В 2021 году ожидается повышение зарплаты бюджетникам

Кому и на сколько повысят зарплату с 1 октября 2021 года

Представителям целого ряда профессий повысят зарплату с 1 октября. Причём в этом году индексация будет иметь свои особенности. Кого ждёт самая большая прибавка к зарплате и на сколько повысят оклады помогут разобраться юристы ПРАВОКАРД.

В трудовом кодексе обозначено, что обязанность работодателя повышать заработную плату работников в зависимости от уровня инфляции. В законе сказано о том, что всем работникам бюджетных организаций заработная плата повышается на основании нормативно правовых актов, так очередная индексация заработных плат будет произведена с 1 октября для работников бюджетных сфер.

Зависеть, будет ли произведена индексация и в каком объеме, будет аж от нескольких факторов:

  1. Во-первых, от профессии;
  2. Во-вторых, от региона,
  3. И, в-третьих, от уровня инфляции.

Более подробно о каждом из пунктов расскажем ниже. Первое, что важно понимать, так это кому именно ждать прибавки, а кому нет.

Повышение зарплаты будет произведено тем работникам бюджетных организаций, которые не были отмечены в так называемых «Майских указах» президента РФ. В указах 2012 года перечислены такие профессии как:

  • Медработники,
  • Педагоги,
  • Учёные,
  • Сотрудники социальной сферы.

Трудящимся из данной категории индексация производится с 1 января каждого года. С 1 октября же заработные платы будут повышены у остальных трудящихся, работающих в бюджетной сфере, к примеру, в:

  • спасательных центрах МЧС России;
  • учреждениях социальной сферы и науки;
  • учреждениях гидрометеорологической службы;
  • центрах гигиены Роспотребнадзора;
  • центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта;
  • реабилитационных центрах для инвалидов;
  • некоторые сотрудники детских садов (няни) и иные, также не вошедшие в данные указы.

Следующий момент, который необходимо учитывать, так это то, что наше государство федеративное, то есть реальное повышение зарплат для работников бюджетных сфер в каждом регионе может быть разным.

Это напрямую связано с тем, что:

  1. Во-первых, каждый регион имеет свой собственный бюджет,
  2. А во-вторых, в каждом субъекте есть свой законодательный орган, который и принимает решение, как именно распоряжаться бюджетом области.

Но не стоит сильно переживать! Менее, чем установлено на федеральном уровне, зарплаты поднять не могут. То есть только ровно также как будет установлено для всех или даже выше.

То есть уже сейчас в регионах объявляют о новых прибавках, так, в Белгородской области планируется проиндексировать зарплаты на 20%. малооплачиваемым сотрудникам бюджетных организаций.

Другие регионы также нашли дополнительные средства на поддержание работников бюджетных сфер, причём тех, кого индексация 1 октября затрагивать была не должна.

Единовременные выплаты будут произведены:

  • В Ивановской области для учителей и воспитателей по 10 000 рублей;
  • В Псковской той же категории работников по 2 500 рублей;
  • В Тверской учителям по 10 000 рублей, а остальным работникам образования по 5 000 рублей;
  • В Калининградской области по 12 000 рублей для учителей и по 6 000 рублей для остальных работников образования.

Кроме всего вышеперечисленного совсем недавно В.В. Путин поручил проиндексировать зарплаты и военным. Причём эта индексация предполагается выше инфляции. Повышение заработной платы должно коснуться как срочников, так и контрактников, а также росгвардейцев, полицейских и таможенников.

Работники железных дорог также получат с 1 октября заработные платы в повышенном размере.

В заключение скажем о важнейшем показателем роста зарплат: его размере.

Экономисты заявляют о том, что уровень инфляции сейчас составляет около 4-х процентов. Таким образом, зарплаты бюджетникам и должны будут проиндексировать примерно на 4%.

Проиндексированы будут также не только сами оклады, но и те выплаты, которые напрямую зависят от них.

Есть обязательные надбавки к окладу, к примеру, это:

  • Сверхурочные часы, за которые работодатель обязан доплатить 50% за первые два часа, 100% – за последующие;
  • Часы, отработанные в ночное время;
  • Часы в праздничные дни и выходные;
  • А также за работу во вредных и опасных условиях.

Премия работника также может быть установлена в процентном отношении от оклада. В таком случае работодатель обязан будет проиндексировать и премию.

Индексация заработной платы бюджетникам в 2021 году

indeksaciya_zarabotnoy_platy_byudzhetnikam_v_2021_godu.jpg

Похожие публикации

Четырем ведомствам – Минкультуры, Минздраву, Минпросвещения и Минобразования – поручено до 1 апреля текущего года представить в Министерство труда РФ конкретные цифры, какой должна быть индексация заработной платы бюджетников в 2021 году по курируемым им направлениям. Обратим внимание, что именно работники этих сфер упомянуты в «майских» указах Президента, изданных в 2012 г. Во многих публикациях говорится об индексации их зарплат на 6,8%. Однако эта цифра примерная и преждевременная, и следует дождаться официальных решений.

Индексация зарплаты бюджетникам в 2021 году: нормативные ориентиры

Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики 2020-2022 гг.», подготовленным Минфином, федеральный бюджет формируется с учетом ежегодного увеличения зарплат отдельных категорий бюджетников (с 1 января) на прогнозный рост среднемесячной зарплаты. Это повышение оплаты труда касается сотрудников, которые трудятся в государственных сферах, особо отмеченных в «майском» Указе Президента РФ № 597 от 07.05.2012, и некоторых иных актах. В частности, к ним относятся педагоги, врачи, воспитатели детских садов, ученые и др. Ориентировочная индексация заработной платы бюджетникам, работающих на таких «привилегированных» местах, в 2021 году может составить 6,1% (в 2020 г. этот показатель составлял 5,4%).

Всем остальным бюджетникам заработная плата индексируется на уровне роста потребительских цен (ст.134 Трудового кодекса РФ). Федеральный бюджет верстался из прогнозируемого уровня инфляции 3,8% – за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г., и 4% – с декабря 2020 по декабрь 2021 г. (п.2 ст.1 закона № 459-ФЗ от 29.11.2018). Соответственно, увеличения заработной платы на 4% может ожидать основная армия бюджетников с 1 октября 2021 г.

Читайте также:
Запущен электронный инспектор труда - ключевые особенности сервиса

Особым образом решился вопрос об индексации зарплат:

  • государственных служащих федерального уровня (закон № 395-ФЗ от 08.12.2020);
  • судейского корпуса (закон № 485-ФЗ от 30.12.2020);
  • сенаторов и депутатов Государственной Думы (закон № 396-ФЗ от 08.12.2020).

В указанных законах говорится о приостановлении в 2021 году индексации зарплат работников, перечисленных в списке.

Индексация зарплаты в 2021 году бюджетникам: таблица

Приведенные выше цифры обобщит небольшая таблица:

Ожидаемый уровень индексации зарплат бюджетникам

Кого касается повышение з/п

Врачи, школьные учителя;

  • дошкольных образовательных учреждений;
  • социальных, медицинских и образовательных организаций, где оказываются услуги детям-сиротам;
  • производственного обучения (в учреждениях начального и среднего профобразования);
  • высших учебных заведений;
  • дополнительного детского образования;

работники культуры – театров, музеев, библиотек и т.д.

Указы Президента РФ:

  • № 597 от 07.05.2012 (так называемый «майский» указ);
  • № 761 от 01.06.2012;
  • № 1688 от 28.12.2012

Бюджетники, не поименованные в вышеперечисленных указах Президента России (инженеры, бухгалтеры, юристы, охранники, водители и прочие).

Индексация бюджетникам в 2021 году не коснется судей, депутатов Госдумы РФ, сенаторов, госслужащих (федеральных).

Вопрос о повышении зарплат региональным государственным служащим решается на уровне субъекта РФ.

№ 395-ФЗ от 08.12.2020;

№ 396-ФЗ от 08.12.2020;

№ 485-ФЗ от 30.12.2020

Точный размер индексации оплаты труда бюджетников, а также сроки ее проведения, определяются отдельными нормативными актами. Вероятно, они будут приняты по итогам предложений четырех ответственных министерств (Минздрава, Минкультуры и др.), указанных в начале статьи.

Несмотря на то, что запланированные Президентом мероприятия по повышению зарплат бюджетникам были рассчитаны до конца 2017-2018 гг., экономическая ситуация в стране до сих пор не позволила их исполнить в полной мере. Повышение оплаты труда данной категории работников осуществляется поэтапно. Премьер-министр Михаил Мишустин указал, что они не имеют срока давности, и будут исполняться до достижения значений, определенных главой государства.

Индексация заработной платы бюджетникам в 2021 году и увеличение МРОТ

С января 2021 года в России на 5,5% увеличился МРОТ – с 12130 руб. до 12792 руб. (ст.3 закона № 473-ФЗ от 29.12.2020). Это обстоятельство напрямую не связано с индексацией зарплат работников бюджетной сферы, но является отдельным основанием для их повышения.

Заработная плата в обязательном порядке должна увеличиться в случаях, когда они выплачивалась в размере МРОТ или была привязана к его значению (например, в трудовом договоре прописано, что зарплата работнику выплачивается в размере 5-кратного МРОТ, установленного в РФ на день ее получения). Также до 12792 рублей необходимо поднять зарплату, если ее размер превышал 12130 рублей, но не дотягивал до нового значения МРОТ.

Напомним, что власти субъектов Российской Федерации имеют право самостоятельно устанавливать минимальную оплату труда для жителей региона. Однако она не должна быть ниже федерального МРОТ (ст.133.1 ТК РФ).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Кому и на сколько поднимут зарплату в 2021 году в России

  • 1 Рост зарплат в коммерческих компаниях
  • 2 Как вырастут зарплаты бюджетников в 2021 году
  • 3 Зарплата военных в 2021 году
  • 4 Кому гарантированно повысят зарплату
  • 5 Работодатель не повышает зарплату — что ему за это будет?
  • 6 Подводим итоги

В связи с коронавирусом и сложной экономической обстановкой большинство работодателей вынуждено сокращать расходы, в том числе за счет экономии фонда оплаты труда. В таких условиях вопрос повышения уровня зарплат стоит особенно остро. Как законодательство решает эту проблему? Кому в 2021 году можно рассчитывать на зарплатную прибавку, а кто останется без нее? Как накажут работодателя, не повышающего зарплату? Ответы — в нашем материале.

Рост зарплат в коммерческих компаниях

Закон требует от работодателей регулярно повышать зарплату всем лицам, работающим по трудовому договору, индексируя ее величину в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ, Определение КС РФ от 19.11.2015 № 2618-О, Определение ВС РФ от 24.04.2017 № 18-КГ17-10).

Порядок индексации работодатель разрабатывает сам и закрепляет в коллективном договоре или иных локальных актах компании (Положении об индексации, Положении об оплате труда и др.).

Полезная информация от КонсультантПлюс

Узнайте из материалов справочно-правовой системы, как прописать в локальных актах компании условие об индексации зарплаты.

Вместо индексации работодатель может выполнить свою обязанность по повышению реального содержания заработной платы и другими способами: к примеру, повышая оклады или выплачивая премии (п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ от 15.11.2017 № 4).

Замену индексации другим способом повышения зарплаты нужно закрепить в коллективном договоре или ином локальном акте компании, иначе судьи могут не признать обязанность работодателя исполненной и взыскать немалые суммы в пользу работника (Апелляционное определение судколлегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09.12.2019 по делу № 33-6899/2019).

Полезная информация от КонсультантПлюс

Узнайте, нужно ли издавать отдельный приказ о повышении окладов сотрудникам компании.

Как вырастут зарплаты бюджетников в 2021 году

Но рассчитывать на повальный рост зарплат всех бюджетников не стоит. Повышение будет происходить частично и поэтапно, так как российский бюджет не располагает достаточными средствами из-за экономической нестабильности.

В 2021 году рост зарплат работников бюджетной сферы может происходить сразу по нескольким направлениям. Ожидается, что к росту зарплат сотрудников государственных и муниципальных учреждений приведет новая система начисления зарплат, которая будет вводиться поэтапно в 2021-2025 гг.

Читайте также:
Что нужно знать о дистанционной работе?

Другим источником роста зарплат бюджетников является индексация, которая по закону должна проводиться регулярно и повышать уровень реального содержания зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. (ст. 134 ТК РФ).

Как будет проходить индексация в 2021 году по отдельным категориям сотрудников бюджетной сферы, смотрите в таблице:

Категории работников НПА На сколько планируется увеличение
Воспитатели дошкольных учреждений, медики, работники социальной и других сфер, упомянутых в «майских» указах президента Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688, Поручения Президента РФ от 26.02.2019 № Пр-294 (п. «ж» п. 6), Правительства РФ от 01.02.2019 № ТГ-П12-718 Ориентировочно на 5-7%
Экономисты, юристы, бухгалтеры, психологи, инженеры, пожарные, инженерно-технические и другие работники бюджетной сферы, не попадающие под действие «майских» указов президента Ст. 134 ТК РФ Ориентировочно на 3-4%
Федеральные госслужащие Федеральный закон от 08.12.2020 № 395-ФЗ Индексация окладов приостановлена до 01.01.2022
Судьи Федеральный закон от 30.12.2020 № 485-ФЗ Индексация должностных окладов приостановлена до 01.01.2022
Помощники членов Совета Федерации, депутатов Госдумы Федеральный закон от 08.12.2020 № 396-ФЗ Индексация приостановлена до 01.01.2022

Конкретный размер коэффициента индексации и сроки ее проведения устанавливаются отдельными НПА.

Еще об одном источнике роста зарплат работников, как бюджетников, так и сотрудников коммерческих предприятий, расскажем далее.

Зарплата военных в 2021 году

Повышение (индексация) размеров окладов военнослужащих в 2021 году запланировано с учетом уровня инфляции (потребительских цен) ориентировочно в размере 4%. Для данной категории работников сделано исключение и их не затронет приостановление ежегодной индексации, предусмотренное для остальных госслужащих Федеральным законом от 08.12.2020 № 395-ФЗ. Напомним, что военные в России уже 6 лет приравнены к госслужащим.

Предусматриваются и другие меры повышения зарплатного дохода военнослужащих:

  • вырастут зарплаты у летчиков-испытателей (на 54 000 руб.);
  • повысят сумму денежного довольствия военнослужащим Каспийской флотилии и военным разведчикам (от 6 000 до 14 000 руб.);
  • надбавки получат военные медики (до 20 000 руб.) и контрактники в свой первый год службы (50% оклада).

Дополнительные выплаты предусмотрены для военнослужащих, принимающих участие в поддержании мира в Нагорном Карабахе, военным медикам, работающим в рамках миротворческой миссии по всему миру (В Италии, Сербии, Абхазии, Китае и т. д.).

Минобороны предпринимает и другие шаги по увеличению зарплат. В декабре прошлого года министр обороны обратился к президенту с предложением увеличить в 2021 году фонд денежного довольствия военнослужащих.

Кому гарантированно повысят зарплату

Те работники, чья официальная зарплата находится на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) или привязана к его размеру, могут гарантированно рассчитывать на повышение своих зарплатных доходов в связи с повышением МРОТ с 01.01.2021 до 12 792 руб. (ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений…» от 29.12.2020 № 473-ФЗ).

По сравнению с действовавшим в 2020 году минимальным размером оплаты труда (12 130 руб.), его рост с 01.01.2021 составит 5,5%. Такое увеличение МРОТ по прогнозам законодателей затронет 3,9 млн человек.

В отдельных регионах МРОТ может превышать федеральную минималку, поэтому и прибавка к зарплате в связи с повышением этого показателя будет больше. К примеру, МРОТ в Москве сейчас составляет 20 361 руб. (Постановление Правительства Москвы от 25.08.2020 № 1351-ПП).

О размерах региональных МРОТ мы рассказываем здесь.

Работодатель не повышает зарплату — что ему за это будет?

Работодатель, не проводивший индексацию зарплаты в сроки и размерах, предусмотренных коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом, нарушает ст. 22, 134, 136 ТК РФ. За это руководителя или иное должностное лицо могут наказать штрафом в размере от 1 000 до 5 000 руб., а компанию — на сумму от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ, Письмо Роструда от 19.05.2020 № ПГ/24772-6-1).

Такое же наказание может последовать, если работодатель не прописывает в своих локальных актах порядок проведения индексации (Письмо Минтруда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135).

Наказать могут и за другие нарушения, допущенные работодателем при индексации зарплаты. К примеру, если он напишет в локальном акте, что индексация — это повышение зарплаты до уровня МРОТ. Однако доплата до МРОТ (ст. 133 ТК РФ) и обязанность индексировать зарплату (ст. 134 ТК РФ) — это два разных требования. Одно нельзя подменять другим, иначе последует штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ до 50 000 руб.

Могут наложить штраф и в том случае, если в рамках индексации увеличены оклады отдельным работникам, а не всему персоналу. Рискует и работодатель, закрепивший в локальном акте коэффициент индексации, равный 1 (фактическая прибавка к зарплате от такой индексации нулевая).

Что касается индексации зарплаты руководителя-единственного учредителя компании, то ответственность за ее непроведение не грозит, так как законом ее обязательное регулярное проведение не закреплено.

Подводим итоги

  • Зарплаты бюджетников в 2021 году могут вырасти за счет внедрения новой системы начисления зарплат, ежегодной обязательной индексации и очередного повышения МРОТ. В текущем году не будет индексации зарплат отдельных категорий работников: судей, федеральных госслужащих и т. д.
  • Зарплаты работников коммерческих компаний в 2021 году должны индексироваться по ст. 134 ТК РФ. Порядок индексации, в том числе сроки ее проведения и размеры, определяет работодатель.
  • За игнорирование обязанности по обязательной индексации зарплаты сотрудников работодателя могут оштрафовать на сумму до 50 00 руб. по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Читайте также:
Все о северном стаже: что в него входит, как рассчитать и подтвердить и другие вопросы

Повышение зарплат работникам бюджетной сферы в 2021 году: что об этом уже известно

Зарплаты в государственном секторе пока высокие лишь в государственных нефтяных компаниях и в федеральных органах исполнительной власти. При этом медики, учителя, работники культуры и науки вынуждены жить на более чем скромные деньги. И повышают им зарплату не очень охотно – в 2020-м сумма выросла всего на 3% (плюс доплаты по некоторым профессиям. Мы расскажем, чего ждать бюджетникам от своих зарплат в следующем году.

Сколько получают бюджетники сейчас

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Если открыть официальную статистику по зарплатам в бюджетной сфере в январе-июне 2020 года (более свежих данных пока нет), то окажется, что бюджетники на самом деле получают что-то около средней зарплаты по стране, а некоторые – почти вдвое больше:

Правда, даже по официальным данным выходит, что не все в бюджетной сфере благополучно: социальные работники и младший медперсонал должны получать не меньше 100% от средней зарплаты по региону – а тут их зарплаты не дотягивают до средней по стране (что говорит о том, то «Майские указы» в принципе не выполняются). Но врачи, научные сотрудники и преподаватели вузов могут похвастаться более чем достойной зарплатой.

Как на практике – каждый и так знает. Но даже по официальным данным видно сильное расхождение между зарплатами в Москве и регионах – донорах федерального бюджета и в самых «отстающих» субъектах РФ. Вот данные по зарплатам в 3 профессиях, мы отобрали по 5 регионов с самыми высокими и самыми низкими зарплатами:

Учителя Врачи Младший мед. персонал
ЯНАО 116 331 Чукотский АО 219 129 ЯНАО 105 436
Чукотский АО 109 526 ЯНАО 216 801 Чукотский АО 105 088
Магаданская область 104 885 Ненецкий АО 182 809 Ненецкий АО 86 001
Ненецкий АО 101 433 Магаданская область 175 171 Магаданская область 82 035
Москва 96 281 Сахалинская область 174 221 Сахалинская область 77 062
РСО – Алания 27 353 Ивановская область 52 581 Республика Крым 25 974
Карачаево-Черкесская Республика 26 178 Республика Ингушетия 51 378 Кабардино-Балкарская Республика 25 922
Чеченская Республика 25 779 РСО – Алания 50 505 Костромская область 25 390
Республика Мордовия 25 761 Кабардино-Балкарская Республика 49 666 Карачаево-Черкесская Республика 24 957
Республика Ингушетия 25 692 Карачаево-Черкесская Республика 49 396 Республика Ингушетия 23 760

То есть, зарплаты учителей и медиков отличаются по стране более чем в 4 раза – и пока учитель или санитар в Ингушетии получают что-то около 2 МРОТ в месяц (и это в среднем, то есть, бывают зарплаты и ниже!), в ЯНАО их коллеги получают более 100 тысяч рублей в месяц. Насколько же отличаются уровни цен в этих регионах? Явно не в 4 раза.

Но 2020-й год стал особым. Сначала, еще до начала пандемии коронавируса, президент России Владимир Путин в ходе своего ежегодного послания Федеральному собранию особо отметил роль классных руководителей в школах и пообещал им доплаты с 1 сентября – по 5000 рублей каждому (а если учитель ведет 2 или более класса – то 10 тысяч в месяц). И особо обратил внимание чиновников на местах, чтобы не занижали другие выплаты после старта доплат.

А потом началась пандемия, и на первый, второй и третий планы вышли медики. Стало понятно, что работать им предстоит буквально на износ, причем с большим риском для собственного здоровья. И буквально в начале апреля правительство подписывает постановление, которым медики, работающие с больными коронавирусом, получили ежемесячные доплаты:

  • врачи стационаров – по 80 тысяч рублей в месяц;
  • средний медперсонал и врачи «скорых» – по 50 тысяч рублей в месяц;
  • младший медперсонал, водители и средний медперсонал «скорых» – по 25 тысяч рублей в месяц.

И хоть правительство постановило выплачивать эти деньги вне зависимости от отработанного времени, в регионах начались «чудеса». Руководители на местах восприняли постановление слишком буквально и доплатили врачам только за то время, которое они отработали с заболевшими (некоторым – буквально поминутно). И чтобы все медики получили свои деньги в полном объеме, пришлось снова вмешаться президенту и правительству, которое выделило еще некоторую сумму.

Правда, уже в сентябре президент согласился с тем, что нужно давать доплаты медикам, исходя из числа смен, которые те отработали с больными коронавирусом. По подсчетам, врач, работающий в месяц 21 смену, получит за каждую дополнительные 3880 рублей – а если отработает больше, то и получит больше.

Позже доплаты ввели для еще одной категории бюджетников – для медиков и педагогических работников, занятых в социальных учреждениях (речь идет о стационарных учреждениях), они получают дополнительно от 10 до 60 тысяч рублей за каждую двухнедельную смену.

Других доплат для бюджетников в 2020 году не вводилось. Профсоюзы одно время пытались поднять вопрос о доплатах для учителей за уроки в дистанционном формате, но в итоге они все равно получают те же деньги за то же число рабочих часов (хотя по факту нагрузка на них в конце прошлого учебного года выросла в разы). Сейчас по России сотни классов отправлены на дистанционное обучение, но речь о каких-то новых доплатах, увы, не идет.

Читайте также:
Повышение зарплаты госслужащим и военным в 2021 году не ожидается

Последнее же повышение окладов для бюджетников прошло 1 октября – они выросли на целых 3%. Но об этом было известно уже очень давно (еще с прошлого года), поэтому неожиданностью эта индексация точно не стала.

«Майские указы» и минимальная доля оклада: что обещают бюджетникам

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

В 2020-м была еще одна достаточно неоднозначная идея – ввести почасовой МРОТ. Авторы идеи обосновали это тем, что с установленным почасовым МРОТ будет проще устанавливать оплату труда для тех, кто трудится по краткосрочным трудовым договорам.

Но дальше возникли проблемы: по действующим правилам работнику нельзя платить меньше МРОТ (12 130 рублей в месяц). Если разделить эту сумму на число рабочих часов, выйдет не очень много – около 70 рублей в час, именно столько и нужно будет заплатить работнику пропорционально отработанному времени. А если установить почасовой МРОТ на уровне 150 рублей, как предлагает ЛДПР, это будет прямая дискриминация тех, кто работает за месячный МРОТ (то есть, работник с почасовой оплатой сможет отработать в 2 раза меньше времени, чтобы получить ту же сумму).

Другие идеи касательно повышения зарплат бюджетников были настолько «оторваны» от жизни, что так и остались лишь идеями.

Официально: кто в 2021-м точно останется без прибавки

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Читайте также:
Повышение МРОТ с 1 января 2021 года

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Но уже точно можно сказать, что повышение ждет тех, кто работает за минимальную зарплату (или чья зарплата рассчитывается от МРОТ). До настоящего времени МРОТ определялся как прожиточный минимум для трудоспособных граждан за II квартал предыдущего года. Например, в 2020 году МРОТ составляет 12 130 рублей. За II квартал 2020 года Минтруд насчитал прожиточный минимум в размере 12 392 рублей, что дает прибавку всего на 2,16%.

Видимо, это не понравилось никому, и МРОТ теперь решили рассчитывать по-новому. Со следующего года МРОТ будет составлять определенный процент от медианной зарплаты (это такая зарплата, меньше и больше которой получает равное количество людей). И по подсчетам, в 2021 году при доле МРОТ в 42% он составит 12 792 рубля. И это уже на 5,5% больше текущего года – что вполне нормально, и даже больше инфляции, которая планируется на уровне 4% по итогам года.

Точно по такой же схеме будет рассчитываться и прожиточный минимум, только там будет учитываться медианный среднедушевой доход по стране. В обоих случаях соотношения между медианными доходами, прожиточным минимумом и МРОТ будет устанавливать правительство на каждый год отдельно.

Что делать, если недоплачивают

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

21.09.2021 О повышении зарплат бюджетникам регионов России – последние новости

21.09.2021 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) с 1 октября 2021 года и января 2022 года – читайте НИЖЕ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы” прописана необходимость 2021 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам – читайте ниже.

— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru

Как информирует “Парламентская газета”, независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2021 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Читайте также:
Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов: как получить и рассчитать

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Индексация зарплат с 1 октября 2020 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета “Аргументы и факты”. «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

Читайте также:
Можно ли отказаться от командировки, кто имеет право и как это сделать

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

Читайте также:
13 (тринадцатая) зарплата. Премия по итогам года. Кому будет выплачиваться в 2021 году?

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих. Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год. Недополученные оклады будут компенсированы к 2023 году, тем более что такая статья расходов заложена в проект бюджета на 2021-2023 гг.

Позиция Минфина

С 1 октября 2020 года должностные оклады федеральных гражданских служащих выросли на 3%. На такой процент также были проиндексированы зарплаты бюджетных, казенных и автономных федеральных учреждений. Следующее увеличение выплаты было запланировано на 2021 год. Но позже было принято решение заморозить индексацию, в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.

Как пояснил Министр финансов Антон Силуанов, возникла острая необходимость сократить расходы по социальному обеспечению на 10%. Поэтому придется пропустить очередное повышение зарплат госслужащих в 2021 году. Единственная категория работников, которым выплаты будут проиндексированы в изначально предусмотренном объеме, — это военнослужащие. Им оклады будут повышены уже осенью следующего года. Рассчитывать на индексацию также могут прокуроры и следователи, учитывая, что соответствующая правка уже была внесена в проект бюджета. Индексироваться будут не только оклады, но и предусмотренные законом премии и надбавки. У этой категории госслужащих выплаты вырастут на 5,7%.

Министр отметил, что вынужденное сокращение расходов обусловлено необходимостью сбалансировать бюджет на фоне уменьшения объема поступлений. Только путем реализации такой непопулярной меры удастся сократить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование других социальных статей.

Частичная компенсация

Несмотря на то, что повышение зарплат госслужащим в 2021 году точно не предвидится, правительство обещает компенсировать недополученные зарплаты к 2023 году. Заморозка индексации будет действовать только в следующем году. Через год, кроме планируемого увеличения окладов, начнется выплата недополученных чиновниками заработных плат.

Согласно предварительным расчетам, за три года зарплаты государственных служащих вырастут минимум на 5%. Изначально размер ежегодных отчислений в фонд оплаты труда рассчитывался с учетом повышения на 3-4% (параметр зависит от уровня инфляции). Но, как стало известно, Минфин скорректировал сумму отчислений и в следующем году оставил их размер без изменений. А в 2023 году планируется индексация окладов на 5%, что соответствует сумме вычетов за два предыдущих года.

Читайте также:
МРОТ в 2021 году с 1 января существенно повысят?

Таким образом, чиновники получат свои надбавки, но только через несколько лет. Впрочем, это только планируемое увеличение. Если ситуация в экономике не улучшится, правительство может снова заморозить индексацию или пересмотреть ее размер.

Кому были проиндексированы зарплаты

Запланированную прибавку к зарплате 1 октября уже получили многие бюджетники в РФ. С интервалом в один год аналогичное повышение зарплат госслужащих должно было произойти в 2021 году. Но, судя по последним новостям, работникам бюджетной сферы придется довольствоваться только текущей индексацией в 3%. Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ 4 сентября.

Прибавку получили сотрудники автономных, бюджетных и федеральных организаций. В количественном подсчете речь идет о 33 млн российских граждан. Повышенные зарплаты теперь выплачиваются специалистам, которые работают в:

  • детских садах;
  • высших учебных учреждениях;
  • больницах и поликлиниках;
  • среднеобразовательных школах;
  • культурных учреждениях;
  • научных институтах и т. д.

Прибавку к зарплате 1 октября также получили работники школ, которые выполняют функциональные обязанности классных руководителей. Ежемесячно им будет выплачиваться доплата в 5 тыс. руб.

Кому будут проиндексированы зарплаты в 2021 году

В отличие от бюджетных организаций, частные коммерческие предприятия и учреждения обязаны ежегодно повышать заработные платы своим сотрудникам. Соответствующая норма предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января работодатели будут индексировать зарплаты своих сотрудников. В зависимости от ситуации, они могут это делать не один, а несколько раз в год. При этом законом предусмотрено, что минимально допустимый размер индексации должен соответствовать уровню годовой инфляции за предыдущий период. Но работодатель вправе превысить данный минимум на свое усмотрение, руководствуясь своей корпоративной политикой и финансовыми результатами. На данный момент нет точной информации об официальном уровне годовой инфляции. Но, согласно предположениям экспертов, речь идет о 4%. А это значит, что с 1 января россиянам, трудоустроенным на коммерческих предприятиях, оклады будут проиндексированы минимум на 4%.

Отсутствие ежегодной индексации на коммерческом предприятии – прямое нарушение норм трудового законодательства. Оказавшись в такой ситуации, сотрудник может пожаловаться на работодателя в надзорный орган, руководствуясь ст. 353 Трудового Кодекса РФ.

Но далеко не во всех случаях работнику стоит рассчитывать на удовлетворение заявленных требований. Предприятие может оспорить предписание об индексации зарплат, сославшись на наличие дополнительных выплат (премий, надбавок). При этом важно, чтобы их размер был весьма внушительным.

С 1 января зарплаты будут повышены в первую очередь сотрудникам, оклады которых ниже 12 392 руб. Именно до этого значения будет увеличен федеральный минимальный размер оплаты труда в 2021 году. В отдельных регионах действуют местные ограничения по МРОТ.

Зарплаты государственных гражданских служащих 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2021 г. № 14-0/10/В-5300 О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального казначейства от 5 апреля 2021 г. N 08-06-01/7425 о применении пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, сообщает.

Позиция Министерства по вопросу, связанному с учетом выплат, производимых федеральным государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих, при исчислении денежного содержания в установленных законодательством случаях основана на прямом применении норм права.

Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи Федерального закона N 79-ФЗ.

Таким образом, указанными положениями Федерального закона N 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления”, ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее – средства материального стимулирования).

Читайте также:
Пример бизнес-плана для предоставления в центр занятости ЦЗН

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.

Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Только такой порядок их реализации, по нашему мнению, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.

Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Относительно правомерности установления районного коэффициента к средствам материального стимулирования, выплачиваемых не в рамках премий за особо важные и сложные заданий, сообщаем.

В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Согласно пункту 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (далее – процентная надбавка) в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил.

Е.В. Мухтиярова

Обзор документа

Минтруд разъяснил, как учитываются средства материального стимулирования при исчислении отпускных госслужащим и в целях выплаты компенсации при увольнении по сокращению.

Районный коэффициент и процентная надбавка применяются ко всем составляющим денежного содержания госслужащего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: