлении меры до 2020 г., что в трехлетней перспективе принесет дополнительные 551,3 млрд руб. ПФР.

Деньги, перечисленные в рамках ИПК, будут собственностью самого гражданина по аналогии с банковским вкладом. Но в отсутствие проекта сложно сказать, сможет ли государство после перехода к ИПК принять в отношении денег россиян решения, аналогичные “заморозке” накопительной части пенсий, добавляет Нигматуллин.

“Теоретически это возможно с точки зрения ежегодно поступаемых платежей, а не суммы накоплений. Например, их можно принудительно направить на погашение дефицита ПФР. Возможно, для этого даже не потребуется принятия нового закона”, – говорит он.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”(2005)|Фото: Накануне.ru” />

По мнению участников рынка, ИПК позволит сбалансировать пенсионную систему. По расчетам Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), дефицит взносов на страховую пенсию в 2017 г. оценивается в 34%, его снижение возможно за счет роста тарифа страховых взносов с текущих 22% до минимум 34%. В случае выполнения поручения президента о росте зарплат потребуется еще больший тариф. Введение ИПК решит проблему только в случае максимального охвата населения, но не менее 25% наемных работников с облагаемым доходом не менее 50 тыс. руб., отмечают в альянсе. Там выступают за рост тарифа выше 6%.

Условия привлекательности ИПК: право собственности на средства, правопреемство пенсионных средств в случае смерти участника до назначения ему пенсии и самой пенсии, досрочное получение средств при тяжелой болезни, травме или уничтожении имущества, гарантированный инвестиционный доход, возможность приостановки участия в программе.

Переход к новой системе не сможет сразу покрыть дефицит ПФР, говорит доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец, он будет существовать еще достаточное время.

“Переход к ИПК приведет к тому, что государство будет выплачивать только обязательную часть, и происходить это будет не сразу, а по мере достижения пенсионного возраста теми, кто перешел на такую систему. Это, скорее, приведет к большей дифференциации пенсионных выплат, так как граждане очень по-разному отнесутся к переходу к ИПК – одни будут стараться больше зарабатывать или их доход позволит накопить больше, соответственно, и пенсия их может быть больше, а некоторые все равно либо останутся в тени, либо не очень поверят новой системе, и получать будут только минимум. Но самое опасное в этой схеме то, что работающие граждане с низкими заработными платами не смогут накопить на достойную пенсию”, – рассказала она Накануне.RU.

Низкий уровень доверия к государству в вопросе формирования пенсий (здесь стоит вспомнить не только “заморозку”, но и отказ от второй индексации в кризисные годы, остановку роста пенсий работающих пенсионеров, повышение пенсионного возраста) заставит работников задуматься о целесообразности добровольно копить. Власти уже придумывают стимулы, так, есть решение по освобождению накопительной части от налога на доход физических лиц. Идею в 2017 г. выдвинули участники рынка, регулятор ее поддержал. Однако есть риски того, что россияне при возможности уйдут на пятилетние каникулы для выплат или установят 0% взносов велики. В АНПФ отмечают, что льготы по подоходному налогу – значимый фактор только для высокооплачиваемых работников, а для значительной части снижение реальных доходов существенно превысит эффект господдержки.

Читайте также:
Социальные пенсии подкидышам: новости 2021

У большинства россиян с низкими доходами просто нет возможности в долгосрочном режиме откладывать существенную часть зарплаты на пенсию, говорит заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Сейчас порядка 70% россиян получают зарплату ниже средней, отмечает он.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”Пенсионный фонд(2018)|Фото: pensiya-expert.com” />

“Если при зарплате в 40 тыс. руб. у человека есть семья, дети, то душевой доход домохозяйства ниже и существуют более императивные траты. Подтверждение этому – относительно небольшие накопления россиян. При этом чтобы накопительная пенсия была значимой, речь должна идти о накоплении не десятков и даже не сотен тысяч рублей. Второй момент, вызывающий сомнение – инфраструктура НПФ. За предыдущие годы фонды не показали себя, как институт, способный обеспечить доходность, хотя бы соизмеримую с инфляцией. По целому ряду причин доходность НПФ была в полтора раза ниже инфляции. Если ИПК введут в принудительном порядке, люди будут вынуждены отчислять взносы, но это уменьшит их и без того падающие доходы и негативно отразится на экономике, так как снизится платежеспособный спрос”, – рассказал он Накануне.RU.

Налоговые льготы, по его словам, увеличат доходность НПФ на несколько десятых процента, но выпадающие доходы получат субъекты, которые являются администраторами НДФЛ. Кроме того, льготы по подоходному налогу опять же получат россияне с высокими доходами – именно они могут быть заинтересованы в ИПК – это сделает плоскую шкалу налога фактически регрессивной.

Так как у многих работников необходимость отчисления дополнительных взносов может вызвать протест, система ИПК, вероятнее всего, станет принудительной, говорит Людмила Иванова-Швец: “Скорее всего, рычаги давления могут передать работодателям, то есть предусмотреть схему, при которой работодателю было бы выгодно, чтобы его работники были включены в эту систему”.

Она добавляет, что одной разъяснительной работы среди населения по вопросу формирования пенсий мало, нужна стабильность пенсионной системы, чего нельзя сказать о ней в настоящее время

“За последние 13 лет произошло столько реформ пенсионной системы, что граждане перестали доверять государству, но из-за высокой инфляции и низких доходов не имеют возможности и не видят смысла заниматься самостоятельно пенсионными накоплениями. Государство должно выступить гарантом стабильности”, – отмечает эксперт.

На пороге реформы: чиновники предлагают ввести индивидуальный пенсионный капитал

Правительство уже три года разрабатывает новую пенсионную реформу, суть которой — переложить бремя отчислений в пенсионные фонды с работодателей на граждан. Правда, даже в самом правительстве нет единства относительно того, что эта система не просто заработает, но и не приведет к новому бунту.

Орешкин вступил в схватку с Силуановым. За пенсии

Сразу после сентябрьских выборов Москва, похоже, намерена приступить к реализации новой пенсионной реформы. На сей раз речь идет о введении «Индивидуального пенсионного капитала» (ИПК), идею которого уже три года обсуждают Минфин и Центробанк.

Суть этой пенсионной реформы в следующем: обязательные взносы в Пенсионный фонд РФ (сегодня их оплачивает работодатель) должны быть поэтапно заменены на взносы самих работников, которые будут аккумулироваться в негосударственных пенсионных фондах.

Чиновники пышут оптимизмом: дескать, новая пенсионная реформа позволит дополнительно привлечь в пенсионную систему до 10 трлн. рублей в ближайшее десятилетие. Почему же тогда пенсионную реформу обсуждают уже столько лет — вот и начинали бы реформирование пенсионной системы с внедрения ИПК, а не с повышения пенсионного возраста?

Дело в том, что сами чиновники никак не могут определиться — взимать деньги принудительно или добровольно. В первом случае, как уже заявил президент Владимир Путин, новая пенсионная система будет больше напоминать новый социальный налог (неслучайно его уже многие эксперты окрестили «налогом на зарплаты»). Согласен с ним и министр экономического развития Максим Орешкин: мол, введение ИПК приведет к еще большему социальному расслоению.

Читайте также:
Пенсии работающим пенсионерам в 2021 году отменят?

А вот первый вице-премьер Антон Силуанов уверен в обратном: если взносы будут добровольными, то процент «отказников» окажется слишком высоким, и новая система просто не будет работать. Об этом же свидетельствует и недавний опрос «Левада-центра», согласно которому 63% граждан ни при каких обстоятельствах не будут делать дополнительные отчисления на пенсию.

Народ нищает, и людям вполне достаточно тех обязательных отчислений, которые уже делает работодатель — и которые, напомним, с 2014 года «заморожены» (то есть, по сути, принудительно изымаются на покрытие дефицита Пенсионного фонда России).

Люди уже не верят, что доживут до пенсии

— Подобная инициатива вызывает серьезные вопросы. Всё, что связано с пенсиями, пенсионной реформой сейчас рассматривается как обман государством народа, и никакие уверения в том, что это полезно для людей, не сработают, — убежден президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Любая следующая пенсионная реформа или манипуляция с деньгами людей будет восприниматься ещё более агрессивно.

Добровольно отдавать часть дохода государству никто не будет. Раньше люди на собеседованиях спрашивали, официальная ли в компании зарплата. Сейчас же таких вопросов не задают: всё больше людей готовы работать без оформления — лишь бы платили немного больше реальных денег.

Люди не уверены в том, что доживут до пенсии, а если доживут, что пенсии будут выплачиваться. У россиян уже нет доверия к государству — при этом доверие падает ко всем институтам, и в последние годы это падение самое быстрое. Соответственно, даже если идея введения ИПК и хорошая, она крайне несвоевременная.

«СП»: — Ну а если сделать отчисления, как предлагает Путин, полностью добровольными, это спасет пенсионную реформу от провала?

— Ничего не изменится! Люди ничего добровольно платить не будут, так как доверия к системе нет, совсем нет. Да, мы точно увидим интересные истории по ТВ о том, что кто-то платит, но это будет далеко от реальности. Зато, как всегда пострадают бюджетники и работники крупных предприятий, на которые власти смогут надавить, чтобы ИПК заработало — но это уже не про добрую волю.

Реформа приведет только к росту «теневого» сектора

— Эти отчисления, безусловно, будут восприниматься населением как новый налог. В «добровольность» уплаты этого взноса никто не поверит, особенно если это отчисление будет добровольным не для всех, — считает заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. — То есть такая пенсионная реформа приведёт лишь к тому, что все больше работодателей и наёмных работников будут уходить «в тень», и всё больше частных предприятий начнёт платить зарплаты в конвертах.

Даже Росстат оценивает объем теневой экономики в России в $ 117 млрд., хотя несколько лет назад Всемирный банк оценивал объемы «серого» сектора в нашей стране в $ 200−300 млрд. Никакого положительного эффекта для бюджета от этого нововведения не будет, просто государство своими непродуманными решениями опять будет «кормить» теневой сектор.

«СП»: — А что, если сделать ИПК не принудительным, а полностью добровольным, как в других странах? Тогда ожидаемый экономический эффект будет?

— Если сделать ИПК полностью добровольным, то есть шанс, что система начнет работать, но не сразу. Какая-то часть населения, которая согласится добровольно отчислять 6% от своих заработанных доходов, должна будет убедиться, что эти накопления возможно будет получить на руки. И что государство их не заморозит, как это уже бывало раньше.

Должно пройти время. Но среди рисков есть также и возможный новый кризис или рецессия, падение курса рубля, которое может эти накопления обесценить. Все подобные риски тоже нужно учитывать, а государство пока не продумало механизмы индексации пенсионных накоплений на случай обесценения рубля.

Индексация пенсий пенсионерам МВД в 2021 году

Люди, прослужившие определенный период во внутренних органах, вправе получить от государства соответствующее обеспечение после выходя на законных отдых. Пенсии отставным сотрудникам МВД выплачиваются не из Пенсионного Фонда, поэтому общие правила индексации на этот вид обеспечения не распространяются. Размер выплат напрямую связан с величиной денежного довольствия, и поэтому повышение начислений бывшим работникам Министерства внутренних дел происходит одновременно с ростом его объема.

Читайте также:
Что такое СНИЛС и для чего он нужен: все актуальные вопросы и ответы на них

Индексация пенсий МВД в 2021 году

Пенсионное обеспечение сотрудников производится так же, как и в отношении военных пенсионеров. В 2021 году повышение будет произведено 1 октября. Именно в октябре произойдет индексация окладов по должности и званию, а следом повысятся и пенсионные начисления. Коэффициент индексации составит 3,7 % . Полученные суммы будут округлены до рубля в сторону увеличения.

Назначение выплат людям, отслужившим во внутренних органах, формируется по тому же принципу, что и в отношении бывших военнослужащих. Индексирование коснется не только военных пенсионеров и пенсионеров Министерства внутренних дел, но и отставных лиц противопожарной службы, ФСИН, таможни и других соответствующих категорий.

Размер пенсии МВД с 1 октября 2021 года

Средний объем выплачиваемых средств в 2020 году составлял 18 тыс. рублей. В 2021 году, после индексирования, приблизительный размер увеличится до 18,5 тыс. рублей . Пенсионные начисления устанавливаются вне зависимости от возраста, служащие министерства, отработавшие в органах определенное время, получают их по итоговому стажу службы.

Расчет пенсии пенсионерам МВД в 2021 году

Регулярные выплаты лицам, прослужившим в МВД определенный срок, а также другим силовикам рассчитываются по формуле, с применением ряда динамичных значений.

Такая надбавка может иметь разное процентное значение. Варьируется оно в зависимости от срока:

  • 10% — от 2 до 5 лет,
  • 15% — от 50 до 10;
  • 25% — от 15 до 20;
  • 30% — от 20 до 25;
  • 40% — свыше 25.

Непосредственно выслуга лет представляет собой официальный срок службы и ряд дополнительных периодов. Так, например, она включает в себя время обучения (если учеба не превышает 5 лет в целом и 1 год соответствует 6 месяцам службы). Если служить приходится в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (прочие территориальные зоны с неблагоприятными климатическими условиями), начинают действовать льготы. Каждый год плюсуется к общему периоду с повышающим коэффициентом.

Выслуга лет сверх норматива — это то количество лет, которое сотрудник отслужил после 20-ти летней службы. Например, если нынешний пенсионер проработал в органах 28 лет, это значение будет равняться 8.

Вторая пенсия сотрудникам МВД

Если у отставного сотрудника, нынешнего пенсионера, есть стаж гражданской службы, он имеет право на обычные начисления по старости из ПФР. Для лиц, имеющих стаж в силовых структурах, критерии для наступления права на пенсионное обеспечение отличаются:

  1. Лицо уже находится на обеспечении Министерства внутренних дел по выслуге лет, инвалидности или смешанному типу.
  2. Возраст от 60 лет для женщин и 65 для мужчин. С учетом перехода — в середине 2021 года. В 2021 году — 56,5 лет для женщин и 61,5 для мужчин.
  3. Трудовой стаж 12 лет в 2021 году.
  4. Нижний порог ИПК. В 2021 году этот минимум составлял 18,6 баллов. В 2021 — 21 балл. Этот порог будет увеличиваться до 30 в 2024 году.

В 2021 году размер гражданских страховых начислений увеличится. По общему правилу, с 1 января 2021 года надбавка составит 6,3%.

Заключение

Пенсия лицам, отслужившим в Федеральном министерстве, а также другим силовикам — это отдельная категория выплат, порядок назначения и индексации которой регулируется отдельными документами, и осуществляется она из бюджета. Поэтому, общие правила индексации на размер обеспечения не влияют. В этом году повышение военного довольствия произойдет в октябре. Тем же пенсионерам Министерства внутренних дел, которым назначены дополнительные средства от государства, индексации нужно ждать уже 1 января. Но январское повышение коснется только обычных выплат.

Если вы нашли ошибку
Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:
Земельный налог для пенсионеров в 2021 году - платят ли его?

Пенсии МВД в 2021 году: повышение и последние новости

В 2021 году гражданам, проходившим службу в МВД, будут повышены пенсии. Увеличение пенсий для сотрудников МВД будет произведено путем индексации окладов по должности и званию, с учетом которых и рассчитывается сумма пенсионного обеспечения. В соответствии с Постановлением Правительства 772 от 24.05.2021 г., с 1 октября денежное довольствие сотрудников полиции проиндексируют на 3,7%. При этом проиндексированные суммы окладов будут округлены до целого рубля в сторону увеличения.

Стоит пояснить, что повышение касается не только сотрудников полиции, но и лиц, проходивших службу в других структурах — в Росгвардии, ФСИН, противопожарной службе, таможенных органах и т.д., а также военных пенсионеров.

В 2021 году при расчете пенсии к величине денежного довольствия по-прежнему будет применяться понижающий коэффициент, равный 0,7368. Напомним, что в таком значении его установили еще с 1 октября 2019 г. Следующее изменение понижающего коэффициента пройдет не ранее 2022 года, так как закону № 397-ФЗ, подписанному Президентом 8 декабря 2020 г., ПК в значении 73,68% будет «заморожен» на протяжении всего 2021 г.

Повышение пенсий МВД в 2021 году

В соответствии со статьей 43 закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., пенсии сотрудникам органов внутренних дел и других ведомств исчисляются из величины денежного довольствия — окладов по воинскому званию и должности, установленных Правительством РФ. Если Правительство РФ проводит индексацию денежного довольствия сотрудников полиции, то и размер назначенного пенсионного обеспечения пересчитывают с учетом актуальных величин должностного оклада и оклада по званию.

Так с 1 октября 2021 года пройдет индексация величины денежного довольствия сотрудников МВД на 3,7%. 24 мая 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал Постановление № 772, которым утвердил проведение такой индексации.

В связи с повышением денежного довольствия будут пересмотрены и размеры пенсионного обеспечения за службу в МВД. Перерасчет выплат будет произведен в автоматическом режиме, лично обращаться за прибавкой не потребуется. Выплата за октябрь поступит уже с учетом проведенной индексации.

Расчет пенсии МВД в 2021 году

Пенсия бывших сотрудников МВД рассчитывается с учетом величины денежного довольствия (ДД) и продолжительности выслуги. Формула расчета размера пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • ПМВД — это размер пенсии за выслугу лет.
  • ДД — величина денежного довольствия, а именно оклад по званию и по должности, а также другие выплаты (за достижения в службе, за работу с «закрытыми» данными и так далее).
  • НВЛ — надбавка пенсионеру за выслугу лет, размер которой зависит от продолжительности службы:
    • 10% от величины денежного довольствия назначается за службу от 2 до 5 лет;
    • 15% — за службу продолжительностью от 5 до 10 лет;
    • 20% — от 10 до 15;
    • 25% — от 15 до 20;
    • 30% — от 20 до 25;
    • 40%, если срок службы составляет 25 и более лет.
  • ДВ — количество полных лет службы сверх нормативных 20 лет выслуги. Например, для отработавших в полиции 27 лет ДВ равно 27 — 20 = 7 лет.
  • ПК — понижающий коэффициент, в 2021 году равный 0,7368.

Помимо этого, к рассчитанной по формуле пенсии назначаются следующие виды надбавок:

  • за нетрудоспособных членов семьи, которых обеспечивает пенсионер (в первую очередь, это несовершеннолетние дети или дети-студенты в возрасте до 23 лет);
  • за участие в боевых действиях;
  • как пенсионеру, достигшему 80-летнего возраста;
  • за инвалидность и так далее.

Размеры этих доплат устанавливаются в процентном выражении от расчетного размера пенсии (РРП). По закону, РРП — это величина соцпенсии по старости, устанавливаемая Правительством РФ. С 1 апреля 2021 г. РРП установлен в значении 5796,78 руб.

Понижающий коэффициент к денежному довольствию

Пенсия бывшим сотрудникам полиции и других структур выплачивается не полностью, а с применением понижающего коэффициента. Начали его применять еще в 2012 году, когда коэффициент установили в значении 0,54. Однако значение ПК постепенно увеличивается, и в 2021 году будет равен 0,7368. То есть при расчете пенсионного обеспечения за выслугу лет учитывается 73,68% размера денежного довольствия.

Читайте также:
Будет ли индексация пенсий в 2021 году - последние новости, работающим, военным пенсионерам и по старости

Нужно отметить, что понижающий коэффициент в значении 0,7368 установили еще с 01.10.2019 г. Затем законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. применение такой величины продлили на весь 2020 год. И снова, в соответствии с законом № 397-ФЗ от 08.12.2020 г., «заморозку» продлили на весь 2021 г. Соответственно, следующая корректировка пройдет не ранее 1 января 2022 г.

Повышение пенсий пенсионерам МВД в 2021 году: кому, когда и на сколько повысят, последние новости

Пенсии бывшим сотрудникам МВД назначаются, как и военным пенсионерам, согласно положениям закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993. В 2021 году в России пройдет очередная индексация пенсии МВД для тех, кто уже на пенсии. Какое повышение пенсий пенсионерам МВД ожидается в 2021 году, кому и на сколько повысят пенсии с применением понижающего коэффициента к денежному довольствию, читайте далее в последних новостях нашей статьи.

Индексация пенсий МВД в 2021 году в России для тех, кто уже на пенсии

В 2021 году пенсии бывшим сотрудникам МВД повысят с 1 октября. Повышение пенсий будет произведено путем индексации окладов по должности и званию, с учетом которых и рассчитывается сумма пенсионного обеспечения. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2021 г. (№385-ФЗ от 08.12.2020 г.), с 1 октября денежное довольствие сотрудников полиции проиндексируют на 3,7%. При этом проиндексированные суммы окладов будут округлены до целого рубля в сторону увеличения.

Нужно отметить, что повышение касается не только сотрудников полиции, но и лиц, проходивших службу в других структурах (в Росгвардии, ФСИН, противопожарной службе, таможенных органах и т.д.), а также военных пенсионеров.

В 2021 году при расчете пенсии к величине денежного довольствия по-прежнему будет применяться понижающий коэффициент, равный 0,7368. Напомним, что в таком значении его установили еще с 1 октября 2019 г. Следующее изменение понижающего коэффициента пройдет не ранее 2022 года, так как закону № 397-ФЗ, подписанному Президентом 8 декабря 2020 г., ПК в значении 73,68% будет «заморожен» на протяжении всего 2021 г.

Повышение пенсий МВД в 2021 году

В соответствии со статьей 43 закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., пенсии сотрудникам органов внутренних дел и других ведомств исчисляются из величины денежного довольствия — окладов по воинскому званию и должности, установленных Правительством РФ. Если Правительство РФ проводит индексацию денежного довольствия сотрудников полиции, то и размер назначенного пенсионного обеспечения пересчитывают с учетом актуальных величин должностного оклада и оклада по званию.

Так с 1 октября 2021 года пройдет индексация величины денежного довольствия сотрудников МВД в соответствии с прогнозным индексом роста потребительских цен за 2021 год — по прогнозу это 3,7%. Ближе к дате индексации такое повышение будет утверждено Постановлением Правительства.

В связи с повышением денежного довольствия будут пересмотрены и размеры пенсионного обеспечения за службу в МВД. Перерасчет выплат будет произведен в автоматическом режиме, лично обращаться за прибавкой не потребуется. Выплата за октябрь поступит уже с учетом проведенной индексации.

Расчет пенсии МВД в 2021 году

Пенсия бывших сотрудников МВД рассчитывается с учетом величины денежного довольствия (ДД) и продолжительности выслуги.

Формула расчета размера пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

ПМВД = (ДД + НВЛ) × (50% + 3% × ДВ) × ПК
  • ПМВД — это размер пенсии за выслугу лет.
  • ДД — величина денежного довольствия, а именно оклад по званию и по должности, а также другие выплаты (за достижения в службе, за работу с «закрытыми» данными и так далее).
  • НВЛ — надбавка пенсионеру за выслугу лет, размер которой зависит от продолжительности службы:
    • 10% от величины денежного довольствия назначается за службу от 2 до 5 лет;
    • 15% — за службу продолжительностью от 5 до 10 лет;
    • 20% — от 10 до 15;
    • 25% — от 15 до 20;
    • 30% — от 20 до 25;
    • 40%, если срок службы составляет 25 и более лет.
  • ДВ — количество полных лет службы сверх нормативных 20 лет выслуги. Например, для отработавших в полиции 27 лет ДВ равно 27 — 20 = 7 лет.
  • ПК — понижающий коэффициент, в 2021 году равный 0,7368.
Читайте также:
Новую схему пенсионного обеспечения готовит Центробанк

Помимо этого, к рассчитанной по формуле пенсии назначаются следующие виды надбавок:

  • за нетрудоспособных членов семьи, которых обеспечивает пенсионер (в первую очередь, это несовершеннолетние дети или дети-студенты в возрасте до 23 лет);
  • за участие в боевых действиях;
  • как пенсионеру, достигшему 80-летнего возраста;
  • за инвалидность и так далее.

Размеры этих доплат устанавливаются в процентном выражении от расчетного размера пенсии (РРП):

  • По закону, РРП — это величина соцпенсии по старости, устанавливаемая Правительством РФ.
  • До 31 марта 2021 г. РРП установлен в значении 5606,17 руб.,
  • а с 1 апреля 2021 г. его величину планируют повысить до 5751,93 руб.

К примеру, за одного иждивенца пенсионеру МВД доплачивают 32% от величины соцпенсии. С 1 января по 31 марта 2021 г. это будет ежемесячная доплата в 1793,97 руб., а с 1 апреля 2021 г. — уже 1840,62 руб.

Понижающий коэффициент к денежному довольствию

Пенсия бывшим сотрудникам полиции и других структур выплачивается не полностью, а с применением понижающего коэффициента. Начали его применять еще в 2012 году, когда коэффициент установили в значении 0,54. Однако значение ПК постепенно увеличивается, и в 2021 году будет равен 0,7368. То есть при расчете пенсионного обеспечения за выслугу лет учитывается 73,68% размера денежного довольствия.

Нужно отметить, что понижающий коэффициент в значении 0,7368 установили еще с 01.10.2019 г. Затем законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. применение такой величины продлили на весь 2020 год. И снова, в соответствии с законом № 397-ФЗ от 08.12.2020 г., «заморозку» продлили на весь 2021 г. Соответственно, следующая корректировка пройдет не ранее 1 января 2022 г.

По закону, значение понижающего коэффициента должно ежегодно увеличиваться на 2%. То есть, если отталкиваться от стандартной схемы повышения, то с 1 января 2022 года ПК должен увеличиться на 2% и составлять уже 0,7368 × 2% = 0,7515 или же 75,15%.

Заключение

В 2021 году повышение пенсий в МВД будет осуществляться за счет плановой индексации денежного довольствия, которое является одной из составляющих формулы расчета выплат. Его проиндексируют ориентировочно на 3,7%, что соответствует прогнозируемому уровню инфляции предыдущего (2020) года. На эти цели в проекте федерального бюджета РФ на следующий год предусмотрено увеличить финансирование на 9,3 млрд. руб.

На дополнительное повышение могут рассчитывать бывшие силовики, которые получают вторую пенсию – страховую по старости – от Пенсионного фонда (при условии соответствия стандартным требованиям для ее оформления). Ее проиндексируют на 6,3% с 1 января 2021 г. В денежном выражении сумма прибавки будет несущественной, поскольку для расчета выплат этой категории пенсионеров применяется только сумма накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), без учета фиксированной выплаты. Значение 1 ИПК в 2021 году увеличивается с 93 руб. до 98,86 руб. Так, наличие минимально необходимых 21 ИПК обеспечит выплату 2076,06 руб., то есть всего на 123 рубля больше по сравнению с прошлым годом.

Пенсионеры, которые продолжают трудовую деятельность после выхода на пенсию из рядов МВД, могут все так же получать 2 пенсии (при условии, что работа не связана с продолжением службы в силовых структурах). Но для них прибавка по страховой пенсии будет не с 1 января 2021, а с 1 августа, как и для всех работающих пенсионеров, когда происходит перерасчет страховых пенсионных взносов в пенсионные коэффициенты (но не более 3 баллов за год).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: