Введены штрафы для управляющих компаний за неправильные расчеты ЖКХ, отключение воды и другое

Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

Прокурор разъясняет

  • 22 декабря 2017, 13:30

Исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) несут ответственность за нарушение прав потребителей в результате неправильного начисления платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 09.09.2017), в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Согласно п.155(2) Правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу.

Таким образом, указанными изменениями в законодательстве предусмотрен способ стимулирования управляющих организаций внимательно относится к обращениям потребителей и в досудебном порядке разрешать возникшие с потребителями споры относительно начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В противном случае (например, в случае доведения спора до суда и принятия судом решения в пользу потребителя) исполнитель коммунальных услуг будет обязан по требованию потребителя произвести положительный для потребителя (то есть в минус для потребителя) перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от суммы, которая была незаконно начислена в квитанции.

Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила обращает внимание, что обращение потребителя о неправильном начислении платы должно быть обязательно оформлено в письменном виде и адресовано именно исполнителю коммунальных услуг (а не организации, осуществляющей от имени исполнителя деятельность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и приему платежей), в указанном обращении необходимо сделать ссылку на возможность применения «штрафных санкций» в случае отказа в устранении нарушений закона.

Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

22 декабря 2017, 13:30

Ответственность исполнителя жилищно-коммунальных услуг за нарушение прав потребителя в результате неправильное начисления платы за жилищно-коммунальные услуги

Исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) несут ответственность за нарушение прав потребителей в результате неправильного начисления платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 09.09.2017), в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Согласно п.155(2) Правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу.

Таким образом, указанными изменениями в законодательстве предусмотрен способ стимулирования управляющих организаций внимательно относится к обращениям потребителей и в досудебном порядке разрешать возникшие с потребителями споры относительно начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В противном случае (например, в случае доведения спора до суда и принятия судом решения в пользу потребителя) исполнитель коммунальных услуг будет обязан по требованию потребителя произвести положительный для потребителя (то есть в минус для потребителя) перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от суммы, которая была незаконно начислена в квитанции.

Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила обращает внимание, что обращение потребителя о неправильном начислении платы должно быть обязательно оформлено в письменном виде и адресовано именно исполнителю коммунальных услуг (а не организации, осуществляющей от имени исполнителя деятельность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и приему платежей), в указанном обращении необходимо сделать ссылку на возможность применения «штрафных санкций» в случае отказа в устранении нарушений закона.

Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила

Штрафы за ошибки в начислении коммунальных платежей

Автор: Софийская Н. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Читайте также:
Информационная система ЖКХ ГИС начала работу

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг были введены п. 155(1) и 155(2), устанавливающие размер и порядок уплаты штрафа потребителям в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги. Потребители встретили такие коммунальные штрафы с одобрением. Разберемся, когда именно возникает обязанность по уплате такого штрафа и чем грозят исполнителю (УК, ТСЖ, РСО) неправильные платежки за коммунальные услуги. Почему такой штраф лучше уплатить добровольно? Каковы налоговые последствия для исполнителя и потребителя?

В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. С учетом положений п. 155(1) и 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг следует определиться с главными моментами. Перечислим их.

Плательщик штрафа

Если в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ сказано о лице, виновном в нарушении порядка расчета платы, то в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг конкретизировано, что штраф платит потребителю всегда исполнитель коммунальных услуг, даже если порядок расчета платы нарушил не он сам, а лицо, привлеченное для осуществления соответствующих функций.

Если нарушение совершил расчетный центр, исполнитель, уплативший потребителю штраф, вправе взыскать с виновного убытки (сумму штрафа) независимо от наличия в договоре такого условия при соблюдении требований, указанных в ст. 15, 393 ГК РФ. Так, убытки УК в виде оплаченной потребителю стоимости некачественной воды, компенсации морального вреда были взысканы с РСО (Постановление АС ВВО от 02.10.2015 № Ф01-3916/2015, Ф01-3915/2015 по делу № А31-3268/2014).

Нарушение

Основанием для уплаты штрафа является нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы. Прежде всего отметим, что нарушения касаются только расчетов за коммунальные услуги, но не за содержание жилого помещения (в том числе с 2017 года – за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества). Нарушения бывают самого разного рода, в том числе:

нарушение порядка применения повышающих коэффициентов, тарифов, нормативов потребления, объемов потребления услуг согласно данным ИПУ, установления числа потребителей;

технические и счетные ошибки;

ошибочное толкование положений законодательства;

необоснованное перевыставление потребителям расходов, взыскиваемых РСО с управляющего МКД.

Нормативный документ не конкретизирует форму вины исполнителя (умысел или неосторожность) и не называет, что именно считать нарушением порядка расчета платы. Главное – чтобы в результате такого нарушения размер платы, предъявленный потребителю, оказался больше, чем должен быть в соответствии с правильным порядком расчета.

Когда можно считать, что нарушение состоялось?

Под обязанностью по расчету размера платы за коммунальные услуги следует понимать несколько операций:

непосредственно начисление платежей (выполнение математических операций по определенному алгоритму на основании информации об объемах потребления, тарифах, результат которых фиксируется в регистрах, которые ведут обычно при помощи программных средств);

оформление (печать) платежных документов;

доставку платежных документов потребителям (в том числе отправку электронных документов, размещение информации в ГИС ЖКХ или собственной информационной системе, обеспечивающей дистанционный доступ к ней потребителей) в установленные сроки (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Представляется, что нарушение можно зафиксировать тогда, когда потребителю был доставлен платежный документ с указанием неверного размера платы за коммунальные услуги.

Кстати, неправильно считать, что такое нарушение может быть отражено только в очередном платежном документе. К примеру, по результатам проверки ИПУ исполнитель может выставлять отдельное требование о внесении доначисленной платы (п. 61, 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку здесь речь идет также о размере платы, неправильный расчет подобных доначислений тоже может привести к уплате исполнителем штрафа в пользу потребителя.

Устранение нарушения

С определением момента совершения нарушения тесно связано определение момента его устранения. А это особо важно, поскольку своевременное устранение нарушения исключает обязанность исполнителя уплачивать потребителю штраф.

Устранение нарушения – расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Однако одного расчета (операции в информационной системе УК или расчетного центра), по мнению автора, недостаточно. Необходимо передать потребителю платежный документ, содержащий правильный расчет. Этот принцип следует из пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).

Это самый надежный способ доказать факт устранения нарушения. Однако на практике встречаются ситуации, при которых потребитель обратился с заявлением об уплате штрафа (с приложением оплаченной квитанции) именно в тот день, когда исполнитель самостоятельно выявил ошибку и принял решение о проведении перерасчета. В данном случае исполнителю необходимо доказать факт того, что нарушение было устранено раньше обращения потребителя. Например, в суд могут быть представлены письмо, адресованное расчетному центру, с указанием об исправлении ошибки, служебные записки, распоряжения по организации, содержащие аналогичные указания для структурного подразделения УК, протокол заседания правления ТСЖ и т. д. Однако в итоге оценивать такие доказательства будет суд, руководствуясь внутренним убеждением, если, конечно, указанные доводы не станут аргументом для потребителя, который может добровольно отказаться от требований по уплате штрафа.

Читайте также:
Соседи громко слушают музыку: что делать?

Случаи, когда нет обязанности уплачивать штраф

Первое обстоятельство, которое освобождает исполнителя, рассчитавшего плату за коммунальные услуги неправильно, от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, – это вина потребителя в нарушении порядка расчета платы. Чаще всего речь идет о передаче неправильных (завышенных) показаний ИПУ, представлении неверных данных о площади помещения, количестве потребителей.

Второе обстоятельство – это устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. Момент устранения нарушения особенно важен, поэтому на формулировки нормативно-правового акта следует обратить особое внимание.

Буквальное прочтение абз. 1 п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг дает основания считать, что исполнитель не обязан уплачивать штраф, если он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ):

до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа. Кстати, если исполнитель примет обращение потребителя о проведении проверки правильности исчисления размера платы, а потребитель поторопится оплатить первоначально выставленный счет до итогов проверки (перерасчета), в действиях последнего можно усмотреть злоупотребление правом, поэтому во взыскании штрафа с исполнителя ему может быть отказано;

до обращения потребителя (даже если оплата уже была получена). Иначе говоря, пока потребитель не заявил о своих претензиях, исполнитель может произвести перерасчет в квитанции за ближайший месяц и избежать уплаты штрафа;

до обращения потребителя и осуществления оплаты.

Учитывая особую важность момента обращения потребителя, он должен быть зафиксирован документально (как правило, в самом заявлении потребитель проставляет дату).

Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.

Обращение потребителя

Обязанность исполнителя проводить проверку правильности начисления размера платы непосредственно при обращении потребителя и немедленно по результатам проверки выдавать документы, содержащие правильно начисленные платежи, зафиксирована в Правилах предоставления коммунальных услуг (пп. «д» п. 31) с самого момента введения данного документа в действие. Однако не было требования фиксировать факт обращения, принимать обращения только в письменном виде, а также не был установлен максимальный срок проведения проверки.

Теперь в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что при поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Прочтение двух названных норм в совокупности позволяет прий­ти к таким выводам:

штраф может быть уплачен исключительно на основании письменного заявления потребителя, в котором однозначно заявлено требование об уплате штрафа;

при получении заявления с требованием уплатить штраф срок проверки правильности начисления платы составляет 30 дней;

исполнитель по-прежнему обязан проводить проверку правильности исчисления размера платы на основании личных обращений потребителей. Представляется, что в отсутствие иного указания в Правилах предоставления коммунальных услуг срок проверки также ограничен 30 днями;

обязательным действием по окончании проверки, по результатам которой выявлено нарушение порядка расчета размера платы, является выдача потребителю платежного документа с правильными сведениями.

Обратим внимание, что срок обращения потребителя к исполнителю с заявлением о проведении проверки и уплате штрафа Правилами предоставления коммунальных услуг не установлен, значит, следует применять общий срок защиты нарушенного права (ст. 196 ГК РФ) – три года с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении порядка расчета платы (чаще всего с момента получения спорного платежного документа).

Обеспечение уплаты штрафа

В случае установления нарушения порядка расчета платы исполнитель обеспечивает уплату штрафа не позднее двух месяцев со дня обращения заявителя. Причем законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства из кассы. В общем случае на сумму штрафа снижается размер платы за соответствующую коммунальную услугу. Подчеркнем, что в платежном документе должны быть скорректированы неправильные начисления, отражена переплата, а также приведены данные о штрафе в пользу потребителя.

Если у потребителя есть непогашенная задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом, в первую очередь штраф направляется на снижение размера задолженности по оплате коммунальных услуг.

Штраф должен быть отражен в платежном документе отдельной строкой.

Риски неуплаты штрафа добровольно

Управляющие МКД интересуются: будут ли у них негативные последствия, если они проигнорируют требования потребителя об уплате штрафа и сделают лишь перерасчет неправильно начисленной платы за коммунальную услугу?

Естественно, потребитель вправе взыскать с исполнителя такой штраф в судебном порядке. При этом, полагаем, здесь могут быть применены положения ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 5, 6):

требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке;

при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Читайте также:
Приватизация дачи: пошаговая инструкция и советы

Требование об уплате штрафа за нарушение порядка расчета платы установлено законом – Жилищным кодексом. Неустойка, пеня и штраф являются идентичными понятиями: согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Значит, риск исполнителя, стремящегося уклониться от добровольной уплаты штрафа, состоит в уплате дополнительно 25% суммы «ошибки» в расчете размера платы (соответствует 50% суммы штрафа, начисляемого согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ), а также судебных расходов. Причем с расчетного центра (если именно он был виновен в неправильном начислении платы) взыскать данный штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) не получится, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями расчетного центра и возникновением убытка. Ведь, если бы исполнитель добровольно уплатил штраф согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, он избежал бы его взыскания по ст. 13 Закона РФ № 2300-1.

Бухучет и налогообложение

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков признаются прочими расходами. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Представляется, что первичным документом для признания расхода является решение о выявлении нарушения в порядке расчета размера платы и уплате потребителю штрафа (см. пп. «а» п. 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг).

Для целей налогообложения суммы штрафов учитываются плательщиками налога на прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ), но не «упрощенцами».

Согласно ст. 209, 210 НК РФ доходы от источников в РФ, полученные в денежной форме, облагаются НДФЛ. При этом доходом признается экономическая выгода в той мере, в которой ее можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Доходы, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст. 217 НК РФ. Среди них:

все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (п. 3);

возмещенные налогоплательщику на основании решения суда судебные расходы, предусмотренные гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенные налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (п. 61).

Штрафы, неустойки, пени, выплачиваемые исполнителем потребителю за нарушение его прав в соответствии с законодательством РФ, в ст. 217 НК РФ не поименованы, поэтому они подлежат налогообложению в общем порядке. Данный вывод подтвержден в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.2015. В пункте 7 обзора указано: предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.

Поскольку исполнитель коммунальных услуг не выплачивает доход в денежной форме потребителю, он не может удержать сумму исчисленного НДФЛ. В такой ситуации он обязан уведомить налоговый орган и налогоплательщика о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (по форме 2-НДФЛ) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Таким образом, при приеме заявления потребителя об уплате штрафа нужно запросить у него данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ, и удостовериться в их актуальности на момент представления справки налоговикам.

Кроме того, сведения о доходе следует включить в расчет 6-НДФЛ. Датой фактического получения дохода в данном случае считается день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ):

требование исполнителя к потребителю о внесении платы за коммунальные услуги;

требование потребителя к исполнителю об уплате штрафа за нарушение порядка расчета размера платы.

Логично предположить, что это день расчета платы за услуги, которая уменьшается на сумму штрафа (последний день расчетного периода, в платежном документе за который отражен штраф).

Подводя итог, изложим основные тезисы консультации:

штраф потребителю платит всегда исполнитель коммунальных услуг, который может взыскать убытки с виновного лица (расчетного центра);

закон не отличает умышленное искажение цифр в пользу УК от ошибки в результате технического сбоя, итог один – нарушение, за которое следует штраф;

нарушение и его устранение – это не просто проведение расчета с помощью программных средств, но и предоставление соответствующей информации (в том числе в платежном документе) потребителю;

потребитель может претендовать на получение штрафа, только если он обратился к исполнителю с соответствующим письменным заявлением и к этому моменту уплатил необоснованно завышенную сумму;

штраф не уплачивается наличными или переводом на счет потребителя, он зачитывается в счет будущих платежей;

установив факт нарушения, нельзя забывать не только о штрафе, но и о перерасчете размера платы;

Читайте также:
«Дачная амнистия» продлена до 1 марта 2021 года

если штраф не будет уплачен добровольно, потребитель (физическое лицо, использующее помещение в МКД для личных нужд) в суде может получить еще 50% суммы данного штрафа;

расходы на уплату штрафа не сможет признать компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»;

уплачивая штраф, нужно получить от потребителя все данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ. Также сумма штрафа должна быть включена в расчет 6-НДФЛ.

Штраф за неправильное начисление коммунальных платежей (незаконное, ошибочный расчёт).

В условиях, когда тарифы ЖКХ растут быстрей, чем доходы, обнаружить неправильное начисление коммунальных платежей не очень приятно. Естественно, если речь идет об их увеличении. Рассмотрим, каким образом необходимо поступить плательщику в такой ситуации.

Что такое коммунальные платежи. Причины их неправильного начисления

Каждый собственник или наниматель жилья ежемесячно сталкивается с необходимостью оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Платежные ведомости поступают уже рассчитанными или произвести начисления необходимо самостоятельно. В комплекс услуг ЖКХ включены следующие:

  • Вывоз и утилизация бытовых отходов;
  • Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение;
  • Отопление помещения;
  • Снабжение электроэнергией;
  • Подача газа;
  • Техобслуживание оборудования (лифты и пр.).

Читайте:Какой грозит штраф за срыв пломбы на счетчике?

Тарифы на коммунальные услуги согласно ст. 157 ЖК РФ устанавливаются органами власти субъектов РФ по итогам независимой экспертизы об обоснованности затрат. Кроме того ряд тарифов устанавливается управляющей компанией и общим собранием собственников ЖСК и ТСЖ. Но установление базовых тарифов – это обязанность Правительства РФ.

Сами тарифы могут быть различны. Они создаются или на основании одной ставки, или дифференцировано в зависимости от времени суток и сезона. Окончательный подсчет для каждого субъекта осуществляется компьютерной программой, исходя из сведений по использованным ресурсам, подаваемых потребителями или на основании данных о количестве человек, проживающих в помещении.

Причины неправильных начислений. Куда обращаться

В какой-то момент абонент достает из почтового ящика квитанцию об оплате коммунальных услуг и понимает, что итоговая сумма слишком высока. Он начинает пересчитывать самостоятельно и получает более низкую сумму, благо, что найти в интернете тарифы, которые на данный момент используются в регионе, нетрудно.

Существует две причины, по которым происходит искажение представленной к оплате суммы:

  • Банальная ошибка, связанная с неправильным вводом данных о тарифах в компьютерную программу или неправильное применение ставок;
  • Намеренный неправильный расчет с целью присвоения денежной разницы. Осуществляется путем завышения тарифных ставок или включения в платежную квитанцию отсутствующих в реальности коммунальных услуг.

Если плательщик обнаружил неточности в начислениях, то ему следует составить заявления, в котором излагаются требования о проведении перерасчета.

Разберемся, куда обращаться в первую очередь.

Прежде чем подать заявление, необходимо детально ознакомиться с используемыми в регионе тарифами и сопоставить их с показаниями приборов учета потребляемых ресурсов (счетчиков на воду, электричество, газ).

Законом отводиться максимум месяц, в течение которого руководство компании обязано дать обоснованный ответ на заявление жильца. Если же оно отказывается это делать или предоставляет малоаргументированный ответ, то плательщик имеет право обратиться уже в контролирующие органы.

Разберемся, куда жаловаться при бездействии УК. В каждом регионе теперь предусмотрены телефоны горячей линии, по которым можно позвонить и изложить свои претензии по неправильно начисленным платежам за услуги ЖКХ. Сотрудник поможет разобраться в применении тарифов и осуществить расчет. Если же в ходе будет выяснено, что именно управляющая компания неправильно использовала в расчетах тарифы или же не учла предоставляемые сведения об имеющихся льготах, то абонентом составляется жалоба в местное отделение Госжилинспекции. Параллельно жалобу следует отправить и в Роспотребнадзор. Особенно если за отказ оплачивать неправильно рассчитанные услуги, потребителя ограничили в их поступлении. Или если предоставляемые услуги имели низкое качество.

Но если плательщик усматривает в действиях управляющей компании серьезный корыстный умысел, то следует обратиться в Прокуратуру. Заявление можно отнести лично или воспользоваться онлайн службой по приему на официальном сайте.

Когда контролирующие органы обнаруживают в действиях УК нарушения, то ей направляется предписание на их устранение.

Судебные споры

Каждый плательщик имеет право без обращения в контролирующие органы, подать иск в суд общей юрисдикции с жалобой на действия управляющей компании. Прежде чем решиться на такой шаг, следует учесть, что собирать доказательную базу и аргументировать предстоит самому истцу.

Управляющая компания в таких условиях может отказать плательщику в предоставлении полной информации по тарифам и расчетам. Тогда необходимо подать в суд ходатайство о принудительном взыскании информации.

Возможное наказание

Согласно ст. 157 ЖК РФ лицо, которое предоставляет коммунальные услуги, обязано выплатить нанимателю или собственнику жилья при неправильном начислении сумму обязательных к оплате за эти услуги штраф. Размер его составляет 50 % от той величины, на которую превышен платеж.

Если поставщик не просто неправильно произвел расчет, а завысил или занизил установленные государственными органами тарифы, то ответственность для него наступает по ст. 14.6 КоАП РФ. Так, при завышении тарифов предусмотрены следующие меры наказания:

  • Физические лица выплатят штраф в размере до 5 тыс. руб.
  • Для должностных лиц штраф более высокий – 50 тыс. руб., а в ряде случаев – дисквалификация на срок до 2 лет.
  • Организациям придется в качестве штрафа заплатить сумму, которая в два раза превышает излишнюю выручку (временной отрезок не может составлять более года).

Штраф при занижении тарифов также предусмотрен:

  • Физические лица обязаны будут выплатить 5 тыс. руб.
  • Должностным лицам придется выплатить 50 тыс. руб. или подвергнуться дисквалификации на срок до 3 лет.
  • Для организаций предусмотрен штраф в размере до 100 тыс. руб.
Читайте также:
Правила уплаты взносов за капитальный ремонт могут измениться?

Если поставщик услуг или управляющая компания допускают серьезные нарушения в своей деятельности, то плательщику необходимо отстаивать свои права посредством обращения в контролирующие органы и в суд.

Ответственность работников ЖКХ за неправильное начисление коммунальных платежей

Многие люди сталкивались с такой проблемой, как неправильное начисление коммунальных платежей. Однако мало кто знает, что за подобную халатность сотрудников УК, предусмотрена административная ответственность. Она была введена в связи с участившимися случаями подобных нарушений. Штраф за неправильное начисление платежей был введен в 2018 году, благодаря такой мере, количество ошибок в расчетах значительно сократилось.

Когда применяется наказание

Работник УК несет ответственность за неверное вычисление коммунальных платежей только тогда, когда потерпевшее лицо подало заявление в компетентный орган. Поэтому жильцам следует подавать претензию сразу же после обнаружения ошибки.

Прежде чем писать жалобу, необходимо самостоятельно проверить расчет. При подсчете нужно не забывать о том, что кроме фактических затрат, в оплату входят еще и сервис ЖКХ по:

  1. Обеспечению сохранности общедомового имущества.
  2. Ремонту устройств выбившихся из строя.
  3. Иное техническое обслуживание.

Чтобы узнать, сколько управляющая компания потратила на это, необходимо направить письменный запрос в УК о предоставлении разъяснения о начисленной сумме. Если работники не смогут дать мотивированный и понятный ответ, то можно сразу подавать жалобу, отказавшись производить оплату.

Штраф за неправильное начисление коммунальных платежей назначается, когда лицо:

  1. Намеренно завысило ставку за сервис.
  2. Включило в счет несуществующие и неподключенные услуги.
  3. Неправильно произвело подсчет.
  4. Допустило ошибку при вводе данных.

Неоднократное завышение общей суммы, подлежащей к оплате, приводит к увеличению штрафа, и может стать причиной назначения более строгого наказания.

Санкция за завышение стоимости услуг

Размер штрафной санкции за завышение размера коммуналки напрямую зависит от завышенной суммы. Так санкция составляет 50% от превышенной разницы. Если собственник переплатил 1000 рублей, то сотрудник обязан будет выплатить 500 рублей. В данном случае пострадавший может взыскать с ТСЖ неустойку, но для этого потребуется обращаться в суд.

Штраф управляющая компания за неверный расчет коммунальных платежей взыскивается только в тех случаях, когда вина исполнителя доказана.

Куда подавать претензию

Наказание за неправомерное увеличение коммунальных платежей сотрудникам юридического лица назначаются:

  • руководством предприятия ЖКХ;
  • жилищной инспекцией;
  • прокуратурой;
  • судом.

Также заявление можно направить в Роспотребнадзор, так как подобная халатность является нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей»[1]. Контролёр может провести проверку качества оказания услуг и принять меры.

Обращаться необходимо сначала к руководству УК, если ими никаких мер не было принято, то надо подавать жалобу в другие инстанции. Придерживаться такого порядка надо в ситуациях, когда переплаченная сумма слишком большая. При небольшой переплате разрешить спорную ситуацию можно мирно. Обращаться в суд рекомендуется только при рецидиве и при большом неправомерном платеже. В суде гражданское дело рассматривается в течение 2 месяцев.

Оформление заявления и перечень приложений

Чтобы обращение или иск были приняты в госорганах, они должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 7 ФЗ№59[2]. Жалобы за неправомерное начисление коммуналки, направляемые в прокуратуру, Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию и в Департамент ЖКХ, похожи и отличаются только названием органа.
В документе указывается:

  1. Название органа.
  2. Информация о заявителе.
  3. Сведения о жильце и недвижимости.
  4. Указание на ошибку в вычислениях.
  5. Описание собственного расчета.
  6. Ссылки на пункты договора и законы.
  7. Требование. Сразу указать можно 2 и более требования: привлечь виновное лицо к ответственности и произвести перерасчет.
  8. Перечень доказательств, прилагаемых к обращению.
  9. Подпись.

К этим заявлениям лицо, проживающее в многоквартирном доме, обязано прикрепить: бумаги на квартиру, прошлые квитанции, чек об оплате госпошлины, квитанцию с неверным подсчетом, собственный подсчет, претензию в УК.

После поступления обращения, компетентные лица обязаны рассмотреть ее в течение 15 дней со дня принятия. Если указанные в обращении доводы нашли подтверждения, то уполномоченные лица обязаны привлечь сотрудника ТЖК и его руководителя к ответственности за неверное вычисление коммуналки. Лицо должно произвести выплату, за неправомерные действия, в течение 60 дней со дня вынесения постановления.

За неправомерное завышение размера коммунальных платежей исполнитель несет финансовые убытки. Но куда жаловаться, чтобы виновник понес наказание, многие люди не знают. И поэтому допускают нарушение своих прав. Чтобы не переплачивать за сервис ЖКХ, необходимо сразу обжаловать незаконные действия виновных лиц, не внося плату за оказанные услуги.

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).
Читайте также:
Реформа Земельного кодекса от 1 марта 2021 года — что она несёт дачникам и садоводам

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ

С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)

Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

Читайте также:
Генпрокуратура признала неконституционными взносы на капремонт

Как получить субсидии на оплату ЖКХ в 2021 году

Семьи или одинокие граждане, которые испытывают финансовые трудности при оплате жилищных и коммунальных услуг, могут получить от государства целевую субсидию. Такое право на субсидию устанавливает статья 159 Жилищного кодекса РФ. Чтобы претендовать на пособие, гражданин должен тратить на ЖКУ больше установленной в регионе нормы расходов. Согласно данным Минстроя, в России такую поддержку оказывают уже четверти населения.

В этом материале расскажем, кто может претендовать на субсидию, какие условия для этого важно соблюсти, куда следует обращаться.

Кто может претендовать на субсидии для оплаты ЖКХ

Претендовать на выплаты может гражданин России, относящийся к любой из социальных категорий ниже:

  • собственники жилья;
  • арендатор жилья, в том числе по договору социального найма;
  • члены жилищных кооперативов;
  • иностранные граждане, которые имеют постоянную регистрацию в РФ и относятся к одной из категорий выше. Если подобный договор заключен между Россией и их государством. Например, право на такую субсидию имеют Граждане Белорусской и Кыргызской республик, потому что у наших стран есть подобные соглашения.

При этом отдельная семья или одинокий гражданин имеют право только на одну такую субсидию.

Какие требования необходимо соблюсти для субсидии ЖКХ

Условия предоставления субсидий ЖКХ каждый регион устанавливает самостоятельно. Во всех регионах семье или одинокому гражданину обязательно:

  • иметь регистрацию в квартире, комнате или доме с соответствующей отметкой в паспорте;
  • проживать в жилплощади, площадь которой соответствует региональным стандартам;
  • иметь расходы на оплату ЖКУ больше допустимой в регионе суммы;
  • не иметь задолженностей по оплате ЖКУ с соответствующим решением суда об их взыскании.

Если граждане не оплатили счета за электроэнергию, воду или вывоз ТБО, они все равно могут получить право на субсидию. Для этого следует подписать соглашение о погашении задолженности в отделе жилищных субсидий до подачи заявления.

Сколько нужно тратить на ЖКХ, чтобы получить субсидию

Максимальная цифра для всего государства – 22% на ЖКУ от дохода семьи или гражданина. Регионы устанавливают свои планки для оплаты на ЖКХ, например, в Ленинградской области эта цифра равна 10%, в Республике Саха (Якутия) – 15%, в Омской области 18% для инвалидов и пенсионеров, в Кемеровской области от 5%.

При этом многие субъекты, например, республика Башкортостан, Ростовская, Архангельская, Липецкая, Свердловская и Томская области, Москва и Севастополь, разработали специальные калькуляторы, с помощью которых гражданин может определить, какой процент от дохода он тратит на ЖКУ.

Какие доходы учитываются при получении субсидии на оплату ЖКХ в 2021 году

При определении доходов учитываются все виды заработка, которые используют члены семьи:

  • заработная плата, надбавки и премии;
  • оплата услуг по договору ГПХ;
  • доход от предпринимательской деятельности;
  • прибыль от инвестиций;
  • средства от продажи или сдачи в аренду недвижимости;
  • средства на опеку или усыновление детей;
  • пособия по уходу за ребенком;
  • другие социальные выплаты на ЖКХ, кроме денежного эквивалента скидок на ЖКУ для инвалидов и ветеранов.

При расчете доходов учитываются денежные поступления всех членов семьи. Однако не учитываются социальная денежная и натуральная помощь государства, а также страховые компенсации.

На какую жилплощадь начисляется компенсация

Стандарт жилой площади представляет собой норму квадратных метров на каждого члена семьи. Такая норма устанавливается в каждом регионе самостоятельно. Ее расчет производит отдел архитектуры и градостроительства региона. При этом если площадь жилья значительно превышает установленный стандарт, семье или гражданину могут отказать в субсидии. Например, в Москве норма жилплощадь для семьи из трех человек – 18 квадратных метров на каждого человека, для семейной пары – 42 квадратных метра. Аналогичные цифры установлены в Иркутской области. В Алтайском крае, для семьи из двух и более человек норма составляет 21 квадратный метр на каждого члена семьи, для одинокого гражданина 33 квадратных метра.

Чтобы понять, вписываетесь ли вы в рамки стандартов, необходимо разделить площадь вашего жилья на количество членов семьи, которые в нем проживают. Далее следует сравнить полученную цифру с нормами региона проживания.

Когда необходимо обратиться за правом на субсидию

Долю данных расходов рассчитывают за последние полгода до момента обращения за субсидией. Поэтому, несмотря на то, что вы можете обратиться за выплатами в любое время, лучше это сделать в тот момент, когда ваши расходы на ЖКУ будут очень высокими. Например, для многих граждан, время больших трат – отопительный сезон.

Где оформляют субсидии на ЖКХ

Право на субсидии можно оформить в Центре жилищных субсидий вашего муниципалитета, в МФЦ, центр «Мои документы». Некоторые города, предлагают гражданам оформить субсидию на ЖКХ через муниципальный портал услуг, например, такая возможность есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске.

Как подать заявление на субсидии ЖКХ

Собственник или арендатор помещения, их доверенное лицо могут подать заявление при личном визите, онлайн или почтой. При офлайн-подаче или почтовым отправлением подаются только оригиналы или заверенные копии документов. Для онлайн-подачи достаточно сканов бумаг. К заявлению прикрепляются следующий пакет документов:

  • паспорта всех членов семьи старше 14 лет;
  • свидетельство о рождении для малолетних детей;
  • документы на жилье, например, право собственности, свидетельство о вступлении в наследство, договор аренды или приватизации;
  • справка о доходах всех членов семьи старше 16 лет;
  • документы об отсутствии задолженностей по оплате ЖКХ. Обычно достаточно последних оплаченных квитанций;
  • реквизиты банковского счета;
  • документы о гражданстве другого государства для иностранцев;
  • документы выбытия родственников из состава семьи (служба в армии, признание безвестно отсутствующим или умершим,принудительное лечение);
  • дополнительные документы об отсутствии доходов.

Какие документы подтверждают отсутствие доходов:

  • справка об отсутствии у студента очного отделения вуза или ССУЗа стипендии;
  • справка, подтверждающая обучение на вечернем или заочном отделении;
  • документ, подтверждающий обучение в школе для подростков от 16 до 18 лет;
  • справка с работы о невыплате заработной платы трудящемуся с объяснением причин;
  • справка о постановке на учет по беременности;
  • документ о том, что член семьи находится под заключением, в розыске, на стационарном лечении;
  • справка об уходе за ребенком без ежемесячных пособий и прочих компенсаций на период декрета;
  • справка об уходе за несовершеннолетним ребенком по рекомендации лечебного учреждения:
  • справка о наличии в семье нескольких детей, которые обучаются в школе.

Когда выплачивают субсидию на ЖКХ

Субсидию назначают на полгода. По поручению Президента РФ автоматическое продление выплат возможно первого апреля. Если полгода с момента подачи документа истекают до апреля, выплата субсидий автоматически продлевается на полгода. Никаких заявлений при этом подавать не требуется.

Почему могут отказать в предоставлении субсидии на ЖКХ

В субсидии могут отказать, если получатель выплат просрочил оплату ЖКУ более чем на два месяца. Для возобновления выплат должник должен предоставить документы, подтверждающие вынужденность подобных мер, например, задержка заработной платы, смерть близкого родственника и прочее.

Отказ в выплатах может быть связан с отсутствием регистрации в жилье, на которое подана заявка на субсидии ЖКХ. Кроме того, отказать в выплатах могут из-за несоответствия жилой площади региональным стандартам.

Как рассчитать субсидию на оплату ЖКХ

  • Выплату можно рассчитать по следующей формуле:
  • Субсидия на оплату ЖКХ = (Стоимость ЖКУ в регионе * количество членов семьи) – (Суммарных доход семьи * Доля допустимых расходов).
  • Среднедушевой доход = (все доходы семьи за полгода / 6 месяцев) / количество членов семьи.
  • Региональный стандарт ЖКУ показывает норму стоимости света, тепла, воды и обслуживания многоквартирного дома.

В каждом регионе действует сразу несколько таких стандартов, рассчитанных для разного состава семьи, собственников и арендаторов жилья, времени года. Например, в Екатеринбурге стандарт для одинокого гражданина – 5 048 рублей в месяц. Для семейной пары – 3 939 рублей в месяц, для семьи из трех человек – 3 780 рублей. В Мурманске стандарт составляет 3 449 рублей на одинокого гражданина, для семьи из трех человек – 2 720 рублей в месяц.

В некоторых регионах для формулы также используется поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент = доход семьи / прожиточный минимум трудящегося населения в регионе.

Его используют в том случае, если ежемесячный доход семьи ниже прожиточного минимума трудящегося населения в регионе. Обычно коэффициент равен одному.

Что важно запомнить при получении субсидии:

  1. Право на субсидию имеют семья или одинокий гражданин, которые тратят на ЖКХ больше региональной нормы.
  2. Субсидию выплачивают в течение полугода. Если шесть месяцев истекает до первого апреля 2021 года, она продлевается автоматически. Позже – все документы собирают и подают заново.
  3. Для права на субсидию необходимо быть зарегистрированным и и постоянно проживать по одному адресу.
  4. Важно не иметь долгов по ЖКХ.
  5. Нужно попадать под стандарты жилой площади на человека, который устанавливает регион.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Федеральные стандарты 2021 года

Автор: Инна Хлевняк, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.

Рассмотрим федеральные стандарты «Совместная деятельность», «Выплаты персоналу» и «Информация о связанных сторонах», которые вступили в силу 1 января 2021 г.

Федеральный стандарт «Совместная деятельность»

Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.

Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.

В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:

действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;

внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;

соглашением о ведении совместной деятельности.

У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.

В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:

По каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью.

По каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период.

Субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.

Федеральный стандарт «Выплаты персоналу»

Минфин выпустил методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов.

В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.

Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.

В силу п. 4 СГС «Выплаты персоналу» данный стандарт применяется одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы».

Классификация выплат персоналу

В целях бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях к выплатам персоналу относятся:

расходы на оплату труда персонала;

При этом выплаты персоналу могут быть как в денежной, так и в натуральной форме (в виде предоставления товаров или услуг). Получателями выступают работники, члены их семей.

Выплаты персоналу делятся на две группы: текущие выплаты и отложенные выплаты.

Выплаты персоналу

Текущие

Отложенные

Выплаты, обусловленные обязательствами учреждения по их осуществлению в срок и в размере, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом)

Выплаты, обусловленные обязанностью учреждения по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения.

Принимая во внимание трактовку термина «выплаты персоналу» (п. 6 СГС «Выплаты персоналу») и положения инструкций № 157н, 174н, отметим, что данный стандарт применяется в части выплат, отраженных, в частности, на следующих счетах бухгалтерского учета:

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;

0 302 63 000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»;

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

Резерв по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время, который в настоящее время обязательно формируется субъектом учета, до применения СГС «Выплаты персоналу» регулируется Инструкцией № 157н (Письмо Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716).

Обратите внимание: выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным.

Порядок признания выплат персоналу

Порядок признания в бухгалтерском учете выплат персоналу зависит от их классификации.

Текущие выплаты персоналу признаются в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности.

Объекты учета текущих выплат признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом) (п. 8 СГС «Выплаты персоналу»).

После первоначального признания стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу изменению не подлежит (п. 11 СГС «Выплаты персоналу»).

Отложенные выплаты персоналу признаются в составе резерва предстоящих расходов на выплаты персоналу в том отчетном периоде, когда работники исполняли свои трудовые функции (должностные обязанности), в следующих размерах (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»):

в части предстоящих расходов на оплату отпусков – в сумме предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование. Порядок расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается учреждением в рамках учетной политики;

в части предстоящих расходов на пенсионные и иные аналогичные выплаты – в сумме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) или в сумме показателей, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»).

Стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру и (при необходимости) корректировке не реже чем на годовую отчетную дату (п. 12 СГС «Выплаты персоналу»).

Прекращение признания выплат персоналу

Выбытие с учета текущих выплат осуществляется по мере их исполнения. Прекращение признания отложенных выплат происходит по мере их признания текущими выплатами за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов.

Прекращение признания объектов учета отложенных выплат персоналу осуществляется по мере их признания за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу. В случае избыточности суммы признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода (п. 14 СГС «Выплаты персоналу»).

Раскрытие информации о выплатах персоналу в отчетности

Сведения о выплатах персоналу подлежат раскрытию в годовой отчетности учреждения. В частности, раскрывается следующая информация (п. 15 СГС «Выплаты персоналу»):

1) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;

2) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;

3) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду таких выплат в структуре оснований. К данным операциям относятся:

признание объектов учета отложенных выплат персоналу;

признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;

корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточно начисленных сумм.

Дополнительно в составе бюджетной информации учреждения указывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период (п. 16 СГС «Выплаты персоналу»).

Обратите внимание: при первом применении стандарта сопоставимая сравнительная информация за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской отчетности не приводится (п. 17 СГС «Выплаты персоналу»).

Федеральный стандарт «Информация о связанных сторонах»

Для целей применения стандарта связанными сторонами являются следующие лица (п. 5 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Связанные стороны

Аффилированные лица субъекта отчетности в соответствии с законодательством РФ

Лица, которые являются заинтересованными в заключении субъектом отчетности сделок в соответствии с законодательством РФ

Лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений имеет право определять или в принятии решений которых он может участвовать

Иные лица, имеющие право на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений определять хозяйственные решения, принимаемые субъектом отчетности, или имеющие возможность участвовать в их принятии

Операцией между субъектом отчетности и связанной стороной (далее – операции со связанными сторонами) считается любая операция по передаче (получению) активов, выполнению работ (оказанию услуг), их получению или факт хозяйственной жизни, ведущий к возникновению (прекращению) обязательств, независимо от того, являются ли указанные операции и (или) факты хозяйственной жизни обменными либо необменными операциями (п. 6 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Формирование информации о связанных сторонах

Суть стандарта сводится к тому, что субъект отчетности должен сформировать по состоянию на отчетную дату факты хозяйственной жизни, осуществляемые в рамках отношений со связанными сторонами. В состав (перечень) связанных сторон также включаются лица, которые являлись связанными сторонами субъекта отчетности на начало и (или) в течение отчетного периода, даже если на отчетную дату они уже не были его связанными сторонами (п. 7 СГС «Информация о связанных сторонах»).

С целью своевременного формирования годовой отчетности информация о составе (перечне) связанных сторон формируется субъектом отчетности не позднее первого рабочего дня года, следующего за отчетным.

Формирование информации о составе (перечне) связанных сторон и об операциях со связанными сторонами осуществляется на основании аналитического учета, обеспечиваемого при ведении бухгалтерского учета.

Отражение информации об операциях со связанными сторонами в отчетности

Как установлено в п. 10 – 13 СГС «Информация о связанных сторонах», в пояснениях к годовой бюджетной отчетности субъект отчетности раскрывает информацию об операциях со связанными сторонами, проведенных в отчетном периоде на условиях, отличающихся от обычных условий совершения им аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами.

Обратите внимание: не требуется раскрывать информацию об операциях со связанными сторонами субъектом отчетности в случае выполнения им возложенных на него полномочий и (или) функций в отношении организаций бюджетной сферы, которые являются для субъекта отчетности связанными сторонами (п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»).

1. Характер отношений субъекта отчетности и связанной стороны в рамках следующих видов операций (совершены в отчетном периоде):

а) безвозмездное перечисление (передача) активов;

б) предоставление (получение) кредитов, займов, ссуд;

в) реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг;

г) операции с иным государственным (муниципальным) имуществом;

д) прочие операции.

2. Условия операций со связанными сторонами каждого вида с указанием отличий условий таких операций от условий аналогичных фактов хозяйственной жизни (операций) с юридическими (физическими) лицами, которые не являются связанными сторонами субъекта отчетности.

3. Объем операций со связанными сторонами каждого вида в денежном выражении с выделением сумм операций со связанными сторонами, расчеты по которым не завершены, включая:

а) описание условий и сроков осуществления (завершения) расчетов по операциям со связанными сторонами, а также формы расчетов;

б) величину образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

в) величину списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру (экономической сущности) операции со связанными сторонами, раскрываются в агрегированном виде, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие таких операций необходимо для понимания их влияния на показатели годовой отчетности субъекта отчетности.

Для справки: не требуется раскрытие в консолидированной годовой отчетности информации о связанных сторонах и операциях между связанными сторонами среди организаций, данные годовой отчетности которых были включены при формировании показателей консолидированной годовой отчетности (п. 13 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: