Повышение МРОТ с 1 января 2021 года

МРОТ 2021: повышение минимального размера оплаты труда в России

С нового года минимальный размер оплаты труда стал больше на 662 ₽. Рассказываем, как вас это может коснуться.

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

  • # Бухгалтерия
  • # Сотрудники

С 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда стал больше на 662 ₽. МРОТ влияет на размер зарплат и пособий. Рассказываем, как вас может коснуться новый МРОТ.

Что такое МРОТ

МРОТ — минимальный размер оплаты труда. Это необходимый минимум, который обязан платить работодатель в месяц. Требование касается любых профессий — неважно, речь о промоутере, водителе или гендиректоре.

Есть еще понятие «минимальный прожиточный минимум». Это некая сумма, на которую, по мнению государства, человек может выжить. До 2021 года минимум зависел от стоимости потребительской корзины, а теперь — от медианного среднедушевого дохода. Что это такое, знает любой бухгалтер. Для этой статьи просто запомните, что расчет изменился.

МРОТ связан с прожиточным минимум. Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается не ниже величины прожиточного минимума.

Динамика МРОТ за пять лет

В России за последние пять лет минимальный размер оплаты труда увеличивали восемь раз: с суммы чуть больше шести тысяч рублей до почти тринадцати тысяч.

Сведения о федеральном МРОТ с 2016 года

Дата введения Размер МРОТ, в месяц
01.01.2021 12 792 ₽
01.01.2020 12 130 ₽
01.01.2019 11 280 ₽
01.05.2018 11 163 ₽
01.01.2018 9489 ₽
01.07.2017 7800 ₽
01.07.2016 7500 ₽
01.01.2016 6204 ₽

Кто устанавливает региональный МРОТ

Минимальный размер устанавливается на федеральном уровне: на 1 марта 2021 года МРОТ — 12 792 ₽ в месяц.

Регионы могут определять свой лимит, главное — уложиться в требования: если хочешь, увеличивай по сравнению с общероссийским, но уменьшить не можешь. Правда, для сотрудников бюджетной сферы ничего менять нельзя: для них действует федеральный МРОТ.

Увеличивать ли МРОТ и насколько — решает каждый регион, поэтому сумма может различаться. Условия фиксируются в специальном соглашении.

Регионы вправе использовать сразу два МРОТ — федеральный и региональный. Например, в Тульской области для сотрудников коммерческого сектора, например магазинов, фитнес-клубов, клубов, МРОТ — 14 200 ₽, а для бюджетной сферы — общероссийский, 12 792 ₽.

Пример повышенного регионального МРОТа на 1 марта 2021

Город или регион Размер МРОТ, в месяц
Москва 20 589 ₽
Санкт-Петербург 19 000 ₽
Московская область 15 000 ₽
Тульская область,
для внебюджетной сферы
14 200 ₽
Калининградская область 14 000 ₽

Что зависит от МРОТ

Минимальный размер оплаты труда влияет на зарплату и некоторые пособия.

Зарплата. Здесь все просто: раз есть МРОТ, значит, сотрудник не должен получать меньше этой суммы. Для этого сотрудник должен выполнить все обязанности из трудового договора и отработать полный месяц. Как быть, если отработал меньше, — зависит от формата работы.

Уборщица убирает офис только с утра, и ей платят 7000 ₽ в месяц. Это меньше МРОТ, но не считается нарушением, потому что она работает неполный день.

Пособия. Минимальный размер оплаты труда влияет:

  • на больничные — по временной нетрудоспособности;
  • декретные — по беременности и родам;
  • детские — по уходу за ребенком до полутора лет.

Как считаются пособия — тема для бухгалтера, а для бизнеса важно вот что: для оценки суммы учитывается средний заработок сотрудника. Даже если он по причинам меньше МРОТ, его все равно считают по минимальному размеру оплаты труда. Принцип одинаковый для всех пособий: по больничному, декретному или детским.

Что не зависит от МРОТ

Минимальный размер оплаты труда не влияет на перерасчет надбавок, например, за работу сверх графика или районные коэффициенты.

Сверхурочные и работа в выходные. Вся работа сверх графика должна оплачиваться, и доплата не входят в МРОТ.

Допустим, компания работает с понедельника по пятницу, но офис затопили соседи и руководитель попросил сотрудников выйти в субботу, чтобы помочь разобраться с промокшими вещами. Это и есть пример работы в выходные, за нее нужно платить.

Еще один пример. Магазин платит уборщице 10 000 рублей за месяц, что меньше МРОТа. Директор время от времени просит ее выйти в свой выходной и за это доплачивает.

Общая сумма в месяц — зарплата плюс сверхурочные, как раз на уровне МРОТа. Но это нарушение закона: он должен платить зарплату не меньше минимального размера труда, и сверх нее — за работу в выходной.

Надбавки. В некоторых случаях работодатель обязан увеличивать выплаты на районные коэффициенты. Они действуют в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Коэффициенты могут отличаться в разных регионах. Например, для Томской области — 1,50, а в Якутии на территории, рядом с алмазодобывающей предприятиями — 2.

Неважно, какой коэффициент действует для сотрудников, — эта надбавка все равно считается сверх МРОТ. То есть нельзя сказать, что ее уже учли при расчете: это нарушение законодательства.

Другие надбавки тоже считаются сверх МРОТа, нрапример, если их начисляют совмещении должности или работы в ночное время.

Страховые взносы предпринимателей. До 2018 года ИП платили взносы за себя из расчета МРОТ. Потом эту норму отменили и ввели фиксированные взносы. Они действуют и в 2021 году, меняется только размер.

Порядок расчета МРОТ в 2021 году

С 2021 года МРОТ считается . Раньше он был привязан к прожиточному минимуму, а теперь — к медианной заработной плате. Этот показатель разделяет все зарплаты на две части: одна половина сотрудников получает зарплату выше определенного значения, другая половина — ниже.

Такой способ оценки лучше отражает реальную картину, потому что показатель не завышается за счет больших зарплат руководителей. Вместо этого специалисты учитывают сумму, которую получает группа сотрудников с примерно одинаковыми условиями работы, профессии и должности.

Что если не менять зарплату

Если зарплата меньше МРОТа, работодатель рискует потратить время на разбирательства с трудинспекцией, и возможно, штрафом. Сумма зависит от количества и серьезности нарушений, но один из реальных штрафов — 50 000 рублей для компании.

Недостаточный размер зарплаты попадает под уголовную ответственность, но только если доказана личная корыстная заинтересованность руководства. Сомнительно, что одного сотрудника или даже десяти сотрудников, возбудят дело, но формально такая возможность есть. Так что лучше убедиться, что все зарплаты соответствуют МРОТу.

Новый МРОТ с 1 января 2021

Президентом был подписан Закон 29.12.2020 № 473-ФЗ, согласно которому, на 2021 год устанавливается новый МРОТ. Наша таблица регионов РФ, позволит узнать МРОТ с 1 января 2021 года. Также в статье будет информация о том, как безопасно и быстро повысить сотрудникам заработную плату до уровня нового МРОТ с 01.01.2021.

Новый МРОТ с 1 января 2021 года в России

Величина федерального МРОТ на 2021 год будет составлять 12 792 руб. в месяц. Ранее обсуждалась меньшая сумма. Минтруд пересмотрел минималку в большую сторону, после поступившего предложения от Владимира Путина. Президент отметил, что зарплата ниже МРОТ недопустима, ведь это противоречит конституции.

Законодателями составляется новая методичка, которая поможет правильно рассчитывать МРОТ в 2021 году. Ранее МРОТ определялся на основе потребительской корзины, однако больше такой порядок определения работать не будет. Согласно Закону от 29.12.2020 № 473-ФЗ, с нового 2021 года, МРОТ будет определяться на основе медианной зарплаты за предыдущий год. У половины населения зарплата ниже этой величины, а у другой выше. Данный подход обеспечит величину МРОТ на уровне 42% от указанной медианы. Чтобы рассчитать по-новому прожиточный минимум, нужно использовать новый показатель – это медианный среднедушевой доход. Прожиточный минимум на душу населения в 2021 году установили на уровне 44,2 процента от вышеупомянутого показателя.

Какая зарплата должна быть у сотрудников с учетом нового МРОТ в 2021 году

При условии, что сотрудник за месяц отработал установленную норму времени, а также выполнил все обязанности (которые входят в норму труда), его зарплата не может быть меньше минимума. Существует несколько значений подобного минимума. Значение МРОТ принимаются на федеральном уровне. По каждой отрасли, существует минимальный размер зарплаты, который также зависит от региона.

С 1 января 2021 года новый МРОТ составляет 12 792 руб. Значение закреплено Федеральный законом 29.12.2020 № 473-ФЗ. Несмотря на закон, в регионах может быть установлена другая величина минимальной зарплаты. Это разрешается субъектам России на основании регионального соглашения. Зачастую региональная минимальная зарплата больше установленного федерального минимума (согласно ст. 133.1 ТК). Таблица ниже наглядно показывает значение минимальной зарплаты по все регионам.

В некоторых отраслях, власти могут установить отдельные минимальные зарплаты. Подобные данные всегда публикуются в отраслевых соглашениях. Полные тексты соглашений публикуются в следующих источниках:

  • газета «Солидарность»;
  • официальный сайт Минтруда;
  • журнал «Бизнес России»;
  • журнал «Социально-трудовые исследования».

В 1С:Зарплата и управление персоналом, редакция 3 расчёт зарплаты с учетом нового МРОТ реализован в версии 3.1.16.108 от 31.12.2020. Не забудьте обновить программу! Если Вам нужна помощь – звоните!

Как работодателям повысить зарплату до нового МРОТ с 01.01.2021

Доплату установить можно двумя способами.

Первый способ: увеличить размер оклада. Данный способ является довольно трудоемким. Ведь каждое изменение минимальной зарплаты или МРОТ, требует пересмотреть трудовой договор, издать приказ о повышении зарплаты, изменить штатное расписание. Также нужно пересмотреть все документы, где упоминается размер оклада.

Второй способ: при помощи локального акта установить размер специальной доплаты. Например, Положение об оплате труда или в отдельном приказе. Ведь с минимальной зарплатой или МРОТ сравнивают не размер оклада, а суммарная зарплата. То есть базовый оклад плюс разные надбавки и выплаты.

Второй способ более простой, ведь нет необходимости постоянно пересматривать и править локальные акты и трудовые договора. Будет достаточно установить компенсацию в виде доплаты до МРОТ. Издавать приказы при каждом назначении доплаты теперь не придется. Работодатель сможет начислять ее в автоматическом режиме, просто выявляя отрицательную разницу с минимальной зарплатой в регионе (если проводить сравнение с минимумом по региону).

При суммированном учете рабочего времени, когда сотрудник с окладом отработал все дни месяца, в соответствии со своим графиком, он получает оклад, а недоработок не возникает. Поэтому доплата до МРОТ не потребуется.

Сотрудники, которые имеют почасовую ставку, при суммированном учете рабочего времени, получают оплату за часы. За те часы, которые человек фактически отработал, согласно своему графику за учетный месяц. При оплате неотработанной нормы рабочего времени, нужно установить причину недоработки.

Какой будет МРОТ и прожиточный минимум с 1 января 2022 года по регионам России: новые таблицы по всем регионам с новыми размерами с 01.01.2022

С 01.01.2022 МРОТ и прожиточный минимум рассчитывают по новой методике, как соотношение с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом.

Какое будет повышение МРОТ в 2022 году с 1 января в России, как рассчитываются прожиточный минимум и МРОТ по новой методике, какие размеры МРОТ и ПМ по регионам с 01.01.2022 — последние новости в нашей статье.

МРОТ и прожиточный минимум на 2022 год в России

Такой показатель, как минимальный размер заработной платы (сокращенно МРОТ или минималка) имеет значение для регулирования заработка наемных работников, оформляемых по ТК РФ. Это минимум, ниже которого устанавливать оплату труда запрещается (при соблюдении установленных норм выработки, например, 8-часового рабочего дня). Кроме того, МРОТ используется при определении некоторых социальных пособий. Этот показатель связан с прожиточным минимумом (сокращенно ПМ).

В конце 2020 года в законодательство об установлении МРОТ и ПМ были внесены значительные изменения. Теперь ПМ привязан не к потребительской корзине, а к медианному доходу, а МРОТ к медианной заработной плате. Расскажем о размере МРОТ с 1 января 2022 года – какой будет минимальная зарплата в России и ждать ли ее увеличения.

Общие положения о минималке

Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

  • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
  • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
  • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
  • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
  • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
  • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

Какой будет МРОТ с 1 января 2022 года

Пока есть только законопроект о новом показателе МРОТ на 2022 год. Текст размещен на портале проектов нормативно-правовых актов для всеобщего обсуждения и внесения предложений. Кроме текста проекта закона, выложена пояснительная записка к нему, в которой обосновывается размер минималки.

Законопроектом предлагается, что минимальная зарплата с 1 января 2022 года составит 13 617 рублей. Согласно ст. 2 закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

В пояснительной записке сказано следующее:

  • перечисляются актуальные законодательные нормы о МРОТ;
  • объясняется предлагаемый размер МРОТ в сумме 13 617 рублей – это 42% от суммы 32 422 рублей, по данным Росстата именно эта сумма является медианной заработной платной в Российской Федерации за 2020 год;
  • размер предлагаемого МРОТ сравнивается с показателем ПМ на 2022 год. Он уже рассчитан и утвержден Правительством (и составляет 13 026 рублей для трудоспособного населения).

Значение в 13 617 рублей на 825 рублей больше существующего (12 792 рубля), таким образом, произойдет повышение МРОТ на 6,4%. По данным авторов законопроекта корректировка показателя приведет к повышению заработка примерно у 4,7 миллионов работников.

Уровень прожиточного минимума в 2022 году

Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

В соответствии с ним устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

  • на душу населения – 11 950;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 026 рублей;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 277 рублей;
  • для детей – 11 592 рубля.

Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

ПМ в 2022 году повысится:

  • на душу населения – на 297 рублей;
  • для трудоспособных – на 324 рубля;
  • для пенсионеров – на 255 рублей;
  • для детей – на 289 рублей.

Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

Актуальные показатели МРОТ и ПМ с 2022 года

Еще раз, прожиточный минимум и МРОТ с 1 января 2022 года в России:

  • ПМ для трудоспособного населения (этот показатель ПМ считается основным, хотя активно применяются и другие) – 13 026 рублей, это значение уже утверждено Правительством РФ;
  • МРОТ – 13 617 рублей. Это значение пока только предложено в законопроекте о внесении поправок в закон о минималке.

На основании федеральных значений регионы рассчитывают собственные. При этом утверждение ПМ является их обязанностью, а МРОТ – правом.

Для утверждения МРОТ на региональном уровне ТК РФ предусмотрена специальная процедура. Должно быть достигнуто соглашение между тремя сторонами трудовых взаимоотношений – представителями властей, работодателей и работников. У работодателей есть право отказаться от применения местного МРОТ, но только письменно и в течение 30 дней с момента публикации соглашения.

Региональный прожиточный минимум утверждается на основании федерального по специальной методике. Утверждение в регионах ПМ на следующий год должно состояться на позднее 15 сентября текущего года. Публикация соответствующих нормативно-правовых актов обязательна. Региональные показатели также имеют значение для оказания мер соцподдержки.

Как рассчитывается региональный прожиточный минимум по новым правилам
  • для каждого региона установлены коэффициенты относительно общероссийского показателя. Например, прожиточный минимум в Москве равен 1,2 от общероссийского, а в Санкт-Петербурге – 1,09. Самый большой показатель в Чукотском АО – 2,61, а самый маленький – в Липецкой и Тамбовской областях – 0,83;
  • для регионов до 2025 года действует переходный период, когда они могут использовать прежнюю методику расчета, основанную на уровне цен;
  • если рассчитанный по новым правилам прожиточный минимум меньше, чем рассчитанный по прежним, регион вправе установить прожиточный минимум по прежним правилам;
  • регион может установить прожиточный минимум выше, чем требуется (то есть, правила оговаривают его минимальную величину).

Соответственно, право на социальные выплаты (буквально все детские пособия привязаны к прожиточному минимуму), право на социальную доплату к пенсии, и многие другие социальные выплаты будут зависеть от величины прожиточного минимума, утверждаемой органами власти регионов, а не правительством России.

Ниже мы представляет таблицу коэффициентов дифференциации для расчета прожиточного минимума в регионах в 2022 году.

Регионы расположены в порядке от самого высокого значения к самому низкому:

Регион Коэффициент
Чукотский автономный округ 2,61
Камчатский край 1,76
Магаданская область 1,74
Ненецкий автономный округ (НАО) 1,64
Республика Саха (Якутия) 1,51
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) 1,37
Сахалинская область 1,36
Мурманская область 1,32
Еврейская автономная область (ЕАО) 1,25
Хабаровский край 1,22
г. Москва 1,20
Приморский край 1,19
Забайкальский край 1,17
Архангельская область 1,16
Амурская область 1,15
Республика Коми 1,15
Красноярский край 1,11
Республика Карелия 1,11
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра 1,11
г. Санкт-Петербург 1,09
Республика Бурятия 1,09
Кабардино-Балкарская Республика 1,07
Ленинградская область 1,07
Иркутская область 1,06
Калининградская область 1,03
Московская область 1,03
г. Севастополь 1,02
Республика Хакасия 1,02
Вологодская область 1,01
Республика Тыва 1,01
Тульская область 1,00
Тюменская область 1,00
Ярославская область 1,00
Псковская область 0,99
Свердловская область 0,99
Смоленская область 0,99
Новгородская область 0,98
Новосибирская область 0,98
Республика Калмыкия 0,98
Тверская область 0,98
Томская область 0,98
Астраханская область 0,97
Владимирская область 0,97
Республика Крым 0,97
Калужская область 0,96
Краснодарский край 0,96
Чеченская Республика 0,96
Республика Алтай 0,95
Ивановская область 0,94
Карачаево-Черкесская Республика 0,94
Курганская область 0,94
Нижегородская область 0,94
Республика Ингушетия 0,94
Ростовская область 0,94
Самарская область 0,94
Орловская область 0,93
Брянская область 0,92
Костромская область 0,92
Пермский край 0,92
Челябинская область 0,92
Кемеровская область 0,91
Республика Дагестан 0,91
Республика Северная Осетия — Алания 0,90
Ставропольский край 0,90
Алтайский край 0,89
Кировская область 0,89
Республика Башкортостан 0,89
Рязанская область 0,89
Удмуртская Республика 0,89
Ульяновская область 0,89
Воронежская область 0,88
Республика Марий Эл 0,88
Курская область 0,87
Омская область 0,87
Оренбургская область 0,87
Чувашская Республика — Чувашия 0,87
Волгоградская область 0,86
Республика Адыгея 0,86
Республика Мордовия 0,85
Республика Татарстан 0,85
Белгородская область 0,84
Пензенская область 0,84
Саратовская область 0,84
Липецкая область 0,83
Тамбовская область 0,83

Минимум в регионе определяется путем умножения коэффициента субъекта на федеральный прожиточный минимум.

Напоминаем размеры федерального прожиточного минимума:

  • на душу населения – 11 950 рублей.
  • для трудоспособного населения – 13 026 рублей.
  • для детей – 11 592 рубля.
  • для пенсионеров – 10 277 рублей.
Таблица: МРОТ по всем регионам с 1 января 2022 года

Проверяйте значение МРОТ в своем регионе, оно может оказаться больше федеральной суммы 13 617 рублей.

Возможны две причины:

  • В регионе действует трехстороннее соглашение с более высоким значением МРОТ,
  • В регионе есть районные коэффициенты, они увеличивают федеральную минималку.

Местные чиновники могут заключать новые трехсторонние соглашения с повышенным уровнем зарплат. От участия в соглашении можно отказаться, для этого направьте мотивированный отказ в местный орган по труду и занятости.

Как изменятся зарплаты и пенсии россиян

Новогодний подарок от правительства — в одночасье, прямо под бой курантов, были увеличены МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и прожиточный минимум (ПМ). «Огонек» разбирался, что стоит за аттракционом невиданной щедрости.

Стремительность повышения благосостояния граждан не может не приводить в восхищение. 12 ноября минувшего года замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов представил в Госдуме законопроект о новой методике расчета МРОТ и ПМ. До сих пор эти величины рассчитывались от потребительской корзины, теперь же предлагалось танцевать от медианной зарплаты (МЗ). Поясним — это величина, разделяющая на две равные половины количество тех, кто получает бОльшую зарплату, и тех, кто получает меньшую.15 декабря законопроект утвердили во втором чтении,16 декабря приняли окончательно, а 29-го этот закон 473-ФЗ уже подписал президент. Никаких обсуждений этого важнейшего документа, определяющего всю социально-экономическую политику, не было. Просто взяли и записали, что прожиточный минимум (ПМ) должен составлять 44,2 процента от медианного дохода. А минимальный размер оплаты труда (МРОТ), рассчитываемый как 42 процента от медианной зарплаты, будет теперь равен 12 792 рублям. Уточним — до конца 2020 года МРОТ равнялся 12 300 рублей. Богатеем, однако!

И правительство уже через день, прямо под звон курантов, приняло постановление № 2406, в котором были определены размеры ПМ на душу населения с 1 января 2021 года — 11 653 рубля (до конца 2020-го — 11 468 рублей), для трудоспособных граждан — 12 702 рубля (было 12 392 рубля), для пенсионеров — 10 022 рубля (вместо 9422 рублей) и для детей 11 303 рубля (вместо 11 423 рублей). Как говорят эксперты «Огонька», эти показатели ПМ и МРОТ в течение пяти лет будут лежать в основе расчета заработных плат всех работников всех отраслей (включая школьных учителей — см. «Считать от МРОТ», «Огонек» № 51 за 2020 год), пенсий, социальных пособий и государственных выплат населению.

Многие экономисты давно говорили о том, что необходимо пересмотреть расчеты ПМ и МРОТ по потребительской корзине. Сказать точнее, мнения были разные — от полного перехода к медианной зарплате до сочетания медианы с расходами населения (см., например, «Корзина неутешительная», «Огонек» № 4 за 2020 год). Андрей Покида, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, отмечал тогда в интервью «Огоньку», что «отсчет бедности идет от уровня не просто плохой жизни, а самой плохой. И именно этот уровень выживания определяет сегодня социальную политику государства». Другие эксперты говорили, что потребительская корзина не учитывает реальные расходы на оплату услуг монополий («Газпром», ЖКХ, транспорт, связь и др.). Ведь люди не могут выбрать других поставщиков и соглашаются на устанавливаемые монополистами цены. Георгий Клейнер, член-корреспондент РАН, говорил, что «для улучшения экономического положения нашей страны и повышения уровня жизни людей стоимость потребительской корзины и минимальный размер оплаты труда могут быть взаимно увязаны, но эта связь не должна быть жесткой» — ПМ и МРОТ должны быть процентов на 20 выше стоимости корзины.

Поводом для той публикации в «Огоньке» было показанное по ТВ обращение группы граждан к президенту с просьбой «добавить мяса и рыбы в потребительскую корзину». Президент согласился. Правда, теперь мясо и рыбу добавлять просто некуда — и года не прошло, а корзины c дорожающими продуктами в методике расчета больше нет. Ее заменили на медианную зарплату.

Владимир Осипов, профессор МГИМО, отмечает:

— Медианная зарплата как инструмент управления рынком труда используется во многих странах. Этот метод действительно хорошо себя зарекомендовал, потому что, в отличие от, например, средней зарплаты, показывает реальный уровень благосостояния населения. Но есть много вопросов, в частности, как будет рассчитываться медианная зарплата, какие данные для этого будут собраны и аккумулированы. Потому что известно любимое занятие исполнительных органов власти в последнее время — это игра со статистическими данными. Вроде бы все показатели растут, а качество жизни людей ухудшается.

Как изменится оплата труда учителей

Вот и замминистра труда Андрей Пудов тоже говорил о «прогрессивности новой методики расчетов и ее соответствии стандартам развитых стран». При всей нелюбви к Западу у нас часто ссылаются на зарубежные стандарты и даже их используют, но получается «как всегда».

Итак, медианная зарплата — это величина, которая делит всех работающих на две равные части: у одной половины зарплаты выше, у другой — ниже. В сентябре 2020 года Росстат посчитал, что медианная зарплата в России составляла 35 тысяч рублей. Но уже в октябре на заседании Общественного совета Минтруда назвали другую цифру медианной зарплаты (причем со ссылкой на тот же Росстат) — 30 457 рублей. Правда, была сделана оговорка, что Росстат провел некое «экспериментальное исследование» и в результате получил такую цифру. Она и вошла в закон 473-ФЗ, и из нее был выведен МРОТ 12 792 рубля.

Правильно ли вывели? На первый взгляд вопрос нелепый — закон как-никак. Но сомнения все же остаются: уже в постановлении правительства № 2406, принятом вслед закону, цифры «не бьются». Ведь если ПМ составляет 44,2 процента от медианной зарплаты 30 457 рублей, то должно получиться 13 461 рубль 99 копеек, а вовсе не 11 653, как было объявлено. Это ж насколько придется увеличить все зарплаты, пенсии и пособия, чтобы обеспечить такой рост доходов! Увеличивать пришлось бы, потому что МРОТ не может быть меньше ПМ. Так предусмотрено тем же самым законом.

Чтобы цифры «бились», получается, посчитать надо по-другому. Как? Да очень просто: если 11 653 рубля — это 44,2 процента, то 100 процентов — это 26 365 рублей. А вовсе не 30 457. И если немного погуглить, найдем, что именно такую сумму среднедушевого медианного дохода Росстат показывал в 2019 году. И именно эта основа расчета всех зарплат, пенсий и пособий сохранится на весь 2021 год.

Почему в законе указана одна медианная зарплата, а правительство рассчитывало от другой — ни один эксперт «Огонька» объяснить не смог. Зато все отметили: до сих пор ПМ и МРОТ у нас рассчитывались поквартально с учетом инфляции, а теперь расчеты будут производиться один раз в год, и установленные проценты — 42 (МРОТ) и 44,2 (ПМ) — останутся на пять лет. Даже несмотря на скачки инфляции и другие пертурбации экономической жизни.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Также эксперты «Огонька» не смогли объяснить установленные законом уровни ПМ и МРОТ от медианной зарплаты — 44,2 и 42 процента. Почему именно эти цифры и чем они обоснованы?

В очень небогатых странах МРОТ установлен такой: в Словакии, например,— 50 процентов, в Литве — 55, в Португалии — 67 процентов. У нас МРОТ получается, во-первых, намного ниже, а во-вторых, нам придется с таким уровнем прожить еще пять лет.

Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ, считает, что методика расчета ПМ и МРОТ по медианной зарплате в целом более эффективна, чем по потребительской корзине. Но при этом надо решить главный вопрос — какие задачи мы собираемся решать, меняя методику:

— Вопрос даже не в процентах. Мы не очень понимаем, что означает уровень медианной зарплаты в нашей стране. Это же не чисто арифметическое отсечение тех, кто получает больше, от тех, кто имеет меньше. Понятие медианной зарплаты несет важную социальную нагрузку. Что она означает в нашем случае? Это уровень выживания домохозяйств? Или уровень развития? В развитых экономиках уровень заработной платы высокий, потому что он отражает действительную стоимость рабочей силы. И человек, получающий медианную зарплату, может иметь нормальное качественное питание, хорошую одежду, возможность арендовать, а в перспективе и купить достойное жилье. И в результате на Западе домохозяйства являются экономически самостоятельным звеном, потому что не зависят от государственных пособий.

У нас социальные выплаты для выживания людей имеют очень большое значение. Поэтому прямые сравнения России с развитыми странами просто невозможны, говорит эксперт. Потому-то нам и нельзя брать западную методику в чистом виде. И в любом случае к ней следовало бы добавить смешанные расчеты. Например, учитывать показатели реальных расходов семей на ЖКХ, транспорт и связь (которые, напомним, и в потребительской корзине не учитывались). Здесь должен работать другой механизм. Например, надо бы определить коэффициенты нагрузки на домохозяйства, связанные с потреблением услуг госмонополий. Ведь люди жалуются, говорит Александр Сафонов, что при доходе в 10 тысяч рублей половину человек должен отдавать за коммуналку. На Западе, если ты не можешь оплатить квартиру, переселяйся в вагончик. И так нередко бывает, бедность есть во всех странах. Но у нас в вагончике жить нельзя — будешь бомж со всеми вытекающими последствиями…

Между тем соблазн «нетрудных решений» велик: если изменить методику, начать считать как-то по-другому, то (пусть хотя бы на бумаге) не останется у нас бедных и все проблемы решатся сами собой. Да и совсем не просто отчитываться о социальном благополучии, если не менять методик расчета.

Как Госдума предлагает отвязать МРОТ значение от медианной зарплаты

Во II квартале 2020 года ПМ вырос на 625 рублей к I кварталу. Это 5,76 процента. Рост просто запредельный. Причем в разгар ковидной пандемии. А может, она этому способствовала — никто не знает. И как быть? А просто: в III и IV кварталах Минтруд не определял этот показатель вообще. А после последних расчетных коррекций в 2021 году рост ПМ составит всего 185 рублей по сравнению со II кварталом прошлого года: прирост на 1,6 процента — совсем другое дело. Дело в том, что ПМ и МРОТ — как мультяшные двое из ларца, близнецы-братья. Правительство говорит «ПМ», а подразумевает «МРОТ». И второго от первого далеко не отпустит. В 2017 году внесли даже поправку в Трудовой кодекс: МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума.

А может ли быть больше? Эксперты уверяют: надежды на то, что МРОТ, взяв курс на медианную зарплату, вырвется, наконец, вперед — иллюзорны.

— Конечно, МРОТ должен стремиться к более высоким процентам от медианной зарплаты, и это должно быть приоритетом социальной политики,— говорит Владимир Осипов.— Но надо учитывать особенность нашей сервисно-сырьевой экономики. В ней очень велика доля зарплаты в себестоимости продукции — около 40 процентов. И наши работодатели никогда не пойдут на увеличение зарплат, потому что это сделает продукцию неконкурентоспособной. Мы уже давно исчерпали возможности роста экономики за счет дешевого труда. Поэтому цифра МРОТ в 42 процента от медианной зарплаты — это некий компромисс, закрепленный в законе.

Компромисс, отметим, скорее печальный: если говорить о том, какая же социальная концепция заложена в понятие «медианной зарплаты», придется признать — это уровень бедности.

21.09.2021 О повышении зарплат бюджетникам регионов России – последние новости

21.09.2021 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) с 1 октября 2021 года и января 2022 года – читайте НИЖЕ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы” прописана необходимость 2021 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам – читайте ниже.

— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru

Как информирует “Парламентская газета”, независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2021 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Индексация зарплат с 1 октября 2020 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета “Аргументы и факты”. «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Повышение зарплат бюджетников с 1 октября 2021: будет ли увеличение оклада врачам, учителям, военным

С 1 октября 2021 года начнётся индексация зарплаты сотрудникам бюджетных организаций во многих регионах России. Увеличение оклада за счёт ежегодной индексации ждёт представителей бюджетных организаций, не отмеченных в соответствующих майских указах президента страны. Об этом сообщил юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин.

«При индексации будет учитываться рост потребительских цен. Повышение не затронет работников сфер, перечисленных в майских указах: для них зарплаты проиндексируют 1 января», — рассказал Сергей Болотин

Кому повысят зарплату с 1 октября 2021 года: категории граждан

Сергей Болотин рассказал, что при индексации будет учитываться рост потребительских цен. Эксперт отметил, что повышение не затронет работников сфер, перечисленных в майских указах: для них зарплаты проиндексируют 1 января. Ранее были приняты законы, в которых приостановили индексацию их зарплаты. Региональным госслужащим повышение оклада будет производиться на основании регионального закона о бюджете субъекта страны на соответствующий год.

Кроме того, решение о повышении зарплаты в 2021 году и размере надбавки будет приниматься не только на федеральном, но и на региональном уровне. По мнению Болотина, в среднем рост зарплат составит около 4%, однако этот показатель может разниться в зависимости от ситуации в регионе и профессии сотрудника: регионы могут самостоятельно определять размер надбавки, однако она не может быть ниже установленного на федеральном уровне.

В соответствии с постановлением правительства от 24.05.2021 “О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти”, c 1 октября оклады военнослужащим увеличатся в 1,037 раза. Об этом рассказал агентству “Прайм” управляющий партнер юридической компании “Позиция права” Егор Редин.

“Повышение заработной платы коснется тех, кто проходит военную службу по контракту, по призыву, сотрудники национальной гвардии, сотрудники, имеющие специальные звания полиции, органов внутренних дел, ФСИН, таможенных и противопожарных органов”, — говорит юрист.

Денежное довольствие военнослужащего по контракту состоит из двух окладов (за звание и за должность), а также различных специальных выплат – за работу с секретными сведениями, за службу, связанную с риском для жизни или здоровья и т.д.

Призывник получает выплату, которая слагается из оклада за должность и дополнительных выплат (п. 2, 3 ст. 2 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011, Постановление Правительства № 992 от 05.12.2011 в ред. от 29.12.2020).

Закон гарантирует военным ежегодное увеличение окладов с учетом инфляции на очередной финансовый год (п. 9 ст.2 закона № 306-ФЗ).

“Хотя эту гарантию нельзя назвать непреложной, так как в период с 2013 по 2018 годы данная правовая норма была “заморожена”, и на протяжении пяти лет индексация довольствия военнослужащим не проводилась. Однако затем положение о ежегодном повышении денежного довольствия военнослужащим вновь стало действовать, и с 2018 года индексация была возобновлена”, — заключил эксперт.

Поднимут ли зарплаты учителям и врачам с 1 октября

Будут проиндексированы зарплаты для учителей и врачей. У них выплата может быть выше, а для служащих судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы она и вовсе была временно приостановлена. При этом, работодатель может повысить не только зарплату, но и премии и доплаты за переработку.

Более того, в ряде регионов сотрудники определённых профессий получат различные единоразовые выплаты. Так, в Калининградской области педагогам начислят по 12 тысяч рублей, в Ивановской области – по 10 тысяч рублей, а в Псковской области – только 2500 рублей.

В России планируют пересмотреть зарплаты строителей

Расценки стоимости рабочей силы в России предстоит пересмотреть, доложил в среду президенту Владимиру Путину вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Путин обратил внимание, что строительные компании в последнее время часто поднимают тему тарифов и расценок. Он заметил, что расценки должны быть экономически обоснованы, при этом нельзя допустить, чтобы пострадала отрасль.

“То, что расценки придется пересмотреть как минимум в части зарплат – это точно”, — сказал Хуснуллин.

По его словам, в последнее время рабочая сила в стройотрасли сильно подорожала. При этом вице-премьер отметил, что на сегодняшнем этапе это является минусом, однако в более широкой перспективе будет стимулировать отрасль к повышению производительности труда и внедрению новых технологий. “Этого не надо бояться”, — подчеркнул он.

Также необходимо пересматривать расценки и в части стоимости материалов, сообщил чиновник. Сами же строительные работы следует делать более технологичными, внедряя всё больше инноваций, добавил он.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году

Бюджетникам можно уверенно рассчитывать на повышение зарплаты в 2021 году. Оно станет возможным не только из-за ежегодной индексации, но и благодаря внедрению нового подхода к оплате труда в виде единых требований, которые будут устанавливаться Правительством.

Кому и когда ждать повышения

Традиционный инструмент повышения зарплаты в России – индексация в размере инфляции за минувший год – будет реализован для бюджетников с 1 октября 2021 года. Ее окончательный коэффициент еще предстоит утвердить Правительству. Но уже известно, что максимальный прирост коснется специалистов, чьи профессиональные обязанности связаны со следующими сферами:

  • образовательной (воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя школ и гимназий, преподаватели техникумов и ВУЗов);
  • культурной (актеры, руководители художественных коллективов);
  • медицинской и социальной.

То есть речь идет о категориях, для которых заработная плата, согласно президентским «майским» указам, должна как минимум соответствовать средним по рынку цифрам. Она будет проиндексирована в 2021 году на 6,1%. Именно такой коэффициент был анонсирован в документе об основных направлениях бюджетной политики на 2021-2022 гг.

Кроме того, в 2021 году будут пересмотрены зарплаты для других сотрудников бюджетных и муниципальных учреждений: юристов, экономистов, бухгалтеров, психологов. Предполагаемый коэффициент индексации для этой категории – 4%.

Работников бюджетного сектора, чья заработная плата соответствует МРОТ (младший и средний персонал со средним образованием), ждет ее дополнительное повышение с 1 января 2021 года. С указанной даты размер МРОТ будет так или иначе повышен. С большой долей вероятности для его расчета будет применяться новый алгоритм не на основе стоимости потребительской корзины, а исходя из медианной зарплаты – условной суммы, выше и ниже которой получает одинаковое количество россиян.

При этом пересмотр зарплаты не затронет в 2021 году еще одну категорию, также относящуюся к бюджетникам, – сотрудников государственных органов и учреждений. Для них Владимир Путин уже утвердил «заморозку» индексации до 2022 года. Но речь идет только о федеральных служащих, поскольку зарплаты региональных чиновников устанавливаются законодательством субъектов РФ. Последние с большой долей вероятности поступят аналогичным образом.

Изменение механизма оплаты труда

До настоящего времени порядок начисления и суммы заработной платы работников бюджетной сферы относятся к компетенции органов местной власти или конкретных учреждений. По этой причине заработок медиков, учителей и других специалистов, имеющих одинаковую квалификацию, выполняющих одинаковую работу, существенно отличается в разных регионах.

К примеру, в Ингушетии месячный доход санитара или учителя составляет в среднем около двух МРОТ, а в Ямало-Ненецком автономном округе – до 100 000 руб., а разница в ценах в этих регионах не столь внушительная.

С 2021 года полномочия по определению зарплаты бюджетников перейдут от регионов и муниципалитетов к Правительству. Это поможет устранить существующую несправедливость. Соответствующие изменения в Трудовом кодексе уже утверждены законом № 362-ФЗ от 09.11.2020. Нововведения подразумевают, что Правительство получает право устанавливать:

  • ставки и должностные оклады (будут рассчитываться с учетом прожиточного минимума и местных отличий, составят не менее 50% заработной платы);
  • перечень, условия начисления стимулирующих выплат и компенсаций (связанных с работой в выходные дни, праздники, ночное время, в неблагоприятном климате, опасных и вредных условиях, совместительством, исполнением обязанностей отсутствующих коллег, увеличением объема работы и пр.);
  • размер выплат за работу со сведениями из категории «Государственная тайна».

Таким образом, с 2021 года по всей России будет запущен процесс унификации оплаты труда бюджетников– специалисты в рамках одной отрасли будут получать одинаковые суммы, независимо от региона проживания. Новый подход должен повысить прозрачность формирования зарплат и привести к их увеличению. Процесс реформирования будет проходить поэтапно до 2025 года. В первую очередь нововведения планируется опробовать на медиках и учителях. Для каждой отрасли установят сроки перехода на новую систему и единые требования по оплате труда. Последние будут разработаны в ближайшем будущем и отражены в подзаконных актах.

До сих пор открыт вопрос источников финансирования на выравнивание и повышение зарплат в бюджетной сфере, поскольку в законопроекте, утверждающем изменения, об этом не упоминалось. Большинство региональных и муниципальных бюджетов остаются дефицитными, поэтому логично ожидать дополнительное финансирование из федерального бюджета, ведь именно Правительство является инициатором нововведений.

Читайте также:
Федеральный закон РФ о занятости населения
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: