Социальная норма потребления электроэнергии себя не оправдывает

Переплаты на местах. Итоги эксперимента по внедрению социальной нормы на электричество оказались противоречивы

Подводя итоги эксперимента по внедрению социальной нормы на электричество в ряде регионов, глава правительства Дмитрий Медведев признал, что не везде удалось добиться того, чего хотелось. В итоге было решено отказаться от тотального перехода к социальной норме этим летом. Регионы должны сами решить, как и когда это произойдет.

В четверг правительство обсудило результаты пилотного проекта введения социальных норм потребления электричества. В рамках эксперимента уже пять месяцев в семи регионах России действует социальная норма. Это Забайкальский край, Красноярский край, Самарская, Владимирская, Ростовская, Нижегородская и Орловская области.

«В некоторых регионах не удалось добиться снижения стоимости на электроэнергию благодаря введению соцнормы»

Напомним, что в пределах нормы потребления устанавливается более низкий тариф на электроэнергию. Например, в Красноярском крае социальная норма составляет 110 кВт/ч для одиноко проживающих. Если за месяц жилец потребил 150 кВт/ч, значит, за 110 кВт/ч он заплатит по более низкому тарифу в рамках соцнормы, а за оставшиеся 40 кВт/ч – по более высокому тарифу, потому что это уже превышение социальной нормы. Разница между первым и вторым тарифами должна быть более 30%.

По логике федеральных властей, тех, кто будет платить сверх нормы, в регионе должно быть не более 30% от общего населения. Потому что остальные 70% населения должны укладываться в социальную норму.

Базовая величина соцнормы рассчитывается каждым регионом самостоятельно – по статистике потребления 10 тыс. одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами (прописано в постановлении правительства № 614 от июля 2013 года). Для семей постановлением установлены надбавки: на второго проживающего – 50 кВт/ч, на третьего, четвертого и пятого – по 20 кВт/ч на каждого. Эти надбавки определены путем экспертного анализа статистики потребления по разным регионам.

Информация о годовом потреблении электроэнергии представляется крупным поставщиком электроэнергии, который должен обслуживать более 50% потребителей региона. Чтобы избежать обогащения энергетиков за счет введения социальной нормы, постановлением правительства было введено условие, что тарифы должны пересматриваться таким образом, чтобы выручка энергокомпаний была равна той валовой выручке, которая была до введения социальной нормы.

Еще один момент – правительство установило, что соцнорма не может быть выше 150 кВт/ч на человека в месяц. Например, как рассказывали газете ВЗГЛЯД в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по расчетам Самарагорэнергосбыта (местный крупный поставщик электроэнергии), базовая величина социальной нормы потребления электрической энергии должна составлять 178 кВт/ч на человека в месяц. Но в итоге регион должен был установить соцнорму в 150 кВт/ч. Этот факт может говорить о том, что в регионе живут довольно обеспеченные россияне, привыкшие пользоваться большим количеством электроприборов или, возможно, редко выключающие свет, когда выходят из комнаты.

В Орловской и Ростовской областях соцнорма установлена по новой методике. В остальных регионах она рассчитана и применяется с 2005 года с учетом ранее принятой на региональном уровне методологии по инициативе местных властей.

Снизить плату за ЖКХ

Оценить решение задачи снижения платы оказалось не так-то легко. Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис на днях признал этот эксперимент удавшимся, так как энергопотребление большей части семей не выходит за рамки соцнормы. По его данным,в регионах, где проводился эксперимент, в рамки установленных норм попали от 70% до 90% семей.

По его словам, эти семьи оплачивают электричество по специальному тарифу, экономя таким образом примерно 3% от суммы оплаты. Экономия, правда, скромная: «Цифры небольшие – 10–90 рублей в месяц, но сам по себе факт позитивный», – отметил глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков.

Те же семьи, которые не умещают потребление электричества в социальные нормы, по его словам, переплачивают в среднем 4%, что тоже не кажется крупной потерей, когда речь идет о счете в почти две тысячи рублей и переплате в размере порядка 80 рублей.

Однако Дмитрий Медведев признал на совещании, что «пилотный проект был реализован, но с разными результатами». В частности, по его словам, в некоторых регионах не удалось добиться снижения стоимости электроэнергии благодаря введению соцнормы.

При этом в качестве положительного примера Медведев привел Ростовскую область, где в рамках социальной нормы для некоторых потребителей удалось снизить стоимость 1 кВт/ч электроэнергии. Однако на практике не во всех городах этой области эксперимент прошел гладко. В Таганроге обнаружили, что установленная базовая соцнорма потребления электроэнергии в 96 кВт/ч привела к тому, что 81% потребителей не входят в пределы социальной нормы, а значит, таганрожцы переплачивают за ЖКУ (а центр постановил, чтобы 70% населения укладывались в соцнорму). Об этом заявила городская дума, депутаты которой официально обратились в заксобрание Ростовской области с требованием увеличить базовую соцнорму с 96 до 150 кВт/ч.

В региональной службе по тарифам Ростовской области в четверг сообщили, что решили увеличить не базовую соцнорму, а порог соцнормы для второго и последующего членов семьи, а также для многодетных семей. Соцнорма на второго члена семьи увеличится с 50 до 60 кВт/ч, на третьего и последующих – с 20 до 40 кВт/ч. Легко подсчитать, что для семьи из четырех человек, проживающих в одной квартире, соцнорма составит 236 кВт/ч вместо 186 кВт/ч, что вполне вписывается в расчеты экспертов при «традиционном» наборе электроприборов при практичном их использовании.

Читайте также:
Как сделать перерасчет за отопление?

Кроме того, ОНФ, проанализировав итоги реализации эксперимента по переходу к соцнорме, выступил против роста тарифов на свет в рамках сверхнормы (то есть речь идет не о льготных тарифах для соцнормы). Предполагается, что власти будут сдерживать рост тарифов в рамках социальной нормы, а вот тарифы сверхнормы должны расти быстрей.

«Есть риск, что для чуть более обеспеченных людей тарифы начнут взлетать. И это была бы абсолютно политическая ошибка», – заявил на прошлой неделе член центрального штаба ОНФ Валерий Фадеев. По его словам, «этого допустить нельзя, потому что российские граждане и так уже много платят за электричество» (в частности, в Москве тарифы выше, чем в большинстве стран).

Впрочем, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень предупредил регионы, что тарифы для сверхнормы не стоит увеличивать более чем на 40%.

Перекрестное субсидирование

«Фактически граждане недоплачивают по 2 рубля с кВт/ч. За них доплачивают промышленность и бизнес, существенно снижая свою конкурентоспособность», – говорил газете ВЗГЛЯД осенью руководитель РСТ Нижегородской области Сергей Протасов.

В регионах, которые участвовали в эксперименте с соцнормой, перекрестное субсидирование сократилось почти на 3 млрд рублей, заявил глава кабмина. «Это выгода от появления социальной нормы, и эти выгоды должны быть прочувствованы представителями малого и среднего бизнеса», – сказал Дмитрий Медведев.

«В Таганроге 81% потребителей не входят в пределы социальной нормы, а значит, таганрожцы переплачивают за ЖКУ»

Однако неясно, произошел ли эффект в обратную сторону: если расходы промышленности на электроэнергию уменьшились на 3 млрд рублей, то их продукция для потребителей должна подешеветь.

Что решили

Введения социальной нормы с июля 2014 года, как это ожидалось в случае успешного эксперимента, судя по всему, не произойдет, по крайней мере по всей России. Премьер заявил, что «делать это надо будет в определенной временной перспективе, о которой надо договориться, после чего каждый регион будет по своему графику социальную норму вводить».

От тотального введения соцнормы решили отказаться. «Обязаловки» и тотального введения нам сейчас допускать нельзя, потому что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить», – пояснил Медведев. «У нас просто такая страна, что все будет очень «пестрым», – заметил он.

«Если бы речь шла о введении нормы в центральной части России, то можно было бы на это пойти (на обязательное введение) одномоментно, но с учетом того, что страна очень разная, регионы разные – по экономическому потенциалу, по состоянию жилищного фонда, по платежеспособности населения, – нам лучше делать это разноскоростным путем, на основе решений руководства территорий», – подчеркнул глава кабмина.

Кроме того, премьер-министр также поддержал предложение партии отказаться от введения социальной нормы на водопотребление в России, сообщил руководитель проекта «Управдом» партии «Единая Россия», депутат Госдумы Павел Качкаев. Ранее ожидалось, что соцнорма будет установлена не только на электропотребление, но и на воду. Одновременно с этим Медведев предложил сделать исключения для социально незащищенных групп граждан и освободить их от обязанности ориентироваться на соцнормы энергопотребления. «Речь идет о многодетных семьях, инвалидах, о сельских жителях, одиноких пенсионерах, о жильцах аварийных и ветхих домов», – сказал Медведев.

Можно ли уложиться в соцнорму

Как посчитали эксперты НП ГП и ЭСК, один жилец в квартире потребляет в месяц в среднем 118,4 кВт/ч (или 83,4 кВт/ч без электроплиты).

В этом случае жилец «традиционно» использует освещение, холодильник эконом-класса, стиральную машину-автомат на 6 кг белья, телевизор, электроплиту, микроволновую печь, один компьютер с монитором 22 дюйма, электрочайник на один литр, утюг, пылесос, стационарный телефон с зарядкой трубки, электрические часы-будильник, а также видеокамеру и фотоаппарат (для зарядки). Расчеты проводились с учетом того, что какие-то приборы работают постоянно, а какие-то нет, например, утюгом пользуются один раз в неделю, а чайником – два раза в день.

При таком же наборе электрических приборов семья из четырех человек расходует 214,4 кВт/ч (152,4 кВт/ч без электроплиты). Поэтому за второго, третьего и т. д. проживающего устанавливаются надбавки к базовой соцнорме.

Кстати, по постановлению правительства № 614, если дом оборудован электроплитами, то к соцнорме добавляется до 90 кВт/ч на человека в месяц.

Однако, конечно, если у вас по телевизору в каждой из трех комнат, два холодильника, несколько компьютеров, смартфонов и телефонов, теплые полы зимой, кондиционер летом, джакузи, посудомоечная машина, кухонный комбайн (блендер, фен и т. п.), плюс еще швейная машинка с бортовым компьютером, то ни в какую социальную норму потребления электроэнергии вы не «влезете». Хотите иметь этот комфорт – платите больше. За месяц все это оборудование в дополнение к «традиционному» «накрутит» еще 107 кВт/ч, посчитали эксперты. Логика властей такова, что если хотите использовать больший набор электроприборов, значит, вы более состоятельный гражданин, поэтому способны оплачивать электроэнергию по себестоимости.

Читайте также:
Решение суда о взносах на капремонт: законны они или нет

Жизнь по нормативу: есть ли смысл во введении соцнорм на энергопотребление?

После бурного обсуждения в начале года правительство отложило идею о введении социальной нормы энергопотребления для населения в долгий ящик. Но не исключено, что общий тренд повышения энергоэффективности вновь подтолкнет правительство к попыткам установления подобных нормативов. Рассмотрим плюсы и минусы этой инициативы.

Предпосылки и ограничения. Из очевидных предпосылок внедрения социальной нормы на энергопотребление можно обозначить всеобщий тренд повышения энергоэффективности, пусть даже на уровне индивидуальных потребителей, начало которому было положено еще в период президентства Дмитрия Медведева. Вспомним инициативу по ограничению применения ламп накаливания. В других случаях соцнорма не укладывается в рациональную логику: электроэнергия раньше других коммунальных благ стала оплачиваться по счетчику, и в связи с этим потребители имеют возможность действенно регулировать объем ее потребления, прибегая к экономии при необходимости. В таком случае каждое домохозяйство, руководствуясь величиной располагаемых ресурсов и величиной тарифа, самостоятельно принимает решение о необходимом и достаточном уровне энергопотребления, если не сталкивается с одним или несколькими из возможных ограничений.

Одно из них — дефицит электроэнергии в регионе в связи с недостаточной генерацией или отсутствием таковой. Тогда непрямое квотирование — соцнорма — становится оправданной мерой, как было в Крыму до урегулирования его проблем с энергоснабжением. В этой связи непонятно, почему Крым рассматривают как успешную практику, ведь там шли от обратного. Другим ограничением являются провалы в теплоснабжении, когда домохозяйства вынуждены наращивать потребление электроэнергии для отопления жилища, что может вызывать нехватку электроэнергии в масштабе территории и вынуждать экономить ее. Также к экономии подталкивает нехватка средств на оплату электроэнергии домохозяйствами.

Первые две причины имеют рациональное обоснование, но если так, то акценты в решении проблемы сделаны не на том. Решать их нормированием потребления — наименее продуктивный путь. Третье ограничение отсылает к неочевидным предпосылкам, аргументы в пользу которых сквозят в результатах исследований социального самочувствия населения, проводимых Росстатом: государство фактически расписывается в неспособности улучшить благосостояние населения через рост доходов, следовательно, будет подталкивать к экономии, чтобы обеспечить рост «дельты» — разницы между доходами и расходами домохозяйства — за счет снижения счета за электроэнергию. Поскольку классическая политика жесткой экономии (austerity policy), практикуемая в целом ряде стран Европы и предполагающая сокращение социальных обязательств, имеет ограниченное применение в России (особо нечего сокращать, а отказ от имеющегося грозит утратой социальной стабильности), правительство избрало непрямой сценарий ее реализации. Все необходимые атрибуты имеются: бюджетный дефицит, который у нас отсутствует лишь номинально и во многом благодаря стечению обстоятельств, отсутствие источников внутреннего роста, непопулярность изменений налоговой политики. Вкупе с повышением пенсионного возраста внедрение соцнормы на потребление электроэнергии выстраивается в одну четкую линию.

Экономическая подоплека. Текущий и перспективный рост потребления электроэнергии потребует расширения инвестиций в генерацию, транспортировку и модернизацию энергетического хозяйства. Бюджетная система является одним из ключевых спонсоров развития электроэнергетики, а возможностей профинансировать развитие данной сферы в полной мере нет и не предвидится. В таком случае социальная норма энергопотребления эффективна в краткосрочной перспективе, поскольку позволит отложить рост спроса на более поздние периоды, слегка «загасив» его. Но это лишь отодвигает проблему, но не решает ее.

Для того чтобы сделать окончательные выводы, необходимо обратиться к данным об объемах и себестоимости производства и транспортировки электроэнергии в отдельных регионах, а также о балансах энергопотребления. Еще памятны призывы некоторых регионов на волне ажиотажа криптовалют размещать энергоемкие майнинговые мощности у них, поскольку у них избыток электроэнергии, и они готовы отдавать ее бесплатно. Это дает повод для расследования, особенно если эти эксперименты оплачивает население, которому бесплатную электроэнергию не предлагали ни разу.

Плюсы и минусы. Преимущества внедрения соцнормы кроются лишь в возможности частичной и временной компенсации недостатка электроэнергии в отдельных территориях, которая снимет напряженность и высвободит мощности, например, для промышленных потребителей (как было в Крыму). Также к плюсам можно отнести снижение воздействия на окружающую среду, которое обеспечивается в периоды пиковой нагрузки на энергосети (например, в морозы), в результате чего приходится задействовать резервные мощности, в том числе работающие на мазуте или угле. В остальных случаях надо понимать, что потребитель и так не злоупотребляет электроэнергией, хотя примеров ее нерационального использования по-прежнему много, и все они лежат за пределами жилищ, например, в местах общего пользования (горящие в дневное время фонари или освещение на лестничных клетках при наличии естественного освещения), а также за пределами правового поля (воровство электроэнергии). В «здоровой» экономике потребитель должен сам решать, сколько благ ему потреблять.

Очевидным минусом является то, что введение нормы может сказаться на совокупном объеме потребления. В результате придется либо сокращать генерацию, что повлечет рост удельных постоянных издержек и увеличение себестоимости, либо налаживать сбыт излишков на сторону, что может потребовать инвестиций в сетевое хозяйство.

Зарубежный опыт. Ситуация в России вряд ли сопоставима с международным опытом, поскольку те же европейские страны внедряют механизмы экономии и нормирования энергопотребления для сокращения зависимости от импорта энергоносителей на фоне возобновившегося роста цен на нефть. Иными словами, они имеют объективные причины экономить, поддержанные экологическими и другими воззрениями, а также стимулируемые проводимой политикой жесткой экономии.

Читайте также:
Россиян ожидает рекордное повышение тарифов ЖКХ в 2021 году

Что скажет население. Важно отметить, как могут воспринять такую инициативу потребители. Вероятно, это будет зависеть от пределов нормы и величины тарифа на потребление сверх нормы. Если разница в цене будет кратной, то большинство населения вряд ли поддержит подобный косвенный налог, поскольку распространено представление, отчасти обоснованное, о неэффективности расходов в сфере электроэнергетики. Оплачивать из своего кармана провалы чьей-то финансовой политики или коррупцию наверняка никто захочет. Кроме того, возрастет спрос на услуги по скручиванию счетчиков и их предложение, а также простое воровство энергии. И это вряд ли будет ли компенсировано введением соцнормы. Возможно, проведение правительством разъяснительных работ смягчит эффект, но пока нельзя сказать наверняка.

Автор: Владимир Колмаков, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова

Мифы о соцнорме потребления электроэнергии

Социальная норма потребления электроэнергии была введена постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614. Эксперты НП ГП и ЭСК прокомментировали наиболее распространенные заблуждения о соцнорме.

Миф № 1: Социальная норма нужна, чтобы замаскировать рост тарифов.Основная часть нагрузки по оплате электроэнергии сверх соцнормы ляжет на средний класс, а коснется всех без исключения.

Социальная норма нужна, чтобы гарантировать большей части населения определенный объем электроэнергии в месяц по низкой цене. Увеличение платежа произойдет для наиболее состоятельных граждан, которые используют больший набор электроприборов и способны оплачивать электроэнергию по себестоимости, а также потребителей, не соблюдающих элементарные правила энергосбережения (например, выключать свет, выходя из комнаты). Граждане, которые тратят электроэнергию разумно, будут платить меньше, либо их платеж сохранится на прежнем уровне.

Миф № 2: Энергетики получат дополнительный доход за счет повышения тарифа сверх соцнормы.

В постановлении Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614 прямо сказано, что тарифы пересматриваются на условиях неизменной необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемых организаций. То есть выручка энергокомпаний должна быть равна той НВВ, которая была до введения социальной нормы. А за счет дополнительных средств, собранных с населения, удастся немного снизить тарифы для прочих потребителей.

Миф № 3: Средняя величина соцнормы по стране будет примерно равна 70 кВтч на человека.

Величина соцнормы рассчитывается каждым регионом самостоятельно – по статистике потребления одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами (базовая величина соцнормы). Учитывая, что используется статистика конкретного региона, то есть климатические особенности и благоустроенность жилья будут учтены в расчетах. И если в регионе, например, жарко, и подавляющее большинство жителей использует кондиционеры, то социальная норма будет включать средний расход на использование кондиционера. Именно поэтому нет единой цифры для всех – соцнорма может отличаться в 2-3 раза в зависимости от специфики региона.

Для семей установлены надбавки — на второго проживающего 50 кВтч, на третьего, четвертого и пятого — по двадцать кВтч на каждого. Эти надбавки определены путем экспертного анализа статистики потребления по разным регионам.

Уже сейчас очевидно, что социальная норма в 50-75 кВтч на человека в месяц, без особых проблем применявшаяся в течение нескольких лет в ряде регионов, недостаточна для одиноко проживающих граждан. Присоединившиеся к эксперименту регионы рассчитали, что базовая соцнорма должна быть в районе 90-150 кВтч.

Миф № 4: Потребителям в домах без централизованного газо- и теплоснабжения, там, где используются бойлеры и электрические котлы, особенно не повезло, вся соцнорма будет истрачена на подогрев воды и отопление, да и электрическая плита «съедает» не меньше половины соцнормы.

Постановлением Правительства РФ № 614 предусмотрено увеличение социальной нормы для различных типов жилых помещений. Так, если дом оборудован электроплитами, то к соцнорме будет добавлено до 90 кВтч на человека в месяц. Если нет централизованного тепло- и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла — в отопительный период надбавка будет до 3000 кВтч в месяц на семью на отопление, и круглый год до 100 кВтч в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего.

Миф № 5: Тариф сверх соцнормы будет очень высоким, в несколько раз выше, чем «социальный тариф» (тариф в рамках социальной нормы).

В первый год применения соцнормы в тех регионах, где ее раньше не было, тариф сверх соцнормы устанавливается на уровне не более чем на 30% выше тарифа в рамках соцнормы. Дальнейшее повышение (темп и размеры) зависят от особенностей региона.

В Москве, например, тариф для населения приближен к полному тарифу (экономически обоснованному), тут не приходится ожидать сильного повышения. В ряде регионов тариф для населения ниже полной стоимости электроэнергии в 1,4-1,8 раз. И лишь в некоторых регионах существует значительная разница между тарифами (в 2-2,5 раза). В этих регионах ожидается плавный рост тарифа сверх соцнормы до уровня экономически обоснованного в течение нескольких лет, при этом в рамках соцнормы будет сохранен низкий тариф.

Миф № 6. В некоторых пилотах разница между тарифами в пределах соцнормы и сверх нее превысила 30 процентов, что противоречит законодательству.

Противоречия нет. В ряде пилотных регионов (Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская области) соцнорма действовала до принятия постановления Правительства РФ № 614. Требование о недопустимости превышения тарифа сверх соцнормы над тарифом в рамках соцнормы более 30% распространяется только на регионы, где соцнорма вводится впервые.

Читайте также:
Мусоропровод в многоквартирном доме: закон, правила пользования, можно ли закрыть

Миф № 7: В соцнорму невозможно уложиться, счет за электроэнергию вырастет в каждой семье.

Многие «эксперты» занимаются тем, что рассчитывают потребление семьи с неким усредненным набором домашней техники и делают выводы, что уложиться в соцнорму невозможно. Расчеты производятся по незамысловатой формуле – максимальная мощность бытовых приборов, умноженная на время их использования, взятое с потолка. При этом не учитывается то обстоятельство, что многие приборы (например, стиральная машина, компьютер) работают на максимальной мощности одну десятую, а то и сотую долю времени от их включенного состояния, а некоторые приборы (миксеры, СВЧ) используются считанные секунды или минуты.

Опасения граждан по поводу сложности уложиться в соцнорму сильно преувеличены и по другой причине – законом закреплено, что не меньше, чем 70% всего совокупного потребления граждан в регионе должно быть в рамках соцнормы. Это предполагает, что более половины семей вообще не почувствуют введение социальной нормы. У существенной части тех, кто не уложится в соцнорму, превышение потребления сверх социальной нормы составит 10-30 %, что приведет к росту платежа не более чем на 100 рублей. И только небольшая часть населения может существенно превысить социальную норму – в первую очередь владельцы квартир или домов с большой площадью (требует больше на освещение), те, кто используют электрические теплые полы круглосуточно, электросауны, имеют электрическое освещение приусадебных участков в течение всего ночного времени (имеем в виду коттеджные поселки)¸ мощные акустические системы и так далее.

Миф № 8: За рубежом электроэнергия в пределах соцнормы – бесплатная, а величина ее – больше.

Некоторые эксперты приводят в пример зарубежную практику применения соцнормы, в частности, опыт Германии, где потребители получают определенный объем электроэнергии бесплатно. Однако эти эксперты путают понятия социальной нормы и социальной поддержки. На самом деле в Германии принят принцип предоплаты услуг энергоснабжения – все потребители сначала оплачивают определенный объем электроэнергии, а затем малоимущие граждане получают субсидию от государства. При этом предполагается, что субсидия ограничена определенным объемом потребления (то есть расточительным гражданам государство не будет помогать).

В нашей стране также действует система субсидий. И в случае, если платеж за коммунальные услуги превышает определённый на региональном уровне процент от дохода, гражданин имеет право на жилищные субсидии. Кроме того, во многих регионах по-прежнему действуют системы льгот для различных категорий граждан.

В заключении отметим один важный момент – введение социальной нормы не отменяет принципиальных задач по сокращению издержек регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, которое в результате должно привести к снижению тарифов. В контексте введения социальной нормы это будет означать, что реальный уровень тарифов, который предъявляется гражданам сверх соцнормы, будет снижаться по мере реализации таких мероприятий.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях

Электроэнергетика

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Читайте также:
Долг за капремонт предыдущего собственника оплачивать не придется

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое . Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Читайте также:
Как открыть ТСЖ: пошаговая инструкция

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе . Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье . Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте

Подписывайтесь на канал «Электрические Сети в Системе» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев: “Для граждан использование ГИС ЖКХ является добровольным”

“В ГИС ЖКХ уже зарегистрировано 50 тыс. участников – ТСЖ, органов власти, ресурсоснабжающих и управляющих компаний. А количество ежедневных уникальных посещений системы на сегодняшний день составляет порядка 25 тыс.”, – рассказал заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев вчера на круглом столе в Московской Торгово-промышленной палате. Напомним, с помощью ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) граждане могут проверять корректность начислений и расчетов по коммунальным платежам, вести мониторинг деятельности своей управляющей организации, контролировать расходы и доходы по дому, подавать обращения по проблемам ЖКХ. С 1 июля 2016 года лица, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами, а также исполнители коммунальных услуг обязаны размещать в этой системе установленную законодательством информацию (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”). Данные, которые необходимо ввести в ГИС ЖКХ, указаны в приказе Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр. “Их объем практически равен объему данных, установленных Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Однако содержание раскрываемых сведений изменилось”, – заметил Михаил Евраев. За нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1 тыс. руб. до 200 тыс. руб. или дисквалификации на срок от года до трех лет (ст. 13.19.2 КоАП РФ).

“ГИС ЖКХ обязательна только для лиц, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, а также для исполнителей коммунальных услуг. Для граждан использование системы является добровольным. Если человек желает получать платежки в почтовый ящик – никто не вправе этому препятствовать. ГИС ЖКХ – это дополнительный инструмент для тех, кто хочет пользоваться современными технологиями и эффективнее отстаивать свои права”, – пояснил Михаил Евраев. “Цель создания системы очень проста – сделать сферу ЖКХ открытой и прозрачной, чтобы все видели, что в ней происходит. Когда информация будет общедоступной – придет и общественный контроль. А конкурентная среда станет более жесткой, потому что люди смогут выбирать управляющие компании по их рейтингу, составленному на основе голосования”, – добавил замминистра.

Читайте также:
Бесплатную приватизацию квартир продлили до 2021 года

Узнайте порядок перерасчета платы за ряд коммунальных услуг при отсутствии потребителя в жилом помещении в течение более чем пяти полных календарных дней подряд из “Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Ключевой принцип размещения информации в ГИС ЖКХ – однократность ее ввода. Это означает, что органы власти не вправе требовать предоставления тех данных, которые уже содержатся в системе. Кроме того, разработчики предусмотрели автоматическое предзаполнение большей части необходимых сведений из федеральных баз. “Мы знаем, что на практике данные федеральных систем могут быть неполными или вовсе утратить свою актуальность. Если ТСЖ, ресурсоснабжающим или управляющим компаниям известны более точные сведения, им следует ввести такие сведения в систему”, – объяснил Михаил Евраев.

ГИС ЖКХ состоит из открытой и закрытой частей. “Открытая часть доступна для всех. Для просмотра закрытой части гражданин должен иметь регистрацию на портале госуслуг. Например, просматривать форум могут все, а писать на нем – только зарегистрированные пользователи”, – рассказал руководитель Департамента Минкомсвязи России Василий Горбунов.

Кроме того, все данные ГИС ЖКХ делятся на статичные (например, сведения о количестве этажей в доме) и периодические. Статичные данные вносятся в систему один раз и не меняются, пока не утратят своей актуальности. Периодические вносятся постоянно.

При возникновении проблем с заполнением ГИС ЖКХ рекомендуется обратиться к разделам “Регламенты и инструкции” и “Часто задаваемые вопросы”, в которых находится много полезной информации для пользователей системы. Если ответа на интересующий вопрос в Интернете нет – можно заполнить размещенную в системе форму или позвонить по номеру 8 (800) 302-03-05. С 1 июля 2016 года служба поддержки ГИС ЖКХ начнет работать круглосуточно и без выходных.

Граждане будут пользоваться ГИС ЖКХ на добровольной основе

ГИС ЖКХ регулируется 25 законами, приказами, другими нормативными документами. Главный из них — №209 ФЗ «О государственной информационной системе ЖКХ». В нем рассказано о системе, стандартах пользования ей, ответственности за неисполнение закона. В приказах публикуют уточнения — например, перечень сведений, которые должен публиковать каждый участник системы.

ФЗ №209 «О ГИС ЖКХ»: что есть в главном законе

Федеральный закон №209-ФЗ от 27.07.2014 вступил в силу в день публикации. Последнее внесение изменений в него было 31.12.2017 года. Последняя редакция закона о ГИС ЖКХ была опубликована по №485-ФЗ.

Закон рассказывает о системе, ее целях, порядке работы с ней. В нем содержатся основные положения. Всего документ состоит из 13 статей:

  • Ст. 1 определяет сферу действия Федерального закона. Рассказывает, что основная цель — обеспечение граждан, органов государственной власти, организаций и органов местного самоуправления данными о ЖКХ.
  • Ст. 2 объясняет основные понятия, которые используются далее в законодательстве.
  • Ст. 3 указывает правовую основу создания, эксплуатации, модернизации системы.
  • Ст. 4 перечисляет принципы модернизации, создания, эксплуатации ГИС ЖКХ. В частности указывает на то, что информация должна быть открыта, прозрачна, общедоступна.
  • Ст. 5 перечисляет требования к системе. Например, она должна обеспечивать возможность модернизации, доступа к информации, ее сбора, хранения, обработки.
  • Ст. 6 закона о ГИС ЖКХ рассказывает о 42 видах информации, которая должна размещаться. Среди них — сведения о поступивших обращениях, проведении ремонта, подготовке к сезонной эксплуатации разных объектов ЖКХ.
  • Ст. 7 объясняет права, обязанности всех участников информационного взаимодействия. Например, предписывает органам самоуправления размещать определенные виды данных.
  • Ст. 8 объясняет, как следует вносить изменения и размещать новые сведения в сервисе.
  • Ст. 9 объясняет правовой режим данных, которая размещена в ГИС ЖКХ.
  • Ст. 10 рассказывает о взаимодействии ГИС ЖКХ и других информационных систем, сервисов.
  • Ст. 11 предусматривает ответственность за нарушение закона.
  • Ст. 12 перечисляет заключительные положения.
  • Ст. 13 определяет дату вступления закона в силу.

Если говорить кратко, закон объясняет, что такое государственная информационная система и зачем нужен такой сервис. Предписывает управляющим компаниям, ТСЖ и другим организациям вносить сведения в ГИС ЖКХ, а также позволяет собственникам жилья легче взаимодействовать с ними.

К действующей редакции выпускают разные дополнения в виде других ФЗ, комментариев, приказов. Их совместно выпускают Минстрой России и Минкомсвязь России.

Приказ № 550/1434/пр — изменения, затронувшие поставщиков

Регулирует жилищно-коммунальное хозяйство, в частности — предписывает действия поставщиков информации. При размещении сведений в системе они должны учитывать данные, размещенные органами исполнительной власти, местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ. Если поставщик видит, что цифры неверные, он имеет право разместить сведения, на основании которых производит расчет начислений.

Приказ № 319/906/пр — о сроках и документах

Приказ о размещении информации в ГИС ЖКХ устанавливает, в каком виде должны загружаться документы. Поставщики обязаны загружать их в электронном формате, указывая в структурированном виде их основные параметры: дату, номер, наименование. Также прописаны сроки — в большинстве случаев поставщики обязаны загрузить электронный формат документов не позднее 7 дней с момента официального опубликования акта. Есть документы, которые нужно загружать с определенной периодичностью. Например:

  • годовые отчеты в Минстрой о субсидиях — не позднее 20 января каждого года;
  • информацию о проектах благоустройства, участвовавших в конкурсах Минстрой РФ — ежегодно до 1 декабря;
  • отчеты о реализации мероприятий по благоустройству в рамках государственных программ — ежеквартально до 15 числа.
Читайте также:
Установка умных счетчиков станет обязательной?

ФЗ № 437 — о штрафах

Федеральный закон предусматривает административную ответственность для разных участников системы, нарушающих требования других ФЗ. Например, в нем прописана ответственность для операторов ГИС ЖКХ. Если они не будут принимать мер по восстановлению работоспособности сервиса, это повлечет штраф от 150 000 до 200 000 ₽.

ФЗ № 485 — снова об ответственности

ФЗ № 485 во многом совпадает с предыдущим федеральным законом. Он также предусматривает ответственность участников системы за неисполнение обязательств. Например, в нем указано, что неразмещение информации в указанные сроки или размещение заведомо недостоверных сведений влечет за собой предупреждение или карается штрафом:

  • для физических лиц — 3000–5000 ₽;
  • для должностных лиц — 5000–10000 ₽.

ФЗ № 263 — об изменениях из-за ГИС ЖКХ

Этот федеральный закон внес ряд изменений в законодательные акты в связи с выходом ФЗ № 209. В частности, изменениям подверглись:

  • статьи Кодекса Российской Федерации об административных
  • правонарушениях — ФЗ № 263 установил ответственность за нарушения законодательства для участников системы;
  • статьи ЖК РФ — в него добавились новые пункты, которая обязывает УК и другие формы управления размещать объявления о собраниях, голосованиях, других мероприятиях;
  • ФЗ № 210 — новый закон позволил заявителям получать информацию из государственных информационных систем;
  • ФЗ № 97 — в нем заменили формулировку «13.18, статьями» на «13.18, статьей»;
  • ФЗ № 403 — пункт 2 утратил силу.

Приказ № 504/934/пр — об официальном сайте

Приказ определил официальный сайт единой государственной информационной системы и присвоил ему адрес www.dom.gosuslugi.ru.

Приказ № 88/203/пр — об электронных документах

Утверждает форматы электронных документов, которые можно размещать в ГИС ЖКХ. В частности, их вес не должен превышать 50 мегабайт. Документы должны быть открыты для поиска и копирования информации, а любая информация в них не должна быть зашифрована.

Согласно приказу, в ГИС ЖКХ можно публиковать:

  • правовые нормативные акты в виде PDF или PDF/A;
  • текстовые документы в виде PDF, .doc, .docx, RTF;
  • таблицы .xlsx, .xls;
  • изображения в форматах е JPEG или TIF.

Приказ № 87/202/пр — о требованиях к ГИС ЖКХ

Этот приказ Минстроя и Минкомсвязи о ГИС ЖКХ утверждает требования к системе. Вот некоторые из них:

  • пользователи должны получать доступ к общедоступной информации без установки дополнительного ПО;
  • она должна быть адаптивной, масштабируемой, модульной, открытой, с интуитивно понятным интерфейсом;
  • все сведения в системе должны быть на русском языке.

Приказ № 86/201/пр — об информации

Документ устанавливает правила хранения, обработки и

предоставления информации, которая содержится в системе. В частности, указывает, что сведения предоставляются в электронной форме и являются официальными, а вся информация и журналы учета должны каждый день копироваться на резервный материальный носитель.

Приказ №89/204/пр — о взаимодействии с другими сервисами

В документе установили форму сетевых протоколов, по которым должна передаваться информация, и порядок, по которому ГИС ЖКХ взаимодействует с другими государственными и информационными системами. Например, указано, что организация взаимодействия осуществляется «на принципах соблюдения полноты, достоверности предоставляемой информации, получаемой, обрабатываемой и размещаемой в рамках межсистемного взаимодействия».

Приказ № 311/612/пр — об обязанностях Росреестра

Этот приказ обязывает Росреестр размещать в единой системе следующую информацию:

  • вид объекта недвижимости: например, МКД — многоквартирный дом;
  • кадастровый номер;
  • площадь;
  • кадастровые номера всех помещений, расположенных в здании;
  • точный адрес недвижимости;
  • сведения о правообладателе;
  • другие сведения.

Приказ № 368/691/пр — о сведениях о МКД

Перечисляет сведения о многоквартирных домах, которые должны быть размещены в системе управляющей организацией или другими формами управления многоквартирным домам. К таким сведениям относятся:

  • адрес здания;
  • дата, номер договора об управлении;
  • даты начала и окончания осуществления обязанностей по управлению, предусмотренные договором;
  • дата расторжения договора;
  • основные заключения договора.

Также в ГИС ЖКХ должны быть размещены электронные образы протокола конкурса по выбору УК, самого договора управления многоквартирным домом.

Приказ № 589/944/пр — о данных, регистрации, размещении

Этот приказ регулирует сразу несколько направлений:

  • порядок и способы размещения информации в ГИС ЖКХ;
  • порядок ведения реестров в системе;
  • порядок доступа к системе;
  • порядок доступа к информации в системе.

Например, в приказе прописано, что физические лица могут получить доступ к личным кабинетам только после идентификации, аутентификации в ЕСИА, при этом в системе не нужно регистрироваться. Управляющие компании при работе с информацией в системе должны использовать электронную подпись, полученную в ЕСИА.

Приказ № 18/34/пр — об информации о прописанных

Этот приказ определяет состав, способы, порядок, сроки, периодичности размещения информации о количестве зарегистрированных по месту жительства и пребывания граждан. Сказано, что поставщики информации должны вносить соответствующие изменения в ГИС ЖКХ не позднее 10 дней со дня размещения оператором системы в единой системе межведомственного

электронного взаимодействия сервиса, который позволяет поставщику вносить сведения в систему.

Приказ № 53/82/пр — об электронном паспорте

Утверждает форму электронного паспорта МКД, жилого дома, а также форму электронного документа о состоянии инженерной, коммунальной инфраструктур. Согласно документу, в электронном паспорте должны обязательно содержаться следующие сведения:

  • дата формирования документа;
  • общие сведения о доме;
  • адрес и код ОКТМО;
  • кадастровый номер;
  • год постройки;
  • год ввода в эксплуатацию;
  • стадия жизненного цикла;
  • год проведения реконструкции;
  • серия, тип проекта здания;
  • общее имущество;
  • многая другая информация.
Читайте также:
Предварительные результаты голосования по реновации пятиэтажек

Приказ № 77/120/пр — об информации финансовой поддержке

Документ предусматривает порядок размещения информации о предоставлении финансовой поддержки на капитальный ремонт, расселение жильцов аварийных домов, модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также сведения о выполнения условий предоставления такой поддержки. Например, в приказе сказано, что поставщик информации обязан размещать информацию в ГИС ЖКХ в срок не позднее 10 дней со дня принятия соответствующих решений.

Приказ № 74/114/пр — о размещении информации

Приказ Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 тоже устанавливает сроки и порядок публикации информации в единой системе. В нем ссылаются на другие нормативные документы и описывают общий порядок публикации сведений. В отличие от других приказов, этот регулирует размещение сведений о гражданах, которые могут получать субсидии, об органах исполнительной власти субъектов РФ, о нормативах потребления коммунальных услуг и других сведениях.

ФЗ №469 — об изменениях в ЖК РФ

Федеральный закон вносит в ЖК РФ изменения, связанные с ГИС ЖКХ, в части оплаты, потребления, размещения информации о коммунальных услугах. Также предусматривает ответственность за неисполнение законодательства.

Приказ № 85/200/пр — о функциональных требованиях

Документ перечисляет функциональные требования к ГИС ЖКХ. Например, определяет, что система должна обеспечить возможность:

  • внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • размещения информации в электронной форме с использованием электронной подписи;
  • ведения реестров, размещения классификаторов, справочников;
  • получения, использования достоверной информации;
  • проведения общих собраний собственников жилья;
  • другие возможности.

ФЗ №255 — о лицензировании управляющих компаний

Федеральный закон от 21 июля 2014 года вносит еще один ряд изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты. Основное его положение — деятельность по управлению многоквартирными домами должна обязательно лицензироваться, а сведения об управленцах и их лицензиях нужно размещать в ГИС ЖКХ.

Приказ № 393/731/пр — о классификаторах и справочниках

Объясняет, какие классификаторы и справочники должны быть в системе. Устанавливает общедоступность справочников, классификаторов, а также возможность их загрузки, использования. Согласно документу, в ГИС ЖКХ должны быть размещены:

  • общероссийский классификатор единиц измерения;
  • общероссийский классификатор организационно-правовых форм;
  • квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
  • и других служащих;
  • общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Приказ № 455/825/пр — о сведениях о тарифах

Утверждает порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации в области государственного регулирования тарифов. Например, в документе указано, что федеральный орган исполнительной власти должен публиковать данные не позднее 1 дня с момента их получения, а также то, что все тарифы должны иметь подробное описание.

Приказы местных органов управления

Помимо закона о ГИС ЖКХ, других ФЗ, ЖК и приказов, работу с ГИС ЖКХ регламентируют местные законодательные акты. Например, в каждом городе есть приказ о назначении ответственного за заполнение ГИС ЖКХ. В нем назначают конкретных лиц, которые берут на себя ответственность за внесение актуальных сведений в единую систему.

Уже сейчас деятельность государственной информационной системы в области ЖКХ регулируют 25 законов, приказов, других нормативных документов. Постоянно появляются новые изменения в законе о ГИС ЖКХ. Мы делаем так, чтобы они были понятны, и управляющие компании могли автоматизировать все процессы. АСУ «Жилищный стандарт» предлагает:

  • интеграцию с ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ, сайтом УК;
  • двусторонний обмен информацией со сторонними сервисами, в том числе с ГИС ЖКХ;
  • автоматизацию бизнес-процессов, работы с Жилищной инспекцией.

Работать с нами удобнее, чем напрямую в ГИС ЖКХ. Наш сервис доступен круглосуточно, без сбоев, авторизация в нем проще. Он не требует целостности данных, позволяет вносить сведения в электронный паспорт любого дома, предоставляет актуальную форму паспорта. Если у вас есть вопросы, служба поддержки ответит на них в любое время: позвоните или закажите обратный звонок.

О необходимости размещения информации в ГИС ЖКХ

В соответствии с Федеральными законами от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон о ГИС ЖКХ) и от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в настоящее время проводится работа внедрению государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).

Оператором ГИС ЖКХ является ФГУП «Почта России». Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляют функции по координации работ по созданию, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ.
Официальным сайтом ГИС ЖКХ в сети «Интернет» является www.dom.gosuslugi.ru

Во исполнение требований Закона о ГИС ЖКХ Кировской областью 07.04.2015 заключено Соглашение с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и оператором ГИС ЖКХ (ФГУП «Почта России») об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории Кировской области (далее – Соглашение).

Читайте также:
Предварительные результаты голосования по реновации пятиэтажек

В соответствии с п.1 распоряжения Правительства Кировской области от 15.05.2015 № 180 «О реализации соглашения «Об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на территории Кировской области» департамент информационных технологий и связи Кировской области является органом, уполномоченным на представление интересов Кировской области при реализации Соглашения, разработку нормативных правовых актов Кировской области в сфере информатизации жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п.2 распоряжения Правительства Кировской области от 15.05.2015 № 180 «О реализации соглашения «Об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на территории Кировской области» департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на координацию и контроль размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) поставщиками информации, осуществляющими деятельность на территории Кировской области, принятие решения о достоверности исходных данных, размещаемых в ГИС ЖКХ.

Заместитель Председателя Правительства Кировской области Кузнецов А.Б. курирует реализацию Соглашения на территории Кировской области.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона о ГИС ЖКХ поставщики информации (организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающие организации, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, иные юридические лица и физические лица), осуществляющие деятельность на территории Кировской области, обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Законом о ГИС ЖКХ.

По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу Соглашения (ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ):

1)Ресурсоснабжающие организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о своей деятельности, а также об объектах, которые используются для поставки ресурсов (об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома; производственные и инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций; о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг, ценах (тарифах) на них и др.).

В случае неразмещения в ГИС ЖКХ платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги потребитель вправе не оплачивать коммунальные услуги до размещения в ГИС ЖКХ платежных документов (без начисления пени).

Для ресурсоснабжающих организаций предусмотрена административная ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, за нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации (административный штраф до 200 тыс. руб., дисквалификация должностных лиц на срок от 1 до 3 лет).

2)Органы местного самоуправления обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о домах, находящихся в муниципальной собственности; об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома; о муниципальных нормативно-правовых актах и программах в сфере ЖКХ; о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, о рассмотрении обращений граждан и др.

Для должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрена административная ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, за нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации (административный штраф в размере 30 тыс. руб.).

3) Организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о своей деятельности (о финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах, выполняемых работах и их стоимости, о многоквартирных домах, находящихся в их управлении и др.).

В случае неразмещения организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, в ГИС ЖКХ платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги потребитель вправе не оплачивать коммунальные услуги до размещения в ГИС ЖКХ платежных документов (без начисления пени).
Для организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, предусмотрена административная ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, за нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации (административный штраф в размере 30 тыс. руб., дисквалификация должностных лиц на срок от 1 до 3 лет).

В целях обеспечения выполнения требований федерального законодательства по размещению информации в ГИС ЖКХ необходимо пройти регистрацию в ГИС ЖКХ посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
С инструкцией по регистрации можно ознакомиться на сайте ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru) в разделе «Регламенты и инструкции».
В случае возникновения вопросов, связанных с регистрацией в ГИС ЖКХ, необходимо обращаться в службу оператора ГИС ЖКХ по адресу электронной почты: support@dom.gosuslugi.ru

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: