Повысятся ли зарплаты судей в 2021 году

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2020 году

1 октября оклады бюджетников перерасчитали. А 27 октября приняли документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В 2019 году Правительство, исполняя майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам (в том числе указ №597 от 07.05.2012), одобрило выделение регионам по 100 млрд рублей ежегодно на финансирование роста заработных плат отдельных категорий работников бюджетных учреждений. Но к рассмотрению этого вопроса законодатели возвращались и в 2020 году: последние новости о повышении зарплаты бюджетникам в 2020 году в России включают как уже принятые нормативные документы, так и законодательные инициативы.

Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Индексация окладов с 01.10.2020 и в 2021–2022 годах

  • в 2020 году на 5,4%;
  • в 2021 году на 6,1%;
  • в 2022 году на 6,5%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2019 года, Татьяна Голикова сообщила о планах повысить оклады тем, кто не попал под действие президентского указа: зарплата бюджетников с 1 октября 2020 года увеличится на 3,8%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными Приказом Минобрнауки России №73н от 13.12.2018.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5–10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.

Врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Читайте также:
Пример бизнес-плана для предоставления в центр занятости ЦЗН

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по сведениям Росстата, средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

Индексация зарплаты в 2021 году

Потребительские цены на товары и услуги постоянно растут. Для поддержки покупательной способности и доходов населения, все компании должны индексировать зарплату сотрудникам, которые работают по трудовому договору. Работодатель не может лишить сотрудников гарантий повышения заработной платы (абз. 4 ст. 130, ст. 134 ТК РФ). Пандемия коронавируса и экономический кризис – не повод отказаться от индексации заработной платы. Роструд в своём письме от 19.05.2020 № ПГ/24-272-6-1 напоминает директорам компаний, что регулярное индексирование заработной платы – это их обязанность по Трудовому кодексу.

Отличие повышения окладов от индексации заработной платы

Индексация зарплат – обязанность работодателя, а повышение окладов – его право. Т.е. компания повышает оклады, когда и кому захочет, а индексировать заработную плату она обязана раз в год всем сотрудникам, которые работают по трудовому договору.

Когда проводить индексацию заработной платы

Трудовой кодекс не определяет сроки индексации, оставляет это право за работодателем (ст. 134 ТК РФ). Периодичность индексации могут установить совместно предприятия отрасли и прописать отраслевое соглашение партнёрства. Их публикует Минтруд на своём сайте. Если у предприятия отраслевого соглашения нет или в нём отсутствуют условия индексации, работодатель решает сам.

Лучше прописать в локальных нормативных актах или коллективном договоре, как часто будет проводиться индексация: ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода, ежегодно или через более длительный период. Если не установить периодичность индексации, суды потребуют проводить её ежегодно (абз. 19 раздела III ч. 5 доклада о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2018 год).

Безопаснее индексировать зарплату не реже одного раза в год, иначе трудовая инспекция может оштрафовать компанию до 50 000 руб. при первичном нарушении (ст. 5.27 КоАП, письмо Минтруда от 26.12.2017 № 14-З/В-1135).

На какую дату проводить индексацию, например, на 1 января или 1 апреля – работодатель может решить самостоятельно. А такая формулировка в локальном нормативном акте как:

«Индексация заработной платы работников производится один раз в два года»,

суду может не понравиться и такое условие индексации суд может оспорить и наложить на компанию штраф.

Причина штрафа – рост зарплаты как государственная гарантия по повышению уровня оплаты труда работников будет происходить редко, как следствие, не перекроет рост потребительских цен на товары и услуги (абз. 4 п. 1 ст. 130, ст. 134 ТК РФ). Безопаснее использовать формулировку:

«Индексация заработной платы работников производится один раз в год».

Компания должна индексировать зарплату независимо от своего финансового положения. В большинстве случаев суды поддерживают решение трудовой инспекции. Например, решение Ленинского областного суда от 22.04.2014 № 7-625/2014. Таким образом, формулировки условий о финансовом состоянии компании для индексации зарплаты в локальном нормативном акте в большинстве случаев не принимаются судом. Суды выносят решения оштрафовать компании, имеющие подобные формулировки в локальных нормативных актах:

  • «Индексация заработной платы работникам компании может производиться только в случае, если её финансовое положение вследствие проведения индексации не претерпит существенного ухудшения. При этом под существенным ухудшением понимается снижение общего уровня рентабельности на 15 и более процентов по данным бухгалтерской отчётности за календарный год, за который проводится индексация, по сравнению с годом, предшествующим её очередному проведению».
  • «В случае получения компанией по итогам года значения коэффициента соотношения дебиторской и кредиторской задолженности менее единицы индексация зарплаты за предшествующий год в текущем году не производится. Такое значение коэффициента свидетельствует о том, что в компании на конкретную дату сумма кредиторской задолженности больше, чем сумма дебиторской задолженности, что создает угрозу её финансовому положению за счёт вероятности невозможности погашения своих обязательств ввиду отсутствия денежных средств».

Из-за некорректности обеих формулировок сотрудники могут обратиться в суд, трудовая инспекция оштрафовать компанию. Безопаснее в локальных нормативных актах прописать: «Индексация заработной платы работникам компании производится независимо от её финансового положения, результатов экономической деятельности, применяемых налоговых режимов, размеров уплаченных в бюджет налогов, пеней и штрафных санкций».

Каким способом индексировать зарплату

Закон не определяет порядок индексации, поэтому работодатель выбирает его самостоятельно и фиксирует в локальных нормативных актах, коллективном договоре (ст. 134 ТК РФ). Минтруд допускает применять коэффициент индексации и повышать зарплату без него (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).

Как сократить расходы на индексацию зарплаты

Чтобы уменьшить расходы компании на ФОТ, нужно индексировать не всю зарплату, сначала нужно определить какие выплаты увеличить и на сколько. Например, можно индексировать постоянные доплаты, надбавки, премии в абсолютной величине вместе с должностным окладом. Или индексировать тарифные ставки или должностные оклады, но не увеличить постоянные доплаты, надбавки, премии в абсолютной величине. Или не индексировать доплаты, надбавки, премии, которые компания установила в процентах от оклада.

Читайте также:
Бизнес план для центра занятости: как написать, скачать образцы

Определяет размер индексации работодатель, но не ниже фактического роста потребительских цен. Несмотря на то, что Росстат определяет индекс потребительских цен ежемесячно, индексировать зарплату 12 раз в год не обязательно, достаточно увеличивать зарплату один раз в год. Формулировка для локального нормативного акта, которая позволит сократить траты на индексацию: «Индексации подлежат следующие выплаты работникам: тарифные ставки, сдельные и повременные расценки. Индексации не подлежат:

  • доплаты, надбавки, премии в абсолютной сумме;
  • денежная компенсация за задержку выплаты зарплаты и других выплат, которые полагаются работнику (ст. 236 ТК РФ);
  • любые стимулирующие выплаты, которые носят разовый характер: вознаграждение по итогам года, ежегодное вознаграждение за выслугу лет, разовые премии;
  • материальная помощь;
  • заработок, сохраняемый за уволенным работником на период трудоустройства».

Обязан ли работодатель устанавливать зарплату не ниже среднеотраслевого заработка, если она в пределах МРОТ?

Нет, не обязан. В ТК РФ нет требования устанавливать зарплату выше средней по отрасли, но безопаснее придерживаться среднеотраслевой величины. Её регулярно определяет Росстат. Также среднеотраслевые зарплаты по виду деятельности в регионе можно посмотреть в сервисе ФНС.

Как оформить индексацию зарплаты

Чтобы подтвердить индексацию зарплаты нужно подготовить следующие документы:

  • локальные нормативные акты. Например, положение об индексации, отдельный раздел положения об оплате труда;
  • приказ о проведении индексации;
  • трудовой договор или дополнительное соглашение к нему.

Нужно прописать условия индексации согласно локальному нормативному акту. Вместо локальных нормативных актов можно прописывать условия индексации в коллективном договоре при его наличии (апелляционное определение С.-Петербургского суда от 25.01.2016). Нужно внести изменение в штатное расписание в том числе информацию о зарплате по каждой должности.

Важно не забыть указать в штатном расписании тарифную ставку или оклад, доплаты, надбавки и другие выплаты, которые предусматривает система оплаты труда в организации (постановление Госкомстата 05.01.2004). В локальных нормативных актах или коллективном договоре нужно установить: периодичность индексации, её способ, выплаты, которые будут увеличиваться, коэффициент индексации, если выбран.

Такие формулировки лучше не использовать:

  • «Размер заработной платы может пересматриваться работодателем ежегодно с учётом экономической ситуации в РФ, уровня заработной платы персонала относительно рынка труда и по результатам годовой оценки эффективности работы компании».
  • «При наличии финансовых возможностей заработная плата работников может индексироваться согласно приказам или распоряжениям работодателя».

Здесь ошибка в том, что зарплату нужно индексировать в соответствии с локальным нормативным актом (ст. 134 ТК РФ), а не приказом работодателя. В этих двух примерах условия предусматривают право, а не обязанность работодателя индексировать зарплату работников, а это неправильно.

Если не проводить индексацию зарплаты, работники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд. Чтобы избежать претензий, лучше использовать следующую формулировку:

«Размер заработной платы пересматривается работодателем ежегодно с учётом экономической ситуации в РФ, уровня заработной платы персонала относительно рынка труда и по результатам годовой оценки эффективности работы компании».

Нужно убедиться, что в локальных нормативных актах отсутствуют четыре составляющие:

  1. Формулировки, которые противоречат отраслевым соглашениям с нормами по индексации, если их приняли в конкретной отрасли, регионе и работодатель присоединился к ним (ч. 8 ст. 45, ст. 134 ТК РФ).
  2. Условия, которые ухудшают положение работников по сравнению с нормами, которые гарантирует статья 134 ТК РФ (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
  3. Дискриминационные условия (ст.3, 132 ТК РФ). Например, «компания индексирует зарплату только отдельным категориям работников».
  4. Двусмысленные, размытые и неопределённые формулировки. Например, «предприятие может проводить индексацию зарплаты работникам организации».

Утверждаются локальные нормативные акты, учитывая мнение представительного органа работников, при его наличии в организации (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305). Таким органом может быть профсоюз или просто представитель от работников.

Опасные примеры формулировок условий о субъекте индексации зарплаты в локальном нормативном акте:

  • «Индексация заработной платы производится только работникам компании, получающим зарплату в виде фиксированных (должностных) окладов»;
  • «Индексация заработной платы производится всем работникам, за исключением работников, должностной оклад которых равен или превышает 150 тыс. рублей»;
  • «Индексация заработной платы производится всем работникам, за исключением вновь принятых на работу в финансовом году (квартале, полугодии), за который производится индексация».

Все три формулировки дискриминационны по отношению к отдельным категориям работников, что противоречит нормам трудового кодекса (ст. 3 ч. 2, ст. 132 ТК РФ). Сотрудники могут пожаловаться в трудовую инспекцию и суд.

Чтобы не нарушать требования трудового кодекса, лучше использовать следующую формулировку:

«Индексация заработной платы производится всем работникам компании, работающим по трудовым договорам, по основному месту работы. Заработная плата по внутреннему совместительству индексируется по основному месту и по внутреннему совместительству. Заработная плата от работы по внешнему совместительству индексируется в части работы по внешнему совместительству. Для вновь принятых работников индексация заработной платы производится в общеустановленном порядке независимо от количества полных (неполных) месяцев, отработанных ими в финансовом году (квартале, полугодии), за который в первый для них раз производится индексация».

Как определить коэффициент пересчёта при расчёте среднего заработка в общем порядке

Чтобы определить коэффициент пересчёта при расчёте среднего заработка, нужно разделить новый размер оклада (тарифной ставки, денежного вознаграждения) сотрудника на его ранее установленный размер.

При этом, если при увеличении оклада (тарифной ставки, денежного вознаграждения) изменялись состав, величина ежемесячных выплат, которые напрямую зависят от его размера, то индексацию нужно проводить с учётом этого. Например, если при увеличении оклада сотрудников, уменьшили или отменили ежемесячные процентные надбавки, т. е. изменилась структура оплаты труда, такой порядок следует из п.16 положения, утверждённого постановлением правительства России от 24.12.2007 № 922.

Читайте также:
Налог на тунеядство в России 2021: официально безработных заставят платить?

Систему оплаты труда, которую выбрало руководство организации нужно зафиксировать в коллективном трудовом договоре или другом локальном акте (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Так, например, систему оплаты труда можно зафиксировать в положении об оплате труда, а в трудовом договоре прописать конкретный размер зарплаты (тарифная ставка или оклад).

Что грозит за отсутствие индексации зарплаты

Если не оформить порядок индексации, трудовая инспекция вправе будет выдать предписание об устранении нарушения (абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ) и оштрафовать организацию и её руководителя (ч. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП).

При первичном нарушении для должностного лица предусмотрено предупреждение или штраф от 1 000 руб. до 5 000 руб., для организации – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении для должностного лица – штраф от 10 000 руб. до 20 000 или его дисквалификация на срок от одного года до трёх лет, для организации – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

Если не провести индексацию по итогам года, в течении которого Росстат фиксировал повышение потребительских цен, трудовая инспекция может привлечь организацию к ответственности вне зависимости от того принят локальный нормативный акт или нет. Придётся устранить нарушение, проиндексировать зарплату и утвердить локальный нормативный акт, если он отсутствовал.

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более восьми лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Депутаты передумали защищать их от правительства

Госдума 27 октября приняла в первом чтении правительственный законопроект об отмене в 2021 году индексации должностных окладов судей. Ранее профильный комитет Госдумы по законодательству рекомендовал депутатам отклонить этот документ, сославшись на особый статус судей и «возрастающий объем» возложенной на них работы в связи с последними изменениями законодательства. Однако, как сообщил глава комитета Павел Крашенинников, «по настоянию правительства» это решение было пересмотрено.

Поправки к закону «О статусе судей», предусматривающие приостановление в 2021 году индексации должностных окладов судей, были внесены в Госдуму правительством в конце сентября в связи с предстоящим рассмотрением проекта федерального бюджета. В пояснительной записке правительство отмечает, что по решению президента в следующем году предусматривается индексация размера окладов военнослужащих, а в отношении должностных окладов судей она не запланирована.

19 октября глава комитета Думы по законодательству и сопредседатель рабочей группы по изменению Конституции Павел Крашенинников («Единая Россия») сообщил журналистам, что комитет рекомендовал отклонить этот законопроект. «Учитывая возрастающий объем работы, возложенной на судей, в том числе в связи с изменением законодательства в текущем году, а также особый статус судей, приостановление индексации их окладов представляется нецелесообразным»,— заявил он.

«Сокращение расходов на судебную систему может поставить под угрозу гарантированное Конституцией право на судебную защиту, поскольку гарантии этого права неразрывно связаны с созданием государством надлежащих условий для деятельности судов»,— подчеркнул господин Крашенинников. Следует также учитывать, добавил он, положение закона о судебной системе, согласно которому размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей.

Однако вечером 26 октября появилось новое заключение комитета за подписью Павла Крашенинникова, в котором проект рекомендуется принять в первом чтении.

«По настоянию правительства и после проведения консультаций совет Думы принял решение поддержать законопроект. Мы посмотрели, что это укладывается в концепцию бюджета, и согласились с таким решением»,— пояснил “Ъ” господин Крашенинников.

Согласно протоколу заседания совета палаты 26 октября, по этому вопросу высказались спикер Думы Вячеслав Володин и представитель президента Гарри Минх, а представитель правительства в Думе Алексей Синенко не выступал. Отметим, что за весь нынешний седьмой созыв (с осени 2016 года) Госдума ни разу не отклоняла правительственные законопроекты в первом чтении, хотя 16 проектов были отклонены во втором чтении.

При обсуждении законопроекта на пленарном заседании первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что правительство принимает меры по «мобилизации всех ресурсов для выполнения первоочередного плана по борьбе с ухудшающейся экономической и медицинской ситуацией, связанной с пандемией». Госслужащие, по ее словам, «вносят свой вклад в небольшую копилку на важное дело». На прошлой неделе Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, приостанавливающий индексацию окладов федеральных госслужащих в 2021 году. Аналогичную меру в отношении судей одобрили 293 депутата при одном голосе против.

КС смогут возглавить опытные политики с юридическим прошлым

Также во вторник Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении поправки к закону о Конституционном суде, внесенные президентом в связи с изменением Основного закона. Они наделяют президента правом вносить в Совет федерации представление о прекращении полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Эти нормы вызвали жесткую критику со стороны не только депутатов от оппозиции, но и представителей судейского сообщества. Например, председатель Совета судей Виктор Момотов, выступая 23 октября на всероссийской научно-практической конференции «Судебная власть в современном обществе», заявил, что исключение органов судейского сообщества из участия в процедуре прекращения полномочий судей ведет к возникновению рисков нарушения принципа независимости и самостоятельности судебной власти и «значительно умаляет конституционно-правовой статус судьи».

Напомним, тем же законом были запрещены публикация особого мнения судей КС и публичная критика ими решений суда. Соответствующие поправки перед вторым чтением предложили председатели профильных комитетов Думы и Совета федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

21.09.2021 О повышении зарплат бюджетникам регионов России – последние новости

21.09.2021 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) с 1 октября 2021 года и января 2022 года – читайте НИЖЕ.

Читайте также:
Федеральный закон РФ о занятости населения

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы” прописана необходимость 2021 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам – читайте ниже.

— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru

Как информирует “Парламентская газета”, независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2021 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Индексация зарплат с 1 октября 2020 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета “Аргументы и факты”. «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Читайте также:
Все об увольнении на испытательном сроке: как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

Читайте также:
Заявление за свой счет на отпуск или отгул: как написать, образец

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Как получить пособие по безработице в 2021 году? Инструкция от Bankiros.ru

В этом материале расскажем, как встать на учет в Центр Занятости населения, получить пособие по безработице, а также объясним от чего зависит размер вашего пособия.

Кто имеет право на пособие по безработице

Согласно закону N 1032-1 «О занятости населения в РФ» пособие по безработице может получить трудоспособное лицо, не имеющее работы. Обязательным условием назначения пособия является постановка гражданина на учет в Центр занятости населения.

Пособие не могут получить граждане:

  • младше 16 лет;
  • получающие пенсию по старости или выслуге лет;
  • отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • выполняющие услуги по трудовому договору;
  • ИП, адвокаты, нотариусы, самозанятые;
  • проходящие военную или альтернативную службу;
  • студенты очной формы обучения;
  • члены крестьянско-фермерских хозяйств, кооперативов или артелей;
  • соучредители, участники коммерческих организаций.

Если вы не входите ни в одну категорию из перечня, вы имеет право на выплаты.

Как встать на учет в ЦЗН в качестве безработного

Согласно закону о занятости населения признать гражданина безработным и назначить ему пособие может только Центр занятости населения по месту постоянной регистрации заявителя. Подать заявление на постановку на учет можно несколькими способами:

  • лично обратившись в территориальное отделение ЦЗН;
  • оформить онлайн-заявку на Портале «Работа в России»;
  • оформить заявление на Портале Госуслуг;

Как встать на учет в качестве безработного через Портал «Работа в России»

  1. Чтобы подать заявку на Портале «Работа в России», у вас должна быть подтвержденная запись на Портале Госуслуг.
  2. Если вы не зарегистрированы на сайте Госуслуг, то для начала вам необходимо зарегистрироваться там и подтвердить свою учетную запись.
  3. На портале «Работа в России» необходимо кликнуть синюю кнопку «Подать заявление на выплату пособия по безработице онлайн» или красную кнопку вверху страницы «Встать на учет в качестве безработного» и «Подать заявление».
  4. Перейти по ссылке «Оформить пособие по безработице».
  5. На странице «Вход для соискателей» войдите в систему через учетную запись Госуслуг.
  6. После входа заполните заявление и резюме. Последнее необходимо для того, чтобы ЦЗН мог помочь вам в поиске работы. В нем важно указать свой профессиональный опыт и профессиональные интересы.
  7. В заявлении укажите свои личные данные, адрес вашего центра занятости, способ получения пособия, контакты для связи с вами.
  8. Подтвердите, что вы относитесь к трудоспособному населению и не имеете занятости, которая приносит вам доход. Важно указать достоверные сведения, иначе вам могут отказать в назначении пособия и даже привлечь к ответственности.
  9. Нажмите на красную кнопку «Отправить заявление».
  10. После вас поставят на учет в качестве соискателя. В течение 11 дней ЦЗН будет работать над вашим трудоустройством. Если поиск работы в эти сроки окажется безуспешным, вас признают безработным и назначат пособие. Размер выплаты рассчитывается с момента подачи заявления.
  11. О своем решении ЦЗН уведомит вас через информационную систему Портала «Работа в России» или Госуслуг.
  12. Если вам откажут в статусе безработного или вы сами заберете свое заявление, вы сможете подать его повторно через одну неделю.
Читайте также:
В 2021 году ожидается повышение зарплаты бюджетникам

–>

Как встать на учет в ЦЗН через Портал Госуслуг

  1. Войдите на Портал Госуслуг под своей учетной записью.
  2. В своем личном кабинете или в разделе «Популярное на портале» выберете пункт «Получение пособия по безработице и постановка на учет в центре занятости».
  3. Нажмите синюю кнопку «Получить услугу».
  4. Заполните заявление, в котором укажите свои данные, адрес постоянной регистрации, контакты, банковский счет карты (не путать с номером карты) для перечисления пособия.
  5. Прикрепите к заявлению документ об образовании, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, копию трудовой книжки.
  6. Дождитесь звонка от специалиста центра занятости.
  7. После подачи заявления вам присвоят статус соискателя. И в течение следующих 11 календарных дней ЦЗН будет искать подходящее для вас место работы. Будьте готовы проходить собеседование с работодателем.
  8. Если вас не трудоустроят за это время, то вам присвоят статус безработного и назначат пособие.
  9. О своем решении ЦЗН уведомит вас через информационную систему Портала Госуслуг.

Какой размер пособия по безработице вам назначат?

Размер такого пособия зависит от:

  • вида и периода трудовой деятельности гражданина до получения им статуса безработного;
  • его среднего дохода на последнем месте работы за последние три месяца до увольнения;
  • региона, в котором проживает безработный;
  • причины потери работы;
  • причины постановки на учет.

Размер пособия не может быть выше максимальной величины пособия по безработице или ниже минимального размера выплат. В 2021 году максимальный размер пособия составляет 12 130 рублей в первые три месяца, далее пять тысяч рублей, а минимальный – полторы тысячи рублей.

В районах Крайнего Севера и территориях, к нему приравненных, пособие увеличивается на размер районного коэффициента.

Граждане получат минимальное пособие, если они:

  • впервые ищут работу;
  • уволены за нарушение трудовой дисциплины;
  • не трудоустроены более одного года;
  • закрыли ИП;
  • проработали не более 26 недель за год до заявления ЦЗН.

Дети-сироты, которые получили статус безработного и впервые ищут работу, получат пособие в размере среднемесячной зарплаты в регионе проживания. Выплата пособия прекращается при достижении ими 23 лет.

Граждане предпенсионного возраста, которые проработали не менее 26 недель за год до заявления ЦЗН, получат первые три месяца 75% своего среднемесячного заработка на последнем месте работы за последние три месяца. Далее четыре месяца – 60% от этой суммы, а после – 45%.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Снижение выплат и отказ в регистрации: что изменилось для безработных в 2021 году

Максимальную сумму пособия для безработных сохранили и на 2021 год — она составит 12 130 Р . Но столько будут платить не весь период после увольнения, а только три месяца. Потом безработный будет получать даже меньше, чем мог бы до введения временных правил.

Изменения в условия назначения пособия при потере работы внесли в первые дни 2021 года. Вот что о них нужно знать.

Суммы пособий по безработице в 2021 году

В 2021 году минимальное пособие по безработице останется на прежнем уровне — 1500 Р . Получать его можно три месяца.

Максимальное пособие зависит от длительности выплат: три месяца — 12 130 Р , следующие три месяца — 5000 Р . У предпенсионеров длительность выплат не влияет на лимит, он составит 12 130 Р .

Точная сумма пособия зависит от среднего заработка до увольнения: первые три месяца — 75%, потом — 60%. Предпенсионеры получают пособие дольше, через полгода им платят 45%.

До 31 марта 2021 года на учет можно встать через госуслуги.

Кого это касается

Это касается тех, кто уже стоит на учете в центре занятости или планирует там зарегистрироваться. Тем, кто официально признан безработным, государство помогает найти работу или платит пособие — это временная поддержка на то время, пока нет заработка.

Как назначается пособие

Пособие по безработице назначается в том случае, если не получилось найти подходящую работу. Сначала безработного ставят на учет для поиска работы и предлагают варианты трудоустройства. Если ничего не нашлось, через 10 дней назначают пособие.

Читайте также:
13 (тринадцатая) зарплата. Премия по итогам года. Кому будет выплачиваться в 2021 году?

Размер выплат зависит от разных факторов: стажа, среднего заработка до увольнения и причины потери работы. Но у выплат есть минимальная и максимальная сумма. Ее устанавливает правительство. Оно же решает, сколько месяцев безработный будет получать господдержку. Например, при первом поиске работы или после увольнения за нарушение дисциплины пособие платят в минимальном размере и только три месяца. Если на последнем месте работы зарплата составляла 40 тысяч рублей, пособие будет максимальным, а получать его можно дольше.

Наш тест подскажет, какой размер пособия вам положен и как долго его будут платить.

Как изменились суммы и сроки в 2021 году

До пандемии. До 2019 года минимальное пособие по безработице составляло 850 Р , а максимальное — 4900 Р . В 2019 суммы выросли до 1500 и 8000 Р соответственно, а предпенсионеры могли получать даже 11 280 Р . Минимальное пособие платили три месяца, максимальное — до полугода, а предпенсионерам — еще дольше.

С 2020 года. Все изменилось в апреле 2020 года, когда из-за пандемии многие стали терять работу. Даже те, у кого был высокий стабильный доход, зачастую оставались без заработка по независящим от них причинам.

Максимальную сумму пособия повысили до 12 130 Р — и платили столько всем уволенным начиная с марта, без привязки к среднему заработку. Потом добавили по 3000 Р в месяц за каждого ребенка. Летом повысили и минимальную сумму — до 4500 Р , а ИП стали платить по 12 130 Р в месяц.

Но эти меры были временными, они постепенно переставали работать, и к октябрю действовала только одна: повышенная максимальная сумма с учетом среднего заработка. А 31 декабря 2020 года и эта мера прекратила свое действие. Новый год начался без документа о продлении временных правил для безработных.

В 2021 году. Уже 2 января 2021 года правительство установило новые правила назначения пособия. Новость анонсировалась как продление максимальной суммы на 2021 год. Но все не так просто.

Минимальная сумма в 2021 году не меняется и составит 1500 Р .

В 2021 году максимальное пособие по безработице составит 12 130 Р — хотя МРОТ увеличен до 12 792 Р . То есть в 2020 году безработные получали один МРОТ, а в 2021 году выплаты будут меньше МРОТ.

По 12 130 Р можно будет получать только три первых месяца после постановки на учет в центре занятости. На следующие три месяца максимальная сумма составит 5000 Р . Она может быть больше с учетом районного коэффициента.

При этом размер выплаты будет зависеть от среднего заработка. Первые три месяца можно получать 75%, потом еще три — 60%, но не более установленной максимальной суммы.

Ограничение по максимальной сумме с четвертого месяца не будет действовать для предпенсионеров — у них лимит составит 12 130 Р на весь срок выплат.

Например, бариста Иван потерял работу в декабре 2020 года. Его официальная зарплата составляла 35 000 Р . В 2021 году он встал на учет в центре занятости. Первые три месяца Иван будет получать 75% от среднего заработка, но не больше 12 130 Р . Если работу найти не получится, с четвертого месяца Ивану будут платить 60% среднего заработка, но не больше 5000 Р .

Монтажник Иван Петрович тоже потерял работу, но ему 59 лет — то есть он предпенсионер. Максимальная сумма пособия для него составит 12 130 Р , а получать выплаты он может дольше полугода: 75% среднего заработка в первые три месяца, 60% — следующие три, 45% — до окончания срока, который может составить до 24 месяцев.

Если пособие назначено до 2021 года

Постановление с новыми лимитами действует с 1 января 2021 года. То есть оно касается тех периодов выплат, что начались или продолжаются в наступившем году. Даже если пособие назначено раньше, сейчас применяются обновленные условия.

Если в январе 2021 года пошел четвертый месяц выплат, пособие не будет больше 5000 Р . Безработный уже не получит 12 130 Р , как мог бы по правилам 2020 года, ему не заплатят даже 8000 Р , как было до пандемии. Государство считает, что если на поиск работы не хватило трех месяцев, то пособие нужно снизить.

Например, при зарплате в 21 000 Р или больше в 2020 году пособие по безработице с четвертого месяца составило бы 12 130 Р . В 2021 году при такой же зарплате пособие составит 5000 Р .

Будут ли доплаты за детей

В обновленных правилах для безработных ни о каких доплатах за детей речи не идет. При потере работы и снижении дохода семья может оформить ежемесячные выплаты до 3 лет и с 3 до 7 лет. Но в расчет берутся доходы не за последние месяцы, а за год, который закончился за полгода до обращения за господдержкой. Тогда у родителей могла быть работа, а условие о том, что доходы безработных не учитываются, действовало только в 2020 году и пока не продлевалось.

Из дополнительных видов господдержки для семей с детьми пока действует только единовременная выплата до 7 лет включительно — 5000 Р . Но она не зависит от дохода семьи, и большинство родителей ее уже получили. Никаких доплат безработным не предусмотрено.

Что с дистанционным учетом

С 2020 года на учет по безработице можно встать без личного визита в центр занятости — через интернет. Это условие продлили до 31 марта 2021 года. Если потеряли работу, подайте заявление на госуслугах.

Будьте внимательны, если регистрировались в приложении «Мой налог» для оформления самозанятости. Вам могут по ошибке назначить пособие, а потом потребуют его вернуть. Это условие действовало и раньше, но теперь его еще подробнее прописали в правилах.

Читайте также:
Будет ли повышение МРОТ в 2021 году в России?

Если безработный два раза откажется от предложенной работы или от собеседования, его не поставят на учет, пособие ему не положено. При первом поиске работы тоже действует такое условие: если два раза отказаться от работы или профподготовки, пособие не назначат. При этом предложения могут поступать в личный кабинет на госуслугах или через сайт «Работа в России». Это приравнивается к выдаче направления на оплачиваемую работу.

Для перерегистрации безработных может понадобиться выйти на связь с центром занятости — по видеосвязи или другим способом. Если этого не сделать без уважительных причин, тоже снимут с учета.

Как получить пособие по безработице в 2021 году?

Ответы на насущные вопросы о постановке на учет в качестве безработного и возможном отказе в этом, о размере пособия и требовании вернуть полученные деньги, о последствиях отказа от предложенной работы

Кого признают безработным?

По общему правилу, безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют совокупности следующих критериев (п. 1, 2 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1; Письмо Минтруда России от 15 декабря 2015 г. № 16-1/В-814):

  • не имеют работы и заработка; при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (о том, какие выплаты полагаются работникам при ликвидации организации, читайте в статье «Роструд разъяснил нюансы увольнения работников»);
  • зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней.

Как встать на учет в качестве безработного?

Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.

С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.

Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.

Какие документы понадобятся для регистрации в качестве безработного?

Для постановки на учет службе занятости потребуются:

  • паспорт;
  • диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
  • трудовая книжка;
  • справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
  • реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.

Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).

Могут ли отказать в постановке на учет?

Закон предусматривает, что безработными не могут быть признаны:

  • граждане младше 16 лет;
  • пенсионеры по старости или выслуге лет;
  • ИП, нотариусы, адвокаты, самозанятые;
  • студенты-очники;
  • учредители коммерческих компаний;
  • граждане, уже работающие по трудовому договору;
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • осужденные, которым назначены исправительные работы;
  • военнослужащие, а также те, кто проходит службу в иных органах (правоохранительные, МЧС и т.д.);
  • граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
  • члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей.

Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий, в постановке на учет будет отказано. При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить вас письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято. Отказ в признании безработным можно обжаловать.

Сколько ждать, пока предложат работу?

Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.

Какая работа будет считаться подходящей для безработного?

Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.

Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.

Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.

Читайте также:
Работодатель не оформляет официально: что делать, куда обратиться

Как отказаться от вакансии так, чтобы предлагали другие варианты?

Если гражданин своевременно является в службу занятости (с 2020 г. отчеты направляются онлайн, без поездок в ЦЗН), снять его с учета не могут. Ему продолжат предлагать работу.

При этом разовая неявка на собеседование к работодателю влечет уменьшение пособия на 25%. А отказ от двух вакансий ведет к приостановлению выплаты пособия на месяц. Но это касается только подходящих вакансий. Если центр занятости предлагает гражданину работу, которая не соответствует его квалификации или расположена слишком далеко от дома, он может отказываться сколько угодно раз без правовых последний. Причем ЦЗН не вправе предлагать одну и ту же вакансию дважды. Если же работа была подходящей, то для сохранения выплаты необходимо, чтобы работодатель предоставил письменный отказ в найме гражданина.

Можно ли пойти обучаться на курсы за счет центра занятости?

Если у человека нет образования или ему не могут найти работу, он вправе пройти обучение по направлению ЦЗН. Специальность он выбирает с учетом приоритетных направлений. То есть центр занятости определяет, какие профессии наиболее востребованы, и заключает договор с соответствующим образовательным учреждением. После этого работник выбирает из предложенного списка подходящую программу обучения.

Как получить пособие по безработице?

Право на пособие появляется у любого человека, признанного в установленном порядке безработным, при условии, что не истекли предельные сроки выплаты.

Порядок получения пособия:

  • Подается заявление о постановке на учет в качестве безработного.
  • Если за 10 дней с момента обращения человеку не нашли работу, ему будут начислять пособие. Для получения выплат подавать отдельное заявление не нужно, достаточно предоставить реквизиты для перечисления средств. Пособие может быть начислено только на карту «МИР».
  • Чтобы не утратить право на пособие, ежемесячно нужно проходить перерегистрацию, т.е. уведомлять ЦЗН, что вы все еще не трудоустроились.

Пособие выплачивается каждый месяц.

Каким будет размер пособия и как долго его выплачивают?

ЦЗН выплачивает пособие 6 месяцев в течение 12 месяцев. При этом пособие не может быть меньше 1500 руб. и больше 12 130 руб. (в первые 3 месяца периода безработицы) и 5000 руб. (в следующие 3 месяца периода безработицы).

Конкретные размеры пособия зависят от личности безработного, стажа, причин увольнения и зарплаты на предыдущем месте работы.

  • Если в течение года до постановки на учет гражданин отработал больше 26 недель, в первые 3 месяца ему начислят 75% от средней зарплаты, а в следующие 3 месяца – 60% (но не больше 12 130 и 5000 руб.).
  • Минимальное пособие в размере 1500 руб. будут получать граждане:
    • впервые ищущие работу;
    • у которых был перерыв в трудовой деятельности больше года;
    • со стажем работы менее 26 недель;
    • уволенные за нарушение трудовой дисциплины (прогул, употребление спиртного на работе и т.д.);
    • направленные службой занятости на обучение, но отчисленные за виновные действия.
  • Повышенное пособие будут получать дети-сироты, и начисляться оно будет год. Первые 6 месяцев выплаты будут эквивалентны средней зарплате в регионе. Следующие полгода граждане будут получать 1500 руб.
  • Лица предпенсионного возраста также вправе получать пособие в течение года. Первые 3 месяца им будут начислять 75% их среднего заработка (но не больше 12 130 руб.), следующие 4 месяца – 60%, затем – 45%.

Как отказ от работы повлияет на размер пособия?

Если заявитель один раз отказался от предложенной подходящей работы, пособие уменьшается на 25% на срок до месяца. Если же он дважды не согласился с предложенными вакансиями, пособие отменят на месяц. Причем этот срок будет засчитан в тот период, в течение которого можно получать пособие. Например, человек вправе получать пособие полгода. Если выплаты были приостановлены на 2 месяца, он получит деньги только за 4 месяца.

Можно ли работать, например курьером, пока получаешь пособие?

Занятие оплачиваемой деятельностью исключает возможность получения пособия по безработице. Потому работать в это время нельзя. В противном случае такие действия, в зависимости от полученных сумм, могут быть расценены как мелкое хищение или как преступление, предусмотренное ст. 159.2 УК РФ, – мошенничество при получении социальных выплат.

За такое деяние может грозить:

  • штраф до 120 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
  • обязательные работы – до 360 часов;
  • исправительные работы – до 1 года;
  • принудительные работы – до 2 лет;
  • ограничение свободы на срок до 2 лет.

В каких случаях нужно будет вернуть пособие?

По общему правилу, излишне выплаченное пособие не подлежит возврату, кроме случаев:

  • счетной ошибки (неверно суммировали, перепутали цифры);
  • пособие было получено незаконно из-за действий самого человека; например, он не сообщил, что получил статус самозанятого или ИП.

В этих случаях деньги придется вернуть. Так, в 2020 г. Московский суд взыскал с гражданина, работающего по договору, выплаченное пособие в размере 54 000 руб.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона № 1032-1, при попытке получения или получении пособия по безработице обманным путем (п. 2 ст. 35 Закона № 1032-1).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: