Прожиточный минимум 2021 по регионам и социально – демографическим группам

Прожиточный минимум с 1 января 2021 года (таблица по регионам)

Что такое прожиточный минимум

С 1 января 1998 года в качестве стоимостного эквивалента, предназначенного для обоснования величины МРОТ, был установлен прожиточный минимум в целом по РФ, приравненный к стоимости потребительской корзины.

Прожиточный минимумстоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина (статья 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” в ред. Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ).

С 01.01.2021 прожиточный минимум устанавливается ежегодно (а не как ранее – ежеквартально) и на федеральном уровне устанавливается с учетом медианного дохода.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета;

других установленных федеральным законом целей.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

Потребительская корзина

Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

С 1 января 2013 года прожиточный минимум в РФ устанавливается исходя из нового порядка определения потребительской корзины, который установлен Федеральным законом от 03.12.2012 № 233-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Новый порядок заменяет применявшийся ранее нормативный метод определения прожиточного минимума на основе наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, устанавливаемых в натуральных показателях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, установлены в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

Особое мнение автора: по результатам опроса (проводился РГ) почти половина опрошенных тратят на продукты питания от 10 000 до 30 000 рублей в месяц. Треть – от 30 000 до 50 000 рублей. При этом:

в указанную выше корзину входит лишь минимальный набор продуктов;

считаю, что она занижена минимум в 2 раза;

не учитывает такие расходы, как квартплата (расходы на которую у пенсионеров составляют около половины пенсии), расходы на транспорт, мобильную связь, интернет, лекарства и платные мед. услуги;

те пенсионеры, которым насчитали пенсии ниже прожиточного минимума, а таковых в стране около 4 миллионов, получают доплаты именно до его уровня из федерального и региональных бюджетов

Прожиточный минимум в РФ на с 1 января 2021 года

С 2021 года изменятся подходы к установлению уровня прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Исходя из новой модели, величина прожиточного минимума на 2021 год составляет 11 653 рубля , увеличится по сравнению с прогнозируемой среднегодовой величиной за 2020 год на 3,7% и устанавливается ежегодно (Совместное заседание Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам” (информация с официального сайта Президента РФ от 23.12.2020)).

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации:

Прожиточный минимум 2021 по регионам и социально – демографическим группам

Понятие «прожиточный минимум» регламентируется:

  • Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”:

  • внес значительные изменения в законодательство о прожиточном минимуме в РФ.

С учетом этих изменений Федеральный закон № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в РФ” устанавливает:

правовую основу для определения величины прожиточного минимума в РФ и

Читайте также:
Как узаконить перепланировку квартиры: пошаговая инструкция

правовую основу учета величины прожиточного минимума при установлении гражданам РФ:

государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (МРОТ) и

Статья 1 Федерального закона № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в РФ” определяет основные понятия о прожиточном минимуме, используемые в новой редакции этого закона:

  • прожиточный минимум – минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина РФ;

В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ

  • медианный среднедушевой доход – величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины и которая ежегодно исчисляется Росстатом.

Введено Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ

Назначение прожиточного минимума в РФ и в субъектах РФ

Прожиточный минимум в целом по РФ (федеральный прожиточный минимум) предназначается для:

оценки уровня жизни граждан РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ государства;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (федерального МРОТ), а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета;

других установленных федеральным законодательством целей.

Прожиточный минимум в субъектах РФ (региональный прожиточный минимум) предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

обоснования устанавливаемого на региональном уровне минимального размера оплаты труда (регионального МРОТ);

оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ;

других установленных федеральным законом целей.

Порядок установления величины федерального прожиточного минимума

Фактическое значение величины федерального прожиточного минимума изменяется постоянно, на это влияют:

динамика изменения цен на товары потребления и коммунальные услуги,

социально-экономическая и политическая обстановка в стране и многое другое.

До 2021 года расчетный показатель величины федерального прожиточного минимума устанавливался на основании сложных и не совсем понятных экономических расчетов.

Теперь в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ:

величина федерального прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается не ежеквартально (как было до 2021 года), а раз в год до 1 июля текущего года Правительством РФ

с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и

исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а не на основе расчёта стоимости продуктов, включённых в потребительскую корзину.

При таком подходе, когда величина прожиточного минимума устанавливается исходя из медианного среднедушевого дохода, прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан РФ и будет повышаться по мере того, как будут расти доходы населения страны.

При этом с 2021 года величина федерального прожиточного минимума:

будет определяться Правительством РФ ежегодно,

а соотношение величины федерального прожиточного минимума на душу населения (т.е. в целом по РФ) и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год устанавливается в размере 44,2 процента и

будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития страны.

В течение срока действия установленного соотношения (44,2%), т.е. пяти лет:

величина прожиточного минимума на душу населения в целом по стране на очередной год

не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, установленной на текущий год.

Исчисление величины медианного среднедушевого дохода

Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ в статью 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” с 1 января 2021 года введено понятие «медианный среднедушевой доход».

В соответствии с этой статьей, медианный среднедушевой доход:

величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины и

которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ – Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).

Таким образом с 1 января 2021 года прожиточный минимум на федеральном уровне устанавливается с учетом медианного среднедушевого дохода, а минимальный размер оплаты труда – с учетом медианной зарплаты.

При таком подходе к установлению величины прожиточного минимума, как уже отмечалось, он будет зависеть от уровня доходов большинства работающих граждан страны, зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования, и повышаться он будет по мере того, как будут расти официальные доходы населения страны.

Читайте также:
Не работает лифт в доме: куда звонить и кому жаловаться

Для примера в таблице приведены данные Росстата по величинам медианного среднедушевого дохода на душу населения, а также средней и медианной зарплатам по некоторым регионам РФ за 2019 год:

Регион Медианный среднедушевой доход на душу населения,
руб/мес
Средняя зарплата,
руб/мес
Медианная зарплата,
руб/мес
Москва 54 836 74 053,3 55 004,2
Московская обл. 36 315 47 200,8 36 307,8
Санкт-Петербург 35 698 47 169,3 35 581,2
Ленинградская обл. 26 207 32 305,8 26 119,8
Чукотский АО 61 688 83 385,3 62 682,5
Тюменская обл. 23 914 48 334,8 35 047,7
Красноярский край 24 314 31 738,8 24 527,1
Алтайский край 18 937 20 256,1 16 158,8
Ингушетия 13 817 16 614,3 13 838,2
Башкортостан 22 968 30 566,7 22 996,7
Волгоградская обл. 20 046 24 158,5 19 786,3
Ярославская обл. 23 125 28 657,7 23 183,9

Величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по стране

В соответствии со статей 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” основные социально-демографические группы населения:

  • трудоспособное население,
  • пенсионеры,
  • несовершеннолетние дети.

Величина прожиточного минимума по указанным основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год устанавливается:

Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя

из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.

Соотношение величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в целом по РФ:

для трудоспособного населения – 109% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ;

для несовершеннолетних детей – 97% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ;

для пенсионеров – 86% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.

Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения на 2021 год:

Период, на который установлена величина прожиточного минимума Все население В том числе по социально-демографическим группам:
трудоспособное население пенсионеры несовершеннолетние дети
с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. 11 653 12 702 10 022 11 303

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год”

Величина прожиточного минимума в регионах РФ (региональный прожиточный минимум)

Величина прожиточного минимума рассчитывается отдельно по каждому субъекту РФ (региональный прожиточный минимум) и для трех групп населения – трудоспособных, пенсионеров и несовершеннолетних детей в каждом регионе.

Величина регионального прожиточного минимума на душу населения на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом РФ:

с учетом коэффициента региональной дифференциации,

который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным категориям населения в регионе устанавливается:

в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и

по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за II квартал 2020 года.

Величина регионального прожиточного минимума для пенсионеров:

  • используется в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) “О государственной социальной помощи”.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе:

устанавливать величину регионального прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно

с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах РФ.

Ниже в качестве примера приведены последние официально утвержденные данные по величине прожиточного минимума на душу населения в некоторых регионах на 2021 год:

Регион РФ Все население В том числе по социально-демографическим группам:
трудоспособное население пенсионеры несовершеннолетние дети
Российская Федерация 11 653 12 702 10 022 11 303
Москва 18 029 20 589 12 722 15 582
Московская обл. 13 509 14 941 10 103 13 317
Санкт-Петербург 11 685 12 826 9 478 11 391
Ленинградская обл. 11 212 12 151 9 550 10 790
Чукотский АО 22 734 23 383 17 488 23 476
Тюменская обл. 12 046 12 673 12 417 9 601
Красноярский край 13 409 14 186 10 426 14 095
Алтайский край 10 460 11 190 8 960 10 611
Республика Ингушетия 10 571 10 601 8 282 11 015
Республика Башкортостан 10 015 10 641 8 155 10 077
Волгоградская обл. 9 909 10 625 8 034 10 106
Ярославская обл. 10 891 11 910 8 783 11 071

Данные о величине прожиточного пока обычно утверждаются регионами через 3-6 месяцев после завершения квартала. Таким образом, на начало 2021 года известны данные по минимуму за 3 квартал прошлого года.

Прожиточный минимум и минимальная зарплата (МРОТ) в РФ с 2021 года

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) непосредственно связан с величиной прожиточного минимума:

ч. 5 статьи 75 Конституции РФ:

Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

ч. 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ:

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

ч. 5 статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) “О минимальном размере оплаты труда”:

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

В 2021 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) впервые превысил величину прожиточного минимума, составив 12 792 рублей.

Какой будет МРОТ и прожиточный минимум с 1 января 2022 года по регионам России: новые таблицы по всем регионам с новыми размерами с 01.01.2022

С 01.01.2022 МРОТ и прожиточный минимум рассчитывают по новой методике, как соотношение с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом.

Какое будет повышение МРОТ в 2022 году с 1 января в России, как рассчитываются прожиточный минимум и МРОТ по новой методике, какие размеры МРОТ и ПМ по регионам с 01.01.2022 — последние новости в нашей статье.

МРОТ и прожиточный минимум на 2022 год в России

Такой показатель, как минимальный размер заработной платы (сокращенно МРОТ или минималка) имеет значение для регулирования заработка наемных работников, оформляемых по ТК РФ. Это минимум, ниже которого устанавливать оплату труда запрещается (при соблюдении установленных норм выработки, например, 8-часового рабочего дня). Кроме того, МРОТ используется при определении некоторых социальных пособий. Этот показатель связан с прожиточным минимумом (сокращенно ПМ).

В конце 2020 года в законодательство об установлении МРОТ и ПМ были внесены значительные изменения. Теперь ПМ привязан не к потребительской корзине, а к медианному доходу, а МРОТ к медианной заработной плате. Расскажем о размере МРОТ с 1 января 2022 года – какой будет минимальная зарплата в России и ждать ли ее увеличения.

Общие положения о минималке

Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

  • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
  • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
  • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
  • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
  • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
  • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

Какой будет МРОТ с 1 января 2022 года

Пока есть только законопроект о новом показателе МРОТ на 2022 год. Текст размещен на портале проектов нормативно-правовых актов для всеобщего обсуждения и внесения предложений. Кроме текста проекта закона, выложена пояснительная записка к нему, в которой обосновывается размер минималки.

Законопроектом предлагается, что минимальная зарплата с 1 января 2022 года составит 13 617 рублей. Согласно ст. 2 закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

В пояснительной записке сказано следующее:

  • перечисляются актуальные законодательные нормы о МРОТ;
  • объясняется предлагаемый размер МРОТ в сумме 13 617 рублей – это 42% от суммы 32 422 рублей, по данным Росстата именно эта сумма является медианной заработной платной в Российской Федерации за 2020 год;
  • размер предлагаемого МРОТ сравнивается с показателем ПМ на 2022 год. Он уже рассчитан и утвержден Правительством (и составляет 13 026 рублей для трудоспособного населения).

Значение в 13 617 рублей на 825 рублей больше существующего (12 792 рубля), таким образом, произойдет повышение МРОТ на 6,4%. По данным авторов законопроекта корректировка показателя приведет к повышению заработка примерно у 4,7 миллионов работников.

Уровень прожиточного минимума в 2022 году

Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

В соответствии с ним устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

  • на душу населения – 11 950;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 026 рублей;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 277 рублей;
  • для детей – 11 592 рубля.

Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

ПМ в 2022 году повысится:

  • на душу населения – на 297 рублей;
  • для трудоспособных – на 324 рубля;
  • для пенсионеров – на 255 рублей;
  • для детей – на 289 рублей.

Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

Актуальные показатели МРОТ и ПМ с 2022 года

Еще раз, прожиточный минимум и МРОТ с 1 января 2022 года в России:

  • ПМ для трудоспособного населения (этот показатель ПМ считается основным, хотя активно применяются и другие) – 13 026 рублей, это значение уже утверждено Правительством РФ;
  • МРОТ – 13 617 рублей. Это значение пока только предложено в законопроекте о внесении поправок в закон о минималке.

На основании федеральных значений регионы рассчитывают собственные. При этом утверждение ПМ является их обязанностью, а МРОТ – правом.

Для утверждения МРОТ на региональном уровне ТК РФ предусмотрена специальная процедура. Должно быть достигнуто соглашение между тремя сторонами трудовых взаимоотношений – представителями властей, работодателей и работников. У работодателей есть право отказаться от применения местного МРОТ, но только письменно и в течение 30 дней с момента публикации соглашения.

Региональный прожиточный минимум утверждается на основании федерального по специальной методике. Утверждение в регионах ПМ на следующий год должно состояться на позднее 15 сентября текущего года. Публикация соответствующих нормативно-правовых актов обязательна. Региональные показатели также имеют значение для оказания мер соцподдержки.

Как рассчитывается региональный прожиточный минимум по новым правилам
  • для каждого региона установлены коэффициенты относительно общероссийского показателя. Например, прожиточный минимум в Москве равен 1,2 от общероссийского, а в Санкт-Петербурге – 1,09. Самый большой показатель в Чукотском АО – 2,61, а самый маленький – в Липецкой и Тамбовской областях – 0,83;
  • для регионов до 2025 года действует переходный период, когда они могут использовать прежнюю методику расчета, основанную на уровне цен;
  • если рассчитанный по новым правилам прожиточный минимум меньше, чем рассчитанный по прежним, регион вправе установить прожиточный минимум по прежним правилам;
  • регион может установить прожиточный минимум выше, чем требуется (то есть, правила оговаривают его минимальную величину).

Соответственно, право на социальные выплаты (буквально все детские пособия привязаны к прожиточному минимуму), право на социальную доплату к пенсии, и многие другие социальные выплаты будут зависеть от величины прожиточного минимума, утверждаемой органами власти регионов, а не правительством России.

Ниже мы представляет таблицу коэффициентов дифференциации для расчета прожиточного минимума в регионах в 2022 году.

Регионы расположены в порядке от самого высокого значения к самому низкому:

Регион Коэффициент
Чукотский автономный округ 2,61
Камчатский край 1,76
Магаданская область 1,74
Ненецкий автономный округ (НАО) 1,64
Республика Саха (Якутия) 1,51
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) 1,37
Сахалинская область 1,36
Мурманская область 1,32
Еврейская автономная область (ЕАО) 1,25
Хабаровский край 1,22
г. Москва 1,20
Приморский край 1,19
Забайкальский край 1,17
Архангельская область 1,16
Амурская область 1,15
Республика Коми 1,15
Красноярский край 1,11
Республика Карелия 1,11
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра 1,11
г. Санкт-Петербург 1,09
Республика Бурятия 1,09
Кабардино-Балкарская Республика 1,07
Ленинградская область 1,07
Иркутская область 1,06
Калининградская область 1,03
Московская область 1,03
г. Севастополь 1,02
Республика Хакасия 1,02
Вологодская область 1,01
Республика Тыва 1,01
Тульская область 1,00
Тюменская область 1,00
Ярославская область 1,00
Псковская область 0,99
Свердловская область 0,99
Смоленская область 0,99
Новгородская область 0,98
Новосибирская область 0,98
Республика Калмыкия 0,98
Тверская область 0,98
Томская область 0,98
Астраханская область 0,97
Владимирская область 0,97
Республика Крым 0,97
Калужская область 0,96
Краснодарский край 0,96
Чеченская Республика 0,96
Республика Алтай 0,95
Ивановская область 0,94
Карачаево-Черкесская Республика 0,94
Курганская область 0,94
Нижегородская область 0,94
Республика Ингушетия 0,94
Ростовская область 0,94
Самарская область 0,94
Орловская область 0,93
Брянская область 0,92
Костромская область 0,92
Пермский край 0,92
Челябинская область 0,92
Кемеровская область 0,91
Республика Дагестан 0,91
Республика Северная Осетия — Алания 0,90
Ставропольский край 0,90
Алтайский край 0,89
Кировская область 0,89
Республика Башкортостан 0,89
Рязанская область 0,89
Удмуртская Республика 0,89
Ульяновская область 0,89
Воронежская область 0,88
Республика Марий Эл 0,88
Курская область 0,87
Омская область 0,87
Оренбургская область 0,87
Чувашская Республика — Чувашия 0,87
Волгоградская область 0,86
Республика Адыгея 0,86
Республика Мордовия 0,85
Республика Татарстан 0,85
Белгородская область 0,84
Пензенская область 0,84
Саратовская область 0,84
Липецкая область 0,83
Тамбовская область 0,83

Минимум в регионе определяется путем умножения коэффициента субъекта на федеральный прожиточный минимум.

Напоминаем размеры федерального прожиточного минимума:

  • на душу населения – 11 950 рублей.
  • для трудоспособного населения – 13 026 рублей.
  • для детей – 11 592 рубля.
  • для пенсионеров – 10 277 рублей.
Таблица: МРОТ по всем регионам с 1 января 2022 года

Проверяйте значение МРОТ в своем регионе, оно может оказаться больше федеральной суммы 13 617 рублей.

Возможны две причины:

  • В регионе действует трехстороннее соглашение с более высоким значением МРОТ,
  • В регионе есть районные коэффициенты, они увеличивают федеральную минималку.

Местные чиновники могут заключать новые трехсторонние соглашения с повышенным уровнем зарплат. От участия в соглашении можно отказаться, для этого направьте мотивированный отказ в местный орган по труду и занятости.

Прожиточный минимум в 2021 году с 1 января в России

В российском законодательстве закреплены меры социальной поддержки для населения, нуждающегося в государственной помощи. Для выявления признака нуждаемости применяется прожиточный минимум, который с 1 января 2021 года в очередной раз увеличен.

Что такое прожиточный минимум?

Понятие прожиточного минимума (ПМ) дано в Федеральном законе от 24.10.1997 № 134-ФЗ (далее – Закон). Это размер потребительской корзины, переведенной в стоимостную величину, включая также все необходимые сборы и платежи обязательного характера.

Потребности разных возрастных категорий людей существенно различаются. Потому прожиточный минимум рассчитывается для следующих групп населения:

  • для несовершеннолетних граждан (дети от рождения до 15 лет);
  • населения трудоспособного возраста (начиная с 16 лет и до возраста, дающего право установить страховую пенсию по старости);
  • лиц пенсионного возраста (для женщин – с 60 лет, для мужчин – с 65 лет).

Также исчисляется усредненный показатель прожиточного минимума на одного человека (среднедушевой).

Как устанавливается прожиточный минимум в России?

Порядок определения уровня ПМ по всем категориям населения закреплен в ст. 4 Закона. Его размер устанавливается на региональном и федеральном уровне с учетом следующих норм:

  1. Ежеквартально, исходя из текущих сведений о стоимости потребительской корзины и статистических наблюдений соответствующих органов.
  2. В целом по России закрепляется нормативным актом Правительства РФ, по регионам – соответствующим региональным законом.
  3. Порядок определения ПМ по стране установлен Правительством РФ, по субъектам – в законодательном акте каждого субъекта.
  4. Отдельно исчисляется ПМ пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ и устанавливается на один финансовый год. В целях планирования показатель на следующий год формируется не позднее 15 сентября предыдущего года.
  5. Прожиточный минимум пенсионера является основным показателем для исчисления федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии.

Важно, что при определении регионального значения прожиточного минимума, учитываются территориальные особенности. Например, климатические показатели, оказывающие влияние на такие затраты, как необходимость приобретения теплой одежды и обуви, продолжительность отопительного периода и т.д.

Как рассчитать прожиточный минимум?

Большинство мер государственной поддержки производятся в отношении нуждающихся слоев населения. Принцип нуждаемости определяется, исходя из прожиточного минимума, приходящегося на каждого члена семьи. При этом учитываются следующие особенности:

  • для каждой социально-демографической группы установлен свой прожиточный минимум, потому первоначально следует разделить семью по таким группам и определить количество человек по каждой из них;
  • величины ПМ определяются по региональной или федеральной таблице в зависимости от применяемого для семьи уровня социальной поддержки.

Средняя величина прожиточного минимума для семьи исчисляется по следующей формуле:

(ПМ1 × N1 + ПМ2 × N2 + ПМ3 × N3) / (N1 + N2 + N3), где

  • ПМ1, ПМ2, ПМ3 – величины прожиточного минимума для каждой группы населения, к которым относятся члены семьи;
  • N1, N2, N3 – количество человек в каждой из групп населения.

Для примера возьмем семью, проживающую совместно в следующем составе: мать и отец в трудоспособном возрасте, двое детей до 15 лет и бабушка-пенсионерка. Вычислим ПМ, приходящийся на каждого члена семьи в среднем, чтобы понять, сможем ли мы отнести семью к малоимущей для предоставления, например, льготы по оплате ЖКХ.

На примере ПМ, установленного в Пермском крае на 2021 год, применим следующие значения:

  • для трудоспособных граждан – 11338 руб.,
  • для пенсионеров – 8703 руб.,
  • для детей – 10703 руб.

Соответственно, на каждого члена указанной семьи ПМ составит:

(11338 × 2 + 10703 × 2 + 8703 × 1) / 5 = 10557 рублей.

Этот показатель сравнивается со среднедушевым значением по региону (в нашем примере – 10556 руб.) и делается вывод, относится ли семья к нуждающимся.

Прожиточный минимум пенсионера учитывается при установлении и выплате пенсии. Если для назначения пенсии по заданным параметрам у гражданина сформировалась сумма менее ПМ, ему будет произведена федеральная социальная доплата.

Размер доплаты является разницей между ПМ пенсионера, установленного на дату расчета, и начисленной пенсией. Таким образом, пенсионное пособие доводится до прожиточного уровня – минимума, необходимого для питания, приобретения вещей первой необходимости и оплаты минимального комплекса услуг (ЖКХ, парикмахера и т.д.).

Пособия по инвалидности: индексация в 2021 году

Сколько платят пособие по инвалидности:

  • инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 13 454,64 руб.;
  • I группы и инвалидам с детства II группы — 11 212,36 руб.;
  • II группы (кроме льготников с детства) — 5 606,15 руб.;
  • III группы — 4 765,27 руб.

ЕДВ инвалидам вырастет с 1 февраля 2021 года

Минтруд России опубликовал проект постановления правительства об очередной ежегодной индексации социальных выплат, пособий и компенсаций на 4,9% с 01.02.2021. В тексте документа указано:

Установить коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных перечнем, в размере 1,049 с 01.02.2021. Коэффициент индексации определен, исходя из сложившегося за 2020 год индекса потребительских цен, равного 104,9%.

В числе прочих федеральных пособий запланирована индексация ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам. С 01.02.2021 размер ежемесячной денежной выплаты дополнительно к пенсии составит:

  • для инвалидов войны — 5 837 руб. (сейчас 5 565 руб.);
  • для инвалидов I группы — 4 087 руб. (сейчас 3 897 руб.);
  • для инвалидов II группы и детей-инвалидов — 2 919 руб. (сейчас 2 783 руб.);
  • для инвалидов III группы — 2 337 руб. (сейчас 2 228 руб.).

Прибавку получат кроме инвалидов ветераны, Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, беременные жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Индексацию проведут на уровень инфляции за прошлый год.

Чем регламентируется выплата пособия

Государственные пособия по инвалидности в 2021 году — это гарантированные выплаты, направленные на поддержку граждан, имеющих ограничения по здоровью. Денежные средства направляются не только на компенсацию стоимости лечения и медикаментов, но и на возмещение утраты заработка, т.к. лица с инвалидностью не в силах трудиться наравне со здоровым населением.

Выплаты инвалидам в 2021 году — это три вида пенсии:

Госпособие назначается в отношении отдельных категорий военнослужащих, космонавтов, ликвидаторов АЧС и участников Великой Отечественной войны.

Порядок назначения установлен федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 (ред. от 01.10.2019)

Соцпенсия устанавливается в пользу лиц с ограничениями по здоровью при условии, что у получателя отсутствует страховой стаж для назначения страховой пенсии либо при наступлении отдельных оснований.

Условия, на которых можно получить социальное пособие по инвалидности, закреплены в ст. 8, 9, 11 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 (ред. от 01.10.2019)

Такой вид пенсионных выплат назначается инвалидам, которые имеют страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.

Кто вправе получить пособие по инвалидности

Получателями таких пенсий являются лица, в отношении которых имеется официальное заключение медико-социальной экспертизы об ограничении по здоровью с присвоением конкретной группы или категории.

Получателями в зависимости от вида выплат являются:

Граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы, независимо:

Совершеннолетние дееспособные граждане получают госпенсии самостоятельно. Если же получателем является ребенок-инвалид, то выплату оформляют родители или опекуны. Выплаты в отношении недееспособных совершеннолетних инвалидов получают лица, которые оформили опеку над больными.

Как и где оформляют пособие

Следующий вопрос, кто выплачивает пособие по инвалидности: полномочия по назначению страховых и социальных пенсий в отношении лиц с ограничениями по здоровью возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Инструкция, как оформить пособие по инвалидности, включает три шага:

  1. Подготовьте документы, подтверждающие право получателя на государственные пособия и пенсии.
  2. Предоставьте полный пакет документов в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.
  3. Дождитесь решения фонда о назначении выплат либо об отказе.

Перечень документов

Что потребуется инвалиду для получения выплат:

Банковские реквизиты расчетного счета, на который ПФР станет производить выплаты (при условии, что заявитель выбрал этот способ получения пенсии)

Заключение МСЭ о присвоении конкретной группы или категории инвалидности не требуется для получения выплат. Эти сведения поступают в ПФР в специальном порядке. Но заявитель вправе представить копию заключения или справки об инвалидности вместе с другими документами

Полный пакет документов подайте в территориальное отделение ПФР. Иные государственные ведомства и службы не уполномочены в назначении пенсий по инвалидности. Передать документы в ПФР допускается несколькими способами. Выберите, как и куда подать документы на пособие по инвалидности, из четырех возможных вариантов:

  • лично, записавшись на прием по телефону или через портал «Госуслуги»;
  • по почте, направив документы заказным письмом с описью вложений;
  • обратившись в МФЦ (если ПФР заключил допсоглашение с МФЦ);
  • через ЕСИА «Госуслуги» или личный кабинет ПФР.

При подаче электронной заявки потребуется подтвержденная учетная запись физического лица.

Размеры пособий в 2021 году

Государственная и страховая пенсии по инвалидности исчисляются в особом порядке. Сумма выплаты зависит от страхового стажа, группы ограничения здоровья, наличия иждивенцев и суммы уплаченных страховых взносов либо от величины денежного содержания льготника. Социальная пенсия имеет фиксированное значение. Последний раз выплаты проиндексированы в апреле 2020 года.

I группа

Первая группа инвалидности предусматривает самые значительные ограничения по здоровью человека. Лицо с такими заболеваниями не в силах самостоятельно заботиться о себе и финансово себя обеспечивать. Размер пенсии для данной категории наиболее высок: какое пособие получает инвалид 1 группы в 2021 году — выплата составляет 11 212,36 руб. Размер социальной доплаты определен без учета территориальных (районных) коэффициентов. Если в регионе действует надбавка, то пособие платят с учетом нее.

II группа

Вторая группа инвалидности присваивается лицам, которые ограничены по здоровью значительно, но все же в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Такие граждане в силах трудиться, но только при наличии специальных вспомогательных приспособлений, оборудования или инструментов. На какие деньги вправе рассчитывать льготники, какое пособие положено инвалидам 2 группы? На 2021 год выплата составляет 5 606,15 руб. Размер социальной пенсии повышается на величину районного коэффициента при его наличии.

III группа

Третья группа инвалидности — это рабочая группа. Ограничения по здоровью для данной категории льготников минимальны. Граждане с III группой в силах самостоятельно себя обслуживать и трудиться на общих условиях. Есть ли пособия работающим инвалидам — да, есть. Пенсия по инвалидности назначается не только в отношении неработающих граждан, но и в отношении трудоустроенных лиц. Для рабочей группы установлена наименьшая сумма. В каком размере, какое пособие получает инвалид 3 группы — 4 765,27 руб. Госвыплата назначается с учетом районных коэффициентов, действующих в регионе проживания льготника.

Дети-инвалиды

В отношении несовершеннолетних россиян с ограничениями по здоровью устанавливаются повышенные размеры социальных пенсий. Размер выплаты зависит от категории получателя.

С 01.04.2020 суммы социальных пенсий следующие:

  • инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 13 454,64 руб.;
  • инвалидам с детства II группы — 11 212,36 руб.

Размер пособия пересчитывается с учетом территориальных коэффициентов, действующих в регионе проживания несовершеннолетних лиц с ограничениями по здоровью.

Сколько времени платят пособие по инвалидности

Период назначения пособия ограничен сроком действия заключения МСЭ. То есть пенсию будут выплачивать до наступления срока очередного освидетельствования инвалида.

Если инвалид прошел переосвидетельствование, то ему продолжают начислять пенсию в размере, соответствующем вновь установленной группе. Если очередное освидетельствование не пройдено, то выплату пособия прекратят.

Таблица размеров ЕДВ отдельным категориям граждан Российской Федерации с 1.02.2021

Код категории Наименование кода категории ЕДВ с 01.02.2021, размер индексации 1,049
с учетом НСУ без учета НСУ
1 010 Инвалиды войны 5 838,02 4 626,36
2 011 Участники ВОВ, ставшие инвалидами 5 838,02 4 626,36
3 012 Военнослуж.и лица рядового и нач.состава,ставшие инвалидами при исполнении 5 838,02 4 626,36
4 020 Участники ВОВ 4 378,49 3 166,84
5 030 Ветераны боевых действий 3 212,04 2 000,38
6 040 Военнослужащие с 22.06.41 по 03.09.45 не вход.в состав действ.армии 1 752,52 540,86
7 050 Лица,награжденные знаком “Житель блокадного Ленинграда” 3 212,04 2 000,38
8 060 Члены семей погибших (умерших) ИВОВ и УВОВ и ветеранов БД 1 752,52 540,86
9 061 Члены семей погибших в ВОВ из групп самозащиты и противовозд.обороны 1 752,52 540,86
10 062 Члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей 1 752,52 540,86
11 063 Члены семей военнослужащих, погибших в плену 1 752,52 540,86
12 064 Родители и жены погибших военнослуж., приравн. к участникам ВОВ 4 378,49 3 166,84
13 120 Лица,работавшие в период ВОВ 1 752,52 540,86
14 081 Инвалиды ( III группа) 2 336,70 1 125,04
15 082 Инвалиды ( II группа) 2 919,02 1 707,36
16 083 Инвалиды ( I группа) 4 087,36 2 875,70
17 084 Дети-инвалиды 2 919,02 1 707,36
18 091 Граждане,перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС 2 336,70 1 125,04
19 092 Граждане-инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС 2 919,02 1 707,36
20 093 Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-87 гг. 2 919,02 1 707,36
21 094 Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 гг. 2 336,70 1 125,04
22 095 Граждане прожив.(работ.) на терр.зоны прожив.с правом на отселение 584,17 584,17
23 096 Граждане прожив.(работ.) на терр.зоны прожив.с льготн.соц-эк.статусом 584,17 584,17
24 097 Граждане прожив.(работ.) в зоне отселения до их переселен.в др. р-ны 584,17 584,17
25 098 Граждане, эвакуированные (в т.ч.выех.добр.) в 1986 г.из зоны отчужден. 2 336,70 1 125,04
26 099 Дети (подр.) до 18 лет, дети 1 и 2 поколений,проживающие в зоне 1 459,52 247,86
27 100 Дети (подр.) до 18 лет, постоян.прожив.в зоне с льготн.соц-эк.статусом 877,22 877,22
28 101 Дети (подр.)-инвалиды,страд. болезнями вследствие аварии на ЧАЭС 2 919,02 1 707,36
29 102 Дети (подр.),страдающие болезнями вследствие аварии на ЧАЭС 2 336,70 1 125,04
30 142 Граждане-инвалиды,получившие проф.заболевания.связан.с луч.воздейст. 2 919,02 1 707,36
31 141 Граждане,получ.проф.заболевания связанные с лучевым воздейст. 2 336,70 1 125,04
32 111 Граждане,получ.суммарную эффект.дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) 2 336,70 1 125,04
33 112 Граждане, получившие суммарную эффект.дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр) 731,63 731,63
34 113 Дети до 18 лет 1,2 поколения ,получ.эффект. дозу облучения свыше 5 сЗв 731,63 731,63
35 121 Граждане,получившие лучевую болезнь вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г. 2 336,70 1 125,04
36 122 Граждане, ставшие инвалидами вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г. 2 919,02 1 707,36
37 123 Граждане, направл.на ликвид.последствий аварии на ПО Маяк 1957-58 гг. 2 919,02 1 707,36
38 124 Граждане, направл.на ликвид.последствий аварии на ПО Маяк 1959-61 гг. 2 336,70 1 125,04
39 125 Граждане, прожив.в насел.пунктах,где доза облуч.свыше 1 мЗв (0,1 бэр) 584,17 584,17
40 128 Граждане, эвакуир,пересел, добровольно выехавшие из зоны загр.Маяк и Теча 2 336,70 1 125,04
41 129 Дети 1,2 поколен, страдающие забол.вследствие воздействия радиации на родит. 1 459,52 247,86
42 131 Граждане, не имеющие инвалидности из подразделений особого риска 2 919,02 1 707,36
43 132 Граждане-инвалиды из подразделений особого риска 2 919,02 1 707,36
44 140 Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,гетто – инвалиды 5 838,02 4 626,36
45 150 Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,гетто 4 378,49 3 166,84
46 Герои СССР,РФ,полные Кавалеры и члены их семей c 01.01.2006г. 68 834,86
47 Герои Социалистического труда, полные Кавалеры с 01.07.2006г. 50 755,55

Общая стоимость набора социальных услуг составляет – 1211,66 руб. в том числе:

1. обеспечение по рецептам врача бесплатными лекарствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей – инвалидов стоимостью – 933,25 руб.;

2. представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний стоимостью – 144,37 руб.;

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно стоимостью – 134,04 руб.

ЕДВ по инвалидности в 2021 году

Инвалиды 1, 2, 3 групп, а также дети-инвалиды относятся к федеральным льготникам и имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Размер ЕДВ по инвалидности зависит от установленной группы, а также от решения льготника относительно набора социальных услуг (НСУ), стоимость которого включается в состав ежемесячной выплаты.

  • Если пенсионер отказался от получения НСУ, он будет получать полную сумму ежемесячной денежной выплаты в зависимости от установленной группы инвалидности.
  • Если НСУ полностью или частично предоставляется в натуральной форме, стоимость оказываемых услуг вычитается из ежемесячной выплаты.

Определить, какая сумма выплаты будет назначена в каждом конкретном случае, можно с помощью размещенной далее в статье таблицы размеров ЕДВ инвалидам в 2021 году.

Ежегодно с 1 февраля индексируют размеры социальных выплат Пенсионного фонда, и в том числе ЕДВ и НСУ, выплачиваемые федеральным льготникам. Это касается и получателей пенсии по инвалидности, которым тоже назначаются ежемесячные денежные выплаты и набор социальных услуг.

Так с 1 февраля 2021 г. суммы ЕДВ и НСУ инвалидам 1, 2 и 3 группы, а также детям-инвалидам увеличили на 4,9%. Такое повышение соответствует фактической инфляции по итогам 2020 года по данным Росстата.

Повышение ЕДВ инвалидам в 2021 году

Индексацию социальных выплат ПФР проводят ежегодно с 1 февраля в соответствии с уровнем роста цен в прошедшем году. Размер ЕДВ пенсионерам, получающим пенсии по инвалидности 1, 2 и 3 группы, и детям-инвалидам, тоже увеличивают с 1 февраля. Так сумма ЕДВ в 2021 г. увеличилась на 4,9%, что соответствует фактическому уровню инфляции за 2020 год.

С учетом индексации на 4,9% величина ЕДВ по инвалидности выросла:

  • на 190,93 рублей для 1 группы (ежемесячная выплата составляет 4087,36 руб.);
  • на 136,35 рублей для 2 группы и детей-инвалидов (то есть выплачивается 2919,02 руб.);
  • на 109,15 рублей для 3 группы (сумма ежемесячной выплаты составляет 2336,70 руб.).

Изменение величин ежемесячных выплат по инвалидности в зависимости от установленной группы представлены далее в инфографике:

Инфографика: повышение ЕДВ инвалидам в 2021 году

Указанные размеры ЕДВ для инвалидов в 2021 г. определены для того случая, когда пенсионер отказался от получения услуг НСУ и получает вместо них денежную компенсацию. Если гражданин пользуется какими-либо льготами, предусмотренными НСУ, то их стоимость вычитается из ежемесячной выплаты, а значит выплачиваемая сумма будет меньше (размеры выплат представлены далее в подробной таблице).

Размер НСУ в 2021 году

Инвалидам 1, 2 и 3 групп, детям-инвалидам предоставляется набор социальных услуг НСУ. С 1 февраля 2021 года стоимость НСУ была проиндексирована на 4,9% и увеличилась с 1155,06 до 1211,65 руб.

В состав НСУ входят услуги, предусмотренные частью 1 ст. 6.2 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Если какой-либо вид социальной помощи предоставляется гражданину в натуральном виде (в виде оказанной услуги), то ЕДВ по инвалидности будет уменьшена на стоимость этой услуги, а именно:

  • на 134,03 руб. — если гражданин пользуется правом на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте;
  • на 933,25 руб. — за предоставление ему бесплатных лекарственных препаратов и медицинский изделий;
  • на 144,37 руб. — за предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (если на это имеются показания).

Если пенсионер выбрал получение в натуральной форме полного набора НСУ, сумма ежемесячной выплаты для него будет определяться в соответствии с таблицей ниже:

Группа инвалидности Размер ЕДВ с учетом получения НСУ в натуральном виде (в руб.)
до 31.01.2021 с 01.02.2021
I гр. 2741,37 2875,71
II гр. 1627,61 1707,37
III гр. 1072,49 1125,05
Дети-инвалиды 1627,61 1707,37

Размер ЕДВ по инвалидности (инвалидам 1, 2 и 3 группы, детям-инвалидам)

Сумма ЕДВ инвалидам определяется в зависимости от установленной группы инвалидности и формы предоставления НСУ. В таблице далее представлены суммы ЕДВ в 2021 году с учетом двух этих факторов как после проведения индексации 1 февраля 2021 г.:

Какие из услуг НСУ получает пенсионер Сумма ЕДВ в рублях
для 1 гр. для 2 гр. для 3 гр. детям-инвалидам
Лекарства, путевка в санаторий и проезд на ж/д транспорте (полный набор НСУ) 2875,71 1707,37 1125,05 1707,37
Лекарства 3154,11 1985,77 1403,45 1985,77
Лекарства и путевка в санаторий 3009,74 1841,40 1259,08 1841,40
Лекарства и бесплатный проезд на ж/д транспорте 3020,08 1851,74 1269,42 1851,74
Путевка в санаторий и проезд на ж/д транспорте 3808,96 2640,62 2058,30 2640,62
Путевка в санаторий 3942,99 2774,65 2192,33 2774,65
Проезд на ж/д транспорте 3953,33 2784,99 2202,67 2784,99
Отказался от набора соц. услуг и получает денежную компенсацию 4087,36 2919,02 2336,70 2919,02

Для изменения порядка предоставления НСУ (полного или частичного отказа от получения соц. помощи в натуральном виде) необходимо обратиться в ПФР для подачи заявления. Принять решение о порядке получения НСУ можно в срок до 1 октября, причем формат предоставления услуги будет изменен с 1 января следующего года.

  • Например, для изменения порядка предоставления НСУ в 2022 году, необходимо обратиться с заявлением в ПФР в срок до 1 октября 2021 г.
  • Если до указанной даты гражданин не подает заявление в ПФР, то в 2022 году порядок предоставления социальной помощи будет такой же, как и в 2021 г. Изменить условия получения соц. услуг можно будет только на 2023 год (срок подачи заявления в этом случае будет до 01.10.2022 г.).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: