Закон о национальной платежной системе N 161-ФЗ

Информационное письмо о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ)

Уважаемые клиенты, являющиеся получателями пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации!
Настоящим ПАО КБ «Восточный» (далее – Банк) информирует Вас о следующем.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ) (далее – Закон № 161-ФЗ), изменится порядок зачисления выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, физических лиц (код выплат «1» в реквизите 110 распоряжения), а именно:

  • С 1 июля 2017г. при обращении физических лиц (далее – клиент) за открытием банковского счета, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, в целях получения пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом РФ (далее – выплаты), Банк открывает таким клиентам банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием только платежных карт «Мир», являющихся национальным платежным инструментом (часть 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ).
  • Зачисление выплат на банковские счета клиентов, открытые с 1 июля 2017г., предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт Visa, производиться не будет.
  • В отношении клиентов, получающих выплаты на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт Visa, открытые до 01.07.2017 г., выплаты будут зачисляться в прежнем порядке до истечения срока действия платежных карт, но не позднее 30.06.2020 г.
  • С 1 июля 2020 г. выплаты всем клиентам будут зачисляться на банковские счета, предусматривающие осуществление операций только с использованием платежных карт «Мир», либо на банковские счета, не предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт (в соответствии с требованиями пункта 2 части 5, части 5.1, пункта 2 части 5.3 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ). При поступлении выплат на банковский счет клиента, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты Visa, зачисление выплаты на такой банковский счет производиться не будет.

С 01.07.2017 г. – в отношении счетов, открытых с 01.07.2017 г., и с 01.07.2020 г. – в отношении счетов, открытых до 01.07.2017 г., при поступлении выплат на банковский счет клиента, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты Visa, зачисление выплаты на такой банковский счет производиться не будет. Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения на зачисление выплаты, направляет клиенту уведомление с предложением в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней со дня поступления распоряжения на зачисление выплаты явиться в Банк за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием
платежной карты «Мир», или на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты.
Если клиент в указанный срок не явился в Банк за получением суммы выплаты наличными деньгами / не представил распоряжение о зачислении денежных средств на иной банковский счет (с учетом указанных выше требований), Банк на 11 (Одиннадцатый) рабочий день осуществляет возврат плательщику суммы выплаты в связи с несоблюдением требований части 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ и направляет клиенту уведомление о возврате суммы выплаты плательщику.

Уведомления клиентам направляются Банком способом, предусмотренным договором банковского счета на выпуск и обслуживание банковских карт с физическим лицом.
Во избежание случаев неполучения выплат Банк рекомендует заранее, до установленных Законом № 161-ФЗ сроков, открыть отдельный банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием платежных карт «Мир».

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.
Читайте также:
Лицензия на оружие через Госуслуги: как получить разрешение и как продлить

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.

Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Читайте также:
Как зарегистрироваться на Госуслугах физическому лицу: пошаговая инструкция

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств. Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года. Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет. Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Читайте также:
Постановка на учет автомобиля через Госуслуги: инструкция

Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция

Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Кроме того,если вас интересуют комментарии к посл. ред. закона, более подробно изучить их вы можете на нашем интернет портале. ⇐

Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Руслан Рахметов, Security Vision

В данной статье мы определим участников национальной платежной системы (далее НПС), поясним ее устройство и цели функционирования, а также рассмотрим предъявляемые федеральным законом требования к организации платежных систем.

Федеральный закон «О национальной платежной системе» впервые был подписан президентом Российской Федерации 27 июня 2011 года. Далее в документ на ежегодной основе вносились различные изменения с целью поддержания его актуальности. В данной статье мы будем рассматривать актуальную редакцию, период действия которой – с 01.01.2021 г. по 30.06.2021 г.

Целью создания и развития НПС является формирование суверенного платежного пространства, обеспечение эффективного и надежного функционирования для удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно кредитной политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества, доступности и безопасности платежных услуг.

Согласно последним отчетам Банка России, стратегия развития российского платежного рынка вывела Россию на первое место в мире по темпам роста безналичных платежей, и начиная с 2018 года наша страна входит в пятерку мировых лидеров по их количеству. Не последнюю роль в этом процессе сыграла общая цифровизация всех сфер экономики России и переход на безналичные платежи.

Национальная платежная система (НПС) – совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы).

Ниже мы представим схему взаимодействия всех участников НПС.

Следует дать пояснение, что, в сущности, абсолютно любой банк в России автоматически является участником НПС, т.к. он подключен к платежной системе Банка России и имеет корреспондентский счет.

Федеральный закон № 161-ФЗ является основным нормативным документом, который регулирует весь российский рынок платежных систем. Яркими примерами таких систем в России на сегодня являются:

ПС «Мастеркард», оператором которой является ООО «Мастеркард». При этом расчетным центром является Банк России, а операционным и платежным клиринговым центром – АО «НСПК».

ПС «Виза», оператором которой является ООО «Платежная система «Виза». При этом расчетным центром является Банк России, а операционным и платежным клиринговым центром – АО «НСПК».

ПС «Мир», оператором которой является АО «НСПК», которая одновременно выполняет функции платежного клирингового и расчетного центров, а расчетным центром является Банк России.

ПС «Сбербанк», оператором которой является ПАО «Сбербанк», одновременно выполняющий функции операционного, платежного клирингового и расчетного центров.

Международная платежная система денежных переводов «ЮНИСТРИМ», оператором которой является АО КБ «ЮНИСТРИМ», одновременно выполняющий функции операционного, платежного клирингового и расчетного центров. При этом дополнительным расчетным центром данной платежной системы выступает ПАО Банк «ФК Открытие».

ПС «Вестерн Юнион», оператором которой является ООО «НКО «Вестерн Юнион ДП Восток», одновременно выполняющий функции операционного, платежного клирингового и расчетного центров. При этом дополнительный расчетным центром данной платежной системы выступает Банк ВТБ (ПАО).

  • ПС «CONTACT», оператором которой является КИВИ Банк (АО), одновременно выполняющий функции операционного, платежного клирингового и расчетного центров. При этом дополнительными расчетными центрами данной платежной системы выступают ПАО Банк «ФК Открытие» и Банк ВТБ (ПАО).
  • С полным актуальным списком зарегистрированных операторов и их платежных систем на территории России можно ознакомиться на сайте Банка России по ссылке: https://cbr.ru/registries/nps/rops/ . По состоянию на 30.04.21 данный реестр насчитывает более 50 зарегистрированных платежных систем.

    В статьях 161-ФЗ детально описывается основная деятельность различных субъектов НПС и требования к ним, а также порядок и особенности оказания платежных услуг. Рассмотрим более детально главу 4, в которой предъявляются требования к организации и функционированию платежных систем. Статья 20 федерального закона № 161-ФЗ описывает требования к правилам создаваемой платежной системы. В частности, в правилах платежной системы должны быть описаны следующие основные моменты:

    Читайте также:
    Национальная платежная система России 2021: что это такое и дата старта

    – порядок взаимодействия между операторами и участниками

    – критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе

    – ответственность за несоблюдение правил платежной системы

    – требования к защите информации.

    Статья 21 описывает условия для участников платежной системы. Участниками платежной системы могут стать:

    – операторы по переводу денежных средств

    – организаторы торговли (в соответствии с 325-ФЗ)

    – органы Федерального казначейства

    – организации федеральной почтовой связи.

    Участниками могут стать, в том числе, международные и иностранные финансовые организации. Но важно отметить, что для того, чтобы иностранным организациям стать операторами, обязательным условием является наличие на территории РФ их зарегистрированного юридического лица.

    В статье 22 описываются условия, при которых платежная система может быть признана системно значимой, социально значимой и национально значимой. Здесь мы не будем детально приводить условия присвоения того или иного статуса значимости (с которыми можно ознакомиться в первоисточнике), но одним из основных факторов присвоения системно или социально значимого статуса является объем доли от суммы всех переводов, осуществленных кредитными организациями. В свою очередь, национально значимой признается платежная система, над которой прямо или косвенно установлен контроль РФ, Банком России, гражданами РФ и при этом одновременно выполняются условия по соответствию платежной информационной инфраструктуры требованиям Банка России (по согласованию с Правительством РФ), как по обеспечению защиты информации, так и по доле применяемых отечественных программных и технических средств.

    Соответственно, при присвоении значимости платежная система подвергается проверке Банком России на предмет соответствия требованиям 161-ФЗ. Порядок такой проверки описан в статье 23.

    Сами же требования к значимой платежной системе приведены в статья 24. К системно значимым платежным системам устанавливаются требования по осуществлению расчетов через финансово устойчивый расчетный центр и выполнению анализа рисков в режиме реального времени, обеспечению гарантированного уровня бесперебойности оказания услуг, соответствию системы управления рискам (согласно ст. 28). К социально значимым платежным системам устанавливаются требования по осуществлению расчетов через расчетный центр, который является банком-участником системы обязательного страхования вкладов (или небанковскую кредитную организацию, осуществляющую расчет не менее 3-х лет) и выполнению анализа рисков на постоянной основе.

    Клиринг — это регулярные безналичные расчеты за товары и услуги между юридическими и физическими лицами. При клиринге вместо наличных платежей происходит взаимозачет требований и обязательств. Название происходит от английского clearing — «очищение».

    В статье 25 описывается порядок выполнения процедур приема и исполнения распоряжений участников платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств.

    Статья 26 делает отсылку к ФЗ-395-1 и обязывает участников платежной системы гарантировать обеспечение банковской тайны. А статья 27 обязывает платежные системы обеспечить защиту информации в соответствии с требованиями, которые установлены Постановлением Правительства РФ № 584 и включают в себя:

    а) создание и организацию функционирования структурного подразделения по защите информации (службы информационной безопасности) или назначение должностного лица (работника), ответственного за организацию защиты информации;

    б) включение в должностные обязанности работников, участвующих в обработке информации, обязанности по выполнению требований к защите информации;

    в) осуществление мероприятий, имеющих целью определение угроз безопасности информации и анализ уязвимости информационных систем;

    г) проведение анализа рисков нарушения требований к защите информации и управление такими рисками;

    д) разработку и реализацию систем защиты информации в информационных системах;

    е) применение средств защиты информации (шифровальные (криптографические) средства, средства защиты информации от несанкционированного доступа, средства антивирусной защиты, средства межсетевого экранирования, системы обнаружения вторжений, средства контроля (анализа) защищенности);

    ж) выявление инцидентов, связанных с нарушением требований к защите информации, реагирование на них;

    з) обеспечение защиты информации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования;

    и) определение порядка доступа к объектам инфраструктуры платежной системы, обрабатывающим информацию;

    к) организацию и проведение контроля и оценки выполнения требований к защите информации на собственных объектах инфраструктуры не реже 1 раза в 2 года.

    Читайте также:
    Как оформить СНИЛС ребенку через госуслуги онлайн: подробная инструкция и ответы на вопросы

    Кроме того, согласно статье 27, операторы обязаны реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, включая ведение соответствующих баз данных о случаях и попытках осуществления таких операций, с последующим предоставлением отчетности в Банк России по установленной регулятором форме.

    Ранее в прошлых статьях 161-ФЗ не один раз упоминалась необходимость применения риск-менеджмента. В статье 28 документ обязывает оператора платежной системы выстроить систему управления рисками (для целей снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий), которая предусматривает ряд мероприятий и способов управления рисками.

    В статьях 29 и 30 прописана необходимость формирования обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы. Порядком предусмотрено создание гарантийного фонда на основе гарантийных взносов участников платежной системы. Все эти аспекты должны быть прописаны оператором в правилах платежной системы.

    Отдельная глава 161-ФЗ посвящена национальной системе платежных карт (НСПК), основным акционером которой является Банк России. До появления в России НСПК обработка даже внутрироссийских транзакций происходила за её пределами. На сегодняшний день НСПК является оператором национальной платежной системы «Мир». Создание такого оператора продиктовано снижением зависимости от иностранных операторов и как следствие обеспечением бесперебойности, доступности и эффективности оказания услуг по переводу денежных средств в Российской Федерации.

    Согласно Федеральному закону № 161-ФЗ надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагается на Банк России. В ходе него регулятор вправе проводить проверки на предмет соответствия требованиям настоящего федерального закона, запрашивать и получать информацию, а также применять различные меры воздействия для целей устранения выявленных нарушений.

    Закон N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”: суть, разъяснения, комментарии, изменения

    161 ФЗ “О национальной платежной системе” формулирует ее организационные и правовые принципы, порядок оказания услуг. В нем в числе прочего оговариваются правила осуществления переводов денежных средств, использование электронных инструментов, требования к субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

    161 ФЗ “О национальной платежной системе”: суть правового регулирования

    Нормативный акт основывается на положениях Конституции и международных договорах. Для регулирования правоотношений в НПС Правительство и государственные исполнительные органы могут принимать правовые документы в пределах своих полномочий. Аналогичным правом обладает и ЦБ.

    Основные понятия

    Рассмотрим ключевые термины, которые использует 161 ФЗ “О национальной платежной системе”. Разъяснения понятий приводятся в ст. 3:

    1. НПС. Национальная платежная система представляет собой комплекс субъектов, оказывающих услуги по переводу денег.
    2. Оператор по переводу. В качестве него выступает организация, имеющая право на осуществление перемещения денег, в том числе электронных средств и без открытия счета.
    3. Платежный банковский агент (субагент). Он выступает в качестве юридического лица, не являющегося кредитной компанией. Агентом может быть и индивидуальный предприниматель. Эти субъекты привлекаются кредитной организацией для выполнения определенных операций. Этот пункт ранее отсутствовал в 161 ФЗ “О национальной платежной системе”. Изменения были введены 5 мая 2014 года.
    4. Оператор системы платежей. Он является организацией, которая определяет правила работы структуры, выполняет иные обязанности, предусмотренные в нормативном акте.
    5. Оператор услуг инфраструктуры. Он включает в себя операционный, расчетный и платежный клиринговый центры.
    6. Операционный центр. Он представляет собой организацию, которая обеспечивает участникам и клиентам системы доступ к услугам перевода средств.
    7. Клиринговый центр. Этот компонент системы осуществляет прием распоряжений участников об осуществлении переводов и исполнении иных действий, которые предусмотрены рассматриваемым ФЗ.
    8. Расчетный центр. Он обеспечивает исполнение принятых от участников распоряжений путем списания и зачисления средств на банковские счета, осуществляет направление подтверждений выполненных операций.
    9. Перевод денег. Он включает в себя действия оператора в пределах используемых форм безналичного расчета, связанные с предоставлением получателю средств от плательщика.

    Оказание услуг

    Нормативный акт n 161-ФЗ “О национальной платежной системе” устанавливает определенный порядок совершения операций по переводу средств. В документе, в частности, предусматривается, что оператор оказывает услуги в соответствии с договорами, которые заключаются с клиентами и между субъектами по перемещению денег, в пределах используемых видов безналичного расчета согласно правовым требованиям. Регулирование деятельности банковских агентов (субагентов) осуществляется по ст. 14 ФЗ РФ 161 “О национальной платежной системе”. Организации почтовой связи производят операции по переводу средств по соответствующему нормативному акту. Им является ФЗ № 176.

    Порядок перевода

    Закон 161-ФЗ “О национальной платежной системе” устанавливает, что оператор производит действия с денежными средствами по распоряжению плательщика либо получателя. Данное поручение оформляется в соответствии с используемой формой безналичного расчета. Перевод осуществляется средствами плательщика. Они списываются с его банковского счета или предоставлены ему без открытия р/с. 161 ФЗ “О национальной платежной системе” предусматривает:

    1. Зачисление средств на счет получателя.
    2. Выдачу наличности.
    3. Учет средств в пользу получателя без открытия счета (в случае осуществления перевода электронными деньгами).
    Читайте также:
    Как передать показания счетчиков воды онлайн через Госуслуги

    Сроки

    По 161 ФЗ “О национальной платежной системе”, перевод средств осуществляется в течение не более 3 дней. Исключением из данного правила являются операции с электронными деньгами. Исчисление трехдневного срока начинается с даты списания средств со счета или со дня предоставления наличности плательщиком (если перевод осуществляется без открытия р/с).

    161 ФЗ “О национальной платежной системе”: комментарии

    Нормативный акт устанавливает, что с определенного момента плательщик теряет право отозвать распоряжение об осуществлении перевода. Он наступает сразу после списания средств со счета или предоставления наличности. Иное правило может предусматриваться в рамках используемой формы расчета или ФЗ. Безусловность перевода наступает в момент исполнения определенных получателем/плательщиком либо другими субъектами условий. К ним, в том числе, относят осуществление встречного направления денег в иной валюте, передачу ценных бумаг, предоставление документов. Безусловность может наступать и при отсутствии каких-либо условий.

    Окончательность перевода

    Она определяется в 161 ФЗ “О национальной платежной системе” в зависимости от операторов. Если получателя и плательщика обслуживает один субъект, окончательность перевода наступает в момент зачисления денег на счет или обеспечения возможности получить наличность. Исключением является операции с электронными средствами. Если плательщика и получателя обслуживают разные субъекты, окончательность перевода наступает при зачислении суммы на счет оператора получателя.

    Информирование

    Оператор, осуществляющий перевод средств, до совершения операции должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с условиями предоставления услуги. Информирование должно производиться в доступной для лиц форме. Клиенты, в том числе, получают сведения о:

    1. Размере вознаграждения и порядке его взимания, если оно предусматривается в договоре.
    2. Способе определения обменного курса, используемого при переводе инвалюты.
    3. Порядке предъявления претензий, в том числе и информации для связи с оператором.
    4. Прочих существенных данных, обусловленных применяемой формой расчета.

    Обязанности

    Клиент должен предоставить оператору, производящему перевод средств, достоверные сведения для связи с ним. При изменении контактных данных субъект должен своевременно сообщить обновленную информацию. Обязанности оператора по направлению уведомлений, предусмотренных рассматриваемым ФЗ, считается выполненной при отправлении извещения в соответствии с данными, предоставленными клиентом.

    Особенности электронного перевода

    Клиент предоставляет средства оператору по условиям заключенного договора. Физлицо может передавать деньги, используя свой счет или не открывая его (наличностью). Если клиент является юрлицом, то предоставление средств осуществляется только через р/с. Перевод производится в соответствии с распоряжением плательщика в пользу получателя.

    Операция может осуществляться между субъектами, которых обслуживает как один, так и несколько разных операторов. При переводе электронных средств юрлицо или предприниматель могут выступать как плательщики, если получателем является физлицо. Операция производится одновременным принятием распоряжения клиента, уменьшением остатка плательщика и увеличением его у получателя на предусмотренную сумму. Перевод осуществляется немедленно после принятия поручения.

    Автономный режим

    Он может предусматриваться в договоре оператора с клиентом-физлицом, выступающим как плательщик, и юрлицом/ИП-получателем. Автономный режим предполагает неодновременность совершения действий указанных выше. При его использовании получатель должен ежедневно передавать сведения оператору о произведенных операциях для учета. Поступление информации должно осуществляться не позднее окончания рабочей смены обслуживающего субъекта. При применении автономного режима оператор отправляет плательщику и, если это предусмотрено в договоре, получателю подтверждение перевода немедленно после учета поступивших сведений.

    Безотзывность при переводе электронных средств

    При автономном режиме она наступает в момент использования клиентом соответствующего инструмента платежа. Окончательным перевод считается после учета оператором данных, в порядке, указанном выше. При наступлении безотзывности прекращается финансовое обязательство плательщика перед клиентом-получателем. Оператор на постоянной основе производит учет сведений об остатках электронных средств и произведенных переводах. Они, по распоряжению клиента, могут быть зачислены на банковский счет или выданы наличными. Данной возможностью могут воспользоваться как физические лица, так и организации и предприниматели. Операторы не имеют права начислять проценты на остаток или выплачивать любое вознаграждение клиенту. Обслуживающий субъект также не может предоставлять средства для увеличения оставшейся суммы электронных денег.

    Читайте также:
    Как передать показания счетчиков воды онлайн через Госуслуги

    Скидка 30% на оплату пошлин через портал госуслуг будет работать еще два года

    Минкомсвязи просит продлить скидку на госуслуги

    Минкомсвязи России направила на рассмотрение в Минфин поправки в Налоговый кодекс, которые продлевают действие скидки в 30% на оплату госпошлины при получении государственных услуг в электронном виде. Об этом CNews сообщили представители Минкомсвязи России.

    В данное время оплачивать госпошлины со скидкой можно только до 1 января 2021 г. (ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ). Скидка действует только для физических лиц и при безналичной оплате. То есть если подать заявление на оформление загранпаспорта лично в МФЦ или ведомстве, за документ нужно заплатить 5 тыс. руб. А если отправить заявление через Госуслуги, то со скидкой загранпаспорт обойдется в 3500 руб.

    Согласно данным портала Госуслуги скидка в 30% распространяется на услуги Единого портала госуслуг, требующие оплаты государственной пошлины: это получение и замена водительского удостоверения, регистрация транспортного средства, регистрация и расторжение брака, получение загранпаспорта и паспорта гражданина РФ, регистрация маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС и аттестация права на управление маломерными судами, а также все услуги Федеральной службы войск национальной гвардии России. По данным сайта портала со временем список услуг расширится.

    Предложение о продлении льготы внесено в проект Федерального закона «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и направлено на рассмотрение в Минфин России.

    Популярность электронных платежей растет

    По данным министерства, электронные госуслуги экономят прежде всего время граждан. Каждый год количество заявлений на получение госуслуг в электронном виде прирастает. В 2019 г. пользователи портала совершили 62,4 млн платежей, куда вошли госпошлины, штрафы и налоги на общую сумму 66,4 млрд руб., что на 35% больше, чем в 2018 г.

    Напомним, что с 1 января 2016 г. действует скидка на оплату штрафов ГИБДД, которая составляет 50%. Эта норма описана в п. 1.3 ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ. Скидка предоставляется при оплате штрафов за нарушение правил дорожного движения, которые предусмотрены главой 12 КоАП РФ. Основное условие для скидки — штраф нужно оплатить в течение 20 дней после вынесения постановления. Обычный срок для уплаты штрафа — 60 дней после того, как постановление вступит в силу.

    В июне 2020 г. портал Госуслуг продлил акцию по оплате автоштрафов картой «Мир» без комиссии на портале Госуслуг, а также в мобильном приложении. Акция действует с 24 июня 2019 г. по 23 июня 2021 г.

    Не менее существенна и экономия денежных средств. В 2019 г. пользователи электронных госуслуг совершили оплату государственных пошлин на общую сумму 22,7 млрд руб., воспользовавшись действующей скидкой. Без льготы они заплатили бы 32,4 млрд руб.

    Выросло число обращения через Единый портал госуслуг за получением услуг с высокой пошлиной. Например, количество обращений для оформления загранпаспорта выросло с 15,67 млн в 2018 г. до 17,95 млн в 2019 г. (стоимость услуг составила от 1 до 5 тыс. руб.)

    Законодательные изменения

    В ноябре 2016 гг. был принят законопроект «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который был разработан Минкомсвязи России и предусматривал возможность получить льготу по оплате государственной пошлины в случае подачи заявления о предоставлении услуги в электронной форме. Закон предусматривал оплату пошлины с коэффициентом 0,7. Затем действие скидки продлевали, сначала до 2019, потом до 2020 гг. (ст.4 Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

    В ноябре 2019 г. на портале госуслуг появилась возможность оплаты через сервис Google Pay. До этого на сайте можно было расплатиться банковской картой, электронными деньгами, Apple Pay или деньгами с мобильного счета.

    В августе 2020 г. на едином портале госуслуг (ЕПГУ) стартовал эксперимент, благодаря которому граждане и бизнес могут использовать свой личный кабинет для обжалования решений надзорных органов в досудебном порядке, включая назначение плановой или внеплановой проверки, а также случаи бездействия должностных лиц.

    Читайте также:
    Замена снилс при смене фамилии через госуслуги онлайн: как осуществить?

    Как оплатить госпошлину через Госуслуги

    Госуслуги — универсальный портал, на котором можно подавать заявления на услуги государства и сразу оплачивать госпошлины за их исполнение. В итоге процесс становится более быстрым и удобным, некоторые госуслуги можно получить полностью дистанционно.

    Рассмотрим, как оплатить госпошлину через Госуслуги, как получить скидку 30% при онлайн-платеже. Бробанк.ру изучил информацию, рассказывает обо всех способах внесения пошлины. Кроме того, для вашего удобства собрана информация по размеру пошлин по популярным услугам.

    Как это работает

    Сразу начнем с того, что оплата госпошлины через Госуслуги возможна только в том случае, если заявление на выполнение услуги подается именно на госпортале. Если вы, например, лично хотите подать в ЗАГС заявление на развод, то просто внести пошлину на Госуслугах невозможно.

    Чтобы открылась возможность оплаты, необходимо и само заявление подавать через Госуслуги, тогда система и требуемую сумму укажет, и откроет форму для ее внесения. А там уже можно заплатить с карты или иным способом.

    Как оплатить госпошлину на Госуслугах

    Рассмотрим схему оплаты госпошлины на конкретном примере. Например, вы решили получить статус индивидуального предпринимателя и получаете его на Госуслугах.

    Сначала нужно подать заявление на выполнение услуги. Ее можно найти через поиск на сайте, после заполнить все необходимые поля, внести нужную системе информацию:

    После заполнения заявления и его проверки система открывает страницу с информацией о размере госпошлины и с кнопкой “Оплатить”, которую нужно нажать.

    Все, можно проводить оплату любым удобным способом и ждать ее проведения. После госуслуга будет выполнена в отведенный законом срок.

    По одним видам услуг страница для внесения госпошлины открывается сразу, по другим — после обработки информации принимающим органом. Например, если вы подаете заявление на смену паспорта, получение водительских прав и пр., информация о необходимости оплаты может появиться в течение 1-3 дней в личном кабинете.

    Варианты оплаты

    Если после подачи онлайн-заявления открылась форма оплаты, можно сразу приступать к действию. Удобно, что система сразу указывает на сумму. Предлагаются 4 варианта оплаты.

    Банковская карта

    Самый популярный вариант внесения денег, вы можете оплатить с любой дебетовой или кредитной карты. Примечательно, что комиссия за такой перевод не берется.

    Можно оплатить просто картой или картой с аккаунта Google Pay, Samsung Pay. Если в устройстве, с которого производится оплата, уже сохранены какие-то карты, они и будут предложены.

    Можно выбрать уже указанную системой карту или добавить новую. Система попросит ввести данные новой карты или код CVC уже сохраненной. После переадресует на страницу подтверждения операции. Подтверждаете, и все, оплата проведена.

    Мобильный платеж

    Есть возможность внести госпошлину на Госуслугах со счета своего мобильного телефона. В этом направлении сервис сотрудничает с Билайн, МТС, Ростелеком, Мегафон, Теле2.

    Важный момент — внесение денег таким способом будет уже платным. Точная сумма комиссии зависит от конкретного оператора. Например, за внесение пошлины за регистрацию ИП в размере 800 рублей МТС возьмет плату в 32 рубля.

    После выбора оператора необходимо указать номер телефона, с которого будут списаны средства. Далее система пришлет на него запрос с указанием деталей операции. Необходимо подтвердить платеж, отправив ответное СМС.

    С электронного кошелька

    Оплата госпошлины на Госуслугах возможна и с электронного кошелька. Но в этом направлении система работает только с двумя операторами — Вебмани и Элплат.

    После выбора электронной системы портал переадресует на страницу авторизации и подтверждения платежа. Комиссии за такую форму оплаты нет.

    Если все указанные выше способы не подходят

    Если у вас нет карты, электронного кошелька и мобильного телефона с достаточным балансом, тогда остается только один вариант — оплатить госпошлину наличными. Что можно выполнить в кассе любого банка.

    Для этого в перечне вариантов оплаты необходимо выбрать пункт “Скачать квитанцию для оплаты”. Скачиваете ее на свое устройство. Бланк выглядит так, в него уже внесена вся необходимая информация:

    Теперь его необходимо распечатать. Далее отправляетесь в кассу любого банка и вносите деньги наличными. Но обратите внимание, что банки могут брать комиссию за проведение такого платежа согласно своим тарифам. Предварительно уточняйте эту информацию.

    Что делать после оплаты

    Форма онлайн-оплаты открывается в новой вкладке, в ней вы выполняете операцию удобным методом или просто скачиваете квитанцию для внесения пошлины наличными через кассу банка.

    Читайте также:
    Программа переселения соотечественников 2021: помощь беженцам Украины

    После оплаты необходимо вернуться на страницу заполнения заявления и внести информацию о платеже. Номер платежного поручения уже будет отражен, его не нужно менять. Сменить можно дату. Если оплата проводилась через банк, нужно указать его БИК (можно найти в интернете).

    Если вы закрыли страницу заявления на Госуслугах, ничего страшного. Если найти в перечне услуг эту же и открыть ее, на странице отразятся поданные ранее заявления. Открываете ранее заполненное, оно будет находиться на той же стадии, что и при закрытии страницы.

    Скидка на госпошлину на Госуслугах 30%

    Госпошлины за большинство государственных услуг можно оплатить с существенной скидкой 30%. Это актуально только при внесении платежа на Госуслугах онлайн-способом, то есть с карты, электронного кошелька и счета мобильного.

    Например, если подавать заявление на замену паспорта по достижении 20 или 45 лет, система сразу укажет, что при онлайн-оплате действует скидка на госпошлину 30%. Нужно оплатить не 300 рублей, а 210:

    Скидка действует только при подаче заявления на Госуслугах и оплаты там же пошлины по онлайн-каналом.

    Размеры пошлин за популярные услуги

    При заказе услуги на государственном портале гражданин сразу видит размер госпошлины и то, применяется ли к ней скидка 30%. Эта информация дается еще перед переходом на страницу подачи заявления.

    Примеры пошлин за некоторые популярные услуги:

    • регистрация брака — 350 стандартная и 245 со скидкой при онлайн-оплате;
    • замена паспорта в виду его испорченности — 1500 рублей или 1050 со скидкой;
    • замена паспорта по возрасту, в связи со сменой фамилии, изменением внешности — 300 или 210 рублей;
    • замена паспорта в связи с его хищением, утерей — 1500 рублей, скидки не предусмотрены;
    • выдача загранпаспорта нового образца для взрослого — 5000 или 3500 при онлайн-оплате. Для ребенка — 2500 и 1750 руб;
    • получение загранпаспорта старого образца — 2000 и 1400 со скидкой;
    • получение водительского удостоверения, его замена — 2000 рублей или 1400;
    • изменение регистрационных данных транспортного средства — 500-800 руб или 245-560 в зависимости от ситуации.

    Как видно, оплачивать госпошлину через Госуслуги — весьма выгодно. И скидка 30% действует практически при всех видах заявлений. Если услуга предоставляется бесплатно, например, как в случае с выдачей свидетельства о рождении, система сразу на это укажет.

    Скидка 30% на оплату государственных пошлин в 2021 году

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье речь идет об изменении законодательства, которое сделало жизнь водителей проще. Начиная с 1 января 2017 года у водителей появилась возможность сэкономить при оплате государственных пошлин. Размер скидки составит 30 процентов.

    Напомню, что ровно за год до этого (1 января 2016 года) водители получили возможность оплачивать штрафы ГИБДД со скидкой 50 процентов. А на этот раз законодатели добрались и до государственных пошлин.

    В этой статье Вы узнаете:

    Как получить скидку 30% на оплату госпошлины?

    Рассмотрим изменения, которые внесены в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации:

    4. Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме.

    4. Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

    На первый взгляд можно даже и не понять, в чем конкретно заключаются изменения:

    1. Ранее коэффициент 0,7 применялся только при получении результата услуги в электронной форме, т.е. без непосредственного обращения в ГИБДД или другие государственные органы.

    Читайте также:
    Как оформить СНИЛС ребенку через госуслуги онлайн: подробная инструкция и ответы на вопросы

    2. В 2021 году в электронном виде нужно подать заявление, а также оплатить государственную пошлину через интернет. Саму услугу можно получить непосредственно в ГИБДД.

    Таким образом, чтобы получить скидку 30% на государственную пошлину нужно:

    1. Подать заявление в электронной форме через портал государственных услуг.
    2. Оплатить государственную пошлину в электронном виде.

    Предположим, что водитель хочет заменить водительское удостоверение со скидкой 30 процентов.

    Для этого ему нужно:

    1. Войти в свой аккаунт на портале государственных услуг.

    2. Выбрать услугу “Замена водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия”.

    3. Выбрать тип получения услуги (Электронная услуга).

    4. Заполнить заявление в электронном виде. В заявление необходимо внести данные паспорта, старого водительского удостоверения и медицинской справки.

    5. Выбрать дату посещения ГИБДД и отправить заявление на проверку.

    6. После завершения проверки нужно оплатить государственную пошлину безналичным способом. Для этого можно использовать следующие способы оплаты:

    • Банковскую карту.
    • Электронный кошелек Webmoney, Яндекс.Деньги или Qiwi.
    • Счет мобильного телефона.

    7. После этого остается только сходить в ГИБДД за новым удостоверением.

    На практике получить скидку в размере 30 процентов довольно просто и я рекомендую всем водителям пользоваться этой возможностью.

    На какие госпошлины распространяется скидка?

    Скидка распространяется на все услуги, записаться на получение которых можно через портал государственных услуг. Отмечу, что речь идет не только о государственных пошлинах для водителей.

    Например, заграничный паспорт также можно получить со скидкой.

    Однако в рамках этой статьи речь пойдет только о скидках для водителей:

    Гос. пошлина Без скидки Со скидкой
    Выдача водительского удостоверения 2 000 1 400
    Выдача водительского удостоверения нового поколения 3 000 2 100
    Выдача международного водительского удостоверения 1 600 1 120
    Выдача номеров (регистрационных знаков) 2 000 1 400
    Выдача номеров на мотоцикл или прицеп 1 500 1 050
    Выдача бумажного свидетельства о регистрации ТС 500 350
    Выдача пластикового свидетельства о регистрации ТС 1 500 1 050
    Внесение изменений в ПТС 350 245
    Выдача ПТС 800 560
    Выдача свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности 800 560
    Выдача транзитных номеров 1 600 1 120
    Выдача транзитных номеров на мотоцикл или прицеп 800 560

    Рассмотрим распространенную ситуацию:

    Водитель приобрел новый автомобиль и ему нужно зарегистрировать его в ГИБДД.

    Для этого нужно оплатить 3 государственные пошлины:

    • За внесение изменений в ПТС.
    • За выдачу свидетельства о регистрации.
    • За выдачу номеров.

    Если водитель воспользуется традиционным способом и лично обратится в ГИБДД, то стоимость услуги составит:
    350 + 500 + 2 000 = 2 850 рублей

    Если же записаться на регистрацию автомобиля через госуслуги, то можно получить скидку на уплату государственных пошлин:
    245 + 350 + 1 400 = 1995 рублей

    Согласитесь, неплохо. Особенно с учетом того, что при записи через портал государственных услуг водитель избежит очередей в ГИБДД.

    Еще раз подчеркиваю, что я рекомендую получать все возможные услуги через портал госуслуг. Портал требует предварительной регистрации и если Вы до сих пор ее не прошли, то рекомендую прочитать следующую статью:

    Сколько продлится акция по уплате государственных пошлин со скидкой 30%?

    К сожалению, акция по уплате госпошлин со скидкой носит временный характер. Рассмотрим Федеральный закон “О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”:

    3. Положения пункта 4 статьи 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не применяются с 1 января 2023 года.

    Таким образом, скидка 30% действует в течение 6-ти лет:
    с 1 января 2017 года по 1 января 2023 года.

    Примечание. Первоначально скидка должна была действовать в течение 2-х лет, однако 27 ноября 2018 года она была продлена еще на 2 года, а 22 декабря 2020 года – еще на 2.

    Пожалуй, единственный недостаток рассматриваемых сегодня изменений законодательства – это их ограниченный срок действия.

    Тем не менее шести лет вполне достаточно, чтобы успеть зарегистрировать автомобиль или получить водительское удостоверение.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: